Исцеление

Фото msm.dev-serv.ru Протоиерей Евгений Соколов – очень известный в Архангельске священник, часто встречается с людьми, потому что должность такая – он руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии. Отца Евгения всегда с интересом слушаю – он умеет словами вылечить душу. Собственно, о душе он и сам часто говорит во время своих миссионерских встреч.
В нашем обществе сейчас вовсю призывают к здоровому образу жизни: человеку внушают, что нужно спать определенное количество часов, правильно питаться, не забывать про спорт и витамины – мол, тогда и с психикой будет все хорошо. Но русский народ никогда не понимал душевное здоровье исключительно в таком физиологическом плане. Вспомните, как и сами мы говорим: «…душа болит, душа тоскует, на душе тревожно, тяжело…»

Как развить душу?

Мы развиваем всяческие способности. Но самое главное, что мы должны развить – это наша душа. А развить душу – значит научиться правильно любить. Это очень важно – любить правильно. Мы знаем, как развивать интеллект – для этого есть масса методик, правил, упражнений. Знаем, как развить тело. Тренер сможет выжать физиологический максимум из человека. То же касается и музыкального, танцевального, художественного даров. Всюду нужны педагоги высшего класса, без педагога не добьешься мастерства. А чтобы развить свою душу, научиться правильно любить, нужно знать духовные законы. Это такие же аксиомы, как «дважды два четыре» в математике.

Когда болит душа

Если мы чувствуем физическую боль, значит, наш организм нам сигнализирует о какой-то проблеме. Если же болит душа – ноет, скорбит, тревожится – это тоже сигнал, что идет некое нарушение, искажение. Это происходит, когда мы выходим за рамки законов Божиих. Ударили меня по руке – рука болит. Бьют по душе – словом, непристойными зрелищами, жестокостью – и душа начинает метаться, болеть. Вот здесь самое страшное. Я не могу сказать: пусть зубы у меня болят, а я пошел спать. От этой боли на стены лезть хочется. А если душа у человека не здорова, то и организм не может быть здоровым. Больная душа не дает покоя.

Болезни души

Болезни души в церковной аскетике называются страстями. Страсть – это чрезмерная привязанность к чему-либо, что не есть Бог. Попробую объяснить. Я знаю человека из высокообразованной большой семьи, где сестра и три брата – кандидаты наук. У них парализовало мать (она была совершенно парализована, но была в сознании, говорила), и они решили никого не нанимать, а по очереди брать по отгулу и сидеть с ней. Когда была пора старшего брата, ему должны были на поезде марку передать, он был страстным коллекционером. Он знал, что в седьмом вагоне проводник везет ему эту марку. И он сказал: «Мама, я через час приду. Встречу поезд и приду». Но на подъезде к перрону поезд сломался, надо было ждать. Он час ждал, два, понимал, что если уйдет, марка вообще может потеряться, проводник уйдет и все. Три часа, вместо того, чтобы бросить все и уйти к больной матери. Марка – простой кусочек бумажки – была выше любви к родному человеку. Вот что такое страсть! А как же парализованная мать? Она же видела время: вместо часа – три часа. Что она переживала, что думала?! Вот яркий пример страсти. Это привязанность ко всему, что не есть Бог.


Фото get.pxhere.com

Больная душа с детства

Страсти настолько поглотили мир, что даже дети малые подвержены их разрушительному действию. Телефоны, планшеты, компьютерные игры… Раньше у нас было трудовое воспитание, различные обязанности по дому, а сейчас урбанизация и технологии дали людям очень много свободного времени. И мы это свободное время направили на развлечения вместо того, чтобы потратить на изучение духовных законов. Ребенок с детства поражен страстями, у него уже с детства изуродованная, больная душа. Страсти уже выше Бога, выше любви к Нему. Многие этого просто не понимают.

Страсти, которые губят душу

Святые отцы выделяют восемь категорий страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Есть легкие болезни – насморк, кашель, кариес, а есть онкология, СПИД. Эти восемь страстей губят душу как тяжелые болезни. Вырваться из-под их власти чрезвычайно трудно. Это как паралич – хотел бы поднять руку, хотел бы подойти, но не можешь.
От этих страстей устаешь. Когда у тебя чрезмерная любовь к маркам, ты постоянно собираешь – десять, пятнадцать, двадцать пять лет, коллекция растет, и ты вроде бы и рад уже избавиться от них, а не можешь. Страсть связывает: вспомни, сколько сил потрачено, сколько денег, сколько энергии. И главное, что страсти-то не приносят человеку никакого удовлетворения! Сребролюбец копит деньги: один миллион, другой, десять, сто – а хочется еще и еще. Блудник меняет женщин и не может остановиться.

Чем же лечить душу?

Противоположность страсти – добродетель. Любая. Она дает возможность накопления Духа Святого. Чем больше накапливаете, тем больше умения любить проявляется. Обретается душевный мир, которого так хочет душа, так ищет каждый человек. Это и умение прощать, не реагировать на окружающие соблазны. Человек, который умеет созидать мир в душе, всегда в хорошем настроении, во внутреннем покое. А когда мира в душе нет, он реагирует на все раздраженно. А гнев и раздражение так ранят душу, что сутками отходишь от них.
И потому надо научиться лечить душу добродетелью. Внимательно следить за собой. За собой, а не за другими. Когда у тебя мир в душе, то и окружающие чувствуют это. Душа нематериальна, но наши чувства, ум, умение любить и страдать – это все свойства маленькой, но очень важной нематериальной души.

Фото hram29.ru
Отец Евгений Соколов – руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии, настоятель храма при Северном Арктическом федеральном университете, известный публицист, проповедник и педагог. Активно занимается миссионерской деятельностью в Интернете, ведет рубрику «вопрос – ответ», отвечает на вопросы пользователей в соцсети «ВКонтакте». Протоиерей Евгений Соколов – любящий отец и дедушка, добрый пастырь для студентов.
«Мама часто повторяла: «Начало премудрости – страх Господень». Мне было пять лет и я думал, что для того, чтобы стать умным, надо бояться Бога. Потом я подрос, читал житие святых и решил, что страх Божий – это боязнь наказания за совершенные грехи. Затем переехал в центральную усадьбу, и бабушка совсем по-другому раскрыла мне смысл слов «страх Господень». Она была любящая, но очень строгая: до сих пор помню ее реакцию на мою первую тройку по устному предмету, что она считала ленью и хамством по отношению к учителю. Ее фразы просто резали душу: «За что ты меня наказал? Как я посмотрю в глаза учителю? Что скажу родителям? Неужели я заслужила такое обращение?» И вот тогда до меня дошло, что самая главная боль – это когда причиняешь боль другому человеку. И как-то сразу стала четко понятной великая фраза из Библии: «Начало премудрости – страх Господень».
Из книги протоиерея Евгения Соколова «О жизни и о смерти»
Подготовила Н. Дмитриева

Духовное исцеление использует божественной энергии Исцеление. Основным источником духовного исцеления энергии приходит от Бог кто является источником всей жизни. Эта форма духовной энергии является очень мощным и может исцелить множество заболеваний. Духовное исцеление энергии или божественное исцеление энергии проходит через высшие существа как большой ангельских существ, великие пророки или аватары, Святой мастер, Святых, великих духовных учителей, Исцеление Ангелы и другие, Затем для души и эфирное тело целителя. Целитель могут затем передается на этой духовной энергии эфирное тело и физическое тело пациента.

Духовное исцеление через религий

Целительную энергию также могут быть переданы от души целительницы души пациента затем пациента эфирное и физическое органам. Разных религий, как христианство, Буддизм, Ислам, Даосизм, Бахаи, Иудаизм, Индуизм и другие также практика использования божественной энергии Божественного исцеления. Духовное исцеление энергии электрической фиолетовый свет или блестящий белый свет, и он содержит все свойства цвета Прана. Божественные энергии или Духовная энергия обычно используется для лечения тяжелых заболеваний и не простых заболеваний. Духовное исцеление используется, когда целитель имеет для лечения много пациентов с простой или тяжелой болезни в очень короткий период времени.

Электрические Фиолетовая светлая

Электрические фиолетовый свет имеет сознание своей собственной. Он знает, куда идти и что делать. Он раскинулся на пораженную область и лечит он. Если прогнозируется божественной энергии Аджна чакра, Он будет идти на пострадавших чакр и пострадавших частях. Затем будет выслан больной энергии, будет препятствует чрезмерной активации чакр и будет активироваться при активации чакр. Кроме того все органы, которые являются слабыми и воспаленные будут укреплены и успокаивал.
Духовные исцеления энергии наряду с очень мощным также чрезвычайно тонкие. Пациент должен быть очень восприимчивым для быстрого исцеления происходят. Если пациент не так восприимчивы, затем будет медленным исцеления. Он не будет столь же эффективным, как свой потенциал. Но если пациент не восприимчивы, Затем он или она не будет быть исцелен. Если пациент не восприимчивы и не хочет получить хорошо, целитель могут проекта много блестящих электрические фиолетового света, но не эта энергия будет поглощена целитель. Это лучший вариант для использования обычной белой праной или Пранас, обычного цвета, если пациент не очень восприимчивы. Но тогда это можно увеличить восприимчивости пациента, молча или устно читает подтверждение для восприимчивости.
Электрические фиолетовый свет может также использоваться для чистки и подпитывая пострадавших чакр и частей непосредственно. Если непосредственно под напряжением, нижних чакр не реагируют на электрическое Фиолетовая светлая. Верхняя чакр в теле человека являются более чутко реагировать фиолетовый электрической энергии, чем нижних чакр.

Источники — Расширенные пранической исцеления по мастер Чоа Кок Sui

Эта глава из книги «Исцеление женской души»

Исцеление состоит из нескольких этапов. Давайте на примере раны. Допустим, вы глубоко порезали руку, что нужно сделать, чтобы рана зажила?

Шаг первый. Признать наличие раны.

Когда рана на виду, мы видим повреждения и кровь — этот этап проходит сам собой. Но с душевными ранами не так. Иногда мы годами пытаемся отрицать собственную боль. Да нет, нормально все, ничего не болит, ничего особенного. Мы обесцениваем собственные травмы, мол, а где-то люди от голода умирают, так что это ерунда. Куда-то пропадает наша боль от этого? Нет. Остается внутри. Глубоко. Иногда слишком глубоко.

Общалась как-то со знакомой. От неё муж ушёл после 20 лет брака. Без объяснений — взял и ушёл. И она сидит и говорит, мол, я ему желаю счастья, пусть все хорошо будет. Сама его вещи собрала. Сама отвезла ему. Детей сама уговаривала на отца не злиться. Прошло два года — а она ему подарки дарит на Новый год, день рождения. Отдала ему все — машину, квартиру. Уехала к родителям. Дети уже учатся в другом городе. Ничего от него не надо, пусть у него все будет хорошо.

А сама болеет. Болеет да так, что жутко. Сморщилась резко, состарилась. Я говорю, мол, ты с ума сошла? Ты чего? Тебе же наверняка больно было?! Почему ты делаешь вид, что все нормально?

А она улыбается так странно и говорит — да нет, подумаешь. Наверное, ему там лучше, а я чего, я справлюсь. Сама виновата. И продолжает свою песню о главном.

И лишь через год она мне написала сообщение: «Я его ненавижу. Ты была права. Я вдруг поняла, что он меня просто использовал и выбросил. Растоптал. Уничтожил. Ненавижу…»

С этого началось ее исцеление. Она увидела свою огромную рану, признала ее и смогла идти дальше.

Больно было, да, признать, что ты не высокодуховная, и тебе причиняет боль такое предательство. Но без этого исцеление невозможно. Как можно вылечить то, чего «нет»? Как можно игнорировать наличие раны и при этом рассчитывать, что само зарастет? Да, если рана небольшая, организм, может быть, и справится. А если глубокая?

Этот этап неизбежен. Пока мы пластырем раны заклеиваем, они только воспаляются и распространяют по всему организму яд. Нравится нам это или нет, сперва нужно все эти пластыри снять и честно посмотреть в глубину. Увидеть свои травмы, свои раны, свою боль. Я знаю это по себе, много лет закрывала глаза на то, что у меня есть огромная боль, связанная с папой и с мамой. Проблема от такого закрывания глаз никуда не уходила.

Шаг второй. Очищение.

Что делать с раной? Обработать. Отмыть, очистить, дезинфицировать. Чтобы не было воспаления. Чтобы организм мог сам справиться с этим. Если не чистить, а просто мазать и бинтовать, исцеления не случится. Очищать неприятно, больно, страшно. Иногда очищение нужно очень глубокое, если рана слишком запущенная.

Об этом даже нет смысла говорить долго. Это само собой разумеется. Когда болеет душа, действует то же самое правило. Очищать сердце, очищать раны, проживать все, вытаскивать, отпускать.

Шаг третий. Режим особой заботы и внимания.

Если вы порезали руку, то какое-то время вы ее бережёте, не купаетесь в море, например, не таскаете тяжестей. Выполняете рекомендации врача. То же самое с душой.

Когда вы начинаете разбирать завалы, вам тоже нужен режим особой заботы о себе. Больше тепла, больше бережного отношения.

Когда я проживала детские травмы — и период этот активно длился около 2-3 лет, почти каждый вечер я плакала. Это забирало очень много сил, хотя становилось намного легче. Учитывая, что у меня уже был сын, муж, была ещё и необходимость работать вместе с любимым, это было непросто. Иной раз я ничего не могла делать, так меня придавливало грузом прошлого. И я лежала весь день с сыном в кровати, мы ели совсем не полезную еду, смотрели мультики, не гуляли, я плакала, писала письма, проживала. И при этом физически не могла поднять себя с кровати.

Многие думают, что это так просто, подумаешь, обиды. Просто отбросил и пошёл дальше. Да, если их немного, если они небольшие и неглубокие, так и стоит поступить. Когда вам просто на ногу наступили, чего тут долго мусолить – отпусти и забудь. Но если жизнь непростая выдалась, и накопилось столько, что даже дышать трудно?

Не слушайте всяких «гуру позитивного мышления». Мол, улыбнись и все пройдет. Если вы наклеите улыбку, поднимете руку и скажете: «ну и черт с ним» – все это никуда не уйдёт. Останется внутри, ещё глубже. Вам же надо это вытащить.

Чем дольше вы отрицали свою боль, тем глубже оно проникло. Тем больше сил и времени требуется на то, чтобы все это достать.

Найдите возможность отдыха и восстановления сил, когда вы запускаете этот процесс. Нет, это не то время, когда вы сидите в телефоне или смотрите телевизор. Это время, когда вы расслабляетесь и наполняетесь. Прогулки на природе, молитвы, медитации, забота о своём теле, массаж, ароматерапия, возможность просто поспать днём, лечь раньше, режим энергосбережения в общении. Не наваливайте на себя много в этот период.

Чем сильнее вы сможете погрузиться, отключившись от прочего, тем быстрее вы можете этот процесс пройти. Иногда полезно выделить себе отпуск в 2-3 месяца для интенсивного очищения и исцеления.

Семья, кстати, этому не помеха. Просто уберите из своей головы все сверхзадачи и попытки успеть все. Обойдитесь простыми блюдами, делегируйте домашние обязанности, больше общайтесь, гуляйте вместе.

Расслабляйтесь — и физически, и эмоционально. И берегите себя, отнеситесь внимательно к своей душе.

Шаг четвёртый. Постоянная обработка раны.

Один раз продезинфицировать — мало. Вы же знаете, мир у нас такой, бактерии тут и там. Не только физические микробы, но и микробы души, тут и там сидят и готовы наброситься.

И пока организм ослаблен, ему надо помочь. Очищая вовремя все то, что может снова запустить процесс воспаления.

Например, если вы работаете с отношениями с мамой, иногда полезно взять паузу в отношениях в 2-3 месяца, чтобы раны затянулись, чтобы не резать снова по живому. Мама ведь не изменилась, она снова может сделать то же самое, снова сделает вам больно. Если же вы дали себе возможность прожить и окрепнуть, то вам будет проще встречать «новый удар».

Или если мы говорим о теле, то довольно странно голодать неделю, выводить токсины, а на следующий день бежать в Макдональдс, правда? Нужно мягко выйти из диеты, детокса, голодания. Нужно очень взвешенно к этому подходить, тогда от голодания и детокса будет эффект.

Когда вы проживаете боль в своем сердце, стоит внимательно отслеживать то место, которое болит. Не допускать новых ситуаций, которые могут боль усугубить, не провоцировать новые конфликты.

Шаг пятый. Иммунитет.

Да-да, укреплять иммунитет. Это всегда на благо. Тогда раны заживают быстрее, и многие бактерии погибают раньше, чем вы их заметите.

Душевный иммунитет тоже нужно укреплять. Молитвами, духовной практикой, чтением священных писаний.

И само очищение, кстати, это тоже шаг для укрепления иммунитета. Когда иммунитет крепкий, вам проще прощать людей, не вовлекаться в скандалы, не вестись на провокации, видеть в людях хорошее и забывать плохое.

Шаг шестой. Изменение образа жизни.

Если вы прыгали с крыши и сломали ногу, даже после ее заживления не стоит снова лезть на крышу. Надо сделать свои выводы и менять свой образ жизни. Заработали гастрит — измените питание. Поскользнулись упали – смените обувь. Сломали зуб, пытаясь открыть зубам замок, — впредь делайте это ножом, например. То есть нужно измениться, чтобы не допустить рецидив заболевания.

С душой так же. Нужно изменить образ жизни, чтобы не наступать все время на те же грабли. Изменить образ жизни на более чистый и благостный. Убрать из жизни то, что причиняет слишком много боли. Разобраться с отношениями, чтобы находиться в них было радостно. Разобраться с телом, чтобы нахождение в нем так же было в радость.

Вот такие простые шесть шагов к исцелению, которые мы проходим, если хотим излечиться. На каждом из уровней. И об этом мы поговорим подробнее дальше.

– Сейчас у нас говорят о развитии социальной медицины. Объясните, пожалуйста, что это? И для чего нашим медучреждениям держать в штате психологов и социальных работников?

– Социальная медицина – это веление времени. Сейчас нам надо переориентировать свое отношение к здравоохранению в целом. Раньше доктор искал в человеке болезнь, а ведь кто ищет, тот всегда найдет. Практичней все же говорить не о болезни, а о здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Допустим, в физическом и психическом плане человек крепок. Но если социально он не адаптирован, то со временем так или иначе получает какие-то физические расстройства.

– А можем на мгновение представить, что стало бы, если бы знаменитый персонаж рассказов английского писателя Киплинга, Маугли, воспитанный волками, переместился-таки из джунглей в современное человеческое общество?

– Вероятнее всего, социально он был бы дезадаптирован и, несмотря на свое физическое здоровье, сломался бы психологически, что могло бы повлиять на ухудшение его общего состояния, поскольку он привык жить среди животных в джунглях, а не в человеческом обществе.

– Как же должен поступать человек, чтобы быть полностью здоровым?

– В самом слове «болезнь” уже заложена какая-то стигма (клеймо) длительного хронического патологического процесса. На мой взгляд, и доктору, и пациенту лучше воспринимать процесс лечения как физическую адаптацию. Если есть боль, то снять боль, есть воспаление и температура – помочь преодолеть их, если аппендицит – вырезать и выбросить его. Но и на этом останавливаться тоже нельзя, поскольку это еще не состояние полного здоровья. Пациент должен поработать с психологом, чтобы обрести психические силы и уверенность в себе, а затем пройти период социальной адаптации. Тогда и можно будет говорить о полном здоровье, способности полноценно жить, работать и быть полезным обществу.

Мысль материальна?

– Может ли человек своими мыслями вылечить, например, больной орган?

– Взаимоотношения души и тела – довольно сложный процесс. Но если мы говорим о влиянии психики на физическое состояние, то это известно еще со времен Гиппократа. «Психика” в переводе с латыни – душа. И это не эфемерный, не мистический, а вполне конкретный материальный субстрат. Психика – это нервные импульсы между нейронами, возникающие вследствие определенных биохимических реакций на воздействие внешних и внутренних раздражителей. А продуктами этого являются наши мысли, эмоции, настроение, память. Эти внутренние информационные процессы осуществляют нашу ориентировку во внешнем мире. Когда же эмоции подавляются, происходит нарушение регуляции в органах и тканях. Отсюда возникают инфаркты, гипертонические кризы, желудочно-кишечные заболевания, расстройства в той же печени, вплоть до рака.

В медицине все это называют психосоматическими заболеваниями («психо” – душа, «соматик” – тело). Самое распространенное среди них – гипертония. Например, когда человек подавляет свою тревогу, в теле усиливается напряжение, недостаточно вырабатывается такой нейромедиатор (биологически активное химическое вещество), как серотонин, от этого появляется тревога, депрессия, сужаются сосуды, нарушаются кровоток, химические процессы, увеличивается нагрузка на сердечную мышцу и, как следствие, повышается давление. Самый легкий способ снять такое напряжение – массаж шейно-воротниковой зоны и плеч.

Болезни «из головы”

– Как раздражение человека может влиять на его печень?

– Подобным образом. Раздражение – чувство из того же ряда, что и нетерпимость и злость. Биохимически идет усиленная выработка таких нейромедиаторов, как адреналин, норадреналин и ацетилхолин. Они приводят к перевозбуждению, сильно расширяют сосуды, усиливается приток крови, отчего человек и краснеет. А после массированного выброса крови сосуды резко сжимаются, происходит их спазм. В ответ на такой резкий приток и отток крови у человека скачет давление, возникают головные боли, идет застой крови в печени и в периферической кровеносной системе. В целом ухудшается обмен веществ, в том числе в желудочно-кишечном тракте. Человек начинает либо переедать, либо снимать напряжение алкоголем и другими средствами. Так усиливается нагрузка на печень.

– А из-за чего нарушается, например, процесс нормального деления клеток и возникают злокачественные опухоли?

– Есть много теорий происхождения рака. Одна из них – генетическая. Но считается, что передается не сама болезнь, а предрасположенность к ней, генетически запрограммированный код. Подобно тому, как в одном роду люди все худые, в другом – полные, в третьем – склонные к диабету. А пусковым механизмом являются опять-таки психосоматические факторы, такие как неудовлетворенность, подавленная тревога, тоска, печаль, обиды. Образующиеся вследствие этих состояний нейромедиаторы провоцируют ускоренное деление клеток. То есть не одно деление в единицу времени, а, допустим, десять. В результате того, что процесс идет неправильно, клеток становится чрезмерно много, развивается опухоль. А тут еще к уничтожению патогенных новообразований подключаются защитные механизмы. Это порождает интоксикацию и отравление организма.

– Согласны ли вы с теориями Луизы Хей о причинах и следствиях заболеваний, где болезни печени – это следствие гнева и раздраженности, легких – боязнь жить полной жизнью, кишечника – страх расстаться с ненужным…

– Конечно согласен. Я об этом же говорю. Это, кстати, описано было еще в древней восточной медицине. Но я бы не стал говорить так прямолинейно, что тревога – это только легкие, гнев – это только печень, потому что механизмы гораздо сложнее. И представить себе это можно лишь обобщенно.

Что значит – быть абсолютно здоровым

– Могли бы вы привести пример того, как проходит процесс полного выздоровления?

– Пожалуйста. Вот мужчина 40–45 лет, вроде бы очень даже здоровый. Раньше с ходу съедал по три тарелки бешбармака, выпивал бутылку-две водки, ежедневно перетаскивал грузы по 60–70 килограммов, физически крепкий, активный, считал себя вполне здоровым. И вдруг он заболевает, не может ничего кушать, попадает к врачу. Тот обнаруживает у него язву желудка, срочно кладет на операцию. У мужчины вырезают две трети желудка. После лечения его выписывают из больницы, и, как вы думаете, будет он доволен своим новым состоянием? Вряд ли, потому что он измерял уровень своего здоровья тем, что ел тазиками бешбармак или по полбарана за присест, выпивал столько водки и, самое главное, при этом поднимал такие грузы. Это было в его понимании здоровье. А теперь ему противопоказано мучное, надо питаться жидкими кашками, нельзя поднимать больше трех килограммов, то есть он уже не может быть грузчиком, ему категорически противопоказано спиртное.

Да, врачи спасли ему жизнь, но он недоволен. И если он не справится с этим своим недовольством, то положение еще усугубится. Но врач, обладая коммуникативными навыками, ведет с ним беседу так: «Вот физически ты сейчас уже адаптирован, то есть жизнь твоя спасена, но в психическом плане ты не удовлетворен. Поэтому я считаю, что теперь тебе нужно поработать с психологом, понять, что делать с этим твоим недовольством”. И поскольку врач в его глазах уже имеет какой-то авторитет, он спас ему жизнь, улучшил его физическое состояние и проявил такие коммуникативные навыки, этот пациент ему доверяет и соглашается идти к психологу.

Теперь психолог работает с его сознанием, помогает изменить понимание того, что есть для него здоровье. Что это не три тарелки бешбармака, а столько пищи, сколько оптимально достаточно для его организма. Что вообще человек не должен пить спиртное и должен уметь радоваться и преодолевать свои тревоги и страхи без него. Научиться красиво общаться в компании, к примеру, танцевать.

И что здоровье – это когда человек пользуется всеми своими способностями и развивает себя.

И мужчина меняется психологически. Понимает, что если он будет правильно, с пользой для себя питаться, научится радоваться жизни, а не заедать и не гасить спиртным свою тревогу, тоску и печаль, то будет лучше для него. То есть он научится пользоваться своими чувствами, как мы говорим, самосовладать.

Потом психолог отправляет его к социальному работнику. И если раньше он работал грузчиком, то по совету психотерапевта социальный работник предлагает ему научиться работать, например, с компьютером. И наш уважаемый грузчик идет в группу обучения компьютерной грамотности, понимает, что это не так уж и сложно. Учится пользоваться Интернетом и через Интернет находит своим бывшим партнерам, грузчикам, заказы. Он прошел этап своего развития: изменил в себе все, стал другим человеком и теперь занимается более квалифицированным трудом менеджера. Так он адаптировался физически, психологически и социально. Вот как, по большому счету, должны работать в одной команде медики, психологи и социальные работники. Это и есть в моем понимании социальная медицина и принцип равной ответственности за здоровье граждан.

Алматы

Более 100 лет назад в Германии вышел сборник «Здоровье, его сохранение, расстройства и восстановление – настольная книга для семьи». Его составители, профессор Р. Коссман и приват-доцент Ю. Вейсс, привлекли для работы самых авторитетных специалистов того времени. В России этот двухтомник (со вступительной статьей профессора О. Эрисмана) вышел в издательстве Брокгауза и Ефрона в 1907 году. О психической составляющей здоровья человека в книге рассказывает Зигмунд Фрейд, сегодня более известный как основатель психоанализа, а тогда – как успешно практикующий невролог. Отрывок из его статьи предлагаем вашему вниманию.

При известных душевных состояниях, которые называют «аффектами», участие тела так очевидно, так велико, что, по мнению некоторых исследователей души, сущность аффектов только и заключается в этих выражениях. Кто не знает, какие резкие изменения в выражении лица, в кровообращении, в возбудимости произвольных мышц совершаются под влиянием, например, страха, гнева, душевной боли, полового экстаза. Состояния продолжительного аффекта мучительного или, как говорят, «депрессивного» характера (горе, забота, печаль) понижают питание тела, вызывают поседение волос, исчезновение жира и болезненное изменение стенок кровеносных сосудов. Наоборот, под влиянием радостных возбуждений – «счастья» – все тело расцветает, и человек точно молодеет.

Сильные аффекты находятся, очевидно, в тесной связи с сопротивляемостью заразным болезням. Врачам хорошо известно, например, что лагерные болезни и кровавый понос (дизентерия) сильнее свирепствуют в побежденной армии, нежели среди победителей. Аффекты, и притом почти исключительно депрессивные, часто сами по себе уже служат причиною заболеваний нервной системы с видимыми анатомическими изменениями, так же как и заболеваний других органов.

Существующие болезненные состояния могут резко изменяться, большей частью к худшему, под влиянием бурных аффектов. Бывает, однако, и так, что сильный испуг, неожиданное горе производят какой-то особенный переворот в организме, который действует благотворно на болезненное состояние и даже излечивает его. Не подлежит, наконец, никакому сомнению, что продолжительность жизни может быть значительно сокращена под влиянием депрессивных аффектов, и что сильный испуг, жгучее огорчение или стыд могут внезапно положить конец жизни; интересно, что такой исход может быть также следствием неожиданной сильной радости.

Процессы воли и внимания точно так же могут в сильной мере влиять на телесные процессы и играют большую роль при физических заболеваниях. Один великий английский врач сообщил о себе, что ему удается вызывать разнообразные ощущения и боли в любом месте тела, на котором он сосредоточит внимание; то же самое может сказать о себе, по-видимому, большинство людей. При оценке болей, которые вообще причисляются к физическим явлениям, следует всегда принимать во внимание очевидную зависимость их от душевных условий. Профаны, которые охотно относят подобные душевные влияния к «воображению», относятся презрительно к болям вследствие воображения, от которых они отличают боли вследствие ранений, болезней или воспаления. Это совершенно несправедливо. Боль нисколько не делается меньше от того, зависит ли она от воображения или от другой причины.

Подобно тому, как боли появляются или усиливаются от сосредоточения на них внимания, точно так же они могут исчезать, если отвлечь внимание. И весьма возможно, что твердая решимость выздороветь или, наоборот, желание умереть не безразличны для исхода тяжких и сомнительных случаев заболевания.

Больше всего заслуживает нашего внимания душевное состояние ожидания, которое в состоянии мобилизовать целый ряд самых активных душевных сил для заболевания и для выздоровления от физических болезней. Было бы важно установить, имеет ли оно такое же значение для самого факта заболевания; правда ли, например, что во время господства эпидемии наибольшей опасности подвержены те, кто боится заболеть. Наоборот, то состояние, которое называют полным надежды и ожиданием с верой, представляет активную силу, с которою, строго говоря, мы должны считаться при всех наших опытах лечения и исцеления. Иначе мы не могли бы объяснить себе те особенности, которые наблюдаются при действии лекарств и способов лечения. Особенно очевидно влияние «ожидания с верой» при так называемых чудесных исцелениях, которые еще по сей день совершаются на наших глазах без содействия врачебного искусства. Для их объяснения нет надобности искать иных сил, кроме душевных. При этих условиях не происходят какие-либо действия, которые были бы непонятны для наших познаний. И здесь все происходящее естественно. Сила религиозной веры находит подкрепление в целом ряде чисто человеческих импульсов. Набожная вера отдельного индивидуума усиливается энтузиазмом толпы, вместе с которой он идет к святому месту. Это обаяние толпы необычайно поднимает все душевные движения отдельного человека. Там, где нет влияния толпы, его заменяет для данного лица слава, ореол, окружающий святыню.

Но и те, кто не верует, не должны отказываться от возможности чудесного исцеления. Известность и влияние толпы заменяют в этом случае религиозную веру. В каждое время есть модное лечение и модные врачи, которые пользуются особенным обаянием в обществе. Модное лечение обнаруживает здесь целебное действие, которое не лежит в сфере его власти. В руках врача, сделавшегося известным потому, что он помог какой-нибудь известной особе, обыкновенные средства действуют гораздо сильнее, чем у других врачей. Чудеса, стало быть, творятся не только божеством, но и людьми. Разница лишь та, что эти люди, поднятые на высоту модою и подражанием, быстро тускнеют, что вполне соответствует характеру сил, выдвинувших их.

Понятное недовольство врачебным искусством, которое часто оказывается несостоятельным, быть может, также внутренний протест против насилия научной мысли, которое напоминает человеку о неумолимости природы, во все времена, как и в наши дни, создавали замечательные условия для самых разнообразных естественных лечебных средств и естественных лечителей, с которыми врачам приходится конкурировать, и о которых мы можем сказать с положительностью лишь одно, что они гораздо чаще вредят жаждущим помощи, нежели приносят пользу. Хотя мы в этом случае имеем основание быть недовольными «ожиданием с верой» больных, но не следует быть неблагодарными: нужно помнить, что та же сила постоянно помогает и нам в нашем врачебном искусстве. По всей вероятности, действие каждого лекарства, которое прописывает врач, каждой операции, которую он производит, слагается из двух частей. Одну из них, которая бывает то больше, то меньше, и которой ни в коем случае не следует пренебрегать, составляет душевное состояние больного. Ожидание с верой, с которым больной встречает непосредственное влияние врачебного предписания, зависит, с одной стороны, от силы его собственного стремления к выздоровлению, а с другой – от доверия к сделанному шагу, следовательно, от уважения к врачебному искусству вообще и даже просто от симпатии, которую возбуждает в больном врач как человек. Иные врачи в гораздо большей степени внушают доверие больным, чем другие; больной часто чувствует уже облегчение, когда такой врач входит к нему в комнату.

Во все времена и прежде в еще большей мере, чем теперь, врачи применяли психическое лечение. И если под психическим лечением подразумевать стремление вызвать у больного душевные состояния и условия, наиболее благоприятствующие исцелению, то исторически это будет самый древний способ врачевания. Древние народы едва ли имели в своем распоряжении что-либо другое, кроме психического лечения; поэтому действие целебных напитков и все свои мероприятия они никогда не забывали подкрепить настойчивым лечением души. Известные употребления колдовских выражений, очистительных ванн, вызывание посредством оракула сновидений во время сна в храме и прочее могли оказывать целебное действие только психическим путем. Личность самого врача действовала лишь потому, что проистекала из божественного источника, так как в то время врачебное искусство находилось в руках жрецов. Следовательно, тогда, как и теперь, личность врача являлась одним из главных факторов той обстановки, которую создавало у больного душевное состояние, благоприятное для исцеления.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *