Каббала

8 октября 2015История, Антропология

Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала

Автор Ованес Акопян

Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript Library

Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.

Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлека­тельность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).

Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome Library

Несмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На пер­вый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния опреде­лили, в частности, каббалисти­ческое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эмана­ции, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.

В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».

Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.

Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

Эко, Борхес и другие

У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.

Каббалистический амулет от сглаза, изготовленный для Абрахама Элии, сына Белы. XVIII век © Wellcome Library

Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)

На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.

Каббалистический амулет для благополучного разрешения родов, изготовленный для Эстер, жены Шабтая Хаима, сына Брунеты. XVIII век © Wellcome Library

Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)

После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.

Книга и лекция Эллиота Волфсона

Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.

Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.

Христианская каббала

«De arte cabalistica» Иоганна Рейхлина.
1530 год © Wikimedia Commons

Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формиро­вании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникно­вение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возмож­ности для комментирования, а впо­следствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.

К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на англий­ский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.

Джованни Пико делла Мирандола © New York Public Library

Чего читать не стоит

Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Каббала и реинкарнация: кем мы были в прошлой жизни?

Реинкарнация, или перевоплощение душ, является одним из основополагающих принципов мудрости каббалы. Великие каббалисты всегда способны были видеть связь между событиями текущей жизни человека и тем, что происходило в его прошлых воплощениях. Души возвращаются в этот мир и проходят здесь, так называемый, «тикун». Каббалист Рав Берг так объясняет этот термин: «Наш тикун показывает путь, работу над собой, которую мы должны сделать».

Самый значительный каббалистический труд, посвящённый реинкарнации, принадлежит великому каббалисту XVI века Рабби Ицхаку Лурии (Ари) и называется «Врата реинкарнации». Сказано, что мир, в котором мы живём, основан на принципе милосердия, и именно поэтому у нас есть время, чтобы осознать и исправить то, что было совершено в прошлом. Перед каждым приходом сюда мы сами выбираем «сюжет» и «декорации»: свою судьбу, родителей и окружение. Но, попадая в этот мир, мы получаем ангельский удар по устам, и забываем всё, что знали. Несмотря на то, что так наша задача усложняется, так мы получаем возможность свободного выбора.

В своей книге «Продолжение следует…» духовный лидер Международного Каббала Центра Карен Берг пишет: «Почему душа перерождается снова и снова? Потому что ей нужно усвоить ряд сложных уроков. В одном воплощении душе, возможно, придётся узнать, что значит быть богатым; в следующем — ей может понадобиться осознать, что такое быть бедным… С каждым воплощением душа возвращается в материальный мир, чтобы исправить очередной свой аспект».

Каббалисты утверждают, что картину жизни того или иного человека можно составить, учитывая три вещи: корень его души, историю предыдущих воплощений и астрологическую карту текущего воплощения. «Будучи учителем каббалы и астрологом, я как никто другой знаю, что, натальная карта даёт далеко не полную картину», — говорит учитель Московского Каббала Центра и основательница Академии Каббалистической Астрологии Яэль Ярдени. — Все души ведут свою родословную от Адама, но каждая произошла от определённой части его тела — головы, рук, ног и так далее. Именно это происхождение и влияет на способности и таланты человека. К примеру, души, произошедшие от горла Адама, несут в себе ораторские и певческие таланты, а от сердца — поэтические».

Нередко в нашей жизни присутствует что-то, чему сложно найти логическое объяснение. Бывает, что нам снятся повторяющиеся сны, или места, где мы оказываемся впервые, почему-то кажутся хорошо знакомыми. Так чаще всего выглядят «приветы» из прошлых жизней. Мы словно снова возвращаемся к тому, что должны были сделать в предыдущем воплощении, но не смогли или не успели закончить. То же самое касается и самых разных необъяснимых страхов и фобий. Специальные каббалистические медитации призваны помочь увидеть их причины и вследствие этого избавиться от подобных беспокойств навсегда.

В нашей жизни нередко происходят события, которые кажутся необъяснимыми или даже несправедливыми. Но не стоит сразу бурно реагировать и спрашивать себя: «Ну почему я? Я же не виноват!» Вместо этого внимательно присмотритесь к ситуации и своему окружению, обычно здесь и кроется разгадка. Бывает также, что мы встречаем похожих людей и сталкиваемся с одними и теми же проблемами, не зная как выбраться из замкнутого круга повторяющихся событий. В таком случае нужно спросить себя: «Чему эта ситуация должна меня научить?» Не стоит бесконечно доказывать свою невиновность, ищите триггеры и подсказки, поменяйтесь сами, и тогда, возможно, проблемы исчезнут в один миг сами собой.

«Нежелание делать эту работу может привести к депрессии, и даже когда мы вовлечены в неё, наши сомнения и неуверенность могут вызвать боль, —говорит учитель Международного Каббала Центра и известный исследователь каббалы Майкл Берг. — Но как только мы понимаем, что именно нам нужно исправить, и начинаем работать над своим тикуном, тернистые заросли превращаются в цветущие луга, а на место грусти приходит радость и энтузиазм».

Московский Каббала Центр

Слово Каббала стало термином, относящимся к огромной области мистической мысли и практики, известной и записанной как часть еврейской традиции. Общепринятое использование этого термина относится к концу XII-го века. До этого мистические учения в иудаизме назывались иначе. Например, в Талмуде используются термины Ситрей Тора, «Тайны Торы» Таамей Тора, «Основания Торы»1; Маасе Берешит, «Деяние Сотворения»2; Маасе Меркава, «Деяние Колесницы»3. Каждый из них соответствует определенной части эзотерической традиции4.

В постталмудических источниках эзотерическая традиция называется: Внутренняя Мудрость (Хохма Пнимит), Истинная Мудрость (Хохмат Аэмет), Скрытая Мудрость (Хохма Нистара), и Тайна (Сод)5.

Обычно каббала переводится как «полученная традиция». В этом смысле слово каббала отражает непрерывность традиции, передаваемой из поколения в поколение. Видимо, впервые слово «каббала», в значении эзотерическая традиция Торы, появилось у раби Элиэзера из Вормса (около 1165 – 1230), более известного как Рокеах. До этого, в талмудической литературе, под «каббалой» понимали части Танаха (Пророки и Писания), а также устную традицию Торы (Мидрашим и Мишну).

Но исходно, в Торе6, это слово несет значение «сопоставление», «параллелизм». Можно спросить: какое отношение имеет сопоставление к мистицизму? Короткий ответ заключается в том, что все, что мы знаем о мире, мы узнаем благодаря сопоставлениям. Мы проводим аналогии или соответствия между вещами, с которыми знакомы, и теми, с которыми незнакомы.

Особенно это верно, когда предметом нашего изучения являются скрытые, тайные аспекты реальности. Чтобы понять, что является причиной окружающей нас реальности и что управляет ей, мы должны сначала понять основные мистические модели и узнать, как правильно применять их к любой жизненной ситуации.

Основанием для использования сопоставлений является сущностное единство творения и единственного Б-жественного корня, из которого происходит все. Если Творец не представляет собой полное Единство, сущность Единства в Себе, мы не могли бы оправдать сопоставления и пришли бы к ошибочному пониманию скрытой природы нашей реальности. Подобный аргумент, кстати, используется в науке, для обоснования веры (а это именно вера, коль скоро нет доказательств истинности утверждения) в то, что физические законы, управляющие нашим миром, повсюду одинаковы, – в силу происхождения всего мира из единого источника. Каббалистическая методология (теоретическая и практическая) основана на построении соответствий между открытыми и скрытыми аспектами реальности. Правильный анализ реальности, основанный на традиционных каббалистических моделях, позволяет нам понять прошлое, настоящее и будущее этой реальности. Мы можем понять, что вызвало процесс творения, как управлять смыслом и динамикой существующей реальности, и осознать будущие возможности, которыми эта реальность обладает.

Возможность использовать духовные модели, данные нам пророками, и правильно применять их зависит от нашей нерациональной восприимчивости к неотъемлемому и абсолютному Единству Б-га.

Каббала, в смысле «полученной мудрости», относится к учению, передающемуся из поколения в поколение, чтобы усилить наше восприятие Б-жественного Единства. Поэтому Каббала сосредоточена на Б-жественном и Его отношениях с нами. Она открывает глубочайшие тайны о Творце, созидательной силе, первоначальном плане творения, устройстве Его Божественного царства и о путях Его Провидения на земле.

Хотя в предыдущих поколениях изучение Каббалы было доступно лишь немногим избранным, святой рабби Ицхак Лурия (Аризаль), являющийся в Каббале высшим авторитетом, утверждал, что в поколениях перед приходом Машиаха изучение Каббалы будет разрешенным и даже обязательным, чтобы раскрыть миру скрытую мудрость Торы. Рабби Исраэль Бааль Шем Тов, основатель хасидизма, писал также, что распространение тайн Торы «до крайних пределов» сделает возможным приход Машиаха, когда конечное исправление мира станет реальностью7.

Текст

Вопрос: Я всегда интересовалась эзотерикой, но сейчас узнала о науке каббала и поняла, что искала ее всю жизнь. Как объяснить интересующимся эзотерикой, что есть нечто намного более высокое и настоящее?

Дело в том, что эзотерика – это эгоистическое учение, которое практически не говорит о том, что человек должен менять себя. Надо немного сосредоточиться, быть добрым в рамках того, что есть, и будет вам хорошо, и остальным хорошо, вы начнете ощущать себя комфортно.

Наука каббала говорит: нет, надо проходить особый путь, когда ты полностью отключаешься от своего эгоизма, и он в тебе постепенно умирает. Ты соглашаешься, ты желаешь этого, ты должен следить за тем, чтобы это происходило, присутствовать при его постепенном угасании, чтобы вместо него в тебе появилось свойство отдачи и любви.

Поэтому я бы не сказал, что каббала – это эзотерика или даже высшая эзотерика, – это нечто противоположное. Может быть, извне поначалу этого не видно, потому что всем эзотерикам кажется, что они меняют себя, свою природу, обретают душу. В этом надо убедиться.

Я бы не советовал напрямую начинать распространять каббалу всем и вся, она – не для всех. Делайте это мягко, предложите им еще какое-то дополнение к тому, что они изучают, чем практикуются. Может быть, кого-то из них это заинтересует. Пускай просто узна́ют, что есть еще такое учение. Оно поможет им продвинуться вперед.

Вы против любого давления?

Нет давления в духовном. Ни в коем случае не давить. Человек, который начинает ощущать, о чем говорит каббала, сам приходит к ее изучению. И кроме того, он видит, что по-другому нельзя. Это только по внутреннему порыву сердца.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *