Изгнание беса


Наместник монастыря отец Герман вымаливает, мажет миром и кропит святой водой беснующихся людей. Любопытствующим и психически больным сюда лучше не заглядывать. Здесь лечат болезни духа.
Необъяснимые симптомы
Довольно часто пациентами, которых лечит отец Герман, становятся люди с необъяснимыми болезнями. Человек тает на глазах, теряет силы, еле ходит, но ни один врач не может определить причину и поставить диагноз. Другой случай — постоянная тоска, депрессия вплоть до желания уйти из жизни на фоне вполне благополучной судьбы. Или, наоборот, беспричинные вспышки ярости и раздражения, доходящие до буйства у человека, обычно спокойного и уравновешенного. Могут быть приступы, припадки, симптомы эпилепсии или шизофрении, но без всяких признаков органического поражения психики.
Есть такая болезнь — одержимость
Разгадка может обнаружиться в церкви. Резко негативная реакция на все атрибуты церковной службы — ладан, святую воду, крест, молитвы, иконы, мощи, — свидетельство того, что человеком руководит чуждая ему сила. Еще больший шок может испытать тот, кто, зайдя в храм, вдруг закукарекает или начнет нецензурно выражаться. Все это происходит помимо его воли.
Так личность сталкивается с фактом, что её душой распоряжается какая-то иная сила, независимо от того, верит она в её существование или нет. Отчитка, которую проводит отец Герман, с предельной ясностью показывает характер этой силы. «А ну уйди от меня, поп!» — может вопить басом тонюсенькая девушка, а малыш лет шести способен с такой силой ударить кропящего святой водой священника, что того отбрасывает метра на три. Низкая, злобная, агрессивная нечистая сила — бесы, демоны — является источником загадочных заболеваний человеческого духа, именуемых одержимостью.
Как становятся бесноватыми
Первой причиной того, что люди оказываются во власти демонической силы, является неверие в духовный мир: ни в Бога, ни в черта. Из-за атеистического воспитания одно поколение безбожников сменялось другим, накапливая багаж грехов, — так объясняет отец Герман распространение одержимости в среде постсоветского населения. Человек некрещеный изначально живет по страстям, не признает заповедей Божиих, не получает защиты Святого Духа и попадает во власть духа нечистого.
Верующий знает заповеди и следует им. Но под влиянием лукавых духов и крещеные люди отступают от Бога, совершают греховные поступки. Однако у них есть возможность раскаяться и восстановить связь с Ним в таинстве причастия. Тот же, кто не противится искушениям, грешит и не кается, теряет власть над своей душой, отдает её во власть бесам. Они вселяются в сердце такого человека в момент сознательного совершения бессовестного поступка.
Ещё один комплекс причин одержимости называет архимандрит Герман. Это кодирование, обращение к экстрасенсам, колдовские практики. По сути, это «вселение нечистой силы с полного согласия больного и под его расписку».
А вот выгнать лукавого духа из души – это уже не во власти самого грешника. Здесь нужна сильная молитвенная помощь извне, её-то и оказывает отец Герман. Сергиев Посад – место, куда устремляются тысячи несчастных в надежде вновь обрести власть над своей душой.

Экзорцизм – изгнание бесов
Троице-Сергиева лавра – одно из немногих мест в России, где страдающие одержимостью и беснованием могут получить помощь. Изгнание бесов в церковной практике называется экзорцизмом. В евангельские времена это было доступно только Иисусу Христу. Учеников своих Спаситель учил: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (МФ.17,21). То есть только человеку крепкой веры и святой жизни под силу оказывать помощь в освобождении ближнего своего от нечистой силы.
С первых веков христианства установилась практика: на изгнание нечистых духов получать благословение у церковного иерарха, сан которого не ниже епископского. На Руси с 14 века была распространена молитва на изгнание бесов из богослужебной книги Киевского митрополита Петра Могилы. Экзорцизм в России получил название отчитки – это особое богослужение для изгнания демонов. Сейчас чин отчитки входит в большой требник православных священнослужителей, она признается Православной церковью, но заниматься ею дано не всякому. Далеко не всякому, хорошо ещё, если одному из тысячи.
Отец Герман Чесноков считается ведущим экзорцистом в России, а Троице-Сергиева лавра — самым известным местом, где получают помощь духовно болящие.
Появление священника сопровождается шумом и ропотом в толпе, кое-где плачут, где-то угрожают, слышны рычание, мяуканье, кукарекание, лай, — всё обнаруживает присутствие нечистой силы. Служба отца Германа начинается с длинной проповеди. Она длится 1,5-2 часа, и некоторые уходят уже с неё. Остальные же слушают, затаив дыхание, потому как каждый узнает в обличениях священника свою жизненную историю.
Начинается чтение молитв на изгнание нечистых духов. Это кульминация богослужения, и бесы начинают неистовствовать: воют, рычат, матерятся, визжат. В храме присутствуют помощники батюшки, которые по его знаку выводят «симулянтов» – людей, играющих на публику. По признанию о. Германа, он знает, после какой именно молитвы выходят бесы.
Затем следует помазание миром, окропление святой водой – этим действиям нечистые духи оказывают физическое сопротивление, требуется немалое усилие, чтобы святыня коснулась тела беснующегося человека. «Изыди, отойди, Сатана… Изгоняем тебя именем Бога!» По окончании молитвы о. Герман напоминает, что на отчитке желательно побывать три раза, а затем обязательно участвовать в таинствах соборования, исповеди, причастия
СТОИМОСТЬ 1600 рублей — взрослые; 1400 рублей — дети
ГРУППЫ от 5 ЧЕЛОВЕК по 1400 рублей
ВЫЕЗД ГРУППЫ В 08:00

Отец Герман. Фото: http://www.bogistina.info

Отец Герман

Архимандрит Герман (Чесноков) — настоятель храма Петра и Павла в Лавре. Об отце Германе говорят как о сердечном и необычайном человеке, который помогает бесноватым. В храме Иоанна Предтечи ежедневно совершается специальный чин, это молитвы над особыми людьми. Отец Герман уверен, что отчитка для многих — единственно возможное исцеление от душевных недугов. Русская Православная Церковь знает случаи, когда человек страдает оттого, что в его душу проник нечистый дух. Тем не менее, мнение Церкви об отчитке остается неоднозначным.

Святые отцы еще в IV веке составили молитвы, которые читаются над бесноватыми. Отец Герман помогает им, а Троице-Сергиева Лавра принимает людей, чтобы помазать их святым елеем, и окропить Богоявленской водой, осеняя крестом.

При этом многие представители Церкви не считают отчитку аналогом обряда экзорцизма и панацеей от одержимости.

«Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами», — считает протоиерей Дионисий Свечников.

При этом протоиерей Дионисий не отрицает, что люди могут сталкиваться с одержимостью: «Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5)».

Отчитка отца Германа в Троице-Сергиевой Лавре

Зачастую больных в Троице-Сергиеву Лавру привозят в цепях: молитвы, святая вода заставляют бесов кричать через человека страшными голосами, у людей неестественно выламываются руки и ноги.

Отец Герман перед отчиткой обязательно произносит проповедь, в которой говорится о причинах такого страшного недуга души и о возможностях защититься себя верой от злодеяний дьявола.

Об изгнании бесов говорится еще в Библии.

В «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть рассказ о неудачном опыте заклинателей: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? — и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома». Есть и сообщения о спасении людей. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из одержимых людей.

«… Как мы уже говорили, Христос сейчас всё чаще и чаще, по выражению Cвятых отцов, начинает использовать демонов как бич для наказания грешников. Для лукавых духов нет преград. Они проходят через стену, через человека свободно, И только по попущению Божию они могут остановиться в теле человеческом… Демоны поражают все наши органы; сердце, лёгкие, почки, руки, ноги… Лукавые демоны диктуют свою волю различными галлюцинациями… Демоны мучают человека, люди, часто бывает, падают, бьются, кричат, их называют шизофрениками и эпилептиками. Такое страшное влияние злых духов на человека.

… И вот святые отцы 4-го века составили специальные молитвы для больных людей. Эти молитвы обладают такой Божественной силой, что если вам кто-то что-то ворожил, колдовал, или по злому умыслу наговаривал, то эти молитвы разрушают всякие бесовские козни. Они привлекают к вам Благодать Божию…». «… Святой Иоанн Златоуст в «Слове о злых духах» говорит, что когда человек исполняет заповеди Божии, его охраняет благодать Божия, а в духовной области лукавые духи видят, что его охраняет некая защитная огненная оболочка. Демоны боятся коснуться такого человека, ибо как может сено коснуться огня-оно сгорит…», — говорится в одной из проповедей отца Германа.

По личному благословению Святейшего Патриарха Алексия II была в свое время сделана и документальная видеозапись о том, как отец Герман проводит отчитку над бесноватыми. Член комиссии по аномальным явлениям Русского географического общества Павел Гершуненко подтвердил, что отчитка положительно влияет на людей, страдающих от бесов.

Чтобы обратиться за помощью к отцу Герману, надо связаться с Троице-Сергиевой Лаврой. Службы в Лавре совершаются ежедневно. Отчитку проводят бесплатно, но в Троице-Сергиевой Лавры будут благодарны, если верующие пожертвуют посильную для них сумму.

… «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа»… Распятие в руках священника лишь прикоснулось к голове женщины лет 40-45. И вдруг… жуткий звериный рев сотряс благоговейную тишину храма. Женщину неведомой, но страшной силой буквально отбросило от креста. Со всего размаху ее дородное тело рухнуло на пол и забилось в жутких конвульсиях. Толпа, стоявшая до этого настолько плотно, что, казалось, яблоку негде упасть, рассеялась почти мгновенно. Люди, прижимаясь друг к другу, с состраданием и ужасом взирали вниз, на изгибающегося, бьющегося, трясущегося, рычащего человека…

Поверьте, перед вами не отрывок из сценария очередного фильма ужасов. Жизнь, как это часто случается, преподносит сюжеты пострашнее любой фантазии. Описанное событие происходило в реальном измерении всего несколько месяцев назад. Место действия — Троице-Сергиева Лавра, где игумен монашествующей братии монастыря отец Герман проводил свое очередное «отчитывание».

Из истории вопроса

Слово «экзорцизм» наверняка знакомо не каждому современному человеку. В старину на Руси этому мудреному заморскому термину соответствовало более простое, но не менее жуткое определение — «изгнание бесов»!

Практически любая религия, в том числе и христианство, признает существование темных сил — злых духов, демонов, обитающих в астральном мире и подчиняющихся князю тьмы, отпавшему от Бога. В различных откровениях он именуется по-разному — Ариман, Иблис, Сатана. Однако везде его суть определяется одинаково — враг рода человеческого, коварный лжец и богоборец.

Первое упоминание об экзорцизме в христианстве мы находим уже в самом Евангелии. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из людей, одержимых этими инфернальными (т. е. адскими) сущностями. Но, пожалуй, наибольшее впечатление производит эпизод Священного Писания, в котором рассказывается, как наш Господь заставил переселиться целое скопище злых духов (помните: «имя нам легион!») в стадо свиней. Обезумевшие от такого неожиданного «соседства» животные побросались с обрыва в море.

Наиболее опытные в духовной жизни адепты христианства иногда получали власть изгонять нечистую силу, повелевая ею именем и силой Христа-Спасителя. Однако практика подобного рода чревата весьма тяжелыми последствиями и во все времена требовала от человека невероятной нравственной чистоты, владения своими физическими инстинктами, аскетических упражнений и подвижнического образа жизни. Далеко не каждый, даже искушенный в духовных битвах воин Христов осмеливался вступить по существу в открытую схватку с силами ада.

«Иисуса знаю, и Павел мне известен»

В наиболее тяжелых битвах с бесами нечистый дух «иммигрировал» в самого заклинателя.

Так, в «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть рассказ о неких горе-экзорцистах: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? — и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома».

«Сильный поп»

…Во время другого молебна молодая женщина лет тридцати пяти, отворачивая лицо, неожиданно по-собачьи начала махать перед собой руками — до нее дошли легкие клубы воскуренного в кадиле священника ладана.

Трудно описать словами интонации ее голоса, когда она со злобою закричала на отца Германа: «С-старый дур-рак, — и потом, как бы с сожалением в голосе: — У-у… сильный поп!» Привыкший за время своих многочисленных «отчиток» ко всему, пожилой священник приостановился только на мгновение и, стоя в пол-оборота, строгим голосом лишь властно бросил тому, кто, сидя внутри женщины, дерзко изрыгал на него хулу: «Ну-ка, замолчи сейчас же!» Больше этот некто своих соображений по поводу происходящего не высказывал — только глухо и недовольно ворчал внутри женщины.

Бывали и гораздо более серьезные случаи. Одного одержимого привезли в Троице-Сергиеву прикованным к кровати цепями. Когда его еще только подносили к воротам Лавры, он начал страшно буйствовать и рваться из пут. Свои действия он подкреплял самым отборным матом. Словесные конструкции, выстроенные из ненормативной лексики, были такой многоэтажности, что услышать похожие «перлы» можно далеко не в каждой «забегаловке». Успокоение пришло к нему после нескольких часов молитвенного служения отца Германа в храме, куда бесноватого занесли прямо с кроватью.

Ожоги бесноватого, или Почему малыш закричал мужским басом

Обычно на молебнах игумена Германа, совершаемых в церкви св. пророка Иоанна Предтечи, собирается до сотни человек. Среди них, как правило, от трех до пяти одержимых.

Однако отнюдь не на каждом богослужении они присутствуют в обязательном порядке. Если такие люди в храме есть, то «странности» начинаются почти с первыми словами молебна: какие-то невразумительные и испуганные выкрики, охи, ропот, непонятные движения. Дети, в которых присутствует «нечто», начинают беспричинно плакать. При одном только приближении отца Германа один такой малыш взревел настоящим мужским басом и принялся неистовствовать, выдираясь из рук держащей его матери. И это в то время, когда другие ребятишки с радостью подставляли свои личики под омовение святой водой. Многие из них внешне как будто даже светлели, счастливо при этом улыбаясь и прислушиваясь к чему-то таинственному, что свершалось внутри них.

Совсем по-другому ведут себя одержимые. Когда на них попадают брызги святой воды, они корчатся и ежатся, как от ожогов. В процессе службы игумен Герман несколько раз обходит всех присутствующих, помазывая святым миро и окропляя святой водой — каждого индивидуально. Имеющие в себе «аномалию» инфернального характера обычно, с ревом закатывая глаза, отшатываются назад, иногда падают. Упомянутая в начале статьи женщина, пока шла служба, валилась на пол раза четыре. И каждый раз — конвульсии, судороги, рев…

Дама, злословившая священника (пришедшая в храм, как потом выяснилось, с подругой и сыном лет 6-7), в конце службы с трудом подошла к целованию Распятия. Картина была душещипательная: сама она — образ и подобие Божие — тянулась к Кресту, а сидящий внутри нее изо всех сил шарахался от него. Описать эту сцену невозможно. Надо видеть ее своими глазами!

Несмотря на очевидную бестактность, я, не сдержав профессионального журналистского любопытства, подошел к этой женщине с расспросами: «Что вы ощущали? Почему так кричали?» На меня посмотрели исстрадавшиеся усталые глаза: «Не знаю. Все происходит помимо моего желания».

Месть князя тьмы

Бесноватость не заразна, как, например, туберкулез или скарлатина. Но следует помнить об одном: нельзя насмехаться над силами тьмы, даже если вы убежденный материалист и «вольтерьянец»! Сатана, будучи лжецом и обманщиком, не признающим никаких божественных законов, тем не менее хорошо знает их и, как адвокат-крючкотвор, всегда отстаивает права «пострадавшей стороны» перед Богом. Его «кассационная жалоба» апеллирует к изначальной справедливости Создателя, установившего Вселенский закон, перед которым все равны и за праведность и непреложность которого Бога славит вся сущая тварь. В момент нанесения человеком «обиды» Люциферу неважно, что последний взбунтовался против Бога (за это Сатана уже получил наказание — вечное отлучение от Всевышнего с низвержением в Тартар!). Князь тьмы лицемерно вопиет к Богу, как тварь, без повода с его стороны «обиженная» конкретными «словом или действием» отдельного человека.

По справедливости установленного Им Закона, Создатель вынужден предоставить любому «обиженному» право в той же мере воздать «обидчику». Происходит так называемое Божие попустительство силам тьмы. А уж последние ждать себя с местью не заставят: великодушие и благородство — не удел падших ангелов, мстят они жестоко и беспощадно!

Внушение помыслов о самоубийстве, уныние, отчаяние, ненависть, злоба, неприятности в материальной жизни — арсенал велик. Цель одна — порабощение человеческой души! Наиболее оптимальный способ — вселение внутрь человека.

Что говорили прозорливцы о последних временах

Откуда только не тянутся в Лавру, к мощам преподобного Сергия Радонежского православные. Судя по внешнему виду, одежде, речи, за духовным окормлением в Сергиев Посад — столицу всего Русского Православия едут люди и из Молдавии, и из Сибири, и с Урала. Очень много приезжих с Украины. Верующие, часто семьями, проезжают сотни километров специально, чтобы совершить только одно дело — приложиться к святым мощам преподобного Сергия — великого чудотворца и игумена земли Русской. К тем мощам, которые вот уже шестьсот лет пребывают в нетлении и к которым с благоговением прикладывались наши предки еще времен — только представьте! — Иоанна Грозного и Петра Великого. Но, как это часто бывает, многие из нас, десятилетиями живущие всего в часе езды от Сергиева Посада, так ни разу в жизни и не побывали в этой великой отечественной святыне. Мало ли нас таких — погрязших в каждодневной суете?!

Со всех концов России едут сюда люди, кроме прочего, и для того, чтобы попасть к духовным чадам и наследникам преподобного Сергия — к имеющему дар прозорливости батюшке Науму или отцу Герману, изгоняющему на своих службах бесов.

И вот какая мысль пришла мне в голову. На молебны последнего приезжают почти исключительно верующие, религиозные люди, но даже среди них встречаются одержимые. Сколько же таких, неприметно носящих в себе нечистое НЕЧТО, существует среди нас, простых смертных, многие из которых, доживая до белесых седин, так никогда и не узнали дороги к Храму — не нашедших подобно св. апостолу Павлу, своего пути на Дамаск?!

Древние прозорливцы говорили о последних временах, как о жуткой вакханалии, когда бесы перед пришествием Антихриста вырвавшиеся из ада, толпами начнут вселяться в людей, открывших им души своим безбожием, развратом, пороками, злобой, ненавистью, завистью, сребролюбием, эгоизмом и нелюбовью. Оглянитесь вокруг! Разве нравы нынешних времен («O tempere, o mores!») не соответствуют этим описаниям грешных человеков, впервые данные как важнейшая характеристика близости конца Света еще две тысячи лет назад св. апостолом Павлом в одном из его посланий. Официальная церковь, всегда весьма скептически и настороженно относившаяся ко всевозможным домотканым пророчествам о датах Светопреставления, сегодня уже открыто утверждает, что все мы живем в последние времена. О страшном совпадении признаков надвигающегося Конца говорит в своих проповедях и отец Герман. Пожалуй, пора всерьез призадуматься о тленности бытия и будущем наших бессмертных душ!..

Постскриптум

Для тех, кого заинтересовала статья, добавлю, что игумен Герман принимает всех страждущих в храме св. пророка Иоанна Предтечи, расположенном над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру (проезд: до станции «Сергиев Посад», далее метров триста пешком). Службы начинаются каждый день в 13.00. Денег с вас никто не потребует, вход бесплатный. Однако если вы возьмете с собой пять-десять рублей на пожертвования Лавре и милостыню для нищих, то грехом это, прямо скажем, являться не будет.

Перед началом службы необходимо приложиться к мощам преподобного Сергия и попросить в душе его благословения. Можно привезти с собой детей и больных. И возьмите с собой небольшую емкость: молебен отца Германа водосвятный — отольете себе домой немного святой воды.

Да благословит вас Господь!

Алексей Верда

Изгнание бесов — миф или реальность? В поисках ответа на этот вопрос журналисты РИА Новости стали свидетелями обряда, о котором в Русской православной церкви нет однозначного мнения, и побеседовали с церковными и светскими экспертами.

«Умолкни! Убежи!» — восклицает отец Герман, осеняя крестом толпу людей.

Петропавловский храм возле Троице-Сергиевой лавры набит битком. Здесь несколько раз в неделю в полдень известный архимандрит Герман (Чесноков), которого многие называют старцем, совершает чин «исцеления одержимых нечистыми духами». В Церкви этот обряд еще называют «отчиткой».

Перед началом чина отец Герман объясняет, почему в того или иного человека может вселиться «нечистый дух». Причина проста — грех. «И болеем мы из-за того, что грешим», — внушает он.

Отец Герман проповедует долго, больше часа. Люди стоят, а в центре полукругом сидят на скамейках и стульях и стараются внимательно слушать батюшку, который активно жестикулирует,повторяя: «Мы должны идти в храм, а не к гадалкам или экстрасенсам! Если у кого-то есть книжки с заговорами, гаданиями — сожгите сегодня немедленно! Очень полезно причащаться!».

Некоторые выходят из душного храма на улицу. Остальные переминаются с ноги на ногу, кто-то зевает, кто-то рассматривает иконы, кто-то проверяет сообщения на телефоне. Все ждут начала отчитки.

© Фото: фото предоставлено пресс-службой Троице-Сергиевой лавры Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде

В отличие от большинства православных обрядов, во время чина изгнания злых духов священник все время стоит лицом к прихожанам. Отец Герман произносит молитвы не нараспев, как это обычно бывает на службах, а очень эмоционально, с обилием жестов, как пасторы из американских фильмов. Верующие, стоящие в первом ряду, подходят еще ближе к алтарю. Худенькая старушка в черном платке начинает судорожно крестить свой живот. Рядом с ней женщина с двумя фотографиями юноши — во время проповеди она не сводила глаз с алтарного образа Спасителя, а теперь непрерывно плачет.

Прочитав молитвы и Евангелие, отец Герман с двумя священниками спускается с амвона и начинает мазать лоб каждого освященным маслом. Он спрашивает у женщины с ребенком, как давно тот болеет.

«Полтора года, батюшка. После поста началось», — плачется женщина. «А ты обвенчана с мужем? Тебе нужно обвенчаться! От этого он болеет», — чеканит архимандрит.

Затем он берет в руки простой металлический чайник со святой водой и начинает обильно кропить, читая специальную молитву. Взор его направлен на молящихся, но, кажется, что он смотрит не на них. Ряса вся мокрая от святой воды, на полу большие лужи. От холодных брызг молящиеся вздрагивают, но тут же улыбаются. «Матери, если вы будете причащать своих детей каждый воскресный день, то тогда никакие болезни их не возьмут!», — многократно повторяет экзорцист.

«В маму вселился бес»

«Батюшка, что делать?» — с таким вопросом часто обращаются люди, чьи родственники, по их убеждению, являются бесноватыми. Ответ священники дают разный, исходя из личного взгляда на отчитки.

«С моей мамой творилось что-то не то. Мы постоянно ругались из-за каких-то пустяков. Каждый день она говорила мне: будь ты проклят, тебе не надо больше жить, ты даже рваной наволочки не заслужил», — рассказывает Олег из Москвы (имя по его просьбе изменено).

Мама запрещала ему ходить в храм, сильно раздражалась, увидев икону или крест. Мужчина втайне от нее обратился к священнику, который посоветовал окропить квартиру и вещи матери святой водой. Но, по его словам, «никаких изменений не происходило».

Затем на одном из православных форумов он узнал про отчитки. Олег признается, что «каким-то чудесным образом» все же уговорил маму поехать в храм, где совершают обряд экзорцизма.

«Сейчас (после отчитки — ред.) она ведет себя очень спокойно. Батюшка посоветовал приезжать еще. Я потом узнал, что так многие делают», — рассказал Олег.

«Настоятель нашего прихода благословил меня ехать в лавру к отцу Герману на отчитку, сказав, что я бесноватая», — признается Галина (имя изменено) из Ленинградской области.

Она долго этому не верила. Но в один из вечеров начались судороги — ей сначала показалось, что это приступ эпилепсии.

«Но на следующий день я узнала, что к нам в храм везут чудотворную икону Божией Матери. Выходит, что я, не зная о прибытии такой святыни, уже чувствовала это. Это не похоже на самовнушение», — отметила она.

Когда икону привезли, Галина «очень долго не могла подойти» к реликвии без посторонней помощи. По ее словам, в этот момент она материлась в храме, проклинала всех вокруг, билась головой о пол.

«Я потом долго плакала и просила прощения за ругательства, но священник, успокаивая меня, говорил, что это бес пытался запугать всех», — поясняет женщина. В итоге она поехала к отцу Герману на отчитку, после которой, по ее словам, все прошло.

Впрочем, есть и иные отзывы о пользе обряда. Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Православного Свято-Тихоновского государственного университета Александр Дворкин привел случай из своей исследовательской практики.

Один православный верующий, имевший определенные психические проблемы, попал в секту лжехриста-Виссариона (главы организации «Церковь последнего завета»). Когда у нового адепта Виссариона начали появляться сомнения в секте, он решил отправиться на отчитку. Но, пройдя обряд, ничего не почувствовал — и заключил, что правильно верит в Виссариона: ведь если бы тот был лжехристом, экзоцист изгнал бы беса зловерия. С тех пор этот верующий уже много лет в секте, ходит и поучает православных, что Виссарион прав, и отчитка это «неопровержимо доказала».

«Помогает, если верить»

Архимандрит Герман вот уже более 30 лет практикует массовые изгнания бесов. К нему, по словам благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Кривоногова), приезжает множество людей. «Помогают ли отчитки? Да, я был очевидцем. А бывает так, что кому-то не помогают. Это зависит от человека, от его веры, от состояния его души», — рассказал благочинный. Он не согласен с тем, что совершаемые в Лавре отчитки можно назвать массовыми (за что чин чаще всего критикуют). Обычно, как отметил благочинный, на них приходит 50-60 человек, а не тысячи, как можно подумать.

Считается, что чин изгнания бесов должен совершаться только в исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки.

В Евангелии написано о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос своей силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз. В первые века христианства даже язычники знали о существовании особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу.

Зачастую подобное было не под силу даже апостолам — ближайшим ученикам Христа: в Новом Завете описан случай, когда они не смогли изгнать демона из бесноватого юноши. Со временем в христианстве сложилось понимание того, что победа над злыми духами возможна лишь при решительном исправлении человеком своей жизни, при соблюдении строгой аскезы, а не благодаря формально исполненному правилу.

© Фото: фото предоставлено пресс-службой Троице-Сергиевой лавры Архимандрит Герман (Чесноков)

При этом изгнание бесов в православной традиции считается особым даром Бога, который получают лишь некоторые люди в силу своей особой, святой жизни и который они могут реализовывать только по благословению духовника.

Экзорцизм на Руси

«Согласно учению о том, что после грехопадения человечество находится в тесном общении с нечистыми духами, старающимися безраздельно владеть каждой душой, почти все христианские культовые действия, включая домашнюю молитву, содержат в себе элементы экзорцизма. Заклинания против демонов содержатся в чине крещения, великого освящения воды и других», — рассказывает религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ Илья Вевюрко.

Массовой культуре экзорцизм знаком, прежде всего, по западным фильмам о католических священниках. В Римско-католической церкви существует даже Ассоциация экзорцистов, для них проводятся курсы и конференции. У экспертов из Московской духовной академии нет однозначного мнения насчет того, присущ ли экзорцизм православному христианству.

Так профессор Московской духовной академии Алексей Осипов полагает, что, в отличие от католической церкви, экзорцизм исторически несвойственен восточному христианству. «На Руси никогда не отчитывали. Лишь в конце XX века, из-за проникновения в Россию католического влияния, отдельные люди начали практику отчитывания, причем зачастую без всякого благословения. Потом уже, когда народная молва ринулась, начали это делать открыто. Но никаких специальных благословений так они и не получили», — подчеркивает Осипов.

А вот профессор МДА протоиерей Максим Козлов считает, что практика экзорцизма урегулирована с точки зрения канонов, поэтому не является маргинальной. «Практика предполагает, что подобный чин совершается с благословения правящего архиерея. Но только в случае его регулярности», — уточняет профессор. Эта практика пришла на Русь из Византии сразу после крещения, «вместе с богослужебными книгами, которые переводились с греческого».

Современные экзорцисты используют текст чина отчитки из известного требника митрополита Киевского Петра (Могилы) XVII века.

В церковь или в клинику?

Еще пару сотен лет назад на одержимость бесами подчас списывали различные психические заболевания. В наши дни Церковь принимает достижения науки и одновременно говорит о возможности воздействия злых духов на поведение человека.

«В настоящее время в Церкви нет четкой методологии разделения бесноватых и психически больных людей. Иногда это бывает практически невозможно, так как бесоодержимость сочетается с психическим заболеванием. Иногда же беснование протекает изолировано. До революции Священный Синод специально обращался в клинику психиатрии Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия — ред.) с просьбой дать методические рекомендации для священников, имеющих подобную духовную практику. Основной задачей являлось именно установление грани между духовной и психической патологией», — отмечает доктор богословия и медицинских наук, заслуженный врач РФ, психиатр, протоиерей Григорий Григорьев.

По его словам, если священник «с верою прочитает церковную молитву», то одержимый бесами человек — в духовной практике такие люди встречаются «чрезвычайно редко» — испытает резкое облегчение своего психического состояния. После отчитки вызванные духовными причинами психические расстройства, как правило, проходят.

Но психически больным людям, по словам врача, отчитки не только не принесут пользы, но даже ухудшат состояние. «Например, при некоторых формах шизофрении может развиться бред воздействия на религиозной почве. Здесь требуется серьезное медикаментозное лечение в условиях стационара», — пояснил психиатр. Поэтому он советует сначала обращаться к врачу. А уж если тот не поможет — то в храм.

Настоятель Оптинского подворья в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин) пояснил, почему, например, в известной своими старцами Оптиной пустыни никогда не было отчиток. «В тяжелых духовных случаях оптинские старцы советовали исповедь (подробную, с детства), соборование и причастие. Такова традиция. Новации ищут те, у кого нет желания укорениться в традиции, но есть желание всего и сразу без борьбы с самим собой. Бесплодная практика. Исцеление — процесс, а не фокус», — считает архимандрит Мелхиседек.

«Отчтывать отчитывающих»

Священник-психиатр Григорий Григорьев подчеркивает, что до революции священнослужителям рекомендовалось проводить отчитки индивидуально, «чтобы отсечь больных истерией, которые в церкви назывались кликушами». Они, по его словам, нередко привлекают внимание на церковных службах резкими выкриками и другими демонстративными действиями, воспринимающимися верующими людьми как бесоодержимость, хотя таковыми не являются. Бесноватого же, по словам священника, отличает страх перед церковными таинствами, святыми мощами, святой водой и чудотворными иконами.

Профессор Александр Дворкин крайне отрицательно относится к нынешней практике отчиток. По его словам, он солидарен с мнением патриарха Алексия II, который много лет назад на одном епархиальном собрании сказал, что следует «отчитывать отчитывающих».

«Отчитки — совершенно нетрадиционное явление, которое вырождается в какие-то истеричные, мрачные и крайне неприятные шоу. Безусловно, как православный человек, я понимаю, что бесовская одержимость, несомненно, бывает. Христос изгонял бесов из одержимых людей, святые также делали это Его именем», — отметил глава РАЦИРС.

Профессор Дворкин предлагает обратиться к житиям святых, из которых видно: если какой-то духовник или святой изгонял бесов, то это всегда было исключительно индивидуально — не на публику, не массово. «Также это никогда не было длительным процессом и не превращалось в длительные диалоги с бесами, сборники которых еще совсем недавно продавались в наших церковных лавках», — заметил он.

Икона «Святая Марина Антиохийская, побивающая беса». 1857 год. Лазарос. Афины.Хранится в Византийском музее (Греция)

Где и почем изгоняют бесов

По словам профессора МДА Осипова, сегодня за отчитку порой берутся вовсе не те люди, которые получили этот особый дар благодаря святой жизни. «Берутся за отчитывание люди подчас по самонадеянности, по тщеславию, по корыстолюбию, о чем мы находим свидетельств более чем достаточно», — констатирует Осипов.

«Понятно, что отчитки приносят популярность священникам, проводящим их. К ним начинают ездить люди, это приносит массовые денежные средства, повышает доходы, поэтому в тех или иных епархиях священноначалие поддерживает такие мероприятия, или хотя бы не препятствует их проведению», — отмечает, в свою очередь, Дворкин.

Судя по сообщениям в сети, достаточно популярны у верующих поездки в деревню Чихачево Ивановской области к схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Известен также иеромонах Владимир (Гусев) в городе Ливны Орловской области. На Украине отправляются на отчитки в Почаевскую лавру или в Ильинский монастырь в Одессе.

В интернете можно найти перечни еще десятков мест по всей России, где совершаются отчитки. Поэтому на многочисленных сайтах паломнических служб есть даже специальные туры к известным экзорцистам. Паломничества проводятся в основном по выходным, на них советуют записываться заранее, из-за большого числа желающих.

Как правило, на сайтах паломнических центров упоминается о пожертвовании за поездку, но «сумму пожертвования» увидеть нельзя — она озвучивается при общении по телефону. В нее может входить, например, только дорога туда-обратно. Есть также пакеты «все включено», предусматривающие, помимо дороги, жилье, питание и требы. Например, поездка из Москвы в Ливны обойдется примерно в 6 тысяч рублей, включая два молебна «О недужных» (так называют в паломническом центре отчитки) и соборование.

Справедливости ради стоит отметить, что на отчитках можно присутствовать и без взноса пожертвований.

«Самовольное изгнание»

Еще одной проблемой является признание легитимности того или иного экзорциста. В интернете часто можно встретить статьи про то, как в каком-нибудь селе батюшка изгоняет бесов различными способами.

«Любой человек может одеть рясу, клобук, взять крест и объявить себя епископом, благодатным старцем, — и у него найдутся последователи и все такое прочее. Ясно, что статистику (отчиток — ред.) никто не ведет», — заявил ведущий интернет-проекта «Батюшка онлайн» иеромонах Макарий (Маркиш).

Таких самопровозглашенных бесогонов архиереи могут запретить в служении или лишить сана. Однако, по словам иеромонаха, изгоняющий бесов человек вряд ли примет решение иерарха — поэтому «станет самосвятом, или прямым раскольником, сектантом».

«В частности, можно сказать: поскольку наша страна свободная, каждый может себя объявить (экзорцистом — ред.)», — убежден Маркиш.

Негативно относящиеся к массовой отчитке эксперты выступают за искоренение подобной практики. Однако сделать это, по их мнению, крайне сложно. Народная молва поддерживает экзорцизм. И если, по словам профессора Осипова, попробовать «запретить», к примеру, совершать отчитки отцу Герману, поднимется большой шум.

«Подчас те, от кого это зависит, не придают особого значения происходящему, не понимают, сколько людей из-за этого просто погибают, становятся ненормальными», — убежден Осипов.

Он раскритиковал популяризацию экзорцизма и совершающего его духовенства. «Если святые скрывали свой дар, то теперь вы можете на сайте нашей лавры найти расписание, в какие дни и часы священник совершает чудо изгнания. Сам Христос по расписанию этого не делал», — заключил наш собеседник.

Однако благочинный лавры архимандрит Павел убежден, что от человека мало что зависит — никто не может ограничить «силу Божьей благодати». «Господь сам управляет и врачует. Это не как выпить аспирин, чтобы стало легче», — подчеркивает он. Главное, что требуется от человека — искренне верить.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *