Кафизма

Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы

Значение 17-й кафизмы

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы. » надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»). Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (чтецам) за плату или иное вознаграждение. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму.

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее – не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь – довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

  • Как похоронить и поминать своего близкого? Как действовать, если умер близкий и надо заниматься похоронами? Обстоятельный пошаговый алгоритм действий – Ольга Богданова
  • Как поминать усопших сродников? (ответ на вопрос) – Максим Степаненко
  • Пьяные поминки недопустимы! – Протоиерей Сергий Булгаков
  • Православная Церковь и сектанты. Молитвы за умерших – протоиерей Дмитрий Владыков
  • Поминки: нужна ли покойнику еда? – Александр Моисеенков
  • Митрополит Сергий Страгородский об отпевании инославных, самоубийц, пьяниц и маловерных – Церковь и время
  • Смотрите также наш раздел «Православное учение о смерти»

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш.

Тропарь: Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков, аминь. Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего дать ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй. (Сорок раз)

И поклоны по силе.

Приидите, поклонимся. (Трижды)

Псалом 118

Кафизма разбита на 3 «Славы», на каждой «Славе» читать:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (Трижды).

Господи, помилуй (Трижды).

Молитвенное прошение за усопшею (См. в конце кафизмы).

Слава Отцу и Сыну и СвятомуДуху, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах. Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя, и войстинну смирил мя еси. Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой Поучение мое есть. Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих.

Да обратят мя боящиися Тебе и водящии свидения Твоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане, оправданий Твоих не забых. Колико есть дний раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд? Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповеди Твоя истина; неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли, аз же не оставих заповедей Твоих. По милости Твоей живи мя, и сохраню сведения уст Твоих. Во век, Господи, слово Твое пребывает на Небеси. В род и род истина Твоя. Основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе. Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси.

Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех. Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть. Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть. Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках. От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя. От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси. Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим. От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногама моима закон Твой, я свет стезям моим. Кляхся, и поставих сохранити судьбы правды Твоей. Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему. Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих. Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть. Приклоних сердце мое, сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник мой и Заступник мой еси Ты, на словеса Твоя уповах. Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего. Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну. Уничижил еси вся отступающыя от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их. Преступающыя непщевах вся грешныя земли, сего ради возлюбих свидения Твоя. Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящым мя. Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии. Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея: сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправаданием Твоим научи мя. Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя. Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедай Твоих желах.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллйлуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды)

Господи помилуй (Трижды).

Молитвенное прошение за усопшего

Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имярек), и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо И согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Трисвятое, по Отче наш.

И тропари, глас 2-й

Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.

Слава: Зову к Тебе, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго, и помилуй мя, Боже.

И ныне: Богородице, не презри мя требующа заступления Твоего: на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Господи, помилуй (40 раз).

Владыко Господи Вседержителю и Творче всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый человека, и показавый его по образу Твоему и по подобию, да и тем прославится великолепое имя Твое на земли, и исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на лучшее возсоздавый его во Христе Твоем и возведый на Небеса: благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути мя ищущым в пропасть адову, ниже оставил мя еси погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но обращения ожидаяй и приемляй: Иже низверженныя исправляяй, сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к покаянию, и низвержаннаго исправи, и сокрушеннаго исцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою непостижимую благость и моя безмерная забуди беззакония, яже делом, и словом, и мыслию соверших: разреши ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на очищение скверны мысли моея. Усльши, Господи, вонми, Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи. И нектому да содержит мя грех: ниже да возможет на мя боритель демон, ниже к своему хотению да ведет мя, но державною Твоею рукою, его владычества исхитивый мя, Ты царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и всего Твоего быти, и жити мне прочее по Твоей благоволи воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерну, воздержание обдержательное, и всех мя благих плодов исполни дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в преполовение дний моих, ниже неисправлену и неготову душу мою восхитиши: но соверши мя Твоим совершенством, и тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз неприступныя Твоея славы доброту неизреченную, со всеми святыми Твоими, в нихже освятися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы:

  • Кончина человека и приготовление усопшего к погребению
  • Молитва за умирающего
  • Молитва по исходе души из тела
  • Канон молебный от лица человека с душею разлучающегося и не могущаго глаголати
  • Канон молебный ко Господу Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого православного
  • 17-я кафизма (поминальная), читаемая в дни особого поминовения усопших. Значение 17-й кафизмы
  • Последование панихиды
  • Чин литии (заупокойное поминовение), совершаемой мирянином дома и на кладбище
  • Акафист за умершего
  • Молитва за всякого усопшего
  • Молитвы за всех в вере скончавшихся православных христиан
  • Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших
  • Молитва Ангелу хранителю усопшего
  • Молитва родителей за умерших детей
  • Молитва детей за умерших родителей
  • Молитва вдовицы за супруга
  • Молитва вдовца за супругу
  • Молитва за благодетелей, особенно руководивших к добродетели
  • Молитва за наставников и воспитателей
  • Молитва за усопших пастырей Православной Церкви
  • Молитва о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
  • Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы её
  • Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
  • Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания
  • Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию
  • Молитва за скончавшихся вне своего Отечества, за безродных и убогих
  • Молитва за умерших обидевших и ненавидевших нас
  • Канон преподобному Паисию Великому об избавлении от мук умерших без покаяния
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Как читать молитвы о новопреставленном дома и в храме

«Не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» — пишет апостол Павел христианам города Коринфа. Это означает, что человеку не хватит воображения представить, как выглядит другой мир, где он предстанет перед Богом лицом к лицу. Но когда умирает родственник или друг, хочется знать, что происходит с ним за гранью бытия. Когда и как молиться Богу, чтобы облегчить свою скорбь об ушедшем и путь его души в вечность? Церковные и домашние молитвы о новопреставленном при внимательном чтении дают христианину утешение и поучение.

Новопреставленным (т. е. только что представшим перед Богом) называют усопшего с момента смерти до года. За многие века в Православной Церкви установилось несколько обычаев поминать новопреставленных:

  • ежедневное чтение Псалтири со специальной молитвой;
  • сорокоуст, исполняемый в храме;
  • панихиды на 3-й, 9-й и 40-й день;
  • литии на могиле в дни общего поминовения усопших;
  • пожертвования, поминальные трапезы.

Благочестивые христиане стараются делать перечисленное и по истечении года. Таким образом облегчается участь умершего и исполняется заповедь Господа о любви к ближним.

Чтение Псалтири по новопреставленному

Когда тело умершего ещё находится в доме и ожидается прибытие священника для отпевания, родственники по очереди, включая ночное время, читают над усопшим Псалтирь. При отсутствии должного мастерства приглашают церковного чтеца или благочестивого мирянина, имеющего в этом опыт.

Для чтения устанавливают аналой (подставку для книги) или небольшой стол, располагая его в головах покойного, зажигают свечу. Не запрещено, наряду со свечой, использовать настольную лампу. При длительном чтении и крайней утомлённости чтец может продолжать молитву сидя, вставая только для поклонов на словах «Слава: и ныне: Аллилуйя» и молитвы, совершаемой после каждой кафизмы.

Друзья и родные могут тихо входить и выходить во время исполнения Псалтири, совершая молитву об усопшем родственнике по силам. Приглашённый чтец, по возможности, может читать всю ночь или ограничиться прочтением Книги Псалмов один раз. За понесённый труд ему предлагают денежное пожертвование, часть поминальной трапезы и просят молитв об усопшем.

Звучание псалмов у гроба новопреставленного успокаивает скорбь близких и вселяет надежду на милость Бога, с Которым очень скоро встретится душа умершего.

В день погребения верующие родственники и друзья покойного договариваются между собой продолжать чтение Псалтири до сорокового дня. Каждый берёт обязательство прочитывать какую-то одну кафизму ежедневно.

Молитва о новопреставленном

Псалтирь состоит из 20 кафизм, каждая из них поделена на три части. После каждой части делается по три поклона и читается короткая молитва:

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, и даруй ему Царство Небесное».

По окончании кафизмы читают молитву по усопшему до 40 дней, расположенную в конце Псалтири, в главе «О чтении Псалтири об усопшем». Если такой главы в книге нет, используют отдельно распечатанный текст.

Для осознанного чтения следует понимать значение некоторых слов и выражений, составляющих текст.

  • «в надежди живота вечного» — надеясь на вечную жизнь;
  • «отпущаяй грехи и потребляяй неправды» — эти слова относятся ко Господу, Который отпускает грехи и уничтожает неправые дела, сотворённые человеком;
  • «вольная и невольная согрешения» — грехи, сделанные намеренно и нечаянно;
  • «причастие вечных благих» — получить часть вечных благ;
  • «Аминь» — всё сказанное — истина.

Молитва на 3-й, 9-й и 40-й день

Поминовения в особые дни после смерти существовали ещё в язычестве. Желая освятить народные обычаи, Церковь постановила в установленные древностью сроки творить молитвы о душе усопшего. Человеческому разуму невозможно познать, что происходит в мире, где нет времени. Чтобы легче было представить загробный путь покойного, Церковь делит его на периоды:

  • до 3-го дня душа находится при теле, наблюдая скорбь и молитву близких, посещая дорогие сердцу места;
  • с 3-го по 9-й день ангелы возносят душу умершего на небо, показывая ей райские обители;
  • с 9-й по 40-й день душа проходит мытарства, отвечая за каждый грех, совершённый при жизни и не очищенный покаянием;
  • в 40-й день душе выносится приговор, в какое место она будет помещена ожидать Страшного Суда, который совершится над всеми после конца мира.

3-й день, погребение

В третий день после смерти совершается Погребение (отпевание) — православный обряд с участием священника и обязательной молитвой близких. Погребение совершается над гробом покойного. В случае трагической смерти, когда тело не удаётся обнаружить, совершается заочное отпевание в храме.

Чин погребения очень продолжительный и в древности длился около двух часов. Сегодня он совершается сокращённо, до 20 минут. На участь усопшего это не повлияет, если родственники горячо молятся за его душу.

После обряда устраивается поминальная трапеза, на которую в старину приглашали нищих и убогих, прося их молитв об умершем.

9-й день, начало мытарств или «двадцати судов»

В этот важный день близкие собираются в храме, чтобы отслужить панихиду. Душа покойного, насладившись созерцанием райских обителей, готовится давать ответ за все содеянные неправды. К ней приступают бесы, напоминая даже самые мелкие проступки, относящиеся к двадцати видам грехов. Им отвечают Ангелы, указывая на добрые дела покойного или принесённое им церковное покаяние. Тяжело приходится душе, за которую Ангелы не могут дать ответ. Тогда на чашу весов кладутся молитвы близких, совершаемые в 9-й день и всё последующее время, до 40-го дня.

40-й день, определение места пребывания души

В 40-й день вновь собирается поминальная трапеза, в храме заказывается панихида. Можно продлить закончившийся сорокоуст или заказать чтение «Неусыпаемой Псалтири» в монастыре. Близкие покойного молятся, чтобы Бог помиловал душу и определил ей ожидать Страшного Суда в райском блаженстве.

К молитве лучше призвать как можно больше людей, творя милостыню от имени покойного. Обычно раздают угощение, деньги или одежду неимущим, говоря: «Помяните о упокоении раба Божиего (имя)». Берущий милостыню крестится и отвечает молитвой: «Помяни, Господи, раба Твоего во Царствии Твоем».

По прошествии 40 дней чтение Псалтири по усопшему прекращается, но его имя постоянно поминается при домашнем чтении кафизм или слушании их в храме. Достаточно на «Славе» мысленно произнести «Помяни, Господи, раба Твоего».

В отдельных случаях, по договорённости со священником, в храме может быть совершена заупокойная литургия.

Родительские субботы

До того как со дня смерти исполнится год, усопшего называют новопреставленным. Существует также обычай делать это только до 40-го дня. Обе традиции допустимы.

Каждую субботу в церкви совершаются заупокойные литии, на которые следует подать записку и свечу. В дни общецерковного поминовения — Родительские субботы — приносят продукты для служителей храма, чтобы те присоединились к молитве. В пакет с приношением хорошо вложить записку с именем умершего, обязательно пометив «за упокой».

По исполнении года со дня смерти над могилой устанавливается капитальный памятник (крест) и служится панихида. После этого усопший называется «приснопоминаемым» (о котором помнят вечно).

Домашняя молитва о новопреставленном

Почти все тексты, звучавшие в храме на отпевании и панихидах, можно использовать в домашней молитве за покойного. Найти их можно в молитвослове или Требнике. Обычно поминание новопреставленного совершается за утренним правилом, где этому посвящён отдельный текст.

Молитва за новопреставленного успокаивает горечь разлуки, позволяет духовно соединиться с ним, помочь его положению. Для более продолжительной молитвы существует «Канон за единоумершего», где для удобства поминовение ведётся в единственном числе. К канону можно присоединить акафист с тем же названием. Эти тексты находятся в богослужебных книгах, поэтому для чтения дома удобней купить в храме отдельное издание или распечатать из интернета. Существует традиция читать канон и акафист именно в сороковой день.

В западных странах по покойному могут читать Евангелие, в русской традиции Св. Писание читается только над гробом епископа или священника.

Посещая могилу, мирянин сам может пропеть тропари «Со духи праведных скончавшихся», «Со святыми упокой», «Вечная память».

Кафизма: что это такое?

В настоящее время наблюдается благополучный фон увеличения роста приобщения населения к Православию. Это объективно обусловлено преодолением того «вакуума веры», который наблюдался в течение нескольких поколений предшествующей эпохи строительства «светлого будущего» (1917-1991 гг.) и последующего за ним этапа перераспределения собственности в «лихие девяностые». Поиск Бога у современных людей неизбежен, ведь динамика жизни подразумевает несомненные тупики и неожиданные виражи в преодолении самых различных препятствий и невзгод.

И в этом случае именно молитва помогает сохранить тот душевный комфорт и умиротворение, которые как светоч во тьме помогают сохранить основные жизненные ориентиры. Но для эффективной молитвы нужно соблюдать установленные от века правила. В этом вопросе важно приобщиться к чтению такой богослужебной книги как Псалтырь и разобраться с порядком ее чтения (кафизмами). Следовательно, получается, что понятие «кафизма» является ключевым в порядке молитвенного чтения. Именно поэтому разобраться в данном вопросе необходимо в самом начале длительного пути духовного восхождения.

Порядок чтения кафизм

Для связи текста кафизмы с воззванием молитвы в служебном чтении первая часть славословия, произносимая чтецом, состоит из слов: «Слава, и ныне. Аминь». А вторая часть произносится певцами на клиросе. И третья часть снова завершается чтецом: «Слава, и ныне. Аминь». Попеременное славословие Бога во время службы создает ту необходимую атмосферу связи естественного и сверхъестественного миров, которая символизирует человека и ангелов в их едином порыве единения с Господом.

Принимая в качестве краткого обозначения «К – кафизма» и «П – псалмы», можно представить на примере первой и последней (двадцатой) кафизмы их структурное построение: «К. I: П. 1-3 (первая слава), П. 4-6 (вторая слава), П. 7-8 (третья слава)» и «К. ХХ: П. 143-144 (первая слава), П. 145-147 (вторая слава), П. 148-150 (третья слава)».

В данном контексте следует отметить один нюанс. Дело в том, что официальный (канонический) Псалтирь содержит 150 псалмов, однако в греческой и славянской Библии имеется 151-ый псалом, написанный неким левитом, проживающим в кумранских пещерах в эпические времена. Именно, так называемые, свитки Мертвого моря воскресили его для нынешних поколений верующих людей. Этот 151-ый псалом при необходимости можно считать финальным к двадцатой кафизме.

Важно знать, что Уставом Православной Церкви определен совершенно четкий порядок чтения кафизм, который подразумевает недельный ход чтения Псалтири. То есть, в обычные дни одной недели отчитываются полностью все сто пятьдесят псалмов Псалтири (двадцать кафизм). А в период Великого поста происходит увеличение этого объема чтения в два раза. Таким образом, в Великий пост за одну неделю Псалтирь прочитывается дважды. Существуют специальные таблицы, в которых указывается день недели и перечень кафизм, предусмотренных для чтения в вечерню и утреню. Причем понятие «рядовая кафизма» относится к тем кафизмам, которые должны читаться в данный день согласно Уставу.

При недельном ходе чтения кафизм следует учитывать, что неделя начинается в воскресенье. Причем на вечерней службе читается одна кафизма, а на утренней – две. По Уставу вечерняя воскресная кафизма (первая) читается в субботний вечер, а при условии выпадения на канун этого дня Всенощного бдения этот порядок отменяется. Так как по Уставу допускается совершать бдения в канун каждого воскресного дня, то и в понедельничную вечерю кафизма не читается.

Важные моменты при чтении кафизм

Особое место занимает семнадцатая кафизма, которая вместе с шестнадцатой читается не в пятницу, а в субботу. Это происходит из-за того, что ее декламируют именно на полунощнице. Также следует знать, что при условии наличия полиелея на праздник (чтение псалмов 135-136), чтение рядовой кафизмы на вечерне уже отменяется в счет славы первой из них. Причем на воскресной вечерне она также произносится.

Во время Великих праздников чтение кафизм на вечерне отменяется, но кроме субботнего вечера. В этом случае декламируется первая кафизма. Данное исключение распространяется и на вечер воскресенья, когда читается первая статия кафизмы. Однако на утрени они читаются даже в дни Великих праздников Господних. Но к Пасхальной седьмице (первой неделе Пасхи) данное правило не относится, так как на этот счет имеется специальный порядок богослужения.

Особый порядок декламации кафизм во время Великого поста подразумевает прочтение Псалтири в течение недели дважды. Такой объем декламации кафизм подразумевает чтение на вечернях, утренях и в отдельные часы после специальных псалмопений. Кроме того, следует учитывать, что кроме пятой седьмицы этот порядок осуществляется по четкому расписанию. А вот в пятую седьмицу по четвергам служится канон Андрея Критского, и на утрени читается только одна кафизма. Кроме того, во время Страстной седьмицы Псалтырь читается только с понедельника по среду и только единожды. Далее кафизмы не декламируются, и только на утрени Великой Субботы читается псалом «Непорочны» со славословиями.

Особый порядок псалмопения предусмотрен для Светлой седьмицы. Он называется «шестопсалмием», так как вместо кафизм декламируются следующие псалмы: 3, 37, 62, 87, 102, 142 (всего числом шесть). В этот Великий праздник происходит торжественная беседа христиан с самим Богом, во время которой запрещается сидеть и двигаться.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует уяснить, что кафизмы являются отдельным родом торжественных песнопений, который отличается от прочих видов молитвословия, которые декламируются в более спокойной форме. В домашних условиях кафизма читается при горящей лампаде, а слова псалмов необходимо выговаривать лучше вполголоса, ставя ударения в четком порядке. Это необходимо делать для того, чтобы не только мыслям, но и самим слухом погружаться чудодейственным молитвенным слогам.

Также важно помнить, что чтение кафизм можно осуществлять сидя. Однако при славах, а также начинательных и заключительных молитвах требуется обязательно вставать на ноги. Слова псалмов читаются без пафоса и театральщины, ровным голосом и несколько нараспев. И даже когда некоторые слова и фразы не совсем понятны, не следует приходить в смущенное состояние, так как Предание на этот счет очень определенно гласит: «Сам можешь не понимать, зато демоны все понимают». Кроме того, при постоянном чтении и по степени духовного просветления будет раскрываться и весь смысл читаемых текстов.

Кстати, касательно пятнадцатой кафизмы часто верующие задаются вопросом о времени ее прочтения. Ведь среди суеверных людей бытует мнение, что именно эта кафизма декламируется только при наличии в доме покойника, а при других обстоятельствах она может накликать много бед. Со слов православных священников, эти домыслы носят явно ошибочный характер. А все кафизмы можно и нужно читать без каких-либо ограничений.

Кафизма

(45 голосов: 4.36 из 5)

  • Псалтирь по кафизмам

Кафи́зма (греч. κάθισμα от греч. слова κάθημαι – сидеть) – богослужебный раздел книги Псалтирь (во время чтения которого на богослужении дозволяется сидеть).

В Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, что важно для образования кафизмы, ведь при равной длине число псалмов в кафизмах может быть различным. Большее число псалмов содержит 18-ая кафизма, где их 15 (псалмы 119-133), а меньшее число – 17-я, содержащая только один 118 псалом, разделенный на 3 части и именуемый «Непорочны». Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией (статия от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой. Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, певцам середину, и чтецу конец: И ныне. «Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога» (М. Скабалланович. Толковый Типикон).

Кафизмы и входящие в них славы с псалмами выглядят следующим образом:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
Кафизма I. Псалмы 1-3 Псалмы 4-6 Псалмы 7-8
Кафизма II Псалмы 9-10 Псалмы 11-13 Псалмы 14-16
Кафизма III Псалом 17 Псалмы 18-20 Псалмы 21-23
Кафизма IV Псалмы 24-26 Псалмы 27-29 Псалмы 30-31
Кафизма V Псалмы 32-33 Псалмы 34-35 Псалом 36
Кафизма VI Псалмы 37-39 Псалмы 40-42 Псалмы 43-45
Кафизма VII Псалмы 46-48 Псалмы 49-50 Псалмы 51-54
Кафизма VIII Псалмы 55-57 Псалмы 58-60 Псалмы 61-63
Кафизма IX Псалмы 64-66 Псалом 67 Псалмы 68-69
Кафизма X Псалмы 70-71 Псалмы 72-73 Псалмы 74-76
Кафизма XI Псалом 77 Псалмы 78-80 Псалмы 81-84
Кафизма XII Псалмы 85-87 Псалом 88 Псалмы 89-90
Кафизма XIII Псалмы 91-93 Псалмы 94-96 Псалмы 97-100
Кафизма XIV Псалмы 101-102 Псалом 103 Псалом 104
Кафизма XV Псалом 105 Псалом 106 Псалмы 107-108
Кафизма XVI Псалмы 109-111 Псалмы 112-114 Псалмы 115-117
Кафизма XVII Псалом 118:1-72 Псалом 118:73-131 Псалом 118:132-176
Кафизма XVIII Псалмы 119-123 Псалмы 124-128 Псалмы 129-133
Кафизма XIX Псалмы 134-136 Псалмы 137-139 Псалмы 140-142
Кафизма XX Псалмы 143-144 Псалмы 145-147 Псалмы 148-150

Порядок чтений кафизм определен Уставом. Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Рядовой кафизмой называется кафизма, положенная для чтения в данный день по уставу.
В недельном Богослужении кафизмы читаются следующим образом: одна на вечерне, две на утрени. Однако важно отметить, что неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если же в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Также важно помнить, что Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает. Что касается 17-ой кафизмы (псалом «Непорочны»), то она вместе с предшествующей ей 16-й кафизмой перенесена на субботу, а не читается в пятницу, поскольку в будние дни эта кафизма уже читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается, а вместо неё читается первая слава первой кафизмы, что и на воскресной вечерне. Накануне великих Господних праздников На вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1-я статия 1-ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом.
Во время Великого поста кафизмы читаются по особому, поскольку Псалтирь за неделю прочитывается два раза. Кафизмы здесь читают не только на вечерне и утрени, но и на часах, после обычных псалмов. При этом на пятой седмице Великого поста в четверг читается Великий канон Андрея Критского, поэтому на утрене четверга читается только одна кафизма. На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с понедельник по среду один раз, после чего кафизм нет, но читаются Непорочны с похвалами на утрени Великой Субботы. На Светлой седмице кафизмы не читаются вовсе.

Обычай сидения за псалмопением возник, когда за службами стали стараться в сутки или более читать всю Псалтирь. Поэтому для отдыха предписывается определенное чтение, о чем говорит уже Лаодикийский Собор: «не должно на службах соединять псалмы в один ряд, но в промежутке по каждом псалме бывать чтению». Кафизмы служат «отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений» (Михаил Скабалланович. Толковый Типикон). Вследствие этого псалмы здесь читаются «с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя» (там же). Иным типом псалмопения (например, шестопсалмием) христиане должны молиться «яко беседующе невидимому Богу», а кафизмы прослушивать как назидание и увещевание.

«Кафизмы – это особый род псалмопения, отличный от псалмопения в других местах церковной службы, например от предначинательных псалмов. Именно, псалмы здесь произносятся, ныне большей частью читаются, с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя. Такой характер носят кафизмы особенно на утрене, где благодаря этому они служат отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений.
Псалмами предначинательными, например шестопсалмием, и всеми другими, кроме псалмов кафизм, мы должны молиться и держать себя на них так, «яко беседующе невидимому Богу», почему во время них запрещается сидеть. Чрез дозволение сидеть на кафизмах псалмы их разрешается слушать не столько как молитву, сколько как назидание, как художественное произведение, наслаждаться в полной мере их поэзией. На кафизмах, следовательно, псалмы овладевают вниманием молящихся с другой своей стороны в сравнении с псалмами других мест службы. Поэтому из кафизм не выключаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах в другом месте: все псалмы шестопсалмия, вечерни, часов повторяются иногда в кафизмах этих служб.
Пока за церковными службами пелось немного псалмов, 1 или 3, что имело место до преобразования богослужения под влиянием монашества (I-IV в.), не мог возникнуть обычай сидения за псалмопением. Он появился, когда за службами стали стараться в сутки или более выпевать всю Псалтирь.
Впервые об этом обычае упоминает Кассиан в V в. (Вступ. гл., 218), и тон оправдания, в котором он описывает этот обычай египетских монахов, свидетельствует о его новизне. Известия от VI-VIII в. как для Востока, так и для Запада, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), а для Востока и подчеркивается стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в известном описании синайской утрени называются статиями, στάσις – стояние, и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти (по 50 псалмов каждый) по положению на утрене вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требует и Диатипосис (см. ниже «Чин кафизмы»; Вступ. гл., 295, 310).
Но перенесенный на Запад, может быть Кассианом, обычай сидения за псалмами там скоро получил широкое распространение и перешел на другие части службы. На Востоке же в IX в. уже есть термин κάθισμα, который, впрочем, более применяется, как и ныне у греков, к песням, предшествующим чтению, чем к отделам Псалтири, которые большей частью называются αϊ στιχολογίαι, а славы кафизм – статиями, но уже в Ипотипосисе они называются κάθισμα ψαλμούς, а в Диатипосисе и прямо κάθισμα. След такой практики – сидения только за чтениями и стояния за псалмами кафизм – и в нынешнем уставе: седальны положены только после тех кафизм, за коими следуют чтения; так, не положены седальны после кафизм вечерни, за коими нет чтений; наоборот, седальны положены и без кафизм пред чтениями, как, например, по 3 песни канона».
Михаил Скабалланович. Толковый типикон.

См. ПСАЛТИРЬ, ПСАЛМЫ, БОГОСЛУЖЕНИЕ, НЕПОРОЧНЫ, ПОЛИЕЛЕЙ, ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *