История русской церкви петрушко

Курс лекций по истории Русской Церкви

Об авторе

Период домонгольский (до 1237 г.) Лекция 1. Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х в. Cлавяно-варяжские набеги на Византию. «Фотиево крещение» Руси. Образование епархии «Россия». Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Лекция 2. Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. Лекция 3. Учреждение епархий в Русской Церкви. Дальнейшее распространение христианства и проповедь на окраинах Руси. Подвиг свв. князей Бориса и Глеба. Начало княжения Ярослава Мудрого. Митрополит Иоанн I. Расцвет православной культуры на Руси при Ярославе Мудром. Митрополит Иларион. Лекция 4. Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI–XII вв. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. Лекция 5. Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси. Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237–1458 гг. Лекция 6. Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси. Завоевание русских княжеств монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости. Лекция 7. Общая характеристика периода зависимости Руси от Золотой Орды. Князья-мученики периода монголо-татарского ига. Случаи обращения монголо-татар в Православие. Возрастание значения Русской Церкви в жизни народа Руси в годы монголо-татарской зависимости. Митрополит Кирилл, его церковная и общественная деятельность. Владимирский Собор 1274 г. Св. митрополит Максим, его деятельность. Перенесение митрополичьей резиденции из Киева во Владимир и последствия этого шага. Учреждение Галицкой митрополии. Лекция 8. Св. митрополит Петр. Его церковная и общественная деятельность. Переезд митрополита в Москву. Поддержка Русской Церковью объединительной линии Московских князей. Возвышение великого княжества Литовского и подчинение Западной Руси власти Литовских государей. Учреждение Литовской митрополии. Св. митрополит Феогност. Его деятельность по сохранению единства Русской Церкви. Причины роста церковного землевладения на Руси в период монгольского ига. Новые попытки разделения Киевской митрополии и возобновления митрополии Галицкой. Лекция 9. Начало духовного подъема на Руси во II половине XIV в. Св. митрополит Алексий, его церковная и государственная деятельность. Выдающаяся роль св. Алексия в деле объединения Руси вокруг Москвы. Новые попытки Ольгерда Литовского и Казимира III Польского изъять своих православных подданных из юрисдикции митрополитов всея Руси. Митрополиты Литовско-Русские Роман и Киприан. Митрополит Галицкий Антоний. Лекция 10. Вопрос о преемстве на митрополичьей кафедре после смерти св. Алексия. Нареченный митрополит Михаил-Митяй. Митрополиты Пимен, св. Дионисий и св. Киприан. Русская Церковь при св. Киприане. Ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Положение православных в Литовской Руси и Польской Галиции при Витовте и Ягайле. Деятельность митрополита Киприана по упорядочению церковной жизни на Руси. Лекция 11. Русская Церковь при св. митрополите Фотии. Конфликт Фотия и Витовта Литовского. Митрополит Литовской Руси Григорий Цамвлак. Великий князь Литовский Свидригайло и митрополит Герасим. Поставление Исидора на митрополию всея Руси. Ферраро-Флорентийский собор и участие в нем митрополита Исидора. Отступничество греков и заключение Флорентийской унии. Св. Марк Эфесский. Возвращение Исидора на Русь и реакция Москвы на Флорентийскую унию. Осуждение унии и низложение Исидора. Значение Московского Собора 1441 г. для судеб Православия. Период от разделения митрополии до конца царствования Ивана Грозного (1458–1584 гг.) Лекция 12. Осмысление русскими последствий Флорентийской унии и отступничества греков. Поставление св. Ионы на митрополию всея Руси – начало автокефалии Русской Церкви. Русская Церковь при св. митрополите Ионе. Поставление Григория Болгарина униатским митрополитом Западной Руси и разделение Русской Церкви на две митрополии – Киево-Литовскую и Московскую. Попытки совращения западных русинов в католичество. Лекция 13. Устроение Русской Церкви в монгольский период. Русские митрополиты, их значение в жизни Церкви и государства. Митрополичья власть и епархиальные архиереи. Особенности положения Новгородского архиепископа. Епархии Русской Церкви. Приходское духовенство. Возрождение русского монашества в XIV столетии. Лекция 14. Преп. Сергий Радонежский и его ученики. Новые обители Северо-Восточной Руси. Другие русские преподобные II половины XIV–I половины XVI вв. и основанные ими монастыри. Монастырская колонизация Русского севера. Монастырское землевладение. Значение монастырей для русской культуры. Иконописание в XIV–XV вв. Феофан Грек, преп. Андрей Рублев и Даниил Черный. Лекция 15. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Лекция 16. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Лекция 17. Митрополит-еретик Зосима (Брадатый). Собор 1490 г. Первое осуждение и наказание «жидовствующих». Эсхатологические настроения и проблема пасхалии. Низложение Зосимы. Митрополит Симон. Деятельность преп. Иосифа Волоцкого. Книга «Просветитель». Собор 1504 г., окончательное осуждение и казни еретиков. Геннадиевская Библия. Собор 1503 г. и его решения. Споры о монастырском землевладении между сторонниками преп. Нила Сорского и преп. Иосифа В Лекция 19. Появление и оформление идеи «Москва – третий Рим». Ее духовный смысл и значение в государственном строительстве Российской державы. Осмысление преемственности Московской Руси от Империи Ромеев в конце XV– начале XVI вв. Идея преемства в «Извещении о Пасхалии…» митрополита Зосимы. Старец Филофей Спасо-Елеазаровский и его послания Василию III и Мисюрю Мунехину. Развитие идеи «Москва – Третий Рим» в творениях старца Филофея и ее пророческий смысл. Дальнейшее развитие идеи Третьего Рима в памятниках русской духовной литературы: «Повесть о белом клобуке», «Сказание о великих князьях Владимирских» и др. Влияние идеи «Москва – Третий Рим» на духовную и общественно-политическую жизнь России в XVI–XVII вв. Лекция 20. Преподобный Максим Грек, его происхождение, образование, деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды преп. Максима на Руси. Взаимоотношения с митрополитом Варлаамом. Конфликт Максима Грека с митрополитом Даниилом. Суды над преп. Максимом в 1525 и 1531 гг. и его последующее заточение. Взаимоотношения преп. Максима и Вассиана Патрикеева. Литературные труды Максима Грека. Преп. Максим в период правления св. митрополита Макария. Митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение Иоасафа. Лекция 21. Митрополит Московский и всея Руси св. Макарий, его происхождение и начало церковной деятельности. Св. Макарий в бытность его Новгородским архиепископом. Поставление св. Макария на митрополию и его взаимоотношения с Шуйскими. Первые годы княжения Иоанна IV, влияние боярской смуты на его характер. Роль св. Макария в воспитании государя. Начало самостоятельного правления Иоанна IV, его венчание на царство. Начало преобразований в церковной жизни и государственно-политической системе. Протопоп Сильвестр и «Избранная Рада». Канонизационные Соборы 1547 и 1549 гг. Земский Собор 1550 г. Стоглавый Собор 1551 г. и его значение для церковной и государственной жизни. Окончание работы св. Макария над «Четьими-Минеями». Лекция 22. «Собор на еретиков» 1553–1554 гг. Обнаружение новой ереси. Дело Матвея Башкина. Осуждение старца Артемия, архимандрита Феодорита и проч. Феодосий Косой и его еретические убеждения. Дело дьяка Висковатого. Взятие Казани Иоанном Грозным. Собор 1555 г., образование Казанской архиепископии. Св. Гурий и Герман Казанские и св. Варсонофий Тверской, их миссионерские труды. Покорение Астрахани и ее христианизация. Русская духовная литература середины XVI в., Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, протопоп Сильвестр и др. Начало книгопечатания в Московском государстве. Диакон Иоанн Федоров и его ученики. Лекция 23. Причины перемен в характере царя Иоанна Грозного, обусловившие переход к тираническому правлению и массовому террору. Начало Опричнины. Русская Церковь во время опричного террора. Митрополит Афанасий. Попытка поставления св. Германа Казанского на митрополию. Подвиг святителя Филиппа (Колычева). Митрополит Кирилл III. Поход Иоанна Грозного на Новгород. Митрополит Антоний и Соборы 1573 и 1580 гг. по вопросу о церковном землевладении. Митрополит Дионисий. Кончина Иоанна Грозного и воцарение Феодора Иоанновича. Московские Патриархи Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов Святой Иов и Русская Церковь в период его Патриаршества Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его Патриаршества Русская Церковь после смуты, в период «Межпатриаршества» (1612–1619 гг.) Русская Церковь в Патриаршество Филарета (Романова) Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его Патриаршества Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть I Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть I Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть II Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Жизненный путь и Патриаршее служение Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II Из истории Западно-Русской Церкви Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии Из истории утверждения унии на Западной Руси

Об авторе

Владислав Игоревич Петрушко родился 29 июля 1966. Церковный историк и журналист.

В 1989 г. окончил биологический факультет Львовского государственного университета (кафедра генетики). В 1989–1991 гг. – научный сотрудник Лаборатории биохимической генетики Львовского отделения Института биохимии им. А. Палладина Академии наук Украинской ССР. В 1991–1994 гг. аспирант НИИ Генетики и селекции промышленных микроорганизмов (Москва).

В 1995 г. окончил Богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ). С 1995 г. – преподаватель ПСТБИ (ныне – Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет; ПСТГУ). В настоящее время – профессор кафедры Истории Русской Церкви ПСТГУ. С февраля 2002 г. по октябрь 2015 г. – шеф-редактор Интернет-портала «Седмица. Ru» при Церковно-научном центре «Православная Энциклопедия».

В 1997 году в ПСТБИ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата богословия.

В 2006 году Российской академии государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

В 2006 году в ПСТГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории. Автор нескольких монографий и нескольких десятков научных статей, участник многих российских и международных научных конференций.

Женат, имеет двоих детей.

Участник телеигр «Что? Где? Когда?». Обладатель «Хрустальной совы» и титула «бессмертный» (сезон 1989 г.).

В статье в хронологической последовательности описаны основные события 366-летнего процесса, результатами которого стали перенос кафедры митрополита из Киева в Москву и возвышение последней как духовного и политического центра Руси.

1157 г. Андрей Юрьевич Боголюбский перемещает икону Богородицы Вышгородской (позднее Владимирской) из Вышгорода (8 км. от Киева) во Владимир (Владимиро-Суздальское княжество). По преданию, икона была написана евангелистом Лукой на доске стола Тайной Вечери. Икона была почитаемой и чудотворной. Сообщается, что Сама Богородица явилась князю Андрею с одобрением его действий. На первый взгляд, событие малозначимое. Однако оно стало пророческим, что показывает дальнейший ход истории.

1169 г. Андрей Юрьевич Боголюбский отправил объединённое войско на Киев. Город был взят приступом впервые в своей истории и разорен. Разорению подверглось всё, кроме храмов. Все церковные ценности были организованно перемещены в Ростово-Суздальскую землю.

Причиной политики Андрея в отношении Киева могло быть желание прекратить междоусобицы на Руси. За Киев шла постоянная борьба русских князей с частой передачей города из рук в руки. Уязвимость Киева со стороны южных степей усложняла обстановку постоянными набегами кочевников. В борьбе за Киев погиб отец Андрея, Юрий Долгорукий.

После взятия Киева Андрей сажал туда второстепенных князей, пытаясь понизить статус города. Но князья не удерживались, а его брат, Глеб, был отравлен в Киеве. Вскоре Андрей также был предательски убит группой заговорщиков из своих приближенных слуг. Несмотря на гибель Боголюбского, вектор перемещения центра духовной и политической силы из Киевской в Ростово-Суздальскую Русь проявился уже достаточно отчётливо.

1223 г. Джэбэ и Субэдэй наносят поражение объединенным войскам русских князей на реке Калке в рамках разведывательного рейда вокруг Каспийского моря. Попутно разорив Крым и напав на Волжскую Булгарию, монголы через степи Казахстана вернулись в Монголию. Киев не был затронут. Поражение на Калке показало, что ослабленная междоусобицами Русь не может противостоять мощной централизованной военной организации. Монголы явно указали Руси на ее слабые места. Русские князья не воспользовались этим уроком и временем, которое им было отмерено до следующего сокрушительного удара. Дальнейшие события говорят сами за себя.

1240 г. Батый и Субэдэй взяли Киев приступом и разорили город.

1242 г. Митрополит Киевский Кирилл III редко бывает в Киеве по причине крайнего запустения разрушенного города.

1246 г. Католический миссионер Плано Карпини, проезжавший в Золотую Орду через Киев, отмечает страшное запустение города. Разруха в Киеве может быть объяснена как жестокой осадой в 1240 году с применением монголами камнеметных орудий, так и отсутствием экономической возможности поддерживать состояние уцелевших каменных строений в связи с монгольским порабощением.

1299 г. Максим, митрополит Киевский, переезжает во Владимир по причине разорения и запустения Киева. В летописи указывается причина в нежелании митрополита терпеть притеснения со стороны монголов. Историк С. М. Соловьев отмечает, что Максим принял решение переместить кафедру после окончательной потери югом России своего статуса с разорением Киева, упадком Галича и Волыни.

1324 г. Гедимин, князь литовский, в рамках борьбы с монголами напал на Киевскую землю, взял Киев и посадил своего наместника. В этом же году монголы совершили успешный ответный поход на Литву. Киев, являющийся в то время малозначительным городом, продолжал платить дань Орде.

1325 г. Петр, митрополит Киевский, по просьбе Ивана Калиты переносит митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

1362 г. Великий князь литовский Ольгерд, пользуясь «великой замятней» в Золотой Орде, разбивает монголо-татарских наместников в Киевской земле в битве на реке Синюхе. Результатом битвы стало присоединение большей части современной Украины, включая Киев, к Великому княжеству Литовскому.

1375 г. Болгарин Киприан «ябедничает» на действующего митрополита Алексия и интригами добивается своего рукоположения в Константинополе в сан митрополита Киевского при живом Алексии. Приезжает в Киев, который находится под властью литовского князя и тщетно пытается добиться своего признания у новгородцев и московского князя

1410 г. Фотий, митрополит Киевский, жил в Киеве (сентябрь 1409 — февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши, по примеру прежних русских митрополитов, перенесших своё местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву.

1437 г. Иоанн VIII Палеолог, византийский император, лично явился в Италию в отчаянной попытке получить помощь от Запада в защите от турок-османов.

1439 г. В Италии происходит Ферраро-Флорентийский собор, на котором была принята уния с Римской католической церковью. Её подписали присутствовавшие на соборе Иоанн VIII Палеолог (византийский император), Григорий III Мамма (Патриарх Константинопольский) и Исидор (митрополит Киевский, грек или болгарин по происхождению)

1441 г. Исидор, митрополит Киевский, прибыл в Москву, взят под стражу, осуждён на соборе русского духовенства за то, что подписал унию. С молчаливого согласия Василия II Тёмного опальный митрополит бежал в Тверь, а затем прибыл в Литву.

1448 г. Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону.

1449 г. Великий князь литовский Казимир IV, под властью которого находилась Киевская земля, заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который разделил сферы влияния в Восточной Европе.

1449 г. умирает Иоанн VIII Палеолог и императором Византии становится Константин XI Палеолог, который объявляет себя сторонником православия и противником унии.

1451 г. Константин XI Палеолог формально восстановил православие.

1451 г. Григорий III Мамма, Патриарх Константинопольский, изгнан Константином XI за униатство. Григорий III Мамма, будучи сторонником унии Византии с Римом, присутствовал на Ферраро-флорентийском соборе и горячо защищал необходимость церковного единения между Востоком и Западом. Его позиция была расценена некоторыми, как измена православной церкви, что инициировало против него сильнейшее недовольство верующих, и он вынужден был удалиться в Рим, где и скончался в 1459 году.

1452 г. Видя изменения в политике Византии, Василий II Тёмный заготовил для отсылки императору Константину XI Палеологу доклад, с оправданием самостоятельного поставления у себя митрополита. Все предыдущие митрополиты ставились Константинопольским патриархом. Митрополит Иона был поставлен Московским поместным собором по причине принятия Константинополем унии с Римским католичеством, что фактически означало отход от православия. Теперь, когда Константинополь возвращался в православие, Василий II хотел получить утверждение митрополита Ионы со стороны Константинопольского патриарха.

1452 г. Константин XI Палеолог, теснимый осаждавшим Константинополь султаном Магометом II, в отчаянии снова бросился в объятия унии и начинает переговоры с римским папой.

1452 г. Василий II Тёмный не отсылает доклад из-за изменений в политике Константина XI и начала его переговоров с римским папой.

1453 г. Мехмед II взял Константинополь.

1453 г. Константин XI Палеолог героически погиб, обороняя Константинополь. Последние сохранившиеся в истории слова императора были: «Город пал, а я ещё жив», после чего, сорвав с себя знаки императорского достоинства, Константин бросился в бой как простой воин и был убит.

Константинополь был взят турками. Православные патриархи были снова восстановлены в Константинополе, но они очутились в такой зависимости от турок, с которой никак не могли смириться русские люди. Поэтому падение Константинополя послужило для Руси мощным толчком к установлению своей фактической независимости от патриархов.

1458 г. При Казимире была учреждена Киевская православная митрополия с центром в Вильне, первоначально униатская, с 1470 года в ведении вселенского патриарха Константинополя (в то время как московская митрополия сохраняла автокефалию).

1492 г. Зосима, митрополит Московский, формулирует основы концепции «Москва — Третий Рим».

1523 г. Монах Филофей сформулировал концепцию «Москва-Третий Рим». Процесс переноса духовного и политического центра из Киева в Москву был полностью завершен и идеологически осмыслен.

В. И. Петрушко
кандидат богословия
(ПСТБИ)

 

 
Курс лекций
по истории
Русской Церкви.

Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х в. Cлавяно-варяжские набеги на Византию. «Фотиево крещение» Руси. Образование епархии «Россия». Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках.
Господь воздвиг Русскую Православную Церковь на громадных просторах восточной Европы в канун того драматического момента церковной истории, когда папский Рим отделился от Вселенской Церкви, и начала свое существование Римско-католическая церковь. Между Православным Востоком и Католическим Западом пролегла духовная пропасть. Пути двух частей прежде единого христианского мира разошлись. Это стало окончательно ясно в 1204 году, когда под ударами западных крестоносцев пал и был разграблен Константинополь. Все это во многом определило дальнейшую судьбу некогда блистательной Империи Ромеев. Зажатая в тисках между исламским Востоком и католическим Западом, одинаково враждебными по отношению к Византии, эта великая православная держава вступала в долгий период упадка и агонии. С ее гибелью в мире, казалось, могло уйти в небытие и Православие. Но Православная Церковь Христова не может прекратить свое бытие здесь, на земле, прежде, чем окончится сама история человечества. Церковь пребудет на земле до конца времен. Поэтому в контексте дальнейших судеб Православия так важно, что именно в этот критический момент, накануне Великого Раскола 1054 года возникает новая, великая в будущем, православная держава, а с ней вместе и новая Поместная Православная Церковь. Руси было предначертано стать в дальнейшем преемницей Византийской империи и новым оплотом Вселенского Православия. В этом проявился несомненный Промысл Божий о русском народе.
Однако, крещение Руси, которое произошло при св. князе Владимире, отнюдь не было первым знакомством Руси с христианством. К этому времени уже была подготовлена почва для скорого распространения Православия среди русского народа. Прежде всего надо отметить, что существует широко известное предание о проповеди святого апостола Андрея Первозванного в наших землях. Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» сообщает о проповеди святого Андрея на месте будущего Киева. В тоже время в «Повести…» под 983 г. содержатся выражения: «сде бо несуть апостоли учили» и «аще и телом апостоли не суть сде были, но ученья их аки трубы гласят по вселенней в церквах». Эти выражения, разумеется, можно трактовать по-разному, но ряд авторов усматривал в них противоречие преданию о проповеди апостола Андрея. Уже архиепископ Филарет (Гумилевский) высказывал первые сомнения в истинности этого предания. С особой силой критические пафос в отношении повествования о проповеди св. Андрея в Поднепровье выразился в трудах Е. Е. Голубинского.
Тем не менее, устойчивое почитание св. апостола Андрея Русской Православной Церковью в качестве провозвестника христианства на земле будущей Руси и ее небесного покровителя, отмечаемое с домонгольской эпохи и до новейшего времени, само по себе не позволяет отбросить древнее предание. И хотя мы не имеем строгих доказательств того, что апостол проповедовал на месте будущего Киева, как об этом сообщает «Повесть временных лет», вполне вероятно, что св. Андрей мог миссионерствовать, если и не на территории будущей Руси, то совсем неподалеку от нее. Вполне достоверным можно признать тот факт, что апостол Андрей проповедовал в Северном Причерноморье. В частности, церковный историк IV века Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Оригена, сообщает, что Андрей Первозванный получил по жребию для проповеди Скифию.
Вполне мог св. Андрей Первозванный подниматься и вверх по Днепру до места, где позднее возник Киев. Имеются археологические находки, свидетельствующие об оживленной торговле греко-римских черноморских колоний с племенами, населявшими территорию будущей Руси. Известно, что множество античных торговых факторий существовало по течению Днепра. Таким образом, св. Андрей вполне мог побывать в этих местах вместе с греко-римскими купцами.
Летописное известие о проповеди апостола Андрея на земле, где позже возникнет Русское государство, для нас чрезвычайно дорого. Через это драгоценное предание освящается наша Русская земля, в состав которой, как бы сегодня не перекраивалась политическая карта, исторически вошло и северное побережье Черного моря. Сказанием апостоле Андрее наш народ всегда хотел прежде всего подчеркнуть апостольское преемство Русской Церкви, особое избранничество Руси как хранительницы неповрежденного апостольского Предания. В то же время Русь никогда не пыталась сказанием о проповеди Андрея Первозванного создать какую-то подоплеку для канонических притязаний на главенство в христианском мире, что было весьма характерно для Рима, а позже и для Константинополя.
Чрезвычайно важно отметить также и то, что в составе канонической территории Русской Православной Церкви и сегодня пребывают земли, где христианство бесспорно появилось уже в первые века своей истории: Крым, часть Кавказа, другие области Северного Причерноморья. Археологические находки, сделанные в Херсонесе, Керчи и многих других греко-римских поселениях Крыма, Приазовья и Новороссии, свидетельствуют о том, что христианство там распространилось уже в I-III веках. В 1997 г. появилось сообщение об изображении Христа Спасителя, обнаруженном в древнем Пантикапее (на месте нынешней Керчи): его датировали I в. Согласно устойчивому и никем не оспариваемому преданию, в 101 г. по Р. Х. в Херсонесе мученически окончил свои дни сосланный сюда при императоре Траяне священномученик Климент, папа Римский, которого со времени святого Владимира почитали как одного из небесных покровителей Руси.
На I Вселенском Соборе в Никее упоминается среди его Отцов епископ Скифии, иначе именуемой Томитанской епархией. Блаженный Иероним (IV– нач. V в.) писал о «пламени веры» в Скифии. Томитанский епископ присутствовал и на II Вселенском Соборе. Из этой римской провинции происходили многие христианские мученики. Отсюда же родом был и преп. Иоанн Кассиан Римлянин (360-430 гг.), один из основателей западного монашества. С IV в. христианство весьма широко распространяется в Херсонесе и других античных городах Причерноморья. В IV в. здесь совершали свой подвиг семь святителей Корсунских: Еферий I, Елпидий, Евгений, Василий, Капитон, Ефрем, Агафодор. Херсонесский епископ Еферий II подписал деяния II Вселенского Собора. И позднее Херсонес был важным церковным центром Византийской империи. Сюда был сослан за противостояние монофелитской ереси святой папа Мартин Исповедник. Здесь же он скончался в 655 г. В IX в. в Херсонесе в ссылке находился борец с иконоборческой ересью преп. Иосиф Студит. Епархия Херсонеса Таврического просуществовала до XIV, или даже до XVI столетия.
В византийский период истории Крыма возникает здесь и кафедра в Сугдее, иначе Суроже (нынешний Судак). В VIII в. здесь подвизался святитель Стефан Сурожский, один из Отцов противоиконоборческого VII Вселенского Собора. Неподалеку от Сурожской находилась и Фулльская епархия, упоминаемая в VII–VIII вв. Пантикапей (ныне — Керчь) был центром древней Боспорской епархии, известной с IV в. Епископ Домн Боспорский подписал деяния I Вселенского Собора. На територии нынешней Керчи обнаружен древнейший из числа точно датированных христианских памятников на нашей земле — надгробие Евтропия, отмеченное 304 годом.
Столь же давно, как и в Крым, проникает христианство и на Северный Кавказ. На противоположном Керчи берегу Керченского пролива, на нынешнем Таманском полуострове, располагалась древняя Метраха, впоследствии ставшая русским городом Тмутороканью. Епархия Метрахи или Таматархи известна с VIII в., хотя существовала, возможно, уже с VI в., когда впервые упоминается и соседняя Фанагорийская епархия. Неподалеку находилась также епархия Никопсии. Появление этих церковных центров Тамани связано скорее всего с миссионерской активностью греков в этом районе при св. императоре Юстиниане Великом. Епархия Таматархи впоследствии, после присоединения Тмуторокани к Киевской Руси, вошла в состав Русской митрополии и просуществовала здесь вплоть до того времени, когда в XII столетии был утрачен контроль Руси над этим азовским городом. Вероятно, в VIII–X вв. происходило обращение в христианство алан — предков нынешних осетин. В начале Х в. была создана целая Аланская митрополия на Северном Кавказе. На территории нынешней Ставропольской епархии сохранились многочисленные православные храмы X–XIII вв., в том числе памятники Зеленчукского монастыря.
И хотя прямого отношения к славянам эти епархии не имели, земля будущей Руси и будущая каноническая территория Русской Церкви, тем не менее, уже с древнейшего времени освящалась христианской проповедью. Что касается славян, то возможно, что какая-то часть их, зависимая от огромной державы готов, располагавшейся в Северном Причерноморье в IV в., была крещена после того, как здесь миссионерствовал епископ Ульфилла. Позднее большая часть готов ушла на Запад, где они основали свои королевства в Италии и Испании. Но часть готов еще долго продолжала жить в горах и на южном побережье Крыма. Здесь, в городе Дорос (позднее — Мангуп) существовала Готская православная митрополия, основанная греческими миссионерами и включавшая в себя восемь епископий. Позднее готы смешались с другими христианскими народностями Крыма, главным образом, греками. Готская греческая епархия просуществовала вплоть до 1783 г., когда Потемкин эвакуировал из Крыма в основанный им Мариуполь все греческое население Крыма во главе с св. митрополитом Игнатием.
Когда наступила эпоха Великого Переселения, причерноморские степи стали ареной деятельности огромного числа различных народов. Преимущественно это были кочевники, двигавшиеся с Востока на Запад. Естественно, что в этом «котле народов» трудно было не только вести проповедь Евангелия, но даже сохранить насажденные ранее ростки христианства. Хотя, судя по немногочисленным археологическим находкам, какие-то крохотные очажки христианской веры кое-где сохранялись.
Наконец, на Восточно-европейской равнине расселяются и начинают господствовать славяне. Первоначальной прародиной славян являлась, как полагают, область, ограниченная Карпатами и бассейнами Вислы и Немана. Отсюда происходило расселение этого народа в различные стороны. Очень рано обособились южные славяне, пришедшие на Балканы уже в V-VI вв. и ставшие поистине «бичем» Византийской империи. Западные славяне жили в Поморье (Померании) и в бассейнах Одры (Одера) и Лабы (Эльбы). Позже они были покорены и частью истреблены, частью ассимиллированы немцами и датчанами. Те славяне, которые ушли на Восток, заселили лесные пространства от Прибалтики до бассейнов Днепра и Днестра. К IX в. восточные славяне стали постепенно мигрировать на юг и осваивать лесостепную зону.
В это же время в бассейнах Волги и Дона создается могущественная Хазарская держава. К началу IX в. хазарская элита благодаря смешанным бракам с еврейками принимает иудаизм, после чего власть в стране переходит от тюрок к иудейской общине, состоявшей из потомков иудеизированных аристократов и еврейских купцов-рахдонитов. Иудео-хазарский каганат утверждает свою гегемонию в Восточной Европе. Часть славянских племен, в том числе днепровские поляне и окские вятичи, становятся его данниками.
И все же, несмотря на огромные расстояния, отделяющие разошедшиеся по Европе славянские племена, еще долго среди них живет ощущение своего единства. Особенно важно отметить это в связи с вопросом о распространении христианства среди славян: единство славянского мира для проповеди христианства имело огромное значение.
Ранее других приняли христианство славяне южные — балканские, которые вошли в орбиту Византии. Знакомство с славянами Македонии (а предание утверждает, что и кровное родство) подвигло на проповедь среди славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Существует предположение, что просветительская миссия среди славян была начата св. Константином (Кириллом) Философом со славян восточных. Это произошло около 860-861 гг., когда он был отправлен византийским императором в Хазарию со сложным дипломатическим поручением. В то же время его дипломатическая деятельность сочеталась с миссионерской. В Крыму, по дороге в Хазарию, св. Константин-Кирилл пробыл некоторое время. В одной из древних редакций жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия сказано, что здесь Константин читал Священное Писание — Евангелие и Псалтирь, — написанное «роушькими письмены».
Этот текст до сих пор является предметом споров. Все же едва ли речь идет здесь о русскоязычном тексте. Во-первых, в это время не все еще ясно с самим понятием «Русь», которым первоначально обозначали скорее всего варяжско-славянскую разбойную вольницу. Е.Е.Голубинский считал, что под термином «роушькие письмены» следует понимать перевод Писания на готский язык. Г.А.Ильинский высказывал гипотезу, что это описка: следует читать «фрушские», то есть «фряжские», иначе франкские, письмена. Ряд авторов доказывает, что описка была, но другого рода: следует видеть в этих письменах не русские, а «сурские», то есть сирийские. Карташев еще более упростил эту проблему. Он предложил считать, что в 860 году в Крыму Константин Философ имел на руках свой собственный перевод Писания на славянский, предназначенный для будущей миссии среди славян. То есть впервые читал его другим.

Берегиня по имени Надежда

— У нас на родине сильны традиции предков. Например, мужчина ездит на заработки по свету, но женщина, его жена, должна думать, когда и как их семья вернется в отчий дом. Она первая говорит об этом, — рассказывает Надежда Ефимовна.
Но как сложилось, так сложилось. 35 лет семья Петрушко живет в рабочем поселке Руба под Витебском, там, где добывают известный во всем мире доломит. Иван как специалист по ремонту оборудования для строительных заводов стал начальником филиала республиканского предприятия “Спецремонт”. Надежде суждено было именно здесь, в Беларуси, стать признанным мастером вышивки, членом Союза народных мастеров Беларуси. Она вышивает свои берегини, так на Украине называют национальные узоры, всем на радость, себе — на потеху и обучила этому ремеслу не одну сотню девчонок. А в 2001-м году стала председателем Витебского городского общественного объединения украинцев “Родислав”.
— Окончательно я перестала думать о возвращении в Буковину в день, когда сын давал присягу в армии на белорусском языке, — говорит Надежда. — Я подумала, здесь он родился, вырос и присягает на верность Родине. Значит, мы отсюда никуда…
В правильности сделанного выбора Иван и Надежда еще раз убедились, когда в очередной раз в 1994-м приехали в отпуск в Ржавенцы. Там все заводы или закрывались, или переходили в частные руки. Нужны были немалые деньги, чтобы начать собственное дело. А где их взять? У себя на родине они могли в лучшем случае пойти на рынок торговать, но такая перспектива им не нравилась.
— Здесь — стабильность, — сделали вывод супруги, — а ее ни на какие деньги не променяешь.
Родное село Петрушко Ржавенцы — это 3000 домов, все крепкие, зажиточные. А центральная улица тянется 12 километров. Вокруг — прикарпатские леса, до Днестра — рукой подать, а граница с Румынией — через 30 километров. Иван окончил Черновицкий индустриальный техникум и в 1972 году получил направление в Витебск на комбинат известковых материалов. А через год приехал в село в отпуск и увез с собой восемнадцатилетнюю Надю.
Иван целыми днями пропадал на работе, вскоре начальство оценило рабочую хватку молодого специалиста, который успешно продолжал учебу в институте, и доверило ему целое хозяйство крупного предприятия. Иван Петрушко стал заместителем главного механика ПО “Доломит”.
Когда Надежда ждала ребенка, чтобы не скучать, вышивала. С пяти лет она освоила любимое в их краях ремесло вышивки, научившись рукоделию у матери и бабушки. И сегодня хранится у нее в шкафу платье с игольным кружевом, которое она руками сшила, когда лежала в роддоме на сохранении. Швы практически не заметны, как у настоящего произведения искусства. Шесть тысяч разновидностей швов знает вышивальщица Надежда, и из этого она не делает тайны, а щедро делится своим опытом с молодым поколением. Сначала Петрушко вела кружок в Рубовской школе, потом — в центре ремесел “Задвинье”. В 1996 году она впервые приняла участие в выставке белорусских рушников. Оказывается, украинская “берегиня” имеет сестру-близнеца полоцкую “берегиню”: узоры практически те же. В 1998 году Надежда Петрушко стала лауреатом 1-го республиканского фестиваля “Беларусь — моя песня”. Народное творчество украинской мастерицы постепенно вырастало из рамок традиционных изделий, Надежда стала вышивать иконы, ощутив в этом свое призвание и прославляя веру. При Свято-Пантелеймоновском храме в поселке Руба она ведет кружок “Мастерство, вдохновение, вера”, сотрудничает с Витебским духовным училищем.
— На Витебщине у меня появилось около трех тысяч учеников. Мне кажется, вместе с ними учусь и я. В них моя сила и знание, — признается Надежда. — Благодарю Бога за знания и талант, учителей и учеников, которых он мне посылает.
Шитые иконы она подарила Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру и Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету.
Беда в их дом нагрянула нежданно-негаданно, 31 декабря 2004 года Иван Михайлович и сын Виктор попали в дорожную аварию. Машину скрутило так, что она не подлежала восстановлению, отец и сын были пассажирами, их с многочисленными переломами доставили в витебскую областную больницу сразу на операционный стол. В наиболее тяжелом положении оказался отец. Больше 12 часов медики боролись за жизнь Ивана, почти трое суток он не приходил в сознание. Белорусские хирурги спасли ему жизнь.
Я застала Ивана Михайловича в их рубовской квартире улыбающимся и бодрым. Он все еще в гипсе, из больничной палаты его выписали на пару недель на побывку домой. Супруги с благодарностью говорят о лечащем докторе Александре Горбунове, о хирургах Сергее Павлове, Валерии Булавкине, Юрии Москалеве.
— Когда мы уезжали с Буковины, родители нас благословили, они учили нас уважать обычаи, культуру той страны, в которой живешь. Господь хочет, чтобы мы были там, где нужны, — рассуждает Надежда. — Мы чувствуем, как белорусское государство заботится о нас, и мы отвечаем взаимностью.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *