Иуда икона

Евангельский сюжет

Моление о чаше

описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «
Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад
» (.18:1
).

Евангелие Текст
От Матфея (26:36-46) Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною
. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил:
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты
. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру:
так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна
. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря:
Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя
. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им:
вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня
.
От Марка (14:33-42) И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте
. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил:
Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты
. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру:
Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна
. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им:
вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня
.
От Луки (22:40-46) Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение
. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря:
Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет
. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им:
что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение
.

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали

«
.
Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса

  • Первый раз
    Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «
    да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты
    «;
  • Второй раз
    изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки ему был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «
    да будет воля Твоя
    «;
  • Третий раз
    он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «
    вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня
    «.


«Моление о чаше» (мозаика собора Святого Марка)

Место действия

Основная статья: Гефсиманский сад

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от ] Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества

Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций

, построенной в 1919 — 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.]

Стиль

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки , кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа Евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный Евангелист-иконописец, было плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Богословское толкование


Моление о чаше
, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре

Богословы видят в словах гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что он имел две воли: божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с его вочеловечеванием). Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше: «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него

«.]

Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением его страха перед смертью, свойственного человеческой природе

Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову

.]

— Иоанн Дамаскин


Моление о чаше
, Джованни Беллини, 1465—1470

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет

Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа. Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех

Существует мнение, что во время гефсиманской молитвы дьявол, отошедший от Иисуса «до времени

» после его искушения в пустыне (.4:13), вновь приступил к Нему с искушениями, пытаясь отклонить Его от предстоящего подвига крестных страданий.]

Придание о сотворении иконы и её появлении на Руси

Согласно приданию, оригинал иконы написал Лука на столешнице, за которой ужинали Иисус, Дева Мария и Иосиф.

Увидев портрет, Божья Матерь произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». После в Византии был сделан список, который пробыл там до 450 года. Его отправили одному из царей Константинополя.

В 1131 году патриарх Лука Хрисоверг решает передать список в дар Юрию Долгорукому. Его сын по имени Андрей, в церковной истории более известный как Боголюбский, отправляется с юга Руси на север. Цель похода – создание независимого от Киева государства с центром в Московии. В ходе путешествия он посещает Владимир и остается там на несколько дней. После отъезда с иконой на несколько километров от города, начали твориться чудеса. Кони отказались идти дальше. Дело было не в усталости или голоде – смена скакунов не дала результата. Тогда Боголюбский начал усердно молиться перед образом. Ему явилась сама Матерь Божья и сказала, что святыня должна остаться во Владимире. В её честь нужно построить храм. Князь повиновался – на долгие годы икона оставалась в городе, исцеляла больных, помогала просящим в их бедах. С тех пор список начал называться Владимирским.

Сегодня икона хранится в храме-музее святого Николая. Он расположен в Толмачах, Тверская область.

В изобразительном искусстве


Моление о чаше
, Дуччо, 1308—1311

Моление о чаше

относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, и ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей
.
Художники стремились подчеркнуть в молении о чаше трагическое одиночество Иисуса Христа. Он, стоящий на коленях всегда является центром композиции, Иуду со стражей помещали на заднем плане, а спящих учеников — на переднем, подчёркивая их сном значимость слов Христа, обращённых к ним: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

» (сон учеников противопоставляется бодрствованию и молитве Христа
).
В иконописи указание по написанию Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века

):

«Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки. Позади Христа Петр, Иаков и Иоанн спят: но к ним подошел Спаситель, и одною рукою будит Петра, а в другой держит хартию со словами: тако ли не возмогосте и единаго часа побдети со Мною

«]

История иконы Моление о Чаше

Христос пришел, чтобы отдать свое тело на растерзание, пролил безгрешную кровь. Все ради того, чтобы люди могли попасть обратно в потерянный ими рай. Моление Христа сначала было о том, чтобы избежать уготованной участи. Уже затем Его молитва выражает полное смирение с Божьей волей. Христианам здесь подается урок — каждый должен испить свою чашу страданий, уготованную Господом, подчинить свой рассудок, волю и все существо воле Бога.

Нам не всегда понятны и приятны замыслы Создателя. Но чтобы в итоге состоялась победа, необходимо принимать их — по вере, ведь рассудком это сделать невозможно. Все человеческое начало до конца противится смерти, даже часто отрицает ее, хотя она неизбежна.

См. также

  • Гефсиманский сад
Арест, суд и казнь Иисуса Христа → Иисус Христос с момента смерти до Воскресения
События Страсти Христовы: Моление о чаше • Арест Иисуса Христа • Поцелуй Иуды • Отречение апостола Петра • Суд Пилата • Бичевание Христа • Крестный путь • Распятие Христово • Слова Иисуса на Кресте

Места Гефсиманский сад • Синедрион • Голгофа
Иисус и ученики Иисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иоанн Богослов • Апостол Пётр • Апостол Марк • Иуда Искариот • Жены-мироносицы
Иудеи Ирод Антипа • Каиафа • Анна • Малх • Раба придверница • Варавва • Симон Киринеянин • Агасфер • Благоразумный и безумный разбойники
Римляне Понтий Пилат • Клавдия Прокула • Сотник Лонгин
Предметы Орудия Страстей: Терновый венец • Риза Господня/Бесшовный хитон • Животворящий Крест • Титло INRI • Копьё Лонгина • Святой Грааль • 30 сребренников
Иконография Ecce Homo • Форма орудия казни Иисуса • Распятие (декоративно-прикладное искусство)

Значение иконы

В образе «Моление о чаше» выражен один из основных принципов христианства — покорность замыслу Всевышнего и вера в Его Силу. В момент молитвы в Христе борются человеческая и божественная сущности. Иисус, как и любой человек, страшится предстоящих испытаний и смерти. Но Сын Божий принимает уготованные ему мучения и с покорностью следует воле Отца.

Таким же образом должны вести себя в трудных ситуациях простые люди. Преодолеть отчаяние, укрепить дух и придать сил поможет искреннее прошение, обращённое к Господу. Только смиренная просьба о помощи и вера в Господа преодолеют испытания, определённые человеку Высшими силами.

Икона Богородицы Песчанская, история и значение

Чудотворный образ имел свое место пребывания до начала 20 века в Свято-Вознесенском Кафедральном соборе в городе Изюм. На сегодняшний день не известно, где прибывает святыня. Несмотря на это, в православном мире сохранились некоторые списки этой иконы, а их владельцы утверждают, что они наделены большой чудотворной силой и продолжают исцелять.

Явился чудотворный Лик святителю по имени Иоасаф, который был Белгородским епископом. Незадолго до своей смерти ему приснился сон, в котором явился образ Пресвятой Девы на куче различного мусора со словами обиды за такое пренебрежительное отношение. Когда святитель осматривал свою епархию, в Воскресенском храме Харьковской губернии он встретил изображение из сна в очень запущенном состоянии.

Епископ сделал выговор служителям храма, распорядился поместить святыню в более подходящее место, а сам три дня сутра и вечером преклонялся и молился перед иконой. После этого стали происходит чудотворные исцеления тех, кто приходи к святому образу за помощью.

«Песчанская» икона Божией Матери неоднократно приходила на помощь в борьбе с различными эпидемиями. Во время военных действий в 1914 году православный чудотворный образ был доставлен на фронт, после чего военные отмечали резкое уменьшение человеческих потерь.

На иконе изображена Пресвятая Дева по образу «Путеводительница». На левой руке у нее восседает младенец, она протягивает к нему свою ладонь, а ребенок держит книгу в левой руке. Такое изображение очень схоже с «Казанской» иконой.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.
Старинная икона

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Христа

… В «Оплакивании» группы взволнованных, плачущих женщин и учеников окружают совершенно спокойно вытянутое тело Христа. Богоматерь, сохранявшая стоическое спокойствие в сцене «Встреча Марии и Елизаветы», теперь сама охвачена порывом отчаяния и, склонясь над трупом сына, глядит ему в глаза. Ее волнению противостоит профильный образ Христа, который в смертный час, как подобает стоику, обретает совершеннейшее спокойствие…

«Оплакивание Христа» принадлежит к числу наиболее зрелых композиционных решений Джотто. Джотто воспринимает событие смерти эпически, с чувством неизбежности свершившегося. «Оплакивание Христа» — это сцена прощания с умершим горюющих о нем людей. Христос лежит, как бездыханный труп, но сохраняет все благородство и величие наконец-то обретшего мир героя; душевное волнение окружающих разбивается об его бесстрастие, как в «Тайной вечере» Леонардо волнение испуганных апостолов бьется о гранитное спокойствие центральной фигуры Христа.

Вся сцена задумана как единое целое. Художник ясным взглядом охватывает действие и строит драматическую сцену, сопоставляя различные оттенки душевных переживаний. Узлом композиции служит прощание богоматери, припавшей к трупу любимого сына. Она крепко обняла его голову и смотрит ему в лицо, как бы надеясь прочесть в нем последние признаки жизни. Это — отчаяние, не находящее ни слов, ни слез, ни жестов. Внешнему спокойствию матери, ее безмолвному горю противопоставлено отчаяние Марии Магдалины, женщины, сжимающей заломленные руки, и всплеснувшего руками Иоанна, горе которых находит облегчение в слезах и в патетическом жесте. Этой группе соответствуют парящие наверху ангелы. В «Оплакивании» в Ассизи они указывали путь Марии Магдалине. Здесь они включены в эмоциональный строй сцены, так как несутся стремительным вихрем, в котором мы угадываем безудержную горесть и отчаяние людей в их чисто лирическом выражении. Справа, у самого края картины — там, где стоят старец с полотенцем и чернобородый мужчина,— волна скорби несколько затихает. В этих фигурах нет ни безутешного отчаяния Марии, ни шумного изъявления печали Иоанна. В них сосредоточена приглушенная сдержанная грусть.

Высокое душевное напряжение «Распятия» Чимабуэ можно сравнить с лирическим порывом Джакопоне да Тоди. Созерцательность Джотто, грация эмоций и целостное восприятие сцены глазом наблюдателя напоминают Данте, с его умением в нескольких словах раскрыть сложную ситуацию, молчаливую беседу с недомолвками, с пониманием собеседника с полуслова, как в сценах с Фаринатой и Кавальканти или со Стацием (Ад, X, 32; Чистилище, XX, 94).

У лириков XIII века душевный мир стоял в непримиримом разладе с внешним миром. Джотто отчетливо видит физические движения в их неразрывном единстве с душевной жизнью человека. Душевная жизнь человека объективируется у Джотто. Это переполняет высоким познавательным пафосом его произведения и придает такое внутреннее спокойствие и бодрость самым трагическим его сценам. Этим положением определяются и композиционные решения Джотто, его стремление сконструировать картину таким образом, чтобы расположение фигур, продиктованное драматическим развитием действия, в восприятии зрителя запечатлелось в виде наглядного, ясного зрелища. Исходным пунктом в построении «Оплакивания» является распростертое тело Христа, спокойная горизонталь, отодвинутая к нижнему краю фрески. Пять женщин образуют вокруг него венок, причем две из них повернуты спиною к зрителю, как старцы в «Молении о жезлах», и подчеркивают этим обособленность картины. Слева к этой центральной группе примыкают стоящие женщины, справа — двое мужчин; между ними видна фигура Иоанна. Группу оплакивающих замыкает сзади .гора. Ангелы своим порывистым полетом превращают нейтральный голубой фон в пространственную среду. В некоторых частях композиции насчитывается до пяти планов — наибольшее число среди произведений Джотто. Все построение этой фрески может быть ясно передано в плане. Расположение фигур в пространстве определяется драматическим действием, совсем как в театральной мизансцене.

Однако «Оплакивание» не ограничивается этой закономерностью. Джотто организует свою картину так, чтобы задуманная им мизансцена составляла зрительное единство и сложилась в выразительную графическую конфигурацию на плоскости. Это достигается такой постановкой фигур, при которой они, не теряя своего объемного характера, образуют ясные геометрические очертания. Здесь вступают в свои права картинная плоскость и обрамление. Фигура Христа, отодвинутая вниз, выражает тяжесть бездыханного трупа, но вместе с тем созвучна нижнему краю обрамления; плащ Магдалины не только подчиняется закону притяжения, но и соответствует краю рамы слева; спокойная фигура мужчины также соответствует правому краю рамы; наконец, мягко изгибающаяся гора, пересекая композицию, упирается в группу Марии и Христа, подчеркивая эмоциональный центр. Вся композиция делится на две равные части: нижнюю часть занимают люди, верхняя — это простор, в котором ангелы совершают свой стремительный полет. Это четкое деление плоскости (которого еще не знали современники Джотто, создавшие «Оплакивание» в Ассизи) переводит на живописный язык чисто физическое ощущение контраста между воздушным пространством и телами, подчиненными силе притяжения.

Нужно думать, что Джотто сознательно рассчитывал на это впечатление. Об этом говорит фигура Иоанна, в которой Джотто отступает от натуралистической правды во имя убедительности живописного образа (как Леонардо в «Тайной вечере» уменьшает стол для выделения фигур). Иоанн стоит в глубине, видимо, на том же уровне, что и все фигуры, при этом сильно согнувшись, между тем его голова расположена на уровне головы стоящего рядом старца и таким образом не нарушает изокефалии. Иоанн отодвинут на четвертый план и поставлен так, что не может видеть тела Христа. Но ради сохранения зрительного единства и спокойного рельефного следования планов Джотто повернул его в профиль. Композиция «Оплакивания» основана, таким образом, на двоякой оценке каждого предмета: во-первых, с точки зрения его объема и весомости и, во-вторых, с точки зрения его силуэта и линейной выразительности в их отношении к картинной плоскости. Стремление к синтезу объема и плоскости, их единству легло в основу позднейшей классической живописи Италии.

предыдущая / главная / следующая страница

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Икона «Тайная Вечеря» есть в каждом храме. Ее трудно не заметить: как правило, она располагается прямо над Царскими вратами. На ней мы видим Христа и апостолов за пасхальной трапезой. Спаситель предсказывает предательство Иуды. Последнего легко узнать среди апостолов: Иуда тянется рукой через стол или собирается уходить, иногда пряча за спиной, иногда прижимая к груди мешочек с тридцатью сребрениками. Мы легко найдем апостола Иоанна Богослова: он рядом со Христом, как сказано в Евангелии: один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Позы и лики апостолов полны драматизма, ученики напряженно смотрят друг на друга и на Иисуса, вопрошая: не я ли, Господи?

Икона «Тайная Вечеря» несет в себе несколько смыслов, в том числе благодаря своему расположению в храме. Это не только исторический сюжет, но и указание на непрерывность совершения в Церкви таинства Причащения: с апостольских времен до XXI века и далее Евхаристия объединяет верующих друг с другом и со Христом.

Литургический смысл этого события более полно выражен в другой иконографии, развивавшейся параллельно с «Тайной Вечерей». Она так и называется — «Евхаристия» или «Причащение апостолов». Как правило, «Причащение апостолов» помещают на восточной стене алтаря — прихожане видят его, когда открыты Царские врата. Так, в соборе Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге виден центр большой мозаичной композиции в алтаре: Христос и склонившиеся к нему апостолы Петр и Павел.

На иконе «Причащение» нет возлежащих или восседающих, нет трапезы как таковой. В центре композиции изображен Христос у престола — Первосвященник, подающий Святые Дары шествующим к нему апостолам. Рядом со Христом часто изображают ангелов в диаконском облачении. Первыми в ряду апостолов стоят Петр и Павел. Да, Павла не было на Тайной Вечери, он и апостолом стал уже после Пятидесятницы, но здесь икона изображает литургию Небесную, и Павел как первоверховный апостол — полноправный ее участник.

Можно сказать, что «Тайная Вечеря» и «Евхаристия» — это две разные, но родные иконы, ведь обе говорят нам о незыблемости и важности таинства Причащения.

3141 Меднолитая икона «Седмица» с холодными эмалями

3142 Литая икона «Седмица» без эмалей

314 Икона большая «Седмица»
Копия меднолитой иконы XIX века

Медное литье. Холодная эмаль
Размер 10,3 х 12,6 см

На иконе изображена сложная многоступенчатая Деисусная композиция, в основе которой семь фигур: в центре — Спас Вседержитель на престоле, по сторонам — предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча, за престолом — Архангелы Михаил и Гавриил, выше — апостолы Петр и Павел. По составу центральных персонажей Деисуса данная композиция получила свое второе название «Седмица».
За первоверховными апостолами изображены с Евангелиями в руках: апостол-евангелист Иоанн Богослов и святитель Иоанн Златоуст, константинопольский патриарх — автор краткого чина православной Литургии, которая носит название: Литургия Иоанна Златоуста. Внизу у ног Христа в молении стоят на коленях архиепископ Никола Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, у самого подножия престола Господня припадают в молитве согбенные фигуры старцев — преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

«Тайная вечеря» — это широко известная икона, которая знакома не только верующим православным людям, которые ежедневно ходят в храм, но и тем, кто хорошо знаком с искусством Леонардо да Винчи. Образ события новозаветной истории по изображению схож со знаменитой фреской творца. Однако, несмотря на то, что практически всем людям известно данное творение, но каждого в отдельности интересует ответ на вопрос: «Какое именно смысловое значение данного произведения искусства в православной религии, и чем на самом деле она может помочь?»

Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в вк, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа! Или же наша православная группа в одноклассниках! Также рады напомнить, что на страницах нашего церковного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!

История и ценность иконы Тайная вечеря

Творение в виде фрески Леонардо да Винчи и иконы, о которой идет речь, переплетаются между собой. Именно поэтому многих иконописцев и великих мастеров живописи испокон веков интересует вопрос: «Каким именно образом связаны между собой данные произведения?». Однако подлинно известно, что живописная фреска великого творца и священный образ того главного для христиан события, несут в себе различные цели, несмотря на то, что они являются глубоко символичными и играют определенную роль для истории и каждого человека в отдельности.

Тайная вечеря имеет широкое значение, поскольку символизирует определенное начало нового жизненного пути для всего человечества и в то же самое время является ярким символом нового этапа в отношениях между Всевышним и народом в целом. Исходя, из таких познаний можно утверждать, что вследствие такого значения данная икона располагается в каждом православном христианском храме над входом в алтарь. Также именно поэтому в жертву приносят только лишь хлеб и вино, поскольку кровь испокон веков не проливается, ведь она была в свое время искуплена Иисусом Христом. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что у нас на страницах легко купить икону Тайная Вечеря и другие иконы Иисуса Христа купить недорого!

Деяния Страстного четверга:
1. Омовение ног – некий ритуал;
2. Евхаристия;
3. Молебны;
4. Предательство ученика и последователя, то есть Иуды;
5. Взятие под стражу.

Общая значимость иконы знакома для каждого христианина и для того, чтобы рассказать о ее значении, не нужно прилагать никаких усилий, однако чтобы понять и осмыслить уйдут годы. Это связано с тем, что общее осознание глубокого смысла трапезы, которое отображено в иконе приходит к каждому человеку в свое время.

Практически каждому человеку, а тем более христианину известно, что на протяжении года в церкви или в храме совершается определенное таинство, которое было установлено ранее Всевышним. Именно в тот момент в канун пасхальной ночи на тайной вечере произошло знаменательное событие, которое отражается в данной святыне. Важно отметить, что 2000 лет назад празднования Пасхи совершалось в честь освобождения тогдашних иудеев из египетского рабства. В те времена Иисус Христос собственными руками омывал ноги ученикам и разделял с ними в вечернюю трапезу. Хлеб ломал и раздавал апостолам, а вслед за хлебом передавали чашу. Именно данные события отображены в широко известной иконе, а также на фреске живописца эпохи Высокого Возрождения.

Значение иконы Тайная Вечеря

Однако не только лишь упомянутые, деяние случились в святой вечер. Некий ученик и последователь Великого Иисуса Христа был потерян, поскольку он решил предать собственных союзников и соратников. Поэтому в этот момент существует некая договоренность об измене, которая ранее была оплачена. Важно отметить и тот факт, что число монет и по сей день входит в пословицу.

Речь идет не об одном человеке, а о том, что предать Всевышнего может каждый человек в любое время, однако не каждый сможет найти в себе духовные силы для того, чтобы искренне от всего сердца и души раскаяться. Именно поэтому общее значение для каждого человека иконы передается не сюжетной линией, какими-либо красками, жестами или персонажами, а непосредственным ощущением того, что Всевышний ждет каждого человека к себе с раскаянием до последнего его вздоха.

На Святом Лике можно лицезреть определенную фигуру Иуды именно он тянется к центру стола, таким образом, он выдаёт, что является предателем. Его фигура говорит о нелепости и вызывающем поведении. Таким образом, иконописцы древних времен старались подчеркнуть падение, смятение и сделать, как бы «говорящим» Иуду. То есть даже на иконе видно его предательство, и всепоглощающую глубину деяния его.


Важно отметить, немало важный исторический факт, что место секретной трапезы по сей день ни один творец не смог описать в деталях. Однако если обратиться к историческим сведениям и данным, можно выяснить, что на тот период времени не могли существовать широкие длинные столы и стулья, которые привычные для современного жителя.

Об этом мы можем судить исходя из того, что в те времена даже у римлян не существовало таких предметов мебели, следовательно, во время трапезы, еда лежала на лавке, а люди сидели на полу, подстилая подушки.

Поэтому можно смело утверждать, что иконописцы изобразили на священном лике длинный стол, который является ярким символом, то есть напоминанием о евхаристии, которая на тот момент была совершена впервые в истории. Следовательно, можно сказать, что стол — это в некотором роде прообраз самого престола в алтаре.

В то же самое время, обратившееся к иконе Тайная вечеря, которая написана иконописцами иных стран мира можно увидеть некое изображение, на котором существуют большие чаши с разнообразными продуктами, травами, то есть продуктами в изобилии. Святой лик из разных стран мира отличается лишь некими нюансами, такими как обстановка, помещения, форма стола или чаши на столе. В то же самое время фигура Всевышнего является яркой и зачастую выделяется:
• одеждой;
• позой;
• размером.

Где в доме разместить икону?

Икону можно расположить в собственном домашнем иконостасе в любом углу независимо от того, какая комната это будет. Естественно, что вблизи данного священного Лика необходимо установить Святой образ Божьей Матери, Иисуса Христа, святых угодников, Николая Чудотворца и иных святынь, которые несут глубокое значение для жильцов дома.

Многие священнослужители утверждают, что поставить данную святыню можно в столовой для того, чтобы совершать молитвенное правило перед употреблением пищи. Следовательно, ответ на вопрос где разместить икону достаточно прост в любом месте дома, где посчитает нужным хозяин.

В Чем помогает икона Тайная вечеря?

1. Способствует общению с Всевышним, помогая верующим поделиться с ним своими тревогами, заботами и обрести душевное спокойствие и равновесие.
2. В случае, если Святой образ расположен в кухне, следовательно, хозяйка возносит молитвы каждый раз перед приготовлением пищи – считается, что в этом случае дело обязательно увенчается успехом.
3. Очень часто современные христиане возносят молебен перед употреблением пищи.
4. Именно вблизи данного священного лика православные верующие христиане просят Всевышнего о благословении, дабы принять святые дары от него.
5. Люди просят прощения собственных грехов, какими бы тяжёлыми они не были.

Можно говорить о том, что к иконе Тайная вечеря можно обращаться с любыми просьбами и деяниями. Испокон веков она помогает каждому православному верующему христианину связаться с Всевышним, попросить у него прощения и раскаяться в содеянном. Поэтому именно эта святыня располагается в храмах и церквях вблизи алтаря.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *