Иверский монастырь афон

История и современность

И́верский монасты́рь или Иверо́н (греч. Μονή Ιβήρων, груз. ივერთა მონასტერი) — православный ныне греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, занимающий в святогорской иерархии третье место.

Византийский период

Первыми иностранцами, организовавшими свою обитель на Святой Горе, монастырь Иверон, стали иверийцы.

Очевидно, что на месте, где сейчас находится монастырь и раньше существовал организованный монашеский центр. Святогорский монах Николаос, записавший в 975 году житие Петра Афонского, упоминает монастырь с названием Климент, основанный неким Климентом. Возможно, этот монастырь существовал как келья еще в предыдущем веке.

Согласно историческим источникам монастырь Иверон должен был быть основан в 980 году. Иоанн Ивир – местный правитель иверской Месхии и титулованный византийский дворянин, разочарованный мирской суетой, удалился в монастырь на горе Олимп. Впоследствии, воссоединившись со своим сыном Евфимием, прибывшим из Константинополя, Иоанн отправился на Святую Гору, где сблизился с Афанасием Афонским. Афанасий выделил странникам участок земли на расстоянии тысячи шагов от своего монастыря, где они построили кельи для восьми иверских монахов. Позднее здесь был основан монастырь. Афанасий всегда с большим почтением относился к Иоанну и даже сделал его смотрителем Великой Лавры. На этом посту после смерти Иоанна, согласно завещанию Афанасия Афонского, его сменил его сын – Евфимий. Это почтение объясняется признательностью Афанасия к Иоанну за пособничество в переговорах первого с императором Цимисхием. Большую роль в основании монастыря, как упоминается в житие Евфимия, сыграл также византийский военачальник и родственник Иоанна Ивира – Иоанн Торникий, оставивший военную службу, чтобы служить Богу. После смерти Иоанна Цимисхия над империей нависла угроза военного переворота, когда военачальник Варда Склир попытался захватить власть и свергнуть молодых императоров Василия II и Константина VI. Торникий был вынужден вновь взять меч в руки, чтобы возглавить двенадцатитысячную армию армян и иверийцев. Василий II щедро одарил Торникия и дал ему разрешение на строительство нового монастыря, выпустив специальную золотую буллу в 980 году.

Император передал иверийцам монастырь Климент, и монахи некоторое время использовали для литургии его главный храм, посвященный Иоанну Предтече, в то время как начали строительство своего католикона в честь Успения Богородицы. Новый монастырь впоследствии получил название Иверон, так как с самого начала принял большое количество иверийских монахов, но вплоть до 1015 года сохранял также свое старое название – Климент.

Стараниями императора к монастырю присоединились также другие обители, такие как: Колова в районе Иериссоса, Леонтия в Салониках, кельи Магула, Каспакос, Онуфрия и другие. Процветание монастыря изначально было обусловлено лицами, принимавшими участие в его основании, так как все они происходили из знатных семей Иберии, в эпоху, когда страна находилась на пике своей славы. Последняя подпись Ивира в письменном источнике встречается в 988 году, вероятно, незадолго до его смерти. Приемником Иоанна Ивира стал его сын Евфимий, а затем его двоюродный брат Георгий. За время управления монастырем этой семьей обитель стала духовным центром народа Иберии и оказала огромный вклад в развитие культуры этой далекой страны. Начиная с XI века, огромное количество трудов было переведено с греческого на иверский язык и некторые книги с иверского — на греческий.

Не только Василий II, но и другие императоры проявили интерес к Иверону. Среди них были замечены также Стефан Душан и правители Дунайских стран. Франкские пираты и каталонцы в XIV веке нанесли значительный ущерб монастырю. В этом же веке он продолжал отличаться своим национальным характером, не смотря на то, что его игумены часто подписываются по-гречески. Патриарх Каллист в сигиллии от 1357 года постановил, что игумен монастыря должен быть греком, службы в католиконе проходить на греческом языке и только в часовне Вратарницы – на иверском. Эти меры ни в коем случае не были направлены против иверских традиций, а были приняты в знак несогласия с политикой сербского правителя Стефана Душана по преобразованию монастырей Святой Горы. С другой стороны, указ Каллиста отражал печальную действительность того времени, так как связи монастыря с Иберией были ослаблены вследствие того, что страна находилась под влиянием монгол, и большинство монахов были греки. Период восстановления былой славы монастыря и обретение утраченного национального характера затянется на целое столетие и завершится только лишь с освобождением Иберии в середине XV века.

Турецкое владычество

Пиратские набеги XV века и нарушение сообщения с Иберией, после захвата Афона, обусловили шаткое положение монастыря. В XVI веке Иверон смог провести работы по восстановлению зданий, а в следующем столетии поправить свои дела благодаря заботе со стороны патриарха и митрополите города Салоники, заняв одно из главенствующих мест на полуострове. Иверон грамотно распорядился землями, пожертвованными ему другими правителями, и стал маяком православия и византийской культуры за пределами Греции. На участке земли, выделенном Иверону в Москве, был построен монастырь. Перепись 1808 года относит к Иверону 250 монахов, из которых 158 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь Иверон находится в полутора часах ходьбы от столицы Святой Горы. Перед входом в обитель есть небольшой киоск, из которого посетители могут насладиться видом на горы и море, а также испить прохладной воды из источника неподалеку.

Через ворота паломник попадает на широкий двор, в центре которого он видит главный храм, слева — часовню Вратарницы, справа — новое здание ризницы и библиотеки, трапезную и колокольню, а в глубине большую башню, величественную, но сохранившую следы времени. Все эти центральные издания окружены четырехэтажным четырехугольным сооружением, в котором расположены кельи монахов. Над вратами расположено помещение управления монастырем, а напротив, рядом с башней — гостиница. Величественный главный храм посвящен Успению Богородицы и был заложен в конце X века. Строительство было завершено в 1030 году, благодаря покровительству одного из тех самых 4 иберийский основателей, Георгия Варасвадзе. В 1513 году в храме прошли масштабные ремонтные работы. Архитектурный тип храма напоминает главный храм Лавры, который был построен 20 годами ранее. На мраморном полу, украшенном геометрическими орнаментами, сохранилась ктиторская надпись монаха Георгия. Пол и другие части храма сохранились со времен изначальной постройки. При строительстве этого храма использовались архитектурные элементы других зданий, благодаря чему здесь сохранились капители колонн, украшенные листьями растений и цветками лилий, мраморные плиты с монограммой Иисуса Христа и другие примечательные элементы византийской архитектуры.

Один из примечательных моментов этого храма заключается в том, что здесь есть третий нартекс, состоящий из галереи, находящейся перед экзонартексом.

Пост — Византийский деревянный иконостас, богато украшен резьбой, а врата, ведущие из экзонартекса в притвор, сделаны из серебра и эбенового дерева. В главном храме хранится старинный светильник, сделанный из серебра в форме лимона, 30 подсвечниками и 30 позолоченными фруктами. Согласно надписи, датирующей этот предмет церковного искусства, 30 апреля 1818 года светильник был подарен жителями Москвы представителю монастыря архимандриту Кириллу.

Несмотря на то, что храм неоднократно украшался фресками, пример Византийской живописи не сохранился в нём до наших дней. Под слоем фресок XIX века прячутся фрески XVI века, увидеть которые невооружённым глазом не представляется возможным. Третий нартекс был расписан в 1795 году.

По краям притвора встроена часовни, украшенные фресками 1674 года, справа — Святого Николая, а слева — Архангелов. Во второй часовне хранятся части святых мощей около 50 святых, части инструментов Страстей Христовых и части Честного Креста.

Из других 14 часовен, находящихся в стенах монастыря, особо примечательны 2. Первая — Богородица Вратарница, рядом со старым входом в храм, левее, которая получила свое имя от иконы — хранительницы монастыря. Икона расположена в специальном иконостасе, сконструированном в конце XVIII века. Фрески главного храма и нартекса — также произведение искусства XVIII века. Настенные фрески нартекса изображают фигуры греческих философов древности Солона, Софокла, Фукидида, Платона, Аристотеля, а также правителей Египта, Сирии и Греции.

Вторая примечательная часовня, посвященная Иоанну Предтече, находится восточнее предыдущей. Она была построена при ходатайстве настоятеля Агапия в 1711 году и украшена резным деревянным иконостасом и фресками.

Ризница и библиотека, которые когда-то также располагались в главном храме, сейчас находятся в подземном помещении центрального двора.

На берегу моря расположился причал монастыря и сторожевая башня. На вершине башни и в передней части, рядом с западным входом, находится несколько часовен. Эта башня, использовавшаяся как оборонительное сооружение причала, соединялась с монастырем подземным проходом, заканчивающимся у часовни Иоанна Предтечи.

К монастырю Иверон относится скит Иоанна Предтечи, который также называется Иверский, чтобы не путать его с одноимённым скитом Великой Лавры. Скит расположен в получасе ходьбы от монастыря. Его главный храм был построен и расписан фресками в 1799 году.

В подчинении монастыря находятся также кельи по направлению к монастырю Филофей, 13 в направлении Карьеса и 10 в самом Карьесе. В келье Иоанна Богослова в начале XX века проживали около 50 грузинских монахов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *