Источники жизни

Хранить сердце

Господь в Писании дает нам наставления о необходимости хранить свое сердце:

(Прит.4:23) Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Указывая на то, что сердце является источником жизни. Здесь речь идет не о плоти, хотя для нашего организма сердце является главным органом. Говоря о сердце конечно, Бог говорит о сущности человека, которую отражает душа человека. К тому же все переживания человека имеют физическое отражение в области груди, как раз там, где находиться сердце. Например, когда человек переживает, все ощущения тяжести или боли находятся в области сердца, в центральной части груди. И говоря о сердце Господь, конечно, говорит о душе человека и о жизни вечной.

Давайте разберемся с вопросом, что значит хранить сердце более всего. Говоря так, Бог говорит о сердце или душе человека как о самом ценном. Для того что бы человеку хранить свою душу более всего Бог дал конкретные законы человеку, что бы человек хранил себя от греха. И человек должен принять волю Божью и исполнять ее.

Но многие люди рассуждают так: «Моя жизнь, как хочу, так и поступаю. Я никому ничего не должен». И многие не хотят жить, как установил Бог, а хотят устанавливать для себя самого правила и законы, которые выгодны самому человеку, исполняя свои желания и вожделения плоти. Таким образом, человек, живущий по собственному разумению не способен сохранить свою душу, потому что он не понимает, что и как хранить, человек не знает Бога и не знает ценности своей души.

Поэтому мы понимаем, что эти слова Бога хранить сердце направлены исключительно к христианам по следующим причинам. Когда Христос пришел в нашу жизнь, Он что сделал? Он изменил нас, Иисус дал нам новое сердце с новыми чувствованиями, такие как мир и любовь, которых раньше не было. Отсюда следует, что наше сердце или наша душа уже нам не принадлежат, они принадлежат Богу. Тогда становиться понятным ценность наших душ в глазах Бога.

(1Кор.6:19,20)

19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20 Ибо вы куплены ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

До того как обратиться ко Христу мы не имели особой ценности для Бога. В нас не было ничего хорошего и привлекательного, на что Бог мог бы обратить внимание и увидеть в нас что то ценное или достойного Его внимания. Но когда мы поверили в жертву Иисуса Христа, Христос увидел нашу искреннюю веру и покаяние, тогда Христос искупил нас своей кровью пролитой на кресте.

Для Бога нет ничего более ценного, в этом мире, чем Его сын Иисус Христос и Его пролитая кровь за твое и мое спасение. Поэтому Бог говорит: вы куплены ценою

И только по причине Христа мы стали ценные в глазах Бога. А что бы, эта ценность не пропала, что бы жертва Сына не была напрасна:

Во первых Бог дал нам Духа Святого, что бы Он прибывал в нас и сделал все необходимое для нашего спасения

Во вторых дал нам повеление хранить свое сердце, которое уже собственно не наше а новое сердце, данное нам Христом.

Большая ответственность, братья, не правда ли, быть хранителями собственности самого Бога, хранить наши тела и души которые суть Божии. В таком случае, знаете ли Вы как смотрит Бог на нас, когда теперь мы являемся хранителями Его собственности?

Как Господь смотрит на наши мысли, поступки и дела? Может ли быть, что-то остаться незамеченным для Бога, будь то лицемерие, обида, не прощение и т.п.

Бог смотрит на нас очень пристально и очень строго – это одна сторона вопроса. Но с другой стороны – Бог дает нам благодать и поддерживает нас. Таким образом мы, те кто поверили, постоянно ходим в присутствии Живого Бога.

Какое сердце хочет Христос, что бы было у нас?

Какими качествами и характером должно обладать наше сердце?

Как мы должны поступать, что бы сохранить то сердце, которое дал нам Христос?

(Матф.5:3-10)

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Здесь перечислены заповеди блаженства. Для мира блаженство значит что-то ненормальное, значит отклонение от общепринятых правил и стандартов поведения. Иисус, здесь, говоря о блаженстве, говорил об особом состоянии сердца или души человека. Слово блаженны можно перевести как счастливые, благословенные Богом христиане, имеющие особую награду как на земле, но особенно на небе.

Можно подумать, что здесь говориться о группах людей делающих определенные поступки: характеризующиеся на пример кротостью, другие характеризуются милостью, третьи стоящие за правду и т.д. На самом деле речь здесь идет о характеристике одного сердца или души, которые хочет Бог видеть в каждом из нас.

В свете сегодняшней темы эти слова Христа можно сказать так: Для того чтобы дойти каждому из нас до своего спасения, Бог через Иисуса Христа даровал вам новое сердце, которое такое же как у самого Христа, и которое живет и поступает по следующим правилам или законам:

1. Сердце, которое имеет постоянную духовную нужду и желание пребывать с Христом

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Этот мир не нуждается во Христе, возможно кто то вспоминает о Боге когда ему плохо или когда пришла болезнь или безысходная ситуация, в такие минуты некоторые люди вспоминают о Боге.

Здесь речь идет о сердце, которое желает и ищет постоянного присутствия Христа в своей жизни. Духовная нищета, или нужда в Боге есть необходимое состояние сердца, что бы хранить его от забот и суеты этого мира, которые поглощают наш разум, и сердце может отходить от этой нужды во Христе и таким образом отдаляться от Бога.

Поэтому для того что бы хранить свое новое возрожденное сердце, Господь хочет, что бы имели постоянную духовную нужду и желание пребывать с Христом. Для этого мы должны вникать в Писание, молиться, пребывать в размышлениях о Христе, иметь общение с братьями.

2. Сердце, которое находиться в сокрушенном состоянии, что бы давать место Богу, доверяя Ему во всем. Только сокрушенное сердце способно плакать перед Богом, изливая Ему свои нужды и заботы.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

И когда мы плачем у ног Христа, Он приходит и утешает нас своей любовью, которую изливает в наши сердца. Для того что бы хранить свое сердце, оно должно иметь сокрушенное состояние. Это есть искренние отношения со своим Отцом, которому доверяешь самое сокровенное, и от Которого нет никаких секретов и тайн.

(Пс.50:19) Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Давид говорит, что самое ценное, что человек может предложить Богу – это свое сокрушенное сердце. Мимо которого Господь никогда не пройдет, а примет его и утешит.

3. Сердце, которое кроткое и смиренное.

Это, то сердце, которое не дает никакой славы себе, не ищет своего, а всецело полагается на милость Божью.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Буйные, непослушные и гордые не живут долго на земле, и не могут наследовать вечность, а кроткие долго проживут на земле и наследую землю обетованную, которая есть вечность.

Быть кротким – это исключительно есть воля человека. Это значит останавливать свое Я, свои амбиции, свои желания. Это зависит от самого человека.

Если ты сам не можешь себя обуздать и остановить, то тебя остановит Бог через болезнь, испытания, гонения, другими словами через тесные обстоятельства. Бог будет смирять тебя, если ты сам этого не захочешь сделать.

Поэтому лучше, что бы ты сам смирялся.

4. Сердце, которое не приемлет неправду, не лицеприятно, не льстиво. Сердце, которое не желает соглашаться с неправдою.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Всякая неправда и лицемерие будут открыты, и Бог воздаст каждому по делам его. Поэтому, чтобы не быть осужденными с миром, который лживый и лицемерный, Христос открыл нам истину, т.е. истинный смысл жизни человека. Открыл истинную сущность человека, в которой нет ничего хорошего и доброго. Христос открыл, что источником всего благого и хорошего, как впрочем, источником и самой жизни является Бог – и это есть правда и истина. И конечно Бог хочет, чтобы мы хранили эту истину и правду, потому что эта правда поддерживает нашу веру и нашу надежду.

5. Сердце, которое способно прощать и миловать, даже когда против него направлено зло и его унижают.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Конечно, источником милости и прощения является любовь Христа, которую Он изливает в наши души. Сам человек без Иисуса не способен миловать и прощать, потому что человеком неверующим правит его эгоизм – любовь к себе самому. А эгоистическая любовь не способна миловать, это ей не свойственно. Бог сделал так, что бы мы имели такую способность прощать и миловать

(Рим.5:5) потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Что зависит от нашей способности прощать и миловать? Очень многое:

(Матф.6:14-15) 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Если будучи прощенные самим Христом, который простил нам смертные грехи, мы не станем прощать других, то с нами Бог поступит как с неверным рабом, который был брошен на растерзание, потому что ему был прощен непомерный долг, но который сам не смог простить малый долг своего должника.

6. Наше сердце должно быть чистым,

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Хранить свое сердце чистым значит не иметь в своем разуме никаких нечистых мыслей, планов или компромиссов с грехом. Позволить себе что-то не чистое, значит осквернить сердце в котором живет Христос. Иисус не будет жить в нечистом сердце, поэтому только в чистом сердце, и не с каком ином, может присутствовать Христос.

Иметь чистое сердце – возможно исключительно если находиться в присутствии Бога Живого, который все знает, все видит и не терпит ничего не чистого. Давид знал Бога, и когда он совершил грех, его сердце осквернилось, оно стало нечистым, Бог обличил Давида. Давид понимал что с таким оскверненным сердцем он не может видеть Бога, не может находиться в присутствии Господа, и Давид просил Бога:

(Пс.50:12) Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Давид просил о прощении, о том, чтобы его грехи были прощены. Только прощение Христа способно очистить сердце человека.

(Пс.118:9) Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

Как нам сохранить свое сердце чистым – жить и поступать по Слову, по Писанию.

7. Сердце, которое желает мира, и ведет все к миру.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Откуда на земле воины? От того в человеческих сердцах нет мира, от того что человек не способен смирятся и прощать.

А Христос способен смирятся и прощать, и это Он доказал когда жил на земле:

(1Пет.2:23) Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

(Лук.23:34) Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

Иисус Христос, сын Божий — это тот, кто единственны способен дать мир человеческому сердцу. И через жертву Христа мы имеем усыновление нас, с самим Богом. Желание Бога, что бы мы хранили в своем сердце мир, не смотря не все проблемы и испытания.

8. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Здесь речь идет о сердце, которое идет до конца, держится правды не зависимо от обстоятельств. Может быть, тебя не поймут на работе, или кто-то осудит тебя за то, что не делаешь то что не угодно Богу, но хотят люди что бы ты делал. И из-за этого от тебя отвернутся и даже изгонят. Ты не должен этого страшиться. У нас есть гораздо большее воздаяние, чем благосклонность людей. У нас есть Благословение Божие, у нас есть Царство Небесное.

(Матф.10:22) И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Как поступал Христос? Вы знаете, потому что Бог дал нам сердце как у Христа. И мы можем поступать так, как поступал Христос, так как мы читали в заповедях блаженства.

(Матф.11:29) возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

Говоря о сердце, которое даровал нам Господь, мы можем говорить о совершенном сердце. Потому что сердце Христа — оно совершенное. И те заповеди блаженства, которые не понимает и не принимает этот мир, для Бога являются совершенными качествами и ценятся Им весьма высоко, выше всего на свете. Потому что это есть сердце и чувствования сына Божьего — Иисуса Христа. И когда Бог смотрит на нас, единственное что Он хочет видеть в нас — это отражение в наших сердцах Христа.

Сердце, какое имеет Христос, Он показал, когда жил на земле, показал своей жизнью, своими поступками — что Его сердце обладает всем этим. Мы можем поступать также как и Христос, если мы храним в сердце те чувствования, которые вкладывает в нас Святой Дух. А это те самые совершенные чувства, которые перечислены в заповедях блаженства, которые мы с вами читали.

Таким образом, заповеди блаженства есть характеристика совершенного сердца, которое есть уже не наше человеческое сердце, а сердце самого Христа.

Нам становиться понятным, почему эти заповеди не были даны в ветхозаветное время. Тогда были дан моральный закон, ограждающий человека от греховных поступков, но этот закон не менял греховной сущности человека и человеку без благодати Божьей было очень тяжело исполнять этот закон.

Но когда пришел Христос, стало возможным Богу изменить саму сущность человека, его сердце. Это стало возможным, если человек поверит в жертву Христа на кресте, что Иисус умер и воскрес, что бы дать тебе новую жизнь, вложив в тебя новое сердце с новыми совершенными чувствованиями.

Как говори пророк Божий еще в ветхозаветное время:

(Иез.36:27) Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.

Заповеди и уставы конечно легко соблюдать имея сердце совершенное.

Но этот мир и наше человеческое сердце являются угрозой для сердца совершенного, которое дает нам Христос. Потому что этот мир, проблемы, заботы, наш человеческий эгоизм, наша греховная сущность могут создавать помехи или вовсе заглушить те чувствования которые дает нам Христос. Поэтому забота Бога в том, чтобы сохранить в нас это совершенное сердце. Поэтому Господь говорит

(Прит.4:23) Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Какой источник жизни храниться в нашей сердце? Теперь понятно.

В нашем сердце живет Христос. И это есть самая большая в мире ценность.

Хранить наше сердце, это значит что бы оно находилось в состоянии:

— духовной нужды и желание пребывать с Христом всегда;

— находиться в сокрушенном состоянии, чтобы давать место Богу, доверяя Ему во всем;

— быть кротким и смиренным, не искать своего, а все цело полагается на милость Божью;

— быть на стороне правды и истины, которую открыл нам Христос;

— сохранять способность прощать и миловать;

— хранить сердце чистым, не иметь в своем разуме никаких нечистых мыслей, планов или компромиссов с грехом;

— хранить в своем сердце мир, не смотря не все сложности и препятствия и даже неблагоприятные последствия;

— держится правды и спасения не зависимо от обстоятельств.

Душа-сердце

Отыскивая в теле человека место, в котором могла бы помещаться душа, древние обнаружили в самой середине груди, внутри костяной клетки, удивительный орган, напоминающий мешочек, полый внутри. Этот орган был назван «сердцем», то есть сердцевиной, средоточием человеческого существа. Сердце рассматривалось как некий самостоятельный организм внутри тела («грудное черево»{135}): он продолжал жить, пульсировать даже после того, как его извлекали из тела.

Этот мешочек всегда был наполнен кровью и, по-видимому, управлял ее движением, а стало быть, мог претендовать на роль души или, по крайней мере, места ее пребывания.

Было достоверно установлено, что пока этот организм живет и действует, жив и человек. А если сердце перестает биться — мгновенно наступает смерть.

У сердца есть и еще одна особенность. Оно чрезвычайно чувствительно к переживаниям: сжимается и болит от горя, замирает от страха, радостно бьется в счастливые моменты жизни. «Всякое внутреннее чувство сказывается в сердце», — писал Владимир Даль и пояснял: «нравственно оно есть представитель любви, воли, страсти, нравственного, духовного начала, противоположно умственному, разуму, мозгу». Под «сердцем» же принято понимать гнев, негодованье, злость и злобу. Эти представления нашли отражение в поговорках: «скрепя сердце», то есть против воли, желания; «сердце не стерпело», то есть страсти взяли верх; «сердце ноет»; «сердцем (то есть сердясь) ничего не сделаешь»; «на сердце кошки скребут» — угрызения совести, плохое предчувствие; «отлегло от сердца» — избавление от страха либо заботы, и т. д. Иными словами, в обыденном представлении сердце прочно связано с эмоциональной сферой, со сферой чувствования, которая также ассоциируется с душой. Как видим, понятие души обогатилось новым содержанием: душа стала восприниматься не только как жизненная сила, но и как источник чувств, эмоций.

Поскольку особенность внутреннего «Я» заключается в способности переживать чувственные ощущения, а эти ощущения сказываются в работе сердца, то вполне естественно было предположить, что именно сердце является вместилищем души, а дыхательная система — каналом, связывающим душу с внешним миром. Через этот канал душа выходит из тела во время сна и возвращается назад, через этот канал она окончательно покидает тело, когда человек умирает.

Такие представления существуют, например, в иудаизме и учении Каббалы, где душа — орган воли и средоточие человеческой личности — именуется Руах. «Его седалище, — излагает каббалистическое учение Папюс, — сердце, которое, следовательно, составляет корень жизни, это царь (мелек — ???), центральная точка соединения мозга с печенью, и так как в этом органе жизненная деятельность проявляется первою при зарождении, то в нем же она и оканчивается. Таким образом, в момент смерти Руах исчезает и, согласно поучениям талмуда, — выходит изо рта умирающего с последним дыханием»{136}.

Древние египтяне причисляли сердце (Аб) к числу мистических компонентов человеческого существа, считая его источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сердце рассматривалось ими как центр духовной жизни человека и его мышления, а также как орган, в котором проявляются его пороки и добродетели. Оно олицетворяло все, что для нас сегодня значит слово «совесть». Подобно наличию души у человека, сердце-Аб, по древнеегипетским представлениям, также имело свою собственную душу, именуемую Ба («душа сердца»). Считалось, что Ба обитает в гробнице, рядом с мумифицированным телом, хотя во многих текстах указывается, что она жила с Ра или Осирисом на небесах. Ба, очевидно, приписывалась способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно. Душа могла навещать тело, когда ей было угодно.

Позднее, когда душа стала восприниматься как нечто бестелесное, невидимое, сердце перестали ассоциировать с душой, но представление о сердце как месте ее пребывания существует и до сих пор.

Если душа, как полагали, обитает в сердце, размеры этой души должны быть очень невелики, иначе как бы она поместилась в столь тесном обиталище? Отсюда возникло представление о душе как о миниатюрной копии человека, о маленьком человекообразном существе, обитающем внутри тела.

Сформировалось это представление еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют наблюдения этнографов за верованиями примитивных народов. Например, у индейцев-нутка обнаружено верование, что душа имеет вид крошечного человечка, пребывающего в макушке. Малайцы также рассматривают человеческую душу как маленького человечка величиной с большой палец. Обитатели острова Ниас верят, что каждого человека до рождения спрашивают, какой длины и какого веса душу ему хотелось бы иметь, и отмеривают ему душу подходящего веса и длины. Самая тяжелая из когда-либо выданных душ весит примерно 10 грамм. Представление о душе как о крошечном человечке зафиксировано и на острове Фиджи у племени накело{137}.

Это представление держалось очень долго и было весьма распространено в средневековой Европе. На старинных гравюрах можно увидеть, как в момент смерти изо рта умирающего вылетает маленький человечек — его душа.

Илл. 38. Душа покидает тело умершего. Гравюра из немецкой книги. 1508.

В древнеиндийских текстах встречается немало свидетельств того, что индусы считали сердце обиталищем внутренней сущности человека: «Пуруша величиной с большой палец, внутри тела, всегда пребывает в сердце людей» (Катха-упанишада, 11:3, 17).

«Этот мой атман в моем сердце меньше, чем зернышко риса, чем зерно ячменя, чем горчичное семя, чем семя проса, чем ядро семени проса…» (Чхандогья-упанишада, 111:14, 3–4).

Представления о дислокации души в сердце, безусловно, баснословны. Сегодня все функции сердца и его строение досконально исследованы. Достоверно известно, что сердце представляет собой мышечный мешок, который играет роль насоса, качающего кровь, и ничего больше. Но в представлениях о связи души с сердцем есть и рациональное зерно: древние тем самым отметили наличие, помимо оживляющей, животворящей функции (отраженной отождествлением души с кровью), также еще одной — эмоциональной функции — ответственности души за чувства и переживания человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

* Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердц…ем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, Послание к Римлянам 10:9 SYNO. О чем говорится? Когда мы устами своими исповедуем Иисуса своим Господом и сердцем веруем, что Бог воскресил Его из мёртвых, то есть, что Иисус сейчас живой и находится вместе с Богом, тогда мы имеем спасение. В 10 стихе говорится: потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Чему можем научиться? • Бог сегодня учит нас практиковать две истины, которые приведут нас ко спасению: 1. Устами своими исповедовать Иисуса своим Господом. А кому нам нужно исповедовать? Если для нас это действительно является истиной: Иисус Христос Сын Бога живого, Который пришел на землю в человеческом теле, Который умер для нашего оправдания и воскрес, чтобы и мы могли иметь воскресение вместе с Ним, и я принимаю Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя; тогда нам нужно исповедовать эту истину всем, кто еще не познал эту истину. А если мы не говорим об Иисусе, тогда мы не исповедуем Его. 2. Сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых. Истинно веровать, что Иисус воскрес, да Он был убит, Он Сам пошёл на смерть, чтобы омыть нас от всякого греха и беззакония, и открыть нам путь обратно к Отцу, веровать что Он живой, и сейчас находится одесную Бога. Наши решения. Дорогой брат, дорогая сестра посмотрите сегодня на свою жизнь со стороны, исповедуете ли вы Иисуса своим Господом и Спасителем окружающим людям; загляните сегодня в свое сердце живет ли там вера в живого Иисуса Христа? Если вы исповедуете Иисуса своим Господом и сердцем веруете в воскресшего и живого Иисуса, тогда вы на правильном пути ко спасению. А если нам не достает исповедания или веры, нам нужно сделать правильные выводы, и следовать дальше по пути ведущему к Богу. Se mere

«Мне хочется спрыгнуть с крыши…»

На днях жительница Неаполя Сильвана Песка подала в суд на хирурга, сделавшего ей операцию по пересадке сердца. Врач был удивлен чрезвычайно: операция прошла успешно, и пациентка чувствует себя отлично. Чем же тут быть недовольной? Оказалось, капризная дамочка выведала у медсестры информацию о том, что ей пересадили сердце мужчины, покончившего с собой из-за несчастной любви. Тут-то Сильвана и поняла, почему она, всегда веселая и бодрая, теперь все чаще испытывает приступы беспричинной депрессии. «Даже клиенты кафе, где я работаю официанткой, завидев мою грустную физиономию, стараются пересесть за другой столик», — жалуется женщина. Да и хозяин заведения неоднократно выражал сотруднице свое недовольство по этому поводу и грозил уволить. Но самое страшное заключается в том, что Сильвана все чаще испытывает непреодолимое желание подняться на крышу собственного дома и прыгнуть вниз, как это сделал тот, чье сердце бьется теперь в ее груди.

Подобной мистики в области трансплантологии полно. Пару лет назад «КП» писала о не менее загадочной «истории болезни» американки Сильвии Клэр. После пересадки сердца девушку, которую все знали как убежденную вегетарианку и трезвенницу, потянуло вдруг на гамбургеры и пиво. Все прояснилось, когда она узнала, что ее донором был 18-летний рокер Тим, погибший в аварии на мотоцикле, который обожал эти продукты.

Странные совпадения? Или же характер и вкусы доноров передаются больным вместе с «пламенным мотором»? А может быть, в новых владельцев вселяются души прежних?

Чужой в грудной клетке

Этими вопросами озадачился физиолог Пол Пирсолл из госпиталя «Синай» в Детройте. В течение нескольких лет он изучал случаи, когда человек изменялся вместе с получением трансплантата. И в результате пришел к выводу, что сердце содержит информацию, которой руководствуется наш мозг. Поэтому оно, будучи вшито в чужое тело, и начинает командовать новым хозяином, меняя его характер и привычки. Об этом Пирсолл рассказывает в своей книге «Код сердца».

«После того как 41-летнему мужчине пересадили сердце 19-летней девушки, погибшей под колесами поезда, — пишет ученый, — его будто подменили. С детства он рос медлительным и рассудительным меланхоликом. А тут сразу в нем закипел бурный темперамент, и у него появился бешеный интерес к жизни.

Повезло с донором и 36-летней пациентке: ей досталось сердце 20-летней девушки, погибшей под колесами автомобиля, когда она бежала к жениху показать свое свадебное платье. И теперь женщине часто снятся счастливые встречи с любимым молодым человеком. По ее словам, счастье переполняет ее с утра до вечера. И, по ее собственному признанию, так часто, как сейчас, она никогда не смеялась.

Другой случай. Всегда стеснительная и фригидная 35-летняя женщина вдруг превратилась в страстную любовницу. Она донимает мужа каждую ночь, чего с ней прежде никогда не случалось. Причина превращения та же: трансплантация. Больная получила орган 24-летней студентки колледжа, которая зарабатывала деньги на учебу проституцией. И таких случаев — сотни. Как же их объясняет доктор?

Кто «дирижер»?

«Идея о том, что клетки тела наряду с генетическим кодом содержат всю информацию о человеке, существует уже давно, — рассуждает Пирсолл. — Еще Дарвин выдвинул гипотезу о биохимической природе эмоций. Наша «душа», или характер, помещена не в мозге, как считалось раньше, а в сердце. Именно здесь запрограммирована личность: потому, что именно оно думает, чувствует и взаимодействует вместе со всем организмом. Эта «клеточная память», или, если хотите, душа при трансплантации переходит к другому человеку».

Правоту Пирсолла подтвердили и последние исследования профессора Центра молекулярной поведенческой нейробиологии университета Рутгерса Кендис Перт. Она обнаружила, что нервные окончания клеток передают информацию не только в мозг, но и разносят ее по всему телу с помощью вибраций определенной частоты, которые и становятся толчком для преобразования мысли, чувства, эмоции в физическое действие на молекулярном уровне. Эти вибрации, биохимическими эмоциональными посредниками которых являются лиганды (от лат. ligo — связываю; молекулы, непосредственно связанные с центральным атомом. — Ред.), по словам Перт, являются не чем иным, как «языком» наших органов. С их помощью «общаются» друг с другом иммунная, желудочно-кишечная, нервная и эндокринная системы. А это значит, что «отпечатки» характера человека сохраняются в теле на всех уровнях, включая молекулярный. И именно сердце является дирижером внутренней симфонии всего организма, передавая информацию каждой клетке организма. Поэтому берегите свое сердце: оно — вместилище вашей души…

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

После переливания крови сменил пол

Москвич дальнобойщик Александр Поляков превысил скорость на грузовике, в результате чего случилась авария и — операция с переливанием крови. Донором была женщина. После этого он не только потерял тягу к машинам, но и неожиданно почувствовал в себе желание сменить пол. Через год Александр уговорил наконец хирургов и после операции благополучно вышел (или вышла) замуж.

КОММЕНТАРИИ СКЕПТИКОВ

Директор Института трансплантологии и искусственных органов Валерий ШУМАКОВ:

— Чтобы после пересадки сердца человек стал испытывать чувства и эмоции погибшего донора — это невозможно. Во всяком случае в нашем институте такого не наблюдалось.

Джон ШРЕДЕР, врач-кардиолог, профессор Стэндфордского медицинского центра, в котором проведено около 900 трансплантаций сердца:

— Идея, что при пересадке органов передается закодированный опыт жизни донора, невообразима. Скорее всего, это психологическая проблема. Истории впечатлительных пациентов — не более чем их фантазии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *