Иустина падуанская

13 июня католическая церковь празднует день святого Антония. А в Витебске на месте знаменитого фонтана у КЗ «Витебск» собираются строить костел Святого Антония. Там, где он был в 17-18 веках.

Святой Антоний Падуанский родился в Лиссабоне в 1195 году. В 15 лет он был принят в монастырь ордена августинцев, где занимался изучением Библии и различных дисциплин. Там же он принял сан. Антоний активно проповедовал в Болонье, Монпелье, Тулузе. Святой с успехом выступал в перед Папой Римским, профессорами и известными учеными.

Но большую славу и почет Антоний Падуанский заслужил среди простого народа. Его считали опекуном бедных и путешествующих. К Антонию обращаются как к помощнику в поиске потерянных ценностей. С конца 19 века в католичестве появился обычай называть пожертвования для бедных, собранные в костеле, хлебом святого Антония.

Римско-католический храм святого Антония Падуанского был построен в Витебске на восточной стороне Рыночной площади в 1676 году. Первоначально он был деревянным, но после пожара в 1737 году был выстроен каменный храм.

Костел Святого Антония. Фото evitebsk.com

При Советской власти в костеле располагался музей атеизма. В 1961 году храм был разрушен. В 1987 году на месте костела появился фонтан «Слияние трех рек» , произведение скульптора Торосяна и архитектора Андаралова.

Сегодня католики Витебска заговорили о возможности строительства костела Антония Падуанского на том же месте, где он был три столетия назад. А фонтан «Три реки» планируется перенести в иное место.

Здесь будет костел?

Приход Святого Антония возник в Витебске в апреле 2001 года. Тогда же епархия выкупила здание дома культуры белорусского общества глухих, где сейчас идет масштабная реконструкция внутренних помещений.

Костел Святого Антония на улице Гагарина.

Уже второе десятилетие епархия занимается ремонтом храма.

Во дворе костела Святого Антония.

На втором этаже храма в небольшой капличке идет Святая Имша. А в честь Святого Антония 13 и 14 июня здесь пройдут торжественные службы с культурно-развлекательной программой. Среди прихожан будет проведена викторина на знание биографии святого, а также конкурс на лучший хлеб Святого Антония. Деньги, вырученные от продажи хлеба, пойдут на строительство нового храма напротив Ратуши.

Святая Имша в костеле.

Осенью в костеле будет открыт просторный молитвенный зал.

Здесь будет молитвенный зал.

Уже сейчас можно полюбоваться изящными настенными росписями.

Роспись на стене храма.

На сегодняшний день в нашем городе открыты четыре католических храма. Три из них построены в нынешнем веке. А из старинных сохранился лишь костел Святой Варвары, построенный в 1785 году. Поэтому католики и города, и области активно поддерживают появление нового костела в честь Святого Антония.

Единственный из сохранившихся к 21 веку католических храмов.

Иустина Падуанская. Христианская мученица; годы ее жизни не известны; считалось, что она умерла в эпоху гонений на христиан при императоре Максимиане, будучи пронзенной в грудь мечом. В ее честь в Падуе в VI веке была воздвигнута церковь. Ее восстановление бенедиктинцами в XVI веке при­вело к широкому почитанию этой святой и стало началом ее популярности в искусстве Падуи и Венеции. Она изображается в виде принцессы, одетой по-царски, с Короной, Пальмовой ветвью мученицы и Мечом, пронзающим ее грудь. У нее может быть Единорог — символ невинности, заимствованный ею у ее тезки, Иустины Антиохийской. Любой намек на Венецию, такой, как фон картины или венецианская школа, если к ней принадлежит художник, будут указанием на то, что это Иустина именно Падуанская, а не Антиохийская. В качестве святой покровительницы Венеции она может сопровождать Марка на картинах, изображающих Деву Марию. В сцене ее мученичества ей являются в видении Христос и Дева Мария со святыми. Повествовательные циклы включают ее крещение Св. Просдокимом, первым епископом Падуи.

Сан Антонио (1195 – 1231) — самый почитаемый святой в Италии, покровитель детей, бедняков,
путешественников,автор очень популярной в Италии молитвы «Si quaeris» – «Если ты потерял»,
безошибочно помогающей находить утерянные предметы. «Слишком много милости, святой Антоний!» –
говорят итальянцы, когда получают больше, чем желают. Его называют «Отцом науки, Светом Италии,
Учителем жизни, Солнцем Падуи». Между тем в Падуе Антоний Падуанский (не будем путать его
с другим святым — Антонием Великим) жил совсем недолго – два последних года — и был
похоронен в этом городе. Выходец из семьи знатного лиссабонского рыцаря, в миру носивший
имя Фернандо, он стал монахом-францисканцем и прожил хоть и короткую (всего 36 лет!), но
славную, деятельную и полезную жизнь, прославившись множеством добрых дел и необычайным
красноречием.

К базилике ведет оживленная улица Via del Santo
Антоний был погребен в Падуе и канонизирован почти сразу же после смерти, в 1232 году,
а в 1235 году над скромной капеллой, в которой находилась гробница, падуанцы начала возводить
грандиозный храм. Он бы построен за 66 лет – по тем временам довольно быстро, но, как водится,
еще долго достраивался и украшался.
На подходе к храму расположились нищие, на площади много детей и монахов-францисканцев

Базилика Святого Антония – сооружение совершенно уникальное, поражающее своими гигантскими
размерами, сложностью планировки (многочисленные пристройки скрыли первоначальный строгий
костяк романской базилики), и эклектичностью архитектуры. Огромные византийские купола
напоминают о соборе Сан-Марко в Венеции, в то время как окружающие их колоколенки, похожие
на мусульманские минареты, делают храм похожим на мечеть.

К базилике примыкает несколько внутренних дворов.
Мы приехали в Падую в воскресное утро, в соборе шла месса, и увидеть алтарь, скульптурное
убранство которого создал Донателло, нам не удалось. Зато интерьер храма мы осматривали
под дивное пение. Фотографировать в базилике запрещено, но я, попросив прощения у Св. Атония,
все же сделала украдкой несколько снимков без вспышки.
Гробница Сан Антонио.
Слева внизу — фотографии исцеленных и их благодарственные письма.

В соборе погребен еще один знаменитый житель Падуи – Эразмо да Нарни (1370-1443),
кондотьер по прозвищу Гаттамелата, что в переводе означает медовая, т.е. сладкоречивая,
льстивая кошка. (Гатта – кошка, мелата – нектар). Ученик не то мясника, не то булочника,
он стал, благодаря своей смелости и хитрости, выдающимся кондотьером (наемным
военачальником), был на службе у римских пап, а в 1437 году сделался правителем Падуи.

Имя кондотьера вошло в историю искусств – без упоминания конной статуи Гаттамелаты,
выполненной Донателло в 1453 году и установленной перед базиликой Св. Антония, не обходится
не одна искусствоведческая книга. Это не только великолепная работа великого скульптура,
но и первый гражданский монумент эпохи Возрождения. Прообразом памятника стала бронзовая
конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.) .Донателло с точностью воссоздает
военное одеяние древнеримского полководца или императора.

Впервые я увидела Гаттамелату Донателло на фотографии в книжке Н.А. Дмитриевой «Краткая история
искусств», потом – в зале слепков и копий ГМИИ им. Пушкина. И вот теперь встретилась с оригиналом.
Честно говоря, рассмотреть статую непросто – девятиметровый постамент высоко возносит ее над
площадью. Подойдешь поближе – пропорции искажаются, отойдешь – не разглядеть деталей. Разве
что на экране фотокамеры увеличенная статуя предстает во всей красе. Черная фигура всадника на
фоне громады кирпично-красного собора смотрится великолепно, истинный подарок фотографу.

Так соединились в истории искусств и нашли вечный покой в храме Падуи двое красноречивых
мужей — чистый душой Святой Антоний и хитрец-кондотьер Гаттамелата. Как не вспомнить
булгаковское: помянут тебя, помянут и меня. Ты уж, Антоний, не забудь меня, сына булочника…

Святой Антоний, покровитель путешественников, помог и нам. Мы уехали из Падуи до того, как в городе
начали ощущаться подземные толчки – отголоски очередного землетрясения в районе Модены. Уже в
вернувшись в Германию, я с удивлением прочитала в интернете, что один из куполов базилики треснул
вследствие первого землетрясения и что в храм уже несколько дней не допускают паломников и
туристов. Надо же! А мы там были….

Христианские реликвии (святыни) – это глубоко почитаемые, освященные церковью и свято хранимые христианами предметы, мощи и объекты. Христианские реликвии всегда связанны с событиями прошлого. Они часто представляют собой атрибуты жизни святых, пророков или Бога и являются объектами почитательного поклонения.

Следует заметить, что в католицизме почитание реликвий имеет куда более важное значение, нежели в православии, где большее значение имеет почитание икон.

Давайте познакомимся с основными христианскими реликвиями. Наиболее важные из них связаны с жизнью Христа, поэтому с них и начнем.

Реликвии, связанные с жизнью Христа.

Туринская плащаница.

Едва ли ни самая известная христианская реликвия. Представляет собой ткань, в которую было завернуто тело Христа после смерти. На ткани остались кровавые следы от ран Христа.

Четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти

Терновый венец.

Венец из белого терновника, который римские воины возложили на голову Иисуса во время его поругания. Терновый венец упоминается в трех Евангелиях.

Сегодня реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, представляющая собой целый венец, находится в Париже, в Соборе Парижской Богоматери.

Ясли Христовы

Ясли Христовы – обычная кормушка для животных, в которую Дева Мария положила Иисуса после его рождения. Это колыбель младенца Иисуса.

В пещера Рождества в Вифлееме находятся Ясли, где был положен Христос после рождения. Они представляют собой обложенное белым мрамором углубление в полу, устроенное в виде колыбели.

Животворящий крест

Это крест, на котором распяли Христа. На сегодняшний день много деревянных элементов пытаются выдать за дошедшие до наших времен части Животворящего креста, однако их подлинность чаще всего опровергается.

Самая большая из известных частей Животворящего Креста (православная сокровищница рядом с Голгофой, Храм Гроба Господня)

Святой Грааль

Святой Грааль – чаша, из которой Иисус пил вино на тайной Вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса, страдающего на кресте.

Валенсийский Священный Грааль – это уникальная христианская реликвия, чья подлинность официально признана Ватиканом

Копьё Лонгина

Копье, которым римский центурион Гай Кассий Лонгин нанес удар Иисусу, распятому на Кресте. Существует несколько реликвий, которые соотносят с копьем Лонгина, либо его частью

Евангелие от Иоанна: «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34).

Титло INRI

Это табличка с креста, на котором был распят Иисус Христос. INRI – аббревиатура латинской надписи «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

В настоящее время, по утверждению католической церкви, крупный фрагмент титла хранится в церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме

Гвозди Креста Господня

4 или 3 гвоздя, которыми римские солдаты распяли руки и ноги Иисуса Христа на Кресте. Гвозди считаются одной из величайших святынь христианства.

В 1543 году Жан Кальвин написал богословское сочинение — Трактат о реликвиях, в котором перечислил известные ему Гвозди Господни, хранящиеся в храмах и монастырях на Западе, всего на тот момент Кальвин насчитал 14 гвоздей. На сегодняшний день их еще больше.

Колонна бичевания

Колонна бичевания — столб, к которому был привязан Христос во время бичевания в доме Пилата.

Столб бичевания (церковь Святого Георгия в Стамбуле) слева, Столб бичевания (базилика Санта-Прасседе) — справа

Святая лестница

Это мраморная лестница старого Латеранского дворца. Согласно древней христианской традиции считается, что по этой лестнице поднимался на суд Иисус Христос.

Считается, что Иисусу несколько раз пришлось подниматься именно по этой лестнице во время судилища, на котором ему был вынесен смертный приговор

Христианские святыни, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы

Риза Богородицы

Риза Богородицы – риза Пречистой Девы Марии, которая по преданию была украдена византийскими аристократами у пожилой женщины-еврейки в Назарете в 5 веке. Считается, что риза долгое время находилась во Влахернской церкови, однако после пожара в церкви в 1434, след ризы теряется.

Сегодня известно о нахождении ризы либо её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима, Влахернская церковь в Зугдиди и ряде других мест.

Пояс богородицы

Пояс Девы Марии не упоминается ни в одном из источников до IX века. В XX веке становятся известны 2 истории о поясе, согласно первому преданию, пояс хранится в городе Зила, а затем в Константинополе, а согласно второму преданию, пояс хранился в Иерусалиме, а затем в Константинополе. После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения реликвии.

Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву Девы Марии, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения и веры во Христа.

Христианские реликвии, связанные с деятельностью святых

Глава Иоанна Предтечи (Голова Иоанна Крестителя)

Иоанн Креститель был обезглавлен Иродом Антипой. По преданию голова святого хранилась у царевны Иродиады, пока не была похищена одной из ее служанок, которая тайно вынесла и погребла голову. На сегодняшний день существует несколько частиц главы святого Иоанна Крестителя, все они почитаются как христианские святыни.

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции

Святая Десница Иоанна Крестителя

Святая Десница Иоанна Крестителя – правая рука Иоанна Крестителя. Это одна из самых почитаемых святынь христианского мира, так как, согласно Библии, Иоанн Креститель возложил правую руку на голову Иисуса Христа во время Крещения. Сегодня реликвия хранится в Цетинском монастыре Черногории.

Десница Иоанна Крестителя, заключённая в золотой ковчег, не имеет двух пальцев — мизинца и безымянного. Мизинец сегодня находится в музее Стамбула. Безымянный — в итальянском городе Сиене.

Вериги святого Петра

Вериги святого Петра — цепи, которыми был скован апостол Пётр во время ареста.

Сегодня цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря базилики Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме

Меч святого Петра

Это меч, которым апостол Пётр, движимый любовью и преданностью к Иисусу, во время взятия его под стражу отсёк правое ухо рабу первосвященника.

Меч сделан из цельного куска железа, только гарда была выкована отдельно. Его длина составляет 70,2 сантиметра, причём изначально меч был на 1 или 2 сантиметра длиннее. Ширина — до 9,4 сантиметров. На рукоятке меча — отверстие диаметром 0,4 сантиметра и глубиной 10,3 сантиметра. На мече было выгравировано «В начале было Слово».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *