Исповедь грехи для детей

Содержание

Как рассказать ребенку о грехе

«Что такое грех?» – спросила я у младшего сына. Не раздумывая, четырехлетний малыш ответил: «Все то, что не нравится Богу». «А как грех может проявляться?» – продолжала допытываться я. «Ну это когда кто-то врет, не слушается маму, берет чужое. Бог за это наказывает. И мама тоже».

«И как он все это быстро понял?» – удивилась я, но в душе тихо порадовалась, ведь ребенок в таком раннем возрасте уже имеет четкие духовные ориентиры.

Мудрые дети

«Понимание детьми того, что такое грех, облегчает их воспитание», – как-то заметила одна моя знакомая. С ней трудно не согласиться, тем более, что дети очень рано и без подробных объяснений осознают суть понятия «грех». Это удивительно, ведь и слово непопулярное, и смысл его не такой уж простой. Сколько взрослых грешат бесстыдно, не признавая, однако, что грешат. Но детская душа проявляет куда большую мудрость.

Маленькие дети быстро впитывают христианские постулаты, потому что закон Божий написан в их совести. Если обращаться к совести как инструменту воспитания и использовать при этом Библию как высший стандарт, то дети вырастут высоконравственными и богобоязненными людьми. Поэтому на взрослых лежит огромная ответственность за то, чтобы не упустить время и наставить детей на путь истинный.

Чем раньше, тем лучше

«Родители должны как можно раньше вводить в обиход понятие «греха», – считает педагог Тамара Тимошевская. – При этом обязательно подчеркивать, что грех – это не только то, что принято считать плохим поступком. Это, в первую очередь, то, что огорчает нашего любящего Небесного Отца, Который все про нас знает. То есть стоит любой поступок рассматривать в плоскости взаимоотношений с Богом, а не только с другим человеком. Таким образом детям будет прививаться страх Господень, очень полезный для дальнейшего их нравственного становления.

Хочу заметить, что важно не перегрузить ребенка духовными истинами. Золотое правило: давать ту информацию, которую ребенок в состоянии усвоить. Истина о грехе в разном возрасте преподносится по-разному, по принципу от простого к сложному».

Учеба на примерах

«Старшие дошкольники могут с родителями изучить Десять заповедей, – подчеркивает Тамара, – причем взрослые должны на жизненных примерах помочь разобраться с каждой из них.

Например, о грехе воровства можно порассуждать на примере истории из жизни мальчика Славика.

«Как-то Славик шел из детского сада со своим младшим братом Олегом. Был вечер, и ему очень хотелось кушать. А вот и киоск с пирожками. Продавщица была занята пустыми ящиками. Славик, оглядываясь, начал класть пирожки в карманы. Хотел один взять, но ведь никто не видит, взял несколько штук.

По светлой тропинке идти не захотел. Вдруг Славик увидел отца, шедшего навстречу. Славик споткнулся и упал. Пирожки рассыпались. У Славика были испуганные глаза. Подошел отец и спросил: «А почему ты пирожки положил в карман, а не в пакет?» Мальчик покраснел. Ему нечего было сказать.

Славик понял свою вину. Ему стало очень стыдно. Он побежал к продавщице, извинился и отдал ей деньги за пирожки. Но на сердце оставалась тревога: а если кто-то узнает?»

Вместе с ребенком проанализируйте эту историю. Задайте вопросы:

– Славик, оглядываясь, начал складывать пирожки в карманы. Почему он оглядывался? (боялся, что его воровство увидят).

– По светлой тропинке идти не захотел. Почему? (чтобы никто его не увидел)

– Вдруг Славик увидел отца, который шел навстречу. Мальчик споткнулся и упал. Отчего это произошло? (страх)

– У Славика были испуганные глаза. Чего он испугался? (что отец все узнает)

– Славик покраснел. Что заставило его покраснеть? (совесть, стыдно)

– А бывает ли вам стыдно? Когда?

– Что сделал Славик? (украл, обманул).

Вывод: «Никогда не воруй, помни, что это – грех. Непослушание, обман, жадность – это тоже очень плохие поступки, грехи. Даже если вас никто из людей не видит, Бог видит. И Он наказывает».

Навык покаяния

«Дети должны усвоить, что за свои грехи нужно всегда просить прощения прежде всего у Бога, – продолжает Тамара Тимошевская, – потом – у человека. Пусть это будет два-три слова, возможно, повторяемых за старшими, но навык покаяния постепенно сформируется. Также важно донести до ребенка, что Бог как любящий Отец услышит молитву покаяния и обязательно простит грех».

Адам и Ева

«С детьми младшего школьного возраста более подробно изучается история грехопадения в Эдемском саду, – советует Тамара. – Есть прекрасно иллюстрированные детские Библии, в которых хорошо отображен смысл трагедии первых людей. Размышляя о том, что произошло в эдемском саду, необходимо обратить внимание ребенка на страшные последствия непослушания Адама и Евы. Например, сказать, что грех разделил людей с Богом и сделал их глубоко несчастными.

Грех принес с собой зло, ненависть, разрушение, муки и смерть. Грех разбил, уничтожил счастье людей и произвел полнейший беспорядок во всем мире. Грех стал передаваться по наследству, как болезнь, умножаясь в последующих поколениях. «Непослушанием одного человека сделались многие грешными…» – говорится в Библии (Рим.5:19). Поэтому теперь каждый человек появляется на свет со склонностью делать грех».

Испорченное сердце

«Мы грешники, потому что родились такими. Злые дела, которые совершаем, исходят из нашего испорченного и злого сердца. Унаследованный нами грех неминуемо ведет к смерти. Он причиняет страшные мучения нашей душе, лишает нас не только покоя, радости, мира, но и возможности попасть в небо и жить вечно с Богом. Здесь уместно задаться вопросом: «Как же избавиться от этой страшной болезни? И вообще, возможно ли это?»

Для того чтобы ответить на подобные вопросы, – делится Тамара, – мы в церкви с детьми проводим, к примеру, беседу, где наглядно показываем детям, как грехи загрязняют человеческое сердце и как после молитвы покаяния Кровь Христа очищает нас от этой грязи. Для того чтобы иметь силу снова не грешить, нужно принять верой Иисуса Христа в свое сердце. Тогда оно становится чистым, а мы – все более похожими на любящего Бога.

Таким образом, понятие греха подготавливает детей к принятию Евангелия. Ведь если они не осознают себя грешниками, то никогда не увидят своей нужды в спасении».

Личный пример

«Хочу сказать, – продолжает Тамара, – что главное для родителей – не просто рассказывать, что такое грех, но и самим жить по Божьим принципам. Дела всегда говорят громче слов. И давайте будем честными: наши дети видят все наши проступки. Вот только недавно мне пришлось просить прощения у дочери за то, что сказала ей что-то без любви. Проявляя подобное смирение, мы можем научить детей тому, как верующие поступают с грехом: они его исповедуют и оставляют, признавая, что Иисус умер за эти грехи (1Ин.1:9).

Показывают ли папа и мама пример добродетельной и богобоязненной жизни? Если у самих родителей нет высоких моральных стандартов, нет покаяния в грехах и стремления угодить Богу, то чего ждать от их чада?»

Трудный процесс

«Процесс воспитания очень труден и ответственен. Бог доверил нам детей на малое время и обязательно спросит с каждого родителя, насколько серьезно тот подошел к порученному делу. Да и сами родители обязательно пожнут то, что посеяли. Слово Божье говорит: «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит.29:15). Если мы не противостанем окружающему миру, агрессивно обучающему наших детей злу и пороку, мы отдадим их на растерзание греху.

Вот как верно заметил Иоанн Златоуст: «Нет ничего хуже, когда детские проступки не исправляются и обращаются в навык. Эти поступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями исправить его. И подобных детей диавол водит, как пленников, куда ему угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления. И несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной гибели, исполняют их с полной охотой». Да сохранит нас всех Господь от такой беды!»

Подготовила Татьяна Арчибасова

Что такое грех?

Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спрашивает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?» «Да», – отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения… И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее». Стыд – самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Но не только «плохие поступки» омрачают детскую жизнь. Подчас «плохие мысли» больше беспокоят детишек, чем плохие дела. Дети приходят в ужас оттого, что эти мысли попадают им в голову. Они говорят близким: «Меня кто-то заставляет говорить плохие слова, а я не хочу этого делать». Это очень важный момент.

Родители обязательно должны его использовать для начала разговора с детьми. «Знаешь, об этом надо рассказать на исповеди. Это лукавый хочет повернуть твою волю в свою сторону. Если ты не будешь бороться с ним (не помолишься, не перекрестишься), он может тебя одолеть», – должны сказать ему взрослые. Ведь если ребенок говорит с родителями о плохих мыслях, значит, у него есть к ним доверие, значит, он не замыкается в себе. Такому ребенку сразу надо помочь понять, что грех и он – это разные вещи, что злые помыслы – это не его мысли и нельзя принимать их как свои. «Это не мое, я этих помыслов не боюсь, я могу победить их», – так надо научить думать ребенка.

Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы… И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы. Если помыслы не отходят, можно употребить усилие, молиться дольше и все равно победить. Сама возможность победить грех очень важна для ребенка. Осознать свою победу – значит осознать власть над грехом, почувствовать помощь Божию. Когда это происходит, человек растет духовно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Памятка исповедь для детей часть 1

Арсений Фомичев

составитель: пономарь Арсений Викторович Фомичев
Дорогой ребенок, с момента крещения ты вступил в жизнь удивительную, интересную и блаженную. Твои крестные выполняют роль куда более важную, чем даже твои родители, потому что являются пособниками жизни вечной. Они должны всегда вести и воспитывать тебя по извилистой дороги жизни, помогая не только материально, но что самое главное, — и духовно. Учить тебя навыку необходимой молитвы, приучать к хождению в церковь, и самое главное – учить правильно исповедоваться и регулярно причащаться. В этой памятке, я составитель, хочу только немного помочь тебе разобраться в самом главном деле твоей жизни – жизни духовной. Помочь понять, как более правильно тебе, дорогой ребенок, подготовиться к таинствам исповеди, причастия, и сказать несколько поучительных слов о добрых делах, которые тебе необходимо знать и творить в своей жизни.
В этой временной жизни на земле, которая подготавливает нас к жизни вечной, небесной, надо среди прочих дел, уметь не только хорошо себя вести, но и если что-то сделал плохо, то есть согрешил, то, как можно скорее придти в церковь, и батюшке на исповеди рассказать про этот грех, сожалея о нем в сердце своем, и стараться больше этот грех не совершать. Какой бы грех не был плохой, его надо обязательно рассказать батюшке, только тогда Господь простит и помилует твою детскую душу. Если какой грех утаишь и не расскажешь о нем на исповеди, знай, что ты совершил еще более плохой поступок, потому что твой грех стал из-за этого в два раза тяжелее, как если бы ты его сделал дважды! Также, во время исповеди не называют имен людей, которые так или иначе были соучастниками твоего плохого дела, то есть согрешали вместе с тобой, в этом случае можно сказать так, например: я с друзьями рассказывал анекдоты, играл в карты, давал друзьям обидные прозвища и унижал их. Имен называть не надо, каждый должен рассказать о своих грехах сам. Также нельзя оправдываться и извиняться в своих грехах на исповеди: например: нельзя говорить, что я обозвал плохими словами товарища, потому что он меня рассердил, толкая и насмехаясь надо мной, а нужно в этом случае сказать батюшке так: я обозвал своего друга плохими словами. Все! Именно так! И не оправдывать себя! На исповеди мы перечисляем грехи и сердечно каемся в них, а не приходим к батюшке, чтобы себя оправдать или как-то извинить себя, этого не надо делать! Это неправильно! Примерный перечень грехов дан ниже, с помощью него, тебе, дорогой ребенок, будет легче вспомнить грехи, которые ты совершил, и лучше всего выписать их на листок бумаги, который надо отдать батюшке на исповеди. Готовясь только к исповеди, поститься, то есть не употреблять пищу животного мира, не обязательно (если день исповеди не постный).
Говеют или постятся тогда, когда хотят и исповедоваться и причаститься. Для этого читают утренние и вечерние молитвы, короткое детское правило ко святому Причастию, на кануне вечером, перед причастным днем нельзя кушать после 12 часов ночи! За 3-4 дня до причащения необходимо попоститься. Кушай в это время мед, орешки, фрукты и овощи, грибы и прочую растительную пищу, но не переедай, это тоже грех. А то так и лопнуть можно! Все должно в этой жизни быть в меру! Также необходимо попросить прощения у всех, кого ты обидел, без этого не исповедоваться, не причащаться нельзя! Иначе ты причастишься в суд и осуждение себя!

А это страшно! Всегда проси прощения, если в чем виноват!
Вот тот небольшой перечень грехов, по которому можно проверить свою совесть и выписать на листок бумаги то, что относится к тебе.
Малый перечень возможных детских грехов: часть 1.
— не читал утренних и вечерних молитв, а также молитвы перед / после еды.
— неподготовленным причащался и, не стараясь вспомнить заранее про свои грехи, шел на исповедь (как с корабля на бал).
— редко исповедовался,
— редко причащался,
— скрывал свои грехи от батюшки на исповеди,
— не исповедавшись у священника, дерзал принимать святое причастие,
— рассеянно, невнимательно молился,
— не старался выучить, для начала своей духовной жизни, хотя бы самые первые молитвы для своего возраста: например: такие как: Отче наш…, Благодарим Тя, Христе Боже наш, и прочие.
— не слушался родителей, учителей и вообще старших,
— раздражался, ругался и повышал голос на ближних,
— гордился, считал себя лучше, умнее, (красивее) чем другие,
— дрался с детьми, толкался, плевался на детей и обзывался, давал людям клички, дразнил кого-нибудь и насмехался над ближними,
— не учил уроки, не помогал своим родным в делах по дому и огороду,
— играл в карты,
— компьютерная зависимость,
— не ходил (по долгу) в храм,
— опаздывал на богослужение в воскресные и другие дни,
— без уважительной причины не ходил (может часто) на воскресную литургию,
— будучи уже достаточно взрослым никогда не исповедовался и не причащался,
— смотрел греховное по телевизору или компьютеру (в интернете), в книгах, журналах, читал греховную литературу, может даже противное православной вере,
— осуждал ближних (усопших),
— брал у кого-то в долг и не отдавал,
— давал богоугодное обещание и не исполнял,
— смотрел телевизор или слушал музыку в постные, праздничные и воскресные дни и всячески развлекался (например: ходил в кино по средам и пятницам),
— наклеивал на свое тело разные наклейки или писал на нем что-либо, делал татуировки (наше тело – это храм Духа Святаго и к нему, как и к душе нашей надо относиться подобающим, почтительным образом, тело христианина – это не место для развлечений).
— говорил пустое, не нужное. (Дух Божий ничем так не отгоняется от нас, как пустыми праздными разговорами – говорят святые отцы церкви),
— если ты старший, не приучал младших братьев и сестренок ко всему духовному: помолиться Богу, ходить в храм, учить добрым делам.
— не читал Евангелие, и в других церковных книгах (первым делом: Жития Святых, ибо это книга для начинающих) не поучался божественной мудрости.
— не почтение, оскорбления или обиды на своего отца крестного (или мать крестную). Этот грех тяжелее, чем обижать своих плотских родителей, потому как, например: для мальчика его отец крестный перед Богом является куда важнее и главнее, нежели его родной отец; для девочки – соответственно),
— брал без спроса еду и другие вещи, воровал игрушки у ребятишек,
— предавал кого-нибудь,
— не имел сострадания и милосердия к ближним, например: ленился покормить своего больного маленького (или большого брата), который был очень слабым и не мог встать с постели (а может еще и с большой температурой),
— пытался нарисовать иконы или небрежно обращался с ними,
— не зажигал лампадку перед началом своих детских молитв,
— не приучал себя к православной христианской жизни, а жил как самому нравиться, не по божески, (например: шатался где-то до 12-ти ночи с друзьями),
— курил (кто курит – тот возносит фимиам самому диаволу, говорят святые отцы церкви).
Любой грех, если он совершен в присутствии ближнего, а тем более если склонял или показывал ближнему греховный пример, то за каждого из совращенных на грех – двойной грех будет иметь душа того человека. Чем человек духовно опытней и подкованней, тем тяжелее для его души будет каждый отдельный грех, по тому как, чем больше знаешь духовного – тем больший с тебя спрос самим Богом!
… продолжение перечня детских грехов в следующей части.

Документ обновлен:
2005-11-09 17:40

Пособие к исповеди

(ДЛЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ИСПОВЕДУЮЩИХСЯ)

Детская исповедь

Дорогие родители! Наши дети растут в чрезвычайно опасное время — время, когда общество отказывается от идеалов, принятых христианскими народами, и прежде всего — от идеалов жертвенной любви. Вместо этого дух нашего времени насаждает в сердцах детей культ себялюбия и наслаждений. Именно на это направлено нынешнее светское образование, массовая культура, печать, радио и телевидение. Без помощи Божией, без участия в благодатных и спасительных Таинствах Святой Церкви нам перед этим натиском не выстоять. От нас требуется очень напряженное, постоянное внимание к жизни ребенка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей, — писал праведный Иоанн Кронштадтский, — враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях, представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».

Делом первостепенного значения в христианском, нравственном воспитании детей является сознательное исповедание грехов в Таинстве Покаяния. Исповедуя свои грехи, дети через священника властью, данной ему свыше, получают не только прощение грехов, но и наставление в нравственной жизни. Очень важно научить ребенка осознавать свои дурные поступки и стремиться ко всему доброму.

Помогая ребенку подготовиться к исповеди, особенно если он впервые приступает к этому спасительному Таинству, родители должны придерживаться следующих правил:

Готовить детей к исповеди нужно с любовью, кротостью, теплым участием, делая акцент на том, что они предстоят и исповедуются Самому Господу Иисусу Христу, вопросы можно предлагать только о таких грехах, которые свойственны их возрасту.

Особенно осторожным следует быть в вопросах относительно седьмой заповеди Закона Божия, предлагая их в самой деликатной форме, чтобы не смутить ребенка и не оставить на детской совести грязного пятна.

Родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести-семилетнего возраста, в зависимости от уровня развития ребенка и способности осознать и исповедать свои грехи.

День исповеди и святого причащения должен быть для ребенка днем праздничным и радостным. Советуйте, предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и Причастию, но ни в коем случае не заставляйте ребенка. Ребенка нельзя принуждать к исповеди — покаяние должно быть искренним и совершенно свободным.

Подчиняясь родительскому авторитету, ребенок какое-то время будет исполнять ваши требования, но если в нем самом не будет живой веры, искреннего стремления очиститься от совершенного греха, рано или поздно произойдет болезненный разрыв, конфликт между вашим давлением и его свободной волей.

Если ребенок очень волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему дома, перед началом службы, письменно ответить на приводимые вопросы, чтобы потом прочитать их на исповеди перед священником.

Важно, чтобы исповедь не сводилась к выяснению, что делал и чего не делал ребенок, но каждый раз совершалась с искренним сокрушением о грехах и переживалась им как трагедия осознания греха, соединенная с радостью прощения от Бога.

Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничества между родителями и священником.

Родители ни в коем случае не должны пытаться узнать грехи своих детей и то, что сказал им батюшка на исповеди. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству. Не следует родителям также подсказывать священнику, о чем спросить ребенка, — вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая их умудрит и наставит.

Предварительные вопросы:

1. Веришь ли ты в Бога?

2. Знаешь ли и веруешь ли в то, что исповедь, совершаемую священником, слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?

3. Искренне ли жалеешь о том, что плохими поступками согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?

4. Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

Первая заповедь Закона Божия

Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Первая заповедь учит нас любить Бога и почитать Его.

1. Молишься ли ты утром и вечером, перед едой и после еды, перед началом и по окончании всякого дела?

2. Веришь ли в то, что Бог все видит и знает, не только дела твои, но и мысли и тайные желания, видит тебя и днем и ночью, дома и вне дома, словом, всегда?

3. Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой верой?

4. Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом вселенной, хотя многие люди отрицают это?

5. Любишь ли ты Бога?

6. Не стыдишься ли признаться в своей вере перед людьми? Не отказываешься ли от своей веры из боязни быть осмеянным другими?

Вторая заповедь Закона Божия

Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Второй заповедью Господь Бог запрещает поклоняться идолам. Идолопоклонство — это не только поклонение рукотворным идолам, как богам, но и служение греху и страстям, таким как самолюбие, гордость, тщеславие, корыстолюбие, пресыщение в еде и питье, пристрастие к земным богатствам и т.д.

1. Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не привередлив ли ты в еде? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

2. Не нарушаешь ли святых постов и постных дней: среды и пятницы?

3. Не стараешься ли украсить себя одеждой, какими-нибудь знаками отличия (цепочками, брелоками, подвесками и т.д.)?

4. Не кривляешься ли перед зеркалом или людьми, чтобы на тебя обратили внимание?

5. Не гордишься ли своими успехами в учебе, богатством своих родителей’?

6. Не добиваешься ли первенства среди своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

7. Не любишь ли командовать, быть старшим над своими товарищами?

8. Не имеешь ли обыкновения всегда настаивать на своем, даже если тебе показали твою неправоту?

Третья заповедь Закона Божия

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, то есть без нужды, просто так, без любви, благоговения и молитвы.

1. Не произносишь ли имени Божия напрасно, в пустых разговорах и шутках?

2. Не отвлекаешься ли посторонними мыслями на молитве? Твердо ли веришь, что все, о чем ты просишь в молитве, Господь исполнит?

3. Внимательно ли изображаешь на себе крестное знамение и усердно ли кладешь поклоны?

4. Не ропщешь ли на жизненные тяготы своих родителей?

5. Благодаришь ли ты Бога в болезнях, неприятностях и жизненных неудачах?

Четвертая заповедь Закона Божия

Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято); шесть дней работай и делай в продолжение их всякие дела твои, а день седьмой — субботу (день покоя) посвящай Господу Богу твоему.

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день (в христианской Церкви этот день — воскресенье) посвящать на служение Богу, на угодные Богу дела.

1 . Не ленишься ли в воскресенье и в праздничные дни ходить в Церковь?

2. Любишь ли бывать в храме Божием?

3. Внимательно ли ты молишься в храме? Пытаешься ли понять то, о чем поют и читают на службе?

4. Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы, не позволяешь ли себе в храме шутить, играть, смеяться, разговаривать?

5. Любишь ли читать Святое Евангелие, духовные книги?

6. Знаешь ли на память молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»?

7. Не любишь ли праздно проводить время? Дорожишь ли им?

8. Стараешься ли каждую минуту употребить на пользу души?

9. Не имеешь ли пристрастия к телевизору и кино, которые разрушают веру в Бога’?

10. Стремишься ли к приобретению познаний, хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?

11. Всегда ли со вниманием и старанием учишь домашние уроки?

12. Не тратишь ли попусту время за компьютером в играх, где присутствуют насилие или убийство одних героев другими?

Пятая заповедь Закона Божия

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои (то есть дни твоей жизни) на земле.

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительными к ним.

1 . Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорбляешь ли их грубыми словами и непослушанием?

2. Скрываешь ли что-нибудь от родителей?

3. Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли относительно их оскорбления или неподчинения?

4. Молишься ли ты о своих родителях и учителях?

5. Добросовестно ли ты выполняешь свои обязанности в школе и дома?

6. Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускаешь ли относительно их насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?

7. Если родители или старшие делают тебе замечание, стараешься ли исправиться?

Шестая заповедь Закона Божия.

Не убивай.

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, и не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого человека греху. К грехам против шестой заповеди относятся курение и употребление наркотиков, ведущие к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству. Участие в войне Церковь не считает нарушением шестой заповеди, потому что воины защищают Отечество.

1. Не ругаешься ли ты неприличными словами?

2. Не таишь ли на кого в сердце злобу или ненависть?

3. Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?

4. Не мучаешь ли животных, птиц, насекомых? Не убиваешь ли их ради забавы?

5. Любишь ли людей, как заповедал нам Господь?

6. Подаешь ли, что можешь, бедным, голодным людям?

7. Не ругаешься ли с каким человеком или сверстником?

8. Не дерешься ли, не обижаешь ли детей, которые слабее тебя?

9. Не куришь ли ты?

Седьмая заповедь Закона Божия

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью Господь запрещает нарушение супружеской верности, а неженатым повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

1. Не допускаешь ли ты в своем сердце нечистых плотских желаний?

2. Не допускаешь ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо?

3. Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

4. Не ходишь ли гулять без разрешения родителей в незнакомые места?

5. Не имеешь ли друзей, которые учили бы тебя играть в карты, курить, пить спиртные напитки? Не был ли участником этих грехов?

6. Не пересказываешь ли анекдоты, неприличные истории?

Восьмая заповедь Закона Божия

Не кради.

Этой заповедью запрещаются не только кражи, когда кто-либо тайком берет вещь, не принадлежащую ему, но и обман, тунеядство.

1. Не брал ли тайком, без спроса, чужую вещь?

2. Не отбирал ли силой у младших или более слабых детей игрушки, книжки и другие вещи?

3. Не присваивал ли найденные деньги, какой-либо потерянный предмет, вместо того, чтобы объявить о своей находке?

4. Не заглядывал ли родителям в кошелек? Не брал ли у них без спроса деньги или какие-нибудь вещи в доме без их разрешения?

Девятая заповедь Закона Божия.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

1. Не имеешь ли привычки врать? Не обманываешь ли родителей, братьев, сестер, друзей?

2. Не нарушал ли данного обещания?

3. Не осуждал ли кого? Не разглашал ли недостатки других людей? Не высмеивал ли недостатки товарищей?

Десятая заповедь Закона Божия

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Десятая заповедь запрещает не только делать что-либо плохое другим людям, но запрещает зависть, худые желания и помышления по отношению к ним.

1 . Следишь ли за чистотой своих мыслей и желаний?

2. Не завидуешь ли детям из богатых семей и вообще кому бы то ни было?

3. Не был ли недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили?

4. Не досадовал ли, когда другому что-то дали, а тебе нет?

Вопросы для исповедания детей

1. Молишься ли каждый день Богу, особенно утром и вечером, а также пред началом всякого дела и пред обедом и ужином?

Не божишься ли? Не произносишь ли Имя Божие — великое и святое напрасно или небрежно, в шутку?

3. Считаешь ли за грех жить, не делая ничего полезного, в постоянной рассеянности?

4. Ходишь ли с охотой в церковь к богослужению и проводишь ли, как должно, праздничные дни?

5. Любишь ли своих родителей и не оскорбляешь ли их чем и не противишься ли им?

6. Прилежно ли учишься и всегда ли слушаешься своих учителей и исполняешь ли все их указания?

7. Относишься ли с надлежащим почтением к старшим и обращаешься ли с ними вежливо?

8. Не упрямишься ли и не имеешь ли привычки все ставить на своем и не исполнять указаний старших?

9. Не сердишься ли напрасно, не бранишься ли и не ссоришься ли с другими?

10. Не приучался ли ты курить табак, который так вреден для здоровья?

11. Не выпил ли ты когда-либо хотя бы рюмку вина, которого нельзя пить детям?

12. Не бил ли или не мучил ли ты животных и птиц?

13. Не обманывал ли ты кого-либо?

14. Не брал ли что-нибудь без разрешения родителей и вообще не брал ли у кого-либо без позволения?

15. Если бывают у тебя свои деньги, то не тратишь ли их без разбору на лакомства или на другие какие-либо ненужные вещи?

16. Не сделал ли ты чего-нибудь нехорошего тайно?

17. Если сделал, то расскажи, что это такое?

18. Желаешь ли еще сам сказать что-либо такое, что тяготит твою совесть’? Скажи, не помнишь ли за собой еще каких грехов, о которых я не спрашивал?

Теперь благодари Господа, сподобившего тебя покаяться, и после старайся жить лучше прежнего, не повторяй прежних грехов, старайся не оскорблять Бога нарушением Его святых заповедей и угождать Богу добрыми делами, какие можешь сделать.

Заключительные вопросы

1. Каешься ли, то есть искренне сокрушаясь, просишь ли у Бога прощения в грехах своих?

2. Старался ли ты исправиться в тех грехах, в которых каялся на предыдущей исповеди?

3. Готовился ли ко причащению Святых Христовых Таин? Веришь ли в то, что священник вынесет в Чаше Святые Дары (то, что непостижимо умом, но постижимо только верой сердца) — истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа?

Текст печатается по изданию: «В помощь кающимся. Пособие к исповеди (для священнослужителей и исповедующихся)» Информационно-издательский центр Украинской Православной Церкви, Киев, 2000

Культура

ИСПОВЕДЬ ДЕТЕЙ ВЕКА

22 октября 00:00

Идея тотальной фотофиксации в последнее время овладела миром целиком и полностью. Недавно один известный питерский фотограф удивлялся: «Прихожу в воскресенье в Летний сад, хотел поснимать… смотрю — все снимают, у всех в руках камеры, затворы так и щелкают…» И действительно, технический прогресс избавил фотопроцесс от утомительных проявки и печати, теперь это делается за пару часов в любом киоске, с другой стороны, наделил фотокамеры и пленку необычайно широкими возможностями для увлекательной творческой работы. И любой взявший в руки даже самую недорогую «мыльницу» чувствует себя настоящим художником, останавливающим мгновение. И то, что миллионы приобщились к творческому процессу, — хорошо. Массовость — залог развития отрасли.
Но параллельно, к счастью, существуют еще и искусство фотографии, и настоящие фотохудожники, и выставки, которые осаждает публика. Так было на закрывшемся вчера в Манеже фотовернисаже «Ритмы века». Очереди в кассу и толчея практически у всех разделов экспозиции. И немудрено — 1000 работ, снятых лучшими фоторепортерами Петербурга, России и мира.
Знаю, что многие ходили сюда по нескольку раз. Что тоже вполне объяснимо. Репортаж — это концентрация события, не просто снятого фотографом с большей или меньшей степенью подробности и мастерства, а еще как бы взломанного изнутри. Нам, зрителям, дается шанс пережить событие, почувствовать его насыщенную, накаленную атмосферу, ощутить запах и цвет, но у нас есть еще и уникальная возможность, которой лишены очевидцы, — можем рассмотреть, углубиться, осмыслить, стоя у картонного изображения.
На фотовернисаже в Манеже потрясает масштаб. Прежде всего временной, количественный.

От урока танцев в Смольном институте благородных девиц, снятого великим и вездесущим Карлом Буллой, до репортажа о трагедии Беслана, от которого холодеет кровь. И из невольных сопоставлений возникает портрет эпохи. Когда главные события нашей истории, запечатленные талантливыми фотохудожниками, собраны воедино, необычайно остро начинаешь ощущать, какой грандиозный век завершил второе тысячелетие! И в каком суровом его продолжении нам предстоит жить.
Удивительно, но эту выставку удалось сделать так, что ни одного проходного, несущественного, неинтересного раздела на фотовернисаже не оказалось. Потрясающе яркие работы виртуозов фоторепортажа из агентства Рейтер и нашего Интерпресса, лучшие снимки фотоконкурса «Золотой объектив», персональные экспозиции москвичей Б. Кремера, А. Кондратьева, В. Семина. Лучшие питерские фотографы —
П. Маркин, Д. Ловецкий, С. Максимишин, С. Беленький, Е. Асташенков, А. Захаров… За каждым из них свой стиль, свой мир, особая техника, подлинное мастерство и море человеческих страстей, ими запечатленных. Возле некоторых работ можно стоять долго-долго, всматриваясь, переживая, размышляя.
Я, например, никак не мог оторваться от полного драматизма снимка Д. Ловецкого «Дочь подводника». Девочка лет 6-7 в ярко-красном плаще и с красным бантом прижалась щекой к гранитной плите, на которой виден портрет морского офицера. Как лаконично и как емко!
Концентрация трагедий века в разделе «Горячие камеры» — репортажи с места военных конфликтов. В том числе и незабываемые снимки Феликса Титова, фотокорреспондента нашей газеты, пропавшего без вести во время первой чеченской войны.
Но неподалеку совсем другие сюжеты. Блестящие снимки Марины Астаховой на религиозную тему. Оказывается, об этом можно говорить с мягким юмором и теплотой, уважительно, но без экзальтации.
А сколько вообще юмора и острой наблюдательности разбросано по обоим этажам фотовернисажа! А архивные фотографии, а блестящая экспозиция-фотолетопись Челябинской области… Тут даже хотя бы перечислить все невозможно. Словом, «Ритмы века» в Манеже — безусловное событие. Оно еще требует анализа и осмысления, но уже сразу можно сказать, что абсолютное первенство Москвы в деле демонстрации фотоискусства отныне перестало быть непререкаемым.
Александр УРЕС

Первая детская исповедь.

Протоиерей Илия Шугаев,
настоятель Храма Михаила Архангела г. Талдом
Как понять, готов ли ребенок идти на первую исповедь?
Ребенок не готов к исповеди, если не может на себя критично взглянуть. Для священника неготовность ребенка сразу видна. Если на самые простые вопросы вроде: «Может быть, ты не слушался родителей?» – ребенок отвечает: «Нет, я всегда слушаюсь», то сразу видно, что он говорит не о себе реальном и грешном, а о том, какие у него есть представления о правильном поведении. И это для определенного возраста совершенно нормальное поведение. Ребенок знает, что он вообще-то хороший, а то, что и хорошие люди могут совершать плохие поступки, он еще не может понять. В пять-шесть лет – это признак нормального развития, поскольку ребенок должен жить с ощущением, что он хороший и его все любят. Гораздо хуже, если ребенок будет на все вопросы о грехах соглашаться и говорить: «Я мешаю родителям, я плохо себя веду». Это будет признаком не покаяния, а усвоенной роли плохого ребенка и заниженной самооценки. Ребенок, который внутренне созрел для исповеди, на вопросы священника будет отвечать с рассуждением: «Такого-то греха у меня нет, такой есть, а этот совсем немного».
С какого возраста ребенок должен идти на исповедь? Существуют ли исключения?
Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае, пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обычно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые. Исключения, конечно же, бывают – кто-то и в шесть лет очень серьезно исповедуется, а кто-то и в восемь лет не может на себя взглянуть со стороны. Важно, чтобы родители не переусердствовали в последнем случае, заставляя ребенка исповедоваться.
Нужно ли заставлять ребенка идти на исповедь?
Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Мне кажется, что духовный рост гораздо важнее факта исповеди.
Как готовить ребенка к первой исповеди?
Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди – это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.
Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на листочке бумаги, по которому можно прочитать грехи на исповеди. Но родители не должны писать грехи за ребенка на бумажку, которую он прочитает на исповеди.
После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.
При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно, когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив, возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д. Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой – совесть.
Для ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.
Грехи по отношению к старшим. Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.
Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.
Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.
Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.
Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.
Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.
Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.
После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:
Ругался нецензурно. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины или фильмы. Было вольное обращение с противоположным полом.
Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.
Что делать, если ребенок не может преодолеть страх и подойти к священнику?
Исповедь совершается перед крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.
Хотелось бы, чтобы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у креста и Евангелия – это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». В кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и медсестра, которая помогает врачу. Так и на исповеди: мы стоим на исповеди перед Богом – Врачом наших душ – и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь – это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь – это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.
Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения.

Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

По материалам журнла Славянка.

Для ребенка от 7 до 10 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Так же очень полезны духовные беседы в виде диалога.

А если есть, надо исполнять (слушать) то, что Он говорит?

А чтобы исполнять, что для этого надо?

Обладать знаниями, т. е. учиться! Изучать Закон Божий (сейчас очень красочные и понятные Библии для детей разных возрастов) — запоминать на всю жизнь и хранить в своем сердце.

Да, должны! А сам Господь сказал: «те кто Меня любят, заповеди мои должны соблюдать!»

Ну а если это друг, друг может что то плохое вам сделать или отвернуться от вас, бросить?

Нет, конечно! Вот и надо об этом не забывать и всегда соблюдать заповеди Божие и стараться быть другом Иисуса Христа!

– Знаешь ли ты и веруешь ли в то, что исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо стоящий рядом?

I ЗАПОВЕДЬ: Я – Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

– Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом Вселенной, хотя многие люди и отрицают это?
– Любишь ли ты Бога?

II ЗАПОВЕДЬ: Не делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся им и не служи им.

– Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

– Не добиваешься ли первенства среди своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

Этой заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без любви, благоговения и молитвы.

IV ЗАПОВЕДЬ: Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

– Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы, не позволяешь ли себе в храме шутить, играть, смеяться, разговаривать?

– Знаешь ли на память молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»?

– Стремишься ли к хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?

Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительным к ним.

– Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли по отношению к ним оскорбления или неподчинения?

– Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускаешь ли по отношению к ним насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?

– Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?

– Не дерешься ли, не обижаешь ли детей, которые слабее тебя?

Этой заповедью Господь запрещает разрушение супружеской верности, а неженатым Господь повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

– Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

Детская исповедь

Практические советы для священников, родителей и детей

(Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви)

Дорогие родители!

Если ваши дети уже повзрослели и в ваших отношениях возникают трудности или поведение ребенка огорчает вас, необходимо задуматься и вспомнить, не было ли хотя бы «тонюсенькой ниточки» и вашей в этом вины. Начните с себя и сейчас, и сегодня!

Наши дети растут в чрезвычайно опасное время, когда общество отказывается от идеалов, принятых христианскими народами, и, прежде всего, от идеалов жертвенной любви. Вместо этого дух нашего времени насаждает в сердцах детей культ себялюбия и наслаждений. Именно на это направлено нынешнее светское образование, массовая культура, печать, радио и телевидение. Без помощи Божией, без участия в благодатных и спасительных Таинствах Святой Церкви нам перед этим натиском не выстоять. От нас требуется очень напряженное, постоянное внимание к жизни ребенка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей, — писал праведный Иоанн Крондштадтский, — враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».

Исповедь ребенка есть дело величайшей важности, ведь перед пастырем как служителем Божиим дети раскрывают свою душу и получают от него данной ему свыше властию не только прощение грехов, но и наставление в нравственно-христианской жизни. Каждое слово пастыря имеет великое духовно-воспитательное значение, ибо оно согрето огнем христианской веры и любви, строго сообразовано с духом слова Божия и учения Матери Церкви.

От первой исповеди часто зависит последующее отношение ребенка к этому великому и спасительному Таинству. Поэтому как пастырям, так и родителям надо иметь в виду следующее:

  • Подготовка к исповеди и общение пастыря с ребенком во время исповеди должны совершаться с особой любовию, кротостию, теплым участием, делая особый акцент на той истине, что в это время предстоят и исповедуются не одному священнику, а Самому Господу Иисусу Христу. Малейшей раздражительности, нетерпеливости допустить не должно, как впрочем, и излишней снисходительности, потворства детским грехам.
  • При подготовке и во время исповеди нужно, руководствуясь пастырским и родительским благоразумием и опытностью, предлагать вопросы, касающиеся только тех грехов, которые могут быть свойственны именно детям по их возрасту, более или менее юному и незрелому. Нужно быть особенно осторожными относительно 5 заповеди закона Божия, спрашивать об этом в самой осторожной и деликатной форме, дабы лишними словами не оставить на совести детской никакого грязного пятна.

Делом первостепенного значения в христианском, нравственном воспитании детей является сознательное исповедание грехов в Таинстве Покаяния. Исповедуя свои грехи, дети через священника властью, данной ему свыше, получают не только прощение грехов, но и наставление в нравственной жизни. Очень важно научить ребенка осознавать свои дурные поступки и стремиться ко всему доброму.

Дорогие родители, знайте, что чем раньше вы приведете своих чад в Церковь, ко Святой Чаше, тем основательнее и крепче будет выстраиваться фундамент, база всего здания их будущей жизни. Со временем у них появится потребность часто бывать на службах в церкви. Как будут радовать и успокаивать наших детей мягкие огни лампад и свечей, аромат кадильного ладана! Какой источник Любви! Родители просто обязаны помочь своим детям «протоптать» дорожку к Церкви, чтобы они в ней чувствовали крепость, тыл, где в случае душевных невзгод они смогут укрыться, найти спасение; чтобы шли они со своими горестями не к подруге или другу за советом (не всегда полезном), а в Церковь, которая своей благостью покроет, простит, вселит надежду на спасение.

Помогая ребенку подготовиться к исповеди, особенно если он впервые приступает к этому спасительному Таинству, родители должны придерживаться следующих правил (имея в виду и приведенные выше советы для пастырей).

Родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести – семилетнего возраста или с более ранних лет, в зависимости от уровня развития ребенка и способности осознать и исповедать свои грехи.

День исповеди и святого Причащения должен быть для ребенка днем праздничным и радостным. Советуйте, предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и Причастию, но ни в коем случае не заставляйте ребенка. Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным.

Подчиняясь родительскому авторитету, ребенок некоторое время будет исправно исполнять ваши требования, но если в нем самом не будет живой веры, искреннего стремления очиститься от совершенного греха, то рано или поздно произойдет болезненный разрыв, конфликт между вашим давлением и его свободной волей.

Если ребенок очень волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему подготовиться к исповеди заранее, дома, используя данную брошюру; он может письменно ответить на приводимые вопросы, а потом прочитать свои ответы на исповеди перед священником.

Важно, чтобы покаяние не превратилось в обычное анкетирование, отчет, «что делал и чего не делал», но каждый раз переживалось ребенком как трагедия осознание греха, соединенная с радостью прощения от Бога при условии сокрушения и сердечного покаяния.

Помощь в подготовке ребенка к исповеди не допускает посредничества между родителями и священником. Предлагая вопросы и советы относительно исповеди, родители ни в коем случае не должны расспрашивать детей об их грехах и о том, что говорил батюшка во время исповеди. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству. Родителям также не следует инструктировать священника по поводу того, каким вопросам, каким грехам надо уделить особенное внимание на исповеди их чада, — вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая умудрит их и наставит.

Предварительные вопросы:

  • Знаешь ли и веруешь ли в то, что исповедь, совершаемую священником, слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?
  • Искренне ли ты жалеешь о том, что плохими поступками согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?
  • Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

Первая заповедь:

Азъ есмь Господь Бог твой: Да не будутъ тебе бози инии, разве Мене.

(Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня).

Первая заповедь учит нас любить Бога и почитать Его.

  • Веришь ли ты в Бога?
  • Веришь ли ты в то, что Господь является Творцом вселенной, и что Бог сотворил все живое и неживое – и людей, и зверей, и птиц, и рыб, и комара, и паука, и травинку, и песчинку, и снежинку, и пылинку, и звезды, и солнце, и луну, и т.д.?
  • Веришь ли ты, что человек создан по образу и подобию Божию?
  • Любишь ли ты Бога? Боишься ли огорчить Бога? Ты ведь боишься огорчит маму, папу, друга? Также и даже больше бойся огорчить своими плохими поступками Бога. Имеешь ли страх Божий? Нарушал ли Его святые заповеди?
  • Всега ли ты ходишь перед лицем Божиим? Помнишь ли, что Он видит все, Он знает о тебе все, Он слышит все, Он знает о тебе все? Его присутствие вездесуще: Он и в школе и дома, Он и в самом укромном твоем месте, где ты прячешься от других и думаешь, что и Бог туда не заглянет. Но помни, что никуда и никогда невозможно спрятаться от Господа!
  • Боишься ли ты услышать глас Бога: «Не вем тя!» («Не знаю тебя!»)?
  • Знаешь ли и гордишься ли тем, что ты преемник (наследник) веры своих дедов и отцов, веры православной, истинной, чистой и неповрежденной, исходящей от Господа нашего Иисуса Христа через апостолов, епископов, священников от первых веков до наших дней?
  • Не стыдился ли ты признаться в своей вере перед другими людьми? Не стеснялся ли ты креститься? Не отказывался ли от своей веры из боязни, что над тобой будут смеяться?
  • Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой верой?
  • Молишься ли ты утром и вечером? Просишь ли Бога благословить пищу на столе за завтраком, обедом и ужином? Или «набрасываешься на еду, как собачка, не задумываясь? Молишься ли ты перед началом и по окончании всякого дела?

Вторая заповедь:

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водахъ подъ землею: да не поклонишься имъ, ни послужиши имъ.

(Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.)

  • Второй заповедью Господь Бог запрещает поклоняться идолам. Идолопоклонничество – это не только поклонение рукотворным идолам, как богам, но и служение греху и страстям, таким, как самолюбие, пресыщение в еде и питье, пристрастие к земным богатствам и т. д.
  • Не считаешь ли ты деньги самым важным в жизни? Не творишь ли ты из них себе кумира? Можешь ли потратить все карманные деньги на лакомства? Способен ли ты поделиться деньгами или лакомствами с другом? Даешь ли просящему у тебя?
  • Соблюдаешь ли ты умеренность в еде? Не капризничаешь ли за столом, когда тебе приготовили не ту еду, которую ты любишь? Не наедаешься ли ты так, что и встать из-за стола бывает трудно?
  • Ты знаешь, что в неделе 7 дней и три из них – особенные: воскресенье, среда и пятница? Воскресенье, когда Спаситель восстал из гроба и победил смерть, — это всегда праздник. А вот среда и пятница – самые скорбные дни на земле: в среду предал Его Иуда, а в пятницу Его распяли на Кресте. В этот день, 2000 лет назад, содрогнулась вся земля, плакала и страдала вся вселенная, померкло солнце, упали звезды. В память об этой скорби, соблюдаешь ли ты пост по средам и пятницам? Соблюдаешь ли ты Великий, Успенский, Рождественский И Петров посты, установленные Святой Церковью?
  • Не кичишься ли ты своими успехами в учебе, спорте? Благодаришь ли Бога за помощь Его в твоих успехах? Не преувеличиваешь ли ты свою роль в этих успехах?
  • Не желаешь ли ты, чтобы тебя считали самым умным, самым добрым, самым храбрым? И вообще, где твое «я», на каком месте? Помнишь ли ты, что «я» — последняя буква в алфавите?
  • Не добиваешься ли ты первенства среди своих сверстников любой ценой, издеваясь над слабыми, унижая их? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?
  • Не любишь ли ты командовать, быть лидером, старшим над твоими товарищами?
  • Не гордишься ли ты положением, богатством твоих родителей? Или не стеснялся ли ты безденежья своих родителей? Нет ли в тебе высокомерия, самовозвышения над другими?
  • Легко ли ты можешь подарить свою любимую игрушку и не пожалеть об этом?
  • Не стараешься ли ты украсить себя одеждой, какими-нибудь знаками отличия (цепочками, брелками, подвесками и т.д.)?
  • Не кривляешься ли ты перед зеркалом или людьми, чтобы на тебя обратили внимание?
  • Не имеешь ли обыкновения всегда настаивать на своем, даже если тебе показали твою неправоту?

Третья заповедь:

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

(Не Произноси имени Господа Бога твоего напрасно.)

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, то есть без нужды, просто так, без любви, благоговения и молитвы.

  • Не произносишь ли ты имени Божия напрасно (всуе), не благоговейно, в пустых разговорах и шутках? («Господи, как же мне надоел этот суп!» или «Боже мой, кого я вижу!»)
  • Не ропщешь ли на материальные трудности своей жизни или на жизненные тягости твоих родителей, связанные с их работой?
  • Не обижаешься ли ты на родителей из-за того, что они пока не могут позволить купить тебе такую же куртку или кроссовки, как у твоего друга, или компьютер, как у кого-то из твоих знакомых, или еще что-либо, что есть у других, а у тебя пока нет?
  • Не завидуешь ли ты соседям, одноклассникам из более обеспеченных семей? Не завидуешь ли успехам друзей?
  • Благодаришь ли Бога в болезни и жизненных неудачах, не ропщешь ли на Него?
  • Молишься ли ты Богу? Твердо ли веришь, что все, о чем ты просишь в молитве, Господь исполнит?
  • Не отвлекаешься ли во время чтения домашних и церковных молитв? Не рассеиваешься ли в мыслях на службе в Церкви?
  • Внимательно ли изображаешь на себе крестное знамение и усердно ли кладешь поклоны?

Четвертая заповедь:

Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

(Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить свято). Шесть дней работай и делай, в продолжение их, всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему.)

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день (в христианской Церкви этот день – воскресение) посвящать на служение Богу, на угодные Богу дела.

  • Помнишь ли ты, что воскресенье, когда Господь воскрес из мертвых, — это день праздничный, день Божий? Не ленишься ли ты в воскресный или другой праздничный день ходить в Церковь?
  • Любишь ли ты бывать в храме Божием?
  • Понимаешь ли ты, что, собираясь на службу в храм, ты собираешься встретиться в храме с самим Богом? Ведь «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». А в храме на службе не двое, не трое, а десятки людей, и Господь невидимо таинственно присутствует среди людей. Позволяешь ли ты себе в храме бегать, играть, шутить, смеяться, разговаривать? Не боишься ли этим оскорбить, обидеть Господа нашего?
  • Любишь ли ты читать Святое Евангелие, Жития святых, духовные книги? Стараешься ли понять то, о чем поют и читают на службе?
  • Знаешь ли ты наизусть молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»? Молишься ли кратко, когда тебе трудно: «Господи, помилуй, Господи, спаси», «Слава Тебе, Боже, за все»?
  • Много ли времени уделяешь развлечениям? Не тратишь ли попусту время у телевизора, компьютера? Нет ли у тебя разрушающего твою неокрепшую веру в Бога пристрастия к дискотекам, игровым автоматам и компьютерным играм, где присутствует насилие или убийство одних героев другими?
  • Развиваешь ли ты в себе чувство прекрасного? Читаешь ли художественную литературу? Какое твое любимое произведение из русской классической литературы? Какие стихи любишь читать? Слушаешь ли классическую музыку? Когда ты был последний раз в музее?
  • Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении твоем? Знаешь ли ты молитву «Царю Небесный», которую надо читать перед всяким делом, перед экзаменами или контрольной работой, перед выполнением домашних заданий? Молишь ли ты Матерь Божию, чтобы Она тебя «покрыла» Своим омофором, защитила, помогла на экзамене вспомнить то, что объяснял учитель, а ты никак не мог понять?
  • Всегда ли ты был доволен тем, как готовился к уроку? Со вниманием и старанием ли учишь домашние уроки?
  • Выполняешь ли ты данные тобой обещания?
  • Занимаешься ли самообразованием, посещаешь ли кружки?

Пятая заповедь:

Чти отца твоего и матерь твою, да благо будетъ, и да долголетенъ будеши на земли.

(Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы подлились дни твои на земле.)

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей старших, заботиться о них и быть почтительным к ним.

  • Почитаешь ли ты своих родителей, слушаешься ли? Не оскорблял ли их грубыми словами вслух или «про себя»? Не прекословил ли? Не замахивался ли на них, желая ударить, не ударял ли?
  • Любишь ли ты своих родных: маму, папу, дедушку, бабушку, брата, сестру?
  • Любишь ли ты своих друзей?
  • Все ли ты делаешь для того, чтобы не огорчать своих родных? Срываешь ли что-нибудь от родителей?
  • Молишься ли ты о своих родителях и учителях?
  • Готов ли ты пожертвовать ради твоих близких своим временем, здоровьем?
  • Согрешал ли непокорством, гордостью, небрежением, невниманием к твоим близким?
  • Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускал ли относительно них оскорбления или неподчинения? Не прекословил ли им? Не шумишь ли на уроках?
  • Добросовестен ли ты относительно своих обязанностей в школе и по дому? Не списываешь ли уроки и школьные задания? Не ленишься ли выполнять порученные работы?
  • Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускал ли насмешек по отношению к ним? Не передразнивал ли и не смеялся ли над увечными, калеками, больными?

Шестая заповедь:

Не убий. (Не убивай.)

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого человека греху. К грехам против шестой заповеди относятся курение и употребление наркотиков, ведущие к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству. Участие в войне Церковь не считает нарушение шестой заповеди, потому что воины защищают свое Отечество.

  • Не ругался ли ты неприличными и нецензурными словами?
  • Не таил ли ты на кого в сердце злобы и ненависти? Не мстил ли? Не ябедничал ли?
  • Стараешься ли ты утешить огорченного, опечаленного или обиженного товарища своего?
  • Не мучил ли ты животных? Не убивал ли их ради забавы? Ухаживаешь ли за животными?
  • Любишь ли ты людей, как заповедал нам Господь? Прощаешь ли им обиды?
  • Подаешь ли ты что можешь бедным, голодным людям?
  • Не ругался ли ты словесно с кем-либо? Не раздражался ли? Не кричал ли на кого?
  • Не дрался ли ты, не обижал ли более слабых тебя детей? Не обзывал ли их?
  • Не отбирал ли ты силой у младших или более слабых детей игрушки, деньги или какие-нибудь другие вещи?
  • Всегда ли ты был честным в совместных играх? Не жульничал ли?
  • Не сваливал ли ты свою вину на других?
  • Смотрел ли ты фильмы ужасов, про убийство?
  • Стараешься ли ты исправиться в своих плохих привычках и отрицательных качествах характера? Нет ли в тебе таких грехов, как жадность, зависть, упрямство, хвастливость, обидчивость, подслушивание чужих разговоров, подсматривание, а также болтливость, излишняя смешливость?

Седьмая заповедь:

Не прелюбы сотвори. (Не прелюбодействуй)

Этой заповедью Господь запрещает нарушение супружеской верности, а неженатым повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

  • Не допустил ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо? Знай, что в жизни каждого человека такие поступки были, ты не один! Стыдно произносить вслух – напиши, отдай прочитать батюшке во время исповеди. Очисти себя на исповеди от этого греха и больше не греши!
  • Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматривал ли журналы и фотографии с неприличными картинками? Храни свое око – дверцу души! Учись «видя – не видеть, слыша – не слышать».
  • Дружишь ли ты со сверстниками, которые страдают такими грехами, как игры в карты, игры на игровых автоматах, курение, употребление пива, вина и даже (упаси Бог) употребление наркотиков?
  • Не пробовал ли ты сам играть в карты, игровые автоматы, курить, пить пиво, вино, водку, употреблять наркотики и т.п.? Не предлагал ли это другим?
  • Не ходишь ли гулять без разрешения родителей в незнакомые места?
  • Не пересказывал ли ты неприличные анекдоты и истории?
  • Не предлагал ли ты другим что-либо, что могло их ввести в соблазн?

Восьмая заповедь:

Не укради. (Не кради.)

Этой заповедью запрещаются не только кражи, когда кто-либо тайком берет вещь, не принадлежащую ему, но и обман, тунеядство.

  • Не брал ли ты тайком, без спроса, чужую вещь, деньги?
  • Не брал ли ты тайком у кого из детей игрушки, книжки или другие вещи?
  • Всегда ли ты возвращал взятые взаймы деньги, вещи, книги и т. п.?
  • Не клянчил ли ты деньги у родителей, не проявлял ли излишней настойчивости и требовательности в просьбах купить что-нибудь?
  • Не забирался ли ты в чужие дома и огороды за цветами, ягодами, фруктами, или чтобы воспользоваться чужими вещами?
  • Не присваивал ли найденные деньги, какой либо потерянный предмет, вместо того, чтобы объявить близким людям о своей находке?
  • Не заглядывал ли родителям в кошелек? Не брал ли у них без спроса деньги или какие-нибудь вещи в доме без разрешения?
  • Не портил ли ты чужого имущества (например, не царапал ли и н делал ли надписи на стенах в подъезде своего дома или в чужих домах и т. д.)

Девятая заповедь:

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

(Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.)

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

  • Не имеешь ли привычки врать? Не обманывал ли родителей, братьев, сестер, друзей? Не кривил ли душой? Не приукрашивал ли свой рассказ ради «красного словца» враньем?
  • Не нарушал ли данного обещания Богу или людям?
  • Не обсуждал ли кого? Не разглашал ли, не высмеивал ли недостатки своих друзей и знакомых?
  • Не делал ли ты чего-либо против своей совести в угоду другим из-за боязни показаться слабым?

Десятая заповедь:

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

(Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.)

Десятая заповедь запрещает не только делать что-либо плохое другим людям, но запрещает зависть, худые желания и помышления по отношению к ним.

  • Следишь ли ты за чистотой своих мыслей и желаний? Стараешься ли исправиться в тех грехах, в которых каялся на предыдущей исповеди?
  • Не был ли ты недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили?
  • Не завидуешь ли ты детям из богатых семей и вообще кому бы то ни было?
  • Не досадовал ли, когда другому что-то дали, а тебе нет?
  • Не брал ли ты у кого-нибудь щеночка, птичку, чтобы поиграть, и не вернул их?
  • Не присвоил ли ты себе чужую книгу или игрушку, которую тебе дали лишь на время (почитать или поиграть)?

Заключительные вопросы:

  • В чем ты собой не доволен?
  • Что угнетает и тревожит тебя?
  • Каешься ли, то есть искренне сокрушаешься, просишь у Бога прощения в грехах своих: «прости, прости, не буду, это ненавижу, — но помоги мне!», «научи, не умею!»?
  • Старался ли ты исправиться в тех грехах, в которых клялся на предыдущей исповеди?
  • Веришь ли в то, что под видом хлеба и вина будешь вкушать из золотой Чаши Пречистое Тело и Честную Кровь Господа нашего Иисуса Христа? Бог прикрыл Свое Тело видом хлеба, а Кровь – видом вина, потому что хлеб – самая распространенная еда на земле, и без него человек не может обойтись; а вино традиционно употребляли на Востоке за каждой трапезой. Это величайшее Таинство непостижимо умом, но постижимо только верою сердца. Готовишься ли ко причащению Святых Христовых Таин?

Заповеди Нового Завета:

  • 1.Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею.
  • 2.Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди блаженства:

  • 1.Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное.
  • 2.Блаженны плачущие; ибо они утешатся.
  • 3.Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю.
  • 4.Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся.
  • 5.Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут.
  • 6.Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят.
  • 7.Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • 8.Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное.
  • 9.Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *