История аджарии

Аджария всегда была весьма специфическим регионом, если не сказать — проблемным. Примерно с XVI и, по сути, до середины второй половины XIX века Аджария входила в состав Османской империи. Это заметно сказалось на всём регионе. Так, в отличие от всей остальной христианской Грузии, в Аджарии весьма распространён ислам. По некоторым данным, вплоть до половины населения региона — мусульмане. Изначально аджарцы, конечно, исповедовали христианство, но османское владычество дало о себе знать. И теперь количество мусульман стремится сравняться с количеством христиан.

То, что современные границы Грузии, а отчасти и единую государственность этой страны, создала Россия, хоть и больная тема для грузинского национализма, но общеизвестный факт. Аджария вошла в состав Российской империи, а соответственно и Грузии, в 1878 году. В 1918 году турки снова оккупировали Аджарию, но после установления в Грузии советской власти и подписания Карского договора вынуждены были оставить регион, вернувшись в Турцию. Однако имперские амбиции Турции никогда не позволяли ей забыть об Аджарии. Одним из крупных грузинских политиков, понимавших эту банальную истину, был Аслан Абашидзе.

Современный Батуми
Аслан Ибрагимович Абашидзе почти 15 лет подряд был главой Аджарии. Сначала в должности председателя Верховного совета Аджарской автономной республики, а позже в качестве главы республики. Фактически Аджария с 1991-го по 2004-й год имела свою армию и своих пограничников. Прозорливый Абашидзе в то время благоволил присутствию российской военной базы на территории Аджарии, понимая, что, если уйдут русские, то придут турки. Слетел с высокой должности Аслан после прихода к власти гражданина Мишико, с которым Абашидзе, как товарищ старой школы, не смог найти общего языка в принципе. В итоге он едва унёс ноги в самолёте Игоря Иванова, бывшего министра иностранных дел России, а в тот момент члена Совбеза РФ.
Однако, ещё будучи на посту главы республики, Аслан в двухтысячных годах беседовал с именитым грузинским политологом Александром Чачия. Александр Александрович задал резонный и «модный» в то время вопрос: почему Аслан Ибрагимович препятствует проникновению турецкого бизнеса в Аджарию? Ведь на тот момент целая очередь состоятельных турок наперебой предлагала свои проекты аджарского сотрудничества – от строительства отелей и ресторанов до реконструкции и развития инфраструктуры.
Аслан Ибрагимович объяснил товарищу политологу, что, если он продаст туркам хотя бы метр аджарской земли, то они рискуют потерять всю Аджарию. При этом за подобные действия и мысли Абашидзе становился в глазах одной части наглых и молодых реформаторов «совковым» работником, который мешает благодетельной волне иностранных инвестиций оживить грузинскую экономику. В глазах же других «товарищей» он был властным «феодалом» из-за того, что предки Аслана, как назло, были местными князьями, владевшими некогда частью Аджарии. Что тут скажешь? Волна турецких инвестиций накрыла Батуми с головой, и шансов выплыть — всё меньше…


Да, в самом деле, Батуми заметно изменился. Выросли небоскрёбы, многочисленные высококлассные рестораны ждут своих посетителей, экзотические аттракционы (вроде 8-капсульного панорамного колеса обозрения, сооружённого на 27-м этаже одной из высоток) открыты для туристов, и всё, казалось бы, благополучно. Настоящее образцово-показательное рафинированное царство своеобразного черноморского Диснейленда, рождённое нездоровой фантазией Мишико Саакашвили в лучших традициях больных мировоззренческих взглядов либерал-глобалистов, согласно которым статус города зависит непременно от количества небоскрёбов, одинаковых, как подобные треугольники бассейнов, казино и набивших оскомину СПА-салонов. У автора в подобных местах ощущение дежавю становится патологическим, а сами города становятся обезличенными. Но опустим эту деталь, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные.
Однако процент самого грузинского бизнеса в этой приморской мечте стремится к нулю. Так, изначально в небоскрёбе Batumi Tower, в котором и размещено колесо обозрения, должен был открыться Черноморский технологический университет как совместный американо-грузинский проект уровня Гарварда и Оксфорда. В итоге же 36-этажный комплекс, который должен был стать кузницей кадров в основном в компьютерной области, был продан за 25 миллионов долларов и превращён в 5-звёздочный отель с казино, СПА-салонами, ресторанами и т.д. И это было только начало.
Так, по данным бывшего главы правительства Грузии Тенгиза Ипполитовича Сигуа (не самый популярный политический деятель Грузии ввиду признания Тенгиза в обстреле Цхинвала грузинскими войсками как причины начала войны 2008-го года), на данный момент 70% инвестиций в Грузии – турецкие. При этом инвестиции эти весьма специфические. Так, турки выкупили батумскую библиотеку и открыли в ней игорный дом.

«Забегаловка» средней руки тоже принадлежит туркам
Самая настоящая экспансия Турции вылилась в то, что в Аджарии турки доминируют как в производственной сфере, так и в сфере обслуживания. Специфика турецких инвестиций ещё и в том, что для своих предприятий турецкие бизнесмены предпочитают нанимать своих же соотечественников, вывозя их с родины и помогая получить второе гражданство. То есть бизнес Стамбула и Анкары делает всё возможное, чтобы финансы крутились внутри турецкого общества и не попадали в грузинский карман, если, конечно, не считать ряда граждан Грузии, лоббирующих зарубежные интересы внутри страны. Кстати, одним из таких лоббистов в своё время был ни кто-нибудь, а сам президент Михаил Саакашвили.
Но не стоит приснопамятного Мишико винить только в меркантильных интересах. Как мальчик, который очень сильно любит свою матушку Гиули (в чём вины, конечно, нет), он был весьма подвержен её влиянию. А сама Гиули Аласания – видный тюрколог, имеющая тесные связи с Фетхуллахом Гюлленом, некогда политическим и религиозным лидером Турции, пока не стал врагом Эрдогана.
Председатель региональной организации Лейбористской партии Грузии в Аджарии Давид Робакидзе, недавно вынужденно покинувший страну ввиду волны репрессий на оппозиционные партии, уверен, что ситуация с отуречиванием бизнеса региона и самого региона ещё хуже, чем то, что периодически всплывает в информационном пространстве. По его словам, на многих центральных улицах Батуми ничего грузинского не осталось. Даже названия ресторанов говорят сами за себя: «Мекка», «Донер-Дюрюм», «Мевлана эль Мадин», «Керемин Йери» и так далее. А большая часть батумской набережной, которая, как и в любом приморском городе, аккумулирует внимание туристов, принадлежит туркам со всеми вытекающими последствиями.

Стамбул посреди Батуми
Также Давид Робакидзе считает, что пестуемое правительством Грузии мнение, что турки создали множество рабочих мест, — не более чем фарс. Обслуживающий персонал любого турецкого учреждения, будь то ресторан или строительная бригада, состоит на 95% из турок. Грузинам же достаются должности чернорабочих и то, по данным Робакидзе, за одну и ту же работу грузин получит в случае удачи одну седьмую доли турка.
По словам Джонди Багатурия (лидер центристской партии социального толка «Картули Даси»), уже на данный момент двойное турецко-грузинское гражданство имеют от 25 до 35 тысяч человек. И все они отныне имеют право голоса на выборах в Грузии. В самой Грузии сейчас чуть более 3,5 миллиона граждан. Вполне предсказуемо, что из себя в такой стране представляет сплочённая замкнутая турецкая община даже в 20 тысяч душ. И это в рамках всей страны, в самой же 350-тысячной Аджарии такая политико-религиозная общность вполне способная влиять на тенденции развития региона уже самостоятельно, без «подпитки» из Анкары.
Медленный захват Аджарии не ограничивается экспансией в бизнесе. Мало кому известно, что благодаря постоянным уступкам грузинского правительства Турция активно «осваивает» саму инфраструктуру Аджарии. И в данный момент аэропорт Батуми рассматривается Стамбулом как внутренний аэропорт Турции, а в самой воздушной гавани работает турецкая администрация.

Турецкий флот в батумском порту
Если читатель захочет, к примеру, из Анкары или Стамбула отправиться на восток страны взглянуть на крепость в Ризе или отдохнуть в приморском городке Хопа, то он может спокойно заказать авиабилет в Батуми с пометкой «Хопа». И этот рейс не будет считаться международным. В турецком аэропорту вы пройдёте паспортный и таможенный контроль, а в Батуми ни один грузинский представитель таможни даже пальцем вас тронуть не имеет права. Вместо этого прямо из аэропорта вы садитесь в турецкий автобус и по желанию отправляетесь в Хопу, Ризе и т.д. Вообще, от центра Батуми даже при наличии пробок можно добраться до турецко-грузинской границы меньше чем за полчаса. Легко можно вообразить, какой простор для расширения «сотрудничества» подобная ситуация предоставляет…
Кто-то из обывателей скажет, что это просто бизнес, привычный деловой подход. И будет не прав. Предпринимательские интересы турок в Аджарии активно субсидируются официальными властями Анкары. Более того, турецкие власти даже предоставляют низкопроцентные кредиты уехавшим в Аджарию соотечественникам на покупку жилья чуть ли не на уровне национальной программы. Да-да, вроде бы «эмигрантам» турецкая родина даёт деньги, чтобы они оставались на «чужбине». Поэтому не стоит удивляться всепроникающему отуречиванию, когда одним из крупных мобильных операторов Аджарии тоже являются турки.
Продолжение следует…

Аджария — как часть Грузии отличается этнокультурными и религиозными особенностями. Грузинская автономия граничит с Турцией, которая исторически имела сильное влияние на регион, более того Аджария периодически оказывалась и в составе Османской империи, о чем охотно вспоминают некоторые слои аджарского общества. Речь в первую очередь идёт о местных мусульманах, которые по разным оценочным данным, составляют от 30% до 40% населения автономии или от 115 до 135 тыс. человек. Эти показатели зачастую «дрейфующие», так как часть населения региона в силу разных обстоятельств, периодически переходит из христианства в ислам и наоборот.

Грузинская православная церковь в течение последних 15 лет вела активную пропаганду среди местных мусульман, в итоге большая часть жителей города Батуми, а также сел Кобулети, Шуахеви и Хелвачаури вернулась в лоно церкви. Наиболее исламизированными считаются жители Хулойского и Кедского районов. Тем не менее активные общины мусульман действуют как в Батуми, так и в Кобулети. В период правления Саакашвили многие семьи аджарских мусульман из горных районов были переселены в другие регионы страны, в частности в Цалку, откуда массово эмигрировали этнические греки. Появление аджарских мусульман в Цалке вызвало недовольство местного грузинского православного населения и даже были зафиксированы стычки между последними и грузинами, исповедующими ислам. Также некоторые группы аджарских мусульман переселились в соседнюю Гурию, что тоже вызвало конфликтную ситуацию. И наконец, в самом Батуми происходили многочисленные протестные акции как мусульман, так и христиан. Первые и сейчас требуют открытия новой мечети, так как нехватка мечетей и запрет на их строительство попирает религиозные права местных мусульман, а вторые сопротивляются этим планам, полагая, что открытие исламских религиозных сооружений поощряется извне, в частности турецкой стороной.

Построенная в 1886 году батумская мечеть «Орта Джаме» наполнена верующими, которые приезжают на молитву из различных регионов Грузии. Как отмечают эксперты, количество верующих в Аджарии с каждым годом растёт за счёт приезжих из Турции. С одной стороны в Тбилиси осознают, что в автономии происходит «ползучая исламизация», с другой власти, возможно, не в состоянии пресекать подобные тенденции, так как это чревато возникновением конфликтной ситуации, которая может повлиять и на процесс евроинтеграции Грузии.

Примечательно, что призывы местных жителей контролировать деятельность турецких заведений в автономии остаются не услышанными. А ведь бани «хамам», ночные заведения, в которых процветает проституция, и прочие развлекательные объекты с турецким капиталом, стали привычным явлением для Аджарии. Более того турецкая речь слышна не только в городах, но и в отдаленных населённых пунктах. И это при том, что власти страны всячески пытаются внедрить грузинский язык в регионы компактного проживания этнических меньшинств, параллельно игнорируя факт распространения турецкого языка в Грузии. Еще 20 лет назад центральный район Батуми был заселён армянами, греками и евреями, а сейчас в этом районе располагаются турецкие рестораны, бары и магазины. Турецкий флаг становится символом сегодняшней Аджарии, где крайне сильны турецкие экономические интересы.

Взаимные контакты картвелоязычных мусульман и турок не ограничиваются экономическими связями. Для турецких граждан аджарцы «свои». Сами аджарцы зачастую больше доверяют турецким единоверцам, чем православным соотечественникам.
В действительности, для многих аджарских мусульман Турция рассматривается как гарант их безопасности. Так было и во время Османского владычества, когда местные мусульмане: аджарцы, лазы, хемшилы и тюркоязычные группы пользовались поддержкой султана и в период русско-турецких войн занимали откровенно протурецкую позицию. Аджарские мусульмане связаны родственными узами с турецкими грузинами, большинство которых выходцы из автономии. Три волны эмиграции аджарских мусульман происходили в течение последних двух столетий.

Первый отток грузин-мусульман из Аджарии в Турцию произошёл с 1828 по 1829 гг., вторая волна эмиграции затронула не только мусульман из Аджарии, но и близлежащих регионов, которые грузины называют Шавшети и Имерхеви, ныне входящие в турецкую провинцию Артвин. Это были 1877−1879 гг., и, наконец, самая массовая волна переселенцев в Турцию из Аджарии произошла в 1921 году. По оценочным данным, в указанные периоды из Аджарии и близлежащих регионов эмигрировало свыше 800 тыс. мусульман-грузин, чьи потомки сейчас компактно проживают в причерноморских провинциях Турции, в том числе в Орду, Гиресуне, Самсуне, Синопе, Зонгулдаке, аджарцы и другие группы грузин-мусульман проживают также в провинциях Ялова, Дюздже, Бурса, Сакарья, Коджаэли, Балыкесир, Амасья, Токат, Артвин.

После независимости Грузии турецкие мусульмане из числа этнических грузин начали поддерживать контакты со своими соотечественниками. Самыми активными периодами этих контактов были годы правления Михаила Саакашвили, который раздавал грузинские паспорта выходцам из Турции. И только протестные настроения в стране заставили Саакашвили завершить процесс раздачи паспортов. Именно в период правления Саакашвили в Аджарию начали проникать так называемые «турецкие эмиссары», которые вели активную деятельность среди местного населения, открывая медресе, исламские образовательные и духовные центры, правда, большинство этих заведений под давлением общественности были закрыты, однако, Турция продолжает оставаться влиятельной силой в регионе, а прочные политические и экономические связи между Турцией и Грузией сдерживают Тбилиси от решительных действий по устранению турецкого фактора в автономии.

Между тем многие грузинские общественники, эксперты и политики бьют тревогу. По их мнению, аджарские мусульмане неосознанно становятся «пятой колонной» Анкары в Грузии. Заметим, что все это происходит на фоне формирования идентичности этой картвельской субгруппы. Формирование идентичности аджарцев происходит в условиях сложнейших исторических процессов. Исламизация, в том числе добровольная, частичная тюркизация, языковая ассимиляция, взаимодействие культур, социальные и этнопсихологические аспекты, миграционные процессы, сохранение исторической памяти, все это привело к тому, что большинство аджарских мусульман рассматривают себя в качестве отдельной этнической единицы. В то же время аджарцы выстраивают этническую концепцию, согласно которой, они не только грузины, но также мусульмане-сунниты. Данную концепцию активно поддерживают турецкие научные круги, полагая, что аджарцы должны опираться не на своё этническое происхождение, а на религиозное, которое, по мнению турецких ученых, остаётся основным фактором сближения турок и грузинского субэтноса. Не удивительно, что ежегодно в Стамбуле и Анкаре проходят конференции и круглые столы на тему взаимоотношений Турции и Аджарской автономии. А турецкие националисты и вовсе рассматривают Батуми как часть Турции и требуют от властей не только активизировать связи с аджарскими мусульманами, но и защищать интересы последних, поддерживая их религиозные нужды. Сложно сказать, осознают ли сами аджарские мусульмане опасность того, что религиозный фактор может стать причиной полного отторжения автономии от Грузии. Если аджарцы осознают данную опасность, то традиционный ислам не должен становиться инструментом влияния в руках пришлых агитаторов, если же не осознают, то власти Грузии имеют полное право защитить автономию от внешних угроз.

Копаясь в Сочи вспомнил про любопытный факт реисламизации Аджарии, согласно официальным грузинским данным.
Там, с 2002 по 2014 год число мусульман увеличилось с 30.6% до 39.8%. Тогда как доля православных упала с 64% до 54.5%. В абсолютных числах все еще красноречивее:

При этом население Батуми за межпереписной период выросло со 122 тыс. до 153 тыс. — и рост пришелся преимущественно на миграцию из других, немусульманских регионов Грузии. На самом деле, вероятно такого отскока ислама не произошло, просто в 2002 результаты были фальсифицированы. В любом случае, по данным на 2014 свыше 50% жителей Аджарии за пределами Батуми — мусульмане. Интересный пример столичного христианского города в сельском мусульманском окружении, эдакая Карачаево-Черкессия.
По такому поводу сделал еще карту ислама в Грузии. Доля мусульман за межпереписной период выросла не только в Аджарии, но и в целом по стране, достаточно заметно — с 9.9% до 10.74%, а вот как они распределены:

Грузинская умма делится на три большие основные группы:
— азербайджанцы в Борчало и не только;
— картвелы-мусульмане в Аджарии и окрестностях;
— вайнахско-дагестанские этносы на северо-востоке.
При этом грузины умеют в джерримендеринг и потому азербайджанский ареал умело разбит по регионам страны так, что они нигде не доминируют. В Квемо-Картли сейчас 51.2% православных при 43% мусульман. А еще в 2002 было 48.7% на 45.4%, при том, что в абсолютных числах сокращались и те, и другие, но депопуляция у азербайджанцев сильнее — видимо, есть миграционный отток в экономически более успешные Азербайджан или Россию.

И покуда в Грузии осталось около 400 тыс. мусульман, где-то на полях Багаевского и Майского районов выращивают капусту 120 тыс. российских турков-месхетинцев, которых, конечно же нужно будет в будущем отправить на историческую родину — в Месхетию.

Так уж сложилось ,что, ранее принявшие христианство часть картвелов, оказалась под прямым управлением мусульманских держав и гособразований , таким образом почти все они перешли в ислам , сохранив при этом родной язык . Однако , стоит упомянуть ,что такие регионы как Аджария,Месхет-Джавахетия, Кларджети и часть Тао дважды за 400 лет «избавлялись» от части местного населения . Так в XVI-XVIIIвв. почти треть грузин бежала из Тао-Кларджети , Месхет-Джавахети и Аджарии и примерно столько же жителей уже османской Аджарии,Месхетии и Кларджети бежали вместе с турками от русских войск в 1828 и 1878 гг.
К началу XX века на территории РИ проживало примерно 120-140 тысяч картвелов мусульманского вероисповедания : аджарцы,ингилойцы, месхи-мусульмане,кларджетцы,лазы . Надо отметить, что грузинские общественные деятели были самыми ярыми проводниками имперской политики РИ на Кавказе . Именно с их подачи грузинам внушали , что ислам это препятствие для человека мечтающего стать полноправным грузином . Что быть мусульманином для грузина равноценно предательству нации и ему надобно вновь вернуться в лоно православия . Подобная политика была явно на руку империи и почти никаких положительных результатов для самих грузин не принесла . Так за 1828-1897гг. число носителей грузинского языка в Месхети-Джавахети уменьшилось вдвое ,так как грузины-мусульмане региона будучи «отвергнутыми» самими «голубокровными» грузинами сделались татарами-турками , перестали употреблять родной язык и перешли на турецкий . Аджарцы,кларджи и мачахельцы по словам русских путешественников , только и мечтали ,когда Османская империя отвоюет, забранные Россией , их земли и они вновь станут полноправными людьми .
Так было 100-150 лет назад ,но, что удивительно, ЭТО самое продолжается и по сей день уже в независимой Грузии . За неполные 20 лет число аджарцев-мусульман уменьшилось вдвое , месхов-мусульман под разным предлогом не хотят возвращать на родину , строительство новых мечетей в этих регионах подвергается критике и во всем видят руку янычар .
А ведь многое могло бы быть не так … Будь грузины умнее и дальновиднее ,сумели бы примкнуть к себе сердца грузин-мусульман ,не заставляя их отречься от ислама , сегодня Батуми и Ахалцихе могли бы быть культурными центрами грузинского ислама и те студенты из Аджарии, что учатся в Турции в тамошних медресе ,могли бы учиться в Батуми и Ахалцихе . Грузин мало и не было никогда много , Грузия не может себя ни представлять ,ни вести себя как империя ,ибо малых империй не бывает . Тогда строительство мечети не вызывало бы негативных эмоций у общественности ,а наоборот — чтение Корана на грузинском беспокоило бы Турцию и уже она боялась бы сепаратистских настроений своих гурджей и лазов.
Но увы ,пока «крестовбиватели»,что рыскают по внутреннему периметру грузинских границ и метят словно коты «свою» территорию вбитым в землю крестом , их идейные последователи ,что на трассе Кобулети-Батуми умудряются требовать от водителей показать крестик на шее — пока эти «деятели» в почёте, турецкие спецслужбы могут не переживать за своих гурджей :

Аджария — историко — географическая часть Грузии, расположенная в долине реки Аджарисцкали. Территория Аджарии хранит большую историю, эта территория была заселена с древних времен. Помимо культурных памятников разных периодов, в Аджарии есть прекрасная природа, солнечные морские берега,много зелень и очень интересное нагорье Аджария. В горных деревнях, которые еще далеки от современной цивилизации, вы узнаете о жизни и культуре этого региона. Аджария — прекрасная сторона, как шумное развлечение, для любителей красочность, а также для тех, кто ищет гармонию в природе.

История

Аджария является одним из старейших регионов Грузии и, в частности, географически входила в район Месхети и являлась частью верхнего Картли. Она упоминается в грузинских письменных источниках впервые в XI веке в трудах Леонтия Мровели и королём Парнаваза (до н.э. IV-III вв.), разделение на саэриставо, упоминается в документах. Однако ученые считают эта сторона были поселившиеся до нашей эры До IV-III веков т.е. еще в начале каменного века. В регионе Аджарии также есть культурные прослойка бронзовой и железной эпохи. Этот уголок связывается с входом христианства в Грузии, Андрея прозванный был первым кто проповедовал христианство в Аджарии. XV — XVII веках Аджария была владением Гуриели, а в XVII веке его завоевали турки. Несмотря на то что в 1609 году он был освобожден и присоединился к княжеству Гурии, этот уголок вскоре в 1614 году перешла в господство Турции, которая просуществовала более двух столетий. Жители Аджарии во время господство Турции принявшии мусульманство, они сохранили грузинский язык, грузинские фамилии и грузинскую идентичность. После русско-османской войны Аджара вошла в состав Российской империи на основании соглашения на мирный договор в 1878 году. После того как Грузия стала советским союзом Аджария была объявлена автономной Советской Социалистической Республикой в 1921 году. А после восстановления независимости Грузии она сохранила политический статус автономной республики Аджария.

Культура

В Аджарии с интересной культурой и традициями мы встречаемся с разными направлениями одежды, кухни или фольклора. Эта сторона красочная. Одежда мужчин Аджарии — Чакура была короткой и подошедший на теле. Чоха опускается чуть ниже и впадает в шерсть. Чоха исподнизу зубуна ( с рукавами жилет ) использовали. На ногах одевали местные вязаные пёстрые носки на носки Чафула (лапоть). На голову башлык был укрыт. Некоторые из летних периодов одевали чоху, расшитый позументами, и зубуни чёрной сатини а также белоус носили.

Обязательным атрибутом одежды Аджарии было орудие — ружьё, патронник вокруг пояса, отделанный серебром пистолет, перочинный нож, кинжал и фляга. Женщины надевали вроде как шубка ситцевое хирхо, подбитый ватой или без ватий в зависимости от сезона. Внизу хирхи носили платье, а внизу платье — алого цвета рубашку или брюки. Обвязанный на голове язмом. Сверху лечаки, один конец которого был опущенный до пояса, на лице был тонкий головной платок — феча была завешенный. Сверху Все они были покрыты белый чадрой.

Аджария имеет разноцветный фольклор. Весёлые частушки, боевой, дерзский «хоруми» или «энергичный», любовный «Гандагана» который сильно выражает характер и идентичность этого края.

В Аджарии много народные праздники: Шуамтоба, Маретоба, Мачахлоба, Селимоба, Тбелоба и другие. На этом празднике проводятся пиршество, игры, песни и танцы, спортивные соревнования и иногда показ местные, народные промышленные изделие. На этих праздниках будет возможности попробовать традиционную аджарскую блюдо.

Аджарская кухня жирный и питательный, активно используются молочные продукты: топлёное масло, масло, надуги т.е. отварной, творог, сыр и так далее. Неутомимый и трудящийся суетлывый крестьянин нуждается в сытной пище. От местного блюда отличают аджарские хачапури, борано, яхни, мхали, фасоль,ачма, синори и курути. Из сладостей особенно вкусна аджарская пахлава. В Аджарии традиция виноградарства также происходит с древних времен. Количество местных сортов винограда достигло 80 единиц. В настоящее время наиболее распространенными сортами в регионе являются Цоликаури и Чхавери. До сегодняшнего дня от местного сорта до сих пор известна Сацури. В области также распространено табаководство и пчеловодство.

География

Аджария расположена на крайнем юго-западе Грузии, в ущелье Аджарисцкали, на побережье Черного моря. С севера граничит с Гурией, с востока Ахалцихе а с юга Турция. Его административный центр — Батуми. Аджарская Автономная Республика включает в себя муниципалитеты Батуми, Хуло, Кеда, Кобулети, Шуахеви и Хелвачаури. Самая высокая вершина Аджарии — гора Канли (3007 м), которая находится на хребте Арсиани. Главная река области — Аджарисцкали. Его притоками являются: Каврета, Хохнисцкали, Агарисцкали, Чванисцкали, Чирухисцкали и Схалта. Также Аджарии принадлежит реки: Кинтриши, Чаквисцкали, Королисцкали, которые вливается прямо в Черном море. Формировании Аджарской микроклимата решающую роль играет хребет Кобулети — Чакви, который делит на горную и приморскую зону. Под его влияние для приморской Аджарии характеризуется субтропический климат, теплой зимой и жарким летом. А в горной Аджарии климат менее влажный, а зимой обильным снегом. Средние летние температуры в приморских зонах составляют 22-24 ℃, в горах — 17-21 ℃. Зимой низменность — 4-6 ℃, в высокогорных районах 3-2 ℃. Эта край не богата озерами, но мы все еще находим некоторые озера.

Что посмотреть

В Аджарии много интересных памятников с многовековой культурой. Здесь встречается стоянки каменного века, бронзово-железные и древние памятники (например, Крепость Гонио и Тхинвалский Менгир), и средневековые соборы, крепости и мосты, которые много интересных событий и истории были очевидцами в разное время. Природа Аджарии восхитительный и разноцветный. Колышущееся море, красивые долины, водопады и альпийские луга действительно очаровательны. В Аджарии есть 4 охраняемых территории, каждый из которых охарактеризован как индивуальным характером и породы эндемическим. Аджария также богата морскими и горными курортами.

Природа

  • Государственный заповедник Кинтриши;
  • Кобулетский государственный заповедник;
  • Национальный парк Мтирала;
  • Мачакельский национальный парк;
  • Батумский ботанический сад;
  • Махунцетский водопад;
  • Зеленое озеро;
  • Черное озеро;
  • Водопад Намонастреви;
  • Водопад Мирвети;
  • Водопад Мериси;
  • Горный районский природный холодильник;
  • Гобронетский водопад;
  • Озеро Тбикели;

Культурные памятники

  • Крепость Гонио.
  • Крепость Петра.
  • Крепость Хихани.
  • Схалтинский Собор.
  • Бывший монастирь Хино.
  • Вернебский церковь.
  • Крепость Кавиани.
  • Крепость Зендиди.
  • Крепость Цивасула.
  • Махунцетский мост.
  • Цхомирский мост.
  • Джаимелатский мост.
  • Мост Дандало.
  • Верхний Чхутунетский винный погреб.
  • Тхинвальский Менгири.

Курорты

  • Батуми.
  • Бешуми.
  • Бобоквати.
  • Годердзи.
  • Гомардули.
  • Гонио.
  • Квариати.
  • Махинджаури.
  • Сарфи.
  • Кобулети.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *