История герба Москвы

Гербы пришли на Русь из Европы. Их ближайшие родственники — родовые знаки-тотемы. А прообразом современных гербов стали символы, которые в древние времена изображали на военных доспехах и знаменах. Например, морской конь украшал шлем Александра Македонского. В античное время эмблемы были не только у людей, но и у островов и городов. Например, символом Афин была сова. Но обычно такие изображения не передавали по наследству, то есть они не были гербами в привычном нам понимании.

Появление геральдики связывают с началом крестовых походов в 1096 году. Тогда потребовались опознавательные знаки, заметные на большом расстоянии. Решили нанести на щит крест и тем самым разделить его на части. Затем щит стали делить не только горизонтально и вертикально, но и по диагонали, а получившиеся сегменты окрашивать в разные цвета.

В середине XII века влиятельная военная знать Европы начала использовать гербы в качестве личных знаков. Причина проста: во время боев и турниров лицо воина скрывали кольчужный капюшон и шлем, и нужны были специальные знаки, чтобы различать рыцарей. А уже в конце XII столетия появились женские гербы, гербы духовных лиц, горожан, крестьян, городов, корпораций, государств, провинций.

Первые русские гербы.

На Руси княжеские роды также имели отличительные знаки. У Владимиро-Суздальских князей, например, это было изображение льва, у Ярославских — медведя. Эти родовые символы ставили на печатях, они были знаком главного города княжества. За границей их называли русскими гербами, но, по сути, они еще не были гербами. Если гербы Западной Европы составляли по строгим правилам геральдики, то русские эмблемы этим правилам не следовали.

Не было на Руси и слова «герб». Его начали использовать лишь в конце царствования Алексея Михайловича. В то время страна уже не могла обойтись без герба: переговоры с иностранными державами требовали знания геральдики. Поэтому в 1672 году появился рукописный «Титулярник» с изображениями 33 гербов земель тогдашней России. В их основе лежали древние городские печати.

А в 1722 году Петр I издал указы о создании Герольдии, введении должности герольдмейстера и определении на службу человека для создания гербов. Тогда прежние «печати», «знамена» и «клейма» официально назвали «гербами» и обязательной государственной символикой.

Нужно было как можно скорее разработать государственный герб, гербы царств, провинций, городов, чтобы перенести их на знамена воинских частей. Тогда Петр попросил Якова Брюса найти знающего человека. Брюс рекомендовал пьемонтского дворянина графа Франциска Санти, знатока геральдических наук и художника. Тот получил чин полковника русской службы и 12 апреля 1722 года был зачислен в Герольдию «товарищем герольдмейстера».

Герб Москвы работы Санти.

Несмотря на формальное отсутствие гербов на Руси, Санти признал, что гербы все же есть. В работе он опирался на существующие эмблемы печатей и изображения из «Титулярника». Некоторые эмблемы уже были оформлены по правилам геральдики: имели устойчивую традицию в рисунке и размещении в ограниченной плоскости на щите. Но над большинством гербов предстояло поработать.

Санти начал с государственного герба. Как образец он взял рисунок государственной печати с двуглавым орлом и эмблемой Москвы на груди, перерисовал орла, поместил эмблему во французский щит (четырехугольник с закругленно-заостренной нижней стороной) и привел размещение и раскраску в соответствие с правилами европейской геральдики. Но Санти признал, что у русской геральдики могут быть свои законы. Например, он принял типичное для нее положение фигур в левом геральдическом повороте (в геральдике стороны определяются по отношению к держащему щит), тогда как западноевропейская геральдика предписывает только правый поворот (левым боком к зрителю).

Санти увлеченно работал над созданием гербов, выписывал из-за границы литературу по геральдике, составлял геральдический словарь, запрашивал сведения для «сочинения» гербов в русских губерниях. А в 1724 году вышел указ о введении печатей для губерний, провинций и городов, и работа по созданию гербов пошла особенно интенсивно. Но в июне 1727 года Санти обвинили в заговоре против малолетнего внука Петра I, императора Петра II. Обвинение было ложным, но Санти пробыл в ссылке в Сибири 15 лет. Вернула его лишь Елизавета Петровна.

Описание герба работы Санти определяет, что всадник на нем — святой Георгий. Но до начала XVII века официально утверждали, что всадник на московском гербе — великий князь. При этом в народе говорили, что на московском гербе изображен святой Георгий Победоносец. А иностранцы прямо называли всадника святым Георгием. Лишь при Петре I Георгия Победоносца официально признали московским гербом.

Наши предки видели в конном воине-ездеце символ нашего отечества, а в зловещем змее — поверженных врагов русского народа. К сожалению, эта знаменательная эмблема, ставшая позднее гербом столицы, подверглась в дальнейшем грубому искажению, а затем и переделкам. В результате воин-ездец превратился в начале XVIII столетия в мифического Георгия Победоносца. Эти изменения старинной эмблемы произошли по вине иностранцев, приглашенных на службу в русское геральдическое ведомство, не понимавших русскую национальную символику, но знавших легенду о фантастическом подвиге «святого» Георгия, якобы освободившего царевну Аи от злого змея.

В 1727 году заниматься герботворчеством обязали Академию наук и немецкого профессора И.С. Бекенштейна, специалиста в области юриспруденции. Он попытался отказаться от этой должности, но тщетно. Также Бекенштейну поручили подготовить студентов для работы в Герольдии, но и тут не все прошло гладко: геральдике пожелали учиться лишь студенты-чужестранцы.

Герб Москвы работы фон Эндена.

Вновь интерес к городским гербам возник во время царствования Екатерины II. После реформы местного управления в 1770-1780-х, города получили некоторую самостоятельность в управлении, а гербы превратились в правовой символ, подобно свободным городам Западной Европы.

В то время «товарищем герольдмейстера» служил подполковник И.И. фон Энден. Существовало уже большое количество городских гербов, но некоторые он исправлял. Обновил он и герб Москвы. Новый герб утвердили 20 декабря 1781 года. На гербе Санти святой Георгий был изображен в греческо-византийском доспехе, закрывающем лишь грудь и спину. Энден одел его в полный доспех от пяток до макушки, подобно немецкому рыцарю XV-XVI веков.

Хотя «сочиненный» фон Энденом герб утвердили, им старались не пользоваться. И даже на введенном Екатериной II в 1769 году военном ордене Святого Великомученика и Победоносца Георгия сохранялось прежнее изображение святого.

Герб Москвы работы Кене.

В 1850-х управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии стал немецкий «ученый нумизмат» на русской службе Б.В. Кене. Он-то повернул всадника на гербе Москвы по западноевропейским правилам. Поэтому с 1856 до 1917 года Георгия Победоносца изображали на гербе в неестественном положении: он вынужден был бросить узду и, держа копье двумя руками, колоть слева.

В царствование Николая I и Александра II Георгия Победоносца изображали в западноевропейских сплошных доспехах, а при Александре III ему вернули прежний античный облик. А 23 февраля 1883 года герб Москвы утвердили как элемент Большого государственного герба.

На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом на верху, копьем.

В Москве начала XX века редко и неохотно пользовались официальным московским гербом. Зато было много художественных произведений на его тему, больше связанных не с официальным гербом, а с традиционным иконописным изображением Георгия Победоносца. Это, например, барельеф работы В.М. Васнецова на фасаде Третьяковской галереи. А в 1919 году в Белом движении попытались сделать Святого Георгия государственной эмблемой России.

Советский герб города Москва.

Советская власть уничтожила эмблематику царской России, и 27 февраля 1925 года Президиум Моссовета утвердил новый герб Москвы работы архитектора Д.Н. Осипова.

Изображенный на сем листе рисунок утвержденного герба состоит из следующих элементов:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твердости Советской власти.
в) Серп и Молот — эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображенные по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья — сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня — это эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок — текстильного производства.
е) Внизу над надписью «Московский совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динамо-машина — эмблема электрификации.
Таким образом, в целом герб является синтезом деятельности Моссовета.

Этот герб Москвы в конце 1920 — начале 1930-х изображали на печати Моссовета и печатали на его изданиях. Но уже к концу 1930-х годов он вышел из употребления. Сейчас советский герб сохранился на фасаде здания Верховного суда на Поварской улице и в узоре ограды Большого Каменного моста через Москву-реку.

Хрущевская «оттепель» затронула все стороны жизни СССР. Тогда же возродился интерес к геральдике. В журналах появились статьи о старых гербах. Любители начали сочинять новые гербы для городов и поселков, возникших уже после революции, и переделывать старые гербы на современный лад.

В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на герб Москвы. Из 177 проектов большинство предлагало гербы с новой — социалистической — символикой: красная звезда, серп и молот, Останкинская телевизионная башня, Мавзолей Ленина, горящий факел, голубь мира, восходящее солнце и другие подобные эмблемы на фоне зубчатой кремлевской стены. Но при этом много проектов включало изображение всадника наподобие дореволюционного герба Москвы. Ни один из проектов не удовлетворил жюри.

Вновь вопрос о гербе Москвы возник в 1992 году. Депутат Моссовета художник Константин Иванов по своей инициативе разработал эскизы и предложил на их основе восстановить старый герб с изображением Георгия Победоносца. Но этот вариант не утвердили и подвергли критике. Чаще всего художника упрекали, что изобразил святого Георгия без шлема. Так художника вынудили вернуться к «сочинению» подполковника фон Эндена.

Возвращение герба Москве.

23 ноября 1993 года вышло распоряжение Мэра Москвы «О восстановлении исторического герба города Москвы».

А каноническое изображение Георгия Победоносца как святого — с нимбом — есть на кремлевской стене слева от Троицкого Моста. Но почему святой на гербе больше похож на воина? Многие связывают это с версией о том, что на самом деле, на московском гербе изображен языческий бог Перун. Не проливает света на этот вопрос и законодательство, так как упомянутое изображение фигурирует на Московском гербе как «Святой Георгий Победоносец», и при этом закон регламентирует изображать его как рыцаря, а в гербе Российской Федерации — как «всадник».

В «Житии святого великомученика Георгия» говорится, что он родился во второй половине III века в Каппадокии, малоазийской провинции Римской империи, в знатном семействе, и был воином. Приняв христианство, он раздал свое имущество бедным и пошел проповедовать. В 303 году римский император Диоклетиан начал гонения на христиан. Георгий также попал в руки палачей. У него потребовали отречься от веры, но он отказался. Тогда Георгия казнили. Почитать великомученика сначала стали на Востоке, а затем и в христианских странах Европы.
Святой Георгии прославился многими чудесами, о которых рассказывает его «Житие». Одно из них — спасение от змия. Возле одного языческого города поселился в пещере змий. Он похищал и губил жителей, и чтобы умилостивить его, жители отдавали своих детей. Подошел черед царской дочери: ее одели в багряницу и проводили к пещере. Мимо ехал святой Георгий. Узнав о горе девушки, он вступил в бой со змием. Змий смирился и пал Георгию в ноги. Святой привел его в город и на глазах у всех отрубил змию голову. Горожане обрадовались и приняли христианство.
На Руси о святом Георгии узнали еще до принятия христианства. Его считали покровителем воинов и князей, поэтому в 988 году князя Ярослава Владимировича крестили под именем Георгия. Ярослав почитал своего небесного покровителя и назвал его именем город Юрьев, а также основал в честь него монастырь и церковь в Киеве. Князь Юрий Долгорукий в честь своего святого покровителя основал город Юрьев-Польской и построил несколько церквей. А Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, в благодарность за победу заложил в селе Коломенском церковь во имя святого Георгия.

А вам есть что добавить в рассказ об истории московского герба?

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни — главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено — «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже — губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 — 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы — исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее — 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.

Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.

Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.

Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.

1471 год, Джованни Беллини (Италия).

1456 год, Паоло Уччелло (Италия)

1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)

1606-07 годы, Рубенс (Голландия)

1890 год, Гюстав Моро (Франция)

1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ И МОСКОВСКИЙ, ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ

Иван III (1440, Москва — 1505, там же), великий князь владимирский и московский с 1462, «государь Всея Руси» с 1478. Старший сын великого князя Василия II Тёмного и Марии Ярославны. При Иване III к Московскому великому княжеству были присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474) и Тверское (1485) княжества, Новгородская республика (1478), Вятская земля (1489) и др., усилилась зависимость Пскова и Рязани; произошло освобождение Руси от монголо-татарского ига («стояние на Угре», 1480). Казанское ханство стало вассалом Руси (1487). В результате войн с Великим княжеством Литовским (1487—94 и 1500—03) к Москве отошли Брянск, Чернигов, Торопец, Новгород-Северский, Стародуб и др. Был женат (с 1452) на тверской княжне Марии Борисовне. Вторым браком (1472) женился на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора. В правление Ивана III Москва превратилась в крупнейший политический и торговый центр Руси. На Фроловских воротах Кремля в 1464 была установлена каменная скульптура Георгия Победоносца, покровителя Москвы. По замыслу Ивана III о величии столицы должны были свидетельствовать прекрасные храмы и прочные укрепления. В 1485—95 под руководством итальянских мастеров перестраивались стены Кремля (строительство началось с южной стороны; в 1491—92 были отстроены восточные укрепления). В 1475—79 в Кремле построен новый Успенский собор, в 1484—89 псковскими мастерами перестроен Благовещенский собор, в 1487—91 возведена Грановитая палата. В 1479—1505 в летописях отмечено строительство в Москве около 25 церквей. Несмотря на размах каменного строительства, Москва оставалась в основном деревянной, частыми были пожары. В 1472 пожар, начавшийся в церкви что у Воскресения на Рву, уничтожил почти весь посад, сгорели 25 церквей. Значительно пострадала Москва от пожара в 1485. Пожар в августе 1488 уничтожил около 5 тыс. домов и 30 церквей. Один из крупнейших московских пожаров произошёл в июле — августе 1493, сам великий князь с семьёй был вынужден жить за Яузой «в крестьянских дворех». После этого Иван III приказал снести дворы и церкви за р. Неглинной на 110 саженей от Кремлёвских стен. В 1499 Иван III»заложил двор свой камен, палаты каменныя и кирпичныя»; в последний год жизни приказал разобрать и заново построить Архангельский собор и церковь Иоанна Лествичника что под Колоколы (завершены при Василии III). Похоронен в Архангельском соборе.

Энциклопедия «Москва» http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/1132/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%C2%A0III

ИВАН ВЕЛИКИЙ

Эпоха великого князя Ивана Васильевича составляет перелом в русской истории. Эта эпоха завершает собой все, что выработали условия предшествовавших столетий, и открывает путь тому, что должно было выработаться в последующие столетия. С этой эпохи начинается бытие самостоятельного монархического русского государства.

Русские историки называют Ивана Великим. Действительно, нельзя не удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какою он умел преследовать избранные цели, его уменью кстати пользоваться благоприятными обстоятельствами и выбирать надлежащие средства для достижения своих целей; но не следует, однако, упускать из вида, при суждении о заслугах Ивана Васильевича, того, что истинное величие исторических лиц в том положении, которое занимал Иван Васильевич, должно измеряться степенью благотворного стремления доставить своему народу возможно большее благосостояние и способствовать его духовному развитию: с этой стороны государствование Ивана Васильевича представляет мало данных. Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своею единою властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами, умел наполнять свою великокняжескую сокровищницу всеми правдами и неправдами, но эпоха его мало оказала хорошего влияния на благоустроение подвластной ему страны.

ПОЛИТИКА ИВАНА III

Присоединение Твери, решение казанской проблемы, ликвидация уделов, успехи внешней политики были и сами по себе фактами большого исторического значения. Но в ходе объединительного процесса 80-х годов одновременно закладывались предпосылки для решения важнейшей проблемы — борьбы за возвращение русских земель, находившихся под эгидой великого князя литовского. Правда, для того чтобы приступить к этому делу, необходимо было привести к покорности возможного союзника Литвы — Новгород, все еще проявлявший признаки самостоятельности.

ИСТОРИКИ ОБ ИВАНЕ III

Преемником Василия Темного был его старший сын Иван Васильевич. Историки смотрят на него различно. Соловьев говорит, что только счастливое положение Ивана III после целого ряда умных предшественников дало ему возможность смело вести обширные предприятия. Костомаров судит Ивана еще строже, — он отрицает в нем всякие политические способности в Иване, отрицает в нем и человеческие достоинства. Карамзин же оценивает деятельность Ивана III совсем иначе: не сочувствуя насильственному характеру преобразований Петра, он ставит Ивана III выше даже Петра Великого. Гораздо справедливее и спокойнее относится к Ивану III Бестужев-Рюмин. Он говорит, что хотя и много было сделано предшественниками Ивана и что поэтому Ивану было легче работать, тем не менее он велик потому, что умел завершить старые задачи и поставить новые.

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. Это поражение змея, обитавшего в озере у подножья Ливанских гор, близ Бейрута, и пожиравшего людей. Убив змея, святой Георгий избавил от верной гибели царскую дочь, которой надлежало стать очередной жертвой змея. Залив, на берегу которого расположен Бейрут, и сегодня носит имя святого Георгия.

На Руси Георгий Победоносец издавна почитается как защитник православного воинства и помощник земледельцам в полевых работах. Со времен принятия христианства он является ангелом-хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве. Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба — Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца.
Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 года. В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.

Примечательно, что Георгия Победоносца как воплощение воинской доблести и преданности долгу чтят не только христиане. Мусульмане почитают его под именем Джурджис и приписывают ему совершение подвигов, в том числе и на территории нынешнего Дагестана, где, по мнению некоторых историков, расположена могила Георгия. А в Российской Империи орден «Георгия Победоносца» (высшая награда для солдат) существовал в двух разных формах: кресты — для воинов-христиан и восьмиугольные щиты — для воинов-мусульман.

Юрьев день
Юрьевым днем (весенним и осенним) назывались церковные праздники, посвященные христианскому святому Георгию (Юрию, Егорию) Победоносца (23 апреля и 26 ноября по ст. ст.). К осеннему Юрьеву дню заканчивались все полевые работы, поэтому в этот день происходили расчеты крестьянина со своим владельцем по денежным и натуральным повинностям. В этот же день после выплаты «пожилого», т.е. после расчета, крестьянин раз в году получал возможность переменить владельца. Однако с введением так называемых «заповедных лет» право крестьянина поменять владельца стало постепенно исчезать. Судебник 1649 г. окончательно отменил это право «Юрьева дня», что означало полное закрепощение крестьян. Отсюда поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *