Иудеи кто они

Содержание

Тора — первые пять книг Библии

Противопоставлять Тору Библии и спрашивать, в чём разница, некорректно. Тора — это часть Библии, её начало.

Библия — это сборник писаний. У христианских конфессий она имеет отличия. В русском православном издании книг в ней — 77. В греческом — 76. У католиков — 73. У протестантов — по-разному, но чаще всего 66.

Тора — это первые пять книг Библии. Это ядро, из которого берут начало сразу несколько религиозных традиций. В первую очередь — иудаизм. А также — христианство. События, изложенные в Торе, воспроизводятся в Коране, так что в некотором смысле ислам тоже наследует содержание Торы.

Издание Торы с подробными комментариями

Тонах. В древности, ещё до всех прочих библейских текстов существовала только Тора. И Ветхий Завет, и Новый Завет появились позже, как продолжение этой книги. До сих пор она — главное Священное Писание у евреев, в то время как у христиан центральное место занимают четыре Евангельских текста. В иудаизме же новозаветных рукописей нет. Евреи признают только ветхозаветную часть библии. У них она называется Тонах.

Талмуд. Ещё один важный для иудеев свод текстов — Талмуд. И Тора, и весть Ветхий Завет в нём подробно прокомментированы. В итоге получилось многотомное издание с нравственными, бытовыми, религиозными и правовыми правилами для евреев. Создавали этот текст иудейские учителя на протяжении шестисот лет. Писали его в Палестине и Вавилонии, из-за чего есть две версии текста. Порой они расходятся в содержании. Предпочтение чаще отдают Вавилонскому варианту.

Так как иудеи называли своё Священное Писание? Первые пять книг — Тора, весь Ветхий Завет — Тонах, многотомный комментарий к ним — Талмуд.

Талмуд — очень большой комментарий к Свешенному Писанию иудеев — Тонаху (Ветхому Завету)

Автором Торы считают пророка Моисея, он жил между XVI и XIII веками до н.э.

Пророк Моисей. Именно его считают автором Торы.

Автором Торы принято считать Моисея.

О личности этого пророка известно из нескольких источников:

Сама Тора

«Иудейские Древности» Иосифа Флавия — исторический труд

Книга Юбилеев — ветхозаветный апокриф

Коран

Есть ещё и апокрифы, вроде «Откровения Моисея», но они малоинформативны. Предание рассказывает, что Моисей, будучи еврейским ребёнком, ещё в младенчестве попал в семью египетской принцессы. Там его воспитали.

Однако Бог призвал Моисея покинуть Египет и стать главой еврейского народа. Во время этого путешествия, как принято считать, Моисей и написал Тору.

Эдуард Шюре, Французский писатель, предположивший что Моисей — египетский жрец

Высказывают и альтернативные версии. Например, Э. Шюре в книге «Великие посвящённые» излагает теорию, по которой Моисей — египетский жрец.

Есть предположение, что Моисей — собирательный образ.

Однозначно определить время жизни Моисея невозможно. По разным предположениям, это XVI–XIII века до нашей эры.

Иосиф Флавий утверждает, что принцесса, приютившая Моисея, — это Хатшепсут, женщина-фараон. Приблизительно она жила в период с 1504 по 1458 гг. Если Флавий прав, то где-то в этом промежутке мог родиться младенец Моисей.

Статуя женщины-фараона Хатшепсут. Она могла воспитать Моисея, автора Торы

Тору пророк написал уже в пожилом возрасте. Прожил он 120 лет. Соответственно, первые тексты Библии появились в XV–XIV веке до нашей эры.

Учёные считают, что Тора записана не раньше VIII на основе четырёх источников

VIII Самый ранний срок возникновения Тора

Учёные считают, что Тора появилась значительно позже. Самым ранним из возможных сроков возникновения этого текста называют VIII век до нашей эры. Анализ текстов указывает, что он написан по материалам четырёх источников. Условно их называют:

Яхвист

Элохист

Священный кодекс

Второзаконие

У каждого из этих документов — своя тема и своя манера изложения. Они по стилю и смыслу опознаются в Торе. Датировка самих источников — вопрос спорный. Большинство исследователей склоняется к тому, что первые книги Библии существовали сперва в устной традиции, а записаны гораздо позднее.

Можно примирить предание и науку версией, что Моисей — автор Торы, но записана она не им, а потомками на основе устной традиции. Причём, вероятнее всего, что текст пережил много правок и искажений. В Торе немало логических противоречий, одни и те же истории часто повторяются и излагаются по-разному.

Иисус Навин (один из предположительных авторов Тора)

В пользу того, что Моисей не писал Тору, говорит и то, что во Второзаконии описана его смерть. Популярно мнение, что концовку последней книги Торы написал Иисус Навин. Но эта версия устраивает не всех. Правоверные иудеи убеждены, что такой священный текст мог написать лишь Моисей. Его полагают достаточно могущественным, чтобы знать наперёд о своей смерти.

У христиан Тора называется Пятикнижием Моисея, потому что состоит из пяти книг: Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие

В христианской традиции Тору называют Пятикнижием Моисея. Она действительно состоит из пяти книг. Предание утверждает, что прежде она была единой. Но это спорно. Разделение на пять частей очевидно: по настроению и темам это совершенно разные тексты.

Бытие — первая книга Библии.

Она описывает самые популярные библейские истории. Все они узнаваемы по всему миру, давно укоренились в оборотах речи и архетипичных образах. Даже те, кто не читал Библию, знают про Сотворение мира, Эдемский сад, Ноя и другое.

В мировую культуру плотно вошли образы из Книги Бытия. Кто не видел «Вавилонскую башню» — картину Питера Брейгеля? А сегодня в 110 километрах от Багдада мы можем посетить руины этого грандиозного сооружения — 91-метрового зиккурата Этеменанки. Построен он, кстати, в XVIII до нашей эры, так что Моисей вполне мог о нём рассказывать.

В Торе есть рассказ о Вавилонской башне, вероятно, это зиккурат Этеменанки

Не утихает энтузиазм искателей Ноева Ковчега на горе Арарат. А в окрестностях вулкана Тендюрек туристам охотно показывают нечто, похожее на окаменевшее библейское судно. К слову, миф о потопе был известен и в более древних традициях — например, Вавилонской или Индуской.

Согласно версии о египетском происхождении Моисея, он вложил в книгу Бытия те знания, которые получил в рамках греческого образования.

Не каждый знает содержание книг пророков, послания апостолов, псалмы и даже прочие части Пятикнижия. Но вот книга Бытия — одна из самых цитируемых и читаемых в мире. Она повествует об истории человечества, но постепенно сосредотачивается на судьбе иудейских патриархов — до их переселения в Египет.

Исход — история спасения иудеев из египетского рабства.

Эта книга — одна из самых исследуемых библейских текстов. Дело в том, что в ней описано событие, которого нет в истории, — путешествие миллионов людей. Зато египетские документы рассказывают об изгнании гиксосов. Этот народ оккупировал часть Египта и доставлял немало проблем. Отождествить его с какой-то современной нацией проблематично.

Но слишком силён соблазн увидеть в гиксосах иудеев. По версии евреев, они чудом спаслись, по версии египтян — их еле прогнали. Это нормальная ситуация для истории: каждый народ пишет по-своему.

Фараон Яхмос I, изгнавший гигсосов (предположительно, дед царицы вырастившей Моисея)

Гиксосов изгнал фараон Яхмос I, предположительно, дед Хатшепсут — той самой царицы, что вырастила Моисея. Если допустить, что исходов было несколько (в Торе есть для того основания), то события этой Книги Исход можно отнести к XV веку до нашей эры.

Если Моисей действительно рос под надзором Хатшепсут, то исход должен приходиться на годы правления Тутмоса III — примерный период с 1490 по 1425.

Примечательно, что примерно 3500 лет назад произошло извержение вулкана Санторин. Современные исследователи указывают, что оно могло спровоцировать события из Книги Исход: покраснение воды, тьму, нашествие насекомых и жаб, гибель рыбы, удушающие газы и т.д. Научная версия не опровергает Божественного вмешательства, но скорее подтверждает историчность событий.

Есть даже гипотезы на счёт расступившегося Красного моря. По одной, в переводе ошибка. Речь о Море Камышей — небольшом озере. По другой, море действительно было Красным, иудеи вышли с полуострова Нувейба, где, как предполагают, есть достаточный подводный хребет. Там будто бы даже нашли обломки египетских колесниц.

На основе Торы учёные реставрировали возможный маршрут исхода

Но есть и другие датировки. Наиболее популярна версия, что исход состоялся при Рамсесе II. Он был фараоном-строителем, который действительно мог угнетать другие народы для своих нужд. Но вероятнее, что исход состоялся при его сыне — Мернептахе. Тогда Египет ослабел, и рабы действительно имели шансы уйти в другие земли без преследования.

Наиболее поздняя датировка исхода — годы правления фараона Сетнахта: не позже 1182 до н.э.

Именно в Исходе Моисей получает 10 заповедей.

Левит — список наставлений для иудеев и их священников. Священники были потомками Левия, откуда и их название — левиты. Версия о египетском происхождении Моисея иначе рассматривает образ левитов. Их считают не еврейскими священниками, а жрецами из Египта. Предполагают, что Моисей взял с собой группу доверенных лиц, чтобы управлять народом Израиля.

Христианство не придаёт большого значения указаниям из этой книги. Её принято считать предназначенной только для еврейского народа. Однако она всё равно — часть Священного Писания.

Числа — как ясно из названия, книга преимущественно описывает даты и цифры: количество людей, годы жизни и т.д. В ней незначительные повествовательные элементы. Народ Израиля продолжает странствовать по пустыне. Ему это даётся всё труднее. Некоторые евреи впадают в идолопоклонство. Иисуса Навина избирают преемником Моисея.

Одна глава посвящена войне с мидианитами.

На протяжении всей Книги Чисел скрупулёзно приводится множество сведений о жизни в пустыне. Например, перечисляются места, где народ Израиля останавливался. Однако это ничего не даёт современным исследователям: идентифицировать эти пункты невозможно. Примечательно, что последующие авторы Библии тоже ни разу не упоминают эти места.

Второзаконие — это некий итог, резюме всех предыдущих книг. Многие истории пересказаны заново. Моисей прощается с этим миром и своим народом. Изложение ведётся от его лица. В конце описана смерть Моисея, что вызывает массу дискуссий об авторстве книги.

Есть апокрифический аналог Торы — Книга Юбилеев

Хотя бум апокрифических книг пришёлся на новозаветную эпоху, и в иудейские времена их писали. У Торы, а точнее у Книги Бытия, тоже появился двойник. Самый ранний его текст — II века до нашей эры. Называется он Книга Юбилеев. Чем отличается этот апокриф от Книги Бытия?

Повествование ведётся от лица ангела.

В Книге Юбилеев подробно рассказывается про обряды и ритуалы иудеев.

Имеются новые детали. Например, у Адама и Евы есть дочери — Аван и Азура.

Ноев Ковчег останавливается на горе Лубар.

В Библии к евреям особое отношение. Священное Писание называет их народом Божьим. Да и сам текст Книги книг написан в лоне этой культуры. Пророки, патриархи, великие цари, апостолы, даже сам Иисус Христос — всё принадлежат к еврейской расе. В Израиле находятся важнейшие святыни. И оттого удивительно, что охватившее весь мир христианство столь не востребовано у себя на родине.

Почему евреи не верят в христианство? Есть ли среди них исключения. Чем живут сегодня евреи христиане, которые признают Новый Завет?

Ветхий Завет говорит о богоизбранности евреев

Вопрос о том, почему евреи — не христиане не лишён оснований. Бог-Отец в Ветхом Завете часто подчёркивает особый статус этого народа. Впервые мы можем заметить это в истории об Аврааме — прародителе евреев. Это был праведный и богопослушный человек. Однажды Господь прямо сказал ему о своём намерении дать потомкам Авраама особый статус:

(Бытие 12:1–3)

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе, и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

Авраам — ветхозаветный патриарх, прародитель евреев

Ещё один подобный эпизод можно найти в истории о внуке Аврааме — Иакове. Однажды он боролся с Богом (чаще всего вместо самого Всевышнего изображают ангела). Иакову удалось победить в схватке, и тогда Господь пообещал ему особую силу:

(Быт. 32:28)

«И сказал : отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».

Этот эпизод часто толкуют в том ключе, что «одолевать человеков» будет не сам Иаков, а его потомки, которые и получат наименование Израиль, — в честь предка.

Но всё это лишь обещание. Действительно об избранности евреев, как о состоявшемся факте, сказано в момент, когда Моисей получает десять заповедей на горе Синай.

(Ис. 19: 3–6)

«Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас (как бы) на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».

Евреи не верят в христианство, иудаизм по-другому смотрит на грех, роль Мессии, отношения с врагами

С той поры избранность евреев Богом — одна из сквозных мыслей в Священном Писании. Весь Ветхий Завет, да и Новый — это про события в жизни народа Израиля. Великие цари, пророки, апостолы, да и сам Мессия — потомки Авраама и Иакова.

Многие годы евреи оставались хранителями Слова Божьего, они противопоставлялись языческим народам и ждали исполнения великого пророчества — прихода Мессии.

Иисус — Мессия у христиан, но не у иудеев. Это одно из главных разногласий их религий

Но чётко определить, в чём же миссия избранного Богом народа, — затруднительно. Особенно сложно это сделать в применении к нынешним евреям. Они не признают Библию, а значит, с точки зрения христианина, могут иметь лишь номинальную богоизбранность.

Актуальны ли сегодня прежние догмы, либо статус евреев устарел, когда христианство стало универсальной религией? Об этом спорят, но чаще всего толкователи Библии отказывают современной евреям в их особой роли.

У христианства с иудаизмом общий фундамент — Ветхий Завет (Танах у евреев).

Писания в двух традициях отличаются: есть разница в текстах и в структуре книги, но в целом база у религий единая.

Основное противоречие христианства и иудаизма упирается в Новый Завет. Евреи его не признают. Как же так получилось?

Центральное пророчество Ветхого Завета — приход Мессии. По-русски Мессия — «помазанник». Отношение к нему у евреев соответствующее: это царь, лидер, некий грандиозный человек, который придёт с первой важной миссией, — спасти евреев. Он освободит их из-под гнёта других нардов. А уже во вторую очередь приход Мессии даст толчок к большим благоприятным переменам в мире:

(Ис. 2:4)

«И перекуют все народы мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать».

Но не только отношение к Мессии — причина разногласий между христианами и иудеями. Есть и другие:

  • греховность человека от рождения. Христианство верит, что человек, будучи наследником Адама, уже рождается в грехе. Чтобы его искупить, необходимо креститься. А вот иудеи считают, что только человек сам может принимать решение, грешить ему или нет. Что произошло до него с предками — их дело и не может влиять на потомков. От рождения все невинны;

Иудеи в отличие от христиан, считают, что человек от рождения безгрешен.

  • спасение только через принятие Христа. Христианство утверждает, что только Спаситель может обеспечить человеку искупление. Иудеи же считают, что каждый человек сам способен своими поступками спастись, если будет вести праведную жизнь;
  • прощение всех грехов. Христианство предполагает прощение любого греха. Иудаизм же считает, что Бог вправе простить лишь те грехи, которые оскорбляют лично Его. Что же касается плохих поступков, которые направлены против других живых существ, то не в Его полномочиях давать прощение за это. Чтобы избавиться от греха, который направлен против другого, нужно именно ему сделать добро и добиться прощения;
  • божественность Иисуса Христа. Христос у евреев не только не Мессия, но и не Бог, и не сын Божий. А само его учение — это заблуждение. Оно близко традиционному иудаизму, но всё-таки отличается;
  • действия с плохими людьми. Христианство призывает терпеть и не противоборствовать, не чинить зла. Иудаизм смотрит на это иначе и дозволяет для защиты своих интересов, например, жизни или здоровья не терпеть издевательств, а ответить подобающей мерой противодействия. К врагам надлежит относиться справедливо — по делам их.

Иудаизм одна из самых древних религий в мире

Одно из заблуждений — что верующий в иудаизм должен обязательно быть евреем. Это вовсе не так. Иудаизм — это такая же религия, где главное — взаимоотношения человека с Богом и окружающими, а не его национальность.

Однако приведённые противоречия не позволяют поставить между христианством и иудаизмом знак равенства.

Евреи верят в богоизбранность своего народа, их учение основано на Танахе и Талмуде

Так во что же верит большинство евреев? Их религия, иудаизм, — одна из самых древних в мире. Он старше ислама, буддизма, христианства, но младше, например, индуизма.

Иудаизм — одна из первых монотеистических религий. Это значит, что её приверженцы почитали Единого Бога. Во времена появления иудаизма наиболее распространённой формой было многобожие. В иудео-христианской традиции его принято называть язычеством.

Талмуд — многотомный комментарий к еврейскому священному писанию Танаху

Иудаизм — это не просто набор заветов о взаимоотношении человека с Богом. Это сборник правил на все случаи жизни. В нём есть рекомендации о государственном устройстве, семейной жизни, политических отношениях, культуре приёма пище и масса других советов, правил и нравоучений.

Основных письменных источников в иудаизме два:

  1. Танах — Ветхий Завет, который чуть отличается от христианского набором писаний и отдельными отрывками.
  2. Талмуд — многотомный комментарий к Танаху, который глубже изучает правила жизни праведного иудея.

Важная отличительная черта иудаизма — представление о богоизбранности еврейского народа. Это настолько древнее и устоявшееся учение, что апостольская деятельность не смогла его поколебать.

Впрочем, это не удивительно, ведь апостолы и Иисус Христос уважительно относились к иудейской традиции.

В Средневековье европейцы насильно евреев заставляли принимать христианство

Но не все евреи — иудеи. Есть те, кто исповедует христианство. Их немного, так как Тора запрещает евреям следовать чужим обычаям, и запрет этот прочно укоренился в иудейской культуре.

Марраны это евреи, которые по принуждению были вынуждены креститься и исповедовать христианство

Однако со времён Средневековья евреи массово принимали христианство. Это не было добровольной инициативой. Они шли на этот шаг под давлением. Например, в 1492 году в Испании власти создали эдикт об изгнании евреев. Так появились марраны.

Марраны — это евреи, которые по принуждению и под угрозой изгнания из Испании и Португалии были вынуждены креститься и исповедовать христианство. Но это нельзя назвать искренним поступком.

Марраны часто сохраняли преданность иудейской традиции и тайно её исповедовали.

На самом деле, даже искреннее принятие христианство не избавляло марранов от преследований инквизицией. Они продолжительное время оставались в угнетаемом положении.

Тайное собрание марранов во времена инквизиции. Картина Моисея Маймона

В начале XX века многие евреи принимали христианство, чтобы избавиться от ограничений, которые применяли к иудеев

Но не все евреи обращались в христианство не по своей воле. Если вспомнить историю, то ещё в I веке многие иудеи осознанно пошли на такой шаг, чтобы следовать за Иисусом Христом. Апостолы — это первые евреи, принявшие Христианство.

Если же говорить о современности, то уместно вспомнить такое понятие, как выкресты.

Выкресты (перещрещенцы, новокрещенцы) — это представители других религий, которые перешли в христианство. Чаще всего термин относится именно к евреям, хотя это не обязательно.

Выкрестами называют иноверцев, крестившихся в христианство, чаще — иудеев.

Наибольшее распространение это явление получило на рубеже XIX и XX веков. В эту пору понятие национальность и религиозная принадлежность стали разделяться чётче, чем когда-либо ранее. А отказ от иудейской веры давал массу преимуществ.

Православные евреи в Российской империи, например, избавлялись от образовательных ограничений, действующих в отношении иудеев.

История сообщает, что при Николае II ежегодно в христианство добровольно крестились по тысяче человек.

И всё же выкресты не получали статус, равный христианам:

  • они не могли быть рукоположены;
  • их не брали на флот;
  • выкрест не имел право на звание офицера;
  • даже потомки выкрестов сталкивались с такими ограничениями.

Встречались и исключения, но всё же начало XX века преимущественно создавало много проблем выкрестам, а ещё больше — правоверным иудеям.

Поэтому чаще всего всё же встречались фиктивные евреи-лютеране, которые на самом деле оставались иудеями.

Сегодня евреи в России часто следует православным традициям, но не забывают иудейские корни

Сегодня в России тоже есть евреи, принявшие христианство. Преимущественно — православие. Так как сейчас нет правовых ограничений для евреев иудеев, можно сделать вывод, что это добровольное принятие православия.

Социологи очень подробно изучают этот вопрос. Исследователи Ц. Гительман, В. Шапиро, В. Червяков отмечают, что интерес российских евреев к иудаизму постепенно спадает. Зато число симпатизирующих христианству к 2000-му году держалось стабильно в районе 13,7%.

60% опрошенных в 2007 евреев России участвовали в жизни православия

Примерно 60% опрошенных евреев в 2007 году сообщали, что посещали православные церкви и участвовали в обрядах. Их гораздо больше, чем тех, кто, живя в России, участвует в иудейских ритуалах.

По некоторым предположениям, православных евреев в России столько же, сколько правоверных иудеев в Израиле. Впрочем, исследований на эту тему нет.

Елена Носенко-Штейн в статье для «Этнографического обозрения» приводит позицию некоторых русских евреев по отношению к православию и иудаизму:

Семен З,, 58 лет, психолог, (Москва):

«Я крестился, потому что мне это было нужно внутренне – я имею в виду пережить религиозный опыт. И то, что я стал православным – чистая случайность, мы тогда другого просто не знали. Я не исключаю, что если бы я был знаком с хорошим умным раввином, я бы принял иудаизм».

Елена К., 20 лет, преподавательница музыки (Петербург):

«Я крещеная, с девяти лет, часто хожу в церковь, молюсь и в церкви, и дома, соблюдаю праздники, посты — если получится. У меня есть крестница — русская, мы с ней очень дружим. А в синагогу я не хожу, потому что я думаю, это несовместимо — ходить в два храма. Но я не хочу, чтобы здесь, в «Гиллеле», знали, что я православная. …В синагоге никогда не бывала. Я себя чувствую как бы неполноценной».

Нина Е., 61 год, пенсионерка (Петербург):

«Я верующая и мама тоже, она нас всех крестила, всех троих. Папа не был против, потому что синагоги не было. … В синагогу я пришла недавно, когда пришла в «Хэсед», узнала о синагоге. Мне очень понравилось, как поют, я такого раньше и не слышала. А вот Христа у них нет, как в русской церкви. В церкви я иногда бываю».

Анна П., 57 лет, психолог (Москва):

«Да, я крещеная с детства. То есть, конечно, я росла, когда это было почти запрещено, но и тогда я чувствовала, что что-то над нами есть, есть какая-то высшая сила. Я много читала по истории религии, о русской церкви, о расколе. Мне хорошо в церкви, я крестила обеих своих дочерей, и они крестили своих детей».

На вопрос, может ли еврей быть христианином, она сказала: «А почему же нет? Еврей, как и любой человек, может выбирать, какой религии ему придерживаться. Мой муж, он чистокровный еврей, он не очень верующий человек, но и он со мной иногда заходит в церковь. Почему же нет?»

Можно сделать вывод, что на евреев сегодня оказывает большое влияние внешняя среда. Они участвуют в православных обрядах, крестят детей. Но в то же время это чаще дань окружению, чем духовный порыв. Для евреев иудейская культура остаётся важной частью жизни, которую они совмещают с православной традицией.

Яхве — творец и создатель всего живого

Иудаизм — религия, которой придерживаются все евреи и в которую обращаются последователи учения о едином Боге. Яхве переводится как «Тот, кто был, есть и будет».

Эта религия не является мировой, так как её исповедует лишь один народ. Но вера в Творца настолько сильна, что можно с уверенностью сказать: ничто не в силах искоренить ее.

Суть этого вероучения в следующем: существует лишь один Бог, все остальные боги – выдуманные. Когда случилось первое грехопадение, люди забыли об истинном Творце и стали поклоняться идолам. Чтобы напомнить о себе, Яхве предстал перед Авраамом, праотцем всего человечества. Пророк понял, что человечество сделало большую ошибку, отказавшись от Господа, он отрекся от язычества и отправился странствовать.

Он уверовал настолько, что даже был готов убить родного сына, как приказал ему Бог. Видя, насколько покорен Авраам, Всевышний убрал руку с ножом и спас ребенка от гибели. С той поры Творец понял, что пророк Авраам действительно верит в него и любит. Иногда современные иудеи говорят о своей религии «Вера Авраама».

Именно через сына Исаака пошел многочисленный народ Израиля.

Истоки иудаизма

Понятие «иудаизм» появилось где-то в 1–2 тыс. лет до нашей эры от самой многочисленной ветви израильского народа племени Иуды. Например, самым известным из этого племени считается царь Давид, при котором государство Израиль достигло наивысшего расцвета.

Сейчас иудаизм – это целый набор правовых, этических и религиозных правил, которые создают основной уклад жизни евреев.

Историю появления этого течения можно проследить изначально на страницах Библии, в Ветхом Завете.

Изначально евреи, так же как и другие народы, почитали множество Богов, но по воле Господа были захвачены в рабство египтянами. Здесь их ждала жизнь, полная тягот, пыток и казней.

Для избавления от этого ига Творец подозвал к себе Моисея, который должен был стать тем, кто спасет еврейский народ от бед. Чтобы евреи поверили в него, произошло несколько чудес, например Египетские казни. После этого люди поверили Моисею и последовали за ним в неизвестность. Пространствовав 40 лет, уставший народ нашел Обетованную землю. За время странствования на горе Синай Моисей получил 10 заповедей и заключил с Господом Завет. С той поры появилась Тора, священное наставление Творца с основными правилами поведения, законами и требованиями.

Основные обряды иудаизма

Рассматривая эту религию, можно сказать, что это собрание культовых традиций, которые обязаны исполнять все приверженцы этой веры. Перечислим некоторые из них:

  1. Обрезание. В знак того, что человек поклоняется Богу Яхве, делается обрезание. Без этого обряда еврей не считается верующим.
  2. Соблюдение субботы. В этот день надлежит лишь молиться, отдыхать и пребывать в гармонии с природой. Любая работа, даже самая простая, считается грехом, поэтому, чтобы чтить субботу, даже еду следует приготовить заранее.
  3. Создание семьи. Одинокий человек, который не смог найти себе пару, совершает один из тяжких грехов. Если в течение 10 лет жена не смогла родить малыша, муж вправе развестись с ней для того, чтобы продолжить род с другой женщиной.
  4. Запрет на мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Нельзя есть одновременно молочные и мясные блюда, употреблять любые морепродукты.

Верующим человек становится, как только рождается, эта вера передается ему с молоком матери. В дальнейшем в детском саду и школе изучаются целые курсы по иудаизму. Поэтому этот народ выстоял в тяжкие времена гонений и до сих пор процветает, живет и трудится на своей собственной земле.

Иудаизм и другие религии

Непростые отношения во все времена складывались у евреев с христианами. За всю историю именно христиане выступали гонителями их веры, поэтому напряженность в отношениях сохраняется и по сей день. В свою очередь православные считают именно Иуду виновным в распятии Христа и ставят это в вину всему народу Израиля.

С мусульманами же иудеи находят много общего. И те и другие считают себя детьми Авраама, только от разных ветвей. Они поклоняются одному и тому же Богу, у них много одинаковых обычаев и традиций. Тем не менее отношения между представителями этих религиозных течений складываются по-разному.

Чтобы узнать подробно, какая вера у евреев, ее основные заповеди, суть и историю, следует прочитать священную книгу Тору. Тогда можно понять, почему этот народ считается таким духовно сильным и несгибающимся.

§ 1. Христианство – религия евреев и для евреев

“Вот завет, который завешаю дому Израилеву…”

(Евр., 8:10)

В Ветхом завете говорится, что Бог сотворил человека “по образу Божию” (Быт., 1:27). Адам и Ева были евреями, стало быть, Господь Бог тоже был евреем. Потомки Адама и Евы – Ной, Авраам, Моисей и др. – все называли Господа “Богом евреев” (Исх., 3:18). Иисус Христос родился от матери-еврейки и от самого Бога (муж Марии плотник Иосиф также был евреем).

При таком хорошо известном кровном родстве православные, католические и протестантские проповедники скрывают главное: христианство было создано евреями и предназначалось только для евреев. И в этом плане Новый завет мало чем отличается от Ветхого завета: и в том и другом говорится о “богоизбранном народе”. Правда, никаких особых качеств евреев не было выделено, и выбор Господа оправдывается всего лишь одним маловразумительным доводом: “Вы малочисленнее других народов” (Втор., 7:7).

На такой “теоретической основе” Всевышний заявил Аврааму: “И я произведу от тебя великий народ” (Быт., 12:2). Чуть позже Он сделал уточнение: “Встань, подними отрока (т. е. сына Исаака).., ибо Я произведу от него великий народ” (Быт., 21:18). И далее постоянно повторяется идеологема: “Господь, Бог Евреев” (Исх., 3:18). Сам Господь, являвшийся Аврааму, Исааку и Иакову, заверял: “И буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского” (Исх., 6:2, 7). Или еще: “Говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом” (Иер., 31:1).

В силу сказанного, Господь спасал богоизбранных евреев от смерти, выводил их из египетского плена, обеспечивал им победу в сражениях с многочисленными врагами и совершал для них массу других чудес. Правда, порой Он и наказывал их. Естественно, что вера в Бога, наводящего ужас и творящего чудеса, сохранялась только у иудеев.

Рождение Иисуса Христа, представленного миру волхвами в качестве “Царя Иудейского” (Мф., 2:2), первоначально не давало каких-либо надеж для неевреев. Бог Сын родился в чисто еврейской семье, обрезан на 8-й день, учился (если вообще учился) в синагоге, соблюдал все “законы Моисеевы”. И только достигнув 30 лет, стал проповедовать учение, вносившее существенные коррективы в заветы и практику Бога Отца, в частности, смягчать Его жестокое отношение к людям. Это обстоятельство, а также обещания счастливой загробной жизни повернули взоры иудеев, язычников и безбожников в сторону Иисуса. Так для многих народов возникла иллюзия интернационального учения, существующая уже двадцать веков.

Однако Иоанн Креститель предупредил собравшихся на реке Иордан, что пришел крестить в воде, чтобы “Он явлен был Израилю” (Ин., 1:31). И сам Иисус, став проповедником, безальтернативно заявил: “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” (Мф., 15:24). И Его ученики-апостолы (кроме одного – все евреи, включая Иуду) соответственно называли Иисуса “Равви”, т. е. раввин (от древнееврейского рабби – мой учитель) (Мф., 26:49; Ин., 1:38).

Вот что по этому поводу говорил апостол Павел: “Мы по природе Иудеи” (Гал., 2:15) и “познайте же, что верующие суть сыны Авраама” (Гал., 3:7) и далее: “Мы, братия, дети обетования по Исааку” (Гал., 4:28).

После смерти Христа апостол Петр “ловил человеков” среди евреев и, обращаясь к ним, говорил: “Но вы – род избранный” (1 Пет., 2:9). Однако, встречая непонимание и даже враждебность со стороны евреев (апостолы не раз слышали “распни его” и почти все были сами казнены), они были вынуждены расширить свою аудиторию. Еще апостол Павел задавался вопросом: “Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников?” (Рим., 3:29). По мнению российских составителей энциклопедии, проповедники обращались пока только к иудеям и отчасти к эллинам в Антиохии (в Римской империи господствовал в то время греческий язык), а Петр даже стал крестить без предварительного обрезания. Именно в Антиохии (центр современной Турции) обращенные впервые стали называться христианами . И лишь затем ученики повели проповеди там, “где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос” (Кол., 3:11). Так, христианство обрело сторонников среди тех национальностей, для которых оно при жизни Христа не было предназначено.

Но по истечении многих веков объективные российские энциклопедисты пришли к бескомпромиссному выводу о том, что “главным делом Мессии было свержение римской власти, а затем установление политического мировладычества Израиля”. Более того, они утверждали, что первоначально “христиане считались евреями” . Такова жестокая правда, которую никогда не признают христианские церкви, секты и, конечно, правоверные.

Нынешняя РПЦ (как и РКЦ) использовала иной вариант. Она признала, что иудаизм – более старшая и уважаемая религия, из лона которой вышло христианство. Она предложила властям официально отмечать один христианский и один иудейский праздники. По настоянию патриархата в секуляристской РФ нерабочими днями стали считаться Рождество – рождение “Царя Иудейского” (Мф., 2:2) и Пасха – иудейский праздник исхода евреев из Египта. Отсюда в Ветхом завета распоряжение Господа: “Пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время”. И соответствующее наказание: кто “не совершит Пасхи, – истребится душа та из народа своего… понесет на себе грех человек тот” (Числ., 9:2, 13). Так, православные (а также атеисты, мусульмане и др. россияне) вынуждены отмечать два иудо-христианского праздника, а признательные еврейские олигархи, контролирующие СМИ, выделяют часы и страницы для ведения православной пропаганды, пространных сообщений о торжественных молебнах, показа церквей (только в Москве их стало более 400) и молящихся прихожан.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *