Излечить страх

20 марта 2016 года участники киноклуба Миссионерского института стали зрителями художественного фильма «Излечить страх», созданного в 2013 году кинематографистами Украины и Белоруссии (режиссёр А. Пархоменко, сценарист С. Маслобойщиков, оператор С. Рябец).

В основе сценария – подлинная биография святителя Луки Крымского (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Конечно, ни одно художественное произведение не может вместить в себя все события жизни такого удивительного человека, каким является святитель Лука. Фильм воссоздает отдельные эпизоды его автобиографических воспоминаний и начинается с рассказа о юношеских годах, когда выпускник Киевской гимназии и художественного училища Валентин Войно-Ясенецкий неожиданно для родных решает стать «мужицким» врачом.

В 1917 г. он, будучи главой большой семьи, приезжает с больной женой (актриса Екатерина Гусева) и малолетними детьми в город Ташкент. Работа в должности главного врача, общение с огромным количеством страждущих, заботы о жене и детях прерваны трагическими событиями, связанными с революционным переворотом.

Город охвачен революционной борьбой. В разгар событий чекисты врываются в операционную, убивают раненого белогвардейца прямо на операционном столе, а самого доктора Войно-Ясенецкого по доносу арестовывают, чтобы расстрелять, и только чудом он остается жив. Однако тяжело больная жена не выдерживает переживаний, связанных с арестом мужа, и умирает. Сходит с ума и кончает жизнь самоубийством доктор Михайловский (актёр Алексей Шевченков). На глазах доктора люди убивают, предают друг друга. Закрывается храм, священники гибнут от пуль большевиков. Как в евангельской истории, один из священников оказывается «волком в овечьей шкуре» и поступает на службу в ЧК.

Жизненный опыт и врачебная практика приводят доктора Войно-Ясенецкого к мысли, что мир не ограничивается тем, что можно увидеть глазами. Человек не только тело, а ещё – душа и дух. В условиях крушения привычного мира, доктор Войно-Ясенецкий делает неожиданный для окружающих шаг. Преуспевающий врач и учёный становится священником, продолжая оперировать больных.

Ни аресты, ни ссылки не могут заставить его усомниться в своем выборе. Священник и хирург продолжает свое служение людям и Богу: он оперирует и совершает церковные таинства в любых условиях и обстоятельствах, исцеляя душу и тело всех нуждающихся в его помощи.
Святитель Лука воспринял наставление своего верующего деда (актёр Владимир Гостюхин), который заповедал ему жить не прошлым и не будущим, а настоящим и служить именно тому человеку, который находится рядом.

Позже святитель так говорил о своем выборе: «…Вы когда-нибудь задумывались на тем, почему Господь послал Своих учеников не только проповедовать, но и исцелять больных? Если Господь считал лечение болезней таким важным делом, что ставил его в один ряд с проповедью Евангельской, тогда это означает для нас, что это и есть одно из важнейших дел человека».
Маргарита Митрофанова, сотрудник Миссионерского института:

— В день Торжества Православия мы посмотрели фильм о настоящей вере, которую не сломить никакими жизненными испытаниями. Некоторые эпизоды фильма о жизненном пути святителя Луки заставляют содрогнуться… Как человек может вынести всё это? И морально, и физически… Понимаешь, что только вера может дать настоящую силу. Святитель Лука остался в живых после невероятных испытаний. Он надевал медицинский халат поверх рясы священника, перед операцией молился, в его операционной в присутствии сотрудников ЧК висела икона. Написанные им «Очерки гнойной хирургии» являются классикой медицинской литературы. А в конце Великой Отечественной Войны он даже был награжден Сталинской премией!

За исполнение главной роли в фильме «Исцеление страха» актёр Виталий Безруков удостоен диплома лучшего актера. Кроме того, фильм получил главную премию на XI Международном фестивале православного кино «Покров», награжден специальным призом на международном благотворительном фестивале «Лучезарный ангел» и стал обладателем Приза Президента за гуманизм и духовность в кино на фестивале «Лістопад» в Белоруссии.

О фильме

Александр Пархоменко, который работал над созданием данного фильма, весьма хорошо постарался. Данная картина рассказывает своим зрителям о жизни архиепископа, священнослужителя, который является нашим современником. Все дело в том, что все его заслуги полностью оценили не только люди, но и церковь. Кинокартина Излечить страх (2015) показывает биографию человека, которого все звали Валентин Воино-Ясенецкий, но для некоторых он был архиепископ Лука. Те события, которые отображены в этом фильме, относятся к постреволюционному периоду. Тут в полной мере показывают время, когда у власти оказались большевики, которые сломали огромное количество судеб и не дали осуществиться задуманным планам.
Итак, молодой врач, у которого очень большая и дружная семья, отправляется в Ташкент, когда революционное восстание находится в самом разгаре. И вот, 1917 год для самого главного героя Излечить страх (2015) становится знаковым относительно его медицинской карьеры. Его оценили за то, что он очень многое знал в медицине, и поскольку прибыл издалека, его назначили руководителем госпиталя.
В это время он старается показать все свои навыки, проводит самые сложные хирургические операции, тем самым, спасая огромное количество жизней. Он тот самый человек, который может посочувствовать тем, у кого очень серьезная беда. Но, к сожалению, со своими бедами он справиться не может.
В жизни доктора присутствует любимая женщина – его жена, которую зовут Анна Ланская. Но, к сожалению, она страдает страшным недугом и с каждым днем медленно угасает от чахотки. Валентин сильно корит себя за то, что абсолютно ничем не может ей помочь.
Позже его постигает серьезное горе – гибель его жены. И на этот момент он остается вдовцом, на содержании которого осталось четверо детей. Поскольку в той стране, где он живет, проходят сумасшедшие репрессии, в также бушуют неприемлемые для него традиции, которые уносят с собой пережитки прошлого, закрывая всю мораль, которая когда-либо была приемлемой, то тут он решается принять довольно-таки непростое решение для себя.
Позже зрители кинофильма Излечить страх узнают, что этим нелегким для него решением было принятие сана священника. Это он сделал для того чтобы приносить людям не только телесное добро, но и лечить человеческие души.
Валентин никогда не отрекался от своих убеждений, он придерживался их и ранее, поэтому ему приходится сталкиваться с огромным количеством испытаний, которые преподносит ему судьба.
В свое время ему кто-то пророчил чудесную карьеру блистательного художника, но к холсту он так и не притронулся, предпочел лечить людей, а также исцелять душу тех, кто в этом нуждается. Как только он принял сан священника, его стали называть Лука. Он совершенно не жалеет о том, что сделал, поскольку с каждым днем его вера укрепляется и он понимает, что его предназначение – быть священнослужителем и нести людям добро.

Гениальность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого как хирурга поражала и больных, и коллег: очевидцы рассказывают, что его руки, даже когда архиепископу Луке исполнилось 60, были «необыкновенно точны, соразмерны и виртуозны». «Тончайшее чувство осязания, очевидно, было врожденным у отца, — вспоминал сын Михаил. — Он как-то, беседуя с нами, его детьми, на эту тему, решил доказать нам это «на деле». Сложил десять листков тонкой белой бумаги, а затем попросил давать задания: одним взмахом острого (это было обязательным условием!) скальпеля разрезать любое количество листков. Опыт оказался удачным. Мы были поражены!» Оперировал он до 68 лет!

Редкостным было и отношение доктора к больным. «Приступая к операции, — учил он будущих хирургов, — надо иметь в виду не только брюшную полость и тот интерес, который она может представлять, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем». Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле».

Жизнь не баловала гениального хирурга и великого ученого. «Был изобретен так называемый допрос конвейером, который дважды пришлось испытать и мне, — рассказывал святитель Лука о своем аресте в 1937-м. — Этот страшный конвейер продолжался непрерывно день и ночь. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днем, ни ночью. Я опять начал голодовку протеста и голодал много дней. Несмотря на это, меня заставляли стоять в углу, но я скоро падал на пол от истощения. У меня начались ярко выраженные зрительные и тактильные галлюцинации, сменявшие одна другую. То мне казалось, что по комнате бегают желтые цыплята, и я ловил их. То я ясно чувствовал, что под рубахой на моей спине извиваются змеи. От меня неуклонно требовали признания в шпионаже, но в ответ я только просил указать, в пользу какого государства я шпионил. На это ответить, конечно, не могли. Допрос конвейером продолжался 13 суток».

«Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? — спросил святителя Луку чекист Петерс (диалог произошел на слушании так называемого Дела врачей, сфабрикованного властями). — Разве вы его видели, своего Бога?». «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, — отвечал отец Валентин. — Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». (Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте зала.

Екатерина Гусева, исполнительница роли жены хирурга Войно-Ясенецкого

— Моя героиня Анна Ланская, сестра милосердия, в 18 лет дала обет безбрачия. Но, встретив и полюбив этого яркого человека, решилась выйти замуж. Думаю, ее любовь к мужу оказалась сильнее, чем любовь к Богу. Выйдя замуж, родив четверых детей, она заболела и рано ушла из жизни. Анна была простой, земной женщиной, с великой любовью к мужу. Работая над ролью, я много размышляла над тем, что же заставило совсем юную девушку дать обет безбрачия? Почему, нарушив из любви к мужчине свой обет Богу, она так рано и трагически ушла из жизни?

В фильме много вопросов. Я не пыталась на них ответить, я постаралась сделать их острее и передала все эти тайны и загадки зрителям.

Виталий Безруков, исполнитель роли героя уже в зрелом возрасте, после принятия им монашества

— В истории жизни святителя было много бед и испытаний, но мне хочется добавить немного юмора: жизнь устроена так, что рядом с трагическим всегда есть место чему-то веселому. И у моего героя тоже было чувство юмора — и зрители, и читатели биографии святителя Луки Войно-Ясенецкого могут убедиться в этом. Так вот, рядом со мной на съемочной площадке работала Катя Гусева, которую я всегда считал драматической актрисой, каких мало. Мы с ней знакомы давно, вместе снимались в сериалах «Бригада», «Есенин», и я всегда завидовал сыну, потому что Катя была его партнершей. Наконец-то повезло и мне, обрадовался я, получив сценарий. Ан нет! И в этот раз мимо! Да, Катя играет супругу моего героя, но она его жена в том возрасте, когда меня еще нет в кадре, я играю уже вдовца и монаха!

А если говорить о роли, то надо обязательно упомянуть книгу священника Василия Марущака, написавшего биографию святителя Луки, потому что именно благодаря ей я впервые узнал о святом. Однажды, в больнице, среди развала книг, лежавших, как это бывает, в холле, я нашел книгу «Святитель-хирург» и был потрясен историей жизни архиепископа и гениального хирурга. Эта встреча со святителем и повлияла на мою жизнь.

Патриарх Кирилл

— С большим интересом я посмотрел картину «Излечить страх», посвященную жизни и служению святителя Луки Войно-Ясенецкого, и я сердечно благодарю режиссера, продюсера, весь творческий коллектив фильма за замечательную работу.

Размышляя о святости как о явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке. Святой — это не сверхчеловек и не герой в обычном понимании этого слова. Святой опознается не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах в осуществлении профессионального долга, в предельной личной честности и порядочности, в способности мужественно и стойко переносить испытания, сохранять спокойствие и присутствие духа перед лицом грозных опасностей, уповая во всем на благую Волю и премудрый Промысел Божий.

Отрадно свидетельствовать, что режиссеру и творческому коллективу удалось раскрыть тему подлинной христианской святости, не впадая в крайности, избегая чрезмерной эпичности или излишней сентиментальности.

Из досье «РГ»

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в семье провизора в 1877 г. в Керчи. Гимназистом увлекся живописью и готовил себя к поступлению в Академию художеств. Но потом выбрал «путь служения народу». На решение повлияла книга Нового Завета, подаренная Валентину в честь окончания гимназии. На медицинском факультете Киевского университета он активно занимается научной работой, но после окончания просит отправить его туда, где он «сможет лечить больных». В 1904 г. молодой врач получает направление в госпиталь под Читой, где сразу начинает делать операции на черепе, костях и суставах. Оперировал он больше 40 лет, число больных, спасенных им, исчисляется десятками тысяч. В 1904 г. женится на сестре милосердия Анне Ланской, в семье рождается четверо детей. В 1919 г. от туберкулеза умирает жена, через два года Войно-Ясенецкий принимает священнический сан, в 1923 г. постригается в монахи с именем Лука (в честь евангелиста Луки, тоже врача) и становится епископом. Через 10 дней епископ Лука впервые арестован. Всего в лагерях и ссылках святитель провел 11 лет. Но ни ссылки, ни лагеря, ни Великая Отечественная война не остановили его научную деятельность и его служение хирургом. В 1923 г., в тюрьме, заканчивает книгу «Очерки гнойной хирургии», за которую в 1946 г. Войно-Ясенецкому присуждают Сталинскую премию. Кроме этого труда святитель написал книги «Дух, душа, тело», автобиографическую «Я полюбил страдания» и «Наука и религия». В 1958 г. архиепископ Лука ослеп, в 1961 г. скончался.

В Тамбове состоялся показ художественного фильма «Лука. Излечить страх». На презентацию картины в областной центр приехали президент «Центра культурного сотрудничества имени Святителя Спиридона Тримифунтского» — Павел Карпухин, президент Благотворительного фонда «Святителя Луки» Владимир Харитонов и председатель правления фонда Елена Шморгун.

Фильм был снял ещё в 2013 году. Но в тот год фонд «Святителя Луки», базирующийся в украинском Симферополе, не имел возможности показать его широкой аудитории в России. Украинские власти снятую в Белоруссии и Прибалтике картину запретили, хотя она тогда получила несколько престижных кинонаград. И лишь после воссоединения Крыма с Россией руководителям фонда удалось начать благотворительную акцию показа картины на просторах страны.

Впервые Владимир Харитонов и Елена Шморгун приехали в Тамбов в начале марта этого года. Гости побывали в мемориальном доме владыки, где в рамках реализации историко-мемориального проекта «Примите мою любовь» создаётся музей-келья святителя. В ходе встречи были обсуждены возможные перспективы контактов фонда святителя Луки и краеведческого музея. Крымчан приняла и заместитель главы администрации Тамбовской области Наталья Астафьева. Тогда и была намечена программа сотрудничества, принято решение о демонстрации художественного фильма «Лука. Излечить страх», на который фонд имеет авторские права.

Во время нынешнего визита Владимир Харитонов рассказал о съёмочной группе и работе над картиной. Он поблагодарил губернатора Тамбовской области Александра Никитина, который откликнулся на письмо фонда с просьбой о показе фильма.

«Без помощи тамбовской администрации наша сегодняшняя встреча была бы невозможна», — подчеркнул он.

В рядах крымской делегации приехал в Тамбов и член правления фонда Владислав Монастырский. Как оказалось, он наш земляк. За годы своей военной службы он побывал в разных точках бывшего СССР и за рубежом.

«Но всегда гордился тем, что я родом из Тамбова, — сказал Владислав. — Когда я впервые увидел фильм, то был поражён, что он снят в самых лучших традициях советского кинематографа. Фильм пронзает сердце и остаётся с тобою навсегда. В нём прекрасно раскрыты и образ главного героя, и остальные персонажи. Сейчас мы активно осмысливает события столетней давности. Всем нам необходимо иметь собственное мнение о том, что же было тогда с Россией и её жителями, и как сделать, чтобы это не повторилось. И я посчитал необходимым фильм привезти на Родину».

В свою очередь отец Виктор Лисюнин рассказал аудитории МВЦ, что на тамбовской земле очень много внимания уделяется исследованиям о святителе Луке.

«Ибо именно владыка Лука объединил нас всех в непростые 90-е годы, — прокомментировал свою мысль отец Виктор. — На Тамбовщине уже сняты короткометражные фильмы и репортажи о святителе. Первый памятник владыке Луке поставлен в России именно в Тамбове. И поставлен силами трёх конфессий. Владыка Евгений благословил, известный доктор Фарбер, будучи иудеем, задумал, а медик Юсупов, будучи мусульманином, создал этот памятник. Святитель Лука — объединитель. Не случайно проект «Дни святителя Луки» поддержали митрополит Феодосий и администрация области».

О внимании на Тамбовщине к увековечиванию памяти святителя, говорят и те факты, что сегодня в областном центре уже не один памятник архиепископу Луке, установлено и несколько мемориальных досок, созданы экспозиции в нескольких музеях, как ведомственного, так и областного подчинения. Это говорит о том, что владыка Лука пустил на Тамбовщине духовные корни. Он и о нашей пастве говорил: «Моя любимая бедная тамбовская паства». Переписку с тамбовчанами владыка не прекращал до последних своих дней. Из Крыма пересылал тайком свои рукописи, чтобы они сохранились. Ибо за владыкой постоянно велась слежка. Об этом говорят архивы Крыма.

Связь с различными архивами сейчас поддерживает разработчик историко-мемориального проекта «Примите мою любовь», старший научный сотрудник Тамбовского краеведческого музея Галина Абрамова. Она рассказала, что проект стал победителем в конкурсе на предоставление гранта президента РФ. На эти деньги будет создана экспозиция в Доме-музее Луки. В прошлом году совместными усилиями областной и городской администраций, а также тамбовчан-доброхотов удалось собрать средства, на которые была выкуплена вторая часть дома владыки Луки. На Покров, когда Владыка Феодосий осветил памятник Войно-Ясенецкому, состоялась и презентация мемориальной «Кельи святителя Луки» в первой части дома. Теперь же музейщиками создаётся полноценная экспозиция Дома-музея владыки Луки.
Отец Виктор Лисюнин призвал молодёжь, сидящую в зале, подключиться к поиску свидетельств военной поры, когда владыка Лука находился в Тамбове. «На днях мы праздновали день рождение одной прихожанки, — поведал он, — и вдруг она рассказала, что шестилетней девочкой ходила к владыке Луке. Он лечил её от ангины. Она вспомнила какие были занавески на окнах дома Луки. И что добрый дедушка Лука очень любил детей, всегда угощал их кусочками сахара. Вот такие мелочи воссоздают образ святителя. Необходимо помогать собирать такие истории».
С призывом стать поисковиками и помочь музейщикам в сборе материалов о владыке Луке отец Виктор обратился и к зрителям, пришедшим в краеведческий музей на показ фильма «Лука». Переполненный зал полтора часа, затаив дыхание, смотрел биографическую драму режиссёра Александра Пархоменко. Многие женщины после финальных титров выходили со слезами на глазах и благодарили представителей фонда за столь поучительную и животрепещущую картину о святителе Луке.

Излечить страх (2013)
биографический, драма, исторический
Режиссер: Александр Пархоменко
В ролях: Виталий Безруков, Андрей Саминин, Екатерина Гусева, Виктория Малекторович, Алексей Шевченков
Премьера: 30 апреля 2015 года

В 1917 году талантливый хирург Валентин Войно-Ясенецкий (Андрей Саминин в молодости, Виталий Безруков в старости) получает должность главного врача Ташкентской городской больницы. Через несколько месяцев после его прибытия в городе начинаются волнения. Войно-Ясенецкий с равной заботой лечит раненых «красных» и «белых», что навлекает на него гнев новых властей, однако врач продолжает без разбора спасать жизни. Мало того, когда «красные» расстреливают местных православных священников, доктор принимает сан, а затем и монашеский постриг под именем Лука и вскоре становится епископом Ташкентским и Туркестанским, одним из ведущих врачей и церковных деятелей первой половины XX века.

Кадр из фильма «Излечить страх»

В титрах картины нет имени автора сценария, поскольку он из скромности попросил сохранить свое имя в тайне

Талантливыми хирургами не становятся, а рождаются. Конечно, врачу надо много учиться и практиковаться, но никакие учебники и стажировки не помогут тому, кого природа не одарила светлой головой, твердой рукой и абсолютной уверенностью в себе и своей правоте. Хирург может сомневаться и колебаться, лишь когда планирует курс лечения. В тот момент, когда пациента кладут на операционный стол, врач должен почувствовать себя непогрешимым богом, правомочным вершителем судеб. Иначе в ключевой момент его рука дрогнет, и рутинная операция превратится в медицинскую катастрофу.

В 1946 году святитель Лука получил Сталинскую премию первой степени за разработку новых методов лечения гнойных заболеваний и ранений. Большую ее часть (130 тысяч из 200 тысяч рублей) он перечислил в помощь детским домам

Валентин Войно-Ясенецкий, ныне известный как святитель Лука (в 2000 году РПЦ признала его святым), был хирургом от бога. Кажется, он долго сомневался в себе лишь один раз в жизни – когда решал, стать ли ему художником, как он мечтал в детстве, или врачом, как подсказывала ему жажда послужить людям. Войно-Ясенецкий выбрал медицину и после этого больше не сомневался. Ни тогда, когда рисковал жизнью ради «неправильных» пациентов во время Гражданской войны, ни тогда, когда, оставшись врачом, принял сан и монашеский постриг, ни тогда, когда в тюрьме и ссылке от него требовали отречься от веры – если не ради себя, то ради четырех маленьких детей, оставшихся без отца. Он остался несгибаемым и во время войны, когда его руки и консультации спасли бесчисленных раненых солдат, и после войны, когда он продолжил борьбу за сохранение Церкви в СССР уже в сане архиепископа Симферопольского и Крымского. И советские власти, то навешивавшие на него безумные обвинения, то награждавшие его за вклад в медицину, ничего не могли с ним поделать.

Святитель Лука был одним из ярчайших граждан нашей страны в XX веке, и масштаб его личности был таков, что его невозможно втиснуть в двухчасовое повествование. Что, к сожалению, хорошо видно в выходящем в российский прокат байопике о Войно-Ясенецком. Пытаясь охватить хотя бы часть событий и переживаний святого, «Излечить страх» суматошно прыгает из эпохи в эпоху и показывает врача-священника то в Ташкенте 1917-го, то в Крыму 1961-го, то в ссылке, то на допросе, то в военном госпитале во время войны… Однако такое отражение жизни святителя даже «галопом по Европам» не назовешь, поскольку лента получилась удивительно примитивной и поверхностной, не дающей даже общего представления о вкладе Войно-Ясенецкого в науку, в религиозную жизнь, в религиозную философию…

Осталась за кадром и значительная часть его семейной жизни. Картина довольно подробно рассказывает о болезни и смерти его жены (хирург, разумеется, никогда бы не стал монахом, если бы не остался вдовцом), но дети святителя практически исчезают из повествования после принятия Войно-Ясенецким сана, и лента оставляет несведущих зрителей в волнении и недоумении по поводу того, что советская власть сделала с отпрысками несгибаемого иерарха. Стоило, наверно, хотя бы в финальных титрах упомянуть, что все они смогли сделать медицинские карьеры, несмотря на «пятно» в их биографии.

И так далее, и тому подобное. За пять минут чтения статьи в Википедии можно узнать и понять о святителе больше, чем после двух часов просмотра. При этом несгибаемость и выдержка Луки делают его не особенно интересным драматическим персонажем, поскольку фильм, в сущности, просто перечисляет некоторые испытания, выпавшие на долю святого, и демонстрирует, как Войно-Ясенецкий раз за разом вел себя наилучшим, наиидеальнейшим образом. Он даже заботился о здоровье гэпэушника, который его допрашивал и который умер прямо на рабочем месте, так и не сумев сломить епископа! Человеческая слабость хирурга за весь фильм проявляется лишь в одной-единственной сцене – когда он молит умирающую жену не покидать его. Это достойный пример для подражания, и не только для воцерковленных людей. Но драматическое повествование требует более человечного и более слабого главного героя – того, кто с трудом преодолевает испытания, а не отмахивается от них как от назойливых мух.

Чтобы как-то это компенсировать, фильм пытается предложить второго главного героя – молодого монаха, который в 1961 году прислуживает умирающему архиепископу и «стучит» в «органы» (по ходу действия ему приказывают совершить еще более омерзительный поступок). Этот персонаж куда слабее и человечнее Луки, но герой, за душу и совесть которого зрители должны переживать, из него не получается. Во-первых, потому что мы не знаем, что заставило его работать против Церкви (может, он отчаянный карьерист?), а во-вторых, потому что монашек тонет в лучах харизмы, которые источает Виталий Безруков (отец Сергея Безрукова) в образе благообразного ослепшего старика. Такой вот парадокс. Один герой проходит сквозь невзгоды как нож сквозь масло, а другой не вызывает симпатии. И убедительная актерская игра эту фундаментальную проблему не решает.

Предвосхищая критику, авторы фильма уже объявили, что «Излечить страх» – это лишь выжимка из готовящегося сериала о святителе и что полная версия повествования подробнее раскроет затронутые темы и предложит не скомканное, а обстоятельное и глубокое повествование. Возможно. Но в этом случае, пожалуй, стоило сразу выпустить сериал, да подлиннее. Потому что из фильма можно узнать только, что был такой замечательный пастырь и врач и что советские горки не смогли его укатать. А этого достаточно лишь для надгробной надписи, а не для байопика.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *