Италия лорето

Католики в Беларуси будут называть Матерь Божью Королевой Беларуси в традиционной молитве – Лоретанской литании.

На последнем заседании Конференции Католических Епископов в Беларуси было принято решение дополнить текст Лоретанской Литании на белорусском языке призывом «Королева Беларуси», сообщает официальный сайт. Постановление Конференции Католических Епископов вступило в силу 1 мая.

Архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич с паломниками на фестивале в Будславе в 2017 году. Фото catholic.by

Литания (в восточной православной традиции – ектения) – молитва, состоящая из коротких молебных обращений. Лоретанская литания сложилась в XV–XVI веках, ее название происходит от итальянского города Лорето, известного места христианских паломничеств.

Обращение к Деве Марии как к Королеве Беларуси помещены в текст молитвы после призыва «Королева покоя». Предыдущая статья литании– .

Существует всеобщий латинский текст Лоретанской литании, с которого она переводится на другие языки. Однако местные конференции католических епископов могут выступать с инициативами о добавлении к литании новых обращений при переводе на национальные языки. Окончательное решение принимается после консультаций с Ватиканом.

«Решение епископата Беларуси является выражением набожности местных верующих. В первую очередь это касается почитания иконы Матери Божьей Белыничской, коронованной папскими коронами 20 сентября 1761 года», – отмечается в сообщении catholic.by.

Белыницкая икона Матери Божьей в Снове, XVII в. Источник wikipedia.org

В 1861 году, за два года до восстания Кастуся Калиновского, в издании песенника «Pieśni nabožnyja» («Песні набожныя») появились такие строчки:

Ты Бялыніцкая найчыстша Дзева / Ty Białynicka Najczystsza Dziewa,
Святая Маці сіроцкаго роду / Świataja Maci sirockaho rodu,
Літвы і Русі можна Каралева / Litwy i Rusi možna Karalewa,
Упрасі Сына, каб даў нам Свабоду. / Uprasi Syna, kab dau nam Swabodu.

После восстания 1863 года костел в Белыничах был закрыт, а здание российские власти передали Православной Церкви. Считается, что последний настоятель храма ксендз Люциан Годлевский спрятал оригинал иконы, которую считали чудотворной и католики обоих обрядов, и православные.

Александр Гелагаев/АА, belsat.eu

7 декабря 2018 / Томский Обзор / Фото: Владимир Дударев обозревательница Катерина Маас

На улице Крылова, 26 стоит полуразрушенный деревянный дом без крыши. Своим запущенным внешним видом он удивляет гостей Томска и многих горожан: почему эта «развалина» столько лет находится в самом центре?

Но среди знатоков городской истории этот дом известен как главный дом усадьбы купца Хромова; а это одно из самых интересных мест Томска, с которым связана почти фантастическая история. Усадьба примечательна двумя событиями: здесь жил легендарный старец Федор, по преданию — император Александр I в добровольном изгнании, а его келью в июле 1891 года посетил цесаревич Николай во время своей поездки по империи.

Сейчас в одном из домов, входивших в усадьбу (ул. Крылова, 26а) живут люди. Второй (ул. Крылова, 26) много лет пустует. Собственник земли и здания не предпринимает решительных шагов, а мэрия не берет обязательства по сохранению исторического наследия. Почему может исчезнуть еще один памятник истории и можно ли остановить этот процесс, разбираемся в нашем материале.

Старец и купец

Крылова, 26, главный дом усадьбы купца Хромова Фото: Владимир Дударев

Сперва немного истории. В дореволюционном Томске купец Семен Феофанович Хромов был одним из богатых золотопромышленников. На улице Монастырской, ныне Крылова, он владел несколькими домами. Сам он жил в доме по адресу Крылова, 26а, и соседний дом, который сегодня разрушен, также входил в его усадьбу; в разное время дом был то жильем дочери Хромова, то помещением для банка ее мужа, Ивана Чистякова. Когда купец пригласил старца Федора в Томск, то построил для него келью на окраине своего сада.

Дом усадьбы Хромова на Монастырской улице Фото: открытка из частной коллекции

Келья старца Федора Кузьмича Фото: открытка из частной коллекции

Отношения со святым занимали особое место в жизни Хромова. С 1858 по 1864 годы Федор Кузьмич проживал в усадьбе Семена Феофановича. Более того, Хромов лично объехал всех, кто в Сибири знал старца, и собрал огромное количество свидетельств очевидцев. Фактически он создал своеобразный архив, которым сегодня пользуются исследователи и писатели, желающие изучить личность загадочного старца.

Сам Семен Феофанович верил, что старец Федор не кто иной, как император Александр Первый, инсценировавший свою смерть и отправившийся в пешее путешествие по стране. Хромов относился к своему гостю с огромным почтением и даже называл его «отцом».

После революции наследники купца потеряли все права, а дом несколько раз менял предназначение. В советское время и до конца 90-х он принадлежал областному Управлению образования, и служил гостиницей и учебным корпусом для Центра повышения квалификации педагогов. Затем, в 2000 году исторический памятник в центре города вдруг оказался никому не нужен.

Семнадцать лет пренебрежения

Ирина Евтихиева, искусствовед, сотрудница Томского художественного музея Фото: Владимир Дударев

Ирина Евтихиева, известный искусствовед и сотрудница Томского художественного музея, хорошо помнит, как началась эта история.

В 2000 году Управление образования передало дом по адресу Крылова, 26, в собственность предпринимателю Виктору Марченко. На что именно обменяли в тот момент историческое здание, градозащитники так и не узнали. Но зато увидели, что бизнесмен сразу приступил к делу, и первым делом снял крышу с крепкого столетнего дома. Томские общественники, среди которых были и Ирина Евтихиева, и правнучка купца Хромова Евгения Александровна Благовещенская, а также известные томские краеведы Юрий Гармаш и Геннадий Скворцов, немедленно организовали дежурства у дома Хромова — так они пытались остановить снос здания.

— Лиственница стен под обшивкой была абсолютно желтой и свежей, без каких-либо проблем, она даже пахла, как недавно срубленное дерево! — вспоминает Ирина Александровна.

К делу подключились томское телевидение и газеты, происходящим заинтересовались даже в Москве. И снос приостановили. Однако городские власти на тот момент не предложили провести консервацию здания, так что до настоящего времени оно стоит в том виде, как его и оставили в 2000 году. Даже хуже: после крыши утраченными оказались и часть стен, и внутренняя отделка, внутри дома проросли деревья.
За прошедшие семнадцать лет вопрос реставрации дома неоднократно поднимался в самых разных кругах.

5 июля 2003 года, в день обретения мощей святого Федора, нынешний митрополит Томский и Асиновский Ростислав заложил камень в основание будущей часовни на месте бывшей кельи Федора Кузьмича. Сегодня камень наполовину врос в землю, никакой часовни на месте него так и не появилось, зато рядом с историческим и ремесленным памятником работает мужской клуб «Ягуар».

Камень, заложенный в основание часовни на месте кельи старца Фото: Владимир Дударев

При этом каждый год в Алексеевский монастырь к могиле старца Федора приезжают паломники, которые, конечно же, посещают и камень на углу проспекта Фрунзе и улицы Крылова. По словам Ирины Александровны, они не перестают удивляться тому, в каком состоянии находится историческое здание, и даже пытаются поднимать эту тему на разных уровнях. Но пока разговоры так и остаются разговорами.

В 2005 году «Томск исторический» и Наталья Александровна Лисовская разработали проект, который назвали «Императорский квартал». В нем предусматривалось восстановление дома на Крылова, 26 в его первоначальном виде, а также расселение соседнего жилого дома по 26а, который тоже входил в усадьбу Хромова. В квартале планировали сделать культурно-исторический и деловой центр, а деревянные дома отреставрировать и приспособить под гостиницу для паломников. Но из-за высокой стоимости проекта и отсутствия к нему интереса со стороны городских властей он ушел в архив.

Между делом в 2006 году к Виктору Марченко перешли права и на землю под домом. Так он стал полноправным владельцем участка и строения на нем. Но, как отмечает Ирина Евтихиева, к счастью, не предпринял никаких решительных шагов по сносу здания. Следующие три года оно продолжало медленно разрушаться.

Усадьба Хромова сегодня Фото: Владимир Дударев

В 2009 году у бизнесмена появился проект томского архитектора Олега Лещинера, по которому на месте дома купца Хромова предполагалось построить многоэтажное здание с подземной парковкой. Тогда люди, заинтересованные в сохранении дома, смогли пробиться в Министерство культуры, откуда в Томск поступил звонок с требованием отменить строительство на этом месте.

— Все труднее и труднее становится отстаивать с историко-культурных позиций какие-то памятники. Хотя все вокруг, начиная с гаранта Конституции, непрестанно говорят о важности развития внутреннего туризма — в том числе и в рамках восстановления общенациональных ценностных ориентиров. Мы только начинаем понимать, что защита исторического наследия, сохранение нашей истории и культуры в целом это и есть вопрос национальной безопасности и самоидентичности! — так Ирина Александровна оценивает ситуацию сегодня.

Снова «вспомнили» о существовании усадьбы и связанной с ней легенды в 2012 году — в связи с юбилеем победы русских войск над Наполеоном. Но и на этот раз дело ограничилось только словами.

А вот французский документалист Марк Жонсон (Marc Jeanson) в 2014 году в сотрудничестве с томскими специалистами снял фильм в честь 150-летней годовщины со дня смерти старца Федора.

В нем доказывается, что святой Федор и есть Александр Первый. В российский прокат фильм не вышел — его просто не купили. А вот среди специалистов, изучающих тот исторический период и события, он известен и пользуется популярностью.

— Сменилось два губернатора и три мэра. Все это время активисты рассылают какие-то письма, ходят на приемы в Москве. Потому что дом-то стоит, разрушается! — делится переживаниями Ирина Александровна. Но, по ее словам, дело так и не сдвигается с мертвой точки.

Лед тронулся? Следите за руками

Дом находится в бедственном состоянии и постепенно разрушается без присмотра Фото: Владимир Дударев

В 2015 году губернатор Томской области Сергей Жвачкин встретился с томским митрополитом Ростиславом, после чего вопрос о доме купца Хромова снова был поднят на ряде собраний. Областная администрация озаботилась постановкой усадьбы на государственную охрану как достопримечательного места, связанного с жизнью старца Федора. Спустя два года обсуждений и решений усадебному комплексу, состоящему из двух зданий и сквера, на месте которого когда-то стояла келья старца, присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения.

Казалось бы многострадальная усадьба Хромова, наконец-то обрела защиту. Но все не так просто.

В акте государственной экспертизы особое внимание было уделено материалу стен главного дома усадьбы Хромова. В документе подчеркивалось, что особая ремесленная и технологическая ценность полуразрушенного здания в том, что оно построено из дерева, с использованием затесанного бруса, соединенного «в лапу». Именно материал стен решено было сделать элементом, требующим обязательного сохранения. Это не простая формальность. Включая в предмет охраны такое требование, эксперт «страхует» здание от сноса и возведения на его месте бетонной коробки, для вида облицованной деревом.

Фрагменты Акта государственной историко-культурной экспертизы о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и определения категории историко-культурного значения выявленного объекта культурного наследия «Памятное место, где в середине XIX в. располагалась усадьба купца С.Ф. Хромова, в которой с 1858 по 1864 гг. жил старец Федор Кузьмич» по адресу: Томская область, г. Томск, Крылова (улица), 26, 26а

И вот именно этот пункт неожиданно оказался исключен из перечня особенностей, подлежащих сохранению, в приказе об утверждении предмета охраны, размещенном на сайте областного комитета по охране объектов культурного наследия.

Приложение к акту государственной историко-культурной экспертизы. Оранжевым выделены пункты, которые исчезли из текста приказа Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области от 14.12.2017 № 153/01-07

Заодно из предмета охраны оказались исключены некоторые другие важные особенности, необходимость сохранения которых также указывалась в акте экспертизы: упоминание о том, что оконные рамы памятника были деревянными, а также необходимость сохранить габариты и конфигурацию кирпичного цоколя.

Дом сложен из тесаного бруса «в лапу» Фото: Владимир Дударев

Общественники обеспокоены тем, что на основании этого решения на месте одного из наиболее знаковых томских деревянных зданий могут построить очередной бетонный муляж. Вроде тех, которые уже стоят на Кирова, 26, Дзержинского, 8 и даже на месте здания на Красноармейской, 65/1, располагавшегося рядом с другим брендовым томским зданием — «Домом с жар-птицами» на Красноармейской, 67/1.

Как будут развиваться события дальше, неизвестно. Но законодательные препоны на пути собственника, который, как говорят, давно добивался права возвести на этом месте бетонный новодел, облицованный «под дерево», устранены.

Топим золото в болоте

Ирина Евтихиева: «Я тысячу раз лет говорила, что мы не ценим и не понимаем того, чем обладаем!» Фото: Владимир Дударев

Мы пригласили Ирину Александровну прогуляться по улице Крылова. По ее словам, несмотря на восемнадцать лет откровенного пренебрежения участком и памятником, дом все еще можно восстановить. Отчасти этому способствуют удивительно крепкие стены, а еще кирпичное основание.

На старых фотографиях хорошо видно, что у дома был цокольный этаж с окнами. Со временем, конечно, он ушел под землю, и дом как бы врос в почву. Но с другой стороны, это способствовало сохранению здания — пока у него есть такой крепкий фундамент, ему ничего не страшно.

— Вся Европа преобразовывает старые дома в престижные административные здания и элитное жилье, именно поэтому нам так нравятся их уютные старые ресторанчики и удобные гостиницы с привлекательными видами на древние улицы. Я тысячу раз лет говорила, что мы не ценим и не понимаем того, чем обладаем! В конце концов, даже с экономической точки зрения мы просто выбрасываем в болото золото, которое завтра принесло бы нам прибыль, — заканчивает Ирина Александровна.

Тэги/темы:

  • Город
  • Краеведение
  • Деревянная архитектура
  • Истории томских зданий

Лорето от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Лорето.

Итальянский город Лорето расположен на берегу Адриатического моря и знаменит на весь христианский мир тем, что именно здесь расположено святилище Непорочной Девы Марии. Святой Дом Богородицы стоит в этом городе уже более 700 лет. Именно здесь жила Дева Мария, и именно здесь она получила благую весть от Архангела. Сегодня на этом месте построен собор, и это место считается святым. Круглый год сюда приходят тысячи паломников, чтобы поклониться, попросить об исцелении и благополучии.

Больше известных достопримечательностей в этом городе нет, но он сам по себе очень симпатичный: старинная архитектура, узкие улицы и вся остальная прелесть провинциальной Италии.

Немного истории

Город Лорето разрастался вокруг базилики Санта-Каза, построенной вокруг Дома Девы Марии из Назарета, где она родилась и прожила почти всю свою жизнь. Дом этот стал свидетелем важнейших событий христианской истории — Непорочного зачатия, Благовещения и Воплощения.

Согласно католической легенде, чтобы защитить Дом Девы Марии от разрушения после нашествия арабов в 13 веке, ангелы перенесли его в Далмацию, в окрестности Риеки, после чего он оказался в Лорето. А, согласно официальной версии, Дом перевезли в Италию кораблем.

Как добраться до Лорето

Ближайший аэропорт расположен в 30 км от Лорето, в городе Анкона. Кроме того из Анконы в Лорето можно добраться на пароме.

В Лорето есть станция железной дороги. А путешествуя на автомобиле, следует двигаться по автостраде А14.

Поиск авиабилетов в город Анкона (ближайший а/п к Лорето)

Популярные отели Лорето

Развлечения и достопримечательности Лорето

Большинство памятников Лорето расположено вокруг главной площади города. Это колледж иезуитов и городской дворец (Palazzo Comunale), спроектированный в стиле ренессанс Донато Браманте, представителем архитектуры высокого Возрождения. В настоящее время в галереях дворца представлены работы итальянских живописцев Лоренцо Лотто и Лодовико Караччи, и французского живописца Симона Вуэ, а также коллекция майолики. Из архитектурных строений также примечательны Ратуша и акведук (Acquedotto degli Archi), выполненный по заказу папы Павла V в 1606—1620 гг.

Базилика Санта-Каза

И, конечно же, главной достопримечательностью города и центром паломничества является базилика Санта-Каза (Santuario della Santa Casa), главной реликвией которой считается Дом Девы Марии (или «Святой Дом»), построенный из простого строительного камня с одним окном, дверью и расположенным в нише черным образом Богоматери с младенцем, выполненным из ливанского кедра и богато украшенным драгоценными камнями. Этот образ появился в базилике после пожара 1921 года, уничтожившего оригинальный образ.

Вокруг Святого Дома выстроили мраморную «завесу», спроектированную по дизайну Донато Браманте, и выполненную по проекту Андреа Сансовино, Джироламо Ломбардо, Бартоломео Бандинелли, Гульельмо делла Порта и других итальянских мастеров. Четыре стороны «завесы» изображают Благовещение, Рождество Христово, прибытие «Святого Дома» в Лорето и Рождество Богородицы.

В 1920 году Лоретская Богородица была объявлена покровительницей авиапассажиров и пилотов папой Бенедиктом XV.

Немалый интерес в базилике представляют ценнейшие фрески Мелоццо да Форли и Лука Синьорелли, а также мозаики Доменикино и Гвидо Рени.

Лорето

Другие достопримечательности

Кроме того, в Лорето есть музей истории авиации (Museo storico aeronautico), экспозиция которого представлена образцами формы ВВС и некоторыми уникальными предметами.

Лорето расположен всего в нескольких километрах от прибрежного городка Порто-Реканати (6 км) и города Кастельфидардо (около 7 км), известного, как международная столица производителей аккордеонов. На главную площадь Кастельфидардо, Piazza della Repubblica, выходят здание Ратуши, в которой располагается Международный музей аккордеона, и монастырская церковь Святого Стефана.

Дом Богоматери

Дом Богоматери в Лорето

«Святой Дом» в Лорето, древняя православная святыня.

Это подлинный дом, в котором Пресвятая Богородица жила в Назарете. Когда Дева Мария закончила Свой земной путь, Ее простой каменный дом, размерами 9 на 4 метра, апостолы бережно хранили, превратив в церковь. Несколько позднее, в 70 году, римляне разграбили и опустошили Святую Землю в наказание за восстание евреев, но силы небесные удержали их от разрушения и осквернения святого дома, которому чудом удалось уцелеть. Спустя три столетия, в IV веке, равноапостольная царица Елена повелела возвести над жилищем Божией Матери базилику.

Почти 13 столетий Бог хранил святой дом, но в конце XIII века на Святую Землю напали сарацины. В 1291 г. святой дом был вывезен крестоносцами из Палестины в Далмацию (Хорватия), а затем, разобранный, представителями императорской фамилии Ангелов 10 декабря 1294 года был перевезен в Лорето. Здесь он был восстановлен по чертежам.

До описываемых событий жилище Марии состояло из двух частей: подземного грота, который по сей день сохраняется в Назарете, и верхней части, сложенной из грубо отесанных камней, которая и оказалась в Лорето.

В 1469 году в Лорето была основана огромная базилика Божией Матери специально для помещения в нее дома Пресвятой Богородицы.

Святой дом стоит на месте главного престола. Он сокрыт в мраморном одеянии, украшенном скульптурами пророков и сценами из жизни Пресвятой Богородицы. Дом состоит из трех стен по 3 метра высотой. Восточная стена, где находится алтарь, была открыта в сторону грота, который остался в Назарете.

В 1751 году по указу Папы Бенедикта XIV святыня подверглась официальному обследованию. Было установлено, что дом не стоит и никогда не стоял на фундаменте, заглубленном в землю, что косвенно подтвердило версию о его перенесении из другого места. Кроме того, некоторые ученые считают, что материалы, из которого построен лоретский дом, идентичны по своему химическому составу стройматериалам, найденным употребляющимся в Святой Земле. С XV века эта святыня остается одним из наиболее посещаемым паломниками мест в Италии; возле нее отмечались многочисленные случаи исцелений.

За алтарем святого дома возвышается статуя Богоматери Лоретской, послужившая прообразом икон, известных на Руси как «Прибавление ума».

Использованные материалы

По причине сходства фамилии со словом «ангел» народная молва позже приписала перенос святыни четырем ангелам. О переносе ангелами гласит также надпись на стене Лоретской базилики, в которой находится дом сейчас.

Итальянский город Лорето знаменит во всем мире своим Собором, под сводами которого вот уже 7 веков стоит Святой Дом Богородицы… Святой Дом в Лорето – это комната подлинного дома, в котором жила Пречистая Дева в Назарете и где Она получила благую весть от Архангела Гавриила о рождении от Нее Спасителя Мира. Древнее благочестивое предание, приписывало перенесение назаретского Дома в Лорето ангельскому деянию, между тем, как современные исследователи, изучая предание и основываясь на недавно открытых документах пришли к выводу, что в 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Богородицы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Реканати близ Анконы, а затем в Лорето. В настоящее время на основе археологических раскопок, документов, а также филологических и иконографических изысканий подтверждается, что камни, положенные в стены Святого Дома, были привезены в Далмацию, а затем в Лорето семьей Ангелов (Angeli Comneno) – деспотов (властителей) Эпира, древней страны в Северной Греции. Среди свадебных подарков дочери деспота Никифора Ангела своей дочери Тамаре названы «святые камни, взятые из Дома нашей Госпожи Девы Матери Божией» и «расписанная деревянная доска, где Богородица, Дева Матерь Божия, держит на руках Младенца Иисуса, Господа и Спасителя нашего». Со временем молва превратила греческую семью Ангелов в Ангелов небесных.

В Лорето Святой Дом был восстановлен по точным чертежам. Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одной из них была пещера, или грот, выдолбленный в скале – ныне это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале. Эта пристроенная комната впоследствии и была перенесена в Лорето.

Упоминания о Святом Доме Богородицы в Палестине встречаются и в русской паломнической литературе. Игумен Даниил, первый русский паломник, оставивший заметки о Святой Земле, описал место Благовещения как пещеру в скале и пристройку к ней:

«Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица со Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана».

«Хожения» игумена Даниила относятся к началу XII века, то есть ко времени почти за 200 лет до перенесения Святого Дома.

Другой русский паломник – преосвященный Порфирий (Успенский), в бытность архимандритом, при посещении базилики Благовещения отметил в своей дневниковой записи от 7 марта 1844 года, что в Назарете сохранилась только пещера, без пристроенного к ней дома:

«На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом, один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня…»

Документально подтверждено, что уже за столетие до перенесения Дома Богоматери в Лорето на этом месте была церковь «Святой Марии в лавровой роще» (Лорето – одна из форм слова, которое в переводе означает «лавровая роща»), так что место для Святого Дома выбрано не случайно.

Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Лоретской Богоматери с Младенцем. Согласно многовековой традиции статую Богоматери облачают в богато украшенную тунику – далматик. На потемневших от времени камнях Святого Дома можно увидеть надписи, восходящие к эпохе иудейских христиан 2-5 веков н.э., и подобные тем, которые встречаются в Палестине.

Снаружи Святой Дом одет в мраморную «одежду». Мраморная облицовка заменяет собой античную стену начала 14 века, воздвигнутую жителями г. Реканати в защиту Святого Дома. Работы начались в 1507 году и были завершены к 1538 году, в них принимали участие несколько мастеров и скульпторов той эпохи. Облицовку украшают различные сцены из земной жизни Богородицы: Рождение Богородицы, Венчание, Благовещение, Перепись населения, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Поклонение волхвов, Успение Божией Матери.

Вот уже многие столетия тысячи больных со всего мира устремляются к Назаретскому Дому. Паломники просят у Божией Матери об облегчении страданий, избавлении от мучительных и часто неизлечимых недугов. И нередко совершаются здесь чудесные исцеления. Об этом убедительно свидетельствует множество даров, принесенных в благодарность за избавление от тяжких страданий. Но как говорят те, кто не раз бывал здесь, чаще Божия Матерь подает страдальцам силу и надежду в перенесении тягот болезни, успокаивая сердце, помогая духовно понять и принять посланное испытание – болезнь. Пречистая Матерь Господа нашего научает страждущих благодарить Бога за болезнь, посланную, может быть, за грехи и нераскаянность, помогает совсем иначе взглянуть на мир, на отношения человека с окружающими.

Святой Дом в Лорето является одной из самых чтимых христианских святынь Италии и других католических стран – в некоторых городах даже построены копии Святого Дома. Ежемесячно издается журнал, целиком посвященный Лоретанской святыне – Il Messaggio della Santa Casa (Вести Святого Дома).

Сегодня Святой Дом в Лорето (или как его называют итальянцы, Santa Casa) — одна из самых почитаемых святынь, связанных с именем Богородицы, и одно из самых любимых мест паломников в Европе. Согласно легенде XIV веке, Дом Божией Матери был перенесен из Назарета в Италию небесными ангелами. О том, были ли ангелы на самом деле и какова история этого дома, мы побеседовали с Тимофеем Китнисом, историком и руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

История о спасении Дома Божией Матери небесными ангелами — это просто сказка? Или Ангелы и правда были?

Как это часто бывает, народный фольклор превратил реальную операцию по перенесению Дома Богородицы из Назарета в Лорето в красивую легенду. Первым с открытой ее критикой выступил русский путешественник, автор многих научных трудов епископ Порфирий (Успенский). В книге «Святыни земли италийской» он высказал предположение о том, что нельзя воспринимать слова о спасении святыни «ангелами небесными» буквально, на самом деле Дом Божией Матери из Назарета в Лорето перевезли греки по фамилии Ангелос. Это были влиятельные люди в Эпире, входившие и в военные, и в торговые круги. В XIII веке, когда началось интенсивное завоевание Святой Земли Саладином, Дому Богородицы, как и другим святыням, стала угрожать большая опасность. Чтобы спасти его от разрушения мусульманами, Ангелос перевезли Дом сначала к себе на родину в Далмацию (территория современной Хорватии), а спустя год передали в Италию в Лорето.

Зачем семья Ангелос взялась за это дело?

В этом нет ничего удивительного. Если вывезти одежду или иконы было легко, то для перемещения дома нужно было организовывать целую операцию. Были необходимы корабль, работники, требовались серьезные экономические затраты. Это было под силу только влиятельным и богатым людям. По поводу того, какой была мотивация семейства, высказываются разные мнения. Кто-то считает, что все это — чистый бизнес, и греки просто хотели получить деньги. Однако есть и те, кто думает, что семьей Ангелос двигало искреннее желание спасти святыню от разрушения. А возможно, в этом случае просто совпали благочестие и практическая хватка, как нередко бывает.

Почему Дом Божией Матери был перевезен именно в Лорето?

Область Марке и в частности городок Лорето являлись частью Папского государства и, когда Дом Богородицы был перевезен в Лорето, он автоматически попал под амофор Папы Римского. Кроме того, у семьи Ангелос была связь с викарием Папы — епископом города Реканти, что подтверждено документально. После того, как посланники Папы удостоверились в подлинности Дома, он был передан в Лорето, и викарий стал сам заниматься укреплением Святого Дома на его нынешнем месте.

Фото Massimo Rosellihttp www.wikipedia.org

А как выглядит Святой Дом сегодня?

На живописном холме располагается базилика Santa Cosa, купол которой виден еще издалека. Она представляет собой огромный храм со множеством капелл, настоящую сокровищницу искусства. В работе над базиликой принимали участие лучшие мастера своего времени, такие как Мелоццо да Форли и Луки Синьорелли. В центре храма — мраморный ковчег, создание которого Папа Юлий II в 1507 году поручил выдающемуся архитектору того времени Донато Браманте.

Внутри драгоценного чехла и находится светлица, перевезенная из Назарета. Святой Дом имеет только три стены и следующие параметры: 8,5 на 3,8 метра в длину и ширину и 4 метра в высоту. В нем находится статуя Лоретской Божией Матери, о которой в своих дневниковых записях также писал преосвященный Порфирий (Успенский). Лоретская Мадонна с Младенцем — одна из самых известных и почитаемых в Европе. Интересно, что она очень похожа на почитаемую в России икону Богородицы «Прибавление Ума». Однако 1921 году скульптура Божией Матери XIV века сгорела в пожаре. В ходе работ по восстановлению и реставрации храма Леопольдо Челани была создана новая статуя.

Раз храм и скульптура были воссозданы, не мог ли и сам Святой Дом быть построен в Италии в XIV веке? Что свидетельствует о его подлинности?

Еще в 1491 году Папа Сикст IV издал буллу, которая подтверждала подлинность Дома, в 1507 такую буллу издал и Папа Юлий II. Позже, уже в 1900 году в Византии были найдены документы, подтверждающие предположение епископа Порфирия (Успенского). Святой Дом действительно был перевезен греческой семьей Ангелос из Назарета в Дальмацию, а потом передан викарию Папы Римского в Италию, в Лорето.

В XX веке, когда проводилось много исследований святынь, была проведена и проверка на подлинность Дома Божией Матери в Лорето. В 1962-1965 были организованы специальные экспедиции, в которых приняли участие историки и археологи.

Они установили, что Святой Дом является образцом типичного палестинского дома, причем, скорее всего, принадлежащего небогатой семье. В отличие от других домов в Лорето, он построен без фундамента и имеет только три стены. В Палестине дома часто примыкали к скале, в которой была выдолблена пещерка. Это позволяло экономить силы и средства на строительство (сегодня грот, выдолбленный в скале, где стоял Дом Богородицы, является одной из главных святынь базилики Благовещения в Назарете).

Три стены Дома Богородицы. Фото www.santuarioloreto.it

Камни, из которых сложен Святой Дом, также не характерны для Лорето, где даже не было каменоломни, но такие камни часто использовались в Палестине. На камнях Дом Божией Матери были обнаружены многочисленные пометки, которые историки, исследовавшие дом, датируют 1 веком. На некоторых камнях была замечена нумерация. Вероятно, Дом в Назарете разобрали, камни пронумеровали в нужном порядке, а потом уже в Лорето в том же порядке сложили заново.

Значит, сегодня сомнений в подлинности Дома Богородицы уже ни у кого не возникает?

Подлинность Дома подтвердили исследования, такова официальная позиция Церкви, а остальное уже дело веры. Но, по-моему, не столь важны детали истории и то, кто и с какой мотивацией принял в ней участие. Важно то, что мы имеем сегодня. Христос учил: «Всякое древо познается по плоду». А плод этой истории такой: сегодня Лорето — не только известнейший исторический, культурный и образовательный центр. Это место, где до сих пор происходит исцеление, не только телесное, но и духовное. Это место, куда люди приходят по обету, в благодарность, для того, чтобы получить благодать Духа Святого и Богородицы. Это мировой христианский центр, где молятся и католики, и православные, и где зримо ощущается Покров Божией Матери.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *