История многодетной семьи

Главная / Статьи / Большие семьи / Точки зрения / Многодетная семья современной России

Материалы, присланные пользователями
Есть такой хороший отечественный фильм 1980 года выпуска: «Однажды 20 лет спустя» с Натальей Гундаревой в главной роли. В этом фильме показана жизнь одной многодетной женщины Нади Кругловой, трудности в воспитании детей, семейные радости. У большинства современных Homo Sapiens при просмотре данной кинокартины эта женщина (да и вообще любая многодетная мать) вызывает в лучшем случае недоумение: «Куда столько детей? Зачем так уродоваться? Какой смысл?».
Да. Не видят наши соотечественники смысла в многодетности. Поэтому и звучат часто фразы: «Наплодили нищету, теперь ждут помощи от государства», «Неужели до сих пор не знают, как предохраняться?».
Многодетные мамы не подходят под стереотип современной женщины, сложившийся в массовом сознании?
Современная женщина — это малодетная женщина, с карьерой, с макияжем и маникюром, до гробовой доски сохраняющая сексуальную привлекательность. Хороший внешний вид часто обеспечивают возможности пластической хирургии: лишнее отрежут, натянут то, что казалось бы безнадёжно сморщилось. А многодетная женщина — это та, которая мало спит, у которой иногда нет времени причесаться, которая стирает, гладит, убирает, еду готовит на большую семью, работает, но иногда не знает, где найти деньги на квартплату и элементарные нужды.
В дореволюционной России большинство семей были многодетными: в среднем 8-11 детей на семью, и даже больше. Сейчас многодетных семей у нас в России всего полтора миллиона и то большинство из них — имеющие только трёх детей, остальные семьи либо с 1-2 детьми, либо вообще бездетные. Читатель может резонно заметить: «Раньше медицина была не так развита, контрацептивы не продавались, поэтому и рожали, а сейчас наука шагнула далеко вперёд, даже научились вычислять «опасные дни» у женщины, химическая промышленность опять же на месте не стоит».
Да. Не было раньше всего этого, не было также государственных абортариев и врачей, которые диссертации защищали на тему «Как лучше прервать беременность». Вопрос, почему? Может мы стали цивилизованнее, разумнее с тех пор? Ну если рассуждать с позиций прагматизма, то да. С этих позиций благом является только то, что приносит пользу. А какая польза от оравы детей в наше нестабильное время? Их же кормить, одевать, воспитывать надо, любить. А где взять деньги? — маленькая зарплата, где взять сил? — силы хватает только на совокупление. А любить можно и одного ребёнка, зато дать ему всё самое лучшее, чтобы не хуже других был. Поэтому рожают ровно столько, сколько смогут поднять. А от лишних и ненужных избавляются.
Вроде всё просто и понятно.
Перестанем на время быть прагматиками и посмотрим на эту ситуацию с точки зрения Православия.
Согласно учению Православной церкви нынешнее естество человека глубоко повреждено первородным грехом, вследствие грехопадения первых людей — Адама и Евы. Душа человеческая бессмертна, смысл земной жизни человека — борьба со Злом, грехами, стяжание Духа Святого. После смерти тела душа человека попадает либо в Рай, к Богу, либо в преисподнюю, где терпит муки. После Страшного Суда участь всех когда-либо живших на Земле людей решится окончательно: для праведников будет воссоединение с Богом и вечное блаженство в Раю, для нераскаявшихся грешников — вечные муки в аду. Так вот, в Священном Писании говорится: «Жена спасается чадородием», т. е. женщина может обрести вечное блаженство в Раю, если со смирением будет рожать и воспитывать всех детей, которых даёт ей Господь. Получается, что тех женщин, которые делают аборты, используют контрацепцию, т. е. всячески препятствуют рождению детей, ждёт ад.

Конечно можно не верить Священному Писанию, и мало кто на самом деле задумывается над этим, но смерти боятся все.
Современные женщины, считающие себя православными, на вопрос «Ты веришь в бессмертие души и загробную жизнь?» отвечают: «Ну… во что-то там верю», из всего Великого поста отмечают только Масленицу и Пасху, в храм заходят на середине службы, ставят свечки и спокойно удаляются. При этом регулярно читают гороскопы, сонники, обращаются к гадалкам, особым авторитетом у них пользуются пророчества Ванги, а не Евангелие, которое они в руках ни разу не держали. Почти у всех искалеченная репродуктивная система — результат абортов, контрацепции. И в семьях их по 1-2 детей. Самое страшное, для большинства — это норма жизни.
На этом фоне контрастом выступают многодетные семьи. Их число с каждым годом уменьшается. Какие проблемы у многодетной семьи в современной России? Те же, что были и в СССР. По данным статистики 80 % таких семей живёт за чертой бедности. Государственные пособия крошечные, из льгот только оплата проезда в городском транспорте, скидка по родительской плате за детский сад, льгота по квартплате.
Многодетные семьи часто расцениваются как «социальные иждивенцы». Но это только взгляд со стороны. А на практике же происходит следующее: многодетные семьи у нас имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий составляют всего 6% от величины прожиточного минимума и поэтому не могут выполнять той роли, для которой предназначены. Жилья многодетным в наше время никто не даёт, льготами особыми многодетные семьи никто не одаривает — тогда почему же » социальные иждивенцы»? Наоборот, если проанализировать ситуацию, сложившуюся в нашей стране сегодня с рождением и смертностью, то можно придти к выводу что сейчас на одного пенсионера приходится 4-6 работающих, к 2030 году соотношение изменится в строну 1 к 2…, что приведёт к увеличению налоговой и финансовой нагрузки на трудоспособную часть населения. А кто в 2030 году станет трудоспособным населением? — дети из нынешних многодетных семей, которые и будут кормить не только своих родителей, а ещё и тех, кто сейчас бережёт своё время, душу, деньги, фигуру и, не рожая своих детей, осуждает многодетных.
Проблемы у многодетных семей есть и во внутрисемейных отношениях. Вот примеры из жизни.
Семья В. — неверующие, шестеро детей, рождение детей чередовалось абортами. Седьмой ребёнок погиб в утробе матери, после избиения её отцом, мать осталась инвалидом, а отец бросил семью и ушёл к другой женщине. Сами дети уже все выросли и часто жалуются на родителей: «Нарожали, высшее образование не дали, как щенят бросили в жизнь». У старших дочерей выработалось стойкое отвращение к детям, в 26 лет самая старшая оказалась бесплодной из-за аборта.
Семья Г. — невоцерковленная, шестеро детей, глава семьи страдает алкоголизмом, игроманией, весь заработок проигрывает в игральных автоматах, дети сидят часто голодные, отец грозится сдать всех в детский дом.
Семья Д. — неверующие, восемь детей. Глава семьи нередко уходил из семьи, потом возвращался, часто избивал мать семейства, на этой почве у женщины возникло психическое заболевание, проходила курс лечения в психиатрическом диспансере. Часто выпивала, дети ходили голодные, долг по квартплате — больше двухсот тысяч. В итоге мать лишили родительских прав, детей отправили в детский дом.
Таких многодетных семей по стране найдётся тысячи, именно они оказались самыми беззащитными перед ударом реформ 90-х годов. Реформы длятся до сих пор, когда закончатся — не известно, стабильности пока нет, одно только стабильно — катастрофически быстрое вымирание населения страны.
Разрушение института традиционной семьи налицо. От многодетной семьи Россия со второй половины 20 века перешла к малодетной семье, с середины 90-хгодов к незарегистрированным бракам — сожительству, сейчас проталкивается в массы возможность создания однополой содомитской семьи. В этой ситуации несомненно количество многодетных семей будет продолжать уменьшаться и дальше. Дети не только в многодетных, но и в обычных семьях не понимают, зачем их произвели на свет.
Срочные меры экономического характера в данном случае не помогут, т. к. причина создавшейся ситуации здесь нравственная, а именно моральное разложение российского общества.
Почему Россия переживает духовный кризис, почему деградирует и вырождается население? Ответ очевиден — это следствие отступления от духовной сущности Православия. Отпадение России от Христовой истины началось не в 1917 году, а гораздо раньше. Но это уже другой вопрос.
Политолог И. Шафаревич, сравнивая демографическую ситуацию в России и на Западе, в одном из интервью говорит о том, что «депопуляция, цифры которой у нас страшнее, чем на Западе, имеет другой оттенок. Там женщины не хотят рожать в погоне за комфортом и независимостью. У нас такие аргументы действительно действуют, но только разве что в узком слое «новых русских». В большинстве у нас женщины не хотят рожать просто из-за нашей страшной нищеты, так как боятся, что не смогут прокормить детей». Здесь он оправдывает россиянок: у нас-де причины абортов уважительнее. Да какая разница, по какой причине происходит массовое убийство нерождённых. Оно происходит, и нищета — не оправдание, просто нет веры в Промысел Божий, нарушается заповедь «Не убий».
Факультативный предмет «Основы Православия», о введении которого подумывают руководство нашей страны, вряд ли сможет соревноваться с обязательными программами по половому воспитанию, которые так настойчиво внедряются в единый российский общеобразовательный стандарт.
Поскольку на абортивное мышление большинства наших сограждан скорее всего уже не повлиять, то выход из кризиса есть для отдельных семей, для отдельных людей. Это путь воцерковления. Именно православная семья может устоять под различными житейскими бурями и невзгодами. И ребёнок, воспитанный в духе Православия никогда не скажет своей маме: «Я же не просил меня рожать», потому что смысл жизни ему известен.
Если семья встанет на путь Православия, то возникает много вопросов, как строить в дальнейшем семейную жизнь. Вообще по опыту многих после воцерковления у человека вдруг возникает желание уехать подальше от цивилизации в какую-нибудь глушь, поселиться поближе к храму. Лучше конечно переехать в деревню, ведь что такое городская жизнь? Это многоэтажные дома, тесные квартирки, отсутствие подсобного хозяйства.

В деревне придётся много трудиться, зато дети не будут бесцельно бродить по квартире и каждый ребёнок сможет по мере сил помогать родителям по хозяйству, каждая пара рук будет нужной.

Вообще, что касается деторождения, то детей не обязательно будет много. Если взять воцерковленную семейную пару, живущую духовной жизнью, то сколько дней в году они могут иметь супружескую близость? Арифметика проста: 365 дней минус примерно 280 дней поста, да минус менструальные дни, да под праздники или просто желание причаститься, остается примерно дней 60, когда они имеют возможность жить половой жизнью. В эти дни зачатие может и не произойти. Тем более о половой несовместимости нельзя будет говорить. Вся половая дисгармония начинается там, где люди каждый день да по нескольку раз имеют близость, и, в конце концов, это так им наскучивает, что хочется чего-то нового, дополнительно возбуждающего. Это начало не только «половой несовместимости», но и половых извращений.

Что касается средств к существованию, то, имея подсобное хозяйство, семья может себя обеспечить пропитанием. Труднее в городе. Но опять же мир не без добрых людей. Обязательно найдётся тот, кто в трудной ситуации поможет одеждой, продуктами. Ведь Господь если даёт ребёнка, даёт и на ребёнка.
Таким образом, православная семья — это многодетная семья, для христианки иметь много детей это естественно, и не надо за это награждать орденом «Мать-героиня», как это делалось в СССР. Когда человек имеет много детей, у него просто не остаётся времени, сил и средств на праздность, развлечения. И наоборот, грешить человек начинает от безделья, когда есть ничем не заполненное время и лишние деньги.
Господь создал человека свободным. Человек сам выбирает, верить или не верить, жить ли ему во Христе, или быть слугой сатаны. А слуги сатаны все те, кто отрицает Слово Божие, творят беззакония. Чем дальше мы будем отступать от Истины Христовой, тем меньше у нас в семьях будет детей, и тем больше работы будет абортмахерам. Лукавому это только на руку.
Отдельно для скептиков и сомневающихся, напомню о чуде схождения Благодатного Огня на Гроб Господень ежегодно накануне Православной Пасхи в Иерусалиме ТОЛЬКО по молитвам православного священника, напомню о том, что крещенская вода, взятая из водоёмов 19 января в День Крещения Господня, не портится десятилетиями. И пусть материалистическая наука выдвигает различные гипотезы (одна бредовее другой) для объяснения этих феноменов, нам православным и так известно, что Христос не просто историческая личность, и не тот, кем его изобразили в «киношедевре» «Код да Винчи», а наш Спаситель.
Так что женщины! Не смотрите телевизор, который учит делать евроремонты каждый год вместо ремонта души, планировать семью, а спасайтесь чадородием.
р.Б. Ольга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

1. Многодетные семьи…………………………………………………………………………………4

2. Категории многодетности………………………………………………………………………..5

3. Проблемы многодетных семей…………………………………………………………………6

4. Система социальной помощи многодетным семьям……………………………….11

5. Льготы для многодетных семей……………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………………………………..17

Введение

Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг ко другу.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

1. Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли мно­годетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденци­ей к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семь­ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но­вая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих пра­вил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обус­лавливалось традициями русского народа и православной мо­рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране­ны аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, име­ющая 3-х и более детей.

2. Категории многодетности

Различают три категории многодетных семей:

1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма­тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк­туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одина­ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

3. Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се­мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч­ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из­держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни­ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са­мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен­ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образова­ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо­жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не­достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) — многодетные роди­тели в 1991 г. — 1,2; в 1996 г. — 107,4. Семья с тремя несовершен­нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по­лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед­ности, в 1996 г. около 76 %.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до­ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях воз­можно путем повышения собственных доходов (личная инициа­тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та­ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по­требностей, что является в современных условиях непозволитель­ной роскошью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор­мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин­ства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об­ществе.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет­ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об­щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави­ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за­гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз­растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец; домашние дела — на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де­фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи­тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж­де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой террито­рии с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. авто­номности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.

Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемо­сти детей в школе, отсюда — частые пропуски занятий; подрост­ки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.

Школу не посещают не только подростки 15—18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7—14 лет; рано начинают ра­ботать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повы­шенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются боль­шей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени прово­дят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по ра­боте, зачастую лишены доброжелательного отношения в профес­сиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одоб­ряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодет­ных семей — трудности в общении с другими детьми, несовпаде­ние интересов и т.д.

Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг обще­ния. Мало времени уделяют на организацию совместного провож­дения досуга.

Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10— 15 %.

Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первооче­редном внимании общества.

Социальная незащищенность таких семей, постоянное сниже­ние уровня жизни создают пессимистически настроенное социаль­ное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культу­ры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Стра­дает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хро­нической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семь­ях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуаль­ной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспи­тание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.

Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здо­ровья родителей. Отмечается низкий показатель систематическо­го наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае забо­левания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-ку­рортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд­кового номера рождения ребенка — вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей за­болеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рожде­ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива­нии, но страдают режим, качество питания. В структуре заболева­емости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте — нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте — заболевания нервной системы, органов зрения.

Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, невро­зы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

4. Система социальной помощи многодетным семьям

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи.

Служба занятости занимается первоочередным трудоустрой­ством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на при­обретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лекто­рия (с консультациями психолога, педагога о семейном воспита­нии).

Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, матери­альной помощью, выделением льготных кредитов для приобрете­ния предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной ин­формацией о льготах.

Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственно­го дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.

Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов пси­холога, педагога в нужный момент.

Органы здравоохранения (ОЗ) предоставляют скидку на приоб­ретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жи­тельства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путев­ки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профи­лактику здоровья членов семьи.

Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льгот­ные кредиты для приобретения предметов длительного пользова­ния.

Благотворительные организации оказывают материальную и на­туральную помощь, церковь — благотворительную и психоло­гическую поддержку.

Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (раз­витие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермер­ства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, строй­материалов), оказывает помощь в организации ассоциации мно­годетных матерей.

Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации много­детных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).

Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выход­ной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.

Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода, которая существует более 6 лет). Основная задача: орга­низация взаимопомощи многодетным семьям, которая произво­дится поэтапно.

Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.

Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематиче­ски проводится изучение нормативных документов; осуществля­ется психолого-педагогическое просвещение родителей, прово­дятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семей­ные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с арти­стами, поэтами).

Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, бо­лее осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать лич­ность своих детей.

5. Льготы для многодетных семей

Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке мно­годетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:

— скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электро­энергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих цен­трального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

— бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

— бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для уча­щихся общеобразовательных школ;

— прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

— бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся обще­образовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

— бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

— один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков куль­туры и отдыха.

В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей».

Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается малообеспеченной.

Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке пре­доставления льгот на проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда предоставляет­ся детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации и проживающим в малообес­печенных семьях.

Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее), сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.

Виды транспорта:

— железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за ис­ключением фирменных поездов и поездов повышенной комфорт­ности);

— водный (места 3-й категории);

— автомобильный (общего пользования);

— авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).

Перечень необходимых документов:

— заявление от сопровождающего лица;

— заключение государственного или муниципального учрежде­ния здравоохранения о направлении ребенка на санаторно-курорт­ное лечение;

— корешок путевки;

— проездные документы ребенка и сопровождающего лица;

— документы о составе семьи и размере заработной платы (до­ходов каждого члена семьи).

Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты населения по месту жительства. Финансиро­вание расходов, предусмотренных постановлением, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета.

Заключение

В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.

Необходима особая забота и помощь материнству, правовая защита семьи, создание социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечение гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических особенностей.

Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и взаимопомощи, семейному бизнесу.

Список литературы

Евгений и Галина Волобуевы поженились 24 года назад, когда еще были студентами. Познакомились они на уроках самбо, а спустя полгода сыграли свадьбу. Сейчас в семье Волобуевых восемь детей. Старшему сыну Вячеславу – 24 года, а младшему – Павлу – всего три.

В этом году Евгения и Галину наградят почетным знаком «Родительская слава города Москвы». Соответствующее распоряжение приняли на заседании Президиума столичного Правительства.

Фото: mos.ru

— Вы всегда хотели много детей?

Евгений Волобуев: Большая семья – это, конечно, заслуга жены. Она всегда мечтала об этом. Сначала говорила о четверых детях, в итоге получилось восемь.

— Как вы все успеваете? Может, у вас есть какой-то график?

Галина Волобуева: Нет, никакого графика или плана нет. Самое главное – организовать себя, тогда и дети становятся такими.

Юлиана Волобуева (22 года): Сверхспособность просто.

— Что самое трудное в воспитании восьмерых детей?

Евгений Волобуев: Воспитание основано на личном примере. Какие родители – такие и будут дети. И самое трудное – воспитывать себя. Если сможешь где-то не сорваться, подумать и поступить правильно, значит, и дети будут так делать. В большой семье нужно привыкнуть к правилам общежития и уметь ладить друг с другом. Один должен уступить, другой – простить.

— Остается ли у вас время на себя?

Евгений Волобуев: Да, я работаю инженером, специализируюсь на оптимизации технологических процессов и полностью себя реализую в этом. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Это системы «Умного дома» – автоматизация всех инженерных систем зданий: свет, вода, вентиляция.

Иногда стою перед выбором – уделить внимание семье или работе, приходится балансировать. Еще увлекаюсь спортом. Люблю с детишками мяч погонять, сходить с ними в цирк, в театр или в зоопарк. Сейчас все увлечения, конечно, связаны с детьми. А Галина – домохозяйка. Пока всех оденешь, обуешь, покормишь… Сутки проходят в бешеном темпе. А скоро, может, и внуки появятся. Думаю, это и есть увлечение – дети.

Фото: mos.ru

Галина Волобуева: В свободное время мне нравится ездить на дачу в Подмосковье. Для детей у нас там есть качели, теннисный стол, батут. Есть грядки клубники. Еще мы любим ходить за грибами, там их много растет.

— Понятно, что во время учебного года большинство детей находится в саду, школе или вузе. А как вы проводите летние и зимние каникулы?

Евгений Волобуев: Дети в лагеря уезжают, поэтому и не хватает всех сейчас. Сначала одни отдыхали, теперь уехали другие. Василиса (15 лет) в «Артеке», а потом поедет в «Сириус». А Мария (20 лет) окончила театральный институт и уехала в путешествие по Европе. Планирует в аспирантуру там поступить или остаться по обмену опытом.

Зимой дети обычно едут к бабушке, моей маме, она живет в Подмосковье. Там очень хорошо, лес рядом, можно кататься на лыжах, санках и коньках.

Всей семьей ездим в паломнические поездки, например, в Троице-Сергиеву лавру, однажды в Дивеево выбрались. Конечно, с маленькими детьми тяжело, но мы стараемся.

Фото: mos.ru

— А чем дети любят заниматься в свободное время?

Ангелина Волобуева (13 лет): Я увлекаюсь настольным теннисом, хожу в спортивную школу. Играем в него и на даче. Обязанности по дому у нас не распределены, но я люблю гулять с младшими.

Евгений Волобуев: Ангелина – наша самая главная помощница по развлечению младших детей.

Серафима Волобуева (11 лет): Тоже играю в настольный теннис, а еще хорошо учусь. С уроками мне помогают родители. Папа с математикой, а мама – с английским и русским.

Юлиана Волобуева: Увлекаюсь живописью, тоже играю в настольный теннис, занимаюсь танцами. Когда училась в школе, всегда нужно было погулять с маленькими, познакомить всех своих подруг с ними. Было интересно. Сейчас учусь в медицинском вузе: перешла на пятый курс, выбрала лечебное дело.

Вячеслав Волобуев (24 года): А я уже окончил школу и вуз – аэрокосмический факультет Московского физико-технического института. Получил специальность в области дистанционного зонирования. Сейчас работаю, потихоньку продвигаюсь по карьерной лестнице.

Фото: mos.ru

— Что бы вы посоветовали молодым родителям?

Евгений Волобуев: Каждый сам решает, как воспитывать детей. Только не стоит, на мой взгляд, жить штампами. Говорят, сначала нужно в жизни устроиться, а потом думать о детях. Это не совсем правильная позиция, она может завести в тупик. Человек стремится, ищет что-то, хочет разбогатеть, а в итоге наступает возраст, когда уже здоровье не то. Надо просто любить друг друга и понимать, что с детьми появляется интерес и смысл в жизни. С ними человек станет только больше развиваться. Пускай молодежь не боится заводить детей.

— Вы получаете поддержку города как многодетная семья?

Евгений Волобуев: Да. Город нам выделил эту трехкомнатную квартиру вместо нашей маленькой двушки. Когда у нас было пятеро детей, все было замечательно. Сейчас, когда детей восемь, стало тесновато. Но жилье для многодетных – это самое главное. Все средства уходят на жизнь, каждого нужно одеть, обуть. Есть и пособия, это тоже сильно помогает.

— Что для вас значит награда «Родительская слава города Москвы»?

Евгений Волобуев: Всегда приятно, что вас оценивают. Естественно, детей мы растим не за награды, но с другой стороны, приятно, если тебя заслуженно отмечают.

В Москве около 149 тысяч многодетных семей, в которых воспитывают 376,1 тысячи детей. За последние 10 лет число таких семей в столице выросло более чем в два раза.

Фото: mos.ruФото: mos.ruФото: mos.ruФото: mos.ru Фото: mos.ru

Каждой семье с тремя и более детьми предоставляют льготы на оплату услуг ЖКХ и взносов на капитальный ремонт. Они имеют право бесплатно получать лекарства, ездить в общественном транспорте и не платить за пользование городскими парковками. Родители освобождены от оплаты за содержания детей в детских садах, а школьники получают бесплатное двухразовое питание.

Многодетным семьям, в которых дети учатся в школах и колледжах, полагается компенсация на приобретение комплекта одежды для занятий. Размер выплаты составляет 10 тысяч рублей на каждого учащегося. Семьи с пятью и более несовершеннолетними детьми также получают ежемесячную компенсацию на приобретение товаров детского ассортимента в размере 1800 рублей на каждого ребенка.

— семья, имеющая одного — двух детей. В Рос. Федерации наиболее распространённый тип семьи (ок. 95% всех семей). В демографическом плане в М.с. недостаточно детей для простого воспроизводства населения. Для нормального замещения предшествующих поколений должно быть 2,6 детей — т.е. в стране должно быть не более 45% М.с. Проблема М.с. связана со многими социальными и личностными проблемами. Принято считать, что нестабильность современного общества и недостаточная социальная помощь со стороны государства приводят к падению рождаемости. Однако, несмотря на развитую систему социальной защиты в благополучных странах (Франция, Бельгия, Швеция и др.), рождаемость в них не увеличивается. Тогда как в менее развитых странах растёт число многодетных семей. Повышение уровня жизни не имеет прямой связи с увеличением рождаемости. Наоборот, в стабильной ситуации у женщин появляются новые запросы, они стремятся сделать карьеру, удовлетворить свои потребительские интересы. Поэтому в индустриально развитых странах наиболее распространены М.с.

Дворянская усадьба

Российская империя была провозглашена 22 октября (2 ноября) 1721 г. по итогам Северной войны. Русский царь Пётр I Великий принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества. Империя просуществовала до 1 (14) сентября 1917 г., когда Временное правительство России провозгласило страну республикой, а 5 (18) января 1918 г. Учредительное собрание это провозглашение подтвердило.

Российская империя была не только одним из самых больших из когда-либо существовавших государств, она обладала также огромным культурным потенциалом. Этот потенциал сформировался из синтеза русской национальной культуры и европейской культуры, которая после реформ Петра Великого осваивалась очень интенсивно.

Семья староверов. Красноярский округ, Енисейская губерния (до 1910 г.)

Крестьянство составляло самый большой процент от населения Российской империи – в разные годы около или более 80%. Поэтому традиционные представления о ценностях жизни формировались в обществе на основе крестьянского образа жизни, в котором одной из главных ценностей была семья.

Семья и семейные традиции

Семья Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых (1917)

Семья и семейные традиции – одна из главных ценностей в жизни высших и низших сословий в Российской империи. Авторитет семьи в российском обществе был необычайно высок.

Именно в семье формировалась национальная культура, этический «кодекс» социального поведения. Семья являлась исходной точкой национального мировоззрения. В семье – начало, продолжение и финал жизни.

Возникновение на Руси института полноценной семьи было связано в первую очередь с принятием православного христианства (988 г.). Именно христианство отводит столь важное место семье в системе вероучения. Православие – это семейно ориентированная религия. В христианской культуре важное значение имеют также отношения родители-дети, основанные на глубоком взаимном уважении и ответственности друг перед другом.

Для дореволюционной России вплоть до конца XIX в. были характерны ранние браки и всеобщность брака: в брак вступали практически все, за исключением тех людей, кто по состоянию здоровья был вынужден оставаться внебрачным или думал посвятить себя монашеству.

Добрачные связи обществом осуждались. «Домострой» излагал социальные нормы средневековой Руси так: «Беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу… Если дочери у тебя, будь с ними строг тем сохранишь от греха: чтобы не посрамила лица своего, пусть в послушании ходит, а не по своей воле, а то по глупости осквернит девство свое, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься пред множеством людей. Если отдашь замуж свою дочь невинной, то великое дело сделаешь и в любом обществе похвалишься, и при конце жизни не будешь плакать о ней». Но необходимость воздержания от добрачных связей касалась не только девушек: «Отрок имеет быть трезв и воздержан… От чужеложства (блуда), играния и пьянства должен каждый отрок себя вельми удержать и от того бегать, ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти душевные и телесные и душевные, от того ж рождается и погибель дому его, и разорение пожиткам».

Супружеская неверность считалась более серьезным прегрешением, чем даже добрачный блуд. Измена жене или мужу могла стать исключительным поводом для расторжения брака, что было весьма редким событием в христианский период отечественной истории.

Не иметь супруга в зрелом возрасте было делом противоестественным. Холостой мужчина до женитьбы в деревне не являлся полноценным членом общества: он не имел права голоса при решении принципиально важных вопросов в семье и на крестьянском сходе. Брак считался главным условием благонадежности и порядочности человека, его материального благополучия и общественной значимости. Только после создания семьи молодой человек становился полноправным членом «мира» – сельской общины. Как правило, только семейный крестьянин получал земельный надел. Для девушек поздний брак воспринимался как чрезвычайное обстоятельство, а безбрачие вызывало общественное осуждение.

Брак расторгался редко. Согласно законам Российской империи, действовавшим до начала ХХ в., брак прекращался только после смерти одного из супругов, расторжение же брака допускалось в качестве исключения лишь в двух случаях: при доказанной супружеской измене (прелюбодеянии) и возникшей еще до брака «неспособности одного из супругов к брачному сожитию», которая не была известна до вступления в брак.

В. Маковский «Крестьянские дети»

Семья обычно была многодетной. Это подтверждается многочисленными пословицами: «Изба детьми весела», «Все равны детки – и пареньки, и девки», «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын» и др. В семьи часто принимались сироты, приветствовалось усыновление. Все эти нравственные установки гарантировали в Российской империи высокую рождаемость и бурный прирост населения.

Семья была хранительницей и передатчицей из поколения в поколение жизненного опыта, нравственности, здесь проходило воспитание и обучение детей. В дворянских усадьбах сберегали портреты дедов и прадедов, рассказы и предания о них, а также их вещи. В каждой семье были «любимое кресло дедушки», «любимая чашка маменьки» и т.д.

Дом

Дачники. Семья нижегородцев Каменских. Местечко Курья, Пермская губерния, Российская империя (1908)

Понятие «дом» не ограничивалось значением «жилплощадь». До наших дней выражение «отчий дом» или «родной дом» наполнено особым смыслом и теплотой.

В доме всегда был «красный угол» с иконами, которые переходили от стариков к молодому поколению. Всё, что составляло дом, пользовалось уважением, а в разных частях дома даже вести себя следовало по-разному. Например, в «красном углу» поведение было более сдержанным.

Сохранение памяти о старших – ещё одна семейная традиция.

Высшие и низшие сословия в Российской империи имели практически одинаковые нравственные ценности.

Новая эпоха

С этими ценностями общество вступило в Новую эпоху, и народное мироощущение мало было затронуто теми переменами, которые произошли в государстве. Изменения в основном коснулись грамотной и активной части населения России, которую В. Ключевский назвал «цивилизацией». Начали формироваться новые классы общества, развивалось предпринимательство, складывались рыночные отношения. Интеллигенция была представлена духовенством, дворянством, разночинцами и крепостными (актерами, музыкантами, архитекторами и т.д.).

Петр I отменил патриаршество и подчинил церковь государству (Синод). Представители русского просвещения (Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир, М. Ломоносов, Д. Аничков, С. Десницкий, А. Радищев) развивали идеи о разделения сфер влияния религии и науки. А в XIX в. идеи свободомыслия уже разделяли многие декабристы, а также революционеры-демократы В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов.

Дворянство

Об истории дворянства в России читайте . Пётр I возвысил дворянство. Он мечтал культуру России поставить на один уровень с культурой европейских государств. Частью культурной реформы Петра было создание ассамблей – о них читайте .

После Петра I дворяне продолжали получать одну привилегию за другой. Екатерина II фактически освободила дворян от обязательной службы при сохранении крепостного права для крестьян, это породило настоящую пропасть между дворянами и народом. Давление дворян на крестьянство и их озлобление стало одной из причин восстания Пугачёва. Получение «дворянской вольности» — апогей могущества русского дворянства, но это одновременно и начало его заката. После крестьянской реформы 1861 г. экономические позиции дворянства ещё более ослабли.

Но мы забежали несколько вперёд.

Ассамблеи, введённые Петром I, а также светские клубы ввели в общественную жизнь России женщину. Появился новый тип женщины – образованной, следующей европейским нормам жизни.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810) – одна из видных личностей российского Просвещения, стоявшая у истоков Академии Российской.

Д. Левицкий. Портрет Е. Дашковой

Она интересовалась политикой, была сподвижницей Екатерины II, жила во многих европейских странах, дружила или была знакома со многими известными деятелями Просвещения: Дидро, Вольтером, Адамом Смитом и др.

В быт дворянства обязательно входили обеды и балы, чтение книг и музицирование, знакомство с произведениями искусства.

Усадьба Строгановых в Братцево: жилой флигель усадьбы

В конце XVIII в. возникло понятие «дворянская усадьба», с которой связан огромный пласт отечественной культуры. Но усадебная культура скоро стала входить в противоречие с крепостническим укладом жизни крестьян в этих усадьбах, порой эти противоречия были очень сильными, хотя в целом помещичий произвол и жестокость не приветствовались обществом.

Из среды дворянства формировалась интеллигенция, которая оказала сильнейшее влияние на развитие отечественной культуры. Образование, талант ученых и литературные успехи стали главными критериями чести и достоинства дворянина. К. Кавелин писал: «Образованные кружки представляли у нас тогда посреди русского народа оазисы, в которых сосредоточивались лучшие умственные и культурные силы, – искусственные центры, со своей особой атмосферой, в которой вырабатывались изящные, глубоко просвещенные и нравственные личности».

В таких кружках взращивались чувства гражданственности, любви к Отечеству, необходимость совершенствования человека. Всем было понятно, что любовь к знаниям, науке, театру будет улучшать нравы людей. А литература в формировании системы ценностей русской интеллигенции играла особую роль. Она показывала образцы поведения, давала нравственный посыл в области воспитания, поведения и т.д. И здесь невозможно не вспомнить творчество А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других русских писателей, герои которых были и героями своего времени.

И. Репин. Портрет И.С. Тургенева

Российская действительность часто становилась предметом критики передовой частью интеллигенции, которая не признавала деспотизм, произвол, беззаконие. Радикально настроенная интеллигенция в XIX в. считала необходимостью изменение общественного строя России. Лучшие из этих дворян отличались искренностью и честностью, ответственностью перед историей; они поэтизировали свободу. Идеи насилия как способа изменения жизни появились только в 60-80-е годы XIX в. Члены организации «Народная воля» А. Желябов, С. Перовская, Н. Кибальчич и другие стали сторонниками террористической деятельности.

Буржуазная среда и купечество

Ценностные установки новой российской буржуазии формировались также в русле европейского образа жизни. При этом русская буржуазия отличалась стремлением к образованию, воспитанию, меценатству и благотворительности. Известны династии Демидовых, Щукиных, Третьяковых, Морозовых, Солдатенковых, которые оказывали большое влияние на культурную жизнь России. Жертвовались большие суммы на культуру, образование, медицину, церковное строительство.

И. Крамской. Портрет П. М. Третьякова

Формировались новое миропонимание, стиль жизни, нравы, изменившие систему ценностей. Но соединение европейских и традиционных ценностей привело к возникновению «вечной» российской проблемы: интеллигенция и народ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *