Исповедь причастие

Содержание

Исповедь и причастие – одни из самых важных и волнительных таинств в жизни каждого христианина. Но, как показывает практика, далеко не каждый верующий знает, как правильно к ним подготовиться. Важным этапом подготовки к очищению души будет прочтение молитв перед исповедью и причастием. Поговорим обо всем по порядку.

Что такое исповедь?

Те, кто читал Новый Завет, знают, что сам Иисус Христос основал, так называемый, Институт исповеди. Его ученики стали первыми священниками. С того времени все священники получили от Господа право отпускать грехи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чудотворная молитва святителю Николаю Чудотворцу об изменении судьбы.

Сегодня многие понимают исповедь, как общение со священником о допущенных грехах, но на самом деле через него Вы обращаетесь к Господу. Исповедь позволяет очистить душу, покаявшись в своих грехах. После соприкосновения с Богом Вы сможете начать новую жизнь, Ваша душа вновь откроется и засияет.

К сожалению, многие люди воспринимают исповедь как какое-то необходимое «правило», которое нужно соблюдать. При этом они совершенно забывают о том, что в первую очередь исповедь нужна для исцеления их души, которая может страдать от разных неприятных факторов, случившихся в жизни.

Внимание! Исповеди ни в коем случае не стоит бояться. Вам не придется зачитывать и выискивать все свои грехи, которые Вы допустили при жизни. Исповедь – это, прежде всего, беседа между Вашей душей и Богом, но посредником при Вашем разговоре выступает священник.

Довольно распространенный случай, когда крещеные, регулярно посещающие церковь, ни разу еще не исповедались. Причиной этому является незнание или непонимание важности таинства. К тому же, многие просто бояться и не представляют, с чего начать разговор со священником, в чем ему признаваться и т.д.

Важно верить в то, что исповедь очищает душу, без этого никак нельзя. Молитва должна быть искренней, произноситься четко и с надеждой.

Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах священнику на исповеди?

Здесь должна быть золотая середина, говорить на исповеди подробно не стоит. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами священника. Но когда человек, действительно, раскаивается, то он говорит все прямо, ничего не утаивает. Если во время исповедания Вы все сказали, что хотели, то никакие подробности грехов рассказывать не нужно. Зачем священнику (свидетелю) знать подробные детали? Священнослужитель видит только то, что человек действительно раскаивается, он принес Богу покаяние. Даже если он Ваш духовник, ему ни к чему знать все подробности. Если грех понятен и явно не прикрыт, обозначен как есть, то этого вполне достаточно.

Интересно! Появление желания идти на исповедь и реализацию его разделяют года. Обычно это не два месяца, а год, два, три или пять и т.д. Многие боятся или стыдятся открыть свою душу и ищут повода, чтобы как можно дольше оттянуть этот момент. Но любому человеку страшно, но идти исповедаться надо и найдите в себе силы преодолеть свой страх.

Если это Ваше первое исповедование, то в идеале обратиться к тому священнику, которого Вы знаете и он Вам по душе. Вы можете покаяться ему своими словами, как сумели, главное искренне. После первой исповеди Вы получите свой первый личный опыт, который Вы не поймете с чужих слов. Вы пришли на исповедь с грехами, а ушли без них и прочувствовали, как эта «гора свалилась с плеч». Это чувство никто не сможем Вам передать словами, Вы должны сами его ощутить. Нужно иметь свой личный благодатный опыт прикосновения к Богу и исцеляющего прикосновения Бога к тебе.

Многие не знают, какого священника выбрать для исповеди. В большинстве случаев наши священники имеют и совесть, и веру, и пастырскую чуткость. Большинство священников многодетные, с высшим образованием, многие приходят в священство, имея за плечами опыт гражданской жизни: кто-то офицер, кто-то научный сотрудник, кто-то доктор, кто-то путешественник. Они служат Богу по совести, поэтому в принципе можете смело идти в любой храм.

После исповеди все будет по-другому, Вы будете радостные и счастливые. Только главное не забыть этого и не набирать на себя обратно те старые грехи, от которых Вы очистились.

Внимание! К сожалению, слишком частые исповеди рискуют превратиться в некую формальность. Люди приходят исповедаться уже не по большим грехам, а «несут» всякую мелочь. Такая мнительность может перерасти в какую-то маниакальную форму, чуть ли не в психическое заболевание, когда человек уже не представляет свою жизнь без исповеди. Это не нормально.

Существует много молитв к святому причащению на русском языке, каждый православный должен знать хотя бы основные из них.

Что такое причащение?

Причащение – это соединение с Богом, причем самое тесное. Его возможно получить только через причастие. Бог воплощается в наше тело. То есть во время причастия мы не только напитываем нашу душу, но и тело. Мы же причащаемся телом и кровью. После таинства Христос садится на трон сердца, воцаряется внутри человека, пусть даже на малое время.

К причастию, точно так же, как и к исповеди, важно подготовиться. И молитва перед столь ответственным событием является одной из неотъемлемых шагов подготовки. Также Вы должны осознавать всю важность предстоящего таинства и прийти к нему с искренней верой. Очищение своей души еще подразумевает прощение всех своих врагов и обидчиков. Церковь называет причащение литургией. Таинство совершается с 7 до 10 часов утра.

Важно! Церковь говорит, что православные должны причащаться регулярно. Пусть эта регулярность у всех разная – раз в месяц, раз в полгода, раз в год, но важно постоянство. Дайте возможность Христу восстановить с Вами связь, не затягивайте.

Под причастием еще понимают повторное крещение. При первом мы очищаемся от первородного греха, который достается нам от Адама и Евы, а во время последующих – от грехов, содеянных уже самими.

Внимание! Вопрос участия в таинствах – важный для верующих людей. Чтобы построить правильную духовную жизнь, нужно узнать, что и как происходит на причастии. Молитва священника перед исповедью помогает собраться с духом и настроиться на правильные мысли.

Как проходит подготовка к причастию?

Перед обрядом нужно соблюдать пост в течение 3-4 дней. Причем нужно не только исключить из рациона пищу животного происхождения, но и отказаться от развлечений, просмотра телевизионных программ и т.п. На этапе подготовки нужно читать Библию, молиться в церкви или дома.

Нужно прочитать каноны ангелу-хранителю и Пресвятой Богородице, а также покаяний к Иисусу Христу. Если каноны разрешено читать в любой день, то молитвы утром перед таинством. Практически во всех храмах исповедь проходит во время вечернего богослужения, но в некоторых приходах ее проводят с утра перед причастием.

Важно! В дни говения нужно посещать богослужение в церкви и выполнять молитвенное правило дома: те, кто регулярно читают утренние и вечерние молитвы, могут читать их полностью, а те, кто их не читает, пусть хотя бы прочтет обязательные молитвы и каноны (по одному в день).

Для удобства выделим основные этапы подготовки к причастию:

  • пост перед причащением (3-4 дня);
  • посещение вечернего богослужения накануне таинства;
  • произнесение обязательных канонов;
  • воздержание от питья и еды в день причащения – с 00.00 до таинства;
  • исповедаться у священника;
  • пребывание на литургии.

Внимание! Причащаться без исповеди могут только дети до 7 лет (им даже разрешается легкий завтрак). Причащение запрещено женщинам во время критических дней. Молодые мамы могут причаститься только по прошествии сорока дней после родов, при этом священник должен отдельно прочитать над ними специальную молитву.

Связь между причащением и исповедью

Прежде всего, отметим, что главное – это покаяние. Именно в нем заключается основа спасения, поэтому эти два понятия взаимосвязаны, они не могут быть раздельными. Исповедь и причащение очищают человека, и его душа готова принимать все божественные дары, духовные богатства.

Старайтесь хотя бы раз в полгода очищать душу, и тогда Ваша жизнь станет проще и счастливее. Будьте откровенны сами с собой и Господом Богом. Создатель увидит Ваши стремления, услышит молитвы и простит Вам грехи, если Вы действительно искренне раскаиваетесь.

Сходите на исповедь, причаститесь и получите благодатную силу от Господа Бога. В будущем не совершайте таких же или новых ошибок.

Внимание! Не думайте, что читая молитвы дома регулярно Вам не обязательно идти причащаться в храм. Это разные вещи. Когда Вы молитесь Господу сами, то он может услышать и отпустить грехи, но причащаясь в церкви с помощью священника, происходит более сильное обращение к Создателю, о котором мы уже рассказали выше.

Как правильно вести себя во время причастия?

Православные пытаются все до мелочей узнать о подготовке к причастию, а вот что делать во время самого таинства, не представляют (речь идет о тех, кто это делает впервые).

После пения «Отче наш» и закрытия Царских врат необходимо подойти к алтарю (там нужно занять очередь, пропустив родителей с младенцами и детей вперед) – они причащаются в самом начале. В некоторых храмах даже мужчин пропускают вперед.

Когда священнослужитель вынесет Чашу и прочитает две молитвы, перекреститесь и сложите крестообразно руки к плечам. В таком положении нужно идти, пока не причаститесь.

Не стоит креститься у самой чаши, иначе рискуете ее опрокинуть. Назовите священнику свое имя в Крещении и откройте рот. Он сам вложит Вам ложечку с телом и кровью Христовым. Проглотите их сразу и поцелуйте низ Чаши, затем отойдите и перекреститесь. Дальше направляйтесь к столику с «теплотой», чтобы запить и заесть причастие кусочком просфоры.

В храме нужно оставаться до завершения богослужения. После таинства выслушайте в церкви благодарственные молитвы, после чего прочтите их дома.

Важно! Проведите этот день в радости, посвятите себя чтению духовных книг, пообщайтесь с родными. В этот день лучше не плевать, поскольку частички Причастия могут оставаться во рту.

Тексты молитв перед причащением и исповедью

Как уже отмечалось выше, подготовка к исповеди – это важный момент. Для этого нужно осознать, в каких грехах Вы хотите покаяться и осознать, что грехом может быть любое действие или мысль, противоречащая христианству.

Внимание! Священнослужитель не будет ругать кающегося, он просто может помочь советом, ориентируясь на Вашу ситуацию и обязательно помолиться за каждого грешника.

Несколько советов для причащающегося:

  • Человек должен понимать важность литургии, что он не просто вкусит кровь и плоть Христовы, а соединится с Всевышним для очищения грехов.
  • Подходить к Чаше можно только с чистой душей, без вражды, злобы и ненависти.
  • Не нарушайте церковные каноны, придерживайтесь благочестивой жизни, и так Вы получите благодать Господню.
  • Перед таинством обязательным является отпущение грехов.
  • Причащаться нужно натощак (как мы уже говорили, с 24 часов ночи и до таинства). Послабление дается детям до 7 лет и людям с тяжелыми заболеваниями (разрешен легкий завтрак, прием лекарств и вода). Но лучше заранее обсудить это со священником.

Утренние молитвы перед причастием состоят из многих прекрасных обращений к Создателю, составленных святыми на протяжении многих веков. Обычно их читают на церковнославянском языке и включают слова покаяния и благодарения Господа за его силу, подаренную в таинстве причастия.

Вечером накануне причащения нужно прочитать три канона и молитвы из «Правила ко Св. Причащению»:

  • канон покаянный к Иисусу Христу;
  • канон молебный к Богородице перед причастием;
  • канон ангелу-хранителю;
  • молитвы на сон грядущий.

Перед причастием (утром) нужно прочитать:

  • утренние молитвы;
  • молитва последование к святому причащению.

Молитвы на причастие и исповедь читаются разным святым, все они красивые и несут глубокий смысл, который Вы должны понимать. Запишите, какие нужно читать каноны перед исповедью.

Молитва Симеона Нового Богослова перед причастием

С младых лет преподобному Симеону Богослову была уготована достойная судьба. Светское образование, будущая придворная карьера, высокое положение при императорском дворе. Но достигнув возраста 25 лет, Симеон вдруг почувствовал влечение к иноческой жизни, покинул отчий дом и удалился в студийский монастырь, приняв послушание у знаменитого старца Симеона Благоговейного. Он погрузился в молитву, уединяясь по ночам на кладбище в храме. Короткая молитва «Господи, помилуй» стала его светом, и снизошло на него восхищение: святой дух в виде светящегося облака помог достичь его высокой духовной просветленности. За свое устремление преподобный Симеон был назначен игуменом монастыря, прослужив в этом сане 25 лет.

Благодаря ему был благоустроен храм, поправлено запущенное хозяйство обители. Но непростым было служение в храме. Преподобный требовал неуклонного соблюдения евангельских заповедей, проявлял строгость к своим ученикам, но умел святой и прощать оступившихся, вымаливая для них прощение.

Достигнув 60 лет, преподобный поселился уединенно при монастыре в тишине и созерцании. Появились на свет поучительные богословские труды, наставление в борьбе против страстей и греховных помыслов. Еще преподобный оставил нам в наследство гимны божественной любви – около 70 поэм полных молитвенных размышлений.

Но учение преподобного Симеона о новом человеке об обожании плоти не по нраву пришлось высшему константинопольскому духовенству, и он был изгнан из монастыря. Найдя приют на берегу Босфора, он основал новую обитель, где и скончался мирно в возрасте 75 лет. Как и при жизни, так и после его смерти миру были явлены многие чудеса. Одно из них – чудесное обретение его образа.

Текст молитвы Симеона Нового Богослова перед исповедью

Молитва перед причастием святого Василия Великого

Жизнью этого святого можно бесконечно восхищаться. Он родился в необыкновенной семье, у него в лик святых были проставлены бабушка, сестра, братья. Сам он был всецело отдан Господу.

При Василии Великом император отдал указ о том, как нужно верить в Бога. И все согласились, так как знают, чем грозит нарушение царского указа (каторга, тюрьма, казнь). Но Василий не испугался, как проповедовал до указа, так и после. Письма писал по всей империи, не скрывая.

Когда Василий Великий совершал литургию, в его храм вошел сам император. Он рассчитывал, что все испугаются, служба остановится. Да, так и было, но только святой не прекратил своей службы. Император стоял и смотрел на него, видя такое в первый раз. Он увидел уникальную вещь: священнослужитель не прогибается перед ним, но в тоже время у него нет не гордости, не задиристости, он искренен. И когда он отчитал службу, император пошел и спросил, знает ли он, что остался один, кто противоречит ему. «Ты знаешь, что я могу сделать с тобой?» Тот ответил: «Да, конечно, знаю Государь. Ты не можешь со мной сделать ничего». Он произнес без гордости, без зазнайства следующее: «Ты можешь меня убить, но это не сработает. Убьешь тело, а бессмертная душа будет в винце мученическом вечно с Господом. Не ты дал мне жизнь, все что можешь – отнять тело, но не душу. Ты не можешь меня убить. Ты можешь заставить конфисковать мое имущество, но у меня уже ничего нет, так как вся семья приняла монашество и все раздала нищим».

«Ты можешь заставить надо мной издеваться, казнить показательно. Но не получится (в 50 лет он был очень больным человеком). Я такой больной, меня два раза кнутом оденут, и я Богу душу отдам. Не успеешь даже порадоваться моим стонам». Губернатор рядом с императором ждет, когда тот уже отдаст команду схватить эпископа, волнуется, что и ему достанется, за то, что допустил такие разговоры. Но император задумался и вышел из храма. Губернатор суетится, сам подал лошадь императору и спросил: «А с этим что делать?», на что император ответил: «Пальцем, чтобы его никто не тронул, лично отвечаешь!» Такой, как он был единственным на всю империю. Ни страха, ни гордости, только искренняя простота и любовь. Вот какой был человек! И это лишь одна из многих историй, которые характеризуют святого Василия.

На примере видно, как силой Божией, простой человек, такой как Василий, смог подняться на высоту такую, что его много веков называют Великим. Господь – источник его силы.

Текст молитвы святого Василия Великого перед причастием

Молитва перед причастием святого Иоанна Златоуста

Среди множества святых есть неповторим – это Иоанн Златоуст. Например, именем Великого церковь назвала многих (Макарий Великий, Василий Великий, Григорий Великий и т.д.). Некоторых назвала Богословами (Иоанн Богослов, Григорий Богослов, Семеон Новый Богослов). Ну а Златоустом назвала только Иоанна.

Эти златые уста прослужили церкви более других уст. Пожалуй, разве что Павел послужил церкви больше, чем Иоанн. Но именно он удостоился этого имени. Этому святому Господь даровал удивительный талант, который он развивал всю свою жизнь.

Иоанн Златоуст жил в IV веке от Рождества Христова. Был тогда на Востоке город Антиохия Сирийская. Сейчас от него остались одни развалины. В этом городе и родился святой Иоанн.

С раннего детства его душа стремилась к знаниям, он быстро постигал науки. Особенно ему нравились особенности христианской веры и риторики (искусство читать стихи и произносить красивые речи). Он всему этому научился, у него был талант, дар от Бога. Но и свои труды он, конечно, прилагал.

В 18 лет он едет в знаменитую афинскую школу философии и оканчивает ее лучшим учеником. Перед ним открылась блестящая карьера придворного учителя и академика. Он бы мог стать знаменитым человеком, но не захотел славы для себя. Вместо этого святой Иоанн выбирает монастырь и принимает постриг, чтобы с помощью своего дара послужить Богу и церкви Христовой.

Господь, конечно, помогал святому Иоанну. Однажды ночью явился ему другой Иоанн – апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он протянул ему свиток – свернутый лист пергамента со словами священного писания. «Возьми этот свиток из руки моей. Господь дарует тебе знание всей премудрости, питай людей учением Христовым», – сказал он. Вскоре Иоанн становится священником, а также главным проповедником в Антиохии.

Двенадцать лет святой, обычно дважды в неделю, а иногда и каждый день, проповедовал в храме, глубоко потрясая своих слушателей даром красноречия. Люди шли на его беседы толпами, потому что он говорил не только удивительно красиво, но и от самого сердца.

Одна простая женщина настолько была восхищена его речью, что громко воскликнула: «Иоанн Златоустый, колодец учения твоего так глубок». С этого времени и стал святой Иоанн Златоустым.

«Златоуст» – значит имеющий златые уста. Человек, который не только прекрасно говорит, но и своими словами приносит большую пользу слушателям. Тот, кто заботиться о спасении их душ, а иначе, любая красивая вещь окажется пустой. Вот и святой Иоанн Златоуст об этом всегда помнил, потому и старался в своих речах защищать обижаемых и обличать всякую неправду. Вскоре он становится архиепископом Константинополя – столицы Византии.

Святитель Иоанн без всякого колебания убеждал царя и всех его придворных никого не обижать и поступать по совести. Но не всем нравилось, что их обличают. И очень скоро у святителя появились враги, которые добились его изгнания. Три долгих года его переводили с места на место, причиняя ему оскорбления и тяжкие страдания, и до самой смерти не мог он вернуться в Константинополь. Но святитель Иоанн принимал все со смирением, и его последние слова были: «Слава Богу за все».

Иоанн Златоуст всю свою жизнь помнил о таланте, который даровал ему Господь и неустанно развивал его.

Текст молитвы святого Иоанна Златоуста перед причастием

Молитва перед причастием святого Иоанна Дамаскина

Иоанн Дамаскин – великий державный муж, столб веры, гигант духа, непревзойденный поэт Христовой истины. О нем можно говорить еще много всего хорошего, присваивая разные титулы, но как он достиг таких высот?

Иоанн родился и жил в VII веке в период расцвета арабского халифата. Мансур – родовое имя, которое носил святой Иоанн в детстве. В переводе с арабского «мансур» означает «победитель». Мужество и доброту души он унаследовал от своих родителей христиан. Тогда многих христиан арабы-магометане изгоняли из домов и продавали в рабство. Но отец Мансур не боялся исповедовать свою веру, благодаря чему заслужил большое уважение у мусульман. Дамасский халиф даже поставил его городским казначеем.

Однажды после очередного набега на соседние области кочевники привели в Дамаск множество христиан. Среди них оказался один монах по имени Касьма. Он понуро стоял в толпе пленников и горько плакал. Сергий Мансур, так звали отца святого Дамаскина, подошел к нему и спросил о причине столь безутешных слез. Монах ответил ему: «Плачу я о том, что ухожу из этого мира бездетным, не оставляю после себя наследника». Мансур удивился такому ответу, и тогда он пояснил смысл своих слов: «Не о земном сыне я скорблю, а о духовном», – сказал монах с тяжким вздохом. «Есть у меня великое богатство мудрости. Изучил я многие науки, но так никому и не преподал, ведь не было у меня ученика». Тогда Сергий Мансур понял, какое сокровище послал ему Господь и немедленно выпросил у халифа этого монаха в учителя своему семейству. Устами этого пресвященного инока его сын, будущий святой Иоанн Дамаскин, был научен всей светской и духовной мудрости. И по примеру отца стал первым советником дамасского халифа.

В это время в Византии нечестивый император Лев приказал уничтожить все православные иконы. Услышав об этом, святой Иоанн написал свои знаменитые три слова в защиту святых икон и этим сильно помог христианам. Впрочем, душа его жаждала большего. Святой Иоанн уходит с государственной службы и удаляется в монастырь. Святая обитель стала для него школой очищения души, а чистую душу Христос щедро награждает своими дарами. Вот и преподобного Иоанна научил Господь составлять удивительные православные песнопения. Сегодня мы слышим их в наших храмах. Ни одна воскресная служба не проходит без величественных стихов, вышедших из-под пера святого Иоанна.

Текст молитвы святого Иоанна Дамаскина перед причастием

Покаянные молитвы перед исповедью в храме

Особенно важными являются покаянные молитвы, которые нужно читать пред причастием и исповедью. Нужно вдумываться во все произносимые слова, так как они несут глубокий смысл, и делать все искренне.

Как понять, что Вы готовы к очищению души? Это возможно лишь в том случае, если Вы искренне раскаиваетесь о своих грехах. После окончания таинства церковные служители выносят просфоры (символ земного и небесного мира). Принимать просфоры необходимо на ладони, сложенные крестом (правую руку нужно положить на левую). Не забудьте поцеловать руку приносящего дар. Съесть просфору нужно в храме, запив ее святой водой. Если же Вы решили взять ее домой, то положите на скатерть рядом с иконами и святой водой.

Есть просфору нужно над листом бумаги или белой тарелкой, следя, чтобы ни одна крошка не упала на пол. Также ее можно ломать, но ни в коем случае не резать ножом и не предлагать некрещеным людям. Пить святую воду и вкушать просфору можно небольшими кусочками ежедневно натощак, при этом каждый раз читая соответствующие молитвы.

Внимание! Среди перечисленных выше молитв также обязательной является молитва ангелу-хранителю перед причастием. Вот ее текст:

Молитвы после причащения

После литургии принято читать благодарственные молитвы Господу Богу. Причем это могут быть как полноценные молитвы, так и краткие, сказанные своими словами и от чистого сердца, например, может хватить даже одной фразы: «Спасибо, Господи!». Не зря главный раздел литургии имеет название «Евхаристия», что в переводе с греч. «благодарение». Понимая толкование слова «Спасибо!», которое он обращает Создателю, человек переходит на более высокую ступень религии.

Смысл благодарственных слов после таинства:

  • Основная молитва несет следующую цель – поблагодарить Всевышнего за то, что он помогает всем людям, несмотря на допущенные ими ошибки.
  • Следующая молитва от св. Василия Великого содержит слова благодарности за дарование сильной веры, ясности мыслей и очищение души.
  • Следующая мольба о защите от греха, страха огня Господня.
  • Четвертая – самая короткая, но именно она раскрывает смысл жизни.
  • Молитва после причастия Пресвятой Богородице произносится с надеждой получить вечную любовь Господа.

Выводы

В XXI веке с наличием огромного количества доступной информации неправильно думать, что церковь очень стара – многие священнослужители стремятся шагать в ногу со временем. Благодаря этому все молитвы Вы можете послушать и увидеть на видео весь процесс таинства, что тоже поможет Вам сориентироваться.

К разделу СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ

Напомним себе, дорогие братья и сестры, великий и прекрасный возглас, произносимый во время возношения агнца, ставшего Телом Христовым, священнослужителем в алтаре. Он звучит так: «Вонмем. Святая святым». Т. е. будем предельно внимательными, сейчас Святая (святыня Тела и Крови Христовых) будет преподаваться святым.

Кто же они – эти святые? Они – все те верующие православные христиане, которые с помощью смирения, покаяния, Таинства Исповеди, молитвы и поста, творения добрых дел очистили свои души и сердца принятием Святых Христовых Таин. Они с Божьей помощью освятили себя своим молитвенным и телесным подвигом, попытались в тяжелой борьбе с самими собой приблизиться к Творцу. И Он, конечно же, их не оставил. Милосердный Господь дарует им самую великую Святыню, как на небе, так и на земле. Он дарует им Самого Себя – Свои Пречистые Тело и Кровь, соединяет грешного человека с Собой, попаляет Его грехи и преображает-освящает его падшую природу. И таким образом реально, фактически, с помощью Таинства Евхаристии происходит спасение, обожение человека. Ему открываются двери в Царствие Небесное.

Можем ли мы оказаться недостойными этого великого Таинства? Можем ли мы дерзнуть приступить к нему неподготовленными, даже не попытавшись очистить свои сердца и тела?
На чем же основывается практика евхаристического поста и молитвенного правила перед причастием?

Вспомним слова Спасителя о бесах: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Вот вам и указание на трехдневный пост и пост перед самим причастием Святых Христовых Таин и на довольно продолжительное молитвенное правило. Мы должны очистить с Божьей помощью свой духовно-телесный организм от диавольских страстей и греха, и орудия для данного спасительного действа – молитва и пост. Их вручил нам сам Господь наш Иисус Христос. Так вправе ли мы пренебрегать ими?

Само молитвенное правило ко Святому Причастию начинает формироваться к X–XI ст. в монашеской среде. На эту же благочестивую традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне. И таким образом практика особенной молитвенной подготовки перед принятием Святых Христовых Таин распространилась повсеместно и стала церковным обычаем.

На сегодняшний день одним из главных документов в отношении темы причащения является Документ, одобренный на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя, под названием: «Об участии верных в Евхаристии».

В нем есть следующее положение: «3. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями».

Обычно молитвенное правило состоит из Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, Канона молебного ко Пресвятой Богородице, Канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению. По желанию верующий также может прочитать Акафист Иисусу Сладчайшему. Каноны желательно вычитать в день накануне Божественной литургии. Чаще всего – это суббота. Так как они изначально и в идеале читаются на малом повечерии, совершаемом вечером накануне Литургии. Допустим, вы хотите причаститься в воскресение. В субботу вы можете на протяжении дня (с перерывами) прочитать три канона. Это не так уж и тяжело. Даже при медленном чтении канон не занимает более получаса. Если есть силы и желание или вы собираетесь, к примеру, на раннюю Литургию, то часть Последования ко Святому Причащению вы можете прочитать также в субботу. Это обычная шапочка «начало, псалмы, канон до «Достойно есть». А с «Достойно есть» и по конечные молитвы ко Святому Причастию правило читается утром перед Литургией. Таким образом вы с Божьей помощью настраиваете свою душу к принятию Тела и Крови Христовых.

К примеру, многие священники (это разрешено и мирянам) готовятся к причастию по специальной книге «Каноник». Она получила свое название из-за того, что в ней помещены каноны на каждый день для подготовки к Святому Причастию. Они каждый день меняются. В понедельник включается канон святым Ангелам, во вторник Святому Предтече и Крестителю Господнему Иоанну, в среду канон Одигитрии и т. д.
В этом случае каждый сам для себя выбирает меру молитвы. Фактически обязательными являются три канона и Последование ко Святому Причащению. Сокращение же или увеличение молитвенной подготовки к участию в Евхаристии желательно обсудить со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.

В одном только случае разрешено причащение без молитвенной и постовой подготовки: если есть угроза смерти человека. Тогда важны только исповедь и причастие умирающего.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова святого первоверховного апостола Павла: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27–30).

Мы должны себя с Божьей помощью максимально очистить, чтобы уподобиться святому пророку Боговидцу Моисею. Ведь Литургия – это наше индивидуальное восхождение на Синай, в сердцевине которого мы узрим Господа. И можем ли мы пропустить без уважительных причин хотя бы ступеньку этого восхождения?

Иерей Андрей Чиженко

Как держать пост перед причастием и исповедью волнует многих христиан. В этом нет ничего удивительного, ведь Таинство Евхаристии невозможно без пoстa накануне. Воздержание от пищи помогает нaм бороться со свoими тeлeсными стрaстями, отказаться oт зeмныx радостей и суеты, стать ближе к осознанию своей греховности.

Правила поста перед причастием

Когда Вы придерживаетесь поста, нужно помимо «запрещённой» пищи, отказаться от всех удовольствий земной жизни – плотских отношений, радостных мероприятий. Также следует не забывать, что нельзя объедаться даже постной, дозволенной пищей, так, как обжорство (чревоугодие) – это серозный грех.

Итак, общих инструкций и правил по поводу того, как нужно поститься, не существует. Есть просто установленные обычаи, которым следует придерживаться всем верующим. Как правило, священнослужители предлагают своим прихожанам трехдневный пост перед причастием. Но важно понимать, что у каждого человека индивидуальные потребности. Есть люди, которым противопоказано голодать и отказывать себе в определенных продуктах.

Люди, которым противопоказано соблюдение поста:

  • женщины в положении. Они не имеют ограничений в пище. Будущие мамы должны думать о духовном и эмоциональном развитии, а воздержание в еде может навредить ребенку.
  • Дети до семи лет тоже не должны ограничиваться в пище. Малышу достаточно объяснить, что являет собою таинство исповеди и причастия, рассказать о канонах, правилах обряда.
  • Люди, которые по состоянию здоровья и так придерживаются определённой диеты или страдают серьёзными недугами, не имеют ограничений в пище. Есть случаи, когда категорически запрещено поститься.

Итак, что едят в пост перед причастием:

  • Есть нужно пять раз за день и выпивать 2-3 литра воды
  • Кушать нужно отваренные, приготовлены на пару или же сырые овощи
  • Овощи разрешается заправлять растительным маслом
  • Ограничивать употребление соли.
  • Нельзя употреблять спиртные напитки, а также кофе, чай
  • Самые лучшие гарниры – это каши, не заправлены маслом.
  • На десерт можно и даже нужно есть фрукты, можно варить компоты, но они не должны быть сладкими. Фрукты должны быть свежими, а не консервированными.
  • Разрешается нежирная рыба и нельзя использовать в пищу рыбу с икрой.
  • Можно употреблять хлеб, макароны.

Что можно и что нельзя в пост перед причастием

Что нельзя есть в пост перед причастием? Этот вопрос интересует многих верующих людей. Согласно правилам Православной Церкви, предписывается отказ от таких продуктов: мясные продукты животного происхождения или птицы (даже диетическое мясо); молоко и все молочные и кисломолочные продукты; яйца птици; жирные сорта рыбы. Нужно отказаться от сладостей, шоколада.

Во время поста постарайтесь прекратить курить, если у Вас есть такая привычка. За шесть часов до начала Литургии нужно совершенно исключить еду и даже воду. Такой пост, что длиться 6 часов, имеет название «евхаристический». Если евхаристический пост нарушить, то священник имеет право не допустить Вас к обряду. Некоторые христиане хотят причаститься в дни общецерковных постов. Это хорошая возможность нормально подготовиться, потому что большая вероятность того, что близкие тоже будут придерживаться поста и будет меньше искушений.

Некоторых волнует вопрос, возможно ли причащение, если выкурил сигарету или непреднамеренно нарушил пост? Обо всех таких проступках, совершенных во время говения, необходимо поведать священнослужителю на исповеди, и это будет единственным правильным решением. Исповедь нужна, чтобы искренне покаяться во всех грехах, а для допущения к Таинству Причастия и нельзя скрывать даже незначительные проступки, ведь это все равно огромный грех перед Господом.

Как держать пост перед причастием

Нужно помнить, что Бог велит скрывать свой пост. Не нужно на каждом шагу рассказывать о Ваших «подвигах». Истинное воздержание должно совпадать из состоянием тела. Как уже говорилось, пост перед Прощением, длиться три дня, но в некоторых случаях – семь дней. Важно помнить, что приступать к таинству нужно натощак. Перед обрядом лучше провести время наедине, в молитвах. Перед тем, как Вас припустят к Причастию, нужно исповедоваться. Это правило касается всех, кроме детей, которым не исполнилось семи лет. Нужно осознавать, что пост – это не диета и не способ похудеть, а духовное очищение и тяжелый труд рад спасения души и тела.

Возможно послабление или даже отмена поста для верующих, что находятся на долгосрочной военной службе, учащихся, болящих, для детей, что прибывают в интернате, для людей, осужденных к лишению свободы. При таких обстоятельствах необходимо следовать рекомендациям духовника (наставника), навещающего Вас. Он даст совет, как поступить лучше. Подобные вопросы, людям, которые желают причаститься, нужно решить со священником заранее. Поговорите за неделю до обряда или, если нет возможности, то уже непосредственно перед исповедью.

Во время рождественских празднований — от Рождества Христова до Крещения — и на Пасхальную (Светлую) Седмицу, разрешается отменить пост для причастников. Обязательным остается только шестичасовой евхаристический пост. Но это возможно для тех людей, кто усердно придерживался предыдущих, – Рождественского и Великого поста. Постная подготовка не соблюдается также для тяжелобольных и умирающих.

Смотрите еще видео рассказ о том, как готовиться правильно к причащению:

Поделиться ссылкой:



Назад к предыдущей статье

О СВЯТОМ ПРИЧАСТИИ (ПРИЧАЩЕНИИ, ЕВХАРИСТИИ)

«Каждый православный христианин обязательно должен причащаться Св. Тайн по крайней мере раз в год, а более усердные и могущие достойно приготовлять себя к таинству – четырежды в год (в установленные Церковью посты) или каждый месяц”, – говорится в «Катехизисе Православной Церкви” (1995 г.).

«Многие причащаются этой (святой) жертвы однажды в год, другие дважды, а иные несколько раз… Кого нам одобрить? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают, а не такие – ни однажды… Для этого и диакон возглашает, говоря: «Святая святым”, то есть кто не свят, пусть не приступает” (св. Иоанн Златоуст).

К причащению Св. Тайн верующие свыше семилетнего возраста должны приступать не иначе, как после исповеди и разрешения грехов от священника.

Приготовление мирян к принятию Св. Тайн должно состоять из поста и молитв, дел милосердия и воздержания от плотских супружеских отношений. Продолжительность подготовки к принятию Св. Тайн – семь дней, при невозможности говения в течение недели – три или в крайнем случае один день.

В дни говения миряне должны бывать в храме на службах, а накануне причащения должны выслушать церковное правило, положенное для священнослужащих, т.е. под воскресенье: канон Спасителю, параклисис (молебный канон) Богородице и канон Ангелу Хранителю; под понедельник: те же каноны и канон Архангелам; под вторник: те же и вместо канона Архангелам – канон Иоанну Предтече; под среду: Спасителю, Божией Матери-Одигитрии и Ангелу Хранителю; под четверг: Спасителю, Божией Матери – параклисис, Ангелу Хранителю, апостолам и, кто хочет, святителю Николаю; под пятницу: вместо канона Спасителю канон Животворящему Кресту Господню, Божией Матери и Ангелу Хранителю; под субботу: канон Спасителю, акафист (с каноном) Божией Матери – благовещенский и каноны Ангелу Хранителю и всем святым.

Кроме того, в каждый вечер, по прочтении канонов, должны быть прочитаны молитвы «на сон грядущим”.

Утром читаются обыкновенно утренние молитвы и молитвы готовящимся к причащению.

Св.Тайны должны быть принимаемы людьми, ничего не евшими и не пившими в тот день. Такое полное воздержание должно начаться еще с вечера накануне причащения, только людям престарелым и детям, не могущим при физической слабости переносить полного воздержания, разрешается принимать пищу с вечера, накануне, но в самом умеренном количестве и то – до полуночи только.

Имевший накануне причащения нечистое сновидение и самопроизвольное истечение семени должен испытать свою совесть, и если причина сновидения была не от него, а по искушению от сатаны, то должен причаститься.

Встав утром, готовящийся ко причащению должен вычистить зубы, чтобы не чувствовалось от него никакого неприятного запаха, оскорбляющего саму святыню Даров. При этом может случиться так, что человек нечаянно проглотит немного воды, – может ли он после этого приступать ко Святому Причастию? Должен. «Иначе сатана, обретши случай удалити его от причастия, чаще будет делать тоже”, – пишет об этом Тимофей Александрийский.

Перед Причастием необходимо прочесть или прослушать Последование ко Святому Причащению и Каноны, и исповедаться:



Последование ко Святому Причащению + 3 Канона совмещенные

НЕ ДОПУСКАЮТСЯ К ПРИЧАСТИЮ

– Нельзя причащаться без исповеди (кроме детей младше 7 лет)

– Находящиеся под отлучением от Св. Таин.

– Находящиеся в бесчувствии, умалишенные и бесноватые, когда в припадках сумасшествия или беснования они богохульствуют (если же бесноватый не богохульствует, «то да причащается, но не каждый день”).

– Муж и жена, имевшие накануне супружеское сообщение.

– Женщина в периоде месячного очищения. «Ибо не думаю, – пишет св. Дионисий, – чтобы оне, аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы”.

– Нельзя, согласно 18 Правилу Карфагенского собора, причащать умерших, ибо сказано: «Приимите, ядите”, но умершие ни принимать, ни есть не могут.

ПРАВИЛА ПРИЧАЩЕНИЯ

Перед причастием обязательно исповедаться (кроме детей младше 7 лет) и получить благословление священника для принятия Святого причастия.

1. Приходить в храм нужно к началу литургии без опозданий. При выносе Святых Даров все причастники делают земной поклон. Земной поклон повторяется, когда священник закончит читать предпричастную молитву «Верую, Господи и исповедую…” Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.

2. Когда открываются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук.

3. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Подходить ко Святой Чаше причастники должны постепенно, не толпясь, не толкаясь и не стараясь опередить друг друга. Лучше всего во время приближения к Чаше читать Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго” или молитвенно петь со всеми находящимися в храме: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите”.

4. При причащении должен соблюдаться установленный порядок: «Да причащается (сперва) епископ, потом пресвитеры и диаконы, и иподиаконы, и чтецы… после – дети и весь народ по порядку”.

5. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.

6. Подойдя к Чаше, надо отчетливо назвать свое имя. Затем следует принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. После Чаши нельзя целовать иконы до запивки!

7. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.

8. У Чаши не следует креститься, так как, поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.

9. Отойдя от Святой Чаши, нужно сделать поясной поклон перед иконой Спасителя, подойти к столику с запивкой, съесть антидор (хлеб) и выпить «теплоту” (обычно ягодный морс), при этом омыть рот, чтобы какая-либо малая частица не осталась во рту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.

10. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день – грех.

11. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если же их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

О ПРИЧАЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ И БОЛЬНЫХ

До семилетнего возраста дети причащаются без исповеди и вообще без приготовления, положенного для мирян, и притом в самом раннем возрасте – не под обоими видами (Тела и Крови), а только под одним видом Крови, как не могущие вкушать твердую пищу. Если младенец способен вкушать твердую пищу, то может быть приобщен и на литургии преждеосвященных Даров.

Младенцы, получившие крещение, причащаются в тот же день или за ближайшей ко времени крещения их литургией.

Священник всегда готов явиться к больному для напутствия его Св. Тайнами: «Буди страж день и нощь с крещением, покаянием и причастием”, повелевает священнику «Увещание святительское”. Только в одно время – во время совершения литургии, – от Херувим-ской песни и до конца литургии, священник не должен прекращать службы ради больного. На всяком же другом богослужении, равно как и на литургии до Херувимской песни, он в случае надобности должен остановить службу в церкви и спешить к тяжелобольному, распорядившись, чтобы в отсутствие его псаломщик читал для назидания присутствующих псалмы.

Больных дозволяется причащать и без соблюдения установленных Церковью правил ко причащению, как то: воздержания от пищи и поста, молитвословий и пр.; даже молитвы, положенные в чине, «егда вскоре вельми больному дати причастие”, могут быть опущены, если больной очень опасен; довольно же в таком случае только прочитать: «Верую, Господи, и исповедую…” и «Вечери Твоея…” и тотчас причастить больного; но, во всяком случае, после исповеди.

Больные могут быть причащаемы и после принятия ими пищи, если жизнь их в опасности.

Больной, находящийся под запрещением, в смертной опасности не лишается причащения Св.Тайн. В случае же, если он встанет после болезни, епитимия его не прекращается до времени, на какое она ему назначена.

ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

День причащения – это особый день христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей весь дом приводят в порядок и все обычные дела оставляют, так и день причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

Св. Нил Сорский после причащения Святых Тайн имел обыкновение некоторое время проводить в глубоком молчании и сосредоточии в самом себе и другим советовал то же, говоря, что «нужно дать тишине и молчанию удобство Святым Тайнам воздействовать спасительно и целебно на душу, болящую грехами”.

Старец о. Алексий Зосимовский указывает, кроме того, на необходимость особенно оберегать себя первые два часа после причащения; в это время враг человеческий всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы освящать человека. Она может оскорбляться и зрением, и неосторожным словом, и слухом, и многословием, и осуждением.

В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Есть обычай, что причастившиеся не целуют в этот день икон или руки священника и не делают земных поклонов. Однако, следует заметить, что невыполнение таких обычаев, как несовершение земных поклонов в определенные дни и нецелование рук священника, не является грехом.

Схиигумен Парфений указывает: «Следует упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.), стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу «надстройки” не имеют совершенно отзвука в Церковном уставе.

Совершенно неосновательно также рассуждение некоторых, будто нельзя после причащения прикладываться к иконам, к мощам святых угодников, целовать друг друга. В опровержение таких вымыслов можно указать на обычай священнослужителей при архиерей-ском служении. Все священнослужители, принимавшие участие в служении литургии, обязательно после причащения и запивки подходят к архиерею и благословляются от него, целуя руку. А после литургии, если бывает соборный праздничный молебен, все священно-служители целуют икону праздника или мощи святых угодников”.

«Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии, – говорит преподобный Никодим Святогорец. – Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается… Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе и, когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа”.

Составлено по изданиям: «Правила Православной Церкви” с толкованиями еп. Никодима (СПб., 1912 г.); «Голос Православия” (Екатеринбург, 1999 г.); «Сборник для справок в служебной практике причта” (Самара, 1899 г.).

Готовность к причащению

Пресвитер авва Евлогий во время Евхаристии получал от Бога дар прозорливости. Он видел в душе каждого человека, желающего принять Христовы Тайны, его достоинства и недостатки. Когда собравшиеся в храме начинали готовиться к причащению, он говорил некоторым из них:

— Как это вы дерзаете приступать к Святым Тайнам, ведь ваши души и расположения направлены ко злу?

Затем, обращаясь к каждому порознь, обличал:

— Ты в эту ночь был одержим блудными помыслами… А ты сказал в своём сердце: «Не всё ли равно — грешным или чистым приступать ко Святому Причащению?»… Ты имел сомнения относительно самих Даров и думал: «Освятят ли они меня, когда приступлю к ним?»

Удерживая согрешивших от принятия Святых Даров, авва Евлогий давал совет:

— Удалитесь на некоторое время от Святых Тайн и покайтесь от души, очистив пороки слезами сокрушения. Получив отпущение грехов, вы станете достойными общения с Христом. Если же не очистите сначала мысли, то не можете приступить к благодати Христовой.

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ О ПРИЧАСТИИ

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

О святом причастии (причащении, Евхаристии) слышали, пожалуй, все, но сподобились причаститься немногие, которые, судя по всему, и попадут в Царствие Небесное.

Что такое исповедь и причастие?

Каждый грех — это преступление: преступление против Бога, других людей или самого себя.

Исповедь — это наказание за грехи.

Исповедь — это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.

Исповедь — это великое таинство.

Исповедь — это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.

Исповедь — очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.

Исповедь можно сравнить с хирургической операцией, которую осуществляет священник, обнажая наши гнойники, раны, струпья, удаляя их и исцеляя в конечном итоге не только нашу душу, но и тело.

Ведь Господь милостив, но за нераскаянные смертные грехи он наказывает женщин и мужчин, а также их детей и ближайших родственников болезнями и даже смертью.

Поэтому так важно вовремя исповедаться Господу Богу в наших грехах! Чтобы Он нас простил и не наказывал за наши прегрешения наших родных, любимых деток, мужей, жен, родителей, бабушек и дедушек.

Грехи — это большие и малые кирпичи, которые отделяют человека от Бога. Исповедь — это пушка, динамит, который взрывает и постепенно уничтожает стену, отделяющую Бога от человека.

Исповедь — это Покаяние.

Но невозможно исправить грех или смыть его со своей души только раскаянием — очистить душу от его скверны можно только во время исповеди, и больше никак.

Грех, рассказанный священнику во время исповеди и отпущенный им Божьей волею, прощенный Господом, не будет больше никогда вменяться в вину человеку — даже на Суде Божьем после его смерти.

Таким образом, исповедь — это единственный способ очистить свою душу от греховных струпьев.

Но одной исповеди недостаточно, чтобы приблизиться к Господу Богу и войти в Царствие Небесное.

Для того, чтобы после исповеди в нашу душу снова не закралась нечистая сила, необходимо обязательно причаститься — принять в себя частицу Тела Христова (хлеб) и каплю Его Святой Крови (вино).

Только тогда наша душа получает небесную защиту от происков диавола. Иначе, если после исповеди не принять святого причастия, в нашу чистенькую душу придёт уже не 1 бес, а целых 7, или даже больше — ведь «горница»-то чиста, и стража (Духа Святого) в ней нет.

Именно поэтому причастие следует практически сразу за исповедью — чтобы Божья благодать через Евхаристию воспрепятствовала проникновению в нашу душу нечистой силы, которая только и ждет момента, как бы где дел нехороших натворить.

Поэтому причащение нужно по 2 причинам: чтобы получить Божье благословение после исповеди — это раз, и чтобы после физической смерти приобщиться ко Христу и приблизиться ко Царствию Божию, — это два.

Притча о святом причастии

Среди священнослужителей даже есть некая притча, по поводу того, что одному праведному старцу было видение. Он увидел Рай и огромную, клокочущую пропасть между собой и Раем.

Как перебраться на другую сторону, как попасть в Рай? Непонятно и невозможно.

И тут раздается голос: «Чтобы попасть в Царствие Небесное возьми два крыла Евхаристии: одно крыло из Плоти Христовой, а другое — из Его Крови. Без приобщения этих святых тайн ты не попадешь в Царствие Небесное, как бы ни был ты набожен и свят.»

***

Причастие — это жизнь, ибо Иисус Христос говорил: «Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Причащение — это пребывание в Боге, ибо «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем».

Причастие — это лекарство для души и тела.

Святое Таинство Евхаристии восстанавливает в человеку ту чистоту духовных помыслов, которая изначально была у Адама до его грехопадения.

Причащение — это единение с Богом, залог очищения, спасения и воскресения души и тела человека.

Однако, причащение не имеет смысла и более того, является греховным, если человек причастился и исповедался без глубокого истинного покаяния, раскаяния. Такая формальная исповедь и причастие будут засчитаны Господом как ещё 1 грех к уже существующим.

Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?

Нет, недостаточно. Ведь грех — это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.

Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник — священник (а ранее — апостолы, на которых снизошел Дух Святой).

Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.

В этом и заключается наказание и смысл исповеди — человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.

Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться — это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче — и легче.

Мы все по молодости грешим — важно вовремя остановиться, пока не поздно.

Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?

1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу — яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.

Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.

Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.

Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, — это большой грех.

2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.

3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.

Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.

Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.

4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.

По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.

5. С утра надо прочитать утренние молитвы, а также прочитать молитвы из Последования ко Святому Причастию, которые располагаются до и после канона.

6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.

Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».

7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.

8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.

9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей — вы отвечаете только за себя, а осуждение — это грех.

10. Не жди от священника вопросов — сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.

Говори — «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.

Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас — верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».

Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.

Проверяй себя по 10 Божьим заповедям или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.

Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори — виновен и в других грехах, но в каких именно — не все и не вспомню.

11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.

12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя — чем чаще, тем лучше, главное — с чистой совестью и искренним раскаянием.

13. Помни: наличие физической или душевной болезни — это признак большого нераскаянного греха.

14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.

15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.

Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.

Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех — это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.

16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное — чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.

17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.

18. Помни: слабая память, забывчивость — это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.

Грехи — это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!

19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.

Как правильно готовиться к причащению и причащаться?

Подготовка к исповеди — это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.

Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди — недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.

Нельзя причащаться:

1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;

2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;

3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;

4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;

5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;

6) мужчинам в шортах;

7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;

8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.

Перед Причастием:

1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.

2. Надо почистить зубы.

3. Не опаздывать к утренней службе.

4. Когда священник выносит Святые Дары перед таинством Причастия надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).

5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую…»

6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки — на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука — сверху.

7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.

8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут насмарку!

9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.

10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много — надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.

11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!

12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами — Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).

13. Категорически запрещено причащаться в один день дважды, пусть даже из разных Чаш — это страшный грех.

14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!

15. После Чаши нельзя целовать иконы до запивки!

После Причащения надо:

1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.

2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту — теплый чай, затем съесть антидор.

3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.

4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы — надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.

Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.

5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.

6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить — особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.

7. После причащения можно целовать друг друга, прикладываться к иконам.

Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.

Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.

Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.

Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!










См.также:










Каждое церковное мероприятие требует соблюдения определенных правил. Истинный христианин должен совершать покаяние и причастие, которое помогает человеку очиститься от грехов и начать жизнь с чистой душой и помыслами. Только как подготовиться к таинству (пост перед причастием), знают не все прихожане, особенно новички.

В чем смысл воздержания перед причастием

Для совершения обряда причастия верующий должен пройти подготовку, которая включает в себя:

  • Пост, или воздержание от продуктов животного происхождения, рыбы и растительного масла по специальным дням.
  • Отказ от интимной близости.
  • Чтение молитв.
  • Нравственное смирение, или отказ от мирских развлечений, плохих мыслей и поступков.

Выполняя церковные каноны, прихожанин готовит свою душу и тело к возможности принять божественные дары и благодать Господню.

Для чего нужно соблюдать пост в еде, поступках и помыслах, если после исповеди и причастия все совершенные грехи обнуляются? Суть проста, если прихожанин накануне таинства будет находиться в состоянии сытости, пресыщения забавами, чревоугодием, телесными утехами, то он не сможет принять благодать Бога. Сытое тело больше тянет ко сну и отдыху, а молитвы не доходят до его души и разума в том качестве, как требуется для духовного просвещения и прощения грехов как Богом, так и самим христианином.

Перечисленные воздержания — это своего рода жертва кающегося и причащающегося человека, дающая возможность впустить в свою душу Христа. Если говение совершается осознанно, а не для «галочки», то верующий глубже почувствует тяжесть греха и не захочет совершать его вновь. Господа обмануть нельзя и тот, кто легкомысленно относится к подготовке к причастию, может быть наказан еще больше, а прощения не произойдет.

Виды постов и их особенности

Какой соблюдать пост перед причастием, зависит от времени, в которое христианин готовится к таинству и как часто посещает церковь и исповедуется перед духовником.

В церковных правилах существуют следующие виды поста:

  • Пост может быть строгим, когда недопустимо есть продукты животного происхождения и даже рыбу. Исключение для лиц, с патологиями в желудочно-кишечном тракте, с сахарным диабетом, беременные, кормящие, дети и другие прихожане с рекомендациями от врача по питанию. Если человек собрался на причастие, когда по церковному календарю соблюдают рождественский или пасхальный пост, то все дни говенья нужно исключить запрещенные на посту продукты.
  • Во время обычного поста есть дни, когда при говенье перед причастием в рацион разрешается включать рыбу. Но в остальном правила поста едины.
  • Пост, во время которого нельзя есть не только рыбу, мясо, молочные изделия, яйца, но и растительное масло. Называется такой пост «елей».
  • Сухоядение — это вид поста, когда запрещена любая еда до захода солнца, а потом можно есть только постные продукты.

Чтобы соблюсти правила подготовки перед причастием и понять, какой пост следует держать мирянину, нужно обратиться за помощью к служителям церкви, — они разъяснят, учитывая особенности времени, выбранного для исповеди и причастия.

Посту перед причастием нужно следовать по всей строгости, с учетом времени и возможного поста по православному календарю. Помимо поста в еде, верующему перед причастием нужно привести в порядок мысли и обдумать свои поступки.

  1. Ограничить просмотр развлекательных программ в телевизоре, компьютере, посещение мероприятий.
  2. Можно в свободное от домашних дел и работы время посвятить чтению церковной литературы для личностного просвещения.
  3. Исключить ссоры, обиды в отношениях с окружающими людьми. Пересмотреть свои поступки и по возможности сделать доброе дело.
  4. Отказаться на период поста перед причастием от интимной близости с партнером.
  5. На третий день поста, за день перед причастием, прочитать обязательные каноны: покаянный ко Христу, молебны к Пресвятой Богородице, ангелу хранителю. Каноны можно читать в удобное время в течение дня перед причастием. В день причастия с утра нужно прочитать молитву ко причастию. Все молитвы и каноны можно найти в молитвослове для православных или купить отдельную литературу по подготовке к причастию.
  6. Пост, или говенье, верующий должен держать до окончания утренней литургии и свершения причастия. Церковный день начинается не с утра, а с вечера предыдущего дня. Поэтому прихожанину, собравшемуся на причастие и выдержавшему трехдневный пост, нужно полностью отказаться от еды и напитков с вечера, накануне причастия.
  7. Посетить вечернюю службу перед днем, в который намечено таинство. Если выбрано воскресенье, то быть в храме на вечерней литургии в субботу.
  8. До момента вкушения даров Бога, нужно очиститься от грехов с помощью исповеди, рассказав батюшке о том, что на душе.

Только после чистосердечной исповеди и отсутствия обид, таинство причастия будет иметь ту силу и значение, которое проповедуется православной религией. Если после трехдневного поста остались сомнения и незавершенные дела, лучше отложить обряд и продлить свое смирение и достичь душевного спокойствия, чтобы не совершить других грехов.

Сколько длится пост

Существуют разные требования к количеству дней поста, который нужно соблюдать верующему перед причастием:

  • Длительный пост в течение недели — это лучший вариант говенья и смирения для христиан, посещающих редко церковь и не соблюдающих все каноны. За 7 дней у человека есть время обдумать свои поступки, усмирить гордыню, простить обидчиков и попросить прощение у близких и знакомых. Получив земное прощение, будут прощены Господом. До недавнего времени был обязательным для всех верующих, желающих причаститься.
  • Трехдневный пост — это основной вариант подготовки к причастию для православного человека. Новичку и тем, кто имеет проблемы со здоровьем, можно не держать строгий пост в еде, но в остальном требования не меняются.
  • Посты по средам и пятницам для лиц, посещающих храм еженедельно на воскресную службу.

Не нужно соблюдать пост перед причастием верующим, занимающимся военной службой или туризмом, потому что едят эти люди лишь то, что доступно и будучи в таком положении относительно пищи, им следует соблюдать духовный пост.

Можно ли есть рыбу в пост перед причастием

Христианину, соблюдающему посты по церковному календарю систематически, не составит труда выдержать говенье в течение трех дней. Но для новичка отказ от повседневной пищи бывает трудным поначалу. Исключая из рациона мясо и продукты животного происхождения, у прихожан новичков возникает мирской вопрос, можно ли есть рыбу в эти три дня? Разве морепродукты и рыба относятся к списку запрещенных? Однозначно ответить можно ли рыбу в пост перед причастием или нет невозможно.

Все зависит от периода, в который предполагается исповедь и причастие. Есть рыбу можно в те дни, когда она разрешена в употребление при обычном посту. Но в дни строгого поста даже рыба для верующих под запретом.

Рыба разрешена беременным, кормящим, детям, чтобы не лишать их в момент подготовки к обряду полноценного питания и не навредить здоровью. Для остальных православных, сомневающихся в том, можно ли есть рыбу при говенье, лучше отказаться от нее на три дня, учитывая, что срок небольшой. Любые сомнения разрешат священники церкви, если прихожанин задаст интересующие вопросы, чтобы не были допущены ошибки в пост перед причащением из-за отсутствия информации.

Список разрешенных продуктов

Корзину для трапезы во время трехдневного поста нельзя назвать скудной. Ассортимент разнообразный и содержит в себе комплекс полезных витаминов и минералов, если составить меню правильно, а не есть однообразные блюда:

Не запрещаются специи, пряные травы и натуральные соусы без добавления животных жиров. Если подойти к составлению меню с фантазией, то пост не покажется мучением, но тело будет подготовлено к очищению и искуплению грехов.

В заключение

К причастию нужно относиться серьезно и совершать обряд не потому, что так принято делать, а лишь с готовностью выполнить церковные правила подготовки как истинный христианин. Только при полном понимании смысла божественных даров можно открыть свою душу для вхождения в нее веры и благодати Христа.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *