Испанская церковь

На протяжении многих веков Испания была опорой для католической церкви, а испанцы сохраняли фанатическую набожность (в этом они, быть может, уступают только итальянцам). Представители церкви были чрезвычайно могущественными и авторитетными людьми. Они принимали важные решения, которые влияли на все стороны жизни страны: политику, культуру, традиции, быт и много другое. И мы знаем о том, что почти четыре века здесь вершила свою власть «святая инквизиция», отправившая на костер сотни людей.

Немые свидетели ушедших времен

Потрясающие соборы Испании – немые свидетели не только тех страшных страниц европейской истории, но и многих грандиозных событий. Они видели королевских особ, выдающихся деятелей разных эпох и простых людей, приходивших сюда со своими радостями и горестями. Многие из храмов были построены в глубокой древности римлянами или вестготами, потом перестроены в мечети арабами и после Реконкисты преобразованы в католические святыни. Некоторые из них были беспощадно разграблены Наполеоном, а потом восстановлены прихожанами. У каждого храма, большого и маленького, своя неповторимая, удивительная судьба.

Собор в Сантьяго-де-Компостеле, ХI век

В Средние века он был одним из самых значительных в Европе и третьей святыней в мире после Иерусалима и Рима.Представители всех классов общества прибывали сюда поклониться усыпальнице святого Иакова (по-испански Сантьяго).

На западной стороне фасада храма находится знаменитый Портик славы, построенный между 1168 и 1188 годами. Позже при строительстве нового фасада некоторые его элементы были убраны и помещены в кафедральный музей. Портик состоит из трех этажей: склеп, символизирующий земную жизнь, собственно портик, представляющий символ небесного Иерусалима, и галерея, освещаемая весь день благодаря окнам-розам. Это своеобразная картина эволюции от человеческого начала к божественному миру. Портик включает в себя более 200 резных фигур и считается истинным шедевром испанской скульптуры романской эпохи.

Собор в Сарагосе, XII век

По образному выражению Папы Иоанна Павла II, этот собор – «мать всех испаноязычных народов». Базилика Богоматери Пилар – главная христианская святыня Сарагосы и одно из «Двенадцати сокровищ» Испании, где хранится статуэтка Богоматери Пилар.

Легенда о происхождении этой огромной базилики насчитывает около двух тысяч лет. Согласно преданиям, холодной декабрьской ночью 40 года н. э. Дева Мария явилась Святому Иакову, который тогда находился в Сарагосе, и вручила ему небольшой столб из яшмы, чтобы построить часовню (эта маленькая колонна до сих пор стоит внутри капеллы). Через год после этого события здесь была построена часовня в честь Богородицы – первая в истории христианства, посвященная Деве Марии. В VIII веке на этом месте арабы возвели мечеть.

В 1118 году, когда Сарагоса была освобождена от мусульман войсками короля Альфонсо I, здесь была построена церковьв романском стиле, уничтоженная пожаром в 1434 году. На ее месте впоследствии возникло новое здание, которое представляет собой комбинацию различных архитектурных стилей, таких как готика, барокко, рококо и классицизм. Последние башни были построены в 1907 и 1961 годах.

Внутри собор украшен замечательными фресками кисти самого Франсиско де Гойи . Одно из главных сокровищ собора Девы Пилар – алебастровый алтарь работы испанского архитектора и скульптора Дамиана Формента (1480–1540), выполненный им в 1509–1512 годах, а также хоры.

Собор в Бургосе, XIII век

Постройка этого собора, относящегося к числу лучших готических соборов Европы, проводилась на месте стоявшего здесь когда-то романского храма. На протяжении веков над его возведением трудились, сменяя друг друга, несколько поколений архитекторов (испанских, французских, немецких), вследствие чего здание имеет некоторое сходство с другими центрально-европейскими и французскими соборами. Испанский король Филипп II называл храм «Творением ангелов», а его гигантская аркада на долгие годы стала атрибутом храмов испаноязычного мира; особенно часто этот элемент можно встретить в Южной Америке.

Многие помещения строились во времена Ренессанса и барокко, в XIV–XVII веках, поэтому здесь много позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульптур и прочих сокровищ. В 1919 году в соборе были захоронены испанский национальный герой Сид Кампеадор и его жена донья Химена.

В 1984 году ЮНЕСКО объявила Бургосский собор объектом Всемирного наследия.

Собор в Толедо, XIII век

По преданию, на это место, где сейчас стоит собор, Дева Мария явилась святому Ильдефонсу. Поэтому в 587 король вестготов одобрил строительство небольшой базилики Санта-Мария-дель-Реаль. В VIII веке Толедо оказался во власти арабов, которые достаточно быстро перестроили христианский храм в мечеть.

Несколько веков спустя, отвоевав у захватчиков город, христианский король Альфонсо VI изгнал мусульман и адаптировал здание для использования в качестве христианской церкви. Первый камень нынешнего собора был заложен в 1226 году по указу короля Фернандо III Святого. Строительство затянулось на многие годы, архитекторы менялись, и собор, первоначально спланированный как готический, приобрел типичные испанские особенности: декоративность, элементы мавританского влияния и гармоничные пропорции вместо устремленного вверх «классического» готического храма.

Пожалуй, одна из главных достопримечательностей храма – это его сокровищница. Здесь открыта выставка, в которой представлена церковная утварь, епископские посохи, ценная дароносица из золота, серебра и драгоценных камней (рубинов, изумрудов и сапфиров) массой более 200 кг, созданная в XVI веке мастером Энрике де Арфе. Ризница храма используется как картинная галерея, на стенах которой представлены бесценные полотна на религиозные темы: произведения Караваджо, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Ван Дейка и других живописцев.

Собор в Кордове, XIII век

Мескита (Mezquita) – это совершенно невероятное, грандиозное сооружение, построенное в самом сердце Великой мечети Кордовы, датируемой VIII веком. В свою очередь, арабы на этом месте разрушили древний храм вестготов для создания собственной святыни, украшенной 1293 колоннами, 1445 светильниками и 280 люстрами.

Когда Кордова была отвоевана христианами, то храм, как христианскую старинную святыню, решили очистить от мусульманского наследия с помощью преобразований. Однако король Карл V, посетив работы по перестройке мавританской мечети в собор, глубоко раскаялся: «Я не знал, что мечеть была так прекрасна и мы разрушили что-то уникальное, чтобы построить что-то, что может быть построено в любом другом месте».

Площадь комплекса составляет 25 000 кв. м., величественный собор как бы спрятан за «лесом» из 856 колонн, которые выполнены из мрамора, гранита, яшмы и оникса.

Мескита, считающаяся святыней различных культур, также внесена в списки Всемирного наследия человечества.

Собор в Леоне, XIII век

Кафедральный собор Санта Мария-де-ла-Регла, также известный как Пулькра Леонина, или Дом Света, –главный в городе. Он был построен на месте древнеримских терм II века, которые в XI веке по приказу короля Ордоньо II были превращены во дворец. Строительство самого собора началось в середине XIII века и было окончательно завершено к концу XVI века. Его изысканные витражи площадью около 2000 кв. м считаются самыми красивыми в мире. Большая их часть, датируемая XIII–XV веками, – настоящая редкость для средневековых готических церквей.

В соборе работает музей, в котором хранится большая коллекция религиозных произведений искусства – почти 1500 экспонатов, включая 50 романских скульптур Девы Марии (одна из них достаточно необычная, представляющая собой изображение беременной Марии), начиная от античности и до XVIII века. Здесь также хранятся голландские триптихи, старинные библии и многочисленные манускрипты, в том числе первый манускрипт на леонском языке.

Собор Леона является одним из трех главных соборов на паломническом Пути Святого Иакова наряду с соборами Бургоса и Сантьяго-де-Компостелы.

Собор в Валенсии, XIII век

Этот собор построен на месте бывшего римского храма Дианы (богини плодородия, флоры и фауны), который сначала принадлежал римлянам, а затем вестготам. Придя сюда, арабы полностью снесли здание. Основная часть христианского собора была построена в период с XIII по XIV век. Как и во многих других городах, здесь строительство также затянулось на несколько столетий, и поэтому в архитектурном облике собора органично сочетаются сразу несколько стилей, что делает его одним из ценнейших объектов мировой архитектуры.

Посетителей храма особенно привлекает капитульный зал с капеллой Санто-Калис. В ней хранится главная святыня собора – Чаша Грааля (Santo Cáliz), которую в 1436 году король Альфонсо даровал храму. Она представляет собой сосуд из зеленого агата, декорированный камнями и жемчугом. Этой чаше более 2000 лет. Католическая церковь признала ее подлинной святыней.

В алтарной части можно увидеть великолепные ренессансные фрески. Боковая дверь храма ведет в соборный музей (Museo Catedral de Valencia). Там хранятся полотна Хуанеса и Масипа, две картины Гойи и произведения других художников Возрождения.

Собор в Севилье, XIV век

Это самый большой в мире готический собор. В те времена, когда Севилья была одним из важнейших городов Аль-Андалуса (мусульманской империи), на этом месте стояла мечеть (1172–1248). 23 Декабря 1248 года город был захвачен христианской армией, мечеть была освящена и перестроена для использования в качестве христианского собора.

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Существует легенда о том, что крест собора сделан из первого золота, привезенного Колумбом из Америки, а в соборе захоронены останки мореплавателя. Красивейшее место этого собора – «Апельсиновый дворик» («Patio de los Naranjos»), использовавшийся для омовения двор бывшей мечети, который украшают десятки апельсиновых деревьев, наполняющих волнующим ароматом все пространство.

В наше время этот собор – самый посещаемый культурно-исторический памятник в Севилье: сюда приезжает более миллиона туристов ежегодно.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Уважай лицо старца .

Маамар Алтер Ребе. Ликкутей Тора. Глава «Кдошим».

По причине, кроящейся в воспоминании, которое я храню уже около пятидесяти лет, я переведу сейчас маамар из Ликкутей Тора (конец гл. «Кдошим»), о котором рассказывал мне мой святой отец (Ребе Рашаб), и который он учил время от времени, когда считал необходимым благословить на духовный подьём и хорошее усвоение: маамар «Уважай лицо старца…Черна я и красива» (как он напечатан в Ликкутей Тора).

Прощаясь, в 5680 (1920 г. ) мой святой отец (Ребе Рашаб) много говорил со мной о маамаре «Уважай лицо старца» в Ликкутей Тора, о том, что это — слова Алтер Ребе, которые он говорил при стечении большого количества людей вскоре после того, как преставился Межричский Магид. Мои прадед и отец произнесли этот маамар перед тем как преставились. По сокровенной причине конец маамара, «Пред лицом седины вставай», напечатан во (втором) маамаре «Черна я».

Как записано у меня во всех подробностях в дневнике за 3 Кислева 5680, благодаря представившейся счастливой возможности мой святой отец рассказал мне, что наши отцы, святые Реббеим, каждый день изучали соответствующий отрывок из Тании и говорили, что изучение и произнесение вслух букв Тании – средство для раскрытия сокровенности Нефеш-Руах-Нешама , а изучение маамара «Уважай лицо старца» в Ликкутей Тора пробуждает внутреннее восприятие отсвета Йехиды души.

(Из беседы Предыдущего Ребе 19 Кислева 5707 (1946 г.), в частности обьясняющей этот маамар)

Ребе несколько раз упоминал, что тот, кто хочет быть уверен, что у него хорошая память, должен выучить этот маамар наизусть.

«Уважай лицо старца» — «того, кто приобрёл мудрость». «Кто приобрёл» имеет тот же смысл, что «держащие Тору». «Держащий Тору» значит держащий её в запоминающей составляющей интеллекта и навсегда «вырезавший её на скрижали своего сердца». Как сказали наши учителя благословенной памяти, «кто – учёный? Тот, кого спрашивают о любом законе, и он отвечает». Перед таким учёным мицва вставать даже когда он не вовлечён в изучение Торы, ибо Святой, благословен Он, постоянно пребывает внутри его, даже когда он вовлечён в мирские дела, так как Тора высечена на памяти ума его души и на его сердце, а Тора и Святой, благословен Он, — едины. Поэтому каждый, кто охвачен стремлением, и кого подвигает сердце и исходит душа в желании прилепиться к Нему навечно, чтобы Ѓашем постоянно пребывал внутри него без всякого перерыва и отделения даже на один момент, пусть приобретёт себе Тору в памяти ума своей души. Тогда, даже когда он будет занят нуждами своего тела, Тора окажется на уровне мира скрытия в его душе, так как в нём будет давать свет буква Йуд имени Ѓавайе. Поэтому, как известно, в главе «Посвяти мне каждого первенца» написано «на память над глазами твоими» . Из этого становится понятным то, что сказано в Законах изучения Торы от имени Сифри, что на каждом лежит обязанность знать всю Тору, то есть 613 заповедей во всех деталях: это необходимо, чтобы привлечь свет Ѓашема во все части каждого из 613-и органов души. И так сказано: «Вся ты прекрасна, подруга моя, и нет изьяна в тебе» : упор на слово «вся», из чего видно, что источник этого привлечения света, даже в том виде как он существует наверху, состоит из 613-и составляющих. Этот источник называется «человек», как сказано: «И на подобии трона – как будто подобие человека» .

Однако из-за тяжести нынешнего времени и слабости духа, недостаточной способности интеллекта к постижению и недостаточной глубины постижения в наше время, всё же следует собраться с силами и поусердствовать чтобы запечатлеть и выгравировать в памяти интеллекта души хотя бы Пятикнижие Моисеево, записанное им со слов Всевышнего, так как оно — источник всей письменной и устной Торы, как это видно из того, что рабби Акива выводил множество законов из коронок букв Торы , в которых эти законы находятся в скрытом виде – в мире сокрытия. И из мира раскрытия – устной Торы – следует запечатлеть и выгравировать хотя бы раздел Кодашим (раздел Мишны, посвящённый жертвоприношениям), названный нашими учителями мудростью и, согласно Аризалю искупающий грехи человека.

1. Год, в который преставился Ребе Рашаб.

2. Имманентные уровни души.

3. Самый высокий трансцендентный уровень души.

4. Вайикра 19:32

5. Киддушин 32б

6. Йирмейаѓу 2:8

7. Интеллект – одна из составляющих души. Память – одна из составляющих интеллекта.

8. Парафраз из Шмот 32:16

9. Шаббат 114а, Киддушин 49б

10. Шулхан Арух, Йорэ Дэа 144:1

11. Зоѓар Хадаш Ч.1, 24а; Ч.2, 9а; Ч.3, 73а

12. Примечание Ребе Цемах Цедека: см. Зоѓар, конец главы Кдошим стр. 57б

В небольшом испанском городке Сантпедор архитектор Дэвид Клосс превратил церковь Св. Франциска в зрительный зал и многофункциональное культурное пространство.
В 1835 году, спустя чуть более ста лет со дня строительства, церковь была варварски разграблена, что ускорило процесс постепенного разрушения здания.
В 2000 году Городской Совет принял решение о необходимости реконструкции: предусматривалось укрепление церкви и ее превращение в культурный объект — зрительный зал.
Проект Дэвида Клосса позволил сохранить ценности внутреннего пространства церкви. Наряду с основными работами, проект предусматривал новое прочтение здания — геометрическую пристройку светопрозрачной конструкции на фасаде здания, совершенно противоположенной по стилю многовековой каменной постройке, что привносит штрих современности. Вмешательство сохраняет историческое наследие здания и одновременно добавляет новые ценности.
Проект сохранил размеры внутреннего пространства церкви, а также пути проникновения солнечных лучей, заглядывающие в здание по причине частичного обрушения крыши. Таким образом, проведенная реконструкция позволяет читать исторические раны здания.
Новые лестницы и пандусы обеспечивают необычный круговой маршрут через здание с потрясающими и разнообразными видами, сохраняя при этом единство внутреннего пространства.
На верхних этажах южной стороны церкви размещен исторический архив.

Фото: Хорди Суррок

Вполне естественно, что у в меру католической Каталонии есть свой, вполне официальный покровитель. Это один из самых известных и чтимых христианских святых – Святой Георгий, известный еще как Георгий Победоносец. Согласно преданию, он родился в III веке нашей эры в Каппадокии – области на территории современной Турции. При императоре Диоклетиане перебрался в Палестину и завербовался в солдаты. Через небольшое время он вырос до военачальника средней руки.

Так же как и его родители, Георгий исповедовал христианство. И до поры мало кто обращал на это внимание. Однажды придворные жрецы пытались предсказывать будущее в присутствии императора. Охранники, исповедовавшие христианство, нарисовали знак креста на их лбах, чем в ужасной степени разгневали правителя. Это послужило отправной точкой для начала гонений. Георгий не стал прятаться и притворяться, но открыто заявил о себе как о последователе Иисуса Христа. Незадолго перед этим он раздал бедным свои сбережения. Никакие увещевания не помогали, и тогда Георгий был схвачен и подвергнут издевательствам и пыткам, которые, однако, не сломили его убежденности.

По дошедшей до нас легенде, Святой Георгий каждый раз начертывал изображение креста, что и помогало ему преодолеть нечеловеческие мучения: его сбрасывали в ров с негашеной известью, привязывали к вращающемуся колесу с торчащими из него лезвиями ножей и мечей, бичевали и сдирали кожу, били молотами, разбивая тело и ломая руки и ноги. Пытки можно перечислять и дальше. После того, как мучителям стало ясно, что сломить дух Георгия выше их сил, что он никогда не отречется от христианства и не принесет жертв языческим богам, они отрубили ему голову.

Однако, кроме сверхчеловеческого мужества, проявленного святым во время семи лет мучительств, Георгий известен также за свою победу над драконом. Старая легенда гласит, что однажды судьба забросила его в провинцию Либию, город Силен. Рядом с городом находилось болото, где и жил дракон. Местные воины неоднократно пытались убить дракона, однако он отравлял их своим зловонным дыханием. Дабы умилостивить кошмарное чудовище, горожане каждый день отдавали ему две овцы. А когда запас овец в городе истощился, пришлось отдавать на съедение уже живых людей, ежедневно прибегая к лотерее с целью определить, кому выпала трагичная судьба на этот раз.

В тот день, когда в несчастный город вошел Георгий, жребий идти на погибель достался самой принцессе, дочери короля. Никто не хотел ее заменить, и аристократке пришлось облачиться в свадебное платье и в слезах и горе направиться к логову чудища. На пути к болоту Клеолинда (так звали принцессу) и встретила Георгия, вступающего в город. Недолго думая, Святой Георгий произвел знак креста и напал на дракона. Битва оказалась затяжной, но в конце концов Георгий сумел поразить дракона копьем. После этого он обвязал пояс принцессы вокруг шеи ископаемого чудовища, и девушка смогла привести дракона в город, как щенка на поводке. Горожане в ужасе бросились бежать прочь. Но Георгий объявил им, что бояться раненого чудища уже не стоит. И если они уверуют в Господа Иисуса Христа и примут Святое Крещение – то он собственноручно убьет дракона.

Король на радостях безоговорочно согласился, а вместе с ним окрестились и около пятнадцати тысяч горожан. Георгий убил дракона. Понадобилось четыре телеги, запряженные быками, дабы вывезти тело непонятного динозавра вон из города. Герой не принял никакой награды за совершенный ратный подвиг. (Возможно, что Владимир Высоцкий в своей шуточной песне про стрельца, победившего чудо-юдо, обращался именно к классическому житийному сюжету: «А награды мне и даром не надо; Чуду-юду я и так победю…») Вместо награды Святой Георгий попросил короля, чтобы в городе была организована христианская жизнь: были бы возведены храмы, почитались бы священнослужители, творилась бы милостыня.

Данная легенда о Георгии и змии была написана уже намного позже времени, когда жил сам святой. Где здесь вымысел, а где правда – каждый решает для себя сам. Слова, приписываемые герою в этих апокрифических сказаниях, вполне могли быть произнесены им в то время, когда он проходил через реальные испытания и мучения: «Христос, мой полководец, мой Господь, у меня нет сил, кроме тех, которые Ты дал мне. Помоги мне сегодня, и слава будет Твоей во веки веков».

Вот такая невероятная древняя история… Видимо, именно ее невероятность в лице дракона стала причиной того, что имя святого Георгия Победоносца – вместе с именами великомучениц Варвары, Екатерины, а также еще некоторых древних святых – удалены из современных литургических календарей. Святой Престол выразил мнение, что такие древние жития, к тому же содержащие фантастические пируэты, как либийский дракон-людоед, не могут официально рассматриваться как достоверные.

Жители Барселоны, а также прочие каталонцы празднуют День святого Георгия 23 апреля. Причем повелось так, что в Барселоне День святого Георгия стал походить на День святого Валентина. Это еще один День всех влюбленных для местных жителей, а также туристов, которым посчастливилось посетить каталонскую столицу именно в этот весенний день.

Мужчины традиционно дарят своим любимым женщинам розы. Чаще всего – лишь одну розу. Ну а женщины, в отместку, презентуют своим «сильным половинкам» книги. Вероятно, лишний раз друг другу намекают: женщина должна быть красивой, а мужчина – умным. С каждым годом празднование Дня Книги и Розы набирает популярность. Конечно, до Праздника Божоле Нуво или до Октоберфеста ему ох как далеко, но все же количество влюбленных туристов в Барселоне, желающих поучаствовать, год от года увеличивается в конце апреля. Во всяком случае, местные жители так утверждают.

Видимо, человек так устроен, что без веры во что-то особенное и фантастическое жить ему становится неинтересно. Была битва с драконом в жизни святого Георгия или ее не было – но в том и в другом варианте это случилось или не случилось в Либии, в Силене. Так – для всего мира. Но не для Каталонии и не для каталонцев! Местный фольклор утверждает следующее. Давным-давно возле горы Монтбланк (не путать с Монбланом), что на южной окраине Каталонии, объявился и поселился злобный дракон. Был он свиреп, силен и грозен. Чудище поджигало леса, опустошало местные сады и виноградники, воровало крестьянский скот: вело себя преотвратительно и хамовато! Дальше – больше. Чудо-юдо стало требовать человеческой крови. Каждый день невинные девушки, несчастливый жребий коих определяла своего рода лотерея, уходили в логово зверя и больше никогда не возвращались…

Крест святого Георгия нужно отличать от Георгиевского креста. Последний – это военный орден Российской Империи, а также современной Российской Федерации. А вот крест святого Георгия – это прямой красный крест на белом фоне. Крест симметричный, его центр совпадает с серединой белой поверхности, на которой он изображен. Это – символ христианского святого и великомученика Георгия. Такое изображение вот уже на протяжении многих веков является символом ряда стран и городов, которые считают Георгия своим небесным покровителем.

Флаг Англии являет собой самый классический крест святого Георгия, какой только можно себе представить: строгий красный крест на белом, ничего лишнего. Но кроме Англии, святой Георгий почитаем в Генуе, Греции, Грузии, а также в Каталонии и Барселоне.

Барселонцы в своей массе с трепетом относятся к этому святому. Для них – это не просто сказочный персонаж, но заступник, которому они молятся, на которого уповают. Поэтому со временем трансформировался даже флаг города Барселоны: теперь это уже не просто полотнище с чередующимися желтыми и красными полосами. Флаг города представляет собой прямоугольник, составленный из четырех меньших прямоугольников. Левый нижний и правый верхний прямоугольники – в напоминание о Гифреде Волосатом и том, откуда все пошло, – действительно состоят из золотистых и красных полос. Но вот вторая диагональ – левый верхний и правый нижний малые прямоугольники – это уже два классических креста святого Георгия.

Еще в 1456 году Каталонский парламент официально провозгласил святого Георгия покровителем Каталонских земель. А в наше время Джениралитет Каталонии, высший орган административного управления этой территории, награждает Крестом святого Георгия граждан за выдающиеся заслуги. Конечно же, не военные заслуги. В Каталонии – это не военный орден, но что-то вроде знака почета. Награждаются писатели и общественные деятели, меценаты и благотворители.

Крест святого Георгия является также частью эмблемы футбольного клуба «Барселона». Спортивный Дворец святого Георгия – самое красивое и величественное спортивное сооружение города. Он был построен и торжественно открыт в 1992 году, когда Барселона принимала Олимпийские Игры.

Премия святого Георгия – очень престижная литературная награда для писателей Каталонии и Барселоны.

В общем, барселонцы не забывают своего небесного покровителя. И надеются, что это взаимно!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *