Ius publicum

1.Понятие римского частного права. Отличие ius privatum от ius publicum.

Римское право – право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле – совокупность правовых норм, в субъективном смысле – право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

1. Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.

Оределение, данное римским юристом Ульпианом, отражает саму суть разделения права на частное и публичное:

— Публичное право (ius publicum) выражает и защищает интересы государства. Регулирует отношения между го- сударством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными и отдельными лицами изменены быть не могут.

— Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами. Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и юридическими лицами. Ius privatum является единым термином для совокупности цивильного права (ius civile), права народов (ius gentium) и преторского права.

Римские юристы делили ius privatum на следующие категории:

1) право, относящееся к лицам (т. е. к личным правам и личным отношениям между жителями Рима);

2) право, относящееся к вещам (т. е. к имущественным отношениям между лицами);

, 3) право, относящееся к искам (т. е. к защите личных и имущественных прав лица).

ВОПРОС 3. Публичное право (ius publicum) и частное право(ius privatum)

Деление римского права на публичное и частное.Уже в древние времена в Риме в светском праве (ius) различалось две отрасли права: публичное и частное право (ius publicum u ius privatum).

Классическое разграничение публичного и частного права, сохранившееся и в последующие века, было сформулировано римским юристом Ульпианом: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное которое относится к пользе отдельных лиц» (D.1.1.2). С точки зрения этого определения под публичным правомследует понимать нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов. Сюда относятся система государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, нормативные акты государства. Ульпиан указывал, что в состав публичного права входят «святыни, жрецы, магистраты.» Но этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле норм, которые имеют, безусловно, обязательную силу и не могут быть изменены путем соглашения частных лиц. В современном праве такие нормы называют, императивными.

Частное право -это нормы права, защищающие интересы отдельного, лица в его взаимоотношениях с другими людьми. Частное право противопоставляется публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства ограничено. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, частных собственников, выступающих на рынке. В этой области права преобладают нормы, предоставляющие самим заинтересованным лицам определить складывающие отношения. Например, Законы 12 таблиц при заключении договора займа определяли: «… как они договорятся, так пусть и будет.» Эти нормы еще называют уполномочивающими. Но данная частная автономия имеет свои пределы. Они определяются публичным правом, нормы которого должны быть соблюдены при всех условиях.

В настоящее время термин частное право сохранился в некоторых государствах, например во Франции и Германии, где существует разделение на гражданское и торговое право.

Говоря о системе расположения правовых норм, следует отметить, что в теории права их две: пандектная и институционная. Пандектная система состоит из общей части и четырех специальных разделов: лица, вещное право, обязательственное право и наследственное право. Такая система была характерна, например, для германского частного права и действовала в Германии в XVI–XIX вв.

Римскому частному праву была присуща институционная система. Она лишена общей части и состоит из трех разделов: лица, вещи, способы приобретения вещей (имущества).

Канон и каноническое право католической церкви

Католический канон также существенно отличается от православного. Священное писание Западной церкви (Vulgata), оформившееся к VIII в. и официально признанное в качестве аутентичного текста Библии Тридентским собором в 1546 г., состоит из 77 книг , т. е. Ветхий Завет полностью соответствует «Александрийскому канону» («Септуагинте»), включая и те 11 книг (Маккавеев, Иудифь, Товит и т.д.), которые дошли до нас только в греческом переводе и не признаются каноническими в православии и протестантизме.

Существенно отличается от православной и католическая трактовка Священного предания. В отличие от Восточной церкви, Западная после Разделения церквей продолжила практику созыва общецерковных соборов, официально признаваемых «вселенскими». Последний — XXI (II Ватиканский) — состоялся в 1962 — 1965 гг. Решения всех этих соборов католическая церковь включает в Священное предание. Помимо этого католики считают, что Св. предание воплощено в памятниках христианского искусства. Особое значение придается постановлениям пап (декретам, буллам, энцикликам), составляющим основу «Корпуса канонического права» и также включаемым в Св. предание, а сам папа римский, согласно решению Первого Ватиканского собора, признается его олицетворением. В отличие от православных католики считают Св. предание равным Библии средоточием божественного откровения, а начиная с XVI в. ему стало придаваться даже большее значение, чем Св. писанию.

Организационная структура и каноническое право католической церкви в основном виде сложились в результате так называемой Клюнийской реформы — системы преобразований, проведенных по инициативе монахов аббатства Клюни в Бургундии.

Непосредственной причиной реформы было зревшее в обществе недовольство «обмирщением» церкви, падением нравов среди клириков. Требование кардинального реформирования церкви высказывалось и частью духовенства, осознававшего опасность ее дискредитации ( центром этой внутрицерковной оппозиции являлось аббатство Клюни), и среди мирян. Наиболее мощным было движение городского плебса в Италии — так называемых патариев (дословно — тряпичников). Именно на это движение попытался опереться с целью укрепления своей власти папа Стефан Х (1057-1058). При нем же выдвинулся клюнийский монах Гильдебранд, ставший субдиаконом, т.е. папским казначеем. При следующем папе — Николае II (1059-1061), также ставленнике патариев, влияние Гильдебранда возрастает еще больше. В 1059 г. по его инициативе созывается Латеранский собор, на котором было провозглашено, что отныне папа может быть избран только из числа кардиналов-епископов самими кардиналами. Со временем была выработана особая процедура выборов. Через 18 дней после смерти папы камерленго (кардинал, управляющий папским двором) собирает коллегию кардиналов, так называемый «конклав» (от лат. cum clave — «запертые на ключ»). Кардиналы запираются в Сикстинской капелле до тех пор, пока не выберут из своего числа нового папу большинством 2/3 + 1.

В 1073 г. Гильдебранд становится папой под именем Григория VII, и с этого момента реформы стали проводиться еще активнее. В 1075 г. он издает декреты, запрещающие симонию (продажу церковных должностей) и вводящие целибат (безбрачие белого духовенства).

Введение новой системы выборов папы и запрет симонии фактически лишили императора Священной Римской империи возможности влиять на церковные назначения. Следствием этого был затяжной конфликт между Григорием VII и императором Генрихом IV, вошедший в историю как борьба за инвеституру. В 1077 г. чаша весов склонилась в пользу папы, и Генрих вынужден был пешком прийти в замок Каносса, принадлежавший Матильде Тосканской, у которой в то время гостил Григорий VII, чтобы униженно просить о прощении. Впоследствии этот триумф римского понтифика был запечатлен в документе, получившем название «Диктат папы». В нем, в частности, провозглашалось,

что одному лишь папе принадлежит право назначения, смещения и перевода епископов, разрешения межгосударственных и церковно-государственных юридических споров и созыва соборов;

что папа в праве накладывать на императора и других светских правителей церковные наказания и освобождать их подданных от присяги на верность;

что власть любого монарха легитимна лишь в том случае, если сам папа возложил на него корону;

что светские правители являются вассалами папы и, чтобы получить власть, должны принести папе ленную присягу;

что передача лена по наследству находится в юрисдикции папы, а не самого правителя, и папа в праве передать трон любому другому претенденту;

что светские правители, удостоенные аудиенции у папы, должны в знак своей покорности целовать его туфлю;

что никто не имеет права судить папу.

Хотя «приходом в Каноссу» борьба за инвеституру не завершилась, и далеко не все положения «Диктата папы» римской курии удалось реализовать, вплоть до Новейшего времени данный документ рассматривался Ватиканом в качестве официальной религиозно-политической доктрины. Согласно этой концепции папа является носителем высшей власти и высшего авторитета в католической церкви, неподотчетен и неподсуден ни самой церкви, ни светским властям тех стран, где исповедуется католицизм. Светская власть папы с 750 по 1870 гг. распространялась на так называемую Папскую область, занимавшую среднюю часть Италии. С 1929 г. папа является правителем Ватикана — суверенного государства, расположенного на территории одного из центральных районов Рима. Правительством Ватикана является курия, подразделяющаяся конгрегации и департаменты. Интересы Ватикана в других государствах представляют нунции.

Высшими совещательными органами управления при папе римском являются консистория (собрание коллегии кардиналов) и синод епископов католической церкви, созданный по решению Второго Ватиканского собора и проводимый раз в 2-3 года. Глава католической церкви отдельной страны, непосредственно подотчетный только папе, называется примасом . Во главе церковного округа, называемого, как и в православии, епархией, или диоцезом , стоит епископ, или архиепископ. При нем действует капитул — совещательный орган, состоящий из каноников — штатных священников кафедрального (епископского) собора . Кроме этого при епископе имеется синодик — церковный трибунал.

Главным отличием в положении белого духовенства католической церкви является, как уже отмечалось, требование соблюдение целибат — обета безбрачия. Кроме того, вплоть до Второго Ватиканского собора в католицизме фактически отсутствовала низшая степень священства. Диаконами называли соискателей звания священника, готовящихся к рукоположению. Второй Ватиканский собор возродил этот сан и определил обязанности диаконов (ассистирование священнику при совершении таинств, хранение и раздача облаток, чтение Св. писания). Целибат для диаконов не обязателен.

Черное духовенство (монашество) в католицизме подразделяется на ордены. Традиционно считается, что самый древний из них — орден бенедиктинцев, основанный в VI в. Бенедиктом Нурсийским. Однако следует иметь в виду, что орденская организация в ее классическом виде сложилась не ранее XIII в. До этого же имелись более или менее существенные расхождения в уставах различных монашеских конгрегаций.

Монахам-бенедиктинцам и самому Бенедикту Нурсийскому принадлежит огромная заслуга в христианизации и культурном просвещении народов Европы. В 1947 г. папа Пий ХII присвоил Бенедикту Нурсийскому титул «Отца Европы», а в 1964 г. Павел VI провозгласил его «Патроном Европы». В настоящее время насчитывается примерно 10 тыс. монахов-бенедиктинцев. В XI в. от бенедиктинцев откололись близкие им цистерцианцы и картезианцы. Общим для всех этих орденов являются требования постоянного жительства в монастыре, общности имущества, воздержания и обязательности труда.

В ХIII в. появляются нищенствующие ордены. Их уставами монахам предписывалось существовать на подаяние и ни монахам, ни ордену в целом не позволялось иметь какого-либо имущества, приносящего доход. Первый из них — францисканский — был основан Франциском Ассизским (1182-1226), проповедовавшим идеал «святой бедности», уподобления себя «нищему Христу». Вслед за ним возникает орден доминиканцев, основанный Домиником де Гусманом (1170-1221) во время Альбигойских войн как орден странствующих проповедников. Для этой монашеской конгрегации характерны более суровая дисциплина, требование строгой аскезы и особое внимание к богословской подготовке . Из этого ордена вышли наиболее авторитетные католические теологи — Альберт Великий и Фома Аквинский. В руках доминиканцев находилась и инквизиция — карательный орган, осуществлявший борьбу с ересями.

В эпоху Крестовых походов возникает еще одна разновидность католических монашеских орденов — так называемые духовно-рыцарские, из которых наиболее известны госпитальеры (иоанниты, в последствии — родосские и, наконец, мальтийские рыцари), тамплиеры(рыцари Храма) и тевтонские рыцари (Орден Дома Св. Марии в Иерусалиме). Иоанниты сыграли огромную роль в сдерживании турецкой агрессии и прославились как лучшие моряки на Средиземном море, особенно в период своего базирования на о. Мальта. В настоящее время Мальтийский орден сохранил номинальный статус суверенного государства и известен своей активной благотворительной деятельностью, уступающей по своим масштабам лишь Армии Спасения. Орден тамплиеров просуществовал до 1312 г. Он был разгромлен французским королем Филиппом IV Красивым, возбудившим против тамплиеров инквизиционный процесс по обвинению в манихействе. Считается, что подлинной причиной ликвидации ордена было стремление Филиппа заполучить его богатства, однако и подозрения в ереси, как считают многие историки, были отнюдь не беспочвенны. Тевтонский орден проявил себя в насаждении христианства в Прибалтике, где и возникло впоследствии особое орденское государство, просуществовавшее до XVI в.

Весьма своеобразным монашеским орденом (его члены могут вести светский образ жизни) является так называемое «Общество Иисуса» (орден иезуитов), основанное в 1534 г. Игнатием Лойолой. Орден был создан с целью борьбы против реформационных движений, что отразилось в весьма специфичных организационных принципах и методах деятельности: строгая централизация и дисциплина, обязательность взаимной слежки, стремление внедряться в органы власти, широкое использование закулисных интриг и т.д. Особое значение придавал орден созданию общедоступных учебных заведений (иезуитских коллегий), видя в этом средство эффективного воздействия на общественное сознание. Весьма активной была и миссионерская деятельность иезуитов. В 1610-1768 гг. существовало даже «Иезуитское государство» в Парагвае.

В настоящее время «Общество Иисуса» уже не выполняет прежних функций, превратившись в своеобразное объединение интеллектуальной элиты католической церкви. В значительной мере задачи, осуществлявшиеся некогда иезуитами, реализуются сегодня другой организацией — светским орденом «Opus Dei» (Дело Брожье), созданной в 1928 испанским священником (до принятия сана — адвокатом) М. Эскрива де Балагером.

Каноническое право

Каноническое право (лат. jus canonicum; англ. canon law; нем. kanonisches Recht) — перечень декретов и правил, составляющих основу церковного законодательства в поместных православных церквях, Римско-католической церкви, древних восточных (дохалкидонских) церквях.

Нормы канонического права обязательны для соблюдения всеми членами церкви. Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права, регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей.

Каноническое право не имеет юридической силы, а свобода граждан от принуждения к исповеданию положений той или иной религии закреплена 18 статьей Международного пакта о гражданских и политических правах, являющегося обязательным для 172 государств-участников.

История

Исторически каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, но входили в Средние века в юрисдикцию Церкви. С ходом исторического развития и с сужением влияния Церкви на светские вопросы база канонического права постепенно сужалась и в настоящее время практически совпадает с базой церковного права.

Исторически каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви. Начиная с XII века преподавание канонического права отделилось от теологии, сначала в Болонье, позднее в Париже и в других европейских высших школах (studia generalia) или университетах, возникавших по болонскому или парижскому образцу. В XII веке в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана» (лат. Concordia discordantium canonum, буквально «Согласование канонических расхождений»). Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет. В 1580 году Декрет Грациана и дополняющие его папские декреталии, суммарно именуемые «лат. Extravagantes», то есть «Выходящие за пределы» (Декрета Грациана) составили новый Корпус Канонического права (лат. Corpus juris canonici)

По мере развития общества наблюдалось отделение церкви от государства, тенденция к отделению была положена еще в средние века. После победы антимонархических революций в Европе, ограничения власти монархов и последовательного законодательного отделения церкви от государственных функций, каноническое право окончательно утратило правовую значимость, а верховенство базовых прав человека, включающих свободу граждан от принуждения к исповеданию положений той или иной религии, закреплены в 1966 году Международным пактом ООН.

Настоящее время

В 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов и упорядочил каноническое право. Последняя по времени (и действующая ныне) редакция «Кодекса канонического права» (ККП) принята в 1983 году. Отдельно стоит заметить, что эта редакция действительна только для католиков латинского обряда. Восточнокатолические церкви, которые именуются также «церкви Sui iuris» (церкви своего права) пользуются в своей жизни другим сводом, а именно Кодексом канонов Восточных церквей (ККВЦ), который базируется на ККП латинского обряда, однако, в то же время учитывает особенности церковной жизни Восточных церквей и устанавливает общие нормы, которые каждая Восточная церковь имеет возможность наполнять конкретным содержанием соответственно своим церковным традициям.

Современное каноническое право регулирует церковные вопросы, касающиеся:

  • церковного правотворчества,
  • прав и обязанностей членов церкви,
  • иерархии церкви,
  • канонов совершения таинств,
  • управления церковным имуществом,
  • церковной дисциплины и т. д.

Примечания

  1. 1 2 International Covenant on Civil and Political Rights // Office of the United Nations High Commissioner of Human Rights
  2. OHCHR Dashboard. — «Status of ratification».
  3. «В западной юридической литературе церковное и каноническое право рассматриваются как две различные дисциплины. Под каноническим правом подразумевается наука, изучающая каноны Древней Церкви и папские декреталы, вошедшие в „Корпус канонического права“ (Corpus juris canonici) — свод, окончательно сложившийся на исходе средневековья. Правовые нормы этого свода касаются не только церковных, но и светских правовых отношений, которые в средние века входили в юрисдикцию церкви. Таким образом, каноническое право на языке западной юридической науки — это право, церковное по происхождению, однако не исключительно церковное по содержанию. Церковным же правом называют науку, предмет которой — правовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от их происхождения: будь то древние каноны, церковные постановления позднейшей эпохи или законы, изданные светской властью». (См. Цыпин В. А. Церковное право. М., 1996, стр. 12)
  4. Berman, Harold J. Law and Revolution: The Formation of the Western Legal Tradition. — Harvard University Press, 1983. — ISBN 0-674-51774-1.
  5. Terry Kirby. The Human Rights Act: 800 years in the making. The Guardian.
  6. Law of 9 December 1905 on the separation of church and state. Legifrance. Дата обращения 2 августа 2016.
  7. Кодекс канонов восточных церквей

> См. также

  • Кодекс канонического права
  • Церковное право
  • Апостольская конституция
  • Энциклика
  • Декреталии
  • Кади

Литература

  • Кодекс канонического права. Codex iuris canonici. Институт св. Фомы. М., 2007.
  • Джероза Л. Каноническое право. М., 1996.
  • The Code of Canon Law: A Text and Commentary.
  • Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев, т. 2. М., 2005.

Ссылки

  • Каноническое право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • 20 лет Кодексу канонического права восточных католических Церквей
  • Кодекс Канонического Права на русском языке на официальном сайте Святого Престола.

55. Источники церковного (канонического) права. Их краткая характеристика.

Источники церковного права – Библия, деяния святых авпостолов, номоканон (церковные постановления) с 3 века нэ правила утв. Церковными соборами, Кормчая книга, постановления поместных соборов.

На Западе тоже есть: _____ декреты 6в.

нэ, где утвердили превосходство западной церкви над восточной, соборы были _____ папы (послания), различные канцел. Папские издания.

===============

Источники канонического права («старого права» — jus antiquum) восходят к раннехристианской литературе. Первые источники западной церкви были теми же, что и для церкви восточной греческой — едины для всех содержательных канонов христианства. Отправным считалось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы с изъятиями католического богословия, Деяния святых Апостолов, Послания к римлянам и др.

После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в императорских законах, писаниях отцов церкви (Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина): равноапостольское истолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения священнической и епископской должности, критерии церковных таинств, в том числе брака, и расписаны главнейшие нарушения церковных правил — от малых до вероотступничества и впадения в ересь.

Сходное значение — постановления региональных и вселенских церковных соборов, начиная с Никейского (325 г. ). Установили важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона (основные догматы хр-ва и правил церковной жизни).

Традиционным источником, особенно благодаря византийскому использованию, было римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.

Все первоначальные источники канонического права, за искл. римского права, были и богословскими, и литературными, и только исходя из этого – общеправовыми.

Началом собственно юр. канонического права стали Апостольские конституции – сборник правил, приписанный первым апостолам, составленный в IV в. , включивший сначала 50, затем 85 правил, относящихся к разным сферам церковной жизни и юр. рассмотрения церковных вопросов. После схизмы этот сборник не признавался западной церковью, как и многие церковно-государственные кодексы и законы восточной церкви.

На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления -декреталии. Первые декреталии появились в IV в. Позднее они стали приобретать все более правовой характер, устанавливая правила внутрицерковной жизни, обязанности мирян и церковнослужителей .

В VIII в. – попытка систематизации церковного права западной церкви — Codex canonum Ecclesiaromani (римский монах Дионисий младший). Свод Дионисия включил собрания апостольских постановлений и соборов, а также избранные декреталии римских пап, начиная с папы Сириция (конец IV в. ). По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил официальное признание во Франкском государстве.

Большое значение для систематизации и разработки канонического права — собрания документов епископа Исидора Сивильского (VII в.

). В его Collectio обобщены важнейшие постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в. , когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталий.

В XI-XII вв. в период “папской революции” складывается “новое право” (jus novum) и заканчивается процесс складывания канонического права как самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юр. содержание. Утверждается само понятие “каноническое право” (jus canonicum).

Главенствующий источник нового канонического права — папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др. ). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.

В XII в. под влиянием возрожденной традиции римского права монах Грациан — кодификация канонического права: Декрет “Гармония несогласующихся канонов” (1140 г. ). Свод разделялся на 3 части. В первой устанавливались исторические права церкви и его субъекты, во второй — “36 причин начала церковного суда”(т. е. права епископов и правила юрисдикции), в третьей — нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. В целом было сведено воедино около 3 800 канонических текстов. Грациан систематизировал материал и переработал его по схоластическому образцу, добавив правовые вставки (distinctiones), юр. случаи (causae) и правовые проблемы (quaestiones), поступал как глоссаторы. Декрет Грациана (Свод декретов) получил официальное признание папского престола.

На его основе возникла школа декретистов (канонистов и легистов). В конце XII в. Бернард из Павии дополнил Декрет ещё одним сборником декреталиев. Схема: судьи – судопроизводство – церковнослужители – браки — преступление. В дальнейшем эта схема систематизации, выделившая самые особенности содержания канонического права, стала официальной.

В XII-XIII вв. широкий размах папского творчества. Все законы канонического права получали форму папских декреталий. Необходимость дальнейшей систематизации канонического права. В 1234 г. они были собраны в Liber extra по такой же схеме (декреталии папы Григория IX, с именем и деятельностью которого была связана “папская революция” в отношениях церкви и государств в западной Европе).

Следующим Дополнением к своду источников канонического права стала Клементина (1317 г. ) — систематизация декреталиев папы Бонифация VIII и Клементия V .

Около 1500 года было сделано ещё одно дополнение к Декрету Грациана: собрание декреталиев начиная с папы Иоанна XXII — Extravangantae.

Все дополнения вместе с Декретом Грациана с 1583 года получили официальное название как СВОД КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА (по аналогии с Кодификацией Юстиниана). В 1582 году вышло его официально напечатанное издание, на котором основываются все последующие.

С 1918 года сборники канонических законов выходят под названием “Кодекс канонического права”.

Свод канонического права, как он сложился к XVI в. , стал единственным разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви. Отрицание значимости папских декреталиев и Свода канонического права было важнейшим актом религиозной борьбы с католицизмом, начавшейся в эпоху Реформации (в 1517 г. , выступив с открытым протестом против папской власти, Мартин Лютер бросил в костер виттенбергской живодерни вместе с папской буллой и Свод канонического права, что произвело неизмеримо больший эффект на церковные круги). Но для католической церкви составленный в XII-XVI вв. Свод сохранил свое значение на столетия.

Источники права Католической Церкви

После отделения Римской Церкви от Вселенского Православия (1054 г.) канонический кодекс Западной Церкви, в основу которого лег Лже-Исидоров сборник, где подлинные каноны и папские декреталы соединены с фальсификатами, расширялся, главным образом, за счет папского законодательства и соборных постановлений.

Папа на Западе получает статус верховного полновластного и абсолютного законодателя и правителя как в церковных, так и в светских делах, соприкасавшихся с церковными, в некотором смысле он был сюзереном светских государей, в теории даже не только христианских.

Общее название папских законов, или декретов, то же, что и императорских указов — «Constitutiones» (постановления). Известно две формы папских «конституций»: буллы и бреве. Слово «булла» в собственном смысле означает печать, которую с конца VI века оттискивали на золоте, серебре или свинце и привешивали к документу. Такие документы назывались «scripta quae sigillis bullata» (запечатанные писания). Отсюда и возникло название «булла» для обозначения самих документов.

Обычно для запечатывания папских конституций употреблялась свинцовая печать с изображением апостолов Петра и Павла на одной стороне и именем папы — на другой. Буллы писались на толстом пергаменте темного цвета латинским языком, без знаков препинания и заголовков. Первые слова буллы — имя папы без числового обозначения его места среди соименных пап с добавлением «episcopus servus servorum Dei» (епископ раб рабов Божиих).

Буллы, адресованные всему епископату или всей Католической Церкви, называются bullae enciclicae (окружные буллы), или просто «энциклики». Акты о назначении на высокие церковные должности тоже облекаются в форму булл.

Названия булл, в том числе и энциклик, соответствуют первым словам, следующим за именем и титулом папы.

Бреве (краткие документы) издаются по менее торжественным или менее важным случаям, чем буллы. Они пишутся на тонком белом пергаменте на латинском или итальянском языке. В заголовке бреве помещается имя папы с его числовым обозначением. К бреве привешивается печать, оттиснутая на красном воске, с изображением апостола Петра в рыбачьей лодке и ключом в руке — anulus piscatoris (рыбачье кольцо).

Кроме булл и бреве, существует еще такой вид папских законов, как «regulae cancellariae apostolicae» (правила апостольской канцелярии). Это инструкции, которые новый папа издает для центральных церковных учреждений — для папской курии. До XV века они издавались заново с началом каждого нового понтификата, но с тех пор вошло в обычай при восшествии на престол нового папы публиковать от его имени и прежние правила.

От булл, бреве и правил апостольской канцелярии отличаются literae apostolicae simplices (простые апостолические документы), издаваемые от имени папы папскими учреждениями.

С XVI столетия публикация папских законов через прибитие к дверям Ватиканской и Латеранской базилик их текстов считается состоявшейся urbi et orbi (городу и миру), если в самих законах нет на этот счет оговорок. В новое время все папские акты, разумеется, стали публиковать в официальных печатных изданиях.

Постановления западных, так называемых Вселенских, Соборов, как и 7 подлинных Вселенских Соборов, римо-католиками рассматриваются тоже как одна из особо торжественных форм папского законодательства. В западных сборниках законодательные акты Соборов помещаются под именами тех пап, при которых эти Соборы состоялись.

Помимо так называемого VIII Вселенского Собора, созванного в Константинополе в 869 г., Римская Церковь насчитывает еще несколько Вселенских Соборов: четыре Латеранских (1123, 1139, 1179, 1215 гг.); два Лионских (1245 и 1274 гг.) — на втором Лионском Соборе состоялась неудачная уния с Восточной Церковью; она была отвергнута православными; реформационные Соборы XV века: Пизанский (1409 г.), Констанцский (1414–1418 гг.), Базельский (1431 г.), который большинство западных канонистов не признает «Вселенским», Ферраро-Флорентийский (1439 г.) — для некоторых канонистов Запада — продолжение Базельского; этот Собор вошел в историю как новая неудачная уния; V Латеранский (1516–1517 гг.), не всеми католиками причисляемый к «Вселенским»; Тридентский (1545–1563 гг.); I Ватиканский (1869–1870 гг.) и II Ватиканский Собор (1959–1965 гг.).

На реформационных Соборах XV века, созванных после раскола Западной Церкви, когда объявилось двое, а потом и трое пап, причем все они признавались в тех или иных европейских государствах, проявилось стремление епископата подчинить пап авторитету Соборов. Согласно сформулированной в ту эпоху епископальной доктрине, папа является главой исполнительной власти Церкви, главой управления (caput ministeriale). Но высшая власть (законодательная власть) в ней принадлежит Соборам вселенского епископата. Особенно решительно против папского всевластия выступил Базельский Собор. Однако папе Евгению IV, низложенному этим Собором, удалось объявить Базельский Собор закрытым и созвать новый Собор в Ферраре. Постановления Базельского Собора были отменены, сам Собор перестал на Западе считаться «Вселенским», а что касается Констанцского Собора, то из его постановлений Рим принимает лишь те, которые были утверждены избранным на Соборе папой Мартином V.

Неудача реформационных Соборов XV века с их попытками ограничить папскую власть, предотвратить признание папской непогрешимости, обернулась в XVI столетии настоящей Реформацией и отделением от Рима протестантских церквей.

Реформация на севере Европы вызвала контрреформацию на юге. Тридентский Собор явился вершиной контрреформационного движения. Он отлучил протестантов от Церкви, заново изложил догматические основы церковного строя — римско-католическую экклезиологию и сформулировал дисциплинарные нормы.

Изложение католического учения, сделанное на этом Соборе, получило название «Doctrinai». На основании этой «Доктрины» в 1566 г. был составлен «Катехизис» — символическая книга Римско-католической Церкви. Краткие формулировки отдельных положений вероучения с угрозой отлучения за ересь, заключавшуюся в отступлении от этих положений, были названы «canones» (каноны). Постановления Тридентского Собора о церковном порядке, о строе церковного управления получили название «Decreta de reformatione» (Декрет о реформации) — необходимость проведения реформ «во главе и членах» Римской Церкви не отрицалась Собором.

I Ватиканский Собор возвел в степень католического догмата верховенство папы над Вселенскими соборами, универсальность папской юрисдикции и папскую непогрешимость ex cathedra по вопросам веры и нравственности. Так называемый догмат о непогрешимости папы изложен в соборной конституции «Pastor aeternus» («Вечный пастырь»).

II Ватиканский Собор уточнил отдельные положения католической доктрины и упорядочил церковную жизнь в соответствии с условиями, сложившимися в XX веке. На Соборе проявилась тенденция к некоторой децентрализации, к возвышению значения епископата, к внедрению в богослужение живых национальных языков, к сближению с Православной, восточными нехалкидонскими и протестантскими церквами, хотя на фундаментальном уровне католическая доктрина осталась неизменной; ничего не изменилось и в католическом учении о непогрешимости и абсолютной власти Римского епископата. Постановления (конституции) II Ватиканского Собора являются ныне чрезвычайно авторитетными документами Католической Церкви.

Помимо так называемых Вселенских Соборов, на Западе созывались и поместные провинциальные соборы, хотя в средневековье и в новое время происходило это весьма редко. Постановления таких Соборов признавались обязательными в пределах соответствующих регионов после их проверки и одобрения Римской курией.

Согласно римско-католическому праву законодательная власть в пределах епархий (диоцезов) принадлежит епископам, а в статуарных корпорациях: капитулах, монашеских орденах и конгрегациях — также и стоящим во главе их прелатам, не имеющим епископской степени.

Одним из своих источников римско-католическое церковное право признает и обычай. В декретах папы Григория IX сформулирован принцип, согласно которому претендовать на обязательную юридическую силу может лишь обычай, существующий не менее 40 лет.

Что касается светских государственных законов, то в Католической Церкви, вследствие теократических притязаний Рима, проявляется тенденция не признавать обязательной силы даже за теми государственными законами, которыми определяется внешнее положение Церкви в государстве. Исключение делается лишь для законов, признанных, усвоенных и канонизированных самой Церковью — «leges canonisatae» (канонизированные законы). Все остальные законы в Риме, по меньшей мере, до недавнего времени относили к так называемым «leges reprobatae» (отвергнутые законы).

Относительно «отвергнутых законов» Католическая Церковь поступает так: она либо игнорирует их, либо открыто отказывается признавать эти законы, объявляя их недействительными, либо подчиняется им «tempore ratione habita» (по причине невозможности неподчинения в данное время) и с надеждой на лучшие времена, когда можно будет объявить их необязательными.

Для улаживания или предотвращения конфликтов с государствами в западноевропейской юридической практике был выработан особый вид законодательных актов — конкордаты. Конкордат — это соглашение между Римско-католической Церковью в лице папы и государственной властью по вопросам, касающимся положения Католической Церкви, в той или иной стране. Конкордаты заключаются как с католическими, так и с некатолическими правительствами. Большая часть конкордатов касается отдельных спорных вопросов, но некоторые из них регулируют принципиальные отношения между суверенной государственной властью и Католической Церковью в том или ином государстве.

Первый из таких конкордатов — Вормсский 1122 г., положивший конец борьбе за инвеституру — назначение на церковные должности путем принятия компромиссного решения. Но само слово «конкордат» получает совершенно определенное значение термина лишь в XV веке.

Конкордаты издаются в форме папской буллы или бреве, после предварительного соглашения с государственной властью, либо в виде двух отдельных актов: папского и государственного, содержащих признание за другой стороной известных прав и привилегий, либо как документ, подписанный обеими сторонами. В новое время последняя форма соглашения стала наиболее употребительной.

Особой формой конкордатов являются так называемые округо-распределительные буллы (Circumscriptionsbullen). Это распоряжения папы об изменениях границ между епархиями (диоцезами), сделанные на основе предварительной договоренности с государственной властью, осуществляющей суверенитет на территории, где проводится перераспределение епархий. Такие буллы стали издаваться с начала XIX века.

Западная юридическая наука выработала три теории о правовой природе конкордатов. Согласно ультрамонтанской теории, конкордат — это привилегия, даруемая папой государственной власти. В любой момент данная привилегия может быть отменена, в то время как светское правительство лишено права отменять конкордат. Иными словами, если оно все-таки отменяет его, — налицо узурпация. Такая теория, естественно, вытекает из средневековой теократической доктрины о верховенстве пап над всеми государствами, из учения «о двух мечах». Согласно другой, легалистической теории, государству принадлежит абсолютный суверенитет; на его территории Католическая Церковь — лишь одна из корпораций, контролируемых государством. Конкордаты в таком случае — это законы, исходящие от государства. И наконец, третья теория, наиболее соответствующая реальному положению дел, исходит из договорной природы конкордатов и рассматривает папу и светское правительство как равноправных контрагентов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *