Измайловский храм

Построен в имении бояр Романовых Измайлове, на месте шатровой деревянной Покровской церкви, известной с начала XVII века. В XVII веке старинное село Измайлово стало одной из главных царских загородных резиденций. Здесь находился большой каменный дворец, обнесенный оградой, было вырыто 20 прудов, процветали огородничество, садоводство, пчеловодство, произрастал лен, хмель, был устроен стеклянный завод. Строительство каменного храма в усадьбе Измайлово было начато в 1671 г. зодчим Иваном Кузнечиком. Собор, который является одним из самых грандиозных сооружений XVII века, построен из большемерного кирпича на белокаменном цоколе. Это четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным покрытием. При неглубоком фундаменте он имеет толщину стен около 2,5 метра.

Снаружи здание было украшено резными белокаменными и кирпичными деталями и керамическим изразцовым декором голубого, желтого и зеленого цветов. Изразцы изготовили мастера Степан Иванов по прозвищу Полубес и Игнат Максимов. Тимпаны закомар сплошным узором закрыты изразцами с рисунком «павлинье око». Изразцовые фризы украшают барабаны глав. В изразцах встречаются изображения ромашки, гвоздики, репейника и стилизованных рисунков цветов. В 1674 г. строительные работы были закончены. После скоропостижной кончины царя Алексея Михайловича в 1676 г., взошедший на престол царь Федор Алексеевич пригласил для украшения Покровского собора мастеров Оружейной палаты, которые выполнили роспись стен. Для создания пятиярусного иконостаса, были приглашены мастера из Ярославля, Костромы, Сергиева Посада и других городов, так как для написания икон иконостаса, высота которого равна высоте шестиэтажного дома, московских живописцев не хватало. Деисусный и местный ряды были написаны ярославскими мастерами, праздничный – мастерами из Троице-Сергиевой лавры, пророческий – костромичами, верхний ряд – москвичами. Собор освятили 1 октября 1679 г. Звонница находилась на верхнем ярусе мостовой башни, во втором ярусе располагались звонари, нижний ее ярус был проездными воротами.

Во время войны с Наполеоном имущество собора было разграблено французскими войсками.

От костров, которые солдаты разожгли прямо в соборе, возник пожар. От огня треснул свод, покосился главный купол, разрушились окна. Храм долгие годы с тех пор стоял запертым. В 1840-е гг. по приказу императора Николая I в Измайлове была открыта Военная богадельня для ветеранов войны 1812 г. Для нее по проекту архитектора К.А. Тона в 1849 г. возвели несколько зданий. Два здания богадельни пристроили вплотную с восточной, северной и южной сторон к Покровскому храму, чтобы при открытых северных и южных церковных вратах ветераны могли слышать богослужение. Иконы в чудом уцелевшем иконостасе были обновлены художниками Академии художеств под руководством Ястребилова. Храм был освящен 8 апреля 1850 г.

Николаевскую военную богадельню закрыли в 1918 г., богослужения прекратились. Вскоре в соборе был устроен архив НКВД, в 1928 г. наиболее ценные иконы исчезли. Удалось спасти святыню храма – чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери. Позже в храме устроили овощной склад, иконостас уничтожили, из икон большого размера сделали стеллажи. Эти иконы из пророческого и праотеческого рядов, сильно разрушенные, в 1960-е гг. попали в Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Оставшееся внутреннее церковное убранство было вывезено и исчезло бесследно. Корпуса богадельни отдали под жилые квартиры. В ходе реставрации собора, проводившейся в 1980-е гг., предполагалось переоборудовать его в концертный зал. Однако 25 мая 1997 г. в соборе после долгого перерыва был отслужен молебен, Храм восстанавливается. В нем сохранились старинные паникадила, возвращена часть икон из иконостаса. Чудотворный список Иерусалимской иконы Божией Матери, пребывающий в Покровском соборе, был написан во второй половине XVII века мастерами Оружейной палаты. Святыня пребывала в уже упраздненном соборе до 1932 г. Потом она сохранялась в храме Рождества Христова в Измайлове.

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни». http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/

Прямая трансляция богослужений

Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце ХVII в.; в начале ХVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко.

Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон ХVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. ХIХ в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой.

В храме находится (с 1804 по 1854 гг., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в. , а впоследствии окончательно уничтожен в конце 1920-х гг. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 гг. В ХIХ в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых.

В храме Рождества Христова 25 октября 1945 г., в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, был рукоположен в сан иерея и начал свое священническое служение архим. Иоанн (Крестьянкин).

Храм не закрывался.

Престолы

Главный — Рождества Христова; приделы — Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной).

Святыни

Чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма, совершается второе в году, храмовое празднование — в одно из воскресений пасхального цикла), икона ХVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

Расписание богослужений:

В воскресные и праздничные дни две Литургии в 7:00 и в 10:00.

В будни одна Литургия в 9:00 и Вечерня в 17:00.

Вечерня с акафистом:

в воскресение — Иерусалимской иконе Божией Матери;

во вторник — поочерёдно иконам Божией Матери Казанской и «Неупиваемая чаша»;

в четверг — святителю Николаю Чудотворцу;

в пятницу — Спасителю.

Добрый день! Объясните, что нужно делать, если была нарушена последовательность обрядов. Я и мой муж стали крестными родителями племянницы мужа, будучи сами не крещеными. Это был 85-86 год… Особо ничего не знали, никто в церки не спросил, не сказал ничего, сказали только сколько будет стоить… Лет через 5 у нас родился сын и мы его покрестили, будучи сами не крещеными, но в крестных родителей взяли крещеных. Спустя года 4, когда крестили дочь, покрестились и сами. Сейчас у сына неприятности со здоровьем. Одна бабушка сказала, что все его проблеммы от нарушения последовательности церковных обрядов. Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? Может, это можно где-то почитать? Разговаривать пыталась с бабушками при церкви, но не нашла ответа. В нашем областном центре, в Самаре, построена самая большая мечеть в Европе. У нас в городе есть мечети, молебные дома, кирки и т.д. куда зазывают, очень внимательно к людям относятся… Мои предки христиане, были в роду прадеды служители церкви, и грустно что сейчас не у кого спросить.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *