Качества передающиеся от родителей к детям

Тест по Педагогике (стр. 1 из 6)

1.Педагогика-это наука о

А) подготовке учителя к работе в школе

В) способах научного познания

С) психологических особенностях личности

Д) физиологических закономерностях развития личности

Е) воспитании человека в современном обществе

2.В переводе с греческого педагогика означает

А) повторение

B) воспроизведение

С) управление

Д) закрепление

Е) детовождение

3.Развитие педагогики как науки определяет

А) необходимость передачи социального опыта

В) управление работой педагогов-практиков

С) уровень научно-технического прогресса

D) наследие предшествующих цивилизаций

Е)повышение роли личности в общественной жизни

4.Задачи педагогической науки

А) изучение способностей учащихся

В) контроль и оценка знаний учащихся

С) сотрудничество учителя с родителями

D) вскрытие закономерностей обучения и воспитания

Е) формирование детского коллектива

5.Система педагогических наук включает

А) межнаучные коммуникации философии и психологии

В) принципы обучения и воспитания

С) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых

D) результаты социологических исследований

Е) систему методов педагогического исследования

6.Объектом педагогики является

А) психологические особенности личности

В) методы педагогического исследования

С) педагогический процесс

D) учение о принципах построения теории

Е) междисциплинарные связи человекознания

7.Перед общей педагогикой ставятся задачи

А) изучение проблем миграции населения

В) анализ зарубежного педагогического опыта

С) исследование закономерностей восприятия

D) освещение истории развития педагогических теории

Е) воспитание, обучение подрастающего поколения

8. Анкетирование – это

А) средство воспитания личности в коллективе

В) наблюдение за поведением детей на экскурсии

С) активизация познавательной деятельности учащихся

D) прием обучения использованный учителем

Е) метод массового сбора материала при помощи опросников

9. Методы педагогического исследования это

А) способы усвоения новых знаний

В) способы закрепления изученного материала

С) способы решения проблемных задач

D) способы формирования личностных качеств

Е) способы познания объективной реальности

10. Необходимость передачи социального опыта возникла

А) одновременно с появлением общества

В) с появлением технических средств обучения

С) в ходе разработки содержания образования

D) с развитием педагогики как науки

Е) в результате создания классно-урочной системы

11. Воспитание – это

А) общение людей в неформальных объединениях

В) воздействие среды на личность

С) передача социального опыта

D) учебная деятельность школьников

Е) подготовка человека к профессии

12. Понятие, не являющееся принципом воспитания

А) опора на положительное

В) проблемность обучения

С) личностный подход

D) сознательность воспитанников

Е) воспитание в коллективе

13. Факторы, влияющие на постановку цели воспитания

А) потребности общества в человеческих ресурсах

В) идеалы родителей в отношении детей

С) возможности учебно-воспитательных заведений

D) интересы педагогов общеобразовательной школы

Е) стремление учащихся приобрести профессию

14. Выражение, не раскрывающее сущность воспитательного процесса

А) меркантильность педагога

В) уважение к личности ребенка

С) целенаправленность деятельности субъектов

D) двусторонний характер педагогического процесса

Е) опора на положительные качества личности

15. Образовательный стандарт — это

А) метод обучения

В) норма оценки объекта

С) план работы учителя

D) способ изучения личности

Е) цель воспитания

16. Цель воспитания — это

А) форма обучения учащихся

В) конечный результат формирования личности

С) уровень цивилизации общества

D) показатель успеваемости учащихся

Е) подготовка к выбору профессии

17. Субъективные факторы воспитания

А) особенности проявления наследственности

В) уровень развития науки и техники

С) влияние семейных отношений

D) влияние климата и природных факторов

Е) влияние средств массовой информации

18. Развитие – это

А) подготовка к выбору профессии

В) увеличение роста и массы тела ребенка

С) стихийный процесс, независимый от воли человека

D) приспособление к условиям жизни

Е) количественные и качественные изменения в организме человека

19. Факторы развития личности

А) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание

В) интерес к учебе, уровень достижений

С) уровень знаний по учебным дисциплинам

D) статусное положение личности в коллективе

Е) методы обучения и воспитания

20. Движущие силы процесса воспитания

А) познавательные интересы личности

В) противоречия, возникающие в развитиии личности

С) процесс накопления количественных изменений

D) сложившиеся формы взаимоотношений

Е) требования родителей, предъявляемые к детям

21.Качества, передающиеся от родителей к детям:

А) способы мышления

В) черты характера, способности

С) способность к определенному типу деятельности

D) социальный опыт

Е) цвет глаз, кожи, группа крови, тип нервной деятельности, темперамент

22.Понятие личность характеризует

А) интерес в процессе обучения

В) индивидуальные особенности человека

С) природные задатки и способности

D) материальное положение человека

Е) общественную сущность человека

23.Позиция педагога – это

А) научно-теоретическая подготовка

В) система отношений к педагогической деятельности

С) готовность к педагогической деятельности

D) умение планировать процесс обучения

Е) ориентация в различных отраслях науки

24.Требование к личности педагога

А) профессиональная компетентность

В) хороший семьянин

С) конформизм

D) интересный собеседник

Е) равнодушие

25.Объект деятельности педагога – это

А) учебная задача

В) педагогический процесс

С) родители учащихся

D) формы обучения

Е) методы обучения

26. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются

А) знания, умения и навыки

В) успеваемость

С) поведение школьника

Д) индивидуальные особенности школьника

Е) приспособление к условиям

27. Главной движущей силой воспитания является

А) противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями

В) противоречие общественного развития

С) противоречие между умственным и физическим трудом

Д) противоречие индивидуального морального сознания

Е) расхождение ценностных ориентаций

28. Важным признаком результативности процесса воспитания является

А) понимание сущности процесса воспитания воспитателями

В) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний

С) знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения

Д) формирование умений и навыков общения

Е) совершенствование знаний в практической деятельности

29. Требование личностного подхода

А) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В) участие воспитанников в совместном обсуждении программ воспитания

С) отказ от централизованного школьного воспитания

Д) полная свобода действий воспитанников

Е) координация усилий школы, семьи и общественности

30. Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается:

А) решении всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь

В) опоре воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка

С) в координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности

Д) учете возрастных и индивидуальных особенностей

Е) координации средств массовой коммуникации со школой

31. Закономерность воспитания –это

А) общее руководящее положение, требующее последовательности действий при различных обстоятельствах

В) адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего устойчивыми свойствами

С) варианты организации конкретного воспитательного процесса

Д) управление деятельностью учащихся при помощи разнообразных повторяющихся дел

Е) условия и предпосылки воспитательного процесса

32. Принцип гуманизации характеризует

А) вседозволенность

В) уважение права человека быть самим собой

С) развитие познавательных сил учащихся

Д) воспитание трудолюбия

Е) воспитание аккуратности, бережливости

33. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает

А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания

В) слаженность действий воспитателей и родителей

С) борьбу с вредными привычками, ленью, разгильдяйством

Д) усвоение содержания образования

Е) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде

34. Нравственное воспитание-это

А) опыт поведения школьников

В) формирование эстетического вкуса

С) научное мировоззрение личности

Д) знание гуманитарных дисциплин

Е) усвоение общечеловеческих ценностей

35. Стержнем гражданского воспитания является

А) отсутствие конфликтов между воспитанниками

В) целенаправленная деятельность школьников

С) политехническое образование

Д) энциклопедичность знаний

Е) патриотизм

36. Цель экологического воспитания – это

А) формирование диалектно-материалистического мировоззрения

В) формирование экологической культуры

С) формирование всесторонне развитой личности

III. Какие качества передаются от родителей к детям?

  • •Оглавление
  • •1 Педагогика — наука о воспитании
  • •Как контролировать себя
  • •I. Что такое педагогика? Из предложенных ответов вы­берите правильный, обосновав его достоверность.
  • •II. Какой термин, на ваш взгляд, наиболее точно опреде­ляет сферу действия науки о воспитании?
  • •III. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
  • •Возникновение и развитие педагогики
  • •1 Учитель русских учителей
  • •IV. Что определило развитие педагогики как науки? Из приведенных ответов выберите правильный, доказав неполноту других ответов.
  • •V. Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена, даты, названия работ
  • •1 Основные категории педагогики
  • •Груздев п.Н. Вопросы воспитания и обучения. — м., 1949. — с. 14.
  • •VI. Почему в педагогике используется несколько дефи­ниций1 воспитания? Найдите правильный ответ.
  • •VII. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведен­ных ответов.
  • •5. Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений, навыков.
  • •32 ‘ Ушинский кд. Человек как предмет воспитания. — м.; л., 1946. — с. 10. 2 Там же. — с. 25.
  • •VIII. Заполните пробелы в тексте, вписывая отсутствую­щее слово (или слова).
  • •IX. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических.
  • •X. Заполните таблицу
  • •Правильные ответы
  • •1 Педагогическая действительность и ее изучение
  • •44 ‘ Павлов и.П. Поли. Собр. Тр. — м.; л., 1936. — т. 2. — с. 23.
  • •IV. Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования?
  • •V. Некоторые требования к педагогическому наблюде­нию среди предложенных альтернатив неверные. Ка­кие?
  • •VI. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать ме­тодом научно-педагогического исследования? Почему?
  • •Педагогический эксперимент
  • •VII. В представленном ниже списке опытов выберите те, которые вероятнее всего можно отнести к научно-педа­гогическому эксперименту. Объясните почему.
  • •VIII. Какой из перечисленных ниже экспериментов боль­ше других похож на естественный?
  • •X. Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите свой вариант.
  • •XI. Какой шкалой является пятибалльная шкала школь­ных оценок?
  • •XII. Какие методы научного исследования нужно приме­нить для проверки эффективности компьютерного изу­чения темы «Правописание безударных гласных»?
  • •Правильные ответы
  • •Контрольный тест
  • •1 Процесс развития личности
  • •I. Заполните пропуски
  • •Наследственность и развитие
  • •III. Какие качества передаются от родителей к детям?
  • •IV. Можно ли утверждать, что ребенок, чьи родители I были пьяницами, обязательно разделит их судьбу? ‘
  • •В.Г. Белинский 88
  • •IV. От чего главным образом зависит развитие способ­ностей, интересов и дарований школьников?
  • •I Деятельность как фактор развития
  • •1 Возрастная периодизация
  • •I.Заполните пропуски
  • •II. Заполните таблицу
  • •III. Что такое акселерация? Выберите более точный, пол­ный ответ
  • •IV. Допишите окончания формулировок закономерностей развития
  • •1 Ушинский кд. Человек как предмет воспитания. — с. 221.
  • •V. Чем вы объясните, что дети, которые при поступле­нии в школу умеют хорошо читать и писать, нередко во II классе хуже учатся, чем те, которые пришли в 1 класс без этих навыков?
  • •5. Это объясняется особенностями физического развития.
  • •VI. Почему в V—VI классах успеваемость и дисциплини­рованность школьников снижаются?
  • •VII. Правильно ли при комплектовании х классов учиты­вать реальную готовность школьников к продолжению образования по избранному профилю? Почему?
  • •1 Цели воспитания
  • •I. Заполните пропуски
  • •II. Какие общие факторы влияют на постановку цели вос­питания?
  • •III. Какую цель воспитания ставит современная общеоб­разовательная школа? Определите неправильный ответ.
  • •IV. Установите, в каких позициях сформулированы:
  • •V. Из перечня характерных признаков, определяющих сущность различных зарубежных педагогических кон­цепций, выберите те, которые отличают:
  • •VI.Заполните таблицу
  • •II. Выберите правильный ответ. В чем заключается це­лостность педагогического процесса?
  • •III. Заполните пропуски
  • •IV. Составим вместе итоговую табличку этапов педаго­гического процесса. Заполните пропущенные строчки. Если у вас возникнут проблемы, обратитесь за по­мощью в блок коррекции
  • •Правильные ответы
  • •I. Что такое педагогические инновации? Найдите пра-1 вильный ответ
  • •II. Какую характеристику пс вы отнесете к главной?
  • •III. Педагогические инновации охватывают следующие главные направления:
  • •IV. Верно или неверно?
  • •V. Опирается ли на принцип природосообразности. Гума­нистическая педагогика?
  • •VI. Гуманистическая педагогика:
  • •Инновационные учебные заведения
  • •VII. Инновационными называются учебные заведения, в которых:
  • •VIII. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность достигается за счет:
  • •Оптимизация педагогической системы
  • •IX. Верно или неверно? |
  • •X. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
  • •I. Какая функция педагога является главной?
  • •II. Некоторые функции педагога названы неправильно. Найдите их.
  • •III. Верно или неверно?
  • •IV. Верно или неверно?
  • •V. Об отношении учащихся к своему учителю можно уз­нать, задавая им следующие вопросы:
  • •VI. Наиболее объективно характеризуют учителя:
  • •Профессиональный потенциал педагога
  • •VIII. Идеальный педагог — это:
  • •Мастерство учителя
  • •IX. Раздраженность — это ржавчина педагогической про­фессии. Если она появилась, стала частью личности, второй натурой, то педагогу:
  • •X. Как должен выглядеть педагог?
  • •Педагогическая квалиметрия
  • •1. Использование примеров
  • •X. «Анализ взаимодействия» Фландерса предназначен для:
  • •Аттестация учителей
  • •Экспертиза учебных заведений
  • •XI. Почему в моделях аттестации не учитывается такой критерий, как психолого-педагогическая подготовка учи’ теля?
  • •XII. Для чего производится экспертиза учебных заведе­ний?
  • •Сущность процесса обучения
  • •I. Синтезируя приведенные определения, установите сущ­ность учебного процесса.
  • •II. Из перечисленных альтернатив выберите те, которые означают основные категории дидактики:
  • •III. Что называется дидактикой? Из приведенных отве­тов выберите один правильный, обосновав ошибоч­ность остальных.
  • •IV. Заполните пропуски
  • •V. Заполните пропуски
  • •VI. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность
  • •VII. Современная дидактика утверждает, что звеньями (этапами) процесса обучения являются следующие:.
  • •VIII. В приведенном ниже перечне выберите то, что ха­рактеризуют компоненты продукта учебного процесса:
  • •1 Конкретизация целей
  • •IX. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах? Обоснуйте свой выбор.
  • •X. О чем свидетельствует частичное совпадение целей во всех дидактических системах? Докажите свою пра­воту.
  • •Базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений России
  • •1 XI. Что вы понимаете под содержанием образования?
  • •XIII. Каким требованиям должно удовлетворять содер­жание школьного образования?
  • •XIV. Что представляет собой учебная программа?
  • •XV. Что представляет собой учебный план?
  • •Структура фактора смотивации обучения», выраженная через продуктогенные причины
  • •I. Что называется дидактическим фактором?
  • •II. Что такое продуктогенный фактор?
  • •III. Каковы задачи факторного анализа в дидактике?
  • •IV. Что определяет коэффициент корреляции?
  • •Комплексное влияние факторов
  • •Организация экспериментальных исследований
  • •Влияние факторов обучения на продуктивность дидактического процесса (1991)
  • •V. Какие генеральные факторы объединяют в себе пе­речисленные ниже продуктогенные причины?
  • •VI. Заполните пропуски. Впишите факторы, входящие в первую десятку наиболее значимых продуктогенных при­чин:
  • •VII. Проанализируйте представленные на рис. 23—27 кри­вые обучения и ответьте на вопросы.
  • •I. Верно или неверно?
  • •II. Учитель уверен, что учащийся мог бы учиться гораз­до лучше при серьезном отношении к учению. В этом случае целесообразно:
  • •Отношение
  • •III. Выберите правильный ответ. Внутренняя мотивация (иди самомотивация, автомотивация) школьника начина­ется с:
  • •IV. О правильности действий учителя по мотивации уче­ния можно узнать, задавая учащимся следующие воп­росы:
  • •V. Для выяснения уровня интереса школьников суще­ствуют:
  • •VI. Обучение можно сделать более интересным, если:
  • •VII. Верно или неверно?
  • •Изучение и формирование мотивов
  • •VIII. «Как я могу мотивировать обучаемого?» — спросит студент. Среди ответов несколько неправильных. Най­дите их.
  • •Часть 1 Профессиональное прошлое и будущее
  • •IX. Необходимо ли планировать проведение специаль­ных «мотивационных» моментов на уроке?
  • •X. Что такое стимулирование учения?
  • •Правила: думайте о том, чего хочет учащийся
  • •Правила: игрушки управляют миром
  • •Контрольный тест
  • •I. Заполните пропуски
  • •II. Заполните пропуски
  • •Классификация закономерностей обучения
  • •III. Заполните таблицу
  • •Контрольный тест
  • •Соотношение принципов и правил
  • •I. Что вы понимаете под принципами обучения? Из пред­ложенных ответов лишь один правильный. Укажите на него, доказав ошибочность остальных.
  • •II. В чем отличие дидактического правила от дидактиче­ского принципа? Найдите правильный ответ.
  • •Система дидактических принципов
  • •III. Из приведенного перечня предлагаемых принципов обучения выделите общепризнанные.
  • •1 Принцип сознательности и активности
  • •Принцип систематичности и последовательности
  • •Принцип доступности
  • •I Принцип научности
  • •Принцип связи теории с практикой
  • •Методы обучения
  • •Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • •Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
  • •Сравнительная эффективность методов обучения
  • •III. Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, по­буждают учащихся к учению?
  • •IV. Можно ли считать, что функция управления присущ. Лишь отдельным методам?
  • •V. Из перечисленных утверждений выберите методы обучения:
  • •Сущность и содержание методов обучения
  • •1 Спрашивать должен ученик
  • •Иерархия факторов, влияющих на выбор методов
  • •VI. Из перечисленных утверждений выберите факторы, | определяющие выбор методов обучения:
  • •1 Попытка — без ошибки
  • •I. Какое определение наиболее полно выражает сущность программированного обучения?
  • •II. Почему классно-урочная форма организации обучения является главной (основной)?
  • •III. Определите основные признаки урока, выбрав наи­более полный ответ:
  • •Типы и структуры уроков
  • •IV. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока? Выберите правильный ответ.
  • •V. Назовите основные типы уроков. Из приведенных от­ветов выберите правильный.
  • •VI. Для каких типов уроков характерны следующие струк­туры?
  • •Нестандартные уроки
  • •Подготовка урока
  • •VII. Заполните пропуски
  • •Вспомогательные формы обучения
  • •Нормативы максимальных нагрузок
  • •VIII. Какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения? Выберите правиль­ный ответ.
  • •1 Диагностика обученности
  • •I. Что такое диагностирование обученности? Из перечис­ленных альтернатив выберите правильную, обосновав ошибочность остальных.
  • •II. Заполните пропуски, впишите определения понятий.
  • •III. Используя полученные знания, выберите из перечис­ленных утверждений те, которые относятся к методам
  • •V. Назовите общие принципы диагностирования обучен­ности:
  • •VII. Что такое действенность (валидность) теста?
  • •VIII. От чего зависит надежность теста?
  • •IX. Из перечисленных альтернатив выберите требова­ния, которым должны отвечать диагностические тесты обученности.
  • •X. Ознакомьтесь с образцами школьных тестов по хи­мии и укажите, для какого контроля (предварительного, текущего, тематического или итогового) они могут быть использованы.
  • •XI. Что такое обучаемость?
  • •XII. Диагностирование обучаемости направлено на:
  • •15Ц Литература для самообразования

>Можно ли полностью изменить человека

Почему человек вообще меняется

Можно ли рассчитывать на то, что человек полностью поменяет, к примеру, свой характер, поведение, отношение к тому или иному объекту? Каждый человек приходит в этот мир, располагая лишь набором безусловных рефлексов и генетическими задатками, полученными от его родителей. Но по мере взросления он начинает развиваться как личность. На него, помимо генетической предрасположенности, оказывает огромное влияние то воспитание, которое он получает дома, в кругу самых близких людей, в школе, в саду. Именно в раннем детстве закладывается характер человека, определяющий его последующее поведение. Именно на этом основана старинная поговорка: «Учить ребенка нужно, пока поперек лавки лежит, а как ляжет вдоль – будет поздно!»
Впоследствии ребенок начинает тесно общаться со своими сверстниками в детском саду, школе. Он в процессе учебы узнает много нового, постепенно приобретает некоторый опыт, у него появляются какие-то увлечения, хобби. Все это также влияет на его поведение, взгляды, вкусы. Потом во время подросткового периода его характер и поведение могут резко измениться, но это носит временный характер, пока гормональный фон не стабилизируется. И так далее. По мере того, как человек становится старше, он приобретает все больше опыта, меняет свое отношение к людям, систему ценностей и т.д. Соответственно, он сам меняется, в том числе под влиянием других людей, прежде всего тех, которых любит и ценит.

До каких пор можно изменить человека

Однако в большинстве случаев такие изменения носят не слишком глубокий характер. Ведь то, что было заложено в детстве, очень трудно поддается корректировке. На человека можно в какой-то степени повлиять в лучшую или худшую сторону, но полностью изменить его – это практически нереально. Исключения бывают крайне редко. Поэтому мечты многих влюбленных людей, что они смогут после свадьбы «переделать», то есть перевоспитать своих любимых, изменить их взгляды, привычки, в большинстве случаев так и остаются мечтами.
В конце концов, любой человек уникален и неповторим. Поэтому он имеет право и на слабости, и на недостатки (разумеется, до определенных пределов). И не стоит его менять. Подумайте, ведь вы полюбили человека со всеми его недостатками. Возможно, не стоит зацикливаться на минусах, необходимо обратить внимание на плюсы близкого вам человека.

Деятельность и развитие личности

Влияние среды и воспитания на развитие наследственности дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью (рис. 2), многообразием занятий человека. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота – столько успеха»; «Человек – кузнец своего счастья»; «Кто рано встает, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т.п. Очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше ученик работает в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны: они определяются «сдерживающими» факторами – способностями, возрастом, интенсивностью, организацией занятий и др.

Рис. 2. Факторы, влияющие на развитие личности

В процессе деятельности происходит всестороннее развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого – активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на пассивное созерцание и усвоение готовых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) виды деятельности. Особый ее вид для школьников всех возрастов – общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо, предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к ним и предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться. Есть сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, спустя рукава. Разумеется, к высоким результатам это не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в ней проявляющаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности – постоянная и одновременно сложная задача воспитателей. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека подвижны и переменчивы. Поэтому на различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ученика, без собственного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект, т.е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности имеет избирательный характер. Развитие ее происходит под воздействием не любых влияний, а главным образом тех, которые выражают потребности человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к жизни. Это не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в условия, где бы он мог активно действовать, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития.

Согласимся: еще один важный фактор развития ученика – его собственная деятельность. Каким бы хорошим ни был учитель, без собственного труда над собой ученик мало чего достигнет. Деятельность должна быть обязательно такой, чтобы ученик вкладывал всю свою душу, она должна ему нравиться, приносить удовольствие, никогда не утомлять, не вести к перегрузкам, быть в радость.

Диагностика развития

В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативном изучении достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К. Д. Ушинского «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в учебно-воспитательном процессе.

Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и верно определены его признаки и причины возникновения, поставлен правильный диагноз, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неточный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Это относится к телесному и психическому здоровью. Поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное практическое дело, требующее от учителей высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие ученика диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные тесты (нормативы), измеряющие степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как ученик справляется с заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с возрастными возможностями. Примером теста физического развития можно назвать всем известные нормативы, в которых содержатся конкретные задания и показатели для каждой возрастной группы.

Духовное и социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надежности диагноза используют комплексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставление антропометрических, социальных и психологических данных, что требует специально оборудованных клиник и лабораторий, подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития учеников – важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Особый интерес для учителей начальной школы представляет диагностика умственной деятельности учеников, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения их – тестирование.

На практике обычно применяется не один тест, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога Й. Йырасека, составленного для диагностики уровня вербального (словесного) мышления 6-летних детей. Он входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости. Используйте его при изучении готовности ребенка к школе, заменив, где нужно, иностранные названия на свои, местные.

Тест ВМ (вербальное мышление)

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень …?

Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т.д. = -3.

3. Днем светло, а ночью …?

Темно = 0, неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава …?

Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки … это что?

Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

Чтобы никто не попал под поезд и т.д. = О, неправильный ответ = -1.

7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает = 0.

8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?

Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …, маленькая овечка – это…?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = 0, неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?

На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = 1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающее, или приведение двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал?

У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание … это?

Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2, неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого?

Три признака = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины = 4, одна причина = 2, неправильный ответ = 0.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Правильный ответ = 2, неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку = 5, чтобы не платить штраф = 2, неправильный ответ = 0.

Результат теста – это сумма баллов («+» и «-«), достигнутых по отдельным вопросам.

Классификация результатов:

Отлично … +24 и более.

Хорошо … от +14 до +23.

Удовлетворительно … от +0 до +13.

Плохо … от -1 до -10.

Очень плохо … от -11 и хуже.

Адаптацию этого теста для определения школьной зрелости детей средней полосы России – см.: Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002. С. 255–257.

Проверьте себя

Что такое развитие личности?

Что является движущей силой развития?

Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к внешним?

Когда человек может быть назван личностью?

Какими факторами обусловливается развитие личности?

Что такое наследственность?

Какие части содержат наследственные программы развития?

Какие признаки передаются по наследству от родителей детям?

Что такое задатки? Наследуются ли они?

Какие специальные задатки наследуются детьми?

Наследуются ли нравственные и социальные качества?

Что такое среда?

Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

Как влияет воспитание на развитие личности?

Можно ли воспитанием полностью изменить человека?

Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?

В чем сущность принципа природосообразности?

Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности школьников вы знаете?

Зависит ли развитие от активности личности? Как?

Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?

Опорный конспект

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Биологическое развитие – физическое развитие, морфологические, биохимические, физиологические изменения.

Социальное развитие – психический, духовный, моральный, интеллектуальный, социальный рост.

Движущая сила развития – борьба противоречий.

Противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные потребности: «хочу» – «могу», «знаю» – «не знаю», «можно» – «нельзя», «есть» – «нет» и т.п.

Факторы развития – наследственность, среда, воспитание.

Наследственность – передача от родителей детям определенных качеств и особенностей, например, внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Наследуются не способности, а только задатки.

Социальная наследственность – усвоение социально-психологического опыта родителей (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.).

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Дальняя среда – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.

Ближняя среда – семья, родственники, друзья.

Воспитание – главная сила, способная в определенных пределах исправить неблагоприятную наследственность и отрицательное действие среды.

Деятельность – все, что делает человек, чем он занимается.

Активность – интенсивное, заинтересованное выполнение деятельности. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития.

Диагностика развития – научная методика определения уровня и качества развития школьников.

Тестирование – метод изучения качеств личности с помощью тестов.

Литерaтура

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000.

Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М., 2003.

Выготский Л.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. Отечественные теории учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 2002.

Караковский В.А. Любимые мои ученики. М., 1987.

Кумарина Г.Д. Компенсирующее обучение // Начальная школа. 1995. № 3. С. 72–76.

Масару Ибука. После трех уже поздно. М., 1991.

Мир детства: младший школьник. М., 1988.

Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике / Науч. ред. З.И. Равкин. М., 2000.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.

Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников. М., 1983.

Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1991.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2912 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Катерина — «луч света в темном царстве» по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Катерина – луч света в «темном царстве»

Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Проверка домашнего задания:

  • Начертить таблицу: распределение действующих лиц по социальному конфликту.
  • Хозяева жизни. Дикой.
  • Хозяева жизни. Кабаниха.
  • Сходства и различия Дикого и Кабанихи.

План урока

  • Положение женщины в русском обществе;
  • Домострой – памятник письменности 16 века
  • Катерина

Положение женщины в русском обществе в начале 19 века

В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих

отношениях. До замужества она жила под

непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы.

«Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта

Катерина. Имя – образ — судьба

Екатерина – разговорное Катерина,

в переводе с греческого : чистая, благородная, благопристойная:

1.соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали.

2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ –приличный, скромный

Жизнь в родительском доме

Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме?

Катерина в родительском доме

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

  • А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху.
  • — как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?
  • «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»

Выводы:

Особенности жизни Катерины в родительском доме

Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей

1.Сердечное отношение родных.

Болезненная впечатлительность, экзальтированность.

2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок….

Романтическое отношение к жизни.

3.Относительная свобода.

Катеринао жизни в семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

В доме Кабановых

Вечерний моцион

Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису?

— От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом?

— К чему стремилась Катерина?

  • Через что пришлось переступить Катерине?
  • На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?

Почему Катерина ищет выход в любви?

«Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. »

Любила ли Катерина мужа?

  • Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь?
  • Катерина. Что я сделаю!
  • Варвара. Да, что сделаешь?
  • Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю.
  • Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят.
  • Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.
  • Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена.
  • Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь.
  • — Прокомментируйте диалог

Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.

Варвара улыбается.

Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)

Покаяние Катерины – проявление силы или слабости героини?

Считается, что эта сцена – самое напряженное место в пьесе. Вспомните термин, обозначающий максимальное напряженность в жизни героев.

Кульминация

«Страшный суд»

В.М.Васнецов

«Э, что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

— Какова сила любви Катерины?

— Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её?

— Возьми меня с собой отсюда.

— Нельзя , Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает.

Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?

Позитивные стороны

Негативные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет…»

«Свекровь заест совсем…»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…»

«Никогда не быть мне свободной…»

«Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет…»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…»

Негативные стороны

Позитивные стороны

«Мою любовь у меня никто не отнимет…»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…»

«Сколько радости принесут мне дети…»

В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх.

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

«Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное — жить согласно своей душе

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу : все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется

Можем ли мы считать

самоубийство Катерины

протестом

против «темного царство» ?

«Гроза» в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

Домашняя работа

1.Написать эссе на тему: «Самоубийство Катерины – сила или слабость ее характера ?»

2. Ответить на вопрос:

— какой смысл вложен в название пьесы?

Информационные источники

15слайд — Катерина

16 слайд – Катерина и Варвара

17слайд – Катерина

18слайд- под сводами церкви

20слайд – покаяние Катерины

21слайд – картина Васнецова

22слайд – Катерина с Борисом

Прощание Катерины с Борисом

Катерина и Борис на скамейке у Волги

23слайд – Катерина с Борисом

27слайд — Катерина

28слайд – Катерина и Тихон

Шаблон учителя Морозовой Н.Т

4слайд – женщина в 19 веке

5слайд – «Домострой»

6слайд — Катерина

7слайд – Вид на Волгу

8слайд — Катерина

9слайд — церковь

10слайд – девочка, служба в церкви

Свет в церкви

12слад – Кабаниха, Катерина, Борис

13слайд – Дикой и Кабаниха

14слайд – вечерний моцион

Калинов

Влияние родителей на характер ребенка

Почему дети вырастают именно такими, а не иными? Почему, рождаясь одинаково крикливыми, не умеющими разговаривать и ходить, одни становятся скромными тихонями, а другие непримиримыми скандалистами?

Характер – вот что отличает нас друг от друга. Но ведь он как-то формируется. Именно процесс его формирования является сегодня вопросом, интересующим многих. Но даже ученым не удалось до конца выяснить — что происходит с человеком в процессе взросления, и каким образом он приобретает те или иные черты характера.

Сегодня можно с уверенностью говорить лишь о том, что в основе формирования детского характера лежит пара факторов – биологический и социальный. Под биологическим понимается темперамент – врожденная характеристика. А вот социальный включает в себя огромное количество аспектов, в число которых входит и влияние родителей (при этом влияние родителей — фактор, пожалуй, наиболее весомый).

При этом родители на формирование характера своего чада могут влиять огромным количеством способов, о некоторых они могут даже не догадываться.

Понятно, что специальное, продуманное и осмысленное воздействие в воспитании ребенка – это один из наиболее влиятельных факторов. Но мало целенаправленно что-то говорить ребенку и заставлять выполнять. Такой подход, безусловно, повлияет на личность сына или дочери, но на него окажут влияние и еще множество вещей.

Очень часто родители ведут себя с детьми немного иначе, чем с другими людьми или друг другом. А зря. Вспомните, мамы и папы всегда являлись для нас примером для подражания. Мальчишки строили шалаши, уподобляясь папе, на плечах которого лежит строительство жилища для семьи, а девочки играли «в семью», воспитывая своих выдуманных детей.

Подражать своим родителям свойственно любому ребенку. Он сначала внимательно присматривается к маме и папе, а затем делает то же, что и родители. Если даже вы с мужем стараетесь выяснять отношения не на глазах детей, не стоит забывать о том, что ребенок может услышать все происходящее или незаметно подсмотреть со стороны.

Об отрицательном

Согласитесь, очень часто наша жизнь складывается не совсем так, как нам этого хотелось. Многие из нас махнут рукой на собственные желания, утешившись тем, что вот у наших детей это точно получится. Нереализованные желания родителей – вот еще один фактор, значительно влияющий на процесс становления личности ребенка. При этом фактор скорее негативный.
Часто родители настраивают детей на определенную «программу», которой те должны придерживаться всю свою жизнь, и тем самым не дают ребенку что-то решать самостоятельно. Нет ничего плохого в том, что мама или папа подсказывает своему ребенку путь, по которому лучше следовать по жизни. Но тут главное не переусердствовать. Необходимо давать детям хотя бы немного самостоятельности. В противном случае, детям сначала будет казаться, что они четко понимают, чего хотят от жизни, но вот годам к двадцати могут растеряться, придет неуверенность в том, что у них есть желание идти по пути, по которому хотели (но не смогли) пройти их мама и папа.

Отрицательно влияют на характер ребенка и нижеперечисленные ошибки воспитания:

• Незнание. Родители боятся утратить свой авторитет в глазах собственных детишек. И этот страх вводит их в искушение давать советы по любому поводу, вне зависимости от компетенции родителя в конкретном вопросе. Ребенком же данный совет воспринимается как истина. На нем строится всё его мировоззрение. Позже, совет будет проверен ребенком на собственной шкуре. И, если сказанное не найдет подтверждения, то ваш ребенок начнет сомневаться в вас и перестанет прислушиваться к вашим словам.

• Ложь. Ребенок перестает доверять своим родителям тогда, когда уличает их в обмане. Сталкивались ли вы когда-нибудь с ситуацией, когда ваш ребенок просит вас в магазине купить ему игрушку? Вы же в свою очередь (без всякого злого умысла, просто машинально) отвечали на просьбу «сегодня нет денег, купим игрушку завтра». Завтра, конечно же, желаемое ребенок не получает. В мозгу формируются представления о несправедливости окружающего мира. Ребенку начинает казаться, что ложь обязательна для всех людей.

• Давление. Желание управлять собственными детьми вполне понятно. Очень часто достигается это путем давления на ребенка. Родители могут повысить голос на сына или дочь, пригрозить жалобой милиционеру (давление через авторитет наказания). Конечно, взрослые имеют бОльший жизненный опыт, они могут предугадать заранее следствия каких-то действий. Но вот давить на ребенка при этом не стоит! Лучше спокойно рассказать ему о том, к каким последствиям приведет то или иное действие. При этом ответственность за принятое решение оставить нужно на плечах юного чада. В самом начале ребенок наверняка будет поступать по-своему. Но, в будущем, он начнет замечать вашу правоту. Ваш авторитет в глазах ребенка возрастет, он чаще будет прислушиваться к мнению отца и матери.

• Выполнение каких-либо действий вместо ребенка. Вот в чем причина лени. У ребенка отбирается право решать жизненные проблемы самостоятельно. Он привыкает к тому, что получать желаемое можно абсолютно не прикладывая к этому усилий. И может быть слишком поздно, когда ребенок поймет обратное. Помогать родители, конечно, должны. Но необходимо, чтобы после оказания этой самой помощи ребенок повторил действия самостоятельно.

Любые родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос с характером, о котором мечтают все окружающие. Как же воспитать умного, активного и успешного ребенка? Необходимо придерживаться самого главного правила врачей. Не навредить – вот это действительно важно.

Дорогие родители! Не забывайте о том, как прекрасен ребенок с самого рождения. В нем присутствует внутренняя гармония. Главная сила, которая им движет сразу после рождения – это интуиция и врожденные инстинкты. Он не умеет врать, манипулировать или хитрить. Всему этому он учиться именно под вашим влиянием.

В ребенке, словно в зеркале, отражаются все ошибки, допущенные родителями при его воспитании. Об этом никогда не стоит забывать. Помните и о том, что когда-то ваши дети тоже станут родителями, перед которыми встанет задача воспитать достойных членов общества.

А теперь вопрос клубу:
А как Ваши родители повлияли на Ваш характер?

Что на самом деле определяет поведение и личные качества человека: методы обучения и воспитание или генетическая наследственность? Насколько сильно наши гены влияют на наши предпочтения, убеждения или действия? В этом ролике Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный редактор портала ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук расскажет, какова роль наследственности в поведении человека и насколько сильно воспитание влияет на нашу жизнь.

«Довольно часто задаётся вопрос: насколько у человека разные особенности поведения обусловлены воспитанием или наследственностью?

Есть сторонники, которые считают, что у нас всё в основном из-за наследственности, другие считают, что из-за воспитания. На самом деле, проблема состоит в том, что никто толком этого не знает. В действительности изучать это крайне проблематично, и с самого начала ставить такой вопрос не очень верно потому, что для начала это нужно узнать.

Генетика или воспитание?

Как это узнать? Мы не можем провести эксперимент над человеком. Чаще всего это бывают случайные наблюдения, когда у нас так сложились обстоятельства, что мы можем пронаблюдать – получился как бы естественный эксперимент – и посмотреть, связано или не связано. Или надо ставить прямые эксперименты, но их ставить никто не хочет. Самый идеальный вариант эксперимента, когда мы берем пары близнецов, выращиваем их в одинаковых условиях и в разных и смотрим, что получится. На самом деле, экспериментов такого рода довольно много. Когда волей судьбы близнецы оказываются в разных местах и растут в разной среде, а потом мы можем сравнить, насколько они в итоге одинаковые или не одинаковые. И насколько разные и одинаковые условия повлияли на их болезни, характер, предрасположенность к какой-то деятельности, профессии и ещё к чему-нибудь. Но, если мы ждем, когда оно так получится само собой, то у нас не будет большой выборки и не будет никакой статистики. А ставить эксперимент – это не очень хорошо и как-то не очень по-человечески.

Холли и Энни — персонажи известного американского фильма о разделённых близнецах

Тем не менее такой прецедент был, когда некий врач-акушер как раз с этой целью (он считал, что всё обусловлено сугубо воспитанием) разделял пары родившихся близнецов. Матери он говорил, что один умер, а сам отдавал его на воспитание в совершенно другую семью. Причём специально подбирал семьи таким образом, чтобы они были как можно более разные. Он считал, что воспитание возобладает, и они там будут разные, и довольно долго, лет 20, этим занимался. В итоге его повязали и посадили в тюрьму, а близнецы-то остались. И вдруг неожиданно выяснилось, что по некоторым параметрам они таки реально очень сильно похожи. Не только по внешности, а именно по характеру, по усидчивости, успеваемости в школе, по тому, какие профессии они выбрали в жизни, и это при том, что жили они в разных условиях. И это, наверное, единственный такой прецедент, сделанный как бы с научной целью, но человеком низких моральных качеств, за что он, собственно, и сидит, наверное, до сих пор.

Зита и Гита — персонажи известного индийского фильма о разделённых близнецах

Выяснилось, что наследственность действительно влияет. Вопрос только в том, как понять, как она влияет. У нас есть полный геном с одной стороны, 3 миллиарда нуклеотидов, а, с другой стороны, то, что я, например, стал антропологом – записано ли это у меня в генах? Нет никакого гена выбора антропологии как вида деятельности или, например, гена тракториста. Не бывает такого. И понять, как гены, которые на самом деле кодируют синтез белков или количество этих белков, превращаются в то, что я хочу рисовать или петь, никому совершенно не известно.

Цепочки ДНК и РНК

Иногда пытаются что-то такое сопоставить с животными. Когда, допустим, смотрят: вот там есть группа павианов, вот они так-то себя ведут, у них есть иерархия и всё такое, а вот, значит, человеческий коллектив, и вот в нём тоже есть нечто похожее. Это может быть армия, тюрьма, футбольные фанаты, научные сотрудники, школьники или ещё кто-нибудь. И вот смотрят, насколько они похожи. Но это разные виды, у нас не те же самые гены, что у павианов. Мы можем, конечно, поставить эксперимент на макаках, и, в принципе, с ними делать всё не так страшно и посмотреть, как там: есть взаимосвязь генетики и какой-то деятельности или нет. Но насколько это соотносится с человеком совсем не очевидно, потому что всё-таки мы не макаки и не павианы, и сопоставить это напрямую практически невозможно.

Стая павианов

Школьники

Сам вопрос изначального разделения врожденного и приобретенного не вполне корректен, потому что для того, чтобы реализовалось что-то приобретенное, нужно, чтобы была возможность этой реализации заложена в генах. То есть чтобы я мог научиться хорошо рисовать, у меня должны быть для начала нормальные глаза, чтобы я мог видеть, и чтобы у меня была хоть какая-то конечность, чтобы держать кисточку или карандаш в руках. Это обязательное условие. И в генах должно быть прописано, что у меня есть глаза и руки, ну или ноги хотя бы, хватательные притом и с пальцами. Если этого нет, то я рисовать не смогу.

Шимпанзе, рисующий картину

Вместе с тем, должно быть какое-то соответствующее окружение. Если, например, у нас такое общество, где запрещены песни: допустим, какая-нибудь религиозная секта, где запрещено петь, нельзя. Тогда даже человек, родившийся с врожденными гениальными способностями к пению, не будет петь потому, что он, если и попробует, ему настучат по голове, а, скорее всего, он даже и не попробует, потому что у него не будет просто примеров перед глазами/ушами. Он никогда не увидит и не услышит поющего человека, он этому не научится.

Бушмены — коренной народ южной Африки, в культуре которого почти полностью отсутствуют рисунки

То есть наших потенциальных способностей в теории гораздо больше, чем мы реализуем. Любого папуаса из гор Новой Гвинеи можно научить писать. Это не значит, что у него есть какой-то ген письма, потому что ни один из предков этого папуаса, начиная с проконсулов и австралопитеков, никогда в жизни не писал. Не было письменности ни в Африке, ни по пути в Новую Гвинею, ни на самой Новой Гвинее – никогда ни разу ни один предок не писал. Но мы можем взять этого папуаса и научить писать, то есть потенциальная способность у него есть.

Папуас

Это не значит, что бог вложил нам в гены способности, чтобы потом их как-нибудь реализовывали – это значит, что наш мозг устроен крайне сложно, и он может реализовывать новые возможности, которых до этого в природе не было. Этим мы, собственно, и замечательны. Потому у нас и такая культура, и развитая цивилизация. Мы можем создавать что-то новое, чего доселе ещё не было. В том числе и письменную речь, поэзию, архитектуру, художественное искусство, театр и много чего ещё. Но при этом какие-то предпосылки в нашем мозге для этого всё равно должны быть.

Космонавтика — одно из значимых достижений человеческой цивилизации

Вот летать, например, мы не можем: у нас нет никаких физических предпосылок, для того чтобы летать. Мы тяжёлые, жирные, крыльев не хватает и поэтому искусство кувыркаться в воздухе нам не вложено в голову, потому и не получится. А вот прыгать на канатах и по веткам – это сколько угодно. У нас есть легкая атлетика, где легкоатлеты реализуют те программы, которые были у каких-то там предков в виде макак, проконсулов и много кого ещё.

Легкоатлеты на забеге на короткую дистанцию

Ну, макаки не были предками, но кто-то похожий на них, скажем, египтопитеки, которые скакали по ветвям. А ту же самую способность можно реализовать не только в виде прыгания по искусственным веточкам, а можно ещё сделать балет или балет на льду. Никакие обезьяны на коньках не ездили, но тем не менее хорошая координация движений в нас заложена, и мы можем ездить по льду на коньках.

Египтопитек

В итоге получается, что любое приобретённое должно основываться на чем-то врождённом, а врождённое может реализоваться только, если есть соответствующее окружение. Одно без другого не работает. Поэтому изначально разделять понятия «врождённое» и «приобретённое» не вполне корректно. Но человеческое мышление так устроено, что нам всё-таки хочется какой-то четкости. То, что я правша – врождённое, а то, что я антрополог – приобретённое. Потому что в современной европейской культуре есть такая наука – антропология, есть вуз МГУ, там есть кафедра антропологии, и вот туда можно пойти учиться и стать антропологом. Вот я стал. А, скажем, мой прадедушка, живший когда не было кафедры антропологии, наверное, не мог стать антропологом в принципе потому, что тогда не было где можно было ему научиться антропологии.

Сотрудники кафедры антропологии МГУ

Поэтому изучать подобный вопрос крайне сложно и разделить это принципиально нельзя, но тем не менее хочется. Поэтому исследования в этом направлении все ещё продолжаются и будут продолжаться, пока мы не поймём, как наши гены реализуются в нашем поведении. Пока это тёмный лес. И если Вам кто-то будет говорить, что вот Вы такой-то потому, что это у Вас прописано в генах, всегда подумайте, что ген – это цепочка нуклеотидов, которая состоит из аденина, гуанина, цитозина и тимина, и всё. И там написано, какой будет белок. А то, что там записано какое-то поведение – это ещё вопрос на миллион. Когда это узнают, мы сможем выращивать людей по заказу, делать гениев, поэтов, кого угодно, но до этого ещё пока далеко.»

Все дети разные, каждый ребёнок индивидуален. Уникальность личности предопределяется наследственностью, а также влиянием факторов социальной среды — воспитанием. Учёные пока расходятся во мнении о роли этих составляющих. Так что споры о том, что важнее — гены или воспитание — продолжаются. Имеются исследования, доказывающие, что индивидуальные особенности людей на 49 % зависят от генетических факторов и, соответственно, на 51 % — от факторов внешней среды, в том числе воспитания. Но, судя по полученным данным, результаты исследования не вполне убедительны.

Есть люди, желающие иметь детей, однако в силу обстоятельств не способные подарить жизнь родному ребёнку. Вариант усыновления младенца из Дома малютки они категорически отметают, мотивируя свою позицию опасением столкнуться с проявлением в ребёнке «дурных» генов своих биологических родителей. Понятно, что полностью здоровые дети из благополучных семей на попечение государства попадают довольно редко. Если такое происходит, чаще всего виной тому аморальный образ жизни родителей, и, как следствие, нежеланная беременность.

С другой стороны, немало людей, искренне верящих, что «не та мать, что родила, а та, что воспитала». Даже имея родных детей, они находят в себе душевные и физические силы взять в свою семью сирот. И я верю, что большинство из этих добрых людей делает это вовсе не из корыстных соображений…

На примере своих детей я убедилась, что способности к чему-либо формируются определёнными комбинациями генов. По сравнению с ними роль воспитания незначительна.

У меня двое сыновей с разницей в четыре года. Они очень похожи между собой внешне (и на нас с мужем). Так вот, когда старшему только исполнилось четыре года, он попросил купить ему ролики. Мы ещё засомневались, что на такого малыша они окажутся в продаже. Детской просьбе вняли: ролики нашли и купили. Сынок обрадовался и в тот же день стал учиться кататься — сначала по квартире, потом во дворе. Он проявил супернастойчивость и научился уверенно кататься буквально за пару дней. Спустя некоторое время возжелал заполучить двухколёсный велосипед и тоже очень быстро освоил самостоятельную езду на нём. Потом также самостоятельно научился плавать.

А вот младший сын уже другой. Ему свойственна врождённая осторожность. Сейчас ему пять с половиной лет, а ролики и велосипед, доставшиеся от старшего брата, до сих пор не востребованы. Мне всё же удалось его убедить, что научиться самостоятельно кататься необходимо. И вот уже несколько прогулок на роликах позади, а результат — нулевой. Я не вижу в младшем сыне энтузиазма, который наблюдала у старшего. Сегодня он в отчаянии заявил: «Я не понимаю, зачем люди катаются на роликах? Какой вообще в этом смысл?!» Учиться кататься на велосипеде тоже не хочет… Хотя очень любит играть с движущимися механизмами (машинками и т. п.). Кстати, езду на самокате давным давно освоил, правда, в основном катался по квартире.

Так что даже родные братья разные. Я вспоминаю, как опасно было ходить со старшим сыном на пляж, когда он был в полуторагодовалом возрасте. Стоило на секунду отвлечься, как кроха норовил убежать «куда глаза глядят». Младший совершенно другой. Играя в песке на пляже строго возле подстилки, в шаге от меня, он ежеминутно оборачивался, чтобы убедиться, что я никуда не ушла. Даже незнакомые люди удивлялись такой послушности — сидит и тихонько ковыряется в песочке. И это в полтора года!

Старший сын — явный лидер, инициатор идей и организатор им же придуманных развлечений. А младший — исполнитель, чувствующий себя в тени старшего брата очень комфортно. Благодаря разнице в возрасте, они органичны в своих ролях. Я вижу, что у них совершенно разные характеры, хотя воспитание было одинаковым.

Возможно, специалисты бы сказали, что подобные выводы можно делать лишь в случае, если речь идёт о монозиготных (идентичных) близнецах, попавших в разные условия внешней среды (например, семьи с различным социальным статусом и прочими ключевыми условиями). Таких историй изучено немного и каждая из них служит объектом научного интереса. Что ж, спорить не буду, я не берусь за решение дилеммы «Что важнее: гены или воспитание», а всего лишь делюсь личными наблюдениями.

Психологи доказали, что наивысшее удовлетворение и счастье приносит человеку реализация его врождённых способностей. Следуя данной логике, принуждение к действиям, в том числе обучение, не всегда полезно, ибо если природного дара, таланта, нет — ему не научишь.

«Рождённый ползать летать не может», — гласит известная крылатая фраза. С другой стороны, уже в детском возрасте навешивать ярлыки отсутствия тех или иных способностей преждевременно…

Моя позиция как матери касательно воспитания детей проста: раннее гармоничное развитие и комплексное обучение.

Читайте также: Сколько можно сидеть за компьютером детям.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *