Искусствоведы Москвы

Православные ярмарки проходят в Москве чаще всего на нескольких постоянных площадках. Основные православные выставки-ярмарки в сезоне 2020 года работают в парке «Сокольники» в павильонах выставочного центра. Ранее организаторы многих из этих ярмарок работали на ВДНХ.
В «Олимпийском» (на проспекте Мира) ярмарки не проводятся.

В расписании у каждой ярмарки указан организатор и (по возможности) официальный сайт и телефоны.
Информация о некоторых прошедших ярмарках удалена.

Расписание: Сентябрь-Октябрь 2020

Причины запрета православных ярмарок на ВДНХ >>

Возможно объявление внеплановых ярмарок позже!

8 — 13 сентября 2020
Православная выставка-ярмарка в рамках православного фестиваля «Артос»
Режим работы: с 11 до 19 часов
последний день — до 17 часов

15 — 20 сентября — Сокольники, Белорусская ярмарка >>
Ярмарка по своему ассортименту товаров очень близка православным ярмаркам.

Перенос
КВЦ «Сокольники», павильон 2
Православная выставка-ярмарка «По завету князя Даниила»
Организатор: «Покровский выставочный центр»
Оргкомитет выставки: Тел.факс: +7(495)780-67-81

Видео: ярмарка 2020

13 — 18 октября 2020
КВЦ «Сокольники»,
Фестивальная площадь (рядом с павильоном 2)
Православная выставка-ярмарка «Звон колоколов»
Официальный сайт www.zwonkolokolow.ru
Телефоны: 8(499)189-16-06, 8(499)189-19-95
Цель ярмарки — консолидация церковных и общественных усилий для популяризации православного мировоззрения и образа жизни, проповеди любви и добрососедства, предоставление возможности братского общения православных людей из разных уголков России и зарубежья, побуждение к милосердию и жертвенности

20 — 25 октября 2020
КВЦ «Сокольники»,
Фестивальная площадь (рядом с павильоном 2)
Православная выставка-ярмарка в рамках православного фестиваля «Артос»
Режим работы: с 11 до 19 часов
последний день — до 17 часов
Официальный сайт: expostavros.ru
Свою продукцию и достижения представляют православные монастыри, храмы, издательства, иконописцы, ювелиры, ремесленники, фермерские и эко-хозяйства из России, ближнего и дальнего зарубежья. Особый уклон сделан на насыщенную культурную программу: гостей фестиваля ждут встречи со священниками, концерты, кинопоказы и книжные презентации, а также кулинарные и творческие мастер-классы для взрослых и детей.
Контакты организаторов: 117419, г. Москва, Донская площадь, д.1, тел: 8(916)301-12-91

Позже возможно появление в расписании новых ярмарок. Пока информации нет.

Как продать ненужные вещи БЫСТРО и БЕЗОПАСНО >>

Прошедшие ярмарки:

Факультативно:
КВЦ «Сокольники», павильон 2
«Покупай Отечественное!»
Выставка-ярмарка, павильон 2 — организатор ярмарки «Звон колоколов», тематика близка православным ярмаркам.
Часы работы с 11:00 до 19:00

Фестиваль «Пасхальный дар»

Пасхальная ярмарка «Православная Пасха в мире» на Тверской площади в Москве. Видео. Качество HD.

КВЦ «Сокольники», павильон 2
Большой Православный Фестиваль «Артос» >>

Тишинка >>
Православная выставка «Хвали имя Господне!»
Часы работы 19 — 23 января: 10.00 — 19.00
Часы работы 24 января: 10.00 — 16.00

даты, КВЦ «Сокольники», павильон 2
Православная выставка-ярмарка «Сорок сороков»
Организатор: ООО «СТАВРОС»
Время работы выставки: с 11:00 до 19:00
последний день работы — до 17.00

Рождественская ярмарка в Экспоцентре >>

Репортажи

Глава Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов: «Храмовая архитектура должна развиваться путем естественной эволюции, не делая при этом шаг назад»

20.11.2019 14:13 Версия для печати

Москва, 20 ноября, Благовест-инфо. Современный храм – это многофункциональное пространство, которое призвано решать гораздо больше социальных задач, чем церкви, построенные несколько веков назад. Как построить храм, который будет опираться на прерванную на несколько десятилетий традицию, соответствовать канону, но при этом отвечать запросам современной жизни? Эти и другие важные вопросы, связанные с храмостроительством, обсудили 18 ноября Андрей Анисимов – глава Гильдии храмоздателей, академик Академии архитектурного наследия и Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор РФ и Рустам Рахматуллин – известный журналист и москововед. При большом стечении заинтересованных слушателей встреча состоялась в культурно-просветительском центре «Школа наследия».

Андрей Анисимов и Рустам Рахматуллин. Фото: Юлия Зайцева

Андрей Анисимов более 30 лет занимается проектированием и строительством храмов. За эти годы его мастерской построено более пятидесяти церковных сооружений. По его словам, Гильдия храмоздателей – его главное детище: это творческое объединение профессионалов – архитекторов, строителей, художников, искусствоведов, мастеров прикладного искусства позволяет создать храм, начиная от проекта и заканчивая деталями интерьера, вплоть до «последней пуговицы облачения». И это решение выстраданное, потому что «иначе невозможно соединить огромное число независимых специалистов со своими планами». Как рассказал Анисимов, «обычно в церковной архитектуре дела обстоят по-другому: архиерей или священник находят архитектора, который за три копейки делает эскизик; затем его передают в проектное бюро, где вносят свои коррективы; потом ищут строителей подешевле, и какой-нибудь мостостроительный отряд подгоняет проект под свои технологии; дальше покупается утварь в «Софрино» и ставится деревянный иконостас». Такой подход приводит к плачевным результатам, считает архитектор. Он также выступает против строительства храмов по типовым проектам. «Мы хотим, чтобы храмы были красивыми», – говорит он.

Введенская церковь в пос. Сухарево Белгородской области, арх. Андрей Родыгин. Фото с сайта sobory.ru

Как складывались представления о церковной архитектуре, ее критериях и перспективах у выпускника МАРХИ, закончившего в 80-х кафедру архитектуры промышленных и общественных зданий? Большую роль в этом сыграли студенческие поездки по русскому Северу, участие в реставрации церквей в Костромской области. Первый новый храм в год тысячелетия Крещения Руси построил архитектор Андрей Родыгин, с которым сотрудничал Анисимов, и эта прекрасная Введенская церковь в пос. Сухарево Белгородской области стала своеобразной точкой отсчета церковного зодчества в условиях религиозной свободы, «задала высокую планку, воодушевила». «Нам тогда казалось – сейчас как рванем!» – вспоминал те годы Анисимов. Но какому стилевому направлению отдать предпочтение? «Мы тогда не готовы были создавать принципиально новую архитектуру». Было решено взять за основу русский модерн, творчески переработавший традиции псковской архитектуры. Развитие этого стиля было прервано в России после революционных событий, но оно продолжилось в храмовом зодчестве русского зарубежья. «На чем закончили – с того и начинать. Храмовая архитектура должна развиваться не революционным методом, а путем естественной эволюции, не делая при этом шаг назад», – так сформулировали тогда вектор движения Анисимов и его сподвижники. Помня о Покровском храме Марфо-Мариинской обители, о Спасской церкви в Абрамцево, о старообрядческих церквях начала ХХ века, они построили в 2000 г. первый свой храм в Надовражино, на подворье Сретенского монастыря, и таким образом «заявили свою преемственность». Более 30 лет члены Гильдии идут именно этим путем, отзываясь на те изменения, которые происходят в церковной жизни.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с.Надовражино. Фото с сайта tovrest.ru

Это основной принцип Анисимова: архитектурный замысел церковного здания должен исходить из «глубокого понимания того, что происходит в храме, особенно – в современном храме». А для этого необходимо то, что называют «включенным наблюдением»: будучи воцерковленным христианином, архитектор видит, что за последние годы «очень поменялась приходская жизнь: церковь стала не только местом, куда верующие пришли в воскресенье и разошлись; это теперь особый мир с разнообразным социальным служением – это и воскресная школа, и культурный центр, и библиотека, и помещения для помощи малоимущим, для заботы о бездомных, группы помощи наркоманам и т.д.» Эта реальность требует проектирования не просто церковного здания, а целого храмового комплекса, где собственно храм может занимать всего 10% площади, а все остальное должно работать на «огромную социальную нагрузку», считает глава Гильдии храмоздателей. Если это не учитывать и ограничиться постройкой, к примеру, увеличенной копии храма Покрова на Нерли, в этом крестово-купольном пространстве невозможно будет организовать современную церковную жизнь: оно обрастет гардеробом, появится лавка, некуда будет поставить баки со святой водой… Все это приходится учитывать архитекторам, вплоть до раздвижных дверей, которые могут увеличивать и сокращать пространство в зависимости от масштабов происходящего.

А.Анисимов. Фото: Юлия Зайцева

Огромное значение имеют материалы, продолжил Анисимов. По его словам, «в материале должна быть жизнь, природа, человеческая рука». Поэтому он не использует бетон, но любит кирпич, в ряде храмов декоративно подчеркивает кирпичную кладку несущих конструкций в интерьере, утверждая, что это дает ощущение устойчивости и покоя. Для строительства одного из храмов даже был использован кирпич от разрушенных старых зданий – это предмет особой гордости Анисимова. Он любит простые, чистые формы, всегда просчитывает содержание здания и будущие коммунальные расходы, поэтому не советует строить, например, высокие шатры на небольшом основании в спальных районах и разрабатывает проекты малобюджетных храмов. Но в Гильдии не гонятся за дешевизной: так, для строительства русского храма в Салониках везут подмосковный мячковский камень, ведь белокаменную резьбу невозможно имитировать. Для каждого проекта находится свое решение, в том числе – и в отношении материалов: хорос делается непременно из ржавого железа; иконы пишутся прямо на грубой штукатурке, и в них используются фрагменты битой керамики, которую пришлось специально для этого разбить; керамический зеленоватый лемех для покрытия куполов заказывается в Германии… Тем больней, когда храмы начинают жить своей жизнью, и «новые хозяева» стараются по-своему «сделать красиво»: заштукатуривают кирпичную фактуру, благородное покрытие глав делают ярким и блестящим, как елочная игрушка. «Ни один храм от этого не защищен», – сетует Анисимов.

Знаменская церковь в Дивеево. Фото с сайта tovrest.ru

Обращается ли Гильдия храмоздателей к другим стилям и эпохам? Во многом это зависит от заказчика: так, в Дивеево был построен храм, напоминающий барочный собор московского Заиконоспасского монастыря; в Нижегородской же области был возведен храм в традициях неоклассики; построено также несколько «византийских» церквей. «Я не считаю, что какой-то стиль плохой. Но цитировать и стилизовать – это неинтересно», – говорит Анисимов. Он считает, что каждый храм должен быть соотнесен с особенностями места, где он строится. Когда проектировался храм прп. Серафима Саровского в московском Экспоцентре, было понятно, что среди небоскребов невозможно создать доминанту. Тогда решили сделать не доминанту, а «жемчужину» – «чтобы глаз сразу, из проезжающих на большой скорости машин, выхватывал что-то иное, чтобы «порода» была видна». Так появился небольшой храм, напоминающий о псковском зодчестве. Или вот как, например, Анисимов учил своих мастеров «входить в образ», проектируя неоклассический храм: «Представим, что мы крепостные архитекторы, нас барин послал учиться в Петербург, мы там всего насмотрелись, выучились, но половину забыли. Поэтому мы сначала отрисовываем правильные капители, а потом их немножечко портим, потому что в этих местах, на Нижегородчине, все так и строили, все немножко кривоватое, смешное…»

Храм прп. Серафима Саровского в московском Экспоцентре. Фото с сайта tovrest.ru

Возрождая традиции русского церковного модерна, Анисимов не собирается «топтаться на месте»: «Наше желание – продолжить поиски в архитектуре». Поэтому он так поддерживает и продвигает молодых коллег, говоря: «Ни в коем случае нельзя убивать горение в молодых». Поэтому поддерживает новаторское творческое объединение «Квадратура круга», созданное его учениками Даниилом Макаровым и Иваном Земляковым. Главное препятствие для поиска новых форм и решений – заказчики, которые зачастую «принимают в штыки любые новшества», ссылаясь при этом на то, что «бабушки не поймут». Однако после освящения базилики св. Пантелеимона в Нижнем Новгороде (хотя храм восходит к древним традициям, некоторые считают его одним из самых новаторских: белые стены аскетично сочетаются с деревом и камнем, в алтаре – киворий, на стенах – каллиграфия и т.д.) именно «бабушки» подошли к архитекторам с благодарностью. «Они прекрасно разбираются не в архитектуре, а в церковной атмосфере», – уверен Анисимов. Несмотря на критику с разных сторон, на то, что заказчики иногда «вынуждают работать в стилизации», Гильдия храмоздателей идет вперед: сейчас в работе 17 новых храмов, и Анисимов не собирается на этом останавливаться. Рассмотреть уже построенные Гильдией храмоздателей часовни, храмы и храмовые комплексы можно на сайте «Товарищество реставраторов – Мастерские Андрея Анисимова».

Юлия Зайцева

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Репортажи»

Церемония открытия выставки работ российских фотохудожников «Православные храмы России: взгляд сквозь время» прошла в Муниципальной галерее Керкиры 10 августа 2016 года. Она стала смысловым началом фестиваля «Россия – Греция. Вместе сквозь века» и показала гостям всю красоту русских храмов, многообразие природы и архитектуры России, мастерство наших фотохудожников.
На открытии присутствовали мэр города Керкира Костас Николоузос с представителями мэрии, президент фестиваля Павел Карпухин, заместитель председателя оргкомитета фестиваля Петр Засельский, представитель митрополии протоиерей Афанасий Хр. Коккинопулос (настоятель храма святого Иоанна Предтечи), почетный консул РФ на Корфу и ионических островах Никос Конулас, вице-мэр по образованию, директор муниципальной галереи Керкиры Мария Музакити, члены оргкомитета, местное телевидение, участники и гости фестиваля.
Церемония началась с торжественного разрезания ленточки мэром города Керкира Костасом Николоузосом и заместителем председателя оргкомитета фестиваля Петром Засельским. Как только красная лента была разрезана зазвучали мелодичные звуки песнопений, которые исполнил Камерный хор Санкт-Петербургской Духовной академии.
Представитель митрополии протоиерей Афанасий Хр. Коккинопулос (настоятель храма святого Иоанна Предтечи) от имени высочайшего митрополита выразил особую благодарность организаторам фестиваля и хору за прекрасное исполнение. Он обратил внимание на тему фестиваля и заметил, что не только Греция, но и он сам, и храм, в котором он служит, тесно связаны с Россией.
В церкви святого Иоанна Предтечи когда-то служил Никифорос Феотокис, который потом был настоятелем свято Даниловского монастыря, и где похоронен сейчас.
А сама церковь бала особо любима Федором Ушаковым. Именно в ней он молился во время освобождения Керкиры в 1799 году. Там он просил, чтобы святой Иоанн помог ему найти правильный путь.
Открытие выставки – это первое официальное мероприятие фестиваля. Во время церемонии был дан старт началу работы, обсуждались организационные вопросы и были сказаны приветственные и напутственные слова.
Мэр города Керкира Костас Николоузос: «Спасибо организаторам и участникам фестиваля за то, что они дают возможность нашим народам еще ближе познакомится, и в православной, и в исторической, и в политической сфере. Россия и Греция всегда были связаны узами дружбы. Радует, что наша дружба укрепляется с обеих сторон. Мы – ваши братья и всегда готовы вас принять и посодействовать в проведении различных мероприятий».
Петр Засельский от лица председателя оргкомитета Сергея Степашина поблагодарил мэрию за помощь в организации фестиваля и пригласил всех на выставку, чтобы насладиться прекрасными работами русских фотохудожников. Приветственное слово заместителя председателя оргкомитета фестиваля завершило официальную часть открытия.
Выставка была открыта с 10 по 14 августа 2016 года, на нее могли попасть все желающие. Выставка оказалась очень популярна среди жителей и гостей города, ее посетило более тысячи человек. На выставке были представлены те самые фотоработы, которые выставлены у Храма Христа Спасителя в Москве. Именно эта выставка в столице была продлена по желанию горожан, и украшает город, показывая всю многообразность и красоту нашей страны.
Пресс-служба Центра имени Святителя Спиридона Тримифунтского

Контактный телефон:

(8442) 55-13-16

Внимание!

Дорогие братья и сестры!
Участники и посетители выставки «Царицын Православный – Хвали имя Господне!»

Выставка – ярмарка «Царицын Православный – Хвали имя Господне!» — это единственная православная выставка в Волгограде, которая проводится совместно с Волгоградской Епархией.

Распечатайте и приходите бесплатно!

Основные направления экспозиции:

  • Служение, миссионерская и культурная деятельность Русской Православной Церкви;
  • Восстановление и реставрация православных храмов и монастырей;
  • Святыни России, Ближнего и Дальнего Зарубежья, паломничество;
  • Благотворительность и социальные проекты светских организаций , некоммерческие фонды;
  • Иконопись;
  • Храмовое убранство, церковная утварь, предметы церковного обихода;
  • Литература, аудио- и видеопродукция православного содержания;
  • Одежда, головные уборы религиозного назначения;
  • Колокольное литье;
  • Православные традиции в ювелирном деле;
  • Изделия народно-художественных промыслов;
  • Освященные продукты монастырей и фермерских хозяйств, церковное вино, мед.

В программе выставки:
Тематические семинары, беседы и встречи с богословами, музыкальные концерты.
В стоимость участия входит:
Аренда на все дни выставки оборудованной площади, включающей в себя: стендовые конструкции, ковровое покрытие, название на фриз, электророзетку 220 В., стол, два стула, корзину для мусора, вешалку.
В обязательный регистрационный взнос входит:
Аккредитация двух участников фирмы: 2 бейджа, пригласительные билеты, дающие право на бесплатный вход в количестве 10 шт., диплом участника выставки, общая охрана экспозиции с 20.00 до 9.30. Ежедневная вечерняя уборка территории выставки. Обзорная экскурсия по городу.
Заезд участников 16.11.12 г. с 14.00 до 20.00
Время работы выставки с 10.00 д о 19.00
ВНИМАНИЮ участников выставки!
На реализуемую продукцию (продовольственную, лечебно-профилактическую, косметическую, ювелирную и пр.) должны быть предоставлены сертификаты соответствия и др. нормативная сопутствующая документация
Представители РПЦ обязаны предоставить следующие документы:
1. Благословение правящего архиeрея на участие в выставках
2. Направление от храма (монастыря, скита) конкретно на ФИО участника выставки с указанием паспортных данных и (или) с фотографией.
3. Благословение на требы (указать какие, убрать из треб «вечные» и «бессрочные»), а также указать святыни, которые благословляются на выставку.
Копии вышеперечисленных документов должны быть переданы организаторам выставки не позднее 01.11.2012г.
Оригиналы иметь при себе в дни участия выставки.
Место проведения выставки:
Россия, Волгоград, пр. Ленина, 65 А
Выставочный комплекс ЭКСПОЦЕНТР
ОРГАНИЗАТОРЫ:
Волгоградская Епархия
Выставочный центр «ВолгоградЭКСПО»
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА:
Администрация г. Волгограда
КОНТАКТЫ:
Руководитель проекта:
Кузьмина Екатерина

8-902-658-11-81
Начальника отдела выставок:
Воробьева Эльвира

(8442) 55-13-16, 55-13-17

QR — код: воспользуйтесь программой для сканирования

штрих-кодов на Вашем телефоне,

чтобы добавить событие в календарь!

Информационная поддержка:

Началось все с объявления в соцсети: «При храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках действует Молодежный клуб во имя Петра и Февронии. Каждое воскресение в 17.00 служится молебен перед чудотворной иконой Петра и Февронии, о. Алексий читает проповеди, посвященные поиску второй половинки, гармонии в семье.

Проводится чаепитие, на котором присутствует обычно около 300 человек. Приглашаются православные исполнители. После чаепития — прогулки по Москве, спортивные мероприятия, мастер-классы по историческим бальным танцам.

Основной возраст участников Клуба – 25-40 лет. С момента создания Клуба (сентябрь 2007 год) из участников образовалось около 100 венчанных пар».

Программа вечеринки, планируемой на 11 февраля, выглядела несколько скромнее. Танцы и прогулки по Москве никто не обещал. Ограничились молебном, проповедью и чаепитием. Организаторы «банкета» предупреждали, что 11 февраля — последний шанс для судьбоносной зимней встречи. Далее — перерыв на Великий пост до 15 апреля. Во время поста, предаваться любовным утехам — тяжкий грех.

Я списалась по сети с президентом клуба Екатериной. Поинтересовалась точным местом и временем встречи, уточнила правила дресс-кода, спросила, нужна ли какая-то помощь и почем нынче православный кутеж.

Ответ от Екатерины пришел мгновенно: «С собой нужен головной убор. Насчет денег: мы обычно просим пожертвования по силам — на продукты.

Приходите к 17.15, поможете накрыть на стол. Вам нужно будет пройти в трапезную. Это справа от Храма. Там же, где туалет. Можете спросить женщину, которая пирожками торгует. Она покажет.

Если Витя будет уже, он вам откроет сарай и даст все необходимое для готовки. Если нет — тогда придется это делать Жене. Я буду на связи».

Кто такие Женя и Витя, Екатерина не пояснила.

В назначенный день я направилась в Храму. Над нарядом голову ломать не стала. Черные брюки, толстовка, ботики, минимум косметики. В сумку бросила на всякий случай юбку, на голову повязала платок.

«Можно кого покраше и помоложе прислать?»

Гулянка для верующих намечалась в самом центре Москвы. Храм Успения пресвятой Богородицы — в 10 минутах ходьбы от Пушкинской площади.

Захожу во внутренний двор. Слева — вход в храм. Справа — сарай, он же — трапезная с общей уборной.

В сортир выстроилась приличная очередь из мужчин. Внешне — все на одно лицо. Одежда тоже не блещет разнообразием. На ногах — стоптанные ботинки, из верхней одежды — толстые бушлаты, напоминающие телогрейки, на лице — щетина месячной давности.

Никто не разговаривает. Не улыбается. С каменными лицами ждут своей очереди. Приспичило не по-детски, видно.

В узком коридоре не развернуться. Пытаюсь протиснуться к двери, ведущей на кухню. Меня не пропускают. Думают, что решила пролезть без очереди. Жду, пока собравшиеся, разойдутся. Когда проход освободился, я открыла дверь на кухню.

Комнатка в 10 «квадратов». На стенах — десятки икон и внушительных размеров портреты Николая Второго и патриарха Кирилла. Сбоку — встроенная кухня, посередине — большой стол, за которым стругают овощи-фрукты худощавая женщина и двое мужчин — один высокий в черной водолазке и в спортивных штанах с острым носом, второй — хрупкий, в тельняшке, напоминающий моряка-дембеля.

— Я пришла вам помогать, — поприветствовала я собравшихся.

Радости на лицах встречающих не заметила.

— А помоложе и покрасивше нельзя было кого прислать? — выдал остроносый.

«Видимо, в моей помощи здесь не нуждались», — подумала я. Вышла на улицу. Решила подойти позже, сразу к пиршеству.

Пока раздумывала, из трапезной выбежал «моряк»: «Вы на него не реагируйте, пойдемте обратно в трапезную, поможете нарезать нам продукты».

Я дама не гордая. Дважды звать меня не надо. Так что с радостью проследовала за переговорщиком.

На этот раз меня встретили немного теплее. Мы познакомились с коллегами по готовке. Тот, который требовал «помоложе и красивее», представится Львом, парня в тельняшке звали Иваном, худощавая девица лет 36 — Ольга. К нашей компании чуть позже присоединилась пожилая женщина. Видимо, работница храма. Она так и осталась для меня безымянной.

— Ирина, берите нож, режьте хлеб, мажьте икру, разделывайте фрукты, все это раскладывайте по тарелочкам, — руководила процессом Ольга.

По замыслу женщины, должно было получиться 25 тарелочек со сладкими блюдами, 25 — с фруктами, 25 — с бутербродами и овощами.

— На какие деньги вы покупаете продукты? — поинтересовалась я.

— Это все пожертвования, все от Бога, — ответили хором присутствующие.

Ассортимент блюд вызвал легкое недоумение, учитывая количество предполагаемых гостей — порядка 200 человек (летом в храме собираются до 700 человек). Итак, в этот день Бог послал на традиционное чаепитие икру заморскую — одну банку, хлеб — белый и черный, огурцы и помидоры — по 3 штуки, сыр «Российский» — 200 граммов, яблоки — 1 кг, бананы — 1 кг, мандарины — 1 кг.

Из сладостей: кексы — 6 шт, конфеты «Батончики» — 2 упаковки, пастила — 1 пачка, зефир — 1 пачка, пирожные — 4 шт, шоколадные рулетики — 8 шт.

Мне велели нарезать тонкими кольцами банан, очищать мандарины и делить их на дольки, стругать яблоки — затем фруктовое ассорти раскладывать по тарелочкам.

— Поменьше нарезайте, народу много, всем должно хватить хотя бы по дольке фрукта, — напутствовала меня Ольга.

Дальше приступили к готовке сэндвичей с кабачковой икрой. Ломтик белого хлеба покрывали таким тонким слоем деликатесного продукта, что бутерброд тут же заветривался. Вид у блюда становился, мягко говоря, непрезентабельным. В какой-то момент еда начала вызывать у меня чувство тошноты. «Неужели это кто-то станет есть?» — непроизвольно вырвалось у меня.

— Еще как станут. Все сметут в момент. Вот увидите, — убеждал меня Лев.

На тарелки также разложили скоромные бутерброды с огурцом и с сыром.

В процессе подготовки к вечеринке мы, наконец, разговорились.

— Вы не обижайтесь на Льва, он слабовидящий, не разглядел вас, вот и обидел случайно, — начал беседу Иван.

— Да, я практически ничего не вижу, — кивал Лев, заглядывая мне в глаза. — Вот вы для меня — сплошное серое пятно.

— Как же вы поняли, что я немолодая и некрасивая?

— По запаху. Вот я общался с глухонемыми. Они выглядят моложе. Хорошо сохранились, потому что много двигаются, фейслифтингом занимаются, мимика у них подвижная. Пойдемте со мной на спектакль глухонемых, сами увидите. На неделе давайте встретимся, бесплатный вход для всех. И платить ничего не придется.

Надо только заранее приехать. Места лучшие занять. Вы не думайте, я ведь умный очень, по образованию социальный психолог, 10 лет изучаю язык слепоглухонемых.

— Значит, внешность спутницы жизни для вас имеет значения?

— Нет. Мне главное, чтобы она здоровая была. Та женщина, которая будет со мной — я ее сделаю самой счастливой.

— Вы давно состоите в клубе знакомств?

— Я случайно нашел это место. В интернете лазил, всякие знакомства искал, а тут раз и на православных наткнулся. Уже 7 лет сюда хожу. И все никак не найду свою судьбу. Тут всем надо материальное — машину, дачу. Православные ничем от обычных баб не отличаются. А у меня ничего нет. И работы нет. На бирже труда стою.

В разговор вмешивается пожилая женщина, которая все время тихо сидела в сторонке. Наблюдала за процессом готовки.

— Не поэтому у тебя никого нет, просто ты не умеешь общаться с людьми. Тебе даже батюшка сказал — надо учится находить общий язык со всеми.

Впрочем, «матрос» Иван тоже четыре года обивает пороги клуба Петра и Февронии. И тоже сидит без пары.

— Сколько вам лет, Лев? — продолжаю разговор.

— Сколько дадите, все мои, — неожиданно начал кокетничать мужчина. — Я свой возраст теперь скрываю. Вот тут одно сказал, так она обиделась. Потому что ей было 25, а мне 45. Она ждала молодого. Меня отшила. Сказала, я для нее старый. Ну я ей и ответил: «Так у тебя глубокие морщины и волосы седые, ты тоже на 45 лет выглядишь».

— Как же вы ее разглядели, если ничего не видите?

— По запаху. Я всех женщин «вижу» по запаху. Вот вы сейчас конфеты достали батончики — их я тоже определяю по запаху. И обоняние у меня острое. Вон телефон вы сейчас достали. По кнопкам стучите.

Кнопок на моем телефоне не было. Но я не стала спорить. Вдруг это грех?

Когда бутерброды были готовы, фрукты нарезаны и расфасованы, мы приступили к сладостям.

— Чтоб на всех хватило, пряники, зефир и пастилу режем на четыре части, а вот эти шоколадные рулетики можно и на 6 частей, — инструктировала Ольга.

За 20 минут искромсали все сладости: кексы, зефир, пирожные. Разве что батончики велели подавать целиком. И долго не могли решить, что делать с творожным пирожком.

— Может, его тоже порезать? — задумалась Ольга. — Или давайте сами съедим.

Я от угощения вежливо отказалась.

Когда было все готово к торжеству, Лев неожиданно обратился ко мне.

— А вы зачем сюда пришли? Думаете, на вас сейчас все набросятся? — и засмеялся в кулачок.

Я помнила, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, поэтому сдержалась и на этот раз. «На все воля Божья», — вздохнула в ответ.

Мы присели в ожидании окончания молебна, где присутствовали основные гости клуба.

— Давайте помолчим, послушаем, что батюшка говорит, такая хорошая и полезная молитва, — служащая храма включила радио, откуда доносился голос священника.

— Я пыталась разобрать слова батюшки. Не вышло. Связь оказалась слишком неважнецкой. Молчание между нами прервала директор клуба Екатерина, которая ввалилась в трапезную с коробкой.

— Смотрите, что нам принесли, это конфеты — подарок от наших молодоженов, — девушка выставила коробку на стол. — Ребята здесь познакомились, сейчас пришли к нам. Сфоткайте обязательно коробку и конфеты, и выложите в нашу группу в соцсети. Все сегодня снимайте, что будет происходить. Это важно, чтобы люди видели, что только в Успенке (так старожилы клуба называют храм Успения Пресвятой Богородицы — Авт.) можно найти настоящую любовь.

Так я получила карт-бланш на съемку всего происходящего.

Екатерина удалилась. И мы остались ждать окончания молебна, чтобы отправится в храм сервировать столы.

«Давай накатим, или ты уже?»

Как выяснилось чуть позже, окончание молебна — не означало начала чаепития…

— Теперь помазание, помазание, скорее, бежим — закричали хором и буквально за руку выволокли меня из трапезной коллеги по поварскому цеху.

— Можно мне не ходить? — упиралась я. Признаюсь, в этот момент меня охватила легкая паника. С церковными обрядами я была не особо знакома.

Все замерли. Округлили глаза.

— Как это не ходить на помазание? Вы что? Нельзя не ходить. Это самое важное действо. Вы ведь ищете любовь. Вам надо приложится к иконе. Батюшка совершит помазание, — втолковывал Иван.

— А если я стесняюсь? — пыталась придумать оправдание.

— Побежали, хватит разговаривать, — мужчина схватил меня за руку, и мы всей дружной компанией направились в храм.

Народу внутри было не протолкнуться. Как выяснилось, все собравшиеся гости после молебна выстроились в очередь на помазание.

— Нам можно без очереди, мы помогали готовить, — протискивался через толпу Иван.

Я даже не успела понять, что нужно делать во время помазания, как оказалась перед иконой. Что происходило дальше — помню плохо. Слышала лишь, как шипели окружающие: «Давай уже быстрее. Подошла к батюшке и ушла». Я ткнулась носом сначала в икону, потом в батюшку и рванула на улицу.

— А теперь несем подносы с блюдами. Накрываем столы, — окликнула меня Ольга.

Очередь на помазание потихоньку рассосалась.

Там, где еще недавно читали молебен, расставили столы. Мужчины, женщины ломанулись занимать лучшие места. Представители сильного пола, не стесняясь, расталкивали руками потенциальных невест, и усаживались поближе к главному столу, к месту, отведенному батюшке. Сидячие места достались не всем.

— На каждый стол ставим по одной тарелке со сладостями, с бутербродами и фруктовую, чтобы всем хватило, — засуетились мои компаньоны.

На какой стол что ставить, я уже не думала. В итоге, на одном столе оказались сладости. А кому-то пришлось довольствоваться теми самыми бутербродами с заветренной икрой.

Замечу, что продукты со стола сметали, действительно, со скоростью звука. Чая не дожидались.

Пока я носилась с подносами, мне не хватило места за столом. Уступать стул никто не собирался.

Я присматривалась к людям. Большинству собравшихся — далеко за 30. В храме стоял гул. Мужчины мне показались все на одно лицо. Такие лица бывают у тех, у кого за плечами тяжкий груз прожитых лет. Женщины — разные. Молодые и не очень. Одеты прилично, некоторые пришли на вечер знакомств в норковых шубах и в откровенных декольте.

— Ангелы за трапезой, приветствую вас, — раздался в микрофон голос главы клуба Екатерины.

Все улыбнулись, дожевывая бутерброды с огурцом и икрой.

Екатерина долго рассказывала про цели клуба, приветствовала новичков, приглашала всех в паломническую поездку.

Затем к зрителям вышел могучий парень с деревянным ящичком в форме сердечка. Ящик пустили по рядам. Кто-то бросал по 100 рублей, кто-то по 50. Скидывались не все. Крепыш заметил это. И направился по рядам выбивать пожертвования.

— Ты давай сбрасывайся, каждый раз ходишь, с тебя не убудет. — тряханул он за плечо мирно сидящего мужчину.

— Я уже кинул, спроси у других, — оправдывался тот.

Рядом закивали. Ответственный за ящик повернулся ко мне.

— Я уже сдала, — не стала дожидаться я вопроса.

— Это хорошо, — кивнул он и прошел мимо.

Тем временем, за столами началась непринужденная беседа. Заметила, как 40-летний мужчина заигрывал с молодой девушкой. Та смеялась, жеманничала. Но в какой-то момент кавалер переключил свое внимание на соседа.

— Ну что, сейчас закончится все здесь и пойдем в соседнее заведение. Накатим там, — мужчины ударили по рукам.

Сосед улыбнулся.

— Или ты уже?

Сосед кивнул.

— Я бы тоже махнул коньячку. Нет случайно с собой?

Таких желающих «согреться» в храме оказалось немало. Запах крепкого алкоголя постепенно стал заполнять стены церкви.

«Ходят специально, чтобы найти девственниц»

Следующая часть программы — проповедь батюшки, настоятеля храма отца Алексия. Священнослужитель сидел по центру и отвечал на вопросы, которые все желающие писали на листочках.

— Вот первый вопрос от девушки: «Уже второй православный парень спрашивает, девственница ли я?», — зачитал вопрос батюшка. — Я вам так скажу, к нам в Успенку ходят специально, чтобы найти здесь девственниц. Сюда идут мужчины, побитые жизнью, потерянные, которые надеются встретить чистую и непорочную девушку.

В зале раздался смешок. Девушки зарделись. Женщины постарше улыбнулись.

— Меня часто спрашивают девушки, почему мужчины ищут именно целомудренных, это же большая редкость? — продолжал отец Алексий. — Я им и мужчинам отвечаю, что девственность сейчас не в цене, главное, чтобы женщина не там была девственна (опускает глаза), а в голове. Мысли ее должны быть девственно чистые.

Оратор делает паузу. Затем зачитывает следующий вопрос из зала:

— «Хочу девственного парня». Девушки, хочу заметить, может, внешне он и девственный, но в голове у него много шалостей. Ведь среди священников — единицы девственники. Кто бравирует целомудрием, не слушайте их. На душу надо смотреть. И запомните, в этой жизни все можно вымолить, кроме целомудрия.

Женщины выдохнули. Мужчины не сдержали громкий смех.

Далее батюшка переключился на вопрос про изгнание беса. Я уже его не слушала. Мне хотелось побыстрее удалиться.

Вдруг услышала сзади знакомый голос:»Ну что стоите, да? Никто с вами не разговаривает? А что я говорил?».

Это был Лев. Сглазил меня, наверное, когда задолго до чаепития сказал: мол, никто на тебя и не клюнет.

Дожидаться окончания трапезы я не стала. Вышла на двор.

Кто-то из девушек тоже стал покидать церковь. К одной скромной мадам в очках, подошел молодой человек.

— Телефончик оставите?

Девушка сразу продиктовала.

— А как вас зовут-то?

— Катя.

— Где работаете?

— В налоговой.

— Вы далеко живете? Я бы вас проводил.

— Далеко. Нагатинская.

— Далеко. Тогда сами идите. Потом созвонимся.

Довольная девушка побежала к метро. Она вся светилась от такого внимания. Мужчина тем временем вернулся в храм. Вот и познакомились. Наверное, созвонятся. Но историю этих отношений мы уже не узнаем.

Не знаю, отмечают ли эти люди День святого Валентина. Я же теперь обязательно отмечу. С бутылкой шампанского и без бутербродов с кабачковой икрой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *