История патриотизма

В сентябре этого года во многих регионах России, в том числе и в Нижегородской области, пройдут муниципальные выборы. Своеобразие сложившейся предвыборной ситуации отражает, прежде всего, то, что подавляющее большинство партий и движений, вступивших в избирательную кампанию, либо позиционируют себя как патриотические, либо заявляют о патриотических лозунгах своей кампании. Что такое патриотизм и почему сегодня стало модно называться «патриотом», рассуждает преподаватель Нижегородского государственного политехнического университета и член Нижегородского отделения Партии Великое Отечество Борис Власов. Предлагаем вашему вниманию статью нашего коллеги.

Патриотизм стал своего рода политической модой, ярлыком, наклеив который, его обладатель может рассчитывать, по меньшей мере, на приязнь со стороны избирателей, а по большей — собрать голоса тех, для кого обращение к «патриотической тематике» является критерием для подачи голоса «за».

А что же такое «патриотизм», и кто может называть себя патриотом? Конечно, сразу вспоминается, что это, прежде всего, любовь, приверженность к своей Родине. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа. Поскольку бесспорным является то, что каждому нормальному человеку присуще чувство любви, то и разные проявления этой любви, в том числе и любовь к своему Отечеству, — это одно из наиболее глубоких чувств, свойственных человеку.

История патриотизма в античности

В эпоху античности мы видим постепенный переход полисных народов Средиземноморья (древних греков, карфагенян и римлян) от «патриотизма малой родины» к общенародному патриотизму основанному на общности языка, культуры, фенотипа. И эллинские монархи, и, особенно, римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора. Ещё до культа императора «патриотизм» выявляется в почитании героев своей земли. Таким образом, при формировании государства, неизбежным является замещение «патриотизма малой родины» общенародным государственным патриотизмом.

Народы исторического Востока, жители стран Азии и Древнего Египта напротив, сразу создавали общее государство, которое подготавливало почву для формирования патриотизма в современном понимании этого слова.

Создавшие свои государства древние народы (египтяне, шумеры, иранцы, китайцы, римляне, греки) удержали в той или иной степени до наших дней свой суверенитет. Попытки осуществления немотивированной агрессии и построения империй ущемлявших интересы покоренных народов, приводили эти народы к политическим катастрофам – таким как разгром Ассирийской державы, Персидской державы, распад Греко-македонской империи Александра Великого, падение Западно- Римского государства. При этом выходя на создание империй включавших многообразие народностей и этнических групп и греки и римляне оформляли новую общегосударственную идеологию исключающую национальный фактор и обращающуюся к надэтническим интересам общего культурного пространства. Наиболее умело действовали элиты Восточно-Римского государства, которые закрепили в качестве государственной универсалистскую идеологию христианства. Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовала подавлению «патриотизма малой родины» и развитию общего теперь уже ромейского (византийского) имперского патриотизма, оформляло представления о христианской империи как о земной родине всех христиан Такая политика являлась наиболее продуманной, и позволила избежать печальной судьбы Западной Римской империи и сохранить государственность ромеев (римлян) еще на тысячелетие.

История патриотизма в Средние века

В Средневековой Европе верность гражданскому коллективу уступила место личной преданности монарху, и патриотизм изменил своё значение.

Некоторые из европейских народов в определяющие периоды истории особенно ярко переживали патриотический подъём. Например, во время борьбы французов за освобождение северной Франции под водительством Жанны д’Арк, «Орлеанская Дева» была символом борьбы народа за Бога, суверенитет короля и за Францию. Этот пример характеризует патриотизм в Средневековой Европе как безусловно монархический, то есть отождествлявший Отечество с божественной королевской властью. Отдельные эпизоды, как например, борьба шотландцев против английского господства в конце XIII начале XIV вв. под водительством У. Уоллеса или чехов под водительством Я. Жижки против германских рыцарей-крестоносцев в XVIв., осуществлявшаяся даже в отсутствие короля, не должны нас смущать. Существовавшее тогда понимание власти отождествляло её с наличием помазанного на царство монарха в соответствии с коренными постулатами Библии и неоспоримым примером помазания на царство израильского царя Давида.

Безусловно, пики патриотического вдохновения народы переживали именно в периоды войн против иноземных захватчиков. Патриотическое чувство было неотъемлемым элементом борьбы за создание национального государства. Но не все народы мира в Средние века сформировали патриотическое чувство, и, соответственно, не все они смогли сформировать свои государства.

Обращаясь к ранней истории России, мы видим сначала обращение к Русской Земле, упоминаемой уже в таких документах русской словесности, как принадлежащее митрополиту Иллариону «Слово о Законе и Благодати» (1030-50гг.). В знаменитом «Слове о полку Игореве» (XIIв.) обращение к Русской Земле носит скорее языческий характер адресации к Земле как к матери, что является безусловной основой патриотического чувства.

В целом, акцентирование патриотического чувства именно в условиях борьбы с иноземными захватчиками роднит русские былины с героическим эпосом других народов. Но всё же, отличие есть. Герои Запада в качестве цели своей борьбы почти всегда выдвигают исполнение обещанного господину и личный успех и выгоду. Но русские богатыри напротив, стремятся не столько исполнить приказ князя, сколько защитить Родину и простых людей (например Илья Муромец в битве под Киевом воюет за «Землю Русскую и её люд»).

История патриотизма в Новое время

Эпоха буржуазных революций, ознаменовавшая вступление Европы в Новое время, изменила средневековое отношение к патриотизму, породив новые оттенки этого явления.

В первой из революций Нового времени — Нидерландской (1566-1648гг.) раздел между воюющими сторонами пролегает и по религиозному, и по национальному признаку. Нидерландские дворяне–католики сражаются вместе с голландцами (нидерландцами)–кальвинистами против католиков-испанцев. Впервые в истории мы видим отождествление понятия «патриот» как противопоставление словам «консерватор», «монархист». Далее, на протяжении всех других европейских революций мы видим похожую картину, но использование термина «патриотизм» меняется.

В эпоху американской (1775-83гг.) и французской (1789-1794гг.) буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации. Во время французской революции французские дворяне переходили на сторону антифранцузской коалиции и при этом считали своё поведение правомерным, так как сохраняли верность религиозной присяге монарху. В данном случае, между верностью Родине с одной стороны, и Богу и королю с другой, они выбирали Бога и короля. Исходя из религиозной мотивации, эмигранты из Франции не могли воспринимать свои действия иначе как деяние во славу Божию, ведь боролись они против абсолютно безбожного террористического режима, установившегося в стране после победы «Великой французской революции».

Во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» стало синонимом понятия «революционер». Проявлениями этого революционного патриотизма являются французская «Декларация независимости» и «Марсельеза». В них прослеживается противопоставление Отечества и «тирании» (так революционеры именовали монархическую форму единовластного правления). Здесь налицо диверсия информационной войны, осуществляемой масонской верхушкой революционеров разных стран против свергаемых режимов. Позже, победившие революционеры навязали всему миру идеологему о том, что защита революции была актом патриотизма, как это изображено в американском историческом боевике «Патриот» с Мэлом Гибсоном в главной роли (режиссер Р. Эммерих, 2000 г.).

Интересно наблюдать подобные же инверсии понятия «патриотизм» во время украинского майдана 2014 года.

В связи с революционным подъёмом, на рубеже-XVIII-XIX веков в Европе возникает и новая философия, противопоставляющая понятия «патриотизм» и «космополитизм». Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию. Монтескье и Вольтер стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями. На этом пути важную роль сыграли проекты «Вечного мира» Бентама и Канта, предлагающие создать в Европе постоянно действующий конгресс, главной целью которого было бы объединение держав в деле мира. В своих размышлениях Кант шёл дальше и видел в космополитизме венец истории, считая его естественным состоянием человека, и предполагал, что патриотизм по своему значению должен уступать космополитизму. Интересно, что будучи выдающимся европейским мыслителем Кант обладал юдофобскими и русофобскими взглядами, и, следовательно, говоря о мире между народами, подразумевал лишь европейские народы, способные согласованно работать в деле построения мира.

История патриотизма в Новейшее время

Событиями, изменившими представление о патриотизме, явились русские революции 1905 и 1917 годов. Их итогом стал приход к власти в России партии коммунистов (большевиков) под руководством В. И. Ленина. Для коммунистического движения патриотическая борьба за свою страну была противопоставлением так называемому «Интернационалу» (не зря идеолог движения Карл Маркс именно так назвал созданную им организацию). По сути, теория Маркса логически преобразовывала мысли европейских философов о космополитизме. Как и для космополита, для интернационалиста интересы его идеологии были выше интересов земли, территории, страны, народа (нации), религии.

После победы большевистской революции в 1917 году значительное количество русских граждан покинули Родину. Часть из них открыто выступила на стороне врагов революции, и снова решался вопрос о патриотизме в ситуации борьбы против своих сограждан. Но в отличие от французской революции, революционеры 1917-1921 годов не стали провозглашать лозунги защиты революционного Отечества, а выступили с идеями мирового пролетарского братства, отрицая государство в исторической перспективе, а, следовательно, и патриотическую идею как таковую. В связи с чем, объединённая под общим лозунгом борьбы за Белое дело, русская контрреволюционная оппозиция, а впоследствии и эмиграция, не считала своё поведение антипатриотическим и полагала, что долгом патриотов является борьба с большевистским безбожным режимом. По выражению одного из идеологов Белого движения И. А. Ильина, патриотизм состоял «не в бытовом пристрастии к родине, а в любви к России как подлинно религиозной святыне». И в этом проявилась особенность антиреволюционного движения в XX века. Оно опиралось не на идею Бога и монарха как в XIX, а на идею Бога и Родины, поскольку идея восстановления монархии не пользовалась популярностью.

Несмотря на вышесказанное, стоит отметить, что ситуацию в сфере отношения к России со стороны новой власти уже в 1925 году стал менять И. В. Сталин, бывший тогда Генеральным секретарем ЦК ВКП(б). Именно он сформулировал идею «построения социализма в отдельно взятой стране», что противоречило всем предыдущим марксистко-ленинским умозаключениям о мировой революции.

Претворяя в жизнь данную идею, Сталин неизбежно пришёл к идеологии советского патриотизма. Не указывая точной даты формирования идеологии советского патриотизма мы, тем не менее, видим присутствие патриотической риторики в советских СМИ с начала Великой Отечественной войны. Сам термин «Отечественная война» обращается к идеям борьбы за освобождение Отечества в 1812 году.

В послевоенное время противостояние СССР с Западом по инициативе Сталина приобрело характер борьбы советского патриотизма с космополитизмом. Одной из главных идейных тем этой борьбы было противодействие патриотических сил советского общества западничеству части советской элиты, её потребительскому отношению к своей Родине, как к территории проживания.

После незаконного развала Советского Союза на его бывшей территории возобладали как раз те космополитические тенденции, против которых велась борьба в СССР.

В настоящее время в Российской Федерации и на всей территории Исторической России идёт борьба исторически сформировавшихся течений патриотической мысли, то есть патриотизма малой родины и государственного патриотизма, выражающаяся в замещении «патриотизма малой родины» общенародным государственным патриотизмом.

И лишь общенародный государственный патриотизм является той идеологией, на базе которой возможно сохранение суверенитета нации, без которого, как показывает история, в условиях жёсткого противостояния с противником невозможно сохранение жизни единого государства.

Борис Власов

Игорь Акопянц, директор школы-интерната N 15 для детей-сирот:

— Патриотом я считаю российского гражданина, живущего в этой стране и работающего на благо своей семьи. Для патриота обязательно знание истории своей Родины, своего края, потому что нельзя любить то, чего не знаешь. Наши патриоты возводили МГУ, рыли каракумские каналы, строили ГЭС, воевали за нас. Для нашей школы самый патриотичный человек, без сомнения, отчизнолюбец, — это Юрий Никулин. Вся жизнь этого человека — большой учебник под названием «Как надо жить». Для нас этот человек идеал. Он воевал за свою Родину, прошел три войны простым солдатом, добился в творчестве чего он хотел, всю жизнь любил одну женщину, был верен семье и помогал людям. При всем этом не любил собраний, лозунгов, внешнего, напускного, был человеком дела.

Борис Моисеев, заслуженный артист Российской Федерации:

— Вопрос очень интересный. Если серьезно, то я считаю настоящим патриотом Иосифа Кобзона. Вы только посмотрите, как много этот человек сделал для России, какой вклад он внес в русскую культуру! В современных условиях патриотизм может спасти только любовь к своей Родине.

Владимир Хутарев-Гарнишевский, историк, член Московского дворянского собрания:

— Того, кто делает свое дело на нужды и благо общества или государства. С исторической точки зрения, таких людей миллионы, и я бы даже не взялся их сравнивать. Тут легче перечислить тех, кто не прославился любовью к своей стране и народу. Например, деятели переворота 1917 года, которые навсегда останутся для меня вандалами и террористами.

Дмитрий Бужинский, теле-, радиоведущий:

— Я считаю патриотом человека, точно понимающего значение этого слова. У него очень много толкований, и вот как раз все противоречия от того, что люди по-разному его понимают. На мой взгляд, патриотизм — это любовь к своей Родине и выполнение обязательств перед ней. Сегодня любить свое Отечество актуально ровно настолько, насколько мы воспринимаем территорию России своей страной. Примером патриотизма, в историческом аспекте, для меня остаются Сергий Радонежский, патриарх Гермоген, собравший наш народ на борьбу с польскими интервентами. Патриотом наших дней я считаю академика Сахарова.

Татьяна Щербина, поэтесса:

— Всех тех людей, которые приносили и приносят России славу. Это писатели — Пушкин, Гоголь, Чехов; театральные деятели — Станиславский, Немирович-Данченко, Меркун. Даже люди, уезжавшие из России, такие как Нижинский, все равно остаются патриотами. Люди, создающие культуру народа, являются этаким «сухим остатком», эссенцией нации. Так все знают Гомера, но мало кто знает царя, правящего в его время. Гении проносят сквозь века дух времени, умудряясь оставаться актуальными во все времена. Наше творчество — наш имидж в чужих глазах и глазах наших потомков.

«При посещении одной из школ я обратилвнимание на ученицу, читающуюкнигу пионерах-героях. Хорошо, что книгу сохранили, и ученики с удовольствием ее читают. Поговорив с девочкой, я отметилдля себя, что она знает о юныхгероях не из этой книги, но и из других. Радостно стало за ребёнка, которыйсоприкоснулся с великой и героической историей своего народа, примерил к себе поступок сверстников-героев. Уверен, что её посетила гордость за свою страну, за своих предков, а главное, она поняла, что тоже причастна к славному племени победителей».

В современных условиях патриотизму, воспитательным функциям отечественное истории отводится особое особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Так было всегда, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины.

Святое чувство-патриотизм, поистине является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всеготу подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

Так что же такое патриотизм? Какой смысл, вкладывается в это понятие? Патриотизм в России формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нём — яркий отсвет судьбы Отечества. Сущность патриотизма , т.е. глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, к природе, к тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага.

Происходит понятие патриотизм, от греческого «патрис»-родина, отечество. Под патриотизмом подразумеваются любовь человека к своей Родине, к своему народу, гордость за него, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями.

Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности, он развивается, наполняется содержанием, исходя из тех ценностных ориентаций, которые сформированы в нём начиная с детства. И формируется у школьников из отношения к истории Отечества как к личному достоинству и чести. Если этого нет, то и не будет патриотизма.

Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество? Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается, Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырс, живёт и которая слала для него родной и близкой. Малая Родина-это место рождения и становления человека как личности.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью ксвоим, родителям-отцу и матери. Потеря Родины, означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно и вечно сказал об этом А. С. Пушкин:

Два дивных чувства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к отеческим гробам,
На них всегда, от века к веку,
По воле Бога самого
Самостоянье Человека,
Залог величия его!

По-особому, актуально, эти слова звучат в наши дни.

Любовь к Родине возникает, наверно, по-разному. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребёнок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознаёт величайшую истину, свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин-патриот.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. «Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина — Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай — де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич — Забалканский, Р.Д.Радко — Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его — патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал : «Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа — вестницей бытия его».

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского — одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что «теперь мы не хуже других», подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально — русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально — психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период «советского патриотизма» — после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе — это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно — нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

Ведь. Не зря говорят: «От правильного воспитания детей, зависит благосостояние всего народа» (Локк)

И в заключение я хочу прочитать Вам стихотворение Э.Асадова

«Россия начиналась не с меча»

Россия начиналась не с меча.
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча.
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
И стрелами звенящие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Не даром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне,
В руках веселых, только от труда,
По добродушью, иногда не сразу,
Возмездие вздымалось, это да!
Но жажды крови не было ни разу.
Но только подлость, радовалась зря,
С богатырем, не долговечны шутки!
Да, можно, обмакнуть богатыря,
Но победить, вот это уже дудки.
Ведь это было так же бы смешно,
Как скажем, биться с солнцем, иль луною.
Тому порукой озеро, Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев и Батыя
Нашли конец на Родине моей!
То нынешняя, гордая Россия!
В 100 крат еще прекрасней и милей!
И в битве с самой лютою войной
Она и ад сумела превозмочь
Тому порукой города — герои
В огнях салюта в праздничную ночь.
И вечно тем горда моя страна!
Что никого, нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, сем война,
Как бескорыстье действеннее — жала.
Встает заря, светла и горяча
И будет так во веки нерушимо
Россия начиналась не с меча,
И потому. Она непобедима.

Список литературы

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» 2006г.
  2. Э.Асадов «Не проходите мимо любви» М.2001г.

70. Социал-патриотизм

Сейчас идет поиск широкой объединительной платформы в Русском движении. Практически использованы все доктрины для попытки выразить нынешнюю Русскую идею в политическом поле.

Проблема узости доктрин и платформ состояла в том, что в основном ими занимались интеллектуалы, которые обращались к сложному философскому, историческому, политическому опыту. Т. е. они делали доктрины чрезвычайно трудными для восприятия народными массами. Также они не обращали внимание на риторику, которая привлекает, собственно народ. Ставили свою «интеллижанс» первичной в сравнении с мотивациями масс. Часто уходили в позицию аристократизма, богемства, даже снобизма.

Национал-демократы заужали свою позицию до мелкобуржуазного национализма — бюргерства, т. е. до классовых интересов. Тем самым, становясь просто крайне правым крылом либералов, легко шли на коалицию с оранжевыми право-либералами.

Национал-социалисты сузили свой идейный дискурс до субкультур, автономизма, очень ограниченного взгляда на концепцию. То же можно сказать и про державников, монархистов, религиозных фундаменталистах.

Что же идейно широкого осталось в сухом остатке? Что воспринимают народные массы в акционизме Русского движения? Что не приемлют люди?

Осталась идея Русского национального государства, его сохранения и созидания. Поддерживают русские дискурс о защите от оккупации, миграции, внешнего влияния. Не приемлют попытки ревизии истории, как то «десталинизацию», так и пересмотры истории ВОВ. То есть налицо старый добрый патриотизм. И патриотическая риторика со стороны Русского движения вполне востребована и находит отзыв в сердцах людей.

Также русские люди положительно воспринимают поднятие вопросов о социальной справедливости в распределении национального богатства в регионах. В целом русскую нацию волнуют вопросы правозащиты, противодействия всяческому этнотеррору со стороны этнических меньшинств, люди против засилья кумовства, землячества, этнокриминала. Остались важны для масс вопросы социального характера, всего спектра — как то безработица, ЖКХ, соцобеспечение, демография.

Немало ностальгии по положительному опыту недавнего советского прошлого: державная мощь, ВПК, наука, уровень образования, медицины.

Таким образом, из этих мотиваций народных масс складывается основа для формирования объединяющей платформы социального и патриотического характера.

Назвать ее можно соответственно — социал-патриотизм.

В истории были попытки уже так называть представителей тех или иных политических течений социал-патриотами. В частности так в СССР называли презрительно представителей Второго Интернационала, которые высказались, что в случае войны они предпочтут интересам рабочих интересы национальные. Также их называли национал-шовинистами.

Или же Л. Троцкий использовал это определение по отношению к деятельности и взглядам Г.В. Плеханова, называя того русским социал-патриотом за то, что тот не порвал связь с народничеством и почвенничеством.

Пробовали называть социал-патриотами некоторые партии и лидеров в наше время. Подразумевая, что для них важней культурно-исторический фактор, нежели этно-исторический.

Пытался даже Д.О. Рогозин застолбить эту идею в своем докладе «Социал-патриотизм — идеология победы». Но это была инициатива «сверху», чтобы подмять под кремлевский контроль протестные национальные настроения.

Имеются также материалы, которые показывают некую содержательную сторону социал-патриотизма.

В нашем же случае важна больше функция этого понятия. А она состоит во-первых, в протестной риторике: социальные, социалистические ценности, социальный вопрос — являются одним из важнейших требований в Русском движении, как впрочем многих волнуют и патриотические настроения — вопрос о сохранении русской, российской государственности — то есть собственно патриотизм, а он явление тоже многогранное и связан с большим списком вопросов, затрагиваемых и националистами. Во-вторых — социал-патриотизм — легитимен с точки зрения закона. Все что с приставкой «национал» власть не пропустит для какой бы то ни было учредиловки, разве что проплаченных нацдемов. Очень хорошо по этому поводу один из ветеранов Русского движения заметил на пресловутом Совете 28 января, что захотели власти закрыть 16 национал-патриотических движей и закрыли. Не в последнюю очередь в силу разных формальностей. В-третьих под этот бренд можно собирать и левых и правых. Он широк по контексту. Не затаскан еще. Им как уже упоминалось чаще называли, чем назывались.

Не обязательно его превращать в доктрину. Просто он может быть неким объединительным форумом, платформой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Дюкарев Р.С. 1 1 МГИК «Московский государственный институт культуры» В данной статье актуализируется проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи. В поисках нового содержания и эффективных средств гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в современной культурно-исторической среде автор выделяет хоровое пение. Хоровое пение как одно из традиционных средств формирования преданного гражданина-патриота своей Родины, как одно из действенных средств гражданско-патриотического воспитания молодежи. При разработке репертуара хора автор акцентирует внимание на песнях военно-патриотической тематики, уделяя особое внимание песням Великой Отечественной войны. Поэтические и музыкальные тексты военных песен пробуждают чувства и эмоции, прививают любовь к Родине, к родной природе, формируют уважение к истории Отечества. Важно создавать музыкально-образную среду и наполнять ее качественным песенным репертуаром, отражающим наше настоящее. 140 KB патриотизм гражданско-патриотическое воспитание хоровое пение культурно-историческая среда русские патриотические песни песни военных лет студенческая молодежь. 1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Москва: ЭКСМО, 2003. – С. 434. 2. Булатова Н.Д. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности в условиях этнокультурного образования / Н.Д. Булатова // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование, Наука, Культура» (28 апреля 2009 года). – Гжель, 2009. – С. 460-469. 3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – Москва, ЭКСМО, 2005. – С. 1136. 4. Дюкарев Р.С. Хоровое пение как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи / Р.С. Дюкарев; под ред. Н.Д. Булатовой, Т.К. Солодухиной, В.И. Солодухина, Е.Ю. Стрельцовой, Л.В. Косогоровой // Теория и практика: Сборник материалов межвузовских научно-практических конференций (10 ноября 2016 г.). – М.: МГИК, 2017. – С. 105-110. 5. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей / А.Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3 (53). – С. 98-103. 6. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 496. 7. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора / С.В. Попов. – М., 1957. – С. 3. 8. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с. 9. Формирование духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи в системе непрерывного образования: теория и практика: Сборник материалов IV межкафедральной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г.) / Под ред. Н.Д. Булатовой, Т.К. Солодухиной, В.И. Солодухина, Е.Ю. Стрельцовой. – М.: МГИК, 2015. 207 с. – С. 52-59. 10. Щербаков А.Е. Песни страды боевой… / А.Е. Щербаков. – М.: Изд-во Главархива Москвы, 2010. – С. 5. 11. Ярошенко Н.Н. Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО / Н.Н, Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 2 (52). – С. 150-154.

На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи актуальна и имеет особую значимость, несмотря на то, что современная ситуация нестабильна. В настоящее время изменилась этнокультурная и социально-психологическая сферы человека, что непосредственно во взаимосвязи с постоянными изменениями культурно-исторической среды, которая, как утверждает Л.С. Выготский, выступает «в смысле развития личности и ее специфических свойств не как обстановка, а играет роль источника развития» .

Воспитание человека – сложная задача, так как всегда возникают разные проблемы в воспитании детей и молодежи. При смене политической ориентации государства проблемы могут обостряться в большей степени и могут стать источниками интенсивных эмоциональных всплесков, которые приводят к негативному жизненному сценарию. В связи с этим основная цель гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи заключается в ориентации молодого поколения на ценности отечественной и мировой культуры, формирование у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, популяризация военно-исторического наследия.

Особую актуальность проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи приобретает в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов (ФГОС поколения три плюс и три плюс плюс профессионального образования, ФГОС третьего поколения общего образования и др.). Чувство патриотизма и гражданственности формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей и молодежи. Вместе с тем социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается только воспитательным процессом в образовательном учреждении. Важное значение в решении этой проблемы имеет семья, образовательные и социально-культурные учреждения, средства массовой информации, общественные и религиозные организации, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.

Поэтому перед различными социальными институтами (школа, вуз, центры досуга и т.д.) стоит проблема осмысления именно среды, в которой постоянно находится человек, его понимание, в каком мире, в каком пространстве и в каком обществе он существует и какие требования предъявляет к нему общество.

Немаловажную роль в деле патриотического воспитания современной молодежи играют вузы культуры. Образовательно-воспитательный контент этих вузов, особенно этнокультурологического направления обучения, обладает огромным потенциалом по формированию патриотического и гражданского сознания у студентов, так как непосредственно нацелен на изучение культурно-исторического прошлого нашей страны, корней и традиций народной художественной культуры, народного искусства, в том числе музыкального.

В связи с вышесказанным специфика гражданско-патриотического воспитания молодежи в системе современного образования должна заключаться в особых возможностях внеучебной досуговой деятельности, в процессе которой на основании добровольного и свободного выбора студента происходит его личностное развитие, оказывающее воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую сферу обучающегося.

Главная задача педагога-практика, руководителя, дирижера, того «значимого взрослого» (по терминологии В.И. Слободчикова), который находится рядом с ними, научить молодежь видеть и слышать голос истории Отечества. Важно заинтересовать молодежь и помочь стать активными исследователями, которые смотрят вокруг себя, чтобы увидеть и соприкоснуться с теми, кто является носителями традиций Родины. Необходимо научить любить свою Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвались нити времен и поколений, чтобы молодое поколение по-настоящему считалось наследниками Великой русской культуры и Великой Победы. Прошлое Родины – это ключ к познанию и пониманию настоящего, это главный вектор в будущее.

Как известно, патриотизм имеет в своих истоках любовь к отчему дому, познание истории родного края. В словарях мы находим следующее подтверждение толкования слова «патриотизм»: «патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» ; «патриотизм – любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации» .

Возникает вопрос: как и с помощью каких средств и механизмов воспитывать патриотизм и гражданственность у современной студенческой молодежи?

По нашему мнению, эффективным средством гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в современной культурно-исторической среде является хоровое пение. Хоровое пение – одно из действенных средств воспитания чувства любви к родине. Как писал известный хормейстер С.В. Попов: «Через хоровую деятельность наш народ приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, а также и наследию русской национальной и мировой музыкальной классики» .

Неоспоримым воспитательным потенциалом и эффективным средством гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи является хоровое пение. Через певческую деятельность молодой человек приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, наследию русской национальной и мировой музыкальной классики. Хоровое пение обладает рядом преимуществ: массовость, голос – инструмент, который есть у каждого здорового человека, общедоступность. Хоровое пение – это коллективный вид деятельности, а, как известно, коллективность, соборность – важные традиционные качества русского народа.

Хоровое пение – одно из древнейших видов искусства, существующее в России как неотъемлемая часть жизни. «Проезжая по России, я был удивлен музыкальностью местных жителей и их любовью к пению… Ямщики пели от начала до конца перегона, солдаты пели на марше, жители сёл и деревень – за любой, даже самой трудной работой; из церквей доносились стройные гимны, и среди вечерней тишины я часто слышал, как в воздухе разносились звуки мелодий из окружающих деревень», – еще в XIX веке писал английский путешественник историк Уильям Кокс.

Пение в хоре способствует развитию музыкальных и творческих способностей, так необходимых каждому человеку. А самое главное, развивает в человеке нравственно-эстетическое, духовное начало, воспитывает любовь к ближнему, к природе, к своей Родине, развивает в человеке чувство патриотизма.

Основная задача хоровых занятий по гражданско-патриотическому воспитанию способствовать формированию высококультурной, широко образованной личности, использование в воспитании учащихся знаний в области истории, истории культуры, литературы, искусства, национальных традиций русского народа и других народов России.

Целенаправленная коллективная работа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи средствами песен военной тематики должна создавать музыкально-образную среду для сохранения и приумножения традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, формировать музыкальных вкус.

И здесь, безусловно, особую роль играет репертуар хора. Например, русские патриотические песни, песни военных лет как часть нашей истории, как культурное наследие русского народа. Особого внимания заслуживают песни, созданные в годы Великой Отечественной войны.

«Эти удивительные, замечательные песни вобрали в себя и отразили любовь к Родине, ненависть к захватчикам, уверенность в победе над коварным, беспощадным врагом, надежду на возвращение домой по окончании войны и встречу со своими близкими», – пишет А.Е. Щербаков, и мы с ним полностью согласны . Исполненные полюбившимися в народе певцами, они получали широчайшую известность по всей стране. С этим песнями провожали на фронт отцов, мужей, братьев и сыновей, они поднимали боевой дух и согревали сердца солдат в краткие часы отдыха. С ними шли на трудовую вахту труженика тыла: жены, сестры и матери, с ними встречали долгожданных победителей после окончания войны, под них поминали тех, кто не вернулся из боя домой. Поэтому с полным правом можно сказать, что песни военной поры – это легендарная, героическая страница культурно-исторического наследия нашего народа, летопись истории нашей Родины.

Их создателями были как уже известные композиторы-песенники – Матвей Блантер, Исаак Дунаевский, Александр Александров, Владимир Захаров, Константин Листов, Борис Фомин, так и представители более молодого поколения – Василий Соловьев-Седой, Анатолий Новиков, Борис Мокроусов, Никита Богословский, Евгений Жарковский и др. Нынешнему поколению молодежи есть чему поучиться у создателей этих песен. На этих песнях выросло не одно поколение, на них можно и нужно воспитывать и обучать современную студенческую молодежь.

Проведенные исследования показали, что 60 % опрошенных студентов не знают даже самых популярных военных песен («Священная война», «Вечер на рейде», «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек», «Вася — Василек», «На солнечной поляночке», «Дороги», «День Победы»). Поэтому на занятиях хора необходимо давать более широкое представление о песнях военного времени, об истории создания песни, мастерской композитора и поэта, пробуждать эстетический и эмоциональный отклик, а также вызывать потребность стать «носителями» этих песен и передавать их по наследству .

Результативность гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи средствами хорового пения во многом определяется реализацией историко-культурного и системно-деятельного подхода.

В результате популяризации военно-исторического наследия России необходимо:

  • прививать глубокого уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа России;
  • прививать уважение к Государственному гербу, флагу и гимну, основанное на героической истории русского народа;
  • воспитывать в духе национального взаимодействия и дружелюбия, единства народов России, а также интернациональное воспитание;
  • прививать любовь и уважение к русскому языку;
  • воспитывать уважение к Вооруженным Силам России и защитникам Отечества;

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что патриотизм – могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и рядовыми наклонностями».

Выдающиеся педагоги-практики и музыканты (Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Сорока-Росинского, А. Сохора и др.) считают, что благоприятной средой для формирования патриотического чувства должно стать развитие эмоционально-ценностного отношения. Во время обучения – общения с музыкальными произведениями, интересными историческими фактами на эмоционально-чувственном фоне человек воспринимает на подсознательном уровне и постепенно трансформирует из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Удивительная особенность русской патриотической песни – это отображать переживания людей в разные моменты жизни, отражать страницы истории. Например, песни о Кремлёвских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Родине. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания молодого поколения, формируют их духовный мир.

Безусловно, чтобы русская патриотическая песня тронула душу современного молодого человека, дошла до сердца, передавая призыв бескорыстной и истинной любви к Родине, к своему народу, необходимы эффективные методики и технологии, разработка организационно-педагогических условий в процессе гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими гражданско-патриотическое воспитание молодежи, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Важно не только научить понимать и любить музыку, а развивать стремление и способность молодежи применить свой музыкальный опыт в творческих проявлениях. Для формирования музыкально-нравственной культуры молодежи использовать различные виды музыкальной деятельности.

Алгоритм занятий хора включает в себя следующие этапы:

  • слушание песни и первое впечатление от прослушанного (эмоционально-чувственный компонент);
  • знакомство с авторами и историей создания песни, с видами и формами популяризации патриотической песни (когнитивный компонент);
  • исполнительство (деятельный компонент);
  • рефлексия.

Особое внимание к слову, первостепенная роль поэтиче­ского текста в его синтезе с мелодией – все это вызывает эмоционально-действенный отклик у слушателей хора.

Руководителю хора, хоровой студии непременно нужно знать, что гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи – целенаправленная деятельность, призванная формировать у них ценностные ориентации, качества, нормы поведения патриота и гражданина России.

Библиографическая ссылка

Дюкарев Р.С. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ПЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26861 (дата обращения: 02.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *