Кадетская жизнь

К 8 часам утра понедельника приезжают в кадетский корпус детки со всей Москвы, из пригорода и даже из ближнего зарубежья. И живут они здесь до субботы, когда во второй половине дня после уроков и уборки разъезжаются по домам. Не все выдерживают такой безвыездный режим, большинство каждый день уезжает домой.

В этом году санэпидемстанция по этой причине даже не разрешила проводить очередной набор учащихся. Планируется расширить здание кадетского корпуса, чтобы как-то справиться с перенаселенностью.

В 8 часов утра происходит построение, проверка наличия личного состава. В половине девятого ребята идут строем мимо бюста Суворова, установленного при входе в кадетский корпус, отдают ему честь, отправляются завтракать и расходятся по занятиям.

После первых трех уроков, с 11 до 12, у них перерыв и физкультурная пауза. Это общий распорядок дня для всех учебных заведений интернатовского типа. После этого у них еще три часа уроков. Потом опять часовой отдых и с 16 до 18 – самоподготовка. После 18 – кружки. В 6 часов вечера у них полдник и в половине восьмого – ужин. Отбой – в 22 часа.

Ребята к нам поступают в пятый класс в десятилетнем возрасте. Обычно набирают один или два класса, которые называются курсами. Нет классного руководителя, как в обычной школе, есть курсовой методист. То есть одна учительница отвечает за учебу всего курса. Кроме того, у каждого курса есть офицер-воспитатель. И ребята организованы в три роты. Есть командир роты и на каждом курсе свой офицер-воспитатель, который занимается организацией всего учебного дня. Утром офицеры строят и пересчитывают ребят, водят их на самоподготовку, следят, чтобы они занимались, вывозят на экскурсии. Есть ночные офицеры. Они заступают в 7 часов вечера и до 8 утра отвечают за тех, кто здесь остался ночевать.

Из специальных предметов у ребят есть история развития кадетских корпусов, военная подготовка и офицерский час, на котором офицер-воспитатель решает свои воспитательные задачи. Очень много специальных занятий бывает во время каникул. Военно-патриотические сборы весной и летом после окончания учебы 9-го мая. Уже 30-го они едут на месяц в какую-то военную часть, где усиленно занимаются подготовкой, маршировкой, ходят на стрельбы.

В 5, 6, 7 классах ребята очень довольны, что выбрали такую профессию, собираются стать военными. К 8, 9 классам им надоедает ходить строем, надевать форму, делать то, что надо. Ребята курят тайком, но, конечно, господа офицеры все это активно пресекают. И ребятам в 8, 9 классе кажется, что их личная свобода очень ущемлена. Не придешь с длинными волосами и в модных джинсах. Даже за рюкзаки и то их ругает директор. Потому что форма, погоны и рюкзак плохо сочетаются. И носить свои учебники приходится в портфеле. Это тоже ограничение, на которое подросток идет с трудом.

Но зато в 10, 11 классах они уже гордятся, что пережили все эти трудности, что они кадеты. Девочки начинают смотреть на них с уважением. И ребята приучаются к порядку. Форма у них отглажена, ботинки начищены. Кадеты уже щеголяют тем, что они такие опрятные, дисциплинированные, что у них такая хорошая осанка. Они чувствуют, что все это начинает привлекать к ним внимание. И уже сами начинают ценить свой кадетский корпус.

Девиз нашего кадетского корпуса «Долг, честь, Отечество, польза”.

На самом деле, то, о чем говорилось выше, – формальная жизнь корпуса. А существует еще неформальная, где у ребят свои лидеры в коллективе, свои правила и законы, которые в каждом детском коллективе организуются. И вот эти же самые полковники в неформальную жизнь коллектива, по-моему, даже умышленно не вмешиваются. Ребята имеют возможность там обтереться. И у них очень сплоченные коллективы. Они друг друга не выдадут никогда.

Такое понятие, как мужская дружба, известно им не понаслышке. Они действительно живут все вместе довольно сплоченным, дружным коллективом. Старших спрашиваешь: «Куда ты пойдешь учиться? – «Я пойду в учебное заведение, где наши с прошлого курса”. И он уже идет к «своим”.

Кадетский корпус организовался на базе суворовского училища. Отделился от него по той причине, что суворовцы принимают Присягу, выходят уже военными людьми. Из кадетского ребята выходят не военнообязанными. В прошлом году у нас мальчик поступил во ВГИК. Очень настроены на высшее образование, ценят его. Им прививается уважение к образованию, карьере. Это делают те самые офицеры-воспитатели.

Директор и основной офицерский состав сами воспитаны в кадетских корпусах военного времени. После войны осталось много сирот, и кадетские корпуса развивались для их воспитания. У нас был один офицер, его в 11 лет поймали беспризорником в городе Фрунзе (нынешний Бишкек). И кадетский корпус его одел, умыл, обучил.

У нас очень много офицеров, которые были кадетами в 50-х годах. Они как раз и организовывали этот кадетский корпус и стараются внедрять традиции, в которых воспитаны сами. Но не очень получается. Потому что времена были другие, дети были другие. Они голодали и очень ценили даже то, что их регулярно кормят, это был большой подарок. Они плохо писали, у них не было родителей. Кругом война, разруха. А сейчас, конечно, детки наши живут в более лояльных условиях и сами гораздо слабее. Хотя это трудно понять, ведь тогда ребята были голодными, несчастными.

Эти закаленные люди, получившие кадетское воспитание, лет 10 с лишним назад от суворовского училища отделились в кадетский корпус.

Каждый курс несет отпечаток личности своего офицера-воспитателя. Три года назад был очень трогательный случай. Один офицер-воспитатель взял десятилетних пацанов и воспитывал их с 5-го по 10-й класс. А в 11-м, в апреле, умер и до выпуска их не довел. У нас в храме его отпевали. И нужно было видеть, как трогательно ребята с ним прощались, как они ему обещали, что непременно все закончат, не будут пьянствовать, придут на все экзамены, все сдадут и везде поступят, куда готовились. Он им был как отец родной.

У нас есть курс, у которого офицер-воспитатель Виктор Михайлович Крокос. Детишек зовут «крокосятами”. «Вот крокосята все время куда-нибудь ездят, а мы почему не ездим? Отпустите нас на экскурсию”. Я думаю, если б психологи тестировали детей, то они бы заметили в них черты личности офицера. Как ребенок бывает похож на своих родителей, так и они становятся похожими на своего офицера-воспитателя.

Если ребята свободны, они могут по своему желанию прийти в храм.

Когда они в это время бегают по территории и пришел батюшка, они могут заглянуть в храм. Если ребята не подметают, не моют, если им не дали какое-то задание на эти полчаса, чтобы пораньше отпустить домой. Есть ребята, которые в воскресенье приходят на позднюю службу в Никольский храм. У меня тоже мальчик учился в кадетском корпусе.

Есть очень хорошие дети, очень способные. Каждый год бывают медалисты. Ваня Маленчук у нас чемпион мира по кикбоксингу. Такой у него бойцовский характер. Он на тренировках сломал пальцы, и все равно его не сняли с соревнований. Он продолжал борьбу и победил. И сейчас он с серебряной медалью заканчивает кадетский корпус.

У нас очень хорошие учителя. Преподаватели владеют такими педагогическими приемами, что кадет, и не очень-то понимая, все равно может научиться решать те задачи, которые ему положено.

При кадетском корпусе существует организация «Сыны Отечества”, работающая по выходным. Этих ребят мы называем «воскресниками”. В субботу они приходят к часу после школы, у них проходят дополнительные занятия. А в воскресенье обычный спортивный день или экскурсия.

Поступить в кадетский корпус сложно. Конкурс очень большой. В прошлом году было 120 заявлений, взяли 20 мальчиков. Некоторым родителям кажется, что тут детей к порядку приучат. Им нравятся парады, как кадеты маршируют. Но все недостатки, которые ребенок вынес из семьи, здесь только расцветут. Потому что нет рядом родителей и ребенок должен сам выкарабкиваться. Сильных, смелых это закаляет. Слабых – может сломать.

Дедовщины у нас нет. Многие ребята приходят с разными недостатками, но офицеры-воспитатели умеют пресекать негативные моменты. Многие выпускники поступают в военные учебные заведения. Не обязательно московские. Уезжают в другие города. Например, в военное училище в Рязань, в Жуковскую военную академию, поступают и в Академию ФСБ.

У нас воспитывается патриотизм. В начале каждого урока дети стоя слушают гимн кадетского корпуса, сдают рапорт. Дежурный дает команду «Встать! Смирно!”. Инструкция специальная в журнал вклеена: «Товарищ учитель, классное отделение такое-то для урока информатики построено. Отсутствуют такие-то”. Учитель здоровается с ребятами. Они кричат: «Здравия желаю, товарищ преподаватель”. И я говорю дежурному: «Садитесь” – а он дает команду своему подразделению. Мы начинаем урок. В конце, наоборот, дежурный говорит: «Встать. Урок окончен”. Это мальчишек очень дисциплинирует.

Посвящение в кадеты проходит в Музее воинской славы на Суворовской площади. Все стоят строем, звучит гимн, приносят ордена, вручают награды. Кого-то не посвящают в кадеты за какие-то проступки. Ребята имеют свои воинские звания. Есть суд кадетской чести, на который особо провинившихся вызывают и критикуют. Это формальности.

А так у ребят есть свой собственный закон чести. Покурить за углом – это чести не мешает, хотя ребята знают, что это плохо, и не бравируют, как в обычной школе. Есть такие вещи в кадетской среде, которые все будут осуждать, и никто из ребят себе этого не позволит.

Первый московский кадетский корпус в этом году отпразднует юбилей — 240 лет со дня основания. Кадетскую форму этой школы, видел, пожалуй, каждый житель столицы, ведь эти дети (сейчас их 1337) — постоянные участники московских праздников, парадов и концертов, шествий и фестивалей. А еще они победители и призеры многочисленных олимпиад, абитуриенты, а после и студенты ведущих вузов страны. О том, что на самом деле представляет собой кадетство и почему корпус на самом-то деле не уменьшенная модель армии, рассказал mos.ru директор Первого московского кадетского корпуса Владимир Крымский.

Профиль — кадетство

— Владимир Яковлевич, расскажите, пожалуйста, что такое Первый московский кадетский корпус?

— Московский кадетский корпус — образовательное учреждение, дающее современное кадетское воспитание. Конечно, у него есть отличия от обычной школы. Кадеты — это не школьники, они живут, учатся и воспитываются здесь. У них абсолютно другой уровень минимальных результатов. Мы, например, считаем, что кадеты не имеют права учиться на тройки. И если для всех обычных школ очень важна высшая планка, которую достигают их выпускники, то для нас очень важна низшая, стартовая, которая точно выше, чем у всех школ Москвы.

— Получается, что все-таки кадеты отличаются от обычных школьников?

— Так сказать нельзя, это обычные дети, такие же, как во всей стране. Поймите, есть гражданские школы, где основным профилем является, условно говоря, медицинский класс. Но мы же не задаем себе вопрос: а чем же дети из медицинского класса отличаются от детей не из медицинского класса? Нет. Ни в коем случае нельзя ставить вопрос, чем отличаются дети. Дети не отличаются ничем.

Школа для мотивированных детей

— Расскажите, как стать воспитанником вашего кадетского корпуса?

— Для начала на официальном сайте надо прочитать условия приема, там все расписано. Поступить сюда несложно, все у нас очень прозрачно. Все испытания проходят на базе Московского центра качества образования. Мы никаких экзаменов не устраиваем. Но в этом году мы принимаем только седьмой класс.

— Почему с седьмого класса? Возраст более подходящий?

— Это возраст, когда ребенок может сказать родителям: «Нет, я не хочу в кадетский корпус». В пятом классе он этого сказать не может, поэтому вместо мотивированных кадет в пятом классе мы получаем мотивированных родителей, а это не одно и то же. Если у ребенка есть желание, значит, он мотивирован, мы из него что-то сделаем. А если он не хочет — как бы родители ни желали, никакого толку не будет.

Воспитанием, а не маршами

— Есть ли какие-то дополнительные предметы, которые изучают ваши ребята, кроме общей школьной программы?

— Надо понимать, что такое школьная программа и что такое внеклассное время. Школьная программа одинакова во всех школах России за редким исключением: у кого-то больше математики, у кого-то больше физики, у кого-то — русского языка и так далее.

А вот что в школе происходит после обеда — вопрос другой. У нас во внеучебное время ребята занимаются робототехникой, авиамоделированием, пилотажной подготовкой на тренажерах. Много спортивных секций: самбо, плавание, дзюдо, гимнастика и так далее.

Есть один час в неделю строевой подготовки, один час в неделю огневой подготовки. Все остальные воинские предметы — это в лагере, который проходит летом и зимой.

— Это довольно сильно отличается от того образа, который складывается у людей, не знакомых с кадетством. Чаще всего кадетские корпуса представляются маленькой армией. Это не так?

— Когда о кадетских корпусах думают, будто это место, где все ходят строем, кричат «Ура!» и колют штыком, нас это обижает. На самом деле задача образовательной организации — дать знания.

Дисциплина как таковая кадетам не нужна, им нужно воспитание. Для того чтобы кадет был нормальным гражданином, он должен быть воспитан, а не просто замордован строем, командами. Вот эта позиция сегодня реализуется в корпусе. Наша задача — выпустить кадета, блестяще образованного, прекрасно воспитанного и физически совершенного.

От учителя к ученику

— Высокие результаты, которые требуют от ребят, зависят и от качества преподавания. Владимир Яковлевич, расскажите про учительский состав, что за люди у вас работают?

— Безусловно, мы предъявляем очень жесткие требования к отбору учителей, намного жестче, чем к отбору кадет. Есть учителя, которые работают в корпусе уже десятилетия, это основа нашего педагогического коллектива. Есть молодые учителя, хорошо вписавшиеся в коллектив педагогов. Мы стараемся соблюсти баланс между опытными и молодыми преподавателями.

— А как проводится конкурс на должность учителя в Первом московском кадетском корпусе?

— Они должны пройти специальное тестирование в Московском центре качества образования по своему предмету, и плюс у нас здесь несколько ступеней отбора. Как правило, на одно освободившееся место претендуют до десяти учителей. У учеников конкурс при поступлении пять — семь человек на место.

— Конкурс среди учеников тоже не маленький, почему кадетский корпус так популярен?

— Наверное, это связано с общим подъемом патриотического сознания в России. Но на самом деле причин много. Конечно, часть родителей заинтересована в том, чтобы ребенок находился в серьезной воспитательной среде. Порой родители просто перекладывают ответственность на корпус. Очень много опекаемых детей, много сирот, много ребят, оставшихся без попечения, попавших в трудные жизненные ситуации.

Работа на результат

— Задача воспитать гармоничную личность решается успешно? Есть ли у ваших учеников результаты, которыми можно гордиться?

— Мы считаем приемлемым результатом, когда наши ребята поступают на бюджетные отделения самых лучших вузов самостоятельно, за счет своих знаний. Например, у нас реализуется проект «Всем классом в МАИ» — в следующем году целый класс будет поступать в этот университет. Один класс будет поступать в Университет имени Кикотя МВД. Задача главная — даже не баллы на ЕГЭ набрать, главная задача — поступление.

Что касается олимпиад, у нас есть и победители, и призеры предметной Всероссийской олимпиады, есть победители олимпиады по профессиональному мастерству. Сейчас ждем результатов заключительного всероссийского этапа.

— А много ли учеников поступает в высшие учебные заведения, связанные армией и силовыми структурами?

— Их намного больше, чем тех, кого привлекают гражданские вузы. У нас 80 процентов поступают в строгом соответствии с профилем. Но нужно понимать, что сегодня в корпусе есть не только военный профиль. У нас есть инженерный профиль МАИ, есть социально-правовой и множество других. Нет такого, что все учатся одинаково и все идут в армию. Каждый выбирает направление, последние два года занимается по нему и поступает в соответствии с этим профилем.

Кадетское движение получило новый импульс к развитию в 2014 году, когда в столице к 70-летию Великой Победы в общеобразовательных школах было открыто 70 кадетских классов. Сейчас кадетскую форму в Москве носят более 15 тысяч детей. В активе московских кадет за прошлый учебный год 29 побед и призовых мест во всероссийских олимпиадах. 52 кадета стали лауреатами творческих конкурсов международного уровня, 292 ученика — российского уровня, 1012 человек — городского уровня. В 2017 году свыше 90 процентов выпускников кадетских классов и учреждений поступили в вузы. 65 процентов получили студенческие билеты высших учебных заведений Минобороны и других силовых министерств и ведомств России.

В последние годы в стране кадетские корпуса и кадетские классы появляются со скоростью грибов после теплого дождя. Но даже в таком количестве они не могут вместить всех желающих. Чего ждут родители от кадетского образования для своего ребенка и получают ли желаемое?

40 лет назад, думаю, и раньше летом в Москве на Филях около Суворовского училища на всех газонах сидели десятки, если не сотни людей. Со всей страны родители привозили своих сыновей поступать в училище. На территорию родителей не пускали, и они ждали окончания экзаменов и медкомиссий, сидя на траве перед забором училища. Многое с тех пор в нашей стране переменилось, но желание родителей дать своим детям военное образование никуда не делось и, кажется, стало еще более распространенным. О том, зачем и почему сегодняшние мамы и папы отдают своих детей в кадетские корпуса и классы, я поговорила с родителями юных кадетов.

Я уверена в будущем сына

Ольга Ворейко: «Мой сын третий год учится в кадетском корпусе, и я счастлива, что он смог стать кадетом. Во все времена офицерство было элитой общества и, не в последнюю очередь, за счет своего образования. Сын изучает два иностранных языка, специальные предметы, имеющие отношение к военному делу, этикет, бальные танцы. Ему сейчас 15 лет, но я уже уверена в его будущем: после окончания корпуса он, естественно, пойдет дальше по этой линии. Поэтому мне не нужно переживать из-за выбора вуза, профессии, ломать голову, чем ему зарабатывать. В наше время это очень ценно – быть уверенным в будущем. Да, я скучаю по сыну, не имею возможности видеть его каждый день, но я спокойна за него: он под хорошим присмотром, лишен шанса попасть в неприятности или плохую кампанию. Я считаю, что решение отдать сына в кадетский корпус, было одним из самых правильных в моей жизни».

Элитарным образованием это никак не назвать

Сабина Ядрахова: «Когда в школе, в которой учился мой старший сын, решили открыть один кадетский класс, я обрадовалась, потому что это был шанс для младшего сына, он как раз заканчивал 4 класс в другой школе. И он стал учеником кадетского класса. Предварительно изучив тему кадетского образования, я ждала от обучения сына в этом классе высокий уровень образования, определенный уровень соучеников, интересную учебную программу. По факту ничего этого мы не получили. Основные предметы им преподавали те же учителя, что и в других классах, и по той же программе. Специальные предметы: «историю российской армии», «строевые песни», «этикет», «строевую подготовку» и т.д. вел бывший физрук школы, который отучился на курсах и стал классным руководителем кадетского класса. Он не очень разбирался в тех предметах, которые преподавал. Про контингент даже говорить не хочется: было ощущение, что всех двоечников и хулиганов района собрали в этот класс. Поэтому после Нового года сына по его просьбе я перевела в параллельный, самый обычный класс. Думаю, что в школах, в которых такие классы создаются обдуманно, с пониманием, что это, зачем и как образование кадетов должно отличаться от обычного образования, там получается существенно удачнее. Но, если создание кадетского класса в школе – это дань моде или выполнение какого-то плана, спущенного сверху, то получается вот такая профанация, как в нашей школе. По факту это класс-отстойник, от которого рыдает вся школа: и учителя, и дети. Элитарным образованием это никак не назвать».

Мой сын – кадет, и я за него спокойна

Ирина Повольская: «Мы все хорошо знаем, что основные опасности, которые подстерегают подростка в нашем мире – это наркомания, экстремизм, криминальный мир, цинизм в отношении к родным и всему миру. Кадетство защищает от всех этих опасностей лучше, чем могут защитить самые любящие и самые внимательные родители. Мой сын – кадет, и я за него спокойна. Я вижу изменения, которые в нем происходят: он стал дисциплинированным, ответственным, собранным. Он не поддается сомнениям, у него нет времени на размышления о «высоком» или всяких глупостях. Он в хорошей физической форме, почти не болеет. Да и вообще на него приятно посмотреть: он всегда в военной форме, подтянутый, красивый. Я уверена в том, что он не будет тратить свою жизнь на то, чтобы жевать насвай, зависать в клубах с девками, ходить на митинги Навального, у него нет на это ни времени, ни желания. У него с пяти лет нет отца, поэтому я очень рада, что он получает мужское воспитание от офицеров-воспитателей. Я вообще считаю, что все подростки-мальчики должны получать кадетское воспитание, тогда в стране и наркомания, и преступления, и беспорядки пойдут на убыль».

Я рада, что так получилось

Кристина Цигейкина: «Моя дочь учится в кадетском классе, и это стало результатом ее желания. В кадетский класс собирался ее друг, и она захотела учиться с ним. У меня были большие сомнения: надо ли, сможет ли, не лишним ли будет для девочки военное воспитание. Но сейчас сомнений нет, я рада, что так получилось. У них очень дружный класс, очень хороший наставник. Их не только учат, но и воспитывают. Например, мальчики в классе все галантны, пропускают девочек вперед, подают руку при выходе из автобуса. Я это сама видела, когда ездила с классом на экскурсию. Они постоянно принимают участие в патриотических мероприятиях: стоят в почетном карауле, встречаются с ветеранами, с космонавтами, со спортсменами. У них насыщенная и интересная жизнь. Единственное, что меня смущает, — это военная форма, в которой они ходят в школу. Все-таки я считаю, что дети и военная форма – несовместимые понятия. Я бы предпочла, чтобы у них была обычная форма: синяя или там бордовая. Но тут не мне решать, конечно. Пойдет ли дальше дочь в военный вуз, я не знаю. Пока она собирается в педагогический, ну и время еще есть. Если, например, она захочет стать военным переводчиком, мне кажется, это перспективный выбор».

Армия – это тупость, грязь, грубость, инфантилизм

Сергей Иванченко: «Мой сын – кадет, хотя я был против такого решения, и сейчас против. Но на этом настаивала моя жена, потому что она считает, что в нашей стране армейское будущее – это стабильность, перспективы, уважение и со всех точек зрения хороший выбор для мальчика. Но ей простительно, она судит по армии только по фильмам и пропагандистским телепередачам. Я же отслужил в армии 6 лет, и у меня совсем иное мнение. Армия – это тупость, грязь, грубость, инфантилизм. Да, не удивляйтесь. Когда ты живешь, во всем подчиняясь командиру, когда выполняешь приказы без возможности их оспорить или даже обсудить, способность к самостоятельному принятию решений как-то пропадает. Да, я в своей жизни встречал умных, образованных и интеллигентных офицеров, но они – скорее исключение из правила. Надеюсь, что у сына хватит ума, чтобы правильно оценить свои перспективы и вовремя соскочить».

Ребенок сыт, одет, его учат, за ним следят

Вера Антонова: «У нашей семьи непростые времена. В финансовом плане. И для нас кадетский корпус – это спасение. Ребенок сыт, одет, его учат, за ним следят, его даже лечат, если он болеет. Это больше, чем ему могу дать я. Я очень благодарна государству за то, что оно открывает эти кадетские учреждения, в наше время это серьезное подспорье для многих семей».

Дочь продержалась 4 месяца

Ирина Шверкина: «Решение направить дочь в кадетский класс далось нам тяжело. На этом настаивал муж, который очень боится за дочь, говорит, что в современном мире много опасностей и искушений, которым она не сможет сопротивляться, а военное образование, повышенные требования к дисциплине ставят мозги на место. Я же считала, что для девочки это плохой путь, что языковая школа была бы для нее более подходящей. Но муж настаивал, поэтому мы решили попробовать. В итоге дочь продержалась 4 месяца, после чего слезами и мольбами заставила нас перевести ее в другой класс. Я предполагала, что так будет, и рада, что не ошиблась. Судя по рассказам дочери, специальные предметы были полной профанацией: учитель показывал им презентации, видеоролики, и вот так проходили уроки. Зато каждое утро начиналось с политинформации, когда детям просто в течение получаса зачитывали политические новости из газет. И ради этого их класс приходил в школу на полчаса раньше. Классный руководитель постоянно кричал, мог толкнуть, грубо схватить за плечо. Мальчики доводили учителей на уроках, например, учительница истории в итоге отказалась от их класса. Это был неудачный опыт, даже муж признал, что был неправ, когда настаивал на том, чтобы Аня училась в кадетском классе».

Что касается до внешности традиций, то все ее значение обуславливается внутренним содержанием: есть на лицо внутренняя, глубокая традиция — уместна и желательна будет внешность, нет ее — не надо и наружности, которая в этом случае обращается лишь в пустую внешность. Поэтому все эти красивые старые формы, на которые пошла теперь такая мода, будут полезны только при условии полного соответствия их с внутренними мерами к поддержанию традиций; самая красивая форма сама по себе традиций не поддержит и явится лишь дорогостоящей и потому вредной игрушкой.

(Парский Д.П. — генерал-лейтенант, командующий армией в I Мировой войне)

Кадетские традиции

(И.Лощилов. Памятка Российского кадета. СПб,2001)

См. также:

  • Поведения

    • Этикет для кадет

    • Заветы кадету

    • Кодекс чести кадета

  • Товарищества

    • Заповеди товарищества

    • Ты или Вы ?

  • О дуэлях

    • История дуэлей

    • Дуэльный кодекс

  • Правила для военнослужащих

    • О служебном этикете военнослужащего Российской армии

    • Моральный облик офицера

Воинские традиции — это передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся длительное время в военной среде общественные и ратные ценности, правила и нормы поведения военнослужащих, а также обычаи и воинские ритуалы.

В старой российской армии традиции играли выдающуюся роль, они по существу заменяли собой политработников, институт которых понадобилось ввести, когда традиции перестали существовать. В силу их задающейся роли традиции имели официальную поддержку, без них в российской армии не было ни одной части, ни одного военно-учебного заведения. Проявлялись они по-разному и отражались обычно в «Историях полков» или иных документах, но чаще всего это был сложный, неписаный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно связывающий сослуживцев в единую семью.

В содержательной части большинство традиций были серьезны и требовательны. Они учили преданности Отчизне, Вере, начальникам, прививали любовь к армии и своему полку, воспитывали у молодежи уважение к старшим, умение подчиняться прежде, чем получить право командовать. Они требовали неукоснительного соблюдения законов войскового товарищества, личного достоинства и чести, развивали сообразительность, мужество и отвагу, побуждали к жертвенности по отношению к своим товарищам, учили поступаться личными интересами. В своей внешней, обрядовой части традиции выражались по-разному и нередко носили озорной, шутливый характер, особенно в кадетских корпусах и военных училищах, что вполне соответствовало настроению молодежи.

I

Каждый кадетский корпус имел свои традиции, которыми очень дорожил. Даже после того, как корпус прекращал свое существование, они еще долгое время сохранялись в среде его питомцев. Хранителем корпусных традиций считался старший, 7-й класс, которому это право торжественно передавалось от предыдущего выпуска. Из его среды выбирался «выпускной совет», возглавляемый «генералом» выпуска и его помощниками (адъютантами). Эти лица были непререкаемыми авторитетами для кадет, а власть «генерала» была в иные отношениях даже сильнее, чем власть директора корпуса. Выпускной совет вырабатывал общие решения по наиболее важным вопросам внутренней жизни, он чутко реагировал на каждый бесчестный поступок кадета, накладывал на него взыскания из арсенала собственных средств, но не менее чутко отзывался на допущенную по отношению к кадетам несправедливость и устраивал организованные выступления против их виновников (так называемые «бенефисы»). Предметом особого внимания совета являлась честь корпуса и охрана его репутации, в связи с чем проступки, бросающие пятно на корпус, карались чрезвычайно строго.

Полное участие в «традиционной жизни» начиналось обычно с 6-го класса, то есть с переходом в строевую роту. На младшие классы кадетские традиции распространялись лишь частично. Наиболее стройная система приобщения к кадетским традициям существовала в корпусах, где признавался «цук» — система внутренних карательных мер. Эта система возникла в школе гвардейских подпрапорщиков, созданной в 1823 году для подготовки офицеров гвардейской кавалерии. Цук был распространен во всех кавалерийских школах и училищах; считалось, что без него нельзя воспитать настоящего кавалериста. Любая замеченная промашка новичка в отношении с лошадью, снаряжением, оружием, в строю и просто в быту каралась наказанием со стороны старшего. Меры могли быть самые разные: приседания, отжимания, верчения, прыжки и пр. Поскольку служба в кавалерии считалась весьма престижной и составляла предмет желания каждого кадета, то корпуса, расположенные в непосредственной близости от кавалерийских училищ, признавали цук.

Вообще говоря, отношение к цуку было разное. Сторонники считали его демократическим средством, уравнивающим знатных и простых: все они, независимо от положения, становились «сугубцами» перед «благородными корнетами». Противники усматривали в нем унижение личного достоинства, надругательство над личностью. Спорили на эту тему долго, но убедить друг друга не могли. Спорщиков примирила жизнь.

Существовали и иные кадетские структуры. В Донском корпусе властвовал «атаман» выпуска, в помощь которому выбирался товарищ атамана и войсковой писарь. Старшие кадеты имели звания хорунжих, а оставшиеся на второй год — есаулов, причем эти последние пользовались особенным уважением, что подчеркивалось «званием» и рядом привилегий. В других корпусах, особенно в отдаленных районах России, влияние местных условий и традиций определяло иные виды кадетских структур. Однако при всем их различии существовали традиции, общие для всех корпусов, за соблюдением которых бдительно следила кадетская иерархия любой структуры.

Основной общей традицией являлось подчинение младших кадет старшим. Этим отрабатывались главные принципы военной организации: умение отдавать приказы и выполнять их. Подчинение требованиям старшего кадета считалось законом чести, но и старший не мог отдать необоснованный приказ, в особенности, если он унижал достоинство младшего. За этим следили еще более старшие, а за всеми ними — выпуск. Любая несправедливость, не говоря уже об издевательстве и оскорблении, каралась самым жестоким образом.

Подобные отношения существуют в любой организации, подчиняющейся своим внутренним законам. Жизненный опыт, знания и умение зрелых служат основанием для послушания со стороны молодых и менее искушенных. Так было всегда и в армии: к авторитету старых солдат прибегали и Суворов, и Наполеон. Так что в таком подчинении нет ничего необычного. Все дело в формах, в которых оно осуществляется. В российских кадетских корпусах даже в самую мрачную пору или жизни физическое насилие вообще было сведено к минимуму, что нашло отражение в кадетской заповеди: «Младшим не драться, старшим не расправляться насилием». Послушание младших происходило не от страха перед силой, а из сознательного чувства восхищения и гордости за старших товарищей, из желания им подражать, стать такими же ловкими строевиками, лихими традиционерами, хранителями заветов старины. В иных критических ситуациях эта подчиненность оказывалась эффективнее строгих приказов воспитательного персонала, особенно когда дело касалось кадетской чести.

Если традиция послушания младших родилась с самого начала существования кадетских корпусов, то традиция, предписывающая старшим заботиться о «братьях меньших», возникла значительно позже. Но она постоянно укреплялась, демонстрируя силу кадетского братства, ибо подлинная сила проявляется не в грубости, а в доброте. Отзывчивость, оказание помощи попавшему в беду собрату, заботливое отношение к сиротам были повсеместным явлением и принимали подчас весьма трогательные формы. Было, например, распространено, что питомцы корпуса опекают малолетних кадет-сирот, берут их на каникулы в свои семьи, делают подарки к праздникам.

Последующие события принесли кадетскому братству новые испытания. Благотворительности и милосердия оказалось недостаточно, тогда старшие товарищи взяли малышей под свою защиту и постоянную опеку. В суровую осень 1917 года кадеты строевой роты 2-го Московского корпуса, примкнувшие к юнкерам Алексеевского училища, выставили вооруженный караул для охраны помещений младшей роты. Об этом их никто не просил, а директор, боявшийся осложнений с новой властью, даже запретил. Запрет, однако, не подействовал. «Охранять младших кадет, как братьев» — отныне эта заповедь в моральном кодексе кадета стала одной из главных. Особенно ярко она проявилась в зарубежных корпусах. Старшие приняли на себя функции отсутствующей в эмиграции военной среды, а зачастую и родительского дома. В дореволюционной жизни воинское воспитание кадет было облегчено тем, что благодаря своей военной форме они были под постоянным наблюдением: офицеры-воспитатели и весь персонал в корпусе, а вне его юнкера и офицеры, с которыми приходилось встречаться, следили за их поведением и внешним видом. Им поневоле приходилось подтягиваться, они быстро приобретали выправку. В эмиграции дело обстояло по-другому. Персонал корпуса, особенно семейные офицеры и преподаватели, были очень стеснены материально, что часто вызывало небрежность их внешнего вида, а постоянная перегруженность — усталость и апатию. По этой же причине кадеты младших рот, особенно оставшиеся без семьи, не могли получить с их стороны должного внимания. В отпуске кадеты были предоставлены сами себе, их поведение зависело от собственного благоразумия и сознательности. А такие качества в младших кадетах надо было еще развить. Эту обязанность взяли на себя старшие кадеты, воспитанные в старых кадетских традициях.

Руководство корпусов поддержало такую инициативу и стало назначать авторитетных кадет выпускного класса помощниками офицеров-воспитателей во все отделения младших рот, до 4-го класса включительно. Они подучили название «дядек». Дядьки проводили все свое свободное время в помещениях опекаемых ими отделений, покидая своих питомцев только для подготовки и посещения уроков. Они учили кадетиков военному быту: вовремя подняться с постели, обиходить себя, встать в строй без опоздания, соблюдать чистоту и опрятность, уметь обращаться с предметами обмундирования, элегантно носить военную форму. Не менее важная задача дядек состояла в том, чтобы привить малышам особый кадетский дух, приучить соблюдать кадетские традиции. Постепенно между ними и подопечными устанавливались почти родственные отношения. Дядьки с любовью и заботой, а иногда и с отеческой строгостью, создавали из малышей хороших кадет, получая в ответ искреннюю привязанность, продолжавшуюся долгие годы после окончания корпуса.

Так сомкнулись в неразрывный круг две кадетские традиции: подчинение младших старшим кадетам и забота последних о своих младших товарищах. Извечный круг, в котором замыкаются со временем все, кто носит офицерские погоны.

Другой общей традицией было нерушимое товарищество и главным образом недоносительство. Истоки этой традиции долго искать не требуется: русский офицерский корпус всегда был славен своим крепким товариществом. Но вот недоносительство… Ведь некоторые воспитатели требуют, чтобы им рассказывали о проказах учеников, и доказывают, что сообщение о чьих-либо неблаговидных действиях является настоящим товарищеским долгом. В кадетских корпусах никакие доказательства такого рода не признавались ни начальством, ни тем более кадетской средой. Считалось, что некоторый выигрыш, получаемый воспитателем от своевременного «доношения», не сможет компенсировать моральный ущерб, который нанесло бы офицерскому корпусу воспитание потенциального доносчика. Этот принцип строго соблюдался во все времена. Жаловаться начальству на товарищей было недопустимо. Такому «фискалу» первый раз ставили на вид, а второй раз устраивали «темную», которую не выдерживал почти никто — через день-другой родители забирали виновного из корпуса. Начальство назначало расследование, но вели его воспитатели, сами бившие кадеты, вели спустя рукава, и все кончалось оставлением отделения без отпуска на ближайшее воскресенье. Благодаря такому отношению, доносительства практически не было или, как гласила кадетская заповедь: «В корпусах выдачи нет». Никакие следствия или дознания не могли вскрыть виновных в совершенном проступке, если сами кадеты не решали, что виновному надо сознаться. Причем это решение принадлежало не провинившемуся кадету, а общему постановлению. Неоднократно случалось, что отделение, а то и целая рота сидели без отпуска продолжительное время, не разрешая виновному сознаться. Бывали случаи, когда приходилось брать на себя чужую вину, ибо признание истинного виновника могло роковым образом сказаться на его будущем.

Другим проявлением крепкого товарищества были неуклонное выполнение общих вердиктов и согласованные действия в критических ситуациях, что выражалось известкой формулой: «Все, как один». Пример таких действий приводил Д.С.Лесков в «Кадетском монастыре». В 1826 году главным директором кадетских корпусов стал некто Давыдов, человек крайне безжалостный. Начал он свою деятельности с того, что в назидание всем прочим отправил в полк кадет, имевших наихудшие отметки по поведению. Оставшиеся решили выразить ему свое презрение. Сначала, находясь в строю, они не ответили на его приветствие. Затем отказались от гостинцев, которыми он их одарил. Когда солдаты стали разносить корзины по рядам, правофланговый кадет, взяв горсть конфет, успел шепнуть соседу:

— Конфекты не есть -в яму.

«…И в одну минуту «передача» эта пробежала по всему фронту с быстротою и незаметностью электрической искры, и ни одна конфекта не была съедена, Как только начальство ушло и нас пустили порезвиться, мы все друг за другом, веревочкою, пришли в известное место, держа в руках конфекты, и все бросили их туда, куда было указано.

Так и кончилось это демидовское угощение. Ни один малыш не слукавил и не соблазнился конфектою; все бросили. Да иначе и нельзя было: дух дружества и товарищества был удивительный, и самый маленький новичок проникался сим быстро и подчинялся ему с каким-то священным восторгом…»

Нередко случалось поступаться не только лакомствами, иные общинные действия грозили более серьезными последствиями участникам, но и тогда о нарушении товарищеского долга не могло быть и речи.

Традиции нерушимого кадетского товарищества предполагали бережное, деликатное отношение друг к другу, скрупулезное соблюдение правил общежития. Об этом красноречиво говорят кадетские заповеди:

«Не подводить товарища под ответ за свои поступки»,

«Если запачкался сам, не пачкай чистых»,

«Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей»…

Подобные моральные установки не оставляли места для бесчестных по отношению к товарищам поступков, поэтому такие пороки как воровство, утаивание чужих вещей в кадетской среде были просто немыслимы.

Традиции обязывали следить за внешним обликом кадет, их чистотою и опрятностью. Кадеты носили красивую, элегантную форму и должны были отличаться от гимназистов, реалистов и прочих «шпаков» особой щеголевато­стью. Тот, кто нарушал ее на улице, мог быть немедленно отправлен старшим кадетом обратно в корпус и попробуй он ослушаться этого досрочного прекращения отпуска. Так они сызмальства приучались ощущать себя представителями большого братства, гордиться принадлежностью к кадетской среде.

II

Часть кадетских традиций не имела глубокой содержательности и носила скорее озорной характер. Самой главной из этой части являлось ведение «Звериады» — нечто вроде летописной книги, в которой выпуск за выпуском записывались главные события в жизни корпуса, шутливые наблюдения за воспитателями, преподавателями и самими собой. Впервые эта летописная книга появилась в эпоху Николая I и называлась она тогда «Звери ада», причем под зверями понималось корпусное начальство и воспитательный персонал. Ее возникновение явилось платой кадет за суровые условия жизни и жесткую систему наказаний, поэтому «зверям» выдавалось полной мерой. Естественно, их реакция была крайне отрицательной, книгу приходилось тщательно прятать, что только укрепляло ее авторитет.

Впоследствии условия изменились, понятие «звери» расширилось и слилось со вторым словом, а книга приобрела почти официальный статус (начальство примирилось с ее существованием) и стала священной кадетской реликвией. Ее соответствующим образом и почитали: выносили, как знамя, на торжественные построения и собрания (разумеется, сугубо кадетские), отдавали честь и называли: «Ее превосходительство «Звериада»». Дня этого понадобилось придать ей достойный вид: книга имела богатый переплет под цвет корпусного погона, буквы с золотым тиснением, золотые застежки, великолепную бумагу, ее оформляли лучшие художники. Ответственность за ведение и оформление книги возлагалась на выпускной класс. В его тощем бюджете имелась специальная статья: «Сбор денег на «Звериаду»». Класс получал сию святыню на торжественном параде в 12 часов ночи после сдачи последнего экзамена их предшественниками и с этой поры должен был вписать к нее свою часть корпусной летописи. Для чтения «Звериада» отводился торжественный день (обычно корпусной праздник), в остальные дни «ее превосходительство» была недоступна никому, кроме выпускников. Общих канонов ведения «Звериады» не существовало, кроме того, что там не должно быть неприличностей:, хотя на первых порах пренебрегали и этим ограничением. Наиболее распространенную часть содержания книги составляли насмешки над воспитателями и педагогами, жуликом-экономом и другими лицами, а также шутливые страдания кадет, которые они испытывали из-за несправедливого устройства корпусной жизни:

Скорей померкнет мира свет,

На землю явится Создатель,

Чей прав окажется кадет,

А виноватым воспитатель!

Затем происходило собственно прощание и напутствие молодым:

Прощайте иксы, плюсы, зеты!

Здорово, шашки, кивера!

Ура! мы больше не кадеты,

А молодые юнкера!..

Усердно помоляся Богу,

Кадетам прокричав «Ура»,

Прощайте, братцы, нам в дорогу,

А вам уж спать давно пора…

Подобным образом писались «Звериады» всех корпусов. Их содержание заметно изменилось лишь в зарубежье. В этих «Звериадах» исчезло высмеивание педагогов и начальства, поскольку жизнь на чужбине требовала более бережного отношения друг к другу, зато возникли новые мотивы: тоска по Родине, память о павших товарищах, надежда на возвращение. Кадеты Русского корпуса с гордостью писали:

Далекой Родины заветы

Средь гор чужой для нас земли

В сердцах измученных кадеты

С любовью свято сберегай.

В нем сердце трепетной России

Хранит свой прежний гордый вид,

Наперекор чужой стихия

В нем дух таинственный горит…

Им вторили крымские кадеты:

Нас воспитал орел двуглавый,

Смертельно раненый в бою,

Покрытый громом вечной славы,

Он не склонил главу свою…

Не забывай же корпус Крымский,

Гордись везде, что ты кадет,

Борись всегда за стяг Российский,

Служи Отчизне весь свой век!

Несмотря на в общем-то озорной характер, «Звериада» несла и воспитательные функции. К ней прикладывались наиболее значительные постановления «выпускного совета», а также бойкотный лист, хранящий вечную память о тех, кто и за что подвергался столь суровому наказанию.

К числу других повсеместно распространенных шутливых традиций относились «Похороны» и «Парады».

«Похороны» проводились обычно дважды в году. Первый раз «хоронили» анатомию, второй раз химию и все другие науки. Процедура была такова: столярами, то есть кадетами, занимавшимися в столярном кружке, изготавливался гробик. В него складывались учебники по анатомии, а сверху — вырванный из учебника же рисунок человеческого тела со всеми органами и мышцами. Около полуночи кадеты, закутанные в белые простыни, выбирались тайком из спальни и шли в заранее назначенное укромное место, где предварительно была вырыта могила. Укромное — потому что участники процессии несли зажженные свечи и не должны были привлекать лишнего внимания. Иногда, у могилы разжигался костер. «Погребение» сопровождалось стенаниями и речами, в которых против обыкновения о покойнице и ее покровителях говорились не совсем лестные вещи. Затем по всем правилам воинского ритуала происходил торжественный марш. В приказе, отдававшемся по этому случаю, форма одежды определялась такой: 1) фуражка, 2) сапоги, 3) пояс, 4) адамов костюм. Не надеть пояса считалось неприличным.

Таким же образом хоронили химию и прочие науки. Иногда из-за недостатка учебников «положение во гроб» надоевших наук происходило символически.

«Парады», называемые традиционными, в отличие от официальных, корпусных, проводились как минимум дважды в год. Первый раз в день передачи «Звериады» и прощания с выпускниками, второй раз — в корпусной праздник, после официальных торжеств. В отличие от «Похорон» они проходили в серьезной атмосфере, со строгим соблюдением обычных воинских правил: построение, рапорт «генералу», вынос «Звериады», зачитка приказов и прохождение торжественным маршем. Приказы касались внутренней кадетской жизни: перевода из сугубцев в кадеты или каких-либо других важных событий. Окончание парада сопровождалось пением кадетских песен.

Помимо описанных общих каждый корпус имел собственные традиции. Их наличие определялось желанием иметь свое лицо и отличительные особенности. Об этом говорил прежде всего «кадетский журавель» — девиз-двустишие, также озорного характера. Существовало их великое множество и порой было трудно узнать, какой же из них «официальный». Журавель псковских кадет гласил: «На шпаргалки портачи то зубрилы-псковичи». Объективно он отражал тот факт, что выпускники Псковского кадетского корпуса славились наиболее высоким уровнем подготовки, а кто его придумал, сами зубрилы или их завистники, — неизвестно.

«Полчане; как жиды, всегда вместе, все на «ты»» — журавель полоцких кадет отражал их особую сплоченность и правило говорить друг другу «ты», независимо от возраста, положения и времени окончания корпуса. Кстати, такого же правила придерживались выпускники Пажеского, 1-го кадетского, Сибирского, а позже всех зарубежных корпусов. «А как выпить-закусить, у донцов надо спросить» — пели про себя кадеты Донского корпуса, хотя точно неизвестна были ли на самом деле донцы такие молодцы или только хвалились.

Во многих корпусах праздновался так называемый «царский отбой» — день окончания уроков в 7-м классе и начала подготовки к выпускным экзаменам. Отмечался он по-разному. Например, в Крымском корпусе отбой игрался небольшим оркестром, после чего кадеты выносила на руках преподавателя последнего урока и пускались в пляс в ротном коридоре под завистливые взгляды свою младших товарищей, которым предстояли еще две недели скучного учения.

Подобный праздник в 1-м Московском кадетском корпусе происходил так. 7-й класс выстраивался на широкой лестнице, выходящей в парк, и лишь горнист начинал играть сигнал «на уроки», как старшеклассники затягивали старую песенку:

Дети, в классы собирайтесь,

Не толпитесь, не ругайтесь,

Ротный наш глядит в окно,

Уж покинул воспитатель

Свою теплую кровать,

И спешит преподаватель

На урок не опоздать.

Припев: «Буки-аз, буки-аз, счастье в грамоте для вас»

Кадеты, поднимаясь по лестнице, бросали счастливым выпускникам медяки, как бы за пение. В этом же корпусе существовал «шванц-парад», который устраивался выпускниками после получения назначения и военные училища. Парад открывали вышедшие в пехоту, как самые многочисленные. Форма зависела от воображения. Например, пехота могла пройти в вывернутых наизнанку мундирах и самодельных бумажных киверах, кавалерия пронестись верхом на палочке в кальсонах, а артиллеристы тащить водосточную трубу и швабру, символизирующие пушку и банник.

Там, где признавался цук, происходило ежегодное посвящение в кадеты. Накануне церемонии собирался «корнетский комитет» и определял, кого из кадет, пока еще «сугубого зверя», не запятнавшего кадетскую честь ябедничеством, подлизыванием и прочими грехами, можно перевести в кадеты. «Генерал выпуска» зачитывал соответствующий приказ, после которого производилась «рубка хвостов»: вновь произведенным отсекали «хвост» рапирой, что символически означало переход в человеческое состояние.

В других корпусах церемония посвящения в кадеты имела свои особенности, но везде, несмотря на шутливый характер, она несла в себе определенный воспитательный заряд. Тот, кто не производился в кадеты наравне со всеми, получал предметный урок. Более того, кадетский приговор, как правило, принимался во внимание начальством при выпуске и в дальнейшей службе.

Многие традиции при своем конкретном воплощении учитывали особенности отдельных корпусов. Это в первую очередь касалось Донского корпуса, ориентированного на самобытный уклад казачьей жизни. Специфической традицией этого корпуса было проведение Войскового Круга.

Заседания Круга шли серьезно, в торжественной обстановке. Присутствующие с должной почтительностью встречали появление атамана с его символами власти — булавой и бунчуком. Затем выносилась «Ее превосходительство — «Звериада»». Объявлялась повестка дня. Вопросы решались по казачьему обыкновению (по «обыку») — общим «присудом». На мелочах не задерживались, глупостями не занимались. Причины к созыву бывали разные: заказ выпускного жетона, устройство бала или вечеринки, неблаговидный поступок какого-либо кадета и его наказание. Нарушитель мог получить выговор, объявленный наедине или с вызовом провинившегося на заседание Круга, оказаться на «красном» положении, то есть подвергнуться частичному, временному или полному бойкоту, «темной», а за особо неблаговидный поступок — публичной порке. В последнем случае придерживались старинного обычая: «маненько поучить плетюганом». По тому же обычаю провинившийся потом вставал и, кланяясь на все четыре стороны, благодарил за то, что «поучили уму-разуму». Донцы выбирали «даму выпуска», или «атаманшу», которая входила в состав традиционного начальства и пользовалась особым почитанием. Вообще Донской корпус отличался строгой приверженностью казачьим традициям, о чем говорит и официальный корпусной девиз: «Верны заветам старины».

III

Кадетские традиции возникали в недрах кадетской среды. Но помимо них существовали официальные традиции кадетских корпусов. Это прежде всего их история, корпусные праздники, процедура проведения которых была у каждого корпуса своя (как и меню праздничного обеда), торжественные построения и марши по улицам города, храмовые праздники и дни поминовения, церемония прибивания знамени к древку, публичные концерты, спортивные выступления и пр. У каждого корпуса был свой цвет погона и его маркировка, свой девиз, выпускной жетон (нагрудный знак). Некоторые корпусные традиции смыкались с кадетскими, что особенно ярко проявилось в так называемых кадетских заповедях. Их авторами могли быть кадеты, воспитатели, даже сам директор. Авторство в данном случае не имело значения, лишь бы данное правило соответствовало общему настрою и разделялось кадетской средой. Наиболее полно кадетские традиции нашли отражение в «Правилах Русского корпуса» или «Заветах генерала Адамовича своим кадетам».

Вот наиболее важные из них.

Самое главное

Быть верными старой России и относиться уважительно к ее прошлому.

Уважать русские старые обычаи.

Охранять нашу национальность.

Сохранять русский строй и выправку.

Подчиняться не рабами, а доброй волей.

Отношение к корпусу

Любить корпус, как любят старые кадеты.

Не грязнить гнездо и будущие воспоминания о своем детстве, отрочестве и юности.

Оберегать дом в корпусе и все в нем.

Соблюдать в корпусе гостеприимство к старым кадетам.

Не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса.

Соблюдать форменность кадетской одежды.

Облик кадета

Быть бодрым.

Закалять свою волю.

Терпеть безропотно лишенья» (К.Р.)

Смотреть людям в глаза.

Быть честным во всем.

Помнить, что честен в великом лишь честный в малом.

Не лгать.

Не хвастаться.

Не хамствовать.

Не быть грубым.

Не сквернословить.

Соблюдать трезвость.

Знать свои недостатки.

Не оправдываться ни тем, что «все по-волчьи воют», ни тем, что «один в поле не воин».

Быть, а не казаться.

Быть благодарным (благодарность — первый взнос в уплату долга и «шестое чувство человека»).

Взаимоотношения

Помогать товарищам.

Не завидовать.

Поддерживать выдающихся.

Не нарушать правил собственности.

Делиться.

Не делать бесчестного даже ради товарищества.

Не подводить товарищей под ответ за свои поступки.

Не преклонять служебный долг перед долгом товарищества.

Не оскорблять. Помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество.

Младшим не драться, старшим не расправляться насилием.

Уважать молящегося.

Охранять младших кадет, как братьев.

Если загрязнился, не грязни чистых.

Не дружить во вред товариществу.

Поссорившись, думать о мире.

Не доносить и не сплетничать.

Из правил общежития

Не лишать товарищей удобств общежития.

Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей.

Не бояться быть вежливым.

Уважать чужое горе, печаль, радость и веселье, сон, труд и покой.

Не выдавать грубостью и руганью своей ненаходчивости и ограниченности.

Не барствовать перед прислугой.

Не брать пищу до раздачи. Соблюдать за едой приличие.

Не проявлять и не высказывать брезгливость.

Из корпусных правил

Все кадеты должны:

а) следить за почитанием младшими кадетами старших;

б) следить за нравственностью младших кадет;

в) следить за дружественными отношениями между всеми кадетами.

Старшие кадеты не должны злоупотреблять своим старшинством.

Воровство карается исключением из корпуса кадетской средой.

Кадеты должны приветствовать бывших кадет, носящих жетон корпуса.

Каждый выпуск должен делать не то, что ему хочется, а то, что требует благо корпуса.

Просмотров: 1 850

Уже сегодня они решают амбициозные задачи.

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда»

В довузовских учебных заведениях Министерства обороны России завершился учебный год. Начинается новый набор учащихся. Начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник Виктор ГОРЕМЫКИН рассказал «Красной звезде» об особенностях образовательного процесса в этих учреждениях, правилах приёма, конкурсной динамике, льготах выпускников при поступлении в военные вузы.

Генерал-полковник
Виктор ГОРЕМЫКИН.

– В соответствии с поручением Президента РФ с 2010 года Министерство обороны приступило к созданию сети президентских кадетских училищ во всех федеральных округах. Виктор Петрович, что представляет собой система довузовских образовательных организаций военного ведомства на сегодняшний день?
– Такие учебные заведения созданы в Оренбурге, Ставрополе, Краснодаре, Тюмени, Кызыле и Петрозаводске. А в целом у нас функционируют 29 довузовских учебных заведений. Помимо 6 президентских кадетских училищ, в Минобороны 10 суворовских военных училищ, которые расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Туле, Уссурийске, Ульяновске, Твери, Екатеринбурге, Владикавказе и Перми, Нахимовское военно-морское училище и его филиалы в Мурманске, Владивостоке и Севастополе. Развита сеть кадетских военных корпусов. В их состав входят Кронштадтский морской кадетский военный корпус, Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус, Омский кадетский военный корпус, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», а также три школы для одарённых детей при военно-учебных заведениях: инженерная школа Военно-воздушной академии, школа IT-технологий Военной академии связи и спортивная школа Военного института физической культуры.
В ведении Минобороны находится и Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова.

Все наши довузовские учебные заведения ведут подготовку учащихся к военной или иной государственной службе.
– Какова программа подготовки суворовцев, нахимовцев и кадет?
– Во всех довузовских учебных заведениях, кроме Московского военно-музыкального училища, семилетний срок обучения: с 5-го по 11-й класс. В них используются инновационные программы основного и среднего общего образования, разработанные на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, предусмотрены дополнительные образовательные программы, нацеленные на всестороннее интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие личности. Эти направления определяет Министерство обороны.
В старших классах организовано профильное обучение с углублённым изучением предметов оборонно-спортивного, физико-математического, лингвистического и химико-биологического профилей. По окончании второго полугодия с обучающимися (кроме выпускного курса) проводятся практические полевые занятия (морская практика).
В образовательный процесс включены дисциплины, мотивирующие юношей и девушек к обучению в военно-учебных заведениях. Введён предмет «Основы военной подготовки» («Основы военно-морской подготовки»), в котором изучаются азы тактики, радиационной, химической и биологической защиты, огневой и строевой подготовки.
По окончании 9-го класса воспитанники сдают обязательную итоговую аттестацию и получают аттестат об основном общем образовании. По окончании 11-го класса выпускники сдают единый государственный экзамен и получают установленный в Российской Федерации аттестат о среднем общем образовании.

К 2020 году доля граждан в общей численности населения, принявших участие в сдаче нормативов комплекса ГТО, должна достигнуть 40 процентов

Юные таланты испытывают свои изобретения.

Во всех учебных заведениях создана современная учебно-материальная база для изучения общеобразовательных предметов, которая позволяет обучать воспитанников и воспитанниц с превышением требований государственных стандартов. Оснащение кабинетов физики, химии и биологии обеспечивает возможность проведения занятий углублённого уровня. Учебные классы училищ оборудованы интерактивными досками и мультимедийными наглядными пособиями. У каждого ученика есть рабочее место, оснащённое компьютером, и личный ноутбук.
Также в учебных заведениях созданы условия для реализации дополнительных образовательных программ, развития технических и творческих способностей обучающихся. Функционируют лаборатории робототехники, авиа- и судомоделирования, фото- и телестудии, интерактивные тиры и другие кабинеты.
– Особое внимание уделяется физическому воспитанию учащихся. Расскажите, пожалуйста, что делается в этом направлении?
– Работа проводится на всех этапах обучения – от поступления до выпуска из училища. Так, в рамках вступительных испытаний абитуриентов проверяется их физическая подготовка. Определяется уровень развития таких качеств, как сила, быстрота и выносливость. Пройдя жёсткий отбор и окунувшись в налаженную систему физического воспитания, обучающиеся уже после первого года учёбы показывают высокие результаты. Приведу пример. В рамках Государственной программы «Развитие физической культуры и массового спорта» предусмотрено выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». К 2020 году доля граждан в общей численности населения, принявших участие в сдаче нормативов комплекса ГТО, должна достигнуть 40 процентов. Так вот, результаты воспитанников училищ уже сегодня превосходят эти значения. Наши пятиклашки преодолели показатель 72 процента, причём почти каждый третий из них выполнил нормы на «Золотой знак». А в 11-м классе, несмотря на то что нормативы с увеличением возрастной группы значительно усложняются, доля воспитанников, выполнивших нормативы ГТО, составила 81 процент.
Мы стремимся к достижению юношами и девушками высоких результатов в различных видах спорта. Для этого введены дополнительные часы занятий по физкультуре, открываются кружки и секции. Основу составляют виды спорта, которые входят в Спартакиаду Вооружённых Сил среди довузовских учебных заведений, в другие массовые соревнования по упражнениям учебной программы и военно-прикладным видам спорта. В этом году в Оренбургском президентском кадетском училище дан старт ежегодному чемпионату по шахматам.
В рамках дополнительного образования проводится подготовка спортсменов-разрядников и мастеров спорта, которые уже сегодня приносят победы во всероссийских и международных соревнованиях. Команды наших училищ достойно представляют Минобороны России в различных спортивных соревнованиях на региональном и муниципальном уровнях.
На сегодняшний день в довузовских учебных заведениях около 1700 воспитанников имеют спортивные звания и разряды. В их числе 3 мастера спорта, 74 кандидата в мастера спорта, 312 спортсменов I разряда, 558 – II разряда и 701 – III разряда.
Отличная спортивная база, квалифицированный тренерский состав и целенаправленная работа по развитию физической культуры и спорта позволили сформировать в училищах спортивные команды по 18 различным видам спорта. И это не предел.
Увлечённость, мотивация и высокие спортивные достижения воспитанников побуждают нас искать новые пути их физического развития. Поэтому министром обороны Российской Федерации Героем Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу принято решение расширить формат спортивных мероприятий с участием суворовцев, нахимовцев, кадет и объединить их под эгидой Лиги кадетского спорта.
Соревнования лиги по различным военно-прикладным и игровым видам спорта (стрельбе, плаванию, гандболу, борьбе, баскетболу) будут проводиться по аналогии с современными олимпийскими играми и универсиадами – как комплексные спортивные состязания сильнейших с определением победителей в командном и личном зачёте. Это позволит нашим воспитанникам участвовать в масштабном мероприятии и в качестве спортсменов, и в качестве зрителей. Ранее такой возможности не было.
Кроме того, в каждом училище создаётся спортивный клуб со своей эмблемой и флагом. И за каждым учебным заведением закреплены наставники – прославленные спортсмены, среди которых: хоккеист Денис Денисов, шахматист Сергей Карякин, стрелок Юрий Федькин.
Такое внимание к спорту не случайно. Именно в детстве и юности закладывается отношение к своему здоровью, интерес к спорту и гораздо более важная вещь – образ поведения, который определяет успех каждого человека. Особое значение придаём развитию военно-прикладных и игровых видов спорта, так как они воспитывают характер, командный дух, позволяют узнать цену взаимовыручки.
– Знание иностранных языков – это не только возможность для самореализации, необходимый атрибут успешного человека, но и требование современного времени, особенно на рынке труда. Какова лингвистическая подготовка воспитанников?
– Для качественного изучения иностранных языков и достижения необходимого уровня лингвистической подготовки в наших учебных заведениях имеются современные лингвистические кабинеты и интерактивные учебно-методические материалы.
Обучение проводится по единым методикам, которые создаёт Лингвистический центр Минобороны России. Его специалисты постоянно взаимодействуют с преподавателями по вопросам методического сопровождения лингвистической деятельности, разрабатывают учебники и учебные пособия по иностранному языку с учётом военной тематики и терминологии. Стало системой проведение семинаров и методических занятий как в очной форме, так и режиме видео-конференц-связи.
Уровень лингвистической подготовки воспитанников проверяется посредством контрольных срезов их знаний и умений. Кроме того, мы проводим всеармейские олимпиады по иностранному языку среди обучающихся довузовских учебных заведений Минобороны России.
С целью дальнейшего развития лингвистических способностей воспитанников училищ по решению министра обороны принят ряд нововведений. В частности, олимпиады будут проводиться не только по английскому, но и другим иностранным языкам, которые изучают воспитанники в училищах. Кроме того, повышается уровень сложности конкурсных заданий олимпиады, а для оценки знаний её участников будут приглашаться носители языка – преподаватели и обучающиеся образовательных организаций высшего образования, проживающие в Российской Федерации.

Приём документов в довузовские учебные заведения Минобороны завершается 31 мая

– Помимо олимпиад по иностранным языкам, в системе довузовского образования проводится немало и других мероприятий состязательного характера. Какие из них пользуются у воспитанников наибольшей популярностью?

Суворовцы занимаются в компьютерном классе.

– Ежегодно организуется свыше 60 совместных мероприятий. Они охватывают все категории: от начальников учебных заведений, их заместителей, учителей и воспитателей до суворовцев, нахимовцев и кадет. Расскажу лишь о нескольких мероприятиях. Четыре года назад по инициативе наших воспитанников состоялся фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку». А в этом году он получил уже международный статус. В середине мая на базе Тульского суворовского военного училища прошёл I Международный фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку» среди воспитанников довузовских учебных заведений государств – участников СНГ. В нём приняли участие более 250 суворовцев, нахимовцев и кадетов из всех 29 училищ Минобороны России. От государств – участников СНГ на фестиваль прибыли представители Республики Беларусь, Республики Узбекистан и Республики Армения.
Члены жюри обратили внимание на растущий интерес воспитанников к фестивалю, их стремление предложить смелые и нестандартные решения, исследовать новые области науки, культуры и искусства.
Ещё одно конкурсное мероприятие, которое вызывает большой интерес, причём не только у воспитанников, но и у руководства военного ведомства, – это ежегодно проводимый всеармейский кинофестиваль любительских короткометражных фильмов «Кадетский взгляд». В этом учебном году мы его проводили уже в третий раз на базе Краснодарского президентского кадетского училища. Его девизом стали прекрасные слова «Россия – наш общий дом». На кинофестиваль было представлено 28 игровых и 29 документальных фильмов, посвящённых историческому прошлому, настоящему и будущему России. Гран-при кинофестиваля присуждён Краснодарскому президентскому кадетскому училищу за фильм «Русский сокол», посвящённый первопроходцу русской авиации, истинному патриоту России Вячеславу Матвеевичу Ткачёву, имя которого на долгие годы было предано забвению. Кстати, фильмы конкурсной программы кинофестиваля демонстрируются на телеканале «Звезда».
В начале июня пройдут ещё одни увлекательные состязания – I Международные открытые кадетские игры. В финальном этапе в парке «Патриот» в них примут участие 11 команд, включая суворовцев Минского суворовского военного училища и кадет Военно-спортивного лицея имени Монте Мелконяна из Армении. Ожидаем представителей Республики Узбекистан. Кадетские игры – это комплексные состязания. Они включают в себя как творческие состязания (конкурс-приветствие «Я горжусь своим училищем!») и интеллектуальные (конкурс «Эрудит» на знание истории Российского государства, армии и флота), так и военно-спортивный конкурс «Суворовский марш» и конкурс практического мастерства. Во время игр для ребят проводятся разминки с чемпионами – ведущими спортсменами ЦСКА, спортивные соревнования по видам спорта. К примеру, в этом году пройдут состязания по авиамодельному и городошному спорту. Предусмотрены динамический показ вооружения и военной техники, показательные выступления воинских подразделений по рукопашному бою, посещение объектов и музейного комплекса парка «Патриот». В вечернее время к участникам игр со своими спектаклями будут приезжать артисты Центрального академического театра Россий-
ской Армии.
При проведении этих и других мероприятий мы ставим целью создать необходимые условия для поддержки талантливых детей, выявить и развить у обучающихся творческую инициативу и интерес к научно-исследовательской и культурно-образовательной деятельности.
– Имеют ли какие-либо преференции победители конкурсов и олимпиад при поступлении в вузы? И в целом есть ли у выпускников довузовских учебных заведений льготы?
– В этом году внесены изменения в правила приёма воспитанников и воспитанниц в военно-учебные заведения военного ведомства. Приказом министра обороны Российской Федерации от 17 января 2019 г. № 6 «О внесении изменений в приказ министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. № 185 «Об утверждении Порядка и условий приёма в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» изменён порядок учёта военными вузами Минобороны России индивидуальных достижений при приёме кандидатов на обучение по образовательным программам высшего образования посредством начисления дополнительных баллов и включения их в сумму конкурсных баллов.
Начиная с 2019 года, всем выпускникам довузовских учебных заведений Минобороны России при поступлении в подведомственные вузы будут дополнительно начисляться 4 балла к общей сумме баллов по результатам единого государственного экзамена. Если выпускник имеет ещё и определённые личные достижения, к примеру в его аттестате половина отличных оценок либо он является победителем всеармейских конкурсных мероприятий (олимпиад по математике, физике и иностранному языку, всеармейского фестиваля инновационных научных идей «Старт в науку», соревнований по видам спорта военно-прикладной направленности и т.д.), то ему ещё дополнительно начисляются баллы, максимальное количество которых может быть 10.
Изменённые правила приёма на обучение размещены на официальных сайтах вузов в разделе «Поступающим». Полагаю, что это будет ещё одним стимулом к повышению качества обучения в учебных заведениях и подспорьем нашим суворовцам, нахимовцам и кадетам при поступлении в военные вузы.
– Географическое расположение суворовских, нахимовских и президентских кадетских училищ имеет немалое значение. К примеру, суворовцам московского училища и воспитанницам пансиона предоставляются более широкие возможности для развития кругозора. Понятно, что потенциал большого города выше, чем, допустим, в Мурманске или Уссурийске. А ведь многие училища дислоцируются и в небольших городах. Как решается этот вопрос? Не получается ли диссонанс в развитии детей?
– Могу сказать с полной уверенностью, что училища, расположенные не в Московском регионе, ни в чём не ущемлены. Прежде всего отмечу, что все мероприятия, которые мы проводим, планируются в разных учебных заведениях и различных регионах. Как я уже сказал, фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку» прошёл в Тульском суворовском военном училище, кинофестиваль – в Краснодарском президентском кадетском училище, а в наступающем учебном году его примет Севастополь – филиал Нахимовского военно-морского училища.
Или вот ещё пример, как раз связанный с Мурманском. В декабре прошлого года в Мурманском филиале Нахимовского военно-морского училища, Петрозаводском президентском кадетском и Казанском суворовском военном училищах проводился мастер-класс и матч среди нахимовцев и звёзд хоккея – спортсменов ЦСКА. Согласитесь, не в каждой школе или гимназии проводятся такие мероприятия.
Частые гости наших учебных заведений, расположенных в регионах, – видные учёные, артисты, государственные и общественные деятели.
Мы активно используем и средства видео-конференц-связи: проводим семинары, занятия и для педагогов, и для воспитанников. Например, у всех суворовцев, нахимовцев и кадет есть возможность посетить Президентскую библиотеку, которая расположена в Санкт-Петербурге, ознакомиться с её фондом, принять участие в мероприятиях, проводимых сотрудниками библиотеки. Видео-конференц-связь с Президентской библиотекой есть в каждом учебном заведении.
Примечательно и то, что церемонии подведения итогов и закрытия всеармейских состязаний транслируются во все довузовские учебные заведения. Поэтому каждый суворовец или кадет является полноправным её участником.
– Насколько востребованы довузовские учебные заведения Министерства обороны?
– Довузовское образование сейчас очень востребовано обществом и с каждым годом приобретает всё большую популярность. В первую очередь это связано с созданной в наших учебных заведениях целостной системой обучения и воспитания молодёжи, наличием опытнейших педагогов, применением уникальных методик преподавания и воспитания.
В эти дни как раз проводится приём документов от кандидатов на обучение в училищах. Традиционно конкурс на поступление большой. Практика показывает, что в среднем он составляет 6–7 человек на место, а в отдельных учебных заведениях эта цифра доходит до 13. Ежегодно количество желающих обучаться в наших учебных заведениях растёт.
– Какие училища откроются в ближайшей перспективе? Будет ли расширяться сеть специализированных школ для одарённых детей?
– Сеть довузовских учебных заведений постоянно расширяется. Уже в этом году состоится первый набор в филиал Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» в Санкт-Петербурге и в Кемеровское президентское кадетское училище. Как и существующие учебные заведения, они оснащены самым современным учебно-лабораторным оборудованием, в них созданы комфортные условия для проживания и отдыха. Их спортивная база позволит активно заниматься спортом как в рамках основной программы, так и во внеучебное время – в спортивных клубах и секциях. Кстати, приём документов для поступления в эти учебные заведения, как и в другие училища, завершается совсем скоро – 31 мая. В этом году приём в филиал пансиона и в Кемеровское ПКУ проводится в 5, 6 и 7-й классы. В последующем – только в 5-й класс.
– Каков вкратце алгоритм поступления в суворовские, нахимовские и президентские кадетские училища?
– Перечень документов и условия приёма определены приказом министра обороны Российской Федерации 2014 года № 515 и размещены на сайте каждого училища или кадетского военного корпуса. Приём на обучение осуществляется на конкурсной основе – по результатам вступительных испытаний, которые проводятся с 1 по 10 июля. Абитуриенты проходят тестирование по русскому языку, математике и иностранному языку, сдают нормативы по физической культуре.
Что касается льгот при поступлении в наши училища, то они определены Федеральным законом 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Преимущественным правом приёма в учебные заведения пользуются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, дети Героев Советского Союза и Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы.
– Что бы вы пожелали выпускникам училищ и ребятам, которые планируют поступать учиться в довузовские образовательные организации военного ведомства?
– Выпускникам училищ – сохранить и приумножить те знания и умения, которые они получили в суворовских военных училищах и кадетских корпусах, через всю жизнь с честью пронести высокое звание суворовца или кадета, всегда помнить своих учителей, воспитателей и наставников.
А вот тем, кто хочет поступить в учебные заведения военного ведомства, пожелал бы настойчивости в достижении поставленной цели, хорошо подготовиться, достойно пройти вступительные испытания и стать полноправным членом нашей большой и дружной суворовской и кадетской семьи.

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *