История поста

От редакции:

Сергей Васильевич Максимов (25 сентября 1831 — 3 июня 1901) — этнограф-беллетрист, почетный академик Петербургской академии наук (1900). Он совершил ряд этнографических экспедиций по Владимирской, Нижегородской, Вятской, Смоленской, Могилевской, Витебской, Виленской и другим губерниям, к Белому морю, на Амур, на берега Каспийского моря и на Урал, в результате которых вышел ряд книг. Уже после смерти ученого, в 1903 г., вышел том его этнографического сочинения «Нечистая, неведомая и крестная сила». Представляем весьма интересное описание традиций, связанных с постами на Руси. Что такое «постная» посуда? Как в народе относились к священникам, дающим поблажки в пище во время поста при болезни? Как постились грудные детки и с какого возраста для них начинался пост наравне со взрослыми? Необходимо отметить, что автор наблюдал и записывал обычаи верований как крестьян-старообрядцев, так и приверженцев господствующего вероисповедания — РПЦ. Именно поэтому рядом описаны обычаи «понедельничать» (это старообрядческая традиция) и причащаться девицам без платка с распущенными волосами (традиция древняя, но не прижившаяся у староверов). Публикуем с сокращениями.

***

Наш народ не только соблюдает посты во всей строгости церковного устава, но идет в этом отношении значительно далее, устанавливая сплошь и рядом свои постные дни, неизвестные церкви. Так, почти в каждом селе, в каждой деревне можно встретить благочестивых старух и стариков, которые «понедельничают», т. е. кроме среды и пятницы постятся и по понедельникам. (Обычай «понедельничать», конечно же, был известен старообрядческой церкви — прим. ред.) Некоторые же в своей душеспасительной ревности доходят до того, что за несколько лет до смерти или перестают совсем есть скоромное, или налагают на себя пост, в частности, никогда, например, не едят мяса, молока, яиц, рыбы; не едят ничего с маслом, будь то скоромное или постное; безусловно, воздерживаются от вина; дают обет никогда не есть яблок, картофеля, не пить квасу и прочее.

Наряду со стариками добавочные посты налагают на себя и девушки, которые «вылащивают» женихов. До какой степени педантично крестьяне соблюдают свои обеты, можно судить по следующему, очень характерному случаю, рассказанному одним священником Вологодской губернии. Какая-то деревенская старушка признавалась этому священнику на духу, что окаянный смутил ее и заставил в пост есть «скором». На вопрос же священника, что именно она ела, старушка поведала, что ела редьку, семена которой перед садкой были рощены в молоке. На том же основании крестьяне считают непростительным грехом пить постом чай с сахаром: чай и сам по себе напиток полугреховный, а с сахаром он считается, безусловно, скоромным, так как сахар, по понятиям крестьян, приготовляется из костей животных.

При таком аскетически-строгом отношении к постам неудивительно, что и молоко матери считается для грудных ребят тоже греховной «скоромью», и еще недалеко ушло то время, когда в крестьянских избах стон стоял от ребячьего крика, так как во время строгих постов грудных детей кормили постной пищей, приказывая матерям не давать им груди. Теперь, к счастью, это обыкновение повсеместно вывелось, и хотя молоко матери по-прежнему признается греховной «скоромью», но грех этот считается небольшим и падает он не на младенца, а на мать. Зато и теперь дети, уже отлученные от груди, обязательно должны соблюдать посты наряду со взрослыми.

Такая же строгость в соблюдении постов предписывается и тяжко больным. Один фельдшер из Тотемского уезда (Вологодской губернии) рассказывал нашему корреспонденту, что никак не мог убедить крестьян, больных кровавым поносом, пить молоко и есть яйца, так как в то время был пост. На все увещания больные отвечали ему:

Святые, вон, еще чаще постились, да дольше нас грешных жили, а Исус Христос сорок суток подряд ничего не ел.

Вообще крестьяне и крестьянки, особенно из числа пожилых, радеющих о спасении души, скорее решатся умереть, чем «опоганить душу» скоромной пищей, и только молодые в редких случаях уступают настояниям врачей и фельдшеров, да и то не иначе, как с разрешения духовного отца, который тщательно взвешивает, насколько болезнь серьезна и насколько постная пища может быть опасна для здоровья больного. При этом не лишне будет заметить, что если разрешение дается легко, то крестьяне теряют уважение к такому священнику, как стоящему не на высоте церковных требований и способствующему своими поблажками тому «легкому» отношению к постам, какое свойственно только избалованным господам.

Нынче, — говорят они, — только нам, мужикам, и попоститься-то, а ученые да благородные постов соблюдать не будут — им без чаю да без говядины и дня не прожить.

Применительно к такому взгляду на посты, каждая деревенская хозяйка считает своим долгом иметь «постную» посуду, т. е. особые горшки, миски и даже ложки, предназначенные исключительно для постных дней. Правило это соблюдается настолько строго, что богобоязненная баба ни за что и ни под каким видом не даст в своем доме поесть скоромного «даже проезжему»: «Мне страшно, как увижу, что в пост едят скором», — скажет она в свое оправдание. Исключение делают разве для «нехристей» — цыган, татар, немцев, да пожалуй для господ — но и в таком случае посуда, из которой ели скоромное «нехристи», долгое время считается как бы оскверненной, и хозяйки не велят домочадцам есть из нее, «пока татарин не выдохнется». (Здесь, по всей видимости, описываются традиции старообрядцев-беспоповцев — прим.ред.).

Кроме воздержания в пище, крестьяне считают необходимой принадлежностью поста и половое воздержание: считается большим грехом плотское сожительство с женой в постное время, и виновные в таком проступке не только подвергаются строгому внушению со стороны священника, но выносят немало насмешек и от своих односельчан, так как бабы до тонкости разбираются в таких вещах и по дню рождения младенца прекрасно высчитывают, соблюдали ли супруги «закон» в посты. Особенно зорко следят бабы, чтобы «закон» соблюдался деревенским причтом: считается несмываемым срамом для всей деревни, если в беззаконии будет изобличен пономарь, дьячок, дьякон, а особенно священник. Следя строго за собой, взрослое население неослабно следит и за деревенской молодежью, наблюдая, чтобы в посты отнюдь не было «жировни», чтобы парни и девушки не затевали игрищ и ни под каким видом не смели петь мирских песен, не говоря уже о плясовых и хороводных. Вместо этих песен молодежи предоставляется петь так называемые «стихи», по характеру своему близко подходящие к старообрядческим «псалмам». Все эти стихи отличаются своим грустным, монотонным напевом, близко подходящим к речитативу, — по содержанию же большая часть стихов носит характер религиозный или нравоучительный. Для образца приводим один из таких стихов.

— Мати-Мария,
Где ты спала, ночевала?
— В Божьей церкви, во соборе
У Христа-Бога на престоле.
Мне приснился сон страшный,
Будто я Христа-Бога породила
В пелену его пеленала,
В шелковый пояс обвивала…
Тут пришли жиды, нехристиане,
Взяли нашего Бога распинали,
В ручки-ножки гвоздей натыкали.
Стала Мати-Мария плакать и рыдать,
Стали ангелы ее утешать:
Ты не плачь, не плачь, Мати-Мария,
Твой сын воскреснет из гроба.
Затрубите вы в трубу золотую,
Встаньте вы, живые и мертвые!
Праведным душам — царствие небесное,
А грешным душам — ад кромешный:
Им в огне будет гореть – не сгореть,
Им в смоле кипеть — не скипеть.

Великий пост

Если столь строгое воздержание от всего греховного и соблазнительного соблюдается в большей или меньшей степени во все посты, то легко представить себе, насколько педантично постятся крестьяне в Великий пост, подготовляя себя к говению и к достойной встрече величайшего из христианских праздников — Святой Пасхи. Во время говения многие старики и старухи едят один раз в день, и притом отнюдь не вареную пищу, а всухомятку: хлеб или сухари с водою. Наиболее же благочестивые стараются, по возможности, ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Для детей в благочестивых семьях «дневное голодание» обязательно только в Страстную пятницу, так как народ верит, что полное воздержание в этот день от пищи дает постнику прощение от всех грехов, совершенных после последней исповеди. Правда, дети лишь с большим трудом выдерживают столь строгий пост и нередко, по забывчивости, свойственной ребяческому возрасту, хватаются за корки, но таких «бесстыдников» матери останавливают обычной угрозой:

А вот поп тебе как отрежет ухо, да как отхлещет тебя кобыльей ногой, — так будешь знать!

Говеют крестьяне обыкновенно раз в год, Великим постом, и в преклонном возрасте несут эту христианскую обязанность с поразительной аккуратностью: некоторые старухи говеют даже два, три и четыре раза. Но зато молодые крестьяне, по отзывам некоторых приходских священников, иногда позволяют себе манкировать говеньем, не бывая на исповеди по нескольку лет кряду. Правда, сами же священники прибавляют при этом, что такие безбожники составляют редкое единичное явление, так как крестьяне верят, что человек, не бывший семь лет у исповеди и не причащавшийся св. Тайн, уже составляет добычу дьявола, который может распорядиться таким человеком по своему усмотрению.

Всего охотнее крестьяне говеют на первой, четвертой и Страстной неделе. В это время говеющие стараются как можно меньше говорить, чтобы не проронить пустого слова; по вечерам, если есть в семье грамотный, читается какая-нибудь божественная книга, и все слушают или молятся. Все церковные службы говеющие посещают добросовестно и аккуратно, а перед исповедью кланяются друг другу в ноги, прося простить Христа ради согрешения. Обычай не позволяет только, чтобы старшие кланялись в ноги младшим. Поэтому «большак», идя на исповедь, ограничивается лишь тем, что скажет домочадцам: «Простите, коли зря сделал», и слегка поклонится. Каждый взрослый говельщик, подходя исповедываться, кладет в стоящее возле священника блюдо мелкую монету, а в некоторых приходах заведено, сверх того, класть вместе с монетой и свечу, которая точно так же поступает в доход священника.

После исповеди, прослушав «правило», говеющий кладет еще одну монету, уже на блюдо возле псаломщика, и после разрешительной молитвы все расходятся по домам, поздравляя друг друга «с очищением совести». К принятию св. Тайн готовятся как к празднику: каждый старается приодеться, по возможности, лучше, а некоторые женщины из самых богатых деревенских жительниц (не крестьянки) считают даже за грех являться к причастию не в новом наряде. Девушки же, по народному обычаю, должны приступать к таинству с расплетенной косой: волосы при этом либо распускаются по плечам, либо завязываются в пучок, но в косу ни в каком случае не заплетаются.

После причастия считается великим грехом плевать, смеяться, ругаться, сердиться и ссориться, так как этим можно отогнать от себя святого ангела, который бывает при человеке после принятия св. Тайн. Считается также грехом класть земные поклоны, так как при неосторожном движении человека (а в особенности беременную женщину) может стошнить, и тогда рвоту придется собирать в чистую тряпочку и жечь в печи, чтобы предохранить св. Дары от невольного осквернения. За все эти грехи, как и вообще за неблагоговейное отношение к причастию, Господь иногда жестоко наказывает нечестивых, а иногда вразумляет их.

Сергей Худиев

На днях мне в интернете попался популярный, или, как теперь говорят, вирусный, текст:

«Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ

  • НЕ совершали литургию в храме
  • НЕ перекрещивались
  • НЕ целовали иконы
  • НЕ почитали мощи усопших «святых»
  • НЕ ставили свечи в храме
  • НЕ учили, что нужно поклоняться определенным «священным» реликвиям».

И так далее — список довольно длинный, и я не привожу его полностью, общая мысль понятна. Богатство православной обрядности — это что-то пустое и ненужное, даже противное первоначальному замыслу и желанию Господа Иисуса и первых учеников.

Поэтому совершать эти обряды — дело пустое и ненужное. Так ли это?

В Библии есть подробные описания обрядов

Конечно, Господь и апостолы едва ли практиковали православное благочестие, каким мы его знаем сейчас. Они принадлежали к иудейской культуре I века, и благочестивые обычаи, которых они придерживались, имели именно ветхозаветное, еврейское происхождение.

Но это благочестие носило ничуть не менее обрядовый, традиционный и общинный характер, чем православное.

В Библии мы находим подробные описания обрядов — то есть, по определению, «действий стереотипного характера, которым присуще символическое значение». Например, в центре ветхозаветной веры стоит празднование Пасхи — воспоминание Исхода (то есть выхода) еврейского народа из египетского рабства, и это празднование предполагает совершение четкой последовательности символических действий, каждое из которых передает определенное послание.

12-я глава книги Исход подробно описывает, в какие одежды надо облачиться, какую еду есть и какие действия совершать:

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей у вас началом месяцев, первым он у вас между месяцами года.

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.

Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:1-11).

Люди совершали (а религиозные иудеи совершают до сих пор) тщательно разработанный ритуал, в ходе которого воспоминались и разъяснялись следующим поколениям события священной истории. Но это носило далеко не только образовательный характер — обряд функционировал в качестве своего рода мистической машины времени, которая делала (и делает) людей участниками исхода. Не только какие-то другие люди, очень давно, в другой стране, пережили Исход из Египта — это то, что произошло именно с нами, составляет важнейшую часть именно нашего опыта. «Рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою» (Втор. 6:21).

Поэтому человек, который по своей воле отказался от участия в пасхальной трапезе, отпадал от народа — это было не просто отказом вспоминать ключевое для народа событие, но отказом в нем участвовать.

В центре христианской общины стоит именно обряд

И Господь Иисус не только не уклоняется от совершения этого обряда — напротив, Его Тайная Вечеря, на которой Он устанавливает Таинство Евхаристии, совершается именно в Пасхальный Седер.

Его ученики совершают Евхаристию, как Он заповедал: «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор.11:24, 25).

В разных традициях внутри христианства это может выглядеть немного по-разному, но везде мы найдем именно обряд — традиционную «последовательность действий, которым присуще символическое значение».

Безобрядовое христианство невозможно уже хотя бы потому, что в центре христианской общины, как ее создал Иисус, стоит именно обряд. Евхаристия.

Но оно невозможно и по другим причинам.

Во-первых, личное благочестие предполагает регулярные усилия в молитве. Псалмопевец прославляет Бога не потому, что у него сегодня есть такое настроение — а потому, что Бог достоин хвалы и поклонения. Обязанность посвящать Богу день субботний предполагает эту же молитвенную дисциплину — это нравственная обязанность человека, воздавать хвалу его Творцу и Искупителю, и это предполагает дисциплинированные, организованные усилия.

Можно — и нужно — молиться своими словами. Но когда вы устали, недовольны и вообще не в настроении, вы молитесь словами, которые уже сложились в библейской традиции. Молитвенником первых христиан была Псалтирь — и это неоднократно упоминается: Иак. 5:13, Еф. 5:19, Кол. 3:16.

Вторая причина — любая общая молитва требует какой-то упорядоченности, и когда эта упорядоченность неизбежно возникает, она становится устойчивой — не создавать же ее заново каждый раз. Обряды — то есть какие-то устойчивые формы, в которые отливается общая молитва — просто неизбежны.

Обряды Церкви вырастают из опыта молитвы

Они неизбежны и в общинах, которые стараются уйти от обрядов — и на них можно напасть точно с теми же словами, как и на православных:

Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ

  • НЕ арендовали кинозалов
  • НЕ носили английских костюмов с галстуками
  • НЕ призывали выйти к кафедре в знак религиозного обращения
  • НЕ использовали сборник «Песнь возрождения» или, тем более, песни Hillsong
  • НЕ играли на гитарах и не использовали звукоусилительную аппаратуру.

Если в христианском мире есть строгие реконструкторы, которые тщательно (насколько это возможно) воспроизводят обычаи I века, то их очень немного — во-первых, невероятно утомительно, во-вторых, непонятно, зачем, в-третьих, все равно без толку — человек XXI века, нарядившийся в костюм I-го, — это просто не больше, чем человек XXI века в маскарадном костюме.

Религиозная жизнь неизбежно нуждается в каких-то обрядовых формах, и они не могут буквально воспроизводить формы I века.

Но желательно, чтобы они сохраняли с ними связь — чтобы они росли из I века, как растет живой организм.

Потому что Господь Иисус создал Церковь — «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), которую апостол Павел описывает как живое Тело, напоенное Святым Духом — «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).

Обряды Церкви вырастают из ее опыта молитвы и богообщения, они не являются чем-то случайным или бессмысленным.

Когда мы совершаем их, мы входим в то же пространство веры и молитвы, в котором находились апостолы.

Да, духовная жизнь может формализироваться, тщательное выполнение обрядов — скрывать внутреннюю пустоту и неверность Богу — против чего много предостерегали еще ветхозаветные пророки.

Но чтобы вам стала грозить опасность формализации вашей религиозной жизни, она сначала должна у вас быть.

Как сказал поэт,

Если у вас нету дома,
Пожары ему не страшны,
И жена не уйдет к другому,
Если у вас нет жены.

А если духовная жизнь у вас есть, она неизбежно будет проявляться в обрядах — и не нужно этого бояться.

Пост (запись, блогозапись) — отдельное сообщение, размещенное в блоге, отдельная новость в ленте новостей социальных сетей или странице участника социальной сети. Пост помимо текста может содержать различные медиа файлы: фотографии, аудиозаписи и видеозаписи, . Чаще всего пост можно оценить (поставить лайк), прокомментировать.

Размещение постов на интернет-жаргоне называется постингом.

Этимология

  • Пóст — Заимствованное слово(англ. post), которое так же широко используется в англоязычных социальных сетях.
  • Репóст — (от англ. repost, которое имеет аналогичное значение) копирование уже опубликованной новости на свою страницу в социальной сети.

Описание

Запись в блоге имеет: дату написания (в некоторых сервисах может устанавливаться произвольно), название (топик; не всегда обязательно), текст записи, категории (теги). Согласно настройкам видимости, устанавливаемым автором или ресурсом, после публикации пост доступен для чтения либо только автору, либо группе друзей, либо всем друзьям, либо всем пользовтаелям. Многие сервисы позволяют оставлять к записям комментарии, в которых читатели блога могут обсудить. Цепочка комментариев, являющихся ответами на один из корневых комментариев и оставленные к нему комментарии, называются веткой комментариев.

Пост имеет собственный уникальный URL, по которому он может просмотрен, обычно вместе со всеми комментариями.

Последние n записей (обычно от 10 до 50), к которым имеет доступ читатель, отображаются на главной странице его блога вместе с технической информацией (датами написания, числом оставленных комментариев, ссылками на комментарии и т. д.). При этом в записях возможно использованием т. н. ката: находящаяся под катом часть поста не отображается на главной странице, вместо нее отображается краткое содержание или типовая надпись «Читать далее…» со ссылкой на полную версию поста.

В википроектах роль постов выполняют заглавные сообщения на форумах, которые содержат заголовок <h2>, сообщение и подпись, технически не отличающиеся от комментариев к ним.

Комментирование поста

Большинство интернет-ресурсов предоставляют возможность прокомментировать пост, однако комментарий нельзя оставить отдельно от самого поста. Чаще всего комментарии отображаются снизу поста, в соответствующей секции.

Интересные Факты

  • Несмотря на его широкое применение в речи среди молодежи, в российский социальных сетях, например Вконтакте, его заменяют на близкое по смыслу русское слово, чаще всего «поделиться».
  • Мицгол именует посты «блогозаписями». С его точки зрения, его вариант звучит более по-русски, чем полностью калькированное из английского языка слово.

См. также

  • Твит — запись, отправляемая в Твиттере.
  • Кросспостинг

Примечания

Пост относится к теме «Блогосфера» ±
Блогосфера
Мета Abuse Team • Stand-alone • Бан-лист • Блоггер • Блог (закрытый, коллективный, коммерческий, микроблог, проекта, блогкастинг) • Ветка обсуждений • Видеоблоггер • Кат • Козёл Фрэнк • Комментарий • Пост • Репост • Русский блоггер • Сообщество • Судебное преследование • Тег • Френд • OpenID
Блогохостинги BeOn • Blogger • Bloground.ru • Diary.ru • Juick • LiveInternet • lj.rossia.org • LOR • Maxpark • StihoSlov.ru • Tumblr • Twitter • Vott.ru • WordPress • Вольгота • Дримвид • Еврокомиссия • Живой Журнал • Лепрозорий • Хабрахабр (аналоги) • Я.ру • Континенталист
Блоггеры-легенды ЖЖ Типы: Блогофотографы • Десятитысячники • Топ-блоггеры • Тысячники
Собственно: belonika • colonelcassad (Красная Солянка) • drugoi • eprst2000 • fritzmorgen • galkovsky (движение утят) • holmogor • krylov • ljpromo • mosomedve • navalny • pesen_net • prostitutka_ket • sergeydolya • stalic • tema • viktorlevanov • zyalt •
Инциденты Аресты • Уголовное преследование • Александр Акопов против Википедии • Андрей Турчак vs Олег Кашин • Доктор Лиза и Панова • Драки блоггеров • Езда главы Ространснадзора по встречке • Знаменитость российского уровня • Избиение Божены Рынски • Ирина Левандовская • Календарь для Путина • Катя Гордон против Луркоморья • Конфликт Артемия Лебедева с Аэрофлотом • Конфликт Золотарёва и Вербицкого • Конфликт Куклачева и Вербицкого • Мартышка отдуплилась • Навальный о Транснефти • Письма Калашникова: Медведеву, Путину • Премия Паркера • Расстрел ladyelberg • Рында Путина • Садальский против Яндекса • Скандал на фестивале Видео People • Скандал с Катей Муму • Слухи о запрете «Ну, погоди» • Скандал по поводу ориентации Егора Просвирнина • Фотосессия Волочковой на Мальдивах • Юлия Яловицына • DDoS-атаки на ЖЖ • Squirrel Institute • Диана Шурыгина
Блоггеры LJR anticompromat • tiphareth • yaroslavz
Stand-alone Apazhe • Александр Шушпанов • Алекс Экслер • Гоблин • Дмитрий Медведев • Илья Кабанов • Илья Мэддисон • Кошастый • Леонид Каганов • Максим Кононенко • Наталья Северская • Олег Кашин • Толкователь • Gwen Faberge • ru.blog.mithgol • Хоссейн Деракшан • Хэлл • loleknbolek.com • Missis-tramel.com • Oleg Sharan
Блоги от имени лидеров государств в Твиттере Реальные: BarackObama • MedvedevRussia (KremlinRussia) • MedvedevRussiaE (KremlinRussia_E)
Подражания и пародии: KermlinRussia • PutinRF • NikolayII • Stalin Ru
Мемы Аноним хуже… • Карлсон — Геринг • Наброс • Некропостинг • Первонах • Рукопожатный • ТП • Тысячник • Финский армейский тест • Хабраэффект • Шоладемизация • ЭОС
Забугорное эпичное Hand. Cannot. Erase.

Морфологический разбор имени существительного

1. Часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч.)

2. Постоянные признаки: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение.

3. Непостоянные признаки: падеж, число.

4. Синтаксическая роль.

Образец: Я разбила чашку.

Чашку – сущ,

н.ф.: чашка.

Пост. пр.: нарицат, неодуш., ж.р., 1 скл.;

Непост. пр.: В.п., ед.ч.;

Синт. роль: разбил (что?) чашку дополнение

Морфологический разбор прилагательного

1. Часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.)

2. Постоянные признаки: качественное, притяжательное, относительное.

3. Непостоянные признаки: для качественных – степень сравнения, полная или краткая форма; для всех – падеж, число, род (в ед.ч.).

4. Синтаксическая роль.

Образец: На горизонте видны высокие горы.

Высокие – прилаг.,

н.ф.: высокий.(ед.ч, м.р.)

Пост. пр.: качеств.;

Непост. пр.: положит. степень сравн., полная форма, Им.п, мн.ч.;

Синт. роль: горы видны (какие?) высокие определение.

Морфологический разбор глагола

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

3. Непостоянные признаки: наклонение глагола, время, лицо, число, род (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Образец: В партере зашевелились, начали привставать.

Зашевелились – глаг., н.ф. – зашевелиться;

Пост. пр.: сов.в., непереход., возвратн., ІІ спряж.;

Непост. пр.: изъявит. наклонение глагола, прош.вр., мн.ч.;

Синт. роль: в партере( что сделали?) зашевелились сказуемое.

Морфологический разбор числительного

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п.)

2. Постоянные признаки: простое/составное; количественное/порядковое/собирательное;

3. Непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Образец: Флот из восьми линейных судов вошёл в океан.

Восьми – числительное,

н.ф.: восемь;

Пост. пр.: простое, колич.;

Непост. пр.: Р.п.;

Синт. роль: часть определения.

Морфологический разбор местоимения

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п., ед.ч.)

2. Постоянные признаки: разряд, лицо (для личных местоимений)

3. Непостоянные признаки: падеж, род, число (если есть), лицо (для личных местоимений).

4. Синтаксическая роль.

Образец: В каком-то фильме герой находит у себя в шкафу таинственную книгу.

Каком-то – местоимение, н.ф.: какой-то.

Пост.пр.: неопределенное;

Непост. пр. : П.п., ед.ч., м.р.;

Синт. роль: определение

Морфологический разбор причастия

I. Часть речи (особая форма глагола); от какого глагола образовано общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма — именительный падеж единственного числа мужского рода.

2. Постоянные признаки:

а) действительное или страдательное;

б) время;

в) вид.

3. Непостоянные признаки:

а) полная и краткая форма (у страдательных причастий);

б) падеж (у причастий в полной форме);

в) число;

г) род.

III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор деепричастия

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (неопределенная форма глагола)

2. Вид.

3. Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор наречия

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Неизменяемое слово.

2. Степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологический признак:

Неизменяемость

III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1) Сочинительный или подчинительный;

2) Неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор частицы

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1) Разряд;

2) Неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль

Схема морфологического разбора слова категории состояния

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1) разряд по значению;

2) степень сравнения (если есть);

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. О, грустно,грустно мне! (А. Хомяков)

Образец морфологического разбора слова категории состояния.

I. Грустно — слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

II. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

Фонетика согласных

В некоторых случаях:

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

Это все основные правила фонетического разбора.

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

  1. Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой. Следует помнить, что всё слово может представлять собой основу без окончания, например у наречия — неизменяемой части речи.
  3. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами.
  4. Убеждаемся, что выделенные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для проверки подбираются аналогичные слова и сравниваются с анализируемым.
  5. Обозначем части слова с помощью графических обозначений.

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • пришкольный — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • ледокол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • позвала — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л, который не входит в основу
  • быстро — наречие с суффиксом, не имеет окончания

Особенности разборов

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Морфемные словари

Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:

В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.

Краткая история становления православного поста

Из текста Нового Завета ясно, что к посту первые христиане прибегали не регулярно, а лишь во время скорбей и искушений. Дошедшие до нас древние памятники христианской письменности свидетельствуют о том, что уже в первые века пост становится неотъемлемой частью церковной жизни, однако вплоть до IX – X в. они не дают точного представления о положении тогдашних постов в составе церковного года, об их продолжительности и способе пощения.

В «Учении двенадцати апостолов» — древнейшем памятнике христианской письменности, имеется первое упоминание о регулярном обязательном посте в среду и пятницу: «Посты же ваши да не будут с лицемерами (т.е. с фарисеями), ибо они постятся в понедельник и четверг; вы же поститесь в среду и пятницу» .

Из этого следует, что пост этих двух дней был обязателен для всех верующих. 69-е апостольское правило предусматривает извержение из сана для клириков и отлучение для мирян, не постящихся в среду и пятницу. Для первых христиан пост среды и пятницы означал вкушение пищи без растительного масла и вина только после 9 часа (3 часа дня) . «Пастырь Ерма» говорит, что «в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному» .

Примечательно, что в тексте «Учения двенадцати апостолов» ничего не говорится о Пасхе и ее посте. Впервые об этом упоминает святой Ириней Лионский (†202). Его свидетельство позволяет увидеть первый зародыш нынешней святой Четыредесятницы, которая в то время ограничивалась одним – двумя днями, считалась не предпраздничным постом, а пасхальным, самой Пасхой. Пасхальный пост по этому свидетельству продолжался, где день, где два, где еще дольше, где обнимал промежуток времени в 40 часов.

Зерном Великого поста, точкою его исторического отправления, послужили дни страдания и смерти Спасителя (Великая Пятница и Суббота), которые христиане со времен апостольских проводили в строгом посте и совершенном воздержании. Соблюдение Великой Пятницы, как дня, в который, по словам спасителя, отнят был жених от сынов брачных, составляет кратчайший срок предпасхального поста. Более усердные присоединяли к нему другой день – Субботу, а иные захватывали и еще несколько предшествующих дней, пока в III веке не дошло до целой пасхальной недели, что было зафиксировано в «Апостольских Постановлениях» . Согласно последним «в дни пасхальные поститесь, начиная с понедельника до пятницы и субботы 6 дней. От вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни. В пятницу и субботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая. В прочие же дни до пятницы пусть каждый ест в 9 часу или вечером, или кто когда сможет, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду. В субботу же поститесь до пения петухов, бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте всю ночь в бдении, молитвах и прошениях к Богу» .

В IV веке Великий пост перестал быть недельным. Однако единой формы проведения поста тогда еще не было. В разных местах продолжительность поста составляла шесть, семь или восемь недель .

Согласно Сократу Схоластику , в это время «разногласия касаются не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств; потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, также произошли из воды. Одни воздерживаются даже от плодов, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа, вкушают потом всякую пищу» . По Сократу, признаком поста было то, что в постный день не было завтрака, а только обед или ужин.

В IV – V веках предпасхальный пост становится Четыредесятницей, что оказалось тесно связанным с учреждением чина для оглашенных и чина для кающихся, торжественное принятие которых в церковь приурочивалось ко дню Пасхи. По чувству братства и любви в посте оглашенных и кающихся стали принимать участие все верующие. После Пасхи, в период Пятидесятницы, никто не постился и не преклонял колен, ибо это было время радости и покоя.

Кроме Великого поста с давних пор были известны еще три меньших, иногда называемых малыми четыредесятницами. Все они зародились в глубокой христианской древности, но что касается их продолжительности, способа провождения и положения в составе церковного года, то в этом отношении они определились только в период IX – XII веков. Из исторических данных ранее других становится известен Петров пост, почти одновременно с ним пост Рождественский и уже после них — Успенский пост.

Хотя празднование дня апостолов Петра и Павла было установлено в V веке, начало зарождения Петрова поста отмечено в «Апостольских Постановлениях», согласно которым «после нея (50-цы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» . Из этого следует, что первоначально Петров пост был семидневным и связан с Пятидесятницей, так как после нее апостолы, совершив пост и молитву , начали свое проповедническое дело. Впоследствии пост св. апостолов был продлен вплоть до Успения. «Он начинался сразу после недели Всех Святых и продолжался до 14 августа! Это означает, что он был самым продолжительным постом в году … при поздней Пасхе составлял 55 дней, а при ранней достигал 89 дней… В дальнейшем, по свидетельству преподобного Анастасия Синаита, святого VII века: «святыми же отцами экономии ради он был усечен … как мне кажется, более из-за нерадения и нежелания людей; простирается же он до праздника святых апостолов, потом – разрешение; затем постимся с начала августа до Успения Пресвятой Богородицы, потом – разрешение»» .

Таким образом, Успенский пост выделился из изначально более продолжительного Петрова поста. В древней Церкви были разногласия касательно его продолжительности; поводом к ним служил праздник Преображения, так как в этот день некоторые разрешали себе употребление мясной пищи.

Одно из первых упоминаний о Рождественском посте принадлежит Иоанну Златоусту, который в беседе на память мученика Филогония, говоря о приготовлении христиан к празднику Рождества Христова, замечает, что сила приготовления состоит не в количестве дней, а в качестве труда, а потому довольно и пяти дней поста, чтобы достойным образом встретить этот праздник . Вплоть до IX века обязательность этого поста еще оспаривалась. В разных местах он имел неодинаковую продолжительность.

Кроме известных сейчас постов существовал и другой пост, который с течением времени совершенно вышел из практики. Это «многодневный пост перед Воздвижением Честнаго Креста Господня. Только для мирян он был однодневным – сам день праздника Честнаго Креста. Что же касается монахов, то они начинали пост за 4 – 14 дней до праздника» .

Таким образом, повсеместная практика четырех многодневных постов сложилась только в средневековье. При этом еще довольно долго единых правил проведения постов не существовало, но в целом они были мягче по сравнению с нашим Типиконом, что проявлялось в меньшей длительности Рождественского, Петрова и Успенского поста. Например, патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон считал, что их продолжительность, во всяком случае для мирян, не должна превышать одной недели: «Один только четыредесятидневный пост есть – святой Великой Пасхи. Что же до того, чтобы более семи дней перед праздниками святых апостолов, Успения или праздником Рождества Христова поститься, то сие либо от своего произволения, либо от понуждения монастырскими уставами» .

Более мягкими были и правила вкушения пищи во время постов. » В меньшие посты , даже по будним дням, разрешалось монахам есть с маслом, не говоря про дни праздничные, в которые позволялось даже употребление сыра и яиц. Миряне в будние дни этих постов ели сыр и яйца; по крайней мере, так поступали некоторые из них»

Не так строги были и правила проведения Великого поста. Некоторые монастырские уставы в субботу и воскресенье разрешали вкушение не только черепокожих (устриц и мидий) , но и рыбы, а в будние дни Великого поста вареной пищи с елеем .

Существовавшие в то время описывающие порядок богослужений и постов разнообразные Типиконы формировались, главным образом, под влиянием двух уставов: Студийского и Иерусалимского. Студийский устав своим происхождением обязан прп. Феодору Студиту († 826 г.), настоятелю Студийского монастыря в Константинополе. В русской церкви этот устав был введен прп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился и в другие монастыри. На Руси он держался до половины XIV в., после чего стал уступать более строгому Иерусалимскому уставу, основание которого было положено в VI веке св. Саввой Освященным. В последующие столетия иерусалимский Устав неоднократно дополнялся благодаря трудам Иоанна Дамаскина († 777 г.), Козьмы Маюмского, монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским, а также Никоном Черногорцем (XI в.) и Филофеем, патриархом Константинопольским.

В XV в. Иерусалимский устав вытеснил окончательно студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южно-славянских и на Руси. Для России Иерусалимский устав был переведен под названием «Ока Церковного» прп. Афанасием, основателем Высоцкого Серпуховского монастыря, жившим в Константинополе в конце XIV и начале XV в. Составленное на его основе первое официальное печатное издание Типикона в России относится к 1610 г.

Как провести Рождественский пост, рождество и Святки

Как произошло рождение Спасителя

Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3, 15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились.

В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что «мудрый Создатель опять возстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся Вселенная ожидала небесного Искупителя.

Перед рождением Спасителя римский император Август, который правил тогда и покоренной Иудеей, повелел произвести во всей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то они и направились в этот город.

В этом городе и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14); И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).

Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в правление римского кесаря Августа в лето от сотворения мира 5508: «повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечшагося Бога нашего, вписались с число верных». «Повинуясь кесареви повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными» — поет Церковь в Каноне на Рождество Христово.

Родившийся в вертепе, Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. «Во яслех восклонись Господь, да безсловество человечества исправит. В безсловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши пленицы прегрешений моих».

Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены — эти первые образы Его смирения и уничижения — не могли утаить Божественной славы Младенца. О рождении Младенца тотчас узнали вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, то есть «простецы и мудрецы». Пастухи, пришедшие в вертеп после явления им Ангела с воинством небесным, поспешили в Вифлеем и первыми поклонились Младенцу-Господу.

Перед Его рождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ. 24, 17). Необычная звезда привела с востока, на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши пред ним, поклонились и поднесли Ему дары — золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — «яко человеку смертну».

По изречению Церкви, не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь принесла родившемуся Господу дар: Ангелы — пение, небеса — звезду, пастыри — чудо, волхвы — дары, земля — вертеп, пустыня — ясли, люди — Матерь Деву, язычество — начаток христианства в своих волхвах.

Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *