Иверская монреальская икона

Монреальская Иверская икона Божией Матери

Монреальская Иверская икона Божией Матери

Память 11 ноября (РПЦЗ)

Была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы. В 1982 году эту икону привез с Афона в Монреаль (Канада) Иосиф Муньос Кортес, чилиец по происхождению, давно принявший православие. Он вспоминал:

«24 ноября, в три часа ночи, я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»

Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор икона Божией Матери постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда сухая.

Чудотворный образ побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Болгарии и в Западной Европе.

Икона источала миро в течение 15 лет почти непрерывно. В ночь на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был убит в Афинах, а икона бесследно пропала.

Использованные материалы

  • «Монреальская Иверская-Мироточивая икона Божией Матери», страница календаря на портале Православие.Ru:
  • «В США отметили 35 лет прославления Монреальской Иверской иконы Богоматери», страница портала Православие.Ru:
    • (использовано частично)

Икона Божией Матери «Никопея» («Победоносная»). Икона X-XII вв., Венецианский собор св. Марка.

Икона Божией Матери «Никопея» (Νικοποιός — «Победоносная», «Победодательница»)

Празднование 15 августа (Греч. местн. )

Иконографический тип отличается тем, что Богородица изображена держащей Богомладенца (в медальоне или без него) обеими руками прямо перед Собой. Божия Матерь может быть представлена как погрудно, так и в рост, и восседающей на престоле .

Название «Никопеи» — «Победительницы» — закрепилось за образом благодаря эпитету на печати проедра и паракимомена Иоанна XI века. При этом для ростовых изображений Богородицы Никопеи используются также эпитеты «Махеритисса» (по названию Махерского монастыря на Кипре) и «Кириотис(с)а» («Госпожа», «Владычица») .

Наиболее известным отражением иконографического типа Никопеи в русской иконографии являются иконы Державная и «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Влияние Никопеи также усматривают в образе Албазинской иконы Божией Матери .

Богоматерь Никопея на тетартероне Михаила VII, Константинополь, 1072-1078 гг.

История

Существует предание о том, что первоначальная икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой.

К VI веку образ обрёл особое почитание в Константинополе. К тому времени относятся первые ныне известные примеры изображений Никопеи, встречающиеся на печатях императора Маврикия, которого, по преданию, икона сопровождала в его войнах. Этот образ стал первой иконой Богородицы появившейся на царских печатях. Никопея стала почитаться защитницей императорского дома и эмблемой триумфов визнатийских войск над врагами, перед ней войска просили заступничества в преддверии битв.

Доиконоборческий поясной образ Богордицы Никопеи был обретен в первой половине XI века во время реставрационных работ в Константинопольском Влахернском храме при императоре Романе Аргире. В иконоборческий период образ Никопеи исчез с императорских печатей, но в X веке опять появился — теперь на византийских монетах. В XII веке император Иоанн II Комнин украсил этим образом свою триумфальную колесницу, император Андроник I Комнин поместил изборажение стоящей Богородицы Никопеи-Кириотисы на монеты. Впоследствии изображения Богородицы Никопеи на престоле встречаются на византийских монетах до XIV века.

Константинопольский-Венецианский список

Наиболее известный ныне Константинопольский-Венецианский образ Богородицы Никопеи датируется X-XII веками. Накануне поражения ромеев и разграбления Константинополя во время IV Крестового похода икона была захвачена и привезена в Венецию дожем Энрико Дандоло в 1204 году. С тех пор она находилась в Венецианском соборе святого Марка.

До 1618 года образ размещался в ризнице собора и выставляся на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам. Впоследствии икону расположили в отдельной боковой капелле собора. При этом образ был закрыт специальным киотом и детали его иконографии оставались неизвестными. Еще в начале XX века исследователи религиозного искусства воспроизводили в своих трудах очень приблизительные описания иконы и изображения, далеко отстоящие от оригинала. В своем труде «Иконография Богоматери», изданном в 1911 году, петербургский профессор Кондаков писал: «Знаменитая Мадонна Никопея, (…) как известно, закрыта, начиная от головы Младенца, особой завесой, и поэтому остается неизвестной, в точности, со стороны своей композиции» .

В рамках реформаторских инициатив в Римо-католической церкви после её II Ватиканского Собора, в 1969 году была проведена реставрация иконы, после чего она была выставлена уже без киота. Ныне образ находится в северном приделе собора. Икона заключена в серебряную раму с эмалевыми миниатюрами и драгоценными камнями.

Икона Божией Матери Никопея-Кириотисса

Литература

  • Шандровская В. С., «Печати и монеты византийских императоров с изображением Богоматери», Византийский временник, т. 58, 1999, сс. 196-197:
  • Дорошенко К., «Икона Богоматери Никопеи для Украинской греко-католической церкви», Русская народная линия, 27 июня 2002, по материалам газеты День (Киев):
  • «Кириотисса («Никопея»)», сайт Православные иконы Божией Матери:
  • «Икона Божьей Матери «НИКОПЕЯ»», сайт об иконах, молитвах и явлениях Пресвятой Богородицы:
  • Михайлова (Посашко) Валерия, Ястребов Алексий, свящ., «»Сначала венецианцы, потом — христиане»», журнал Фома, 25 февраля 2011:
  • «Богоматерь на тетартероне Михаила VII», раздел «Христианские образы и символы на византийских монетах», сайт Христианская икона. Центр Восточнохристианской культуры:

Празднование на греческом острове Китнос, в посвященном Божией Матери храме «Никус», название которого происходит от иконы Никопеи. По преданию, храм построен на развалинах древней церкви, из которой икона была взята в Венецию. См. страницу греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов),

Некоторые исследователи выделяют ростовые образа в отдельный иконографический тип. Так, Зайбт собственно «Никопеей» называет погрудный образ, а стоящую Богородицу Никопею именует «Махеритиссой». См. Шандровская В. С., «Печати и монеты византийских императоров с изображением Богоматери», Византийский временник, т. 58, 1999, с. 196, со ссылкой на Seibt W., «Die Darstellung der Theotokos auf byzantinischen Bleisiegeln, besonders im 11. Jahrhundert», SBS, 1987, 1, S. 44-45.

Афонская Иверская
икона Божией Матери

Каменистые афонские тропы ведут к небольшой бухте рядом с которой возвышаются каменные стены Иверона. Именно сюда приплыла по волнам знаменитая икона Божией Матери, названная Иверской.

Во времена византийского иконоборчества воин, ворвавшись в благочестивый дом, ударил этот образ копьем. И тут же, к его ужасу, по лицу Богородицы заструилась кровь. Он пал на колени. По его совету, вдова, владелица этой иконы, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошли несколько веков. И вот он чудесным образом, в столбе света, поднимавшемся до самых небес, приплыл к берегам Афона. Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Наконец Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: «Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют».

Согласно афонскому преданию, перед Концом Света Афон погрузится в пучину страстей. И тогда икона Пресвятой Богородицы Вратарница таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований Второго Пришествия.

Теперь те старые врата заложены. Рядом с ними — небольшая церковь, в которой и находится чудотворная Иверская икона. Каждый может вглядеться в чудесный образ. Он отличается от большинства известных нам списков. На подбородке — как будто свежая пробоина. На шее застыл ручеек темной запекшейся крови.

Монреальская Иверская
икона Божией Матери

Монреальская Иверская икона была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы. В 1982 году Хосе (Иосиф) Муньос Кортес, испанец, обратившийся в Православие из католичества, совершал паломничество на Святую Гору Афон. Сбившись с пути, он остановился на ночлег в небольшом Рождественском скиту, где увидел дивный новописаный образ Иверской Божией Матери. Он горячо помолился, чтобы этот образ оказался у него. Утром настоятель пришел к Хосе с иконой в руках и сказал, что Матери Божией угодно отпустить с ним Свою икону в мир. Перед отъездом с Афона в Иверском монастыре Хосе приложил икону к древнему чудотворному первообразу.

Вернувшись в Монреаль, он поместил ее в домашний иконостас рядом с частицами мощей Киево-Печерских угодников и апостольником преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и ежедневно читал акафист перед новой святыней.

Около 4 часов утра 24 ноября 1982 года, спустя три недели по приезде, Хосе проснулся от сильного благоухания, наполнившего весь дом, и увидел, что икона покрыта каплями влаги. Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм.

С этого времени она мироточила непрестанно. Первое время миро изливалось только от рук Богоматери, от звезды на Ее левом плече и от ручек Богомладенца, что истолковывалось как символ благословения. А в 1985 году во время одной из служб Великого поста даже рама и стекло киота начали выделять миро в таком изобилии, что покров на аналое весь промок. Возле иконы всегда лежал поднос с ватками для сбора мира, которые затем раздавались верующим. Лишь в дни Страстных седмиц икона оставалась сухой. Утром Великой субботы на ней появлялась светлая роса, а во время Пасхальной утрени и крестного хода источенное миро струилось даже по рукам несущего святыню. При этом задняя сторона иконы всегда была сухой.

Хосе (Иосиф) Муньос Кортес

В августе 1991 года на иконе впервые увидели слезы. Хосе Муньос постоянно ездил со святыней по православным приходам многих стран и континентов, где она служила для верующих источником великой радости и утешения. Благоуханная и целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. Через помазание чудесным миром уходили тяжелые, порой неизлечимые недуги, оживали омертвелые души.

В семьях благочестивых христиан-молитвенников источают миро простые фотографии Монреальской иконы. Такие случаи известны в Америке, Европе, России. Бывало и так, что у иных высохшие ватки вдруг снова наполнялись миром или происходило его чудесное умножение в сосуде.

Чудотворная икона таинственным образом связана с судьбами России, с подвигом Российских Новомучеников. Царствующий Дом Романовых всегда благоговейно чтил Богоматерь — «Вратарницу». Приезжая в Москву, Государь Николай Александрович прежде всего прикладывался к чудотворной Иверской иконе у Воскресенских ворот. Будущая Императрица Александра накануне коронации ночью молилась в часовне, прося заступничества Богоматери. И Ее сестра, Великая Княгиня Елизавета, часто обращалась за покровительством Всевышней.

На Иверской-Монреальской иконе, поставленной Муньосом рядом с апостольником преподобномученицы Елизаветы Феодоровны (чьи благоуханные мощи были открыты в Иерусалиме в 1981 г.), миро появилось через год после прославления во святых Царя-Мученика, Его Семьи и сонма Новомучеников и Исповедников Российских, в Знаменском соборе Нью-Йорка (31 октября — 1 ноября 1981 г.). Не знак ли это благоволения Божия к почитателям Страстотерпцев.

Слава Монреальской чудотворной иконы распространилась далеко за пределы Православной Церкви. Многие католики и протестанты приходили почтить ее.

Однако в ночь с 30 на 31 октября 1997 года произошло нечто ужасное: хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при загадочных обстоятельствах, а Чудотворная Иверская безследно исчезла.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

История Монреальской Мироточивой Иверской иконы Божией Матери связана с чудесными событиями, произошедшими в конце XX века. В течение пятнадцати лет икона непрерывно мироточила (кроме Страстной Седмицы) и тысячи людей по всему миру получили от нее исцеление. Также мироточили некоторые списки и фотографии этой иконы.

Хранителем иконы был преподаватель Монреальской школы искусств чилийского происхождения, знаток иконописи Иосиф Муньос-Кортес. Родившийся в ревностной католической семье в Сантьяго, двенадцатилетним мальчиком по дороге в католический храм, Иосиф случайно попал в православный собор Святой Троицы, где был поражен благолепием и святостью православного богослужения. Через два года он был крещен в православие и стал изучать иконопись.

В 1982 году предпринял паломническую поездку на Афон, где в скиту Рождества Христова увидел список с иконы Божией Матери Вратарницы, написанный монахом Хризостомом, который поразил его до глубины души. Несмотря на все уговоры, монахи отказались расстаться с иконой. Ночью Иосиф долго молился Божией Матери и утром вдруг получил икону в подарок. Перед отъездом с Афона он приложил икону к первообразу. По возвращении в Монреаль каждый день он читал перед сном акафист перед иконой и однажды ночью был разбужен чудесным благоуханием.

Икона обильно мироточила. Драгоценное миро собирали и раздавали верующим, а вскоре стали поступать свидетельства о бесчисленных исцелениях и икона стала путешествовать по свету. В 1997 году в Афинах Иосиф Муньос-Кортес был убит, а икона исчезла и с тех пор о ней ничего не известно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *