Избиение младенцев в вифлееме

Избиение младенцев

У этого термина существуют и другие значения, см. Избиение младенцев (значения).

«Избиение младенцев». Маттео ди Джованни, 1488. Музей Каподимонте
О других историях избиения младенцев см. Избиение младенцев (мотив).

Избие́ние младе́нцев — эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея. Согласно мнению ряда учёных, распространённый мотив, встречающийся во многих культурах, в мифах о «чудесном ребёнке» и его спасении (см. Избиение младенцев (мотив)).

Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря (11 января), в католицизме 28 декабря.

В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к беззащитным людям. В ироническом же смысле (характе́рном для современного, постмодернистского обще(ственно)го контекста — см., например, описание концепции постмодерн(изм)а в трактовке У. Эко) данное словосочетание может употребляться для описания очень легко доставшейся победы над кем- или чем-либо; при этом, в том же контексте, вполне возможно и двух- или даже более — (много)слойное смыслообразование в употреблении фразы — наподобие того, что случилось, в итоге, с задачей истребления всех младенцев города в описываемом эпизоде, и была ли цель достигнута.

Евангельское повествование

Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея.

Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорождённому Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца^

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

Апокрифические истории

«Избиение младенцев» Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года

Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, которое относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея, в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их.

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

Богословское толкование

«Избиение младенцев» (Кодекс Гертруды, X век)

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению, это было совершено, «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.

Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи.

Критики большого количества убитых младенцев обычно обращают внимание на то, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий. Брюс Алворд утверждает, что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

Иные ссылаются на приведённые Матфеем слова Иеремии, предполагая, что жертв было гораздо больше. Некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем из-за переписи населения, город при этом был переполнен, и им нашлось место только в хлеву.

Историчность

Предание об избиении младенцев отсутствует в античных нехристианских источниках. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода — труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» — не содержит упоминаний о резне младенцев в Вифлееме. Царь Ирод Великий, который, согласно Евангелию, приказал убить младенцев, умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, 1 г. до н. э.). Что согласуется с общепринятым воззрением на год Рождества — считается, что Иисус Христос родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э.

Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Некоторые учёные считают, что история — придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.

Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения Ветхого завета». Стивен Харрис и Раймонд Браун аналогично утверждают, что цель евангелиста — представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.

В искусстве

«Избиение младенцев» Гвидо Рени (1611—1612), Национальная пинакотека Болоньи

«Coventry Carol» — английская рождественская песня (кэрол) XVI века традиционно исполнялась как часть библейской мистерии. Песня составлена в виде колыбельной, которую поют матери обречённым детям.

В изобразительном искусстве

«Избиение младенцев» Даниэле да Вольтерра (1557), Уффици.

Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Эта мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).

Следуя апокрифическому рассказу, в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Могут присутствовать также изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

  1. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до традиционной даты Рождества Христова.

Примечания

  1. Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные. pravoslavie.ru.
  2. День святых Невинных Младенцев Вифлеемских. Справка. 28 декабря католики отмечают День святых Невинных Младенцев Вифлеемских. РИА Новости, 28.12.2009.
  3. Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 8.
  4. Мф. 2:16
  5. Протоевангелие Иакова. XXII
  6. Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея Архивная копия от 10 апреля 2008 на Wayback Machine
  7. Алворд Б. Комментарии к Евангелию от Матфея.
  8. Иер. 31:15
  9. Баркли У. Комментарий к Новому Завету. Евангелие от Луки.
  10. Geza Vermes, The Nativity: History and Legend, London, Penguin, 2006, p22; E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin, 1993, p. 85
  11. Paul L. Maier, «Herod and the Infants of Bethlehem», in Chronos, Kairos, Christos II, Mercer University Press (1998), p. 172—175
  12. Robert Eisenman, James The Brother of Jesus, 1997, I.3 «Romans, Herodians and Jewish sects, » p. 49; see also E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, 1993, p. 87-88
  13. Josephus, Antiquities of the Jews.
  14. David Hill: The Gospel of Matthew, p. 84;Marshall Morgan and Scott; 1972.
  15. Stephen L. Harris, Understanding the Bible, 2nd Ed. Palo Alto: Mayfield, 1985, p. 274
  16. 1 2 Raymond E. Brown, The Birth of the Messiah, pp. 104—121.

> Литература

  • Вифлеемское избиение младенцев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • День святых Невинных Младенцев Вифлеемских
  • Вифлеемские младенцы
  • Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные
  • Александр Майкапар. Новозаветные сюжеты в живописи
  • Holy Innocents (Catholic Encyclopedia) (англ.)

Безысходность и безумие. Почему мамы жестоко убивают своих детей?

Молодая мама задушила собственного ребёнка чулком. Это не эпизод из дешёвого триллера — это реальность. Эта страшная история произошла в начале марта в Санкт-Петербурге — в жилом доме на проспекте Мориса Тореза.

36-летняя убийца родила всего несколько дней назад — на свет появился мальчик. При каких обстоятельствах произошла трагедия, неизвестно. Следственному комитету пока удалось установить, что после того, как женщина убила своего сына, она выбросила его маленькое тельце в мусорный бак. Возбуждено уголовное дело.

Невыносимая жестокость. О таких историях в последнее время сообщается всё чаще. Вот ещё один подобный случай, который произошёл совсем недавно в Волгограде, — 26-летняя мать задушила своего девятимесячного сына из-за проблем с деньгами.

Как женщина рассказала следователям, она решила убить ребёнка, потому что устала от упрёков своих родителей: мол, она не работает, не приносит в семью деньги. Мальчика она задушила и выбросила — всё по той же схеме. При этом у неё есть и старший ребёнок — трёхлетняя девочка, которая пока живёт с бабушкой и дедушкой.

Вдогонку ещё одна порция шока. Мать задушила собственного восьмимесячного сына, чтобы… пропить коляску. В начале года жительница Волжска призналась, что после убийства первым делом продала коляску, в которой ещё совсем недавно прогуливалась со своим малышом. Раскаяния — ноль.

После таких историй остаётся лишь схватиться за голову с криками: «Как же так?!» Что может заставить женщину убить, ещё и с такой жестокостью, своего же ребёнка — совсем ещё младенца, беззащитное существо, которое она вынашивала под сердцем девять месяцев? Ответы на эти вопросы на самом деле существуют: чаще всего у таких женщин даже нет какого-то психического заболевания, а до такого состояния их довела жизнь. Сомнительное оправдание, но, как рассказали психологи, такое отклонение в последние годы встречается всё чаще.

Несчастье в личной жизни

Разумеется, бывают случаи, когда человек с детства страдает психическими заболеваниями — от депрессии до шизофрении. Такие люди (не все, конечно) в разные периоды жизни способны на страшные преступления. Но бывает и по-другому, когда агрессия против собственного ребёнка спровоцирована жизненными обстоятельствами. Именно такой вариант мы и рассмотрим подробнее.

— Чаще всего таких женщин-убийц (которые убивают своих маленьких детей. — Прим. Лайфа) объединяет один факт — несчастливая личная жизнь. И, скорее всего, ребёнок, которого жестоко убивают, был нежеланным. Бросил муж, не успела сделать аборт, в семье не приняли с ребёнком — такие сценарии, к сожалению, очень распространены в наше время свободных нравов. Женщина не может найти способ решить свои проблемы, в результате всё раздражение, всю агрессию она смещает на собственного ребёнка. В малыше она начинает видеть причину всех своих неудач. В какой-то момент агрессия достигает пика и случается трагедия, — говорит психиатр-криминалист Михаил Виноградов.

Женщина остаётся наедине с собой и своими проблемами. Например, она не успела сделать аборт, пока можно было, — в результате пришлось рожать. От ребёнка отказался отец, а бабушка и дедушка не приняли малыша «по залёту». Работы нет, пришлось бросить учёбу и оставить в прошлом прогулки с друзьями — в общем, отказаться от повседневных радостей жизни. К этому добавляются проблемы с финансами, возможно, физические недостатки (к примеру, женщина сильно растолстела после родов) и другие бытовые сложности, которые возникают после рождения малыша.

Конечно, так или иначе с этими проблемами может столкнуться любая мать. А матерей-одиночек по всей России, к сожалению, немало. Но не все они способны на убийство. Те, кто зверски расправляется со своими детьми, чаще всего имеют предпосылки к эмоциональной неустойчивости — а роды таких женщин «добивают».

— Женщина после родов находится в особом психофизиологическом состоянии. У неё ослаблена способность к волевому контролю своего поведения, — говорит профессор психиатрии Андрей Березанцев. — Роды — это очень серьёзная встряска для организма, гормональная, психическая, психологическая. Если, например, у женщины и до этого были предрасположенности к психической дезорганизации, то после родов это состояние может обостриться. Даже если женщина всегда была абсолютно нормальной, роды и жизненная ситуация могут превратить её в такого агрессивного зверя. Предсказать, что с будущей мамой может такое произойти, крайне сложно.

Повлиять на состояние женщины может в том числе то, какая у неё была жизнь до беременности, с кем она общалась, была ли она удовлетворена своим положением, как к ней относились мужчины. Если с этим всё было неблагополучно ещё до родов, то нежеланный ребёнок может только усугубить эмоциональное состояние матери.

Психиатр уточнил, что такое явление не совсем похоже на послеродовую депрессию — она развивается более планомерно и крайне редко приводит к такой жестокости по отношению к ребёнку.

Возникает закономерный вопрос: если ребёнок приносит столько хлопот маме, почему она не отдаст его в детский дом или не отнесёт в беби-бокс, пока они ещё не запрещены в нашей стране?

— В такой женщине не остаётся ни капли разумности и рациональности — только агрессия, жестокость, обида, раздражение. Поэтому она и не идёт в детский дом или к беби-боксу — несмотря на то что сейчас отказаться от ребёнка достаточно легко (нужно просто отнести в дом ребёнка, написать заявление и всё). В таком состоянии мать не способна на разумные действия. Если только ей кто-нибудь не подскажет, что нужно делать. Но чаще всего её жизнью особо никто не интересуется, — отвечает Михаил Виноградов.

Отдельное наказание

Конечно, ей тяжело и обидно, но пожалеть такую «мамочку» получается с трудом. Она будет продолжать жить свою, пусть и никчёмную, жизнь, но в чём виноват малыш, которого она выбросила на помойку?

Таких преступниц никак не оправдывает законодательство. Это преступление — убийство младенца родной матерью — в Уголовном кодексе выделено в отдельную статью (Статья 106 УК РФ «Убийство матерью новорождённого ребёнка»). Максимальное наказание — до пяти лет лишения свободы.

— Ещё в советское время в Уголовном кодексе была статья «Детоубийство», сегодня её заменила статья 106 УК РФ. Дело в том, что многими медицинскими исследованиями доказано, что после родов женщина может стать на время невменяемой, её психическое состояние может пошатнуться. Поэтому такое особенное преступление выделяется в отдельную статью. Стоит отметить, что по ней проходят только те убийства, которые совершены в первые дни жизни ребёнка, — рассказал юрист Константин Трапаидзе.

Если удастся доказать, что женщина неоднократно высказывала намерение убить своего ребёнка, то судить её будут по статье 105 («Убийство») и никакого снисхождения тут ждать не стоит, отметил юрист. Наказание — вплоть до пожизненного лишения свободы.

— Чаще всего женщины, которые совершили такое преступление, после судебно-медицинской и психолого-психиатрической экспертиз по решению суда отправляются на принудительное лечение в психиатрическую больницу тюремного типа. Самые распространённые диагнозы, с которыми они туда попадают, — шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, невроз. Но есть и те, кто отбывает наказание в обычных колониях. Они планировали убийство ребёнка и должны отвечать по всей строгости закона, — рассказал Михаил Виноградов.

Можно ли предотвратить трагедию?

Какой бы характер ни был у женщины, ей всё равно будет очень плохо, если она останется совсем одна, без какой-либо поддержки после родов. Убийство ребёнка предотвратить можно, говорят специалисты, причём важно, чтобы даже чужие люди старались не оставаться равнодушными.

— За состоянием женщины после родов должны следить близкие. Стала ли она агрессивной после родов, слишком взволнованной? Если да, то это должно настораживать. Стоит расспросить, о чём именно она переживает. С ней нужно общаться, оказывать ей психологическую поддержку или даже медикаментозную. Причём в этом случае в качестве психологов могут выступить не только профессионалы, но и родственники, друзья и даже медсёстры в роддоме — все, кто находится рядом. Для женщины в таком состоянии будет важна любая поддержка, — рассказал психиатр Андрей Березанцев.

Кроме того, специалисты напоминают: дорогие женщины, если вы чувствуете, что не можете контролировать свои негативные эмоции, направленные на малыша, не бойтесь обратиться за помощью! Никакие страхи не стоят жизни вашего маленького ребёнка.

— Задача государства — сохранить жизнь всех детей. Прежде всего одиноким мамам из неблагополучных семей нужно оказывать социальную поддержку, — считает Константин Трапаидзе. — Если женщина приняла для себя решение, что ребёнок ей не нужен, то нужно ей грамотно объяснить, как она может официально от него отказаться и передать государству. Кроме того, женщины должны прекрасно понимать, что за убийство собственного ребёнка никакого особого снисхождения к ней применяться не будет — только если у неё найдут психическое заболевание. Нужно добиваться, чтобы любовь к детям была безусловной — в конце концов, они не виноваты, что во взрослой жизни столько проблем.

Избиение младенцев значение

Поделиться

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Избиение младенцев в Вифлееме.

«Избиение младенцев» — так говорят о расправе над беззащитными. Что может быть беззащитнее новорожденного ребенка? И если представить, что его бьют… Вроде бы не нужно никаких разъяснений. Но эта фраза имеет отношение к совершенно конкретной истории и происходит из Нового завета.

В Евангелии от Матфея рассказывается о рождении Иисуса Христа, и о том, как в те дни из восточных стран явились волхвы-звездочеты. Особая звезда указала им на то, что в Иудее родился необычный Младенец, а потому придя к царю Ироду они спросили его — «Где родившийся Царь Иудейский?».

Ирод очень удивился и встревожился. Из пророчеств иудеи знали, что когда-то должен родиться Помазанник Божий – Мессия, Который спасет их народ. Но словом «помазанник» называли и царей, так как через обряд помазания они получали от Бога власть над народом.

Ирод испугался за свой трон и собрал на совет первосвященников и книжников. Он спросил у них, где должен родиться Мессия. Они ответили ему, что пророчества говорят о городе Вифлееме. Тогда Ирод попросил волхвов идти в Вифлеем, найти Младенца и на обратном пути известить его, чтобы и он мог поклониться Помазаннику.

Царь надеялся избавиться от соперника, однако убить новорожденного Спасителя ему не удалось. Ангел Господень предупредил волхвов, запретив им возвращаться к Ироду.

Святое семейство успело бежать в Египет, спасаясь от гнева жестокого правителя.

Ирод понял, что волхвы обманули его и что теперь ему не найти родившегося Христа. Тогда он послал в Вифлеем войска. Царь приказал убить всех младенцев от двух лет и младше, чтобы обезопасить свою власть от будущего соперника. Так в Вифлееме произошла страшная трагедия, именуемая избиением младенцев.

О Вифлеемских младенцах и наследниках царя Ирода

Сегодня мы вспоминаем убиенных Вифлеемских младенцев и слышим из Евангелия от Матфея о страшных вещах: Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 3, 17–18).

Скептики могут усомниться в самом этом факте на том основании, что о нем не сообщает Иосиф Флавий — источник наиболее подробных сведений об Ироде Старшем. Однако почему он вообще должен был об этом говорить? На кровавом фоне правления Ирода, особенно конца этого правления, убийство каких-то младенцев для человека античности выглядело совершенно незаметным. Ирод истребил почти весь дом Хасмонеев, потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились убийством его собственного сына Антипатра. Ирод с легкостью отдавал приказы об уничтожении элиты Израиля — книжников и фарисеев. В день своей смерти он повелел казнить 70 самых знатных и уважаемых фарисеев, сказав: «Обо мне плакать не будут, пусть плачут хотя бы о них». Ему ничего не стоило приговорить знатных иудейских юношей к сожжению только за то, что они сбросили с иерусалимского храма римского орла. Император Август, друг и покровитель Ирода, зная иудейский обычай не есть свинины, мрачно шутил: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его братом».

А с другой стороны, кем были дети для античного мира? Это благодаря многовековому христианскому воспитанию дети для нас — центр вселенной. Для античности они были практически ничем и никем. Вспомним слова св. апостола Павла: В детстве наследник ничем не отличается от раба (Гал. 4, 1). Жизнь его сама по себе не имела никакой цены. Согласно римскому праву, ребенок обретал право на жизнь, воспитание и наследство, только если родитель признавал его — брал его на руки пред очагом. В противном случае его запросто могли выкинуть на улицу — на съедение собакам.

Никакие моральные соображения не могли удержать Ирода от убийства, когда речь шла о власти

Следующая сторона вопроса: мы слишком привыкли к мифологеме античного рационализма. Стоит прочесть хотя бы классическую работу Э. Доддса «Греки и иррациональное», чтобы убедиться: античность была во много раз суевернее средневековья. Многие римские аристократы во времена Тиберия и позже окончили жизнь в петле или на плахе по обвинению в том, что они спрашивали астрологов о судьбе императора. А тут из Персии приходят три звездочета и спрашивают: Где родившийся царь Иудейский? (Мф. 2, 2). Если Ирод не казнил их сразу, то только для того, чтобы использовать их как приманку. И, естественно, никакие моральные соображения не могли удержать его от страшного убийства, когда речь шла о его власти.

Тем не менее современный Израиль все простил Ироду, и более того — возвеличил его по причине его организационных и строительных успехов. В Эйлате, например, красуется гостиница «Ирод Великий». В ней, к сожалению, нет картины «Избиение младенцев».

Сейчас аборт перестал быть не только преступлением, но и чрезвычайным происшествием

У Ирода оказалось множество наследников. И это не только монголы и турки, истреблявшие на своем пути всех, вплоть до грудных младенцев. И не только нацисты, расстреливавшие несовершеннолетних вместе со взрослыми и выкачивавшие из детей кровь для своих раненых солдат. Это — организаторы и исполнители абортов. Стоит вспомнить, что впервые аборты были законодательно разрешены во время Великой Французской революции. В нашей стране волна абортов началась благодаря ленинскому декрету 1920 г. Сталин ввел жесткие ограничения на аборты, которые, однако, отменил его жалкий эпигон Хрущев 60 лет назад, в 1955 году. И, к сожалению, сейчас аборт перестал быть не только преступлением, но и чрезвычайным происшествием. Он стал кровавой обыденностью и путем к «сладкой» жизни. Вот случайно услышанный разговор в поезде — одна женщина говорит другой: «Ну, сделала я аборт, ну и что? Нужен мне этот ребенок! Лучше я за границу съезжу». Комментарии излишни… Отметим только, что логика та же, что у Ирода: детоубийство как путь к комфорту. Только комфорта на крови не построишь: пример тому — судьба царя-детоубийцы, скончавшегося в страшных мучениях.

Неродившийся младенец есть человек, кто убивает его, тот убивает человека

Наследниками Ирода являются те, кто убивают младенцев во чреве и смеют нагло утверждать, что нерожденный младенец человеком не является. Это явная ложь, потому что о том, что у зачатого младенца есть душа и статус человека, властно свидетельствует Священное Писание: От чрева матери моей Ты — Бог мой (Пс.21,11). Это рассказ о взыгрании Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы. Это свидетельство пророка Иеремии: Прежде, нежели ты был зачат, Я познал тебя (Иер. 1,4–5). Неродившийся младенец есть человек, кто убивает его, тот убивает человека. В настоящее время иродово дело поставлено на поток. По разным подсчетам, в России от абортов погибает от миллиона нерожденных младенцев. Известны случаи, когда тела коммерциализируются, идут либо в косметическую и парфюмерную промышленность, либо на стволовые клетки. Это кровавый, но выгодный бизнес. Мы, православные христиане, должны возвысить свой голос против этого беззакония, против циничного иродова убийства.

У некоторых христиан появляется вопрос: как же Вифлеемские младенцы явились мучениками, если они не исповедали Христа. Ответ Церкви ясен, понятен и определен. Поскольку они были убиты за Христа, мотивом их убийства было убийство Спасителя, то, вне зависимости от их волеизъявления, они стали мучениками за Христа.

Временами вопрос об исповедании, к сожалению, приобретает неадекватный характер. Когда Оптинских мучеников, убитых на Пасху сатанистом за то, что они являлись монахами, отказываются канонизировать, говоря, что их-де никто не спрашивал об их исповедании, это мнение, мягко говоря, является странным, потому что вся жизнь иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта являлась исповеданием Христа.

Свидетельством возможности канонизации мучеников без явно и словесно выраженного исповедания является как раз память Вифлеемских младенцев, которая является для нас явным и отчетливым прецедентом. Смерть младенцев есть некое таинство. С одной стороны, мы видим здесь наглое и циничное торжество зла. С другой стороны, видим невинную кровь, которая вопиет к Небу, которая обрушилась на голову Ирода и палачей. Ирод вскоре после этого умирает страшной и мучительной смертью. Мы видим здесь провозвестие Креста Христова, Его Голгофы, ибо невинная кровь младенцев вопиет громче, чем Авелева.

Временами возникал вопрос, а почему Христос не пострадал как младенец? На это четко ответил святитель Иоанн Златоуст. Кто бы тогда возвестил нам Слово спасения, оставил заповеди и указал нам путь к Небесам? Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы, но оно осталось бы нами невостребованным и для нас неизвестным.

По неисповедимому Божественному Промыслу они оказались избранниками Израиля. Что бы произошло с Вифлеемскими младенцами, если бы они не погибли? Весьма вероятно, что если бы они выросли, то оказались бы в безумной толпе у претории Пилата и кричали бы: «Распни Его!» А на склоне своих лет увидели бы гибель Иудеи и Иерусалима.

Здесь есть ещё один таинственный момент, а именно — те слова, которые приводит евангелист Матфей: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф.2, 17-18). Речь идет о том, что Рахиль умерла и была погребена на дороге в Вифлеем, где Иаков поставил надгробие, существующее до сего дня. Во времена пророка Иеремии это место было сбором для пленников, которых угоняли в землю Вавилонскую, где израильтяне стенали и плакали, потому что не надеялись вернуться из плена. Однако вспомним продолжение этого стиха у Иеремии: Так сказал Господь:“Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой… возвратятся сыны в пределы свои” (Иер. 31,15). Действительно, через 50 лет часть израильтян вернулась из вавилонского плена. Здесь есть великий символизм. Вифлеемские младенцы предвозвещают всеобщее возвращение из плена, поскольку род человеческий будет искуплен Христом, и достойные будут возвращены из ада, из тьмы и вечного плена в Царствие Небесное.

Ирод и избиение младенцев

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов.

Евангелие от Матфея

Историческая справка

ИРОД ВЕЛИКИЙ. Родился в Южной Палестине в 73 году до н. э. В 37 году до н. э. Ирод, назначенный римским сенатом царем Иудеи и получивший в свое распоряжение римские войска, становится единоличным владыкой этой римской провинции. Историки отмечают, что при жестком и энергичном правлении Ирода Палестина процветала. Скончался Ирод в конце марта или начале апреля 4 года до н. э.

Одним из самых жутких преступлений в истории человечества принято считать массовое убийство детей в Вифлееме, совершенное по приказу Ирода, царя Иудеи. Однако те, кто считает, что это жуткое событие случилось на самом деле, глубоко заблуждаются. Ирод, бесспорно, был личностью малоприятной, но в данном случае ему приписывают то, чего он никогда не совершал. Но обо всем по порядку.

Итак, в Евангелии от Матфея сказано, что как раз в момент рождения Христа в Иерусалиме объявились три мудреца с Востока, именуемые также волхвами, возжелавшие поклониться новорожденному царю иудеев. Проведав об этом, Ирод решил избавиться от потенциального конкурента на собственный трон и приказал своим заплечных дел мастерам истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях.

Но как говорится, свежо предание, да верится с трудом. И вот почему.

Во-первых, об этой трагедии, кроме Евангелия от Матфея, больше не упоминает ни один источник. Помалкивают не только другие апостолы и авторы современных Христу хроник, но и даже знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий, живший всего на сто лет позже. В своих трудах, повествуя о великом множестве мерзостей, совершенных Иродом, он ни словом не обмолвился о столь вопиющем его преступлении, как массовое детоубийство.

М. ди Джованни. Избиение младенцев. 1488

Во-вторых, против этого свидетельствуют легенды и данные археологических раскопок. В Вифлееме рядом с пещерой, которая, по весьма сомнительному преданию, является местом рождения Христа и над которой был построен знаменитый храм Рождества, находится и пещера, в которой, по другому такому же сомнительному преданию, находятся кости убиенных злодеем Иродом младенцев. Однако ученые, исследовавшие эту пещеру, установили, что кости принадлежат взрослым людям и их возраст не более 800 лет.

В-третьих, на момент рождения Иисуса Ироду было уже под семьдесят, и представляется маловероятным, чтобы он убоялся конкуренции новорожденного дитяти, если, конечно, только не собирался прожить лет сто с лишним.

В-четвертых, Ирод не был полноправным властителем Иудеи, а всего лишь вассалом римского императора Августа, который и утверждал все смертные приговоры. И даже если бы внезапно спятивший Ирод действительно захотел убить всех младенцев, то Август этого бы просто не допустил. Доподлинно известно, что через 10 лет после смерти Ирода следующий правитель Иудеи – один из его сыновей Архелай – был лишен трона и отправлен в изгнание все тем же Августом за куда как меньшие прегрешения. Кстати, то, что у Ирода не было права наследования иудейского трона, еще один аргумент против утверждения о том, что он убоялся конкуренции новорожденного царя иудейского.

И наконец, в-пятых. По разным данным, число жертв Вифлеемской трагедии составило от 12 до 20 тысяч младенцев, но этого никак не могло быть по той простой причине, что в этом небольшом городке в те времена всего проживало не более трех тысяч человек, включая новорожденных и дряхлых стариков.

Надо сказать, своим возникновением легенда о кровожадности иудейского царя в первую очередь обязана самому Ироду. Под конец своей жизни, страдая неизлечимой болезнью почек и гангреной яичек, он тронулся рассудком и приказал убить трех своих сыновей и одну из жен, заподозренных в измене.

Видимо, столь бесчеловечное преступление и побудило автора Евангелия от Матфея приписать Ироду не менее противоестественное деяние – массовое убийство младенцев. Для чего это было сделано? Скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть значимость факта появления на земле долгожданного мессии.

И еще об одном заблуждении, связанном с именем Ирода. Согласно классической библейской легенде, одна из дочерей Ирода Антипы, Саломея, подарила отцу на день рождения великолепный танец. Когда же царь иудейский спросил ее, что она хочет в награду, то по наущению своей матери Иродиады Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. Так же как и история с «избиением младенцев», эта легенда весьма и весьма сомнительна.

Во-первых, ни в одном из Евангелий нет имени Саломеи в контексте смерти Иоанна, везде говорится о дочери Ирода, но не называется ее имя.

И во-вторых, при всех очевидных недостатках царя Иудеи он все же не подпускал своих дочерей к государственным делам, как бы они ни танцевали и как бы их ни звали. Что же касается убийства Иоанна, то Ирод в нем действительно повинен. Но сделал он это не по женской прихоти, а по «государственной необходимости», поскольку считал, что проповеди Крестителя могут привести к смуте. Вот что пишет об этом Иосиф Флавий: «Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно».

Вальтер Кремер и Гетц Тренклер в своей книге «Лексикон популярных заблуждений» отвечают на вопрос, почему же сюжет о танце Саломеи и голове Крестителя в награду за него так запал в душу многих художников и писателей, следующим образом:

«Да только потому, что он так удачно укладывается в схему «секс и преступление», которая лежит в основе множества других подлинных и вымышленных сюжетов (Юдифь и голова Олоферна, Мария Стюарт, Мата Хари). Противопоставление танца и смерти – это самое живое олицетворение таких фундаментальных основ бытия, как любовь, жизнь и смерть, которые как бы одновременно появляются на сцене.

Кстати, это понимали и не лишенные таланта писатели Марк и Матфей. В их интерпретации Иоанн погибает не просто как политический заключенный, а как жертва любовной интриги. И таким образом смерть Иоанна Крестителя прочно западала в память потомков. А поскольку памяти поколений следует помочь, событиям и персонажам лучше дать имена. Так в дальнейших интерпретациях «окрестили» и дочь Ирода, дав ей звучное имя Саломея».

Вряд ли настоящей Саломее понравилось бы то, что ее имя будет закреплено в памяти потомков таким образом. Но это не первый и тем более не последний случай, когда реальный исторический персонаж имеет мало общего с тем образом, что маячит в массовом сознании.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *