Исправление имен конфуций

Цзы-лу спросил: «Вэйский правитель намеревается привлечь вас к управлению государством. Что вы сделаете прежде всего?» Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имен». Цзы-лу спросил: «Вы начинаете издалека. Зачем нужно исправлять имена?» Учитель сказал: «Как ты необразован, Ю! Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного.

Это фрагмент из бесед Конфуция с учениками. И хотя имя древнего китайца давно уже почитается далеко за пределами Поднебесной, его мудрые слова не пользуются сегодня особым доверием. Просвещенные люди гораздо охотнее допускают существование неких «объективных исторических предпосылок», обусловивших крушение Российской империи и затем Советского Союза, объясняя нынешний кризис всего лишь отсутствием достаточно эффективной политической технологии.

Между тем, не только китайская философская, но и библейская традиция проводит идею, согласно которой единственной подлинной причиной упадка и расцвета государств является человеческое благочестие. Царь Давид, например, использует такой образ: «И будет (праведник) яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли». И даже более того, праведность в иудаизме и христианстве постулируется залогом мирового природного баланса. «Проклята земля в делех твоих», — говорит Бог согрешившему Адаму (Быт. 3: 17).

Ту же мысль мы находим и в русских сказках. Традиционным символом русской мощи является «добрый молодец». «Добрый» не в смысле «положительный» с точки зрения абстрактной морали. «Добрый» значит «добротный», «качественный». У русского молодца, которому нужно каким-то образом уничтожить бессмертное костлявое зло, все непременно должно быть качественным: конь, быстрый и неутомимый; крепкие и надежные доспехи; оружие, сделанное монахом-кузнецом. И конечно, сам молодец должен быть добрым. Богатырская добродетель мыслится как естественное завершение доброты его коня и оружия.

Вот и у Платона беседа об идеальном государстве отнюдь не случайно предваряется размышлением о справедливости. Атлантиду могут построить только атланты духа. А атланты духа непременно справедливы. Поэтому всякий раз сходясь в разговоре с молодым революционером или гениальным автором какого-нибудь универсального рецепта «от всех русских бед», мне хочется обратить к нему вопрос Фридриха Ницше: «У тебя здесь перед глазами превосходный идеал, но представляешь ли ты собою такой превосходный камень, чтобы из тебя можно было бы изваять этот божественный образ? И не есть ли без этого весь твой труд варварское изваяние? Хула на твой идеал?»

Поскольку такой «превосходный камень» («благородный муж», по Конфуцию; «Воин», по Платону; «Праведник», в понимании царя Давида и «Добрый Молодец» русских сказок) непременно обладает «правильными именами», мы решили организовать что-то вроде лаборатории по изучению этих правильных имен. В рамках проекта предполагается сотрудничество экспертов и читателей. Мы приглашаем всех наших читателей к обсуждению предлагаемых тем.

РАССМОТРЕНИЕ ПЕРВОЕ: ИМЯ МУЖЕСТВА

Многие всерьез полагают, будто Бог придумал половые различия с единственной целью – наложить запрет на сексуальные отношения между мужчиной и женщиной и посмотреть, что из этого получится. Между тем, если пристальнее вглядеться в мир, можно увидеть, что пол в нем является одним из фундаментальных водоразделов, обеспечивающих его устойчивость и красоту. Бог и человеческая душа, государь и его народ, учитель и ученик – вот только некоторые отношения, описываемые посредством пары понятий «мужское» и «женское». Мужское и женское не есть просто свойства мужчины и женщины. Скорее, наоборот: мужчина и женщина становятся сами собой только благодаря причастности соответствующему началу. Пренебрежение к закону пола грозит катастрофическими последствиями как для отдельного человека, так и для всей культуры…

6.1 Принцип «исправления имен»

Конфуцианский принцип «исправления имен» – важнейший принцип управления государством и организации общества. Суть принципа: форма должна соответствовать содержанию. Конфуций говорил, что если название не соответствует сущности, то и «словам неблагополучно», если «словам неблагополучно», то и дела не будут ладиться, поэтому «совершенный» человек, вводя названия, должен произносить их «правильно», а то, что произносит, непременно осуществлять.

Нужно научиться видеть и уметь исправлять неправильный ход вещей, утверждая правильный. Какие вещи называть правильными и неправильными? Правильные вещи соответствуют принципам конфуцианской морали.

Главное качество эффективного руководителя – его внутренняя моральная сила, которую он должен неустанно воспитывать в себе, а затем в своих сотрудниках. Руководитель, обладающий внутренней моральной силой, не зацикливается на прибыли, а ставит перед коллективом более высокие цели, такие как увеличение потенциала управляемой системы в целом и потенциала личности руководителя и его подчиненных (под потенциалом понимаются здоровье, качество жизни, отдыха, образования, глубины чувств).

Согласно конфуцианской традиции любая возникшая ситуация требует комплексного рассмотрения ее внутренних и внешних аспектов: содержания и формы. Если форма одной ситуации практически неотличима от другой, это вовсе не значит, что и их содержание, а следовательно, и выбор стратегии будут одинаковыми.

Кроме умения рассматривать ситуацию в единстве формы и содержания, ценное качество руководителя, практикующего в конфуцианской традиции, по словам Виногродского, «это умение никогда не реагировать сразу на приходящий импульс любого характера. Опытный китайский управленец ждет, когда ситуация несколько раз видоизменится, чтобы увидеть ее под разными ракурсами и в результате воспринять в целостности. Китайская привычка видеть целостную ситуацию соответствует понятию системности в управленческих кругах на Западе».

Если вы не знаете, что делать – лучше не предпринимать никаких действий.

Если ситуация меняется, и эти изменения представляются вам простыми и понятными, то даже в этом случае не стоит реагировать незамедлительно. Наблюдайте за дальнейшими изменениями до тех пор, пока не придет полное понимание происходящей ситуации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Выпрямление имен ( китайский язык : 正взрослых ; пиньинь : Zhengming ; Wade-Giles : Cheng-мина ). Конфуция спросили, что бы он делал, будь он губернатором. Он сказал, что «исправит имена», чтобы слова соответствовали действительности. Эта фраза теперь стала известна как доктрина феодальных конфуцианских обозначений и отношений, которые ведут себя соответствующим образом для обеспечения социальной гармонии. Без такого согласия общество по существу рассыпалось бы, а «дела не были бы завершены». Менсий расширил доктрину, включив в нее вопросы политической легитимности .

Мохизм и законничество

Дополнительная информация: У вэй и законничество (китайская философия)

Поскольку исправление имен в » Аналектах Конфуция», по- видимому, было написано позже, возможно, оно берет свое начало в Мози (470–391 до н. Э.). Ученые Херрли Г. Криля аргументировали его дальнейшее развитие через «Законника» Шен Бухай (400–337 до н.э.) до конфуцианского использования по тем же причинам. Однако профессор Чжэньбинь Сунь считает исправление Моцзы созвучным конфуцианскому обычаю; Мози считал это важным фактором в решении социально-политических вопросов, а не только юридических вопросов.

Мохистская и «легалистская» версия исправления имен — это Фа. Mozi выступал за языковые стандарты, подходящие для использования обычными людьми. При минимальном обучении любой может использовать Фа для выполнения задания или проверки результатов. По-видимому, зародившись в Гуань Чжун , для Гуань Чжуна и мохистов, Фа рекомендовал объективные, надежные, легко используемые, общедоступные стандарты или модели, противостоящие тому, что китаевед Чад Хансен называет «развитой интуицией обществ самолюбования», экспертом по воспеванию старых тексты. Однако он может дополнять любую традиционную схему, и Гуань Чжун использует Фа наряду с конфуцианским Ли . Фа сделал возможным точное следование инструкциям. По большей части конфуцианство не развивает Закон, хотя сама идея норм старше, и ханьские конфуцианцы восприняли Закон как важный элемент в управлении.

Отвергая конфуцианскую идею родителей как моральной модели как особой и ненадежной, движущей идеей моистов было использование герменевтики для поиска объективных моделей (Фа) этики и политики, как это было сделано в любой практической области, чтобы приказать или управлять. общество. Это были в первую очередь практические, а не принципы или правила, как в квадрате или отвесе. Моисты использовали Фа как «объективные, в частности, операционные или похожие на измерения стандарты для определения референтов имен», надеясь, что естественные стандарты (Фа) языка (имен) приведут к некоторому объективному пути (дао) моральной реформы.

Стремясь получить четкий стандарт, Фа сравнивает что-то с самим собой, а затем решает, похожи ли они друг на друга, так же, как с использованием компаса или L-квадрата. Это составляло основную концепцию практического мышления и знания моистов. Что соответствует стандарту, так это конкретный объект и, следовательно, правильный; чего нет — нет. Знание — это вопрос «умения делать что-то правильно на практике» — и, в частности, умения отличать разные вещи друг от друга. Таким образом, оценка правильности определяет, правильно ли проведены различия. Его цель — не интеллектуальное усвоение определения или принципа, а практическая способность успешно выполнять задачу (дао). Зафиксировав содержание данной моральной модели, они предложили подражание для установления порядка.

Выросший из моистов и школы логиков, реформатор Шен Бухай настаивал на том, что правитель должен быть полностью информирован о состоянии своего царства, используя Закон как административный метод для сортировки информационных категорий или определения функций («имен»). Шен Бухай и позже Хан Фэй (280–233 до н.э.) использовали этот вариант для исправления имен при назначении, сопоставления слов чиновника или его имени / титула / юридического контракта с его исполнением. Хань Фэй основывает свои предположения о языковом единообразии на развитии этой системы, предполагая, что функции могут быть строго определены для предотвращения конфликтов и коррупции, а также могут быть установлены объективные правила (Фа), невосприимчивые к различным интерпретациям, оцениваемые исключительно по их эффективности.

В Analects утверждает , что социальное расстройство часто проистекает из неспособности называть вещи своими именами, то есть, воспринимать, понимать, и иметь дело с реальностью . Его решением этой проблемы было «исправление имен». Он дал объяснение одному из своих учеников:

Высокопоставленный человек в том, чего он не знает, проявляет осторожную сдержанность. Если имена неверны, язык не соответствует истине. Если язык не соответствует истине, дела не могут быть успешными. Когда дела не могут быть доведены до успеха, приличия и музыка не процветают. Когда приличия и музыка не процветают, наказания не будут назначаться должным образом. Когда наказания не назначаются должным образом, люди не умеют двигать руками или ногами. Поэтому высший человек считает необходимым, чтобы имена, которые он использует, можно было произносить надлежащим образом, а также чтобы то, что он говорит, можно было надлежащим образом выполнять. Высший человек требует только того, чтобы в его словах не было ничего неправильного.

-  Конфуций , Аналитики, Книга XIII, Глава 3, стихи 4-7, перевод Джеймса Легжа.

Учение Конфуция состоит из пяти основных жизненных отношений:

  • Правитель подчиняться
  • Родитель ребенку
  • Муж жене
  • Старший брат младшему брату
  • Друг другу

В вышеупомянутых отношениях Конфуций учит, что праведное, внимательное, доброе, доброжелательное и нежное отношение первых должно применяться ко вторым. И что с применением такой практики в повседневной жизни будут решены социальные проблемы и будет достигнуто праведное правительство. Выполнение этих обязанностей в отношениях приравнивается к правильному направлению ли и правильному использованию zhèngmíng, соответствующему учению Конфуция, ведущему к предполагаемому пути его доктрины; нравственное и эффективное общество и люди, которые достигли вознесения к высшим человеческим существам благодаря принципам ли и жэнь . Правильное функционирование самого себя в конечном итоге зависит от роли zhèngmíng; по сути, круг зависимости с точки зрения практики и применения принципов и способов.

В конфуцианстве исправление имен означает, что «вещи на самом деле должны быть приведены в соответствие с последствиями, связанными с ними именами, при этом предварительные условия для правильной жизни и даже эффективного управления заключаются в том, что все классы общества должны подчиняться тому, что они должны делать. быть». Без исправления имен разные слова имели бы разные действия. По сути, это означает, что для каждого действия есть слово, описывающее это действие. Считается, что, следуя Исправлению имен, человек будет следовать правильным / правильным путем. Исправление имен также требует стандартного языка, на котором древние правители могли вводить законы, понятные каждому, чтобы избежать путаницы.

У каждого человека есть социальное положение и социальное имя. С их социальными именами связаны обязанности и ответственность. Правитель, министр, отец и сын — у всех есть социальные имена, поэтому они должны выполнять свои необходимые социальные обязанности по уважению (Исправление имен). Например, при изучении китайской культуры ребенок говорит только тогда, когда родитель разрешает ему говорить.

Выполнение приказов от авторитетного лица означает, что вы проявляете уважение, следовательно, вы следуете Исправлению имен без явного подтверждения этого. Вера Конфуция в Исправление имен все еще практикуется в современном обществе, например, когда учитель просит ученика обратиться к посетителю, этот ученик будет следовать инструкциям.

Xunzi

Сети для ловли рыбы; поймав рыбу, забываешь о сети. Ловушки предназначены для ловли кроликов; поймав кролика, забываешь о ловушке. Слова предназначены для обретения смысла; после того, как понимаешь смысл, забываешь слова. Где я могу найти людей, которые забыли слова, и поговорить с ними?

-  Чжуанцзы , гл. 26

Сюнь Цзы написал главу «Исправление имен», развивая тему, которую ввел Конфуций, говоря: «Пусть правитель будет правителем, подчиненным; пусть отец будет отцом, а сын — сыном». В главе 22 «Исправление имен» утверждается, что древние цари-мудрецы выбрали имена (китайский: 名, Пиньинь: минь), которые напрямую соответствовали действительности (китайский: 實, Пиньинь: ши), но более поздние поколения запутали терминологию, придумав новые номенклатура, и, таким образом, больше не могла отличить правильное от неправильного.

Сюнь Цзы не только написал эту главу по теме исправления имен, но и пошел дальше, чтобы развить / расширить исправление в систему логики. Сюнь Цзы, который считал, что врожденные склонности человека необходимо обуздать с помощью образования и ритуалов, возражал против мнения Мэн — цзы о том, что человек от природы хорош. Он считал, что этические нормы были изобретены, чтобы исправить человечество. Другие философы и логики, такие как Гуаньцзы , Моцзы и Гунсун Лонг, разработали свои собственные теории относительно исправления. Ли сам по себе может рассматриваться как корень всех этих приличий и социального этикета, обсуждаемых при исправлении имен как лекарство от проблем общества и решение морального и эффективного правительства и общества.

Современные приложения

Концепция исправления имен — один из основных девизов китайской философии. Он применяется к широкому кругу вопросов и в основном находится в области политики. Эта основная, но мощная заповедь служила средством свержения и реформирования династий. В современном обществе исправление имен широко используется при принятии правительственных решений.

Опираясь на сильные общественные требования, Тайвань во время правления Демократической прогрессивной партии прилагает усилия к пересмотру названий государственных предприятий и государственных структур, чтобы сохранить свою уникальную идентичность под влиянием Китая. Для тех, кто по-прежнему придерживается традиционного конфуцианского подхода к этике и социальной морали, исправление имен оказывает влияние на структуру общества. По словам Сюэчжи Го, «исправление имен также подразумевает продвижение и развитие тщательно дифференцированной системы статуса, основанной на социальных обязательствах».

дальнейшее чтение

  • » Краткая история китайской философии «, Фунг Юй-лань , 1948. ISBN 0-684-83634-3 Перепечатка 1976 гл. 4 стр. 41 и далее в мягкой обложке.
  • Роза под любым другим именем пахла бы так же сладко
  • Называть вещи своими именами

Ноты

внешние ссылки

  • Дэниелс, Виктор. «КОНФУЦИУС: Краткое изложение основных принципов» 23 мая 2005 г. 28 октября 2008 г.
  • «Исправление имен» История и литература. Культурный фарфор. 27 октября 2008 г.
  • Нуньо Альберто Валенсуэла Алонсо, «Rectificar los nombres (Xun Zi / Zheng Ming): Un capítulo basic en el pensamiento confuciano». Traduccíon estilizada y literal, notas exegéticas y estudio de Nuño Valenzuela Alonso; edición bilingüe chino — español; prólogo de Eric Hutton (Университет Юты, США) и Педро Сан-Хинес (Университет Гранады, Испания). Опубликовано; Мадрид. Miraguano Ediciones, 2019, Испания. ISBN 978-84-7813-483-0 .

Важным аспектом социального учения Конфуция, является идея
» исправления имен», которую Конфуций называл первым принципом правления. В узком понимании это означает соответствие поведения языковым кодам, таким как «ли» и уголовные нормы. В широком смысле это предполагает, что человек должен исполнять роль, возложенную на него именем ( которое указывает так же на ранг или статус). Развитие этой идеи приводит к появлению идеи о принципиальной связи между формой и содержанием, внешним и внутренним.
Исправление имен сыграло важную роль в развитии китайской философии. Идея «исправления» возникла в связи с тем, что Конфуций считал, что имена и действия начали изменяться, что привело к глобальным искажениям. В частности, власть постепенно стала переходить от того, кто должен ею обладать ( это, прежде всего, император), к менее значительным фигурам. Власть перешла от императора к знати, от знати к министрам, а от министров к их чиновникам. В конечном итоге это привело к упадку империи.
Для Конфуция решение проблемы заключается в исправлении имен. Это имеет два основных аспекта: во-первых, «имена», которые носят люди, т.е. их должности или социальные роли (министр, земледелец, отец, сын, сестра, и т.д.) и их реальное поведение должны совпадать; во-вторых, слова и деяния должны соответствовать друг другу.
Конфуций был убежден, что только «нравственный закон» способен заставить народ повиноваться государственным указам. Эта идея лежит в основе его доктрины «исправления имен» (чжен мин), которая выдвигала требование соответствия действительного поведения и социального положения человека его этико-ритуальному статусу. Необходимость соблюдения этого требования он объяснял следующим образом: «Когда имена неправильны, суждения несоответственны, когда суждения несоответственны, дела не исполняются» только в случае соответствия реального положения социальному статусу, считал Конфуций, можно добиться от людей исполнения ими своих обязанностей. Цель доктрины «исправления имен» состояла, однако, не в том, чтобы вернуть власть наследственной аристократии, а в том, чтобы установить тесную связь между социальным статусом и соответствующими ему этико-ритуальными нормами. Иначе говоря, права и обязанности каждого человека должны были получить ритуально-нравственное обоснование. Приоритет при этом оставался за нравственными нормами, и задача состояла только в том, чтобы придать этим нормам обязательный характер.
Цзы-лу спросил: «Вэйский правитель намеревался привлечь вас к управлению государством. Что вы сделаете прежде всего?»
Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имен. Цзы-лу спросил: «Вы начинаете издалека. Зачем нужно исправлять имена?»
Учитель сказал: » Как ты необразован, Ю! Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного». (Лунь юй. 13.3)

Концепция исправления имен Конфуция представляет собой плод осмысления социально-экономических изменений, приведших к дестабилизации китайского общества. Не случайно Конфуция в «Лунь юй» подчеркивал: » когда имена не правильны – суждения несоответственны, когда суждения несоответственны — дела не исполняются. Так, родовая знать теряла титулы и влияние, сановники-интеллектуалы отстранялись от управления страной, нарушились ритуальные правила поведения верхов по отношению к низам, высшими слоями общества предавались забвению традиции древней культуры – основа стабильности китайской цивилизации. В такой ситуации Конфуция призывал преодолеть себя и вернуться к мудрому образу жизни древних, запечатленному в ритуальной благопристойности ли, канонических письменных памятниках древней культуры, в титулах, рангах и должностях – мин, то есть ко всему тому, что еще оставалось в именах, но уже постепенно исчезло из реальной жизни общества.

Если говорить о подобном нововведении мудреца Конфуция, в контексте лишь одной этики или простого желания подобным методом изменить общество, то увы, подобный подход, мягко говоря, может показаться лишь причудой выдающегося философа, однако, возвращаясь назад к теме мистического значения ритуала, и рассматривая эту меру как магическое действо, то подобный подход (исправление имен) уже приобретает более глубокий смысл.
В культуре Древнего Китая ( как и в других древних цивилизациях) широкое распространение получила «природная теория языка», согласно которой имена соответствуют идеально сущности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со временем это соответствие начинает нарушаться ( например, в силу того, что имена используют невежественные люди) Эта «порча» имен приводит к ухудшению дел в мире. Примерно такой точки зрения придерживался Конфуций.
Он считал, что для восстановления порядка в мире ( как в обществе, так и в природе), прежде всего необходимо исправление имен, т.е. изменение вещей в соответствии с их названиями. Один князь спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. На это Конфуций ответил: » Пусть правитель будет правителем, министр – министром, отец – отцом, сын – сыном». Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответствии с Дао правителя, министр – с Дао министра и т.д. если же человек поступает иначе, то хотя он занимает пост правителя или министра и называется таковым, но по сути дела правителем или министром он не является. Конфуций считал, что, если «имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка; когда не процветают правила поведения и музыка, наказания и штрафы налагаются неправильно; народу некуда поставить ноги и положить руки» (Лунь юй, гл.16).

Итак, рассмотрение проблемы исправления имен – это не простой каприз философа, но некая мистическая прелюдия к ритуалу, мистическое действо, призванное восстановив иерархический баланс Поднебесной, тем самым «умилостивить», волю Неба, тем самым сохранить вселенский миропорядок, нарушенный по причине медленного расслоения общества, нравственного и морального упадка, следствием которого и явилась некая лингвистическая и социальная аберрация, которая и внесла хаос и смуту в общество, лишив силу имен ( и названий) своей магической силы.

Кун Фу-цзы (дословно — учитель Кун), или Конфуций (551—479 гг. до н.э.), — один из самых известных философов и педагогов Древнего Китая. Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию возникновения и сущности государства. Государство трактуется им как большая семья, в которой власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
Социально-политическое устройство общества иерархично: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Таким образом, Конфуций обосновывает аристократическую концепцию правления, где простой народ полностью отстранен от власти.
Аристократию Конфуций понимал как правление добродетели и знания, а не родовой знати и богатых. Конфуций разработал модель идеального правителя — «благородного мужа». Конфуций — сторонник ненасильственных методов правления. Власть должна строиться на началах добродетели, а не закона: «Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность. …Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим».
В целом добродетель понималась Конфуцием как обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д.
Законодательству отводится лишь вспомогательная роль (это объясняется традиционно наказательным характером древнекитайского права). Ритуалы необходимы как важнейший организующий, дисциплинирующий, объединяющий и в то же время разделяющий людей по рангам фактор.
Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира, отстаивал ненасильственные способы управления, отрицательно относился и ко внешним войнам.
Большое значение Конфуций придавал осуществлению принципа «исправления имен» (имена должны отражать реальное положение человека в государстве и обществе).
Много внимания уделялось также вопросам воспитания юридических кадров. Конфуций разработал модель юриста — святого бессребреника, рыцаря долга, являющегося эталоном правомерного поведения, думающего о дэ и постоянно культивирующего его в себе. Он суров, но справедлив, беспристрастен и требователен к себе, доброжелателен и помогает другим стать лучше, заботится о нуждающихся и в то же время не настолько мягок, чтобы давать водить себя за нос. Выдержан: прежде думает, потом говорит; ценит дело выше слова, постоянно постигает главное, смотрит в корень; ничего не боится и никогда не становится приспособленцем; уважителен к людям, гуманен и мудр, всегда юридизируется. Юристом, по мнению Конфуция, может стать любой человек, обладающий трудолюбием и способностями.
Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *