Изучение священного писания

Посетителям нашего портала мы задали вопрос, читают ли они и как часто Священное Писание. В опросе приняли участие около 2000 человек. Оказалось, что более трети из них вообще не читают Священное Писание или делают это крайне редко. Постоянно читают Священное Писание примерно четверть от числа опрошенных. Остальные – время от времени.

В самом Священном Писании говорится: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39); «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16). Как видим, чтение и изучение Священного Писания вменяется в основное делание и обязанность верующего человека.

С просьбой прокомментировать результаты опроса и ответить на вопросы, почему так важно христианину постоянно обращаться к Священному Писанию, как сделать нормой чтение и исследование слова Божия, как приучить к этому детей, как правильно заниматься изучением Священного Писания, нужно ли использовать толкования, мы обратились к протоиерею Олегу Стеняеву.

Протоиерей Олег Стеняев Если христианин не обращается к Священному Писанию, то его молитва, не соединенная с чтением слова Божия, скорее всего, является монологом, который выше потолка не поднимается. Для того, чтобы молитва стала полноценным диалогом с Богом, ее надо соединить с чтением Священного Писания. Тогда, в молитве обращаясь к Богу, через чтение Его слова мы будем получать ответ на наши вопрошания.

В Писании сказано, что не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих (см.: Втор. 8: 3). Мы должны помнить о том, что человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Слово Божие – это и есть пища для нашего внутреннего, духовного человека. Если мы физического человека не покормим день, два, три, четыре, станем пренебрегать заботой о нем, то результатом будет его истощение, дистрофия. Но и духовный человек может оказаться в состоянии дистрофика, если в течение длительного времени не читает Священное Писание. А потом он еще удивляется, почему у него слабеет вера! Источник веры известен: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Поэтому каждому человеку совершенно необходимо прильнуть к этому источнику.

Читая Священное Писание, мы погружаем свое сознание в заповеди Бога

1-й псалом начинается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1: 1–2). Здесь, в первом же стихе, нам показаны три положения человеческого тела: не ходит, не стоит, не сидит. А далее говорится, что верующий в Законе Божием пребывает день и ночь. То есть Закон Божий подсказывает нам, с кем нельзя ходить заодно, с кем нельзя стоять заодно, с кем нельзя сидеть вместе. Заповеди – в слове Божием. Читая Священное Писание, мы погружаем свое сознание в заповеди Бога. Как Давид говорил: «Слово Твое – светильник ноге моей» (Пс. 118: 105). А если мы не погружаем свое сознание в слово Бога, то мы как во тьме ходим.

Обращаясь с наставлением к юному епископу Тимофею, апостол Павел писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением и учением» (1 Тим. 4: 12–13). А боговидец Моисей, поставляя Иисуса Навина, говорил ему: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся к ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8).

Как правильно заниматься изучением Священного Писания? Я думаю, что надо начать с Евангельского и Апостольского чтений дня, указания на которые есть в каждом церковном календаре – а такие календари сегодня есть у всех. В старину было принято: после утреннего правила человек открывал календарь, смотрел, какое сегодня Евангельское чтение, какое Апостольское чтение, и читал эти тексты – они были своего рода назиданием ему на этот день. А для более интенсивного изучения Священного Писания очень хорошо время поста.

Обязательно надо дома иметь Библию, подобрать для себя такой экземпляр, который будет удобен для ваших глаз, который в руках приятно держать. И чтобы обязательно была закладка. И под закладку надо читать фрагмент Священного Писания от начала до конца.

Конечно, рекомендуется начинать с Нового Завета. А если человек уже воцерковлен, ему надо хотя бы раз прочитать целиком всю Библию. И когда человек будет время поста использовать для интенсивного изучения Священного Писания, это принесет ему Божие благословение.

Давно замечено, что, сколько бы раз человек ни читал один и тот же библейский текст, в разные периоды жизни он открывается новыми гранями. Точно так драгоценный камень, когда его поворачиваешь, сияет то синим, то бирюзовым, то янтарным. Слово Божие, сколько бы раз мы ни обращались к нему, будет открывать нам всё новые и новые горизонты богопознания.

Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал новоначальным знакомиться с Новым Заветом по толкованиям блаженного Феофилакта

Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал новоначальным знакомиться с Новым Заветом по толкованиям блаженного Феофилакта. Эти толкования хоть и краткие, но передают самую суть текста. И в своих комментариях блаженный Феофилакт не отходит от темы. Как известно, он за основу брал творения святителя Иоанна Златоуста, но из них выделял только то, что относится непосредственно к тексту, который комментируется.

Читая сам библейский текст, надо всегда под рукой иметь или Толковую православную Библию, или тот же комментарий блаженного Феофилакта, и когда что-то непонятно, обращаться к ним. Сам комментарий, без библейского текста, читать достаточно сложно, ведь это все-таки справочная литература; надо обращаться к нему, когда сталкиваешься с непонятным или сложным фрагментом Библии.

Родители должны вместе со своими чадами изучать Священное Писание

Как приучить детей читать Священное Писание? Думается, родители должны вместе со своими чадами изучать Священное Писание. В Библии неоднократно говорится о том, что именно отец должен обучать Закону Божиему своих детей. И, кстати, ни разу не говорится о том, что дети должны учиться. Это означает, что, хотят они или не хотят, всё равно с ними надо заниматься Законом Божиим и читать Библию.

Ректор библейского колледжа «Наследие» и бывший главред «Предания» Владимир Стрелов советует книги о Писании.

Священное Писание «можно только читать, но никогда не прочесть» (И. Я. Гриц). Так и толкования, какими бы прекрасными они ни были, не смогут исчерпать все богатство смыслов Слова Божия. Тем не менее, сегодня мы попробуем составить мини-гид из книг, аудиокниг и курсов лекций для начинающих и продолжающих изучать Библию.

Прот. Мень «Сын Человеческий». Самое главное в Христианстве – Сам Христос. Самое главное в Священном Писании – Его история. И эта (аудио)книга замечательно помогает вжиться в Евангельские события, почувствовать их в контексте эпохи. При этом текст будет читать легче, чем само Евангелие.

Много начинающим может дать и книга Б. Гладкова «Толкование Евангелия», которая была написана человеком, открывшим для себя христианство, и горящим желанием поделиться своей верой с другими. Ее также можно послушать.

Общее представление о Новом Завете можно получить изкурса лекций младшего друга о. Александра, свящ. Георгия Чистякова, филологическая проницательность которого сочетается с глубокой любовью к Слову Божию.

Перевод М.П. Кулакова (можно читать и слушать) Синодальный перевод, которым мы все пользуемся, без сомнения, остается самым популярным и самым достойным по стилистике, точности передачи смысла. Однако во многих местах он не безупречен, особенно сложно читать Послания апостола Павла. Перевод под ред. М.П. Кулакова, в создании которого принимал участие и А. С. Десницкий, поможет вам освежить восприятие текста Нового Завета.

Л. Буйе «О Библии и Евангелии». Книга, написанная библеистом и знатоком Отцов Церкви Л. Буйе, поможет увидеть динамику Библейского Откровения: как Бог творил мир, созидал народ Божий, через пророков призывал к изменению сердца, и, наконец, отдал Сына Своего для искупления всех нас, чтобы мы могли жить в свете и радости.

Толкования свт. Иоанна Златоуста. Говорят, когда о. Иоанн Кронщтадтский, еще будучи студентом, читал эти толкования, нередко он даже хлопал в ладоши от восхищения – настолько вдохновенно звучит слово великого святителя. Однако беседы Златоуста не подходят для «легкого чтения»; первые семьдесят страниц придется потрудиться, привыкая к его стилю, — зато потом вы будете получать истинное наслаждение, и последующие выжимки из него (архиеп. Аверкий (Таушев), свт. Феофилакт Болгарский) вы будете использовать только в случае, когда надо быстро что-то посмотреть.

Упомяну и блаж. Феодорита Кирского, который прокомментировал практически все книги Ветхого и Нового Завета. Феодорит умеет в немногих словах сказать самое важное, и его толкования замечательно дополняют пространную речь Златоуста.

Архим. Ианнуарий Ивлиев «Беседы по посланиям апостола Павла». Павла нелегко читать, еще труднее бывает понять, о чем он пишет. Благодаря значительной эрудиции, которой обладает профессор Санкт-Петербургской духовной академии, вы совершенно по-новому взглянете на писания прославленного «апостола языков», которого за его вклад в осмысление нашего спасения называют не без преувеличения, конечно, «вторым основателем христианства». Книжным дополнением к этим лекциям послужат замечательные толкования Феофана (Затворника). Ученик архим. Ианнуария, прот. А. Сорокин, написал замечательный современный учебник по Новому Завету, который можно горячо рекомендовать.

В. В. Сорокин, историко-культурный контекст Св. Писания. Если для вас Ветхий Завет – книга вторичная, то это может быть связано с тем, что читать его сложно – слишком культура, менталитет людей отличались от нашего. Но без знания Ветхого Завета все наше понимание Нового Завета рискует стать неконкретным, и мы будем больше фантазировать, чем в действительности понимать текст. Прекрасной прививкой хорошего вкуса являются лекции по Ветхому Завету И. Я. Грица и В. В. Сорокина, в частности, и совсем недавно появившийся курс по Библейской аскетике.

Л. Н. Ратнер «Библия и искусство». Библия родилась не в вакууме: в культуре-культе люди осмысляли свою жизнь, бытие перед Всевышним. И, только появившись, Св. Писание стало источником непрекращающегося вдохновения для многих поколений художников, скульпторов, архитекторов. Курс Л. Н. Ратнер поможет вам увидеть эти связи, почувствовать и пережить прикосновение к Искусству, озаренному Евангелием.

Для желающих кратко познакомиться с основами научного чтения Синоптических Евангелий рискну предложить свой курс, прочитанный в прошлом году для студентов института св. Фомы Аквинского. Слушателями были католики, протестанты, православные и только ищущие Бога, что придало некоторую специфичность подбору материала.

Я глубоко убежден, что самостоятельное чтение и изучение – это важный шаг. Но как во всякой школе, за первым шагом должен идти следующий. И я горячо рекомендую вам стать участником группы по изучению Св. Писания, тем более, что на Предании существует целый раздел, где вы можете узнать о группах в вашем городе и об особенностях групповых чтений. Для тех же, кто захочет стать «профессиональным читателем Библии», прямая дорога в Библейский колледж «Наследие» — учеба там обогащает.

«Желающие сыскать в море драгоценные камни ищут их не сидя на берегу и считая волны, а спускаются на самую глубину, сходят в недра безны и находят искомое, — хотя, что за важную пользу приносит нашей душе нахождение таких камней? А что касается Божественных Писаний, этих духовных драгоценных камней, то здесь и опасностей нельзя подозревать, и труд не велик, и польза несказанна» (Свт. Иоанн Златоуст, беседы на книгу Бытия, беседа 9).

Владимир Стрелов,
ректор Библейского колледжа «Наследие»,
бывший гл. редактор медиатеки «Предание.ру»

Библия онлайн | для того, чтобы читать и изучать Слово

Библия – это книга, которую христиане читают каждый день. Павел писал Тимофею, что читать Библию полезно и для обучения, и для исправления и для наставления в праведности.

Читая Писание и следуя наставлению апостола, мы совершенствуем свою жизнь. Еще лучше изучать Библию – углубляясь в текст. Мы постарались облегчить этот процесс, именно поэтому собрали в одном месте: разные переводы Слова, которые можно сравнивать и анализировать, толкования и комментарии Библии, симфонию, словари. Разместили аудио Библию, а также ее детскую версию. Надеемся, что вы извлечете пользу из этого сайта.

На сайте вы найдёте: 11 вариантов перевода Нового Завета и 4 полных перевода Библии на русском языке. Кроме этого, переводы на белорусском, украинском, английском, греческом. 7 вариантов аудио Библии. 15 толкований – святоотеческих, реформаторских, современных. Симфония и словари. Ежедневно этими материалами пользуется порядка 20 000 человек, в год читается около 33 миллионов страниц.

2.5. Правила чтения Священного Писания

«Пространный Катехизис» указывает три основных правила, которым необходимо следовать при чтении священных книг .

а) «…должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о разумении оного».

Для правильного уразумения Священного Писания необходимо доверие тому, что Господь хотел открыть нам в Своем слове. Кроме того, необходима молитва, поскольку одного естественного человеческого разума недостаточно для проникновения в смысл Писания, для этого необходима помощь свыше. Прп. Исаак Сирин (VI—VII вв.) учит:

«никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл» .

Особенно полезно слушать Священное Писание в храме, поскольку здесь чтение Слова Божия сопряжено с церковной молитвой и само слушание Священного Писания предваряется особой молитвой, в которой испрашивается у Бога отверзение нашего ума для разумения Писания. Чтение Слова Божия рассматривается Церковью как один из способов богообщения.

«Благоговейное чтение Священного Писания не только дает нам знание о Боге, но, отчасти, знание Самого Бога, в некоторой мере приобщая нас Ему» ;

б) «…должно читать оное с благоговением, как слово Божие, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам».

Иными словами, чтение Священного Писания является для нас действенным в том случае, если, читая Писание, мы ставим перед собой именно духовные задачи, не преследуя каких-либо посторонних целей, как то: сдача экзамена, составление проповеди или статьи, расширение кругозора и тому подобное.

в) «…понимать оное должно согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых Отец».

«Церковь знает множество святых, которые, будучи богословами и духовными учителями, защищали и объясняли православную веру. Они называются Святыми Отцами Церкви, а их учение называется «святоотеческим»… Все Святые Отцы… сочетали блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их действительно Святыми Отцами Церкви» .

Почему Священное Писание следует понимать согласно изъяснениям свв. отцов Православной Церкви? В настоящее время, особенно в протестантской среде, распространено мнение, согласно которому существует некий чистый смысл Священного Писания. Для постижения этого смысла необходимо при истолковании Писания отказаться от всяких внешних авторитетов и стремиться к буквальному, незамутненному пониманию библейского текста. Но именно об опасности такого самочинного и упрощенного толкования Священного Писания многократно предупреждали свв. отцы. Свт. Григорий Нисский писал:

«Представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом».

Поэтому надо

«благоговеть перед достоверностью тех, кто свидетельствованы Святым Духом, пребывать в границах их учения и знания» .

В действительности никакого чистого смысла Священного Писания не существует, каждый человек понимает все, в том числе и Священное Писание, в свою меру, которая определяется духовным возрастом человека, его жизненным опытом и общим уровнем культуры. Любое восприятие и понимание всегда субъективно. Можно сказать, что понимать и интерпретировать — это одно и то же. Понять — это и значит истолковать приемлемым для себя образом. Поэтому вопрос не в том, толковать или не толковать, интерпретировать или не интерпретировать, а в том, на основании каких критериев это делать: положить ли в основание нашего понимания Библии толкование учителей, святость которых засвидетельствована Церковью, или же довериться сомнительным мнениям противоречащих друг другу проповедников?

Но каким образом отличить подлинное учение свв. отцов, имеющее авторитет, от частных мнений тех или иных отцов, которые могут быть и ошибочными? Для этого существует специальное понятие: «согласие отцов (consensus patrum)». В свято-отеческом учении принимается только та часть его, по которой имеется единодушное мнение всех или по крайней мере значительного большинства свв. отцов. По принципиальным вопросам догматического характера существенных расхождений у свв. отцов практически не бывает.

«Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа Святого» , —

писал св. Иоанн Дамаскин.

Согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой богословское мнение, с которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным учению Церкви. Блж. Августин предупреждает:

«Кто отступает от единодушного согласия Отцов, тот отступает от всей Церкви» .

Пято-Шестой Трулльский Собор 691-692 гг. своим 19-м правилом постановил:

«аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Библия – вечная Книга и духовный спутник человечества, она не знает границ во времени и пространстве и обращается к сердцам людей, говорящих на сотнях языков.Перевод Библии на русский язык осуществлялся Санкт-Петербургской, Московской, Казанской и Киевской духовными академиями с 1856 по 1876 год.В основу перевода был положен русский текст Нового Завета, Псалтыри и Пятикнижия, появившийся в результате работы Российского Библейского Общества в 1816-1826 годах. Окончательная редакция осуществлялась Святейшим Синодом и лично митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Полный текст перевода был опубликован в 1876 году.Синодальный перевод является основным текстом Библии для всех христиан России.

В нашей электронной библиотеке вы можете скачать книгу «Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета» автора Священного Писания в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации. Ниже вы можете оставить отзыв о прочитанной или интересующей вас книге.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *