К в зорин

12 3 4 5 6 7 …54

Зорин К. В.

Гены и семь смертных грехов

Благословение Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Центр создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Духовник и руководитель Центра — иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор.

На 1–й странице обложки — фрагмент гравюры итальянского художника XVIII в. «Скорбь матери».

Генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате коего страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: «Ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3, 19). И наоборот: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс. 111,1–2). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, глава XII, п. 5.

Приняты Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 г.

Авторская благодарность

В работе над книгой мне очень помогли мои родители В. П. и Е. В. Зорины, брат С. В. Зорин, иеромонах Анатолий (Берестов), протоиерей Леонид Царевский, протоиерей Николай Соколов, иерей Андрей Румянцев, К. О. Сердюк, И. Ю. Третьякова. Я горячо благодарю за вдумчивые редакторские комментарии Н. В. Полубоярова, Т. Е. Сергиенко, Л. Г. Бугрову, О. Г. Рогаченко, Л. А. Сердобинского, Н. В. Сомина, а также сотрудников кафедры медицинской генетики и клинической биохимии МГМСУ, профессора Л. В. Акуленко и ассистента О. М. Захарову. Компьютерный набор книги профессионально сделали И. Д. Сергиенко и В. И. Уличев.

Я сердечно благодарен всем им и многим другим людям за молитвенную поддержку, внимание и ценные замечания при обсуждении текста. Также я глубоко признателен тем читателям, которые прислали отзывы на мои прежде вышедшие книги и которые не сочтут за труд указать на возможные ошибки, упущения или высказать пожелания по усовершенствованию этого издания.

Обдумывая приходящие ко мне письма, я стараюсь отвечать на содержащиеся в них вопросы и просьбы в своих книгах. Поэтому заранее приношу читателям извинения за то, что не консультирую кого–либо на основании полученных писем, не ставлю диагнозов на расстоянии и не высылаю свои книги почтой.

Прошу писать по адресу:

117208, г. Москва,

Зорину Константину Вячеславовичу, до востребования

Постепенное разрушение человеческой души, душевности у наших близких или дальних предков может нам передаваться наследственно и вдруг разразиться болезнью. Но я хочу сказать с совершенной убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать только греховности, своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле, происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая–либо другая болезнь непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает, и не так редко, что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению.

Митрополит Антоний Сурожский

На роду написано — можно ли это изменить?

Однажды к замечательному подвижнику нашей эпохи, старцу Паисию Святогорцу пришел взволнованный юноша, который никак не мог совладать с собой. Выяснилось, что один неопытный духовник вместо дельного совета все проблемы и невзгоды юноши «списал» на его злополучные гены. От безысходности молодой человек впал в отчаяние.

Старец Паисий сетовал, что люди иногда мучаются помыслом, будто они обременены тяжелой наследственностью. Вернее, демон приносит им такую мысль, желая устрашить, заморочить голову и без серьезных поводов вывести из строя. «Да хотя бы в человеке действительно было что–то наследственное, — уверял старец, — перед благодатью Божией не может устоять ничего».

Однако афонский подвижник нисколько не отрицал и не принижал роль генов. «Каждого Бог наделил дарованием, необходимым для того, чтобы получить пользу, — независимо от того, использует человек это дарование во благо или нет, — указывал он. — Если человек использует дарованное ему с пользой, то он достигнет совершенства. Наши недостатки — приобретены ли они от собственной невнимательности либо унаследованы от наших родителей — это тоже наша собственность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу для того, чтобы от этих недостатков освободиться (курсив. — К. З.)».

Как видим, наследственность и духовность нужно рассматривать в единой связи. А такая связь гораздо сложнее и крепче, чем кажется на первый взгляд. Для того, чтобы лучше уяснить ее, надо хорошо понимать закономерности духовной, душевной и телесной природы человека, причины его страданий и способы их врачевания (см. приложение I и III).

Мы не являемся только духовными, только душевными или только физическими существами. По меткому выражению митрополита Антония Сурожского, «полнота человека — не в его духе или его душе, а в его духовно–душевном единстве с телом. В этом отношении наше тело бесконечно более значительно и обладает бесконечно большими возможностями, чем мы обычно думаем».

Поэтому при анализе духовной и психологической сферы человека необходимо учитывать его биологическую сторону, а при изучении функций организма — его психологию и духовность. Кроме того, симптомы болезней нужно уметь отличать от признаков нравственной испорченности.

Не секрет, что мы буквально сотканы из противоречий. Радость и печаль, злоба и нежность, вдохновение и апатия, жажда наживы и укоры совести — всё переплетено в тугой узел. Вспомним, к примеру, царя Иоанна Грозного — жестокого тирана и одновременно смиренного богомольца, при котором Россия одержала громкие победы и перенесла тяжкие потрясения. Кто разберется, что и чем было обусловлено в его личности?

Истоки многих наших жизненных перипетий, болезней и нервных срывов коренятся в сокровенных тайниках духа, в «недрах сердца», в неосознанных поступках, в унаследованных склонностях и приобретенных привычках. Роль генетики здесь не переоценить.

Грехи родителей и страдания детей: существует ли связь?

Наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей? Нет? Тогда почему болезни предков, как следствие грехов, передаются по наследству ни в чем не повинным потомкам? Можно ли молиться об исцелении от таких болезней? И почему Бог наказывает «вину отцов в детях»? Об этом для портала «Православная жизнь» — канд. богословия архимандрит Феогност (Пушков).

Евангелие, т.е. Благая Весть о спасении, приносит нашему сердцу радость совершенного отпущения грехов, данного каждому верующему в Едином Крещении именем Святой Троицы. С другой стороны, живя в мире, преисполненном страданий, человеческая мысль пытается осмыслить окружающую нас реальность. Особенно когда страдания входят в нашу жизнь – касаются наших ближних или нас самих. Нередко поверхностно рефлектирующая мысль приходит к упрощенным вариантам ответа, а жизнь «разбивает» возникшие у нас теории. В таком случае многие люди говорят об «утрате веры», отчасти это именно так, только необходимо уточнить, что это была вера в наши концепции, что отнюдь не равнозначно подлинной религиозной вере, основанной на живом Откровении Слова Божьего.

В основе религиозного откровения лежит не теория, а факт: Бог вступил в «собеседование» со Своим творением. Любой религиозный догмат представляет собою реальность жизненную, реальность духовного опыта (даже если излагается схематическим методом). И на вопрос «наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей?» Церковь твёрдо отвечает: «Нет! И тем более, ни о каком наследовании вины по факту рождения не может быть и речи после возрождения человека в Крещении». Но у нас налицо факт наследственных заболеваний, которые иной раз и являются у родителей следствием тех или иных их личных грехов, но передаются совершенно не повинным в том детям. Как объяснить этот факт? Так же в Священном Писании (собственно, в Ветхом Завете) даны четкие указания, что Бог наказывает «вину отцов в детях». Как объяснить эти библейские высказывания? Начнем с последних.

Дурной пример

Язык Священого Писания с трудом понимается современным читателем. Не потому, что это «язык шарад и загадок» (это совсем не так), а потому, что текст написан в категориях мышления и способах изъяснения, присущего людям, жившим в очень далекие от нас времена. Это, если хотите, «социо-лингвистический разрыв». Вот библейский текст, на который чаще всего ссылаются те, кто распространяют далекие от Библии мнения, что Бог карает детей за грехи родителей: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи , прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7 – см. так же Исх.20:5-6; Втор. 5: 9-10; Иер.32:18).

Смысл этого библейского текста невозможно понять, не учитывая патриархального уклада библейской культуры. При патриархальном укладе дети наследовали профессию (и все «секреты ремесла») своих родителей. Если отец был плотник, то им будет и сын, и его сын и так далее. «Отрыв от корней» очень строго осуждался обществом, а лица, ставшие маргиналами, как правило, становились изгоями. Итак, отец — плотник, и сын его – так же. Мать — ткачиха? И дочь ее так же. Ну а если отец — грабитель или пират, то кем будет его сын? Правильно, грабителем или пиратом. А если мать — блудница из публичного дома, то кем будет ее дочь, согласно «обычаям общества»? Правильно, пойдет по стопам матери.

Вот потому в данном тексте и сказано, что Бог наказывает «в детях вину отцов», т.е. если Он увидит, что дети развивают не доброе, а злое наследство, то Он покарает детей за то, что они продолжают грехи родителей. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае, если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами Исх. 20:5 «Я – Господь, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящим Меня», т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания. Это прекрасно подтверждает преп. Ефрем Сирин комментарии на Исх. 20:5: «Бог, по Долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, коль скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим»1. В прямом юридическом смысле «отец не возьмет греха сына, ни сын не возьмет греха отца своего, но каждый умрет в собственном своем грехе»2.

Отказ «искупить вину»

Однако понятие «наследование вины» имеет еще и второе значение – это отказ «искупить вину» (в случае если это возможно) своих родителей. К примеру, родители путём подлога и подкупа отобрали у своего соседа его имущество и передали его своему сыну, который знает о происхождении этого наследства. И хотя он сам лично не грабил, но он несет вину за то, что не возвращает обнищавшему с помощью его родителей соседу то, что ему причитается. Наверное, именно эта степень вины весьма актуальна для немалого числа наших современников. Не говоря про всё перевернувшую вверх дном трагедию 1917 года, напомним лишь времена «приватизации», когда многое было нажито «предприимчивыми людьми» ценою слез и даже крови людей «не предприимчивых». Конечно, в таком случае вина пользующегося всем этим наследника не очищается самим актом Крещения, так как после Крещения он вновь возвращается к тому, что залито слезами и кровью невинных жертв.

Еще в Ветхом Завете Бог твердо убеждает народ, что только в случае отказа детей исправить вину отцов (т.е. в случае продолжения ими греха родителей) Он взыщет с них как с виновным. «Зачем вы употребляете в земле Израиля эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:2-4). И далее говорится, что если грешник оставит путь зла и исправит свои злодеяния (вернет награбленное, отпустит долги должникам и т.д.), то и ему Бог просит все грехи. Эту личную причастность детей ко грехам родителей прекрасно понимают сами наказываемые дети: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (Ездр. 9:7). «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» (Иер. 3:25). Если же человек видит глубокую испорченность нравов своего общества (в т.ч. и родителей), он должен выйти из этого общества – что, впрочем, и совершил Авраам, «порвав с корнями». А так как этот разрыв был во Имя Божье и ради святости и верности, а не из-за гордыни, то Бог благословил Авраама. Авраам, конечно, не мог отвечать за греховные дела своих родителей и своего общества, так как он полностью с ними порвал, т.е. не соучаствовал в их делах и не жил «согласно системе», насаждающей грех.

Люди, которые рвут с корнями, перестают себя осознавать и чувствовать как продолжение свих родителей. Осознающий же и чувствующий свою преемственность от предков, видит в себе и плоды их дел (хороших или плохих), волей или неволей, сталкивается с менталитетом, наследованным от отцов. Вот почему «наши грехи» и «грехи отцов», как правило, стоят в паре, где-то рядышком друг с другом.

Генетический момент

Теперь остается рассмотреть не нравственный, а генетический (или органический) ракурс данной проблемы. Если дети не виновны по самому факту рождения в грехах родителей, то почему болезни и страдания часто приходят по цепочке именно к детям?

Если в нравственной области человек представляет собою независимую личность, свободную «порвать с прошлым» (а значит, отказаться от наследства, заработанного не честным путем или полученного в результате отпадения от веры), то в области физиологической, органической человек является частью общей «плоти мира». Все Божье творение, вся природа представляет собою единый цельный живой организм. И как в нашем теле страдание одного члена (порез пальца) приводят к тому, что боль чувствует весь человек, а не только его палец, точно так же и в природе, частью которой (пусть и возглавляющей ее), является человек. Наше безнравственное поведение разрушает нас не только духовно, но и физически. И удивительно ли, что рождаются больными дети у людей, чей организм с юности был разрушен алкоголем, нервными стрессами, «свободной любовью» и т.п.? Скорее удивительно и чудесно, если при таком раскладе дел рождаются здоровые дети. А если еще учесть то состояние экологии, к которому пришли все мы совместными усилиями в погоне за «прогрессом», то удивительно, что все мы еще живы. Своими грехами, своим образом жизни (разрушающим единство человека с низшей природой) мы сами строим себе гроб. И тут не идет речь о «каре Божьей». Это не Бог карает нас, а мы сами собираем худое приданное будущим поколениям. Кто же виноват, что дети живут тем, что им оставили их родители? Ведь никому не придет в голову сказать, что «Бог покарал смертью того, кто выпил полный стакан цианистого калия»? Почему же мы говорим о «каре Божьей», когда видим, что ребенок алкоголиков рождается больным? Это неправильное суждение!

Христианское отношение к данному вопросу можно суммировать так: родители передают своим детям последствия своих грехов в виде болезней и других страданий, но не сами грехи, а потому и детей, которые страдают не «за вину», а «по вине» родителей, мы не считаем грешниками, проявляем к ним сострадание и стараемся облегчить их жизнь.

Конечно, Бог Всемогущий силен исправить то, что в нас было нарушено грехом. Он силен и детей, рожденных от «больного корня», исцелить. Но это уже совершенно другая тема. И верующие люди с любовью могут возносить свои просьбы к Богу об исцелении наследственных болезней, прилагая, в том числе, и естественные усилия на борьбу с ними.

1 Преп. Ефрем Сирин. Толкование на кн. Исход. Исх. 20:5 // Творения в 8 тт. М. 1994г. Т. 6. с. 369.

2 Свт. Василий Великий. Письмо № 223 (по нумерации PG) – в русском переводе № 215 // Письма (в переводе МДА), М., изд. «Сойкина», 1911г. с. 266.

Помочь проекту!

Константин Вячеславович Зорин

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии Московского Государственного Медико-Стоматологического Университета (МГМСУ). В 1995 г. окончил дневное отделение лечебного факультета ММСИ, затем — клиническую ординатуру по внутренним болезням и аспирантуру по медицинской психологии.

Одновременно обучался на вечернем отделении пастырско-богословского факультета Свято-Тихоновского Православного Богословского Института при Московской Патриархии и получил диплом бакалавра религиоведения.

Автор многих книг по христианско-ориентированной психологии и медицине. Опубликовал более 200 научно-популярных, научных и учебно-методических работ. Сфера интересов: опыт христианской психологии и психотерапии (душепопечения) в современной медицине и духовной культуре врача.

КНИГИ:

ХОЧЕШЬ ЛИ БЫТЬ ЗДОРОВ? Православие и врачевание

Стержнем этой книги стал специальный курс «Введение в духовную культуру врача», который автор преподает в одном из москов­ских медицинских вузов. Книга рассказы­вает о проблемах телесного и психическо­го здоровья человека в духе святоотеческого богословия и на языке, понятном современ­ному читателю. Речь идет об истории хрис­тианского врачевания, о духовных аспектах болезни, об очевидных и сокровенных свя­зях каждой из восьми греховных страстей с соматическими и психическими недугами и о том, как правильно лечиться духовными лекарствами.

ВСТАНЬ И ХОДИ. Шаги к выздоровлению

Данная работа является логическим про­должением предыдущей книги. Основная идея — помочь читателю использовать уни­кальный потенциал православно ориентиро­ванной психологии и медицины для профи­лактики и лечения различных заболеваний. Автор анализирует смысл и причины болез­ни, духовные факторы и механизмы ее раз­вития. Освещаются актуальные проблемы акушерства и гинекологии, а также лечеб­ной физической культуры и спорта. Как по­казывает опыт, эти темы находятся на греб­не читательского спроса.

ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ

Автор пишет о страданиях ребенка в си­лу последствий родительских грехов таких, как близкородственный брак, сексуальная распущенность, алкоголизм, курение, нар­комания и прежде сделанные аборты. Ес­ли отец или мать провоцируют у дитя стрес­сы, психические травмы, межличностные и внутренние конфликты, то в дальнейшем это грозит телесными, психическими и ду­ховными заболеваниями. Тяжкие последс­твия проявляются иногда спустя десятиле­тия, и люди недоумевают о причинах своих бед. Не всегда можно четко определить, как именно грех приводит к болезни. Но порой это все же удается…

ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ ДЕТИ

За что страдают дети, не имеющие лич­ных грехов, каких ошибок в воспитании следует избегать, чтобы не повредить ребен­ку, к чему приводит потеря смысла жиз­ни — вот далеко не полный перечень вопро­сов, которые рассматриваются в названной книге. Приводимые примеры и высказыва­ния призваны утешить того, кто испытыва­ет боль утраты родного ребенка или скорбит душой, сопереживая горю близких. Книга побуждает взрослых серьезнее задуматься о своей ответственности за рождение и вос­питание ребенка и предостерегает от роко­вых ошибок, за которые он расплатится сво­им здоровьем.

ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ ДЕТИ, ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ

Книга посвящена весьма важной теме — «Право­славие и педиатрия». Главы обогащены текста­ми другой прежде изданной книги автора «Гре­хи родителей и болезни детей». Так исполнены просьбы и пожелания читателей об объединении наиболее интересных и логически связанных ме­жду собой материалов в единый сборник. Он ад­ресован тем людям, которые хотят глубже узнать о духовных причинах болезни ребенка.

ПОЧЕМУ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ БОЛЬНЫМИ

Главный тезис книги такой: внутриутроб­ные и послеродовые страдания младенца час­то возникают по вине его родителей. Не неся персональной ответственности за беззакония своего рода, потомки крепко связаны с пред­ками генетически, психологически, соци­ально, культурно и духовно. Размышление над святоотеческими и научными текстами дает ключ к пониманию того, почему недуги эмбриона и новорожденного младенца зави­сят от поведения его родителей.

ИСЦЕЛИ МЕНЯ, ГОСПОДИ. Ароматера­пия телесных и душевных болезней

Книга посвящена темам, которые раньше в православной литературе фактически не обсуждалась. Какова роль небесных и зем­ных благовоний в деле спасения души и вра­чевания тела, каким образом диавол пыта­ется извратить замысел Божий об использо­вании душистых веществ, как люди приме­няли их в разные исторические эпохи, в том числе на Руси? Книга повествует об основ­ных принципах и методах современной аро­матерапии. Подробно характеризуются пят­надцать наиболее распространенных эфир­ных масел, их лечебное действие, показания и противопоказания. Предлагаются конк­ретные рецепты по лечению и профилактике различных заболеваний.

И БУДУТ ДВА ОДНОЙ ПЛОТЬЮ…

Книга описывает различные проблемы интимных отношений людей сразу с трех точек зрения — богословской, медицин­ской и психологической. Каждая обсуж­даемая тема, будь то психология блудной страсти, мотивы супружеской близости или ее влияние на здоровье плода, дает полез­ную информацию к размышлению. Автор опирается на уже известные факты и мне­ния ученых и богословов. При этом он ста­рается не просто объединить их, но соот­нести, обобщить, ответить на волнующие читателей вопросы и отразить новые аспек­ты проблемы.

ВИНО БЛУДА. Грехи молодости или здо­ровье семьи?

Данная работа целиком посвящена проблеме влияния грехов молодости на здоровье людей. Речь идет о заболеваниях, передаю­щихся половым путем, осложнениях конт­рацепции и генетических последствиях блу­да. Цель издания — предупредить читателей о негативном воздействии блудной страсти на здоровье человека и на благополучие чле­нов его семьи, прежде всего супруги (супру­га) и детей. Воистину, к разумному и дально­видному человеку не относится горькая на­родная мудрость: «Если бы молодость знала, если бы старость могла…»

ВИНО БЛУДА. ГРЕХИ МОЛОДОСТИ ИЛИ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ? (испр. и доп.)

Эта исправленный и дополненный вариант ранее опуб­ликованных книг «И будут два одною плотью…» и «Вино блуда». Здесь оставлены наиболее интересные материалы, вызывающие живой отклик читателей и не вошедшие в иные брошюры автора. Речь идет о мотивах и условиях супружеской близости, психологии блудной страсти и так называемом безопасном сексе. Издание адресовано тем людям, которые желают избежать грехов молодости или смягчить их тяжкие последствия.

ЧТО ТАКОЕ «НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПОРЧА». Взгляд православного врача

«Каждый из нас рождается не как новая тварь, а как наследник всех предыдущих по­колений. Во всех этих родах есть святые, есть те, кого мы назвали бы обычными грешни­ками — люди несовершенные, и есть греш­ники очень отъявленные… Каждый из нас по наследству получает свойства тела и ду­ши от всех предков, начиная с Адама и Евы. Но мы получаем иногда свойства не хорошие и не плохие: от нас зависит, что мы из них сделаем», — эти прекрасные слова митро­полита Антония Сурожского служат идеей данной книги.

ГЕНЫ И СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

Автор анализиру­ет, в какой степени личность человека, его здоровье и отношение к окружающему миру зависят от наследственности. В книге увлекательно рассказывается о генетических корнях некоторых болезней и грехов­ных страстей, о том, как гены, врожденные склоннос­ти и инстинкты влияют на наши поступки. Это делает материал интересным и полезным самому широкому кругу читателей. Книга адресована тем, кто пытает­ся глубже разобраться в себе, понять своих близких и разрешить насущные проблемы со здоровьем.

«ОДЕРЖИМЫЕ». ЗАВИСИМОСТЬ: компьютерная, игровая, никотиновая…

В последнее время люди все чаще сталкиваются с такими пагубными явлениями, как компьютерная, игровая и никотиновая зависимости. Современные дети и подростки предпочитают традиционным развлечениям курение табака, компьютерные технологии и азартные игры. Как оценить этот выбор с точки зрения христианской психологии и медицины? Почему так происходит, чем это грозит и как реагировать на это? Книга адресована широкому кругу читателей, особенно тем, кому не безразлична судьба нашего молодого поколения.

ЧТО СКРЫВАЮТ ОТ МОЛОДЫХ. Соблазны и болезни века

Сегодня многие средства мас­совой информации ведут оголтелую пропаганду нездоро­вого образа жизни и навязывают «идеальный» образ человека. Жертвой такой кампании становится прежде всего подрастающее поколение. Играя на его чувствах и страстях, телевидение и пресса соблазняют тем, что опа­сно для души и вредно для тела. Автор разъясняет, о чем умалчивает броская реклама табака, алкоголя, рок-му­зыки, абортов и «свободной любви». Книга адресована широкому кругу читателей, которые не желают быть об­манутыми и хотят иметь здоровое потомство.

ВРЕМЯ ОБНИМАТЬ И ВРЕМЯ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ОБЪЯТИЙ. В поисках супружеского счастья

Книга посвящена медико-психологическим вопросам пола. Речь идет о периодах и ритмах интимной жизни, разрушительном влиянии сексуальной революции, биологических и духовных гранях интимного влечения, сексуальной зависимости и методах ее преодоления, виртуальном блуде и многом другом. Автор опирается на работы священников, богословов, отечественных и зарубежных специалистов. Книга адресована тем читателям, которые хотят избежать личных и семейных проблем или благополучно разрешить их.

РЕБЕНОК С «ХАРАКТЕРОМ». В помощь родителям: недетские проблемы детского возраста

Книга посвящена коррекции и профилактике различных аномалий детского характера. Рассматриваются такие острые проблемы, как курение, алкоголизм, агрессивность, тревожность, депрессивность, конфликтность и капризность ребенка, чрезмерное увлечение спортом и компьютером, поведение интернет-зависимых и сексуально расторможенных детей. Автор предлагает много практических рекомендаций по каждому вопросу. Книга адресована широкому кругу читателей, которые хотят вырастить и воспитать духовно, психологически и физически здорового ребенка.

ОБ ОЧЕНЬ ЛИЧНОМ С ПРАВОСЛАВНЫМ ВРАЧОМ

Автор обращается к духовным, медицинским и психологическим проблемам, возникающим в личной жизни человека: влиянии на детородную функцию мужчин и женщин различных средств и методов контрацепции, нездорового образа жизни и заболеваний, передающихся половым путем. Также рассказывается о духовном смысле, причинах и лечении бесплодия, мотивах зачатия и способах воспитания младенца во чреве. Книга адресована широкому кругу читателей, особенно тем, кто заботится о счастье и благополучии своего ребенка еще до его появления на свет.

ЖАЛО В ПЛОТЬ. Если Господь не исцеляет…

Почему самочувствие не улучшается, несмотря на все наши просьбы и усилия? Для чего попускаются острые и хронические заболевания? Какие могут быть духовные причины внезапной и скоропостижной кончины? Что делать, если медицина бессильна? Как извлечь из болезни духовную пользу? Автор анализирует физические страдания с разных точек зрения: как жертву, свидетельство, знамение, испытание, избавление, искупление, обличение и т. д. Книга адресована широкому кругу читателей, которые потеряли и ищут здоровье, размышляют над духовными причинами и смыслом физических страданий.

ПОЧЕМУ Я? Болезни, которые мы навлекаем

Автор старается ответить на острейшие вопросы, которые задают измученные недугом люди: «Почему беда постигла именно меня? Почему мне выпало такое горе? Почему другие избавлены от этого или их страдания меньше?» Эти вопросы возникают из-за нашего непонимания или малодушия. Опираясь на богатый духовный опыт христианства и достижения современной науки, автор вскрывает глубинные, зачастую неосознаваемые причины болезней. В книге гармонично переплетаются медицинские, психологические и богословские аргументы. Конкретные рекомендации помогут читателю не провоцировать появление болезни у себя и близких людей, а также успешнее преодолевать ее обострения, рецидивы и осложнения.

КОГДА ГРОМ ГРЯНУЛ. Жить вопреки болезни

Книга посвящена духовной, психологической и медицинской реабилитации людей с ограниченными возможностями. Речь идет о страдающих различными недугами: врожденными и приобретенными, острыми и хроническими, поддающимися и не поддающимися лечению. Восстановить здоровье или облегчить течение болезни помогают молитва и жизнь в Церкви, занятия творчеством, искусством, спортом, общение с живой природой, посещение групп взаимопомощи, специальные компьютерные программы. Эти и многие другие методы позволяют выстоять в борьбе с недугом, придают силу и бодрость. Автор предлагает конкретные рекомендации для больных и тех, кто за ними ухаживает. Им и адресована книга.

ЗДОРОВЬЕ БЕЗ МАГИИ. Православный доктор отвечает читателям

Книга опровергает некоторые теории и способы, которыми пользуются знахари, «бабки» и прочие шарлатаны от медицины. Умело играя на психологических слабостях и склонностях, они завлекают в свои сети доверчивых и жаждущих излечения пациентов, сулят скорое выздоровление даже от смертельных недугов. Автор приглашает читателя к диалогу по принципу «вопрос–ответ». Речь идет прежде всего о распространенных болезнях нервной, сердечно-сосуди­стой, пищеварительной и половой систем. Околомедицинским фантазиям противопоставляются достижения и открытия современной медицинской науки и практики. Также в книге описываются основные свойства, показания и противопоказания, методы и принципы применения эфирных масел. Убедительные доводы и конкретные рекомендации помогут правильно выбрать способы диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний. Книга предназначена тем, кто хочет лечиться грамотно, без вреда для души и тела.

НАПЕРЕКОР ВНУТРЕННЕМУ ВРАГУ. Что мешает быть с Богом

В книге анализируются распространенные духовные и психологические заблуждения, аномалии, установки, комплексы и кризисы, лишающие нас высшего счастья — бытия с Богом. У каждого из нас свой внутренний враг, коварный и многоликий: обжорство, саморазрушительное поведение, адреналиновая зависимость, сквернословие, растление, пристрастие к вещам, склонность к воровству, мания покупать, властолюбие, зависть, самовлюбленность, истеричность… Каковы корни и плоды этих страстей? Как уберечься от вреда, наносимого духовному, душевному и телесному здоровью? Автор опирается на опыт святых отцов, рекомендации современных специалистов и истории жизни пациентов. Все это делает книгу интересной и злободневной. Она принесет пользу тем, кто стремится жить по евангельским заповедям, владеть собой, предотвращать или разрешать жгучие внутренние проблемы.

КОГДА ТЕРЗАЕТ БОЛЬ. Спасательный круг веры

Книга посвящена весьма острому вопросу: как снять или хотя бы смягчить боль духовно-психологическими способами. Любую боль — физическую, душевную или духовную — легче переносит человек, верующий в Промысл Божий. Доверие Богу дает крепкую внутреннюю опору и просвещает разум, позволяя видеть глубинные причины и высший смысл тяжелых ситуаций, а значит, принимать их более спокойно и стойко. Это дар свыше. Но мы можем «приготовить путь Господу»: трудиться над собой и создавать необходимые условия для принятия такого дара. Автор опирается на изречения христианских подвижников, реальные жизненные истории и научно установленные факты. Книга будет интересна и полезна людям, желающим облегчить боль себе и своим близким.

КРИК ДУШИ. Преодоление жизненного кризиса

Книга посвящена преодолению различных жизненных кризисов. Как выжить физически и не потерять человеческий облик в критической ситуации, будь то серьезная опасность, сложная операция, тяжелый стресс, хроническая усталость, финансовая катастрофа или личная драма? Анализируя судьбы людей разных поколений и возрастов, автор рассматривает два альтернативных пути выхода из кризиса — разрушительный (деструктивный) и созидательный (конструктивный). Выбор в немалой степени определяется нашей реакцией на происходящие события. В книге даются конкретные рекомендации, основанные на опыте святых отцов, подвижников благочестия и современных специалистов в области медицины и психологии. Издание адресовано тем, кто стремится избежать искушений мира сего и обрести душевный покой.

«Я глубоко признателен тем читателям, которые прислали отзывы на мои публикации и не сочтут за труд указать на возможные ошибки, упущения или высказать пожелания по усовершенствованию книг и статей. Обдумывая ваши письма, я стараюсь отвечать на вопросы и просьбы в своих книгах. Поэтому заранее приношу читателям извинения за то, что никого не консультирую на основании полученных писем, не ставлю диагнозов на расстоянии и не высылаю свои книги почтой.

Прошу писать по адресу:

117208, г. Москва,

Зорину Константину Вячеславовичу,

до востребования

E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script «

Константин Вячеславович Зорин

СТАТЬИ:

Мода на яд, или Бомба замедленного действия

Духовный фактор болезни

Что говорит рак о своей жертве?

«Инфарктный характер»

Осмысливая суть врачевания

Еда и беда рядом

Ненасытный пылесос

Игры недоброй воли

Способ преодолеть болезнь

Оборотная сторона радости

Дородовой период как важный этап формирования здоровья человека

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *