Иверская вратарница

Описание иконы Иверская
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии
Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Ныне она пребывает в Иверской обители на Афоне, а в IХ веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом этой христианки, и один воин в безумной ярости мечом ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Пораженный этим, воин пал ниц перед иконой, горько раскаиваясь в своем поступке. Впоследствии он оставил иконоборческую ересь и окончил жизнь монахом. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. После их ухода женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) долго молилась перед святым образом, прося Владычицу о заступничестве и милости. Для сохранения святой иконы вдова опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. В 980 году тремя знатными иверцами на Святой Горе была

Икона Иверская (Вратарница, Портатисса) — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников
В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, прин

Икона Божией Матери «Вратарница»
Источник: Книга «Явления и чудеса Пресвятой Богородицы «, 2001 (ISBN 5-7533-0187-8 )
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» — самая знаменитая икона Афона. Вначале, согласно преданию, она находилась в малоазийском городе Никея, в домовой церкви некой благочестивой женщины, жившей со своим единственным сыном. Во время второго гонения на иконы императорские шпионы обнаружили этот образ и пригрозили женщине, что в случае, если та не даст им мзды, ее убьют. Запуганная мать пообещала, что на следующий же день разбойники получат свои деньги. А сама под покровом темной ночи, помолившись пред святою иконой, с благоговением подняла ее над головой, спустилась к побережью и опустила в море со словами: — Владычице Богородица, Ты имеешь силу и нас спасти от гнева нечестивого правителя, и Свою икону в морской пучине. В этот момент произошло нечто невероятное: чудотворная икона поднялась над волнами и направилась к западу. Взволнованная происшедшим женщина вернулась к сыну и говорит: — Сын мой, ради любви к Богородице я готова умереть. Ты же беги в Грецию

Описание иконы Иверская (Вратарница, Портатисса) из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»
Царствование Греческого императора Феофила (IX в.) было временем сильнейших гонений на святые иконы. Христиане, почитавшие иконы, были по распоряжению царя предаваемы пыткам. Иконы повсюду тщательно разыскивали, брали из храмов и, кощунствуя над ними, сжигали. Недалеко от города Никеи жила богатая, благочестивая вдова с сыном. У нее была заветная святыня — чудотворная икона Богоматери. Для этой иконы она устроила у дома своего особую храмину, куда постоянно ходила молиться. Царские сыщики, наряженные повсюду искать иконы, услыхали об этой святыне и, придя ко вдове, сказали ей: «Давай денег, или мы тебя, исполняя царскую волю, замучаем». Она просила их подождать до следующего дня. Те согласились. Но один из них во время разговора ударил .мечом по образу, и тогда из ланиты Богоматери, как бы из живого тела, истекла кровь. Долго вдова по уходе воинов молилась перед иконой на коленях, воздевая руки к небу, потом, обливаясь слезами, отнесла икону на морской берег и в порыве величай

Празднование обретения образа Пресвятой Богородицы приходится на Вторник Светлой седмицы (переходящее празднование).

По древнему церковному преданию Иверский образ Божией Матери был написан святым апостолом Лукой в первом веке, еще при жизни Пресвятой Богородицы. Долгое время он пребывал близ малазийской Никеи. Согласно греческому сказанию, во время царствования императора Феофила (829-842) образ хранился в домовой церкви одной благочестивой вдовы. В то время большое распространение получила иконоборческая ересь.

Христиане, почитавшие иконы, подвергались жестоким гонениям, которые продолжались целый век (вплоть до 843 года, когда был созван Константинопольский собор, подтвердивший истинность иконопочитания). По приказу императора Феофила все иконы уничтожались и предавались поруганию. Однажды, в дом женщины, которая благоговейно хранила у себя Иверский образ Божией Матери, ворвались воины — иконоборцы. Они хотели уничтожить древнюю икону. Вдова пообещала дать им деньги, если те не станут трогать святыню. Воины ушли. Опасаясь осквернения образа, ночью, в глубокой скорби, вдова отправилась к берегу моря. Благословив иконой своего сына, женщина пустила ее с молитвой по волнам. Икона встала вертикально к воде, и ликом к берегу поплыла по морю. Обратившись к своему сыну, женщина сказала: «Ступай на Святую гору Афон, а я останусь здесь, я готова пострадать от рук воинов нечестивых за любовь мою к Божией Матери». Через несколько лет сын этой благочестивой вдовы стал монахом на Святой горе Афон, недалеко от того места, где позже была основана Иверская обитель. Именно от этого монаха афонские иноки (инок – человек, принявший монашество) узнали об иконе Божией Матери, плывущей по волнам. Более двухсот лет странствовал святой образ по морю, пока однажды не появился у берегов Иверского монастыря на Афоне.

Иверский монастырь, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, был основан грузинскими монахами Иоанном, его сыном Евфимием и их близким родственником Иоанном-Торнике (в миру Торнике Эристави — великий грузинский полководец, удостоенный византийского звания патрикия) Иверскими в 980-983 г.г. Большинство монахов этого монастыря было грузинами. Иверия — это древнее название Грузии, поэтому позже монастырь стали называть Иверским. Божия Матерь считается покровительницей Грузии. По преданию, ученики Христа (апостолы), чтобы распределить между собой места для проповеди евангелия решили вынуть жребий. Богородице досталась Иверия. Но Ангел, явившийся Божьей Матери, возвестил Ей, что Господь не хочет, чтобы Она покидала Иерусалим, и велел послать в Иверию апостола Андрея. После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».

Примечательно, что недалеко от Иверской обители, в 10 метрах от берега моря, находится чудотворный источник, который забил в тот самый момент, когда на Афонскую землю ступила Богородица. Это произошло в 48 году от рождества Христова. Место это называется Климентова Пристань.

Явление Иверской иконы Божией Матери на Афонской горе произошло приблизительно в 1004 году. Однажды братия (монахи, живущие в монастыре, обращаются друг к другу «брат») обнаружила в море горящий, огненный столп, спускающийся с небес. В страхе, с молитвой иноки пробрались к берегу и увидели плывущий по волнам образ Богородицы. Монахи попытались приблизиться к иконе, но чем ближе они подплывали к святому образу, тем дальше Божия Матерь отдалялась от них. Тогда на Афоне жил благочестивый инок Гавриил Иверский. Непрестанно он поучался в Слове Божием, творил Иисусову молитву и пребывал в строгом посте — вкушал лишь горные травы и пил простую воду. При своих великих телесных подвигах старец был кроток и смирен. Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу, и сказала ему, что Господь дарует монахам Ее икону, и что она берет обитель в свой покров, будет помощницей и заступницей им не только в этой жизни, но и в вечности. Царица небесная повелевает старцу Гавриилу взять в руки Ее образ и передать икону братии. Святой Гавриил рассказал игумену монастыря Павлу о своем видении. С торжественными молебными песнопениями, крестным ходом, братия монастыря отправилась к берегу моря. Как только преподобный Гавриил ступил в воду, икона стала приближаться к нему, и он пошел по морским волнам, как по суше. Святой образ оказался у него в руках. После Гавриил вышел из воды. Это случилось в первый вторник после праздника Пасхи. Теперь ежегодно в этот день во всех православных храмах служатся молебны в честь Иверской иконы Божией Матери.

После чудесного явления иконы иноки три дня подряд служили Божественную литургию в благодарность за Божию милость к ним. Образ Божьей Матери был помещен в главный собор в Иверском монастыре. Когда наступило утро, братия с изумлением обнаружила икону над воротами монастыря. Монахи вернули святыню в храм, но и в другой день повторилось тоже.

Снова Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала ему, что не для того Она явилась в обитель, чтобы братия Ее охраняла. Она сама хочет быть их Заступницей и Покровительницей пред Господом. До той поры, пока икона Ее находится в стенах монастыря, обитель будет покрывать Божия милость. После всего случившегося образ Божьей Матери стали называть «Портаитисса» (в переводе с греческого «Вратарница»). Позже перед вратами обители построили церковь, специально в честь Иверского образа Богородицы, и поместили икону туда. По месту пребывания в Иверском монастыре икона и получила свое название. Сейчас икона находится в специальном параклисе Панагии-Портатиссы (параклис — часовня), который был построен в XVII веке, на том самом месте, где старец Гавриил вышел из воды с образом в руках, рядом с чудотворным источником Божией Матери.

Молитвенная помощь Божией Матери

По молитвам к Божьей Матери перед Иверским образом случалось множество чудес. Исцелялись хромые, слепые, недужные. Царица Небесная (Богородица) не оставляла иноков в дни нехватки продовольствия и дивным образом помогала им.

Но известны случаи, когда Пресвятая Богородица вразумляла и обличала братию. Однажды привратник монастыря из страха нехватки продуктов потребовал плату у некого бедняка за обычно бесплатно раздаваемый хлеб и ночлег. У несчастного не было денег, и привратник отказал ему в трапезе и приюте. Убитый горем, бедняк отправился в Кариес (столицу Афона). По дороге он встретил Женщину, которая пожалела его и вручила ему золотую монету. Нищий вернулся в обитель и отдал монету привратнику. Один из монахов, заметив древность монеты, вспомнил, что именно этой монетой был украшен оклад (украшения, закрепленные поверх живописи иконы) Иверской иконы Богородицы. Встревоженные иноки, помня о том, что бедняк не входил в монастырь, попросили странника рассказать им о том, откуда у него эта монета. Когда нищий рассказал монахам о таинственной Женщине, которая вручила ему монету, то иноки поняли, что этой женщиной была сама Царица Небесная. После этого случая, в знак Божьего вразумления, в монастыре испортились все продукты. Раскаявшись в своем грехе, иноки, с той самой поры, больше никогда никому не отказывали в безвозмездном ночлеге и пище. И сегодня афонские монахи всегда радушно принимают паломников. Каждого человека посетившего монастырь, традиционно угощают лукумом, ракией и кофе.

Во время одного из разбойничьих нападений на обитель, один преступник в гневе пронзил икону копьем. Из пробитого места тотчас хлынула кровь, которая до сих пор видна на иконе, — на щеке Пресвятой Богородицы. Пораженный увиденным, разбойник раскаялся в своем поступке. Он принял иноческий постриг (монашество) и стал вести подвижническую, христианскую жизнь. Монах отличался кротостью, простотой и достиг святости. В монашестве он получил имя Дамаскин, но его покаяние и смирение было настолько велико, что всю свою жизнь он просил братию называть себя Варваром. В Иверском монастыре сохранилось его иконописное изображение.

В дни нашествия на Афон сарацин, предводитель морского флота Амир разорил и ограбил Иверский монастырь. Ночью его эскадру постигло Божье наказание — разразилась страшная буря, которая поглотила все корабли кроме корабля военачальника. Его настолько потрясло происшедшее, что он раскаялся, принял монашество и построил вокруг монастыря надежное укрепление.

Однажды в монастырь на праздник был приглашен прекрасный псалмопевец Нектарий Влах. Во время монастырской трапезы, певчие, завидовавшие его мастерству, отравили его. Из последних сил, в отчаянии Нектарий с молитвой обратился к Пресвятой Богородице. Псалмопевец принял масла из лампады перед Ее иконой и полностью исцелился. Пел он в этот день так хорошо, как никогда в жизни.

Незадолго до Первой мировой войны лицо Христа-младенца из кроткого стало грозным. Иноки заметили, что в периоды грядущих потрясений лампада с маслом, которая всегда находится перед образом, начинает раскачиваться без какого-либо внешнего воздействия. Так Божия Матерь предупреждает нас о бедствиях.

Иверский образ никогда не покидал Афонской земли. Сохранилось предание, о котором говорил святой Нил Мироточивый. Согласно ему Иверская икона Божией Матери покинет Святую Гору незадолго до Второго Пришествия Христа, таким же чудесным образом, каким и явилась. С чудотворной иконы только делались списки (копии), которые затем развозились в православные страны. Впервые в Россию копия Иверской иконы Божией Матери попала в 1648 году.

Сегодня на Афон стекается множество паломников, чтобы помолиться перед древним, святым образом. Божья Матерь слышит молитвы, обращенные к Ней, и помогает людям в их нуждах. По-прежнему случаются чудесные исцеления, о которых свидетельствуют верующие.

25 февраля, 06:10

Отправляйте красивые поздравительные открытки и картинки с праздником Иверской иконы Божьей Матери 25 февраля

Сегодня, 25 февраля, православные чествуют чудотворную Иверскую икону Божьей Матери. Не забудьте отправить родным и друзьям поздравительные открытки и красивые картинки, а также теплые слова пожеланий в этот праздник.

Иверская икона Божией Матери 2020: картинки и поздравления Фото:

День Иверской иконы Божьей Матери – красивые пожелания

***

Пусть Божьей благодатью дом,
Наполнит этот светлый праздник,
Сердца пусть греются добром,
Что нам всем дарит Божья Матерь!

Поздравительные картинки и величание Иверской иконы Божьей Матери Фото: sunbouquet

Душевные поздравления в прозе с днем Иверской иконы Божьей Матери

***

Пусть Иверская икона Божьей Матери принесет в твой дом мир, защиту, достаток и огромное счастье! Я желаю тебе крепкого здоровья, гармонии, добра, светлых чувств и неиссякаемой любви!

Поздравления и картинки с праздником Иверской иконы Божьей Матери Фото: sunbouquet

Иверская икона Божьей Матери – короткие смс

***

Пусть Божья Матерь вас хранит,
И в этот праздник, и всегда!
Пусть на добро благословит
И не оставит никогда!
Лучшие открытки и картинки в день Иверской иконы Божьей Матери Фото: bonnycards

Иверской иконы Божьей Матери – радостные поздравления в стихах

***

Пусть Божья Матерь вас оберегает,
От бед и горя сохранит ваш дом,
Преодолеть преграды помогает
И будет вам помощницей во всем.

Открытка с праздником Иверской иконы Божьей Матери Фото:

Добрые пожелания в праздник Иверской иконы Божьей Матери

***

Поздравляю с Иверской иконой Пресвятой Богородицы! В этот праздник почитаемой чудотворной иконы Божьей Матери хочется пожелать всем мира и спокойствия, взаимопонимания и душевного равновесия, гармонии и стойкости духа!

Смотрите видео об одной из древнейших церквей Киева – Кирилловской церкви:

Напомним, ранее мы публиковали яркие картинки, открытки и поздравления с Масленицей.

Все подробности в спецтеме Календарь зимних праздников 2019/2020

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться Читайте Segodnya.ua в Google News Реклама

Иверская икона Божией Матери (Вратарница). Где она находится на Афоне? В чём помогает Иверская Богородица страждущим? Об этом читайте в нашей статье!

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иверский монастырь на Афоне. Фото: CosmoSolomon / wikimedia commons

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иконография Иверской Божией Матери

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Мироточивая Иверская икона Божией Матери, Монреаль

Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Чудесная помощь Пресвятой Богородицы

Иверская икона Божьей Матери «Вратарница» – русские страницы истории

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

«…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»

Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон в Вознесенском храме г. Павловский Посад, апрель 2010.

13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

Иверская икона Божией Матери. 1995 г. Иконописец иером. Лука (Иверская часовня, Москва)

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Использованы материалы pravenc.ru

Вы прочитали статью Иверская икона Божией Матери | Вратарница.

Иконы с Афона — безмолвные и красноречивые проповедники Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для них, а то и враждебном по отношению к ним мире. Если в древности Церковь боролась за икону, то в наше время икона борется за Церковь. Икона борется за Православие, за истину, за красоту. В итоге она сражается за душу человеческую, потому что в спасении бессмертной души заключается цель и смысл существования. Икона даёт новое измерение человеческому искусству, образовывает нас как верующих людей, потому что Христос дал новое измерение самому человеку.

Виктор Михайлович Чернышев, доцент,
заведующий кафедры Истории Западных исповеданий КДА, преподаватель КДАиС

В одном их самых загадочных зданий Киева по благословению Блаженнейшего Владимира митрополита Киевского и всея Украины, в декабре 2012 года открылась галерея-ризница «Чудотворные иконы Афона».

Афон – православная монашеская республика на берегу Греции, один из четырех уделов Богородицы. Когда в 48-ом году от Рождества Христова Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешённого Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесён к берегу Афонской горы, населённой язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Восхищенная красотой этого места, Пресвятая Богородица обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». В последствии, когда на этой земле были основаны монастыри вход женщинам на остров был воспрещен, и теперь единственная женщина на Афоне, царица, игуменья всех обителей – Богородица. Поэтому первая икона, которая открывает экспозицию галереи-ризницы, так и называется «Игуменья Горы Афонской».
В галерее представлено 11 чудотворных икон. Это списки, сделанные афонскими монахами в келии Буразери, которые по благословению и в непрестанной молитве пишут святые чудотворные образы. Оригиналы этих икон крайне редко покидают пределы монастырей, в которых хранятся (порою всего лишь несколько раз за всю историю существования некоторых Афонских обителей), поэтому представленные чудотворные списки позволяют приобщиться к величайшим христианским святыням всем желающим, что особенно ценно для женской половины общества.

Божия Матерь уже явила и постоянно являет бесчисленные чудеса и знамения по молитвам перед Ее святыми образами.

Сейчас в Галерее представлены такие известные иконы Богоматери как «Всецарица», «Достойно есть», «Отрада и Утешение», «Скоропослушница», «Гликофилусса» («Сладкое лобзание»), «Вратарница», «Економисса», а также иконы: «Архангел Михаил», «Георгий Победоносец», «Николай Чудотворец».
Галерея – ризница, как называют ее постоянные посетители, не является храмом, однако, здесь всегда можно молиться, прося заступничества Божией Матери и угодников Божиих. Молитва в залах галереи творится постоянно, как посетителями, так и сотрудниками, а дважды в неделю православное духовенство служит молебны о здравии.
Желающие молятся также и ночью; когда шум и суета дня отступают, Божественная благодать от святых икон особенным образом ниспосылается молящимся, вразумляя в радости и утешая в скорби. Таким образом для молитвы двери галереи-ризницы открыты круглосуточно.
В течении дня администраторы проводят экскурсии по залу галереи, на которых рассказывают историю каждой иконы и те чудеса, которые явил тот или иной чудотворный образ. Экскурсионный рассказ в Галерее-ризнице выразительно отличается от светской экскурсии своей духовной направленностью. Таким образом, находясь возле чудотворных икон на протяжении всего рассказа-беседы, невозможно остаться равнодушным к чудесам Божией Матери, а, значит, и к своей духовной жизни. Каждый человек, соприкасаясь со святынями Галереи, серьёзно задумывается о смысле жизни, таинстве Покаяния и о причащении Святых Христовых Таин.
Вечером здесь проходят беседы, посвященные разным духовным темам, таким, как создание семьи, Таинствам Церкви, заповедям Божиим, христианским праздники и прочему. Таким образом содержание каждой встречи наполнено благодатью, а форма — дружелюбием и хорошим настроением. Для желающих черпать знания открыта школа «Основы православной веры», где ответы на вопросы могут найти как те, кто только начал делать первые шаги на пути веры, так и люди, за плечами у которых уже есть свой багаж внутрицерковного опыта. Получая знания, человек не только одухотворяет свой ум, но и имеет возможность сверять эти знания с реалиями жизни. Тем самым развивая себя как личность, которая создана по образу Божьему. На лекциях рассматриваются такие вопросы, как смысл Искупительной Жертвы Иисуса Христа для человечества, значение Святого Причастия в жизни христианина, сравниваются законы физики и законы духовности в познании мира, изучаются Божественные свойства Святой Троицы и многое другое. Форма подачи информации понятная и доступная для каждого. Посетитель всегда может задать волнующий вопрос, получить индивидуальную консультацию, познакомится с интересными людьми и, если можно ввести такое сравнение, обрести духовного наставника, что, как известно, очень важно в духовной жизни.
Все мероприятия проходят на благотворительной основе, каждый желающий по возможности и велению сердца может вносить пожертвование в развитие проекта.
По замыслу создателей, галерея-ризница – это место диалога основанного на вере в Единого Бога и Его святых Заповедях. Целью проекта является побуждать и поддерживать стремление людей к правильному духовному развитию в лоне Святой Церкви.
Адрес: ст.м «Золотые Ворота», ул.Ярославов Вал, 1.
Контактный тел.:(044) 235 -18 -16.
Сайт: www.gallery-afon.org

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *