Искусство и религия

Урок МХК в 8 классе

Религиозные верования и их отражение в искусстве.

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ №3 с УИОП»

г. Котовска Тамбовской обл.

Черкасова Марина Валерьевна

Рассказ о причинах появления религии Голдина Р.Д. «Силуэты растаявших времен»:

«…Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями – гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывались головные уборы, нитки бус, височные, подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находились два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало 20 экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…»

Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему

Первобытная эпоха — самая длительная в истории человечества.

Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры.

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э.

Искусство — творческое отражение действительности.

Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

1. Каменная скульптура

2. Наскальная живопись

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

Каменная скульптура.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки.

Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом.

Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног.

Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага.

Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.

Наскальная живопись.

В 1878 г. в Испании археолог Саутола и его дочь отправились в пещеру Альтамира. Когда Сауто ла зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры.

Позднее были открыты и др.пещеры с рисунками древних художников.

Давайте с вами посмотрим, что же изображали первобытные художники.

Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги.

Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством, хотя не обошлось и без курьезов, встречались изображения животных с большим количеством ног, так художники пытались передать движение

Многие рисунки содержат загадки- непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное, мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах Есть версия, что рисунки носили магический характер, если изобразить зверя в пещере-он обязательно попадет в ловушку.

Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды-охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

Истоки архитектуры.

Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с того времени, когда древние люди стали строить искусственные жилые сооружения. Это было связано с изменением климата.

В начале XX в. близ г.Чернигова были обнаружены большие завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных охотников.

В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» — большой и «литос» — камень). Существует три вида мегалитических сооружений

  1. Менгиры

  2. Дольмены

  3. Кромлехи

Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

ДОЛЬМЕНЫ (от брет. Tol- стол, men – камень) – древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определенной формы.

Кромлех — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей.

Один из наиболее известных кромлехов в мире является легендарный Стоунхендж.

Стоунхендж (в пер. каменная ограда) – огромная неолитическая обсерватория в Англии, построенная из многотонных каменных блоков в виде трех сооружений. 2280-2075 гг. до н. э.

Самостоятельная работа

1. ответ на вопрос:

Для чего археологи раскапывают могилы людей?

Как они определяют женское или мужское захоронение?

Для чего люди клали в могилы разные вещи?

Так и что же называется религией?

2.Каким словом можно заменить следующее выражение:

Вера в богов и духов – (религия)

Изображения почитаемых богов и духов – (живопись)

Подарки богам и духам – (жертвоприношение)

Поражение копьями нарисованное животное – (колдовской обряд)

Оглавление Введение 3 1.1 Возникновение религии и искусства 4 1.2 Сходства и различия религии и искусства 6 1.3 Связь культур. 8 1.4 Взаимоотношения религии и искусства 11 Заключение 15 Список литературы 16 Введение

Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства. Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека, помогают ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации. Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом. Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного), в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад. Актуальность. В наше время как никогда важно духовное возрождение нации, это прекрасно понимает наше правительство, поэтому даже в Конституции РФ прописано право человека на свободное вероисповедание. Ни для кого не секрет как упали нравы, поэтому Церковь имеет мощную поддержку со стороны правительства. Цель работы. Определить взаимосвязь искусства и религии, и определить ее влияние на судьбу культуры. Задачи. • Изучить возникновение религии и искусства • Изучить сходства и различия религии и искусства • Понять, что связывает между собой культуры Структура реферата. Реферат состоит из введения, основной части и заключения.

Заключение

Взаимодействие различных форм общественного сознания на протяжении истории было обусловлено многими объективными обстоятельствами. Оно определялось, в частности, тем, насколько она получила свое институциональное закрепление в определенных социальных учреждениях и организациях. Поскольку в первобытном обществе такой специализации еще не произошло (или она была в зародыше), вряд ли можно говорить о взаимодействии в ту эпоху искусства и религии как сформировавшихся форм сознания, существующих отдельно одна от другой. Здесь речь может идти лишь о взаимодействии отдельных элементов или сторон единого, целостного (и в этом смысле — синкретического) образования, именуемого духовной жизнью первобытного общества. Существует несколько мнений о связи религии и искусства. Одни утверждают, что искусство не нуждается в религии и наоборот. Другие говорят об обратном. Изучив литературу по данной теме можно сделать вывод, что религия и искусство тесно связаны между собой, не смотря на различия между этими культурами. Между ними достаточно много похожих моментов. Религия и искусство не могут быть разделены и существовать независимо друг от друга.

Список литературы

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.

Религия – весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент – различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Религия и искусство

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь очень популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы (от греч. dithyrambos – песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области-церковь св. Георгия в Старой Ладоге – была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор – был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества – церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту – одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам – религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно описывали жизнь святых, подвижников, праведников-князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира и человечества. В образе Христа писатели увидели и то общее, что выпало на его долю и что переживает наша эпоха: предательство, преследование, неправый суд. В такой обстановке человек устал жить и изуверился. Обесценивая жизни, страх перед гибелью породили в его психике трусость, лицемерие, покорность, предательство.

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказываются в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

Поручни из стали могут визуально подчеркнуть
хайт тек дизайн. Они очень подходят для стеклянных лестниц.

Tags: Религия и искусство

На главную

Взаимоотношения религии и искусства в корне отличаются от отношений между религией и наукой. Пересекаясь на ниве познавательной активности, религия и наука часто вступают в конфликт друг с другом из-за расхождения принципов религиозного и научного познания. Наука представляет собой теоретическое знание, получаемое с помощью абстрактных категорий, она стремится к объективному отражению действительности. Религию же и искусство объединяет то, что они представляют собой духовно-практическое освоение действительности через чувственно-наглядные образы, основанное на субъективном, ценностном отношении человека к миру, окрашенное эмоциональными переживаниями. Отношения религии и искусства в истории культуры были всегда чрезвычайно тесными, их развести сложнее, чем религию и науку.

Развитие человеческого мышления шло от простых чувственных образов-ощущений к художественно-образным представлениям. Художественно-образное мышление оказывается более ранним в истории человечества, чем абстрактнологическое, появление которого связывают с так называемым «осевым временем».

В глубинах нерасчлененного образного мифологического сознания религия и искусство рождаются как части древнего мифолого-обрядового синкретизма. По-видимому, это было время, когда религия еще не была вполне религией, а искусство не было искусством в современном смысле слова. Миф являлся формой художественно-образного освоения мира, внутри которого религиозные идеи фиксировались в изображениях, воспроизводились в танце и ритуале, усиливались музыкальным ритмическим сопровождением, закреплялись в архитектурных сооружениях.

Долгое время в истории человеческой культуры невозможно было разделить искусство и магию, охоту и религиозный ритуал, профанное и сакральное. Философия и наука рождались, преодолевая миф, отвергая его; религия и искусство возникли внутри мифологической целостности и надолго сохранили воспоминания об этом единстве. Все известные нам религии так или иначе использовали художественные образы для выражения своих идей. Например, приверженцы древней ведической религии не создавали храмов, пластических или живописных образов своих богов, но использовали мощь и выразительность поэтического слова в гимнах «Ригведы», в заклинаниях «Атхарваведы». Буддизм, несмотря на отказ от телесности земного мира как воплощения страдания, обращается к пластическим искусствам для создания образа Будды, увековечения его памяти. Ислам, сохраняя запрет на антропоморфные изображения, активно использует геометрический орнамент как отражение красоты мира и мудрости Бога.

Многие религиозные традиции рассматривали искусство как аналог божественного творчества. Особенно ярко эта идея представлена в индуизме, в учении о Майе, в котором она трактуется не только как «непостижимая Божественная Сила, заставляющая мир казаться существующим помимо Божественной Реальности; в своем позитивном аспекте Майя является также Божественным Искусством, созидающим все формы…

Точно так же, как Абсолют объективирует, благодаря своей Майе, определенные аспекты Себя или определенные возможности, заключенные в Себе, так и художник реализует в своем произведении некоторые аспекты самого себя; он проецирует их как бы помимо своего недифференцированного бытия… В этом заключается аналогия между Божественным Искусством и искусством человеческим — в реализации себя путем объективации». В христианской традиции Бог также часто понимается как Великий Художник, сотворивший мир по законам красоты и давший эти законы миру.

Такого рода уподобление искусства божественному творению питало идеи об особой роли искусства в мире. С одной стороны, искусство рассматривалось как неотъемлемая часть религии, даже как ее квинтэссенция, представлялось молитвой, высшим религиозным ритуалом, способом приближения к Богу. В этом проблемном поле появляется концепция X. Зедльмайра об «истории искусства как истории религии», в которой отражается представление о том, что искусство есть форма общения человека со сферой божественного и что подлинным искусством является лишь то, которое вовлечено в религиозный культ. У него рождается смелое, захватывающее дух предположение о том, что понятая таким образом история искусства близка к тому, чтобы занять «преимущественное положение среди наук о духе». По сути, искусством называлось только искусство религиозное, опыт религиозный предельно сближался с опытом эстетическим, сама религия становилась в некотором роде искусством. Так, для Г. Честертона, Д. Ньюмена, Ш. Пеги католичество являлось «самой поэтической религией».

С другой стороны, в романтическом движении искусство рассматривалось как явление столь же важное и существенное, как и религия, или даже само объявлялось религией. Романтики создали культ творчества и творца. Творческий процесс рассматривался как нечто трансцендентное, создание художественного произведения уподоблялось процессу божественного творения вне зависимости от темы, сюжета. Примечательны в этом отношении слова Гете, который был величайшим авторитетом для многих романтиков: «Религия находится в таком же отношении к искусству, как и всякий другой из высших интересов жизни. Ее надо рассматривать лишь как материал, совершенно равноправный с материалом, доставляемым искусству прочими сторонами жизни. Точно так же вера и неверие — это отнюдь не те критерии, с помощью которых должны восприниматься произведения искусства. Наоборот, для их восприятия нужны совершенно другие человеческие силы и способности. Искусство должно служить тем самым органам, которыми мы его воспринимаем… Религиозный сюжет тоже может быть хорошим материалом для искусства, однако лишь в том случае, если он дает что-либо общечеловеческое». Имея в виду существовавшие в истории человеческой культуры тесные, сложные и иногда полярно оцениваемые взаимоотношения религии и искусства, попробуем их представить как два разных феномена культуры.

Религию в самом общем виде можно определить как особый способ организации духовного опыта человечества, в основе которого лежит вера в существование сверхчувственной реальности, имеющей власть над земным, чувственным миром. Не случайно религиозный опыт часто описывается как «чувство зависимости, принимающее форму чувства тварности, чувства собственного ничтожества и преходящности в сопоставлении с тем, что возвышается над всеми творениями… чувство религиозного благоговейного ужаса и бессилия перед «mysterium tremendum” (неслыханной тайной). И, наконец, это чувство томления по трансцендентному существу, чарующему нас». Это описание религиозного опыта, сделанное Рудольфом Отто (1869—1937) в книге «Священное», получило большую известность и признание в современном религиоведении. Чувство зависимости и подчинения признается одним из основных в отношении человека к сверхчувственному миру.

Искусство — способ образного освоения реальности, то есть способ образного выражения людьми своих внутренних состояний и отношений с окружающим через формообразование, своего рода «моделирование культурных ситуаций с помощью образных заместителей реальности. Такое «про- жективное» воспроизведение и изменение жизненной среды обусловливает большую эффективность реальной деятельности, поскольку, во-первых, не дает угаснуть вниманию людей к рутинным аспектам повседневной жизни, а во-вторых, позволяет выявить новые связи и возможности, содержащиеся в этой среде».

Искусство может моделировать любые культурные ситуации и передавать разные оттенки эмоционального состояния людей. Это может быть и «чувство зависимости и подчинения», рождаемое религиозным опытом, и чувство торжества от ощущения господства над миром. Сам же художник может при этом также испытывать разные чувства: чувство свободы и творческой радости, когда «формообразование» совпало с замыслом (вспомним: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»), и чувство бессилия, собственной никчемности, когда это не удается.

Онтологический аспект в соотношении религии и искусства проанализировал Д. М. Угринович в широко известной книге «Искусство и религия». Он выделяет в человеческой практике две стороны, без вычленения которых, по его мнению, нельзя правильно понять социальных истоков и искусства, и религии. Одна сторона человеческой практики выражает и фиксирует степень господства людей над объективным миром, другая — господство объективных условий жизни над людьми. «Факты свидетельствуют о том, что зачатки искусства и первоначальные религиозные верования возникали одновременно. Хотя для появления зачатков искусства и первых магических верований требовались общие гносеологические предпосылки (определенный уровень развития и воображения, элементарное умение абстрагировать и обобщать), социальные потребности, породившие их, принципиально отличаются друг от друга. Художественное творчество возникало на основе успехов трудовой, производственной деятельности людей, как результат все более глубокого овладения свойствами вещей, умения придать окружающим предметам необходимые для людей формы, выявить их объективные качества

(симметрию, гармонию, ритм и т. д.). Зачатки искусства, следовательно, связаны с той стороной человеческой практики, которая выступает как проявление человеческой свободы».

Возникновение религии Д. М. Угринович связывает, напротив, с ограниченностью человеческой практики, неспособностью человека постоянно обеспечить желаемый результат усилий, «вину» за которые он возлагает на некие внешние, сверхчувственные силы. «Следовательно, — делает вывод автор, — религия связана с той стороной человеческой практики, которая фиксирует несвободу людей, их зависимость от стихийных сил окружающего мира». Точнее сказать, религия связана с представлениями о такой зависимости мира чувственного, профанного от мира сверхчувственного, сакрального.

На несколько аспектов различия религии и искусства обращает внимание Е. Г. Яковлев, известный российский эстетик, много внимания уделивший проблемам соотношения религиозного и эстетического. Он также исходит из признания существования, особенно на ранних этапах истории, художественнорелигиозной целостности, выявляет ряд общих моментов для искусства и религии, но фиксирует и их противоположность.

Так, гносеологический ракурс рассмотрения взаимоотношения религиозного и эстетического, по его мнению, наиболее ярко выявляет как их эмоциональную общность, так и противоположность в конечных целях. «В искусстве художественный образ есть результат «преодоления» смутного интуитивного рефлексирования, результат превращения импульсивной эмоции в эмоционально-рациональную целостность. Причем сам процесс создания художественного образа предполагает органическое вплетение рационального в эстетическое отношение художника к объекту своего творчества». Эстетические эмоции — «умные эмоции». В творчестве эмоциональность художника (интуиция, аффект, экстаз) переплетается с рациональными моментами, выраженными в замысле, фабуле, сюжете. Мировоззрение, убеждения художника и эмоционально окрашенное личностное отношение к миру лежат в основе художественного творчества. В религиозном отношении к объекту, напротив, доминирует «элемент смутного его предощущения». Практически все мировые религии ориентирует верующих на то, что художественное произведение есть образ, который не во всем подобен первообразу, это «неподобное подобие», не отражающее существенное в реальном объекте, но всего лишь напоминающее о нем. Верующий переводит чувственные образные впечатления не на уровень логических умозаключений, а в сферу принципов религиозной веры и догматов. «Гносеологическое значение религиозного канона заключается в том, что он дает возможность эмоциональные смутные реакции перевести сразу же на уровень жестких, твердых религиозных представлений, минуя путь творческой фантазии».

Так, христианская церковь, используя искусство как средство мощного эстетического и психологического воздействия на верующих, поддерживала и закрепляла в традиции те приемы, которые создают впечатление ирреальности. Струящийся из-под вознесшегося ввысь купола свет, золотые фоны и нимбы, «плывущие» в безвоздушном пространстве статичные, недвижные фигуры святых, освещаемые колеблющимся пламенем свечей, многоголосое пение, особым образом звучащее под сводами храма, — все это составные элементы сильнейшей «симфонии», названной П. Флоренским «храмовым действом». Цель этого храмового действа, все элементы которого тщательно отбирались на протяжении многих столетий, пока не составили этот стройный по изначально, мощнейший по силе эстетического, психологического воздействия ансамбль, — вызвать у всех присутствующих сходные чувства открытости «миру горнему», ощущение контакта с ним, «восхождения» к Богу, слиянности с ним. В данном случае средствами искусства, сущностным свойством которого является возможность моделирования ситуаций, решаются строго религиозные задачи.

Художественный образ — главный результат художественного творчества — представляет действительность как целостный, чувственный, бесконечно богатый мир. Посредством искусства люди получают конкретное, разнообразное знание о различных аспектах жизни. Это знание не является рационализированным и достоверным, как в науке, но оно более целостно и полно отражает мир людей. Не случайно в последние годы мы наблюдаем феномен использования художественного текста вместо научного для более полной реконструкции исторической эпохи, как это делает Умберто Эко в своих романах. Искусство обладает информационной избыточностью или неограниченной информативностью. Истинный художник в своем произведении отражает мир гораздо более полно, чем изначально планирует (примером могут служить романы М. А. Шолохова), именно это делает художника «камертоном эпохи», а его произведение — «энциклопедией жизни». Именно поэтому великие произведения искусства «прочитываются» заново каждой новой эпохой, они много- плановы и неисчерпаемы по содержащимся в них смыслам: религиозным, философским, политическим, социальным, эстетическим.

В том случае, когда искусство используется для передачи религиозных идей, для отражения мира горнего, его неограниченная информативность сужается, канализируется религиозными догматами и каноном. Все направлено на создание заранее заданного результата, на то, чтобы вызвать у зрителей запланированные реакции, ассоциации. Это сужает возможности искусства и демонстрирует служебный характер его использования.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *