Иустин попович

Философские пропасти. Преподобный Иустин (Попович). Издательство: Московской Патриархии, 2005 г. 288 стр. Обложка твердая. Бумага офсетная. Размеры: 215 х 145 х 18 мм. Вес: 560 гр.

Философские пропасти. Преподобный Иустин (Попович)​​​​​​​

Впервые публикуется русский перевод цикла философско-лирических очерков выдающегося сербского богослова и патролога XX века архимандрита Иустина (Поповича), хорошо известного в России. Автор прослеживает пути человеческой мысли к обретению истины о мире и человеке, проложенные, с одной стороны, гуманистической философией, а с другой — православной философией Богочеловека. Эти два пути архимандрит Иустин открывает читателю в учениях римокатолической и православной Церкви, философии Метерлинка и Достоевского, идеологии западного человека и русских и сербских святых. Удивительный сплав богословия, философии, художественного повествования и лирики, вылитый в особом языке и стиле, имеет немного аналогов в современной христианской литературе. Перевод, тщательно отредактированный и по возможности сверенный с первоисточниками, ориентирован на широкие читательские круги, интересующиеся православной мыслью и духовностью.
От редактора
От издателя
Предисловие

I. АГОНИЯ ГУМАНИЗМА

Средоточие трагизма
Европейский человек на раскаленном перепутье
Прогресс в мельнице смерти
Высшая ценность и непогрешимый критерий
Меж двух философий
Невидимое в видимом (тайна добра и зла)
Страшный суд над Богом

II. РАДОСТИ И ГОРЕСТИ МЫСЛИ И ОЩУЩЕНИЯ

Мой рай и мой ад (смысл жизни и мира)
Скорбно и для херувимских сердец
Осужденные на бессмертие
Вопль о Христе

III. ВОДОРАЗДЕЛ

Метерлинк перед великой тишиной
Достоевский как пророк и апостол православного реализма
О рае русской души
На водоразделе культур
Пасха и сербские бессмертные
О неприкосновенном величии человека

IV. СКОРБИ И ЖЕЛАНИЯ

Роение бесконечностей
На террасе атома
Бунт клещей
Вниз по шумному водопаду времени
Она — неодолимая обольстительница
Серна в потерянном рае. Исповедь

Главная / Все авторы

преподобный Иустин (Попович)

Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

Архимандрит Иустин (в миру Благое Попович;т25 марта (6 апреля) 1894 — 25 марта (7 апреля) 1978) — священнослужитель Сербской Православной Церкви, доктор богословия, архимандрит. Прославлен в 2010 году в лике преподобных.

Родился 6 апреля 1894 года в Варне в семье священника. В честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы при крещении был наречён именем Благое. В 1905—1914 годы обучался в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде.
1 января 1916 года принял монашеский постриг с именем Иустин в честь священномученика Иустина Философа. После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии. В июне 1916 года Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет (обучался в нём до 1919 года). Из Англии отправился в Афины, где на Богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому» (защитил её в 1926 году). С 1921 года преподавал в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.
В 1922 году был рукоположен во иеромонаха. В 1930 году был назначен помощником епископа Битольского Иосифа, начал миссионерскую деятельность в закарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве). Был кандидатом в епископы возрождённой Мукачевской епархии, но отказался. С 1932 года профессор Битольской семинарии, преподавал догматическое богословие. В 1934 году стал доцентом догматического богословия Белградского университета. Стал одним из основателей, созданного в 1938 году Сербского философского общества.
В мае 1948 года стал духовником женского монастыря Челие близ Валево, где прожил до конца своих дней. Отец Иустин скончался в 1978 году в праздник Благовещения, был погребён в монастыре Челие. В 2010 году канонизирован Сербской православной церковью.
Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

Книги автора:

преподобный Иустин (Попович)

Внутренняя миссия нашей Церкви. Осуществление Православия

Тяжело, неимоверно тяжело, в узкую душу человеческую и еще более узкое…

преподобный Иустин (Попович)

Догматы и разум

Отношение догматов к человеческому разуму детерминировано их обоюдными…

преподобный Иустин (Попович)

Достоевский о Европе и славянстве

Начиная с моих пятнадцати лет Достоевский — мой учитель. Признаюсь…

преподобный Иустин (Попович)

О духе времени

В нашей хаотической современности одно божество все более вытесняет…

преподобный Иустин (Попович)

О Православии и экуменизме

Доклад Архимандрита Иустина Поповича Св. Синоду Сербской Церкви в…

преподобный Иустин (Попович)

О рае русской души

Человек — единственное существо во всех мирах, простертое от ада…

преподобный Иустин (Попович)

Основная Истина Православия — Богочеловек

Все истины Православия выводятся из одной истины и сводятся к одной…

преподобный Иустин (Попович)

По поводу созыва «Великого Собора Православной Церкви»

Прочитав и изучив протоколы и решения этой Конференции, изданные…

преподобный Иустин (Попович)

Подвижнические и богословские главы

Все — все остальные религии — предписывали быть над человеком, чтобы…

преподобный Иустин (Попович)

Прогресс в мельнице смерти

Какой-то космический заговор существует против нашей планеты, поскольку…

преподобный Иустин (Попович)

Путь Богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина

В европейской философии человек представлен так или иначе в частях,…

преподобный Иустин (Попович)

Святые мощи

Материя представлена в человеческом теле, без сомнения, самым загадочным,…

преподобный Иустин (Попович)

Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения

На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес…

преподобный Иустин (Попович)

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Основное радостное известие, идея и истина состоит в том, что Бог Слово…

преподобный Иустин (Попович)

Толкование на соборное послание святого апостола Иакова

Апостол Иаков написал послание свое к двенадцати коленам, находящимся…

преподобный Иустин (Попович)

Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития Святых»

До прихода Господа Христа в наш земной мир, мы, люди, знали, что мы,…

Преподобный Иустин (Попович) родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое – в честь праздника Благовещения.

Отец Иустин родился в городе Вране в семье священника, который в своем роде – в порядке преемственности – был тринадцатый. Мальчик, рожденный в праздник Благовещения, получил имя Благое. «Благовеститель Благое, – пишет иеромонах Афанасий (Иевтич), – жил и подвизался под знаком самых больших благовестий, данных когда бы то ни было человеческому роду – благих вестей Боговоплощения Сына Божия от Пресвятой Богородицы ради нас людей и нашего спасения, и благовестия о тайне Святой и Животворящей Троицы, Бога нашего, в Чье имя и в Чьем Храме – храм посвящен Святой Троице – в Вране крещен был молодой Благое”.

Мать и бабушка Благое (бабушка прожила 105 лет), имевшие духовное руководство от монахов монастыря св. Прохора Пчинского, примером своим воспитывали и укрепляли в юноше благочестие. В 1929 году мать Благое Анастасия на глазах сына исцелилась от тяжелой болезни у мощей преподобного Прохора, что свидетельствует о глубине ее веры.

По окончании местной школы, в 1905 году, Благое Попович поступил в семинарию св. Саввы в Белграде. Здесь в то время преподавал будущий епископ (а тогда иеромонах) Николай Велимирович. Позднее архимандрит Иустин отзывался о нем как о сербском Иоанне Крестителе, призывавшем сербов к покаянию. Окончание семинарии совпало для Поповича с началом Первой мировой войны. Он мечтал о монашеском постриге, но был мобилизован и стал санитаром на фронте. Здесь пережил он все трудности, которые выпадали солдатам, а в конце 1914 года перенес сыпной тиф. В следующем году вместе с сербской армией Попович отступал под напором огромной австро-германской армии. Сербы потеряли сто тысяч человек. Солдаты умирали от голода. Путь через Албанию в Грецию оказался страшным. С тех пор у сербов есть поговорка: «Кто не пройдет Албанию пешком, тот не узнает настоящего мучения”.

1 января 1916 года Благое Попович был пострижен в монахи с именем Иустин, – в честь святого Иустина, мученика и философа. Патриарх Сербский Димитрий направил молодого монаха в Россию, в Петербург, – здесь он до июня 1916 года учился в Духовной Академии. «Монаху Иустину было ясно, – пишет иеромонах Савва, – что познать народ, его веру и душу – значит познать его святых, ибо подлинное Православие в святительстве, в духовной жизни, в стяжании Духа Святаго, в чем и состоит цель человеческой жизни на земле”. Иустин читал жития русских святых, и навсегда вошли в его сердце Преподобный Сергий и преподобный Серафим. С конца 1916 до июня 1919 года Иустин учился в Оксфорде на теологическом факультете, не имея возможности вернуться в оккупированную Сербию. В Оксфорде не была принята к защите его докторская диссертация – «Философия и религия Ф. М. Достоевского”. Английские профессора усмотрели в ней критику западного антропоцентризма. Монах Иустин не принимал «гуманистической” культуры – ее науки, философии, теологии… Он начинал в себе борьбу за истинного, христоподобного человека.

В Англии монах Иустин вел подвижническую монашескую жизнь (так что один молодой английский монах, некоторое время поживший с ним, был потрясен…) и много учился. Он работал в библиотеках, слушал лекции, изучил шесть языков, занимался комментированием Священного Писания, в особенности посланий апостола Павла. И вот он снова в Сербии. «Хотя еще и молодой, – пишет иеромонах Савва о нем, – но строгий для своих лет, грустно-задумчивый, покаянно-скорбный и непрерывно пребывающий в молитвенных тихих слезах. Его любовь к подвижническо-аскетической жизни была замечена уже тогда, особенно подвиг молитвы и слез”. В дальнейшем он некоторое время учился в Афинах, где писал докторскую диссертацию о святом Макарии Египетском (и опять не защитил). 1 мая 1920 года он был рукоположен во иеродиакона.

По возвращении из Греции он становится преподавателем в семинарии св. Саввы в городе Сремские Карловцы, – сначала по кафедре Священного Писания Нового Завета, а затем Догматики и Патрологии. Метод толкования Священного Писания Нового Завета у иеродиакона Иустина был святоотеческий. На вопрос: «Что значит быть православным богословом?” – он отвечал: «значит, толковать Священное Писание через Святых Отцев и вместе с тем подражать их жизни”. Его опыт преподавания Догматического Богословия и Патрологии отразился в трехтомном труде «Православная философия Истины”. Семинаристы вспоминали его как своего воспитателя, духовного отца, учившего их любить Христа. «Если что-то в воспитании не ведет к Нему, – писал он, – то несомненно ведет к диаволу и антихристу”.

В 1922 году отец Иустин был рукоположен патриархом Димитрием во иеромонаха. У него все больше становилось дел. Кроме преподавания в семинарии и духовного окормления многочисленных чад, он участвовал в издании православных газет «Христианская жизнь”, «Христианское дело” и «Перекресток”. А он мечтал о монастыре, об Афоне… В дневнике его появляются такие записи: «Утренняя молитва: плач и рыдание. Имя св. Златоуста чрезвычайно тепло для христоустремленной души, вливается в слезы. Он самый милейший ходатай между Иисусом Сладчайшим и мною, ужаснейшим и многогрешным… Необходимо смирение себя до подлинного чувства, что я есть ниже всякого человека и всякой твари. Господи, спаси меня этими листьями (молится душа моя окаянная); Господи, спаси меня страданием этих страдальцев (проходя возле мученических лиц). Господи, спаси меня их же взором (смотря на прохожих)… Дома: час молитвы и рыдания – акафист; 550 поклонов… Полночь: от часа до двух – молитва; 500 поклонов… Вечер: долгие молитвы с поклонами: 1000 молитвенных поклонов. Иисусе Сладчайший (св. Златоустом и св. Григорием Нисским), научи меня многогрешного молитве. Лег спать полтретьего”.

В 1925 году у него со стола была похищена написанная им докторская диссертация, но он написал новую и, наконец, защитил ее в 1926 году в Афинах. Она называлась: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания”. В марте 1927 года он подал профессорский отчет на тему: «Гносеология святого Исаака Сирина”. «Здесь сжато показаны, -пишет иеромонах Савва, – все тайны и глубины православного подвижничества на пути духовного перерождения и спасения – от ветхого греховного человека до преображенного и обоженного нового человека во Христе”. С октября 1929 года иеромонах Иустин исполняет обязанности ректора семинарии, а в декабре 1930 его направили в Чехословакию, как сопровождающего епископа Битольского Иосифа. Здесь они начали миссионерскую деятельность в Ужгороде, Хусте, Мукачеве и других прикарпатских городах. Они служили и проповедовали… В дождь и снег, в тяжелейших условиях путешествовали они по монастырям и дальним приходам. В это время отец Иустин получил сан протосингела, соответствующий русскому игумена. Вслед за этим он был выдвинут как претендент на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру. Страх и трепет обуяли его, – он написал письмо, где так мотивировал свой решительный отказ от епископства: «Я долго и серьезно рассматривал себя по Евангелию, испытывал себя в Евангелии, судил себя Евангелием и пришел к неизменяемому заключению и непоколебимому решению: я ни в каком случае не могу, мне нельзя принимать епископского сана, ибо у меня нет самых основных евангельских свойств для этого. Когда я принял бы этот сан таким, какой я теперь, я бы сознательно, и поэтому непростительно, подвел себя под осуждение Спасителевой притчи о человеке, который необдуманно начал строить башню. но не смог закончить, ибо прежде всего не сел и не рассчитал, сколько будет стоить это и есть ли у него силы и средства, чтобы закончить. Я отлично знаю себя: мне очень трудно собственную душу держать в границах Христова добра, а куда мне сотни тысяч чужих душ”. Митрополит Иосиф ответил на это: «Все дело в том, что ты очень хорошо знаешь Священное Писание”.

С августа 1932 года протосингел Иустин – профессор Битольской семинарии, где провел два года, читая лекции по Священному Писанию и догматическому богословию. Затем он был переведен в Белград и стал доцентом Теологического факультета. Он был одним из основателей Сербского фисософского общества, учрежденного в октябре 1938 года.

Во время Второй мировой войны отец Иустин жил в разных монастырях Сербии – Каленич, Овчар-Сретение Господне, Суково, Раваница. А с мая 1948 года до своей кончины – в монастыре Челие близ Валева, где был духовником. В этот довольно долгий период отец Иустин ежедневно совершал Божественную Литургию, вел высокую аскетическую жизнь и писал богословские труды, среди них толкования на Евангелие от Матфея и Иоанна, на послания апостолов Павла и Иоанна Богослова, им составлены двенадцать томов «Житий Святых” (вышли в Белграде в 1972 – 1977 годах), выпущены книги «О прогрессе и мельнице смерти” (1933), «Достоевский о Европе и славянстве” (1940), «Жизнь и деятельность св. Саввы как философия жизни” (1953), «Философские отрывки” (1957), а также множество статей в периодике.

Архимандрит Иустин часто просил Господа святым Иоанном Златоустом помиловать его… Св. Иоанн Златоуст и был любимым богословом Иустина. В его заметках сохранилась запись характерного для него видения во сне (май 1955 года): «Святой Златоуст в прекрасной золотой архиерейской ризе, с роскошным золотым Евангелием в руках, идет ко мне; я поспешил к нему навстречу, упал к ногам его, целовал ему подол и ноги, он мне поверх головы ставит Святое Евангелие и читает. Когда закончил чтение, я с радостью спросил его: «Что читал?” Он мне ответил: «Из моего Евхологиона”. Умиление, радость неизреченная в душе”.

Через святых – к Христу… «Истина, если не Христос, – писал архимандрит Иустин, – не нужна мне… О, не нужна она мне, не нужны ни истины без Христа, ни правда без Христа, ни любовь без Христа… Не хочу, ни за какую цену! Вот я согласен на все смерти; в каждую меня сто раз бросьте, в каждой без остатка сгноите и немилосердно уничтожьте, только ничего без Христа не хочу: ни себя, ни Самого Бога, ни всего – не хочу, не хочу!” В одном из своих трудов он спрашивает: «Существует ли регистр полезного и потребного?” – и отвечает: «Существует: Евангелие Христово. Это единственно жизненно полезная философия в этом мире”.

«Я обязан благовествовать Евангелие, – писал архимандрит Иустин, – ибо оно стало волей моей воли, душою моей души, совестью моей совести, существом моего существа. Без него – нет меня. Исключите Евангельскую истину из меня, Евангельскую правду, Евангельский рай, и я – ложь, и грех, и ад! Без Евангелия я есмь без моего бессмертия, без своей вечности, без своей радости, без своего благовестия, – зачем мне тогда жизнь, зачем душа, зачем тело, зачем совесть, зачем мир, зачем небо!.. А чувство без Христа? О, это есть вечный ад, в котором человек, сходя сума от мучения, непрерывно совершает самоубийство и никак не может его совершить”.

Скончался 7 апреля 1979 года в мест. Селие (Югославия) в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – в день своего рождения. Канонизирован Сербской Православной Церковью.

Прп. Иустин (Попович) является выдающимся защитником православной веры в XX в. Он родился 25 марта 1894 г. в гор. Вране на юге Сербии. Из его рода вышло семь поколений священнослужителей. При крещении он получил имя Благое, что означает «благовеститель». Вскормленный благочестием родителей, он стал свидетелем чудесного исцеления своей матери. Когда пришло время ее ухода из этого мира, у Благоя было «физическое ощущение бессмертия», поскольку он увидел лицо матери, излучающее покой. На протяжении всей своей жизни он будет свидетелем и выразителем неколебимой веры в победу над смертью, которую Христос Спаситель пришел нам принести. Ребенком он часто ходил в Пчинский монастырь и потому благоговейно почитал св. Прохора . С почитанием святых он соединил постоянное чтение Священного Писания и с четырнадцати лет и до конца жизни соблюдал правило: каждый день прочитывать три главы из Нового Завета.
Жаждая изучать таинства Божественного Откровения, Благое поступил в семинарию Святого Саввы в Белграде (1905–1914), где его учителем был свт. Николай (Велимирович) . В начале Первой мировой войны он ушел на фронт военным санитаром и, после того как переболел тифом, в рядах сербской армии отступал в Черногорию, а затем до албанского гор. Шкодер. Эти ужасные испытания, во время которых более ста тысяч сербов умерли от голода, холода и истощения, еще более укрепили веру юного Благоя. Ему удалось убедить митрополита Димитрия постричь его в монахи (1916). Его Небесным покровителем стал прп. Иустин Философ, который засвидетельствовал свою любовь ко Христу как философскими рассуждениями, так и мученичеством.
Короткое время Иустин провел в Англии, а затем митрополит и король Сербский направили его в Санкт-Петербург, чтобы он продолжил изучение богословия. Впечатленный благочестием русского народа, св. Иустин испытывал глубокое благоговение перед св. Сергием, св. Серафимом Саровским и св. Иоанном Кронштадтским. Значительно позднее, когда он упоминал святых русских новомучеников, особенно патриарха Тихона, слезы лились из его глаз.
Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию из-за бедствий военного времени и продолжил образование в Оксфорде (1916–1919), где подготовил докторскую диссертацию по Достоевскому. В ней он изложил критическое отношение русского писателя к западному гуманизму и антропоцентризму. Но, поскольку его научные руководители настаивали на внесении в текст изменений, которые были для него неприемлемы как противоречащие истине, он отказался от защиты диссертации и покинул Англию, не получив степени. По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии гор. Сремски Карловцы, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию, озаглавленную «Проблема личности и познания у св. Макария Египетского». Во время учебы он убедился, что вся западная цивилизация, которая стремится превозносить человека независимо от Бога, зашла в устрашающий тупик. С этого времени он стал бескомпромиссным защитником православного «божественного гуманизма», основанного на личности Христа – истинного Бога и истинного человека, Первого и Последнего, к Которому все стремится, дабы достигнуть своей полноты, и Который остается «высшей ценностью и последним доводом Православия».
По возвращении на родину узы дружбы сблизили его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии: он часто навещал митрополита Киевского Антония (Храповицкого), которому исповедовался, и архиепископа Кишиневского Анастасия, чьей ангельской молитвой восхищался.
Еще во время учебы св. Иустин вел напряженную духовную жизнь. После смерти преподобного был обнаружен его личный дневник, который он вел в эти годы. В нем св. Иустин отметил, что совершал каждый день от пятисот до тысячи поклонов и произносил от тысячи до двух тысяч раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило так, чтобы к Великой Пятнице довести число поклонов до трех тысяч двухсот, а Иисусову молитву – до тысячи восьмисот. » Горе любой мысли, которая не превращается в молитву», – говорил он.
В 1922 г. митрополит Димитрий рукоположил Иустина в священника против его воли.
В том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в Сремских Карловцах и занимал эту должность несколько лет. В периодическом издании «Христианская жизнь», которое он основал вместе с несколькими молодыми преподавателями, была опубликована его, в то время сенсационная, статья «Внутренняя миссия нашей Церкви». В ней св. Иустин писал: «Миссия Церкви, божественно-человеческого организма, – органично и лично соединить всех верных с Личностью Христа… Непростительная хула на Христа и Святого Духа – делать из нее национальный институт… Цель ее, наднациональная, вселенская, всечеловеческая, – соединить всех людей во Христе».
Прп. Иустин оказал поддержку возникшему Православному народному движению (также называемому Богомольческому) и убедил его членов избрать духовным отцом Высокопреосвященного Николая (Велимировича). Отличительными чертами движения были любовь к молитвенному деланию, стремление к частому причащению и перевод или составление песнопений и молитв на сербском языке, а не на церковнославянском. Его участники внесли струю энтузиазма в ту эпоху и вдохнули евангельскую свежесть в Сербскую Церковь.
В 1927 г. прп. Иустин опубликовал исследование по гносеологии св. Исаака Сирина. Вскоре его направили в семинарию гор. Призрена в Косово, а через год он был назначен в Битолу (бывш. Монастир) в совр. Македонии, где преподавал вместе со св. Иоанном Максимовичем .
В 1930–1931 гг. ему была поручена задача устроить церковную жизнь верующих в Закарпатской Руси (тогда территория Чехословакии), которые вернулись в Православие после того, как во время австро-венгерского владычества были обращены в униатство. Когда ему предложили принять епископский сан, он ответил: «Я долгое время смотрел на себя в зеркало Евангелия и пришел к окончательному решению, что ни в коем случае не приму епископский сан, поскольку не обладаю основными качествами епископа».
В 1932 г. он опубликовал первый том своей «Догматики», которую знаменательно озаглавил «Православная философия истины». За этот труд он в 1935 г. получил должность профессора догматического богословия богословского факультета Белградского университета.
Однажды летом он отправился в монастырь Святого Прохора во Вране на повозке, запряженной волами, и встретил по дороге старую женщину, которая шла туда пешком. Он предложил ей сесть в повозку, но та отказалась со словами: «Спасибо тебе, но я бедна и ничего другого не могу предложить святому, кроме этого труда». Отец Иустин ударил тогда себя по лбу и воскликнул: «Ах, Иустин, ты стал профессором богословия, но у тебя нет благочестия этой старой женщины!» Он отослал повозку и продолжил путь пешком вместе с крестьянкой. Как преподаватель, св. Иустин считал, что «тот, кто не учит вечной жизни, является лжеучителем». Поэтому он вкладывал в учеников не столько различные знания, сколько заботу о поиске Царства Небесного и напоминал им о вопросе юноши, который пришел найти Христа: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк 10, 17). В жизни и в преподавании св. Иустин руководствовался словами св. Григория Богослова и даже написал их на первой странице своего Евангелия: «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать». Всюду, где он бывал, и на всех, кто приходил с ним посоветоваться, он производил глубокое впечатление человека, живущего только для Бога и ради защиты истинности Евангелия. Приняв за образцы пророков и отцов Церкви, он непреклонно утверждал, что в Православии все основано на Евангелии: вера, молитва, подвижничество, церковная служба, Святые Тайны и святые добродетели. Вся традиция Церкви есть не что иное, как живое Евангелие.
Во время тревожных событий, которые предшествовали Второй мировой войне, св. Иустин отказался участвовать в играх политических симпатий, но говорил о евангельской правде без страха перед человеческими притеснениями. Так он прямо и открыто защищал дело Православия, когда Ватикан посредством конкордата (1937) хотел ввести в Югославии католицизм в качестве государственной религии. Непосредственно перед тем как разразилась война, ему было видение распятого Христа, Который возвестил, что сербский народ ожидают страшные испытания.
Вторжение немцев повлекло за собой закрытие богословского факультета, поэтому Иустин жил в различных монастырях и занимался переводом многочисленных трудов отцов Церкви и составлением комментариев на Священное Писание. Одним из таких исключительно важных трудов было собрание «Житий святых» в двенадцати томах. Осуществленное в это время, оно было полностью опубликовано лишь в конце его жизни. Только со всеми святыми (Еф 3, 18) возможно, по мнению о. Иустина, познать и участвовать в Тайне Бога Христа. Жития святых есть » догматы, претворенные в жизнь», и они образуют истинную «энциклопедию Православия».
После установления в 1945 г. власти коммунистов прп. Иустин был изгнан из университета вместе с двумя сотнями других профессоров. Его арестовали в монастыре Суково, близ Пирота, и заключили в тюрьму в Белграде. Он едва избежал смертного приговора как «враг народа» благодаря заступничеству патриарха Гавриила, незадолго перед этим освобожденного из концлагеря Дахау.
Не имея возможности преподавать и будучи лишен всех прав, он находил пристанище в разных монастырях, а затем до конца своих дней (1948–1979) жил практически в заключении в маленьком женском монастыре во имя Архангела Михаила в Челие, близ Валево. Но даже здесь коммунисты не оставляли его в покое и часто вызывали в город на допросы. Несколько раз сестры, видя, что он не возвращается, отправлялись в Валево вместе с игуменьей и молча стояли перед зданием политической полиции. Тогда коммунисты, опасаясь восстания местных жителей, освобождали о. Иустина. Неоднократно во время важных событий в жизни Церкви преподобный пытался отправиться в Белград, но всякий раз его силой возвращали обратно.
Свет Христов не мог, однако, остаться сокрытым под спудом. На протяжении этих лет постоянно множество людей приходили за советом к святому исповеднику как из самой Сербии, так и из других стран. Руководствуясь глубоким ощущением единства Православия, которое находится над любым национальным разделением, он отправлял своих лучших воспитанников учиться в Грецию и незадолго до своей кончины сказал тем, кто стоял у его ложа: «Любите греков. Это они наши учителя и наши просветители».
Заключение в монастыре в Челие стало для прп. Иустина также и возможностью новых духовных восхождений.
Он неукоснительно соблюдал пост, и вся его жизнь была сосредоточена на богослужении и Божественной литургии, которая, согласно его собственным словам, есть «лестница, мост, который ведет на Небо». На богослужении он поминал бесчисленное множество имен и проливал обильные слезы. Он сознавал, что современный сербский язык отличается от славянского, и потому перевел литургию и иные церковные тексты поэтическим языком, который был понятен народу, но при этом соблюдал священный характер этих текстов.
Еще в юности о. Иустин горячо почитал св. Иоанна Златоуста, поэтому составил удивительные молитвы и акафист в его честь. В1955 г. ему явился во сне св. Иоанн Златоуст в богослужебном облачении, возложил ему на голову Евангелие и прочел молитвы, которые тот составил. Проснувшись, св. Иустин почувствовал радостный восторг и невыразимое чувство покаяния, которые долго жили в его душе. В 1936 г. ему также являлся св. Серафим Саровский. Преподобный писал: «После этого моя душа была радостна и печальна: радостна, потому что я его видел; печальна, потому что он исчез так быстро».
В 1960-е гг., когда некоторые православные вступили на путь церковного релятивизма, доходя во имя христианского человеколюбия до отрицания единства Церкви Христовой, прп. Иустин снова выступил глашатаем совести Церкви, дабы показать опасность, ей угрожающую.
Если в своих трудах святой и осуждал решительно, словно ветхозаветный пророк, инославные воззрения, то в жизни он очень сопереживал людям и со слезами сострадал человеческому несчастью. Однажды, когда святой смог покинуть монастырь, машина, на которой он ехал, остановилась, и перед ним появился калека; увидев его, прп. Иустин разрыдался. Замечали даже, что, идя в церковь, он всегда внимательно смотрел, чтобы не раздавить муравьев. Богослов, которого уважала и побаивалась вся Церковь, нежно любил детей и во время возвышенных бесед с учениками смеялся и играл с их младенцами.
В последние годы жизни, когда условия его заключения несколько смягчились, патриархия пригласила св. Иустина вновь преподавать на факультете, но он отказался, призвав патриархию трудиться над единством Церкви, и сказал: » Спасение – в покаянии, универсальном лекарстве «. Незадолго до блаженной кончины преподобный с радостью узнал о публикации «Житий святых» и последнего тома «Догматики», посвященного экклесиологии. Сорок томов сочинений о. Иустина, из которых тридцать опубликованы к настоящему времени, охватывают все области церковной жизни. Но наиболее полно его горячая любовь ко Христу выразилась в «Комментариях на Новый Завет», написанных поэтическим языком, сравнимым с языком его учителя, св. Николая Охридского (Велимировича).
Достигнув конца земного пути, сербский Иеремия почил после непродолжительной болезни 25 марта (7 ап.) 1979 г., в день своего рождения. Перед тем как отойти ко Господу, он прошептал одному из друзей, который стоял рядом с ним: «Единственный подлинный человек есть Богочеловек Иисус Христос!» Тем самым он подвел итог своего служения, которое состояло в неустанном и бескомпромиссном возглашении Благой Вести о приходе Спасителя. Три дня спустя клирики разных национальностей совершили его погребение перед множеством верующих, приехавших со всех концов Сербии, Греции и Западной Европы. Один из учеников святого написал об этом так: «Единство Церкви, о котором печалился в своей жизни о. Иустин и на котором он всегда делал акцент… внезапно осуществилось на его похоронах: в единстве общей веры и любви, в молитвах и совместных песнопениях». С того времени к могиле о. Иустина стали притекать православные паломники из многих стран, по их молитвам в месте упокоения святого произошли многие чудеса.
Память преподобного Иустина (Поповича) Челийского из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *