Каина печать

Просмотры: 1 240

Отрывок из романа «Демиан» (1919).

***

В нашу гимназию однажды поступил новичок. Он был сыном состоятельной вдовы, поселившейся в нашем городе, и носил на рукаве траурную повязку. Он учился в старшем, чем мой, классе, да и был на несколько лет старше, но и я, как все, заметил его. Этот примечательный ученик, казалось, был гораздо старше, чем выглядел, ни на кого он не производил впечатления мальчика. Среди нас, ребячливых школьников, он двигался отчужденно и свободно, как мужчина, вернее, как господин. Особой любовью он не пользовался, он не участвовал в играх, а тем более в драках, однако его уверенный и решительный тон в обращении с учителями нравился всем. Звали его Макс Демиан.

Однажды, как то время от времени случалось в нашей школе, по каким-то причинам в нашей очень большой классной комнате усадили еще один класс. Это был класс Демиана. У нас, маленьких, был урок Закона Божьего, а большие должны были писать сочинение. Когда в нас вдалбливали историю Каина и Авеля, я часто поглядывал на Демиана, чье лицо как-то странно привлекало меня, и видел это умное, светлое, необыкновенно твердое лицо внимательно и сосредоточенно склонившимся над работой; он походил не на ученика, выполняющего задание, а на исследователя, погруженного в собственные проблемы. Приятен он мне, в сущности, не был, напротив, у меня было что-то против него, он был, на мой взгляд, слишком высокомерен и холоден, очень уж вызывающе самоуверен, и в глазах его было то выражение взрослых, которого дети никогда не любят, — немного грустное, с искорками насмешливости. Однако — с приязнью ли, с сожалением ли — я поглядывал на него непрестанно; но как только он однажды взглянул на меня, я испуганно отвел глаза. Думая сегодня о том, как выглядел он тогда в роли ученика, могу сказать: он был во всех отношениях иным, чем прочие, на нем явно лежала печать особости, самобытности, и поэтому-то он обращал на себя внимание — хотя в то же время делал все, чтобы не обращать на себя внимания, держался и вел себя как переодетый принц, находящийся среди крестьянских детей и всячески старающийся казаться таким же, как они.

По пути из школы домой он шел позади меня. Когда другие разошлись, он перегнал меня и поздоровался со мной. Его приветствие, хоть он и подражал при этом нашему школьническому тону, было тоже очень взрослым и вежливым.

— Пойдем вместе? — спросил он приветливо. Я был польщен и утвердительно кивнул. Затем я описал ему, где живу.

— Ах, там! — сказал он улыбнувшись. — Этот дом я знаю. Над вашим входом есть такая любопытная штуковина, это меня сразу заинтересовало.

Я не сразу понял, что он имел в виду, и удивился, что он знает наш дом как бы лучше, чем я. Верно, замковый камень над сводом нашей входной двери изображал собой некий герб, но за много лет он сделался плоским и не раз закрашивался, к нам и к нашей семье, насколько я знал, он не имел никакого отношения.

— Ничего об этом не знаю, — сказал я робко. — Это птица или что-то подобное, наверно, очень древнее. Дом, говорят, принадлежал когда-то монастырю.

— Вполне возможно, — кивнул он. — Рассмотри это как-нибудь хорошенько! Такие вещи часто бывают очень интересны. Думаю, что это ястреб.

Мы пошли дальше, я совсем оробел. Вдруг Демиан засмеялся, словно вспомнив что-то веселое.

— Ах, ведь я побывал на вашем уроке, — сказал он оживленно. — Эта история о Каине, который носил на себе печать, так ведь? Она тебе нравится?

Нет, мне редко что-либо нравилось из того, что нам приходилось учить. Но я не отважился это сказать, у меня было такое чувство, будто со мной говорит взрослый. Я сказал, что эта история мне нравится.

Демиан похлопал меня по плечу.

— Не надо передо мной притворяться, дорогой. Но история эта в самом деле любопытна, намного, думаю, любопытней, чем большинство других, которые учат в школе. Учитель ведь мало что об этом сказал, только обычное о Боге, грехе и так далее. Но я думаю… — он запнулся и, улыбнувшись, спросил: — А тебе это интересно?

— Так вот, я думаю, — продолжал он, — эту историю о Каине можно понимать и совсем иначе. Большинство вещей, которым нас учат, конечно, вполне правдивы и правильны, но на все можно смотреть и совсем не так, как учителя, и тогда они большей частью приобретают куда лучший смысл. Вот этим Каином, например, и печатью на нем нельзя же вполне удовлетвориться в том виде, в каком нам его преподносят. Ты так не думаешь? Что он, поссорившись, убивает своего брата, такое, конечно, может случиться, и что потом ему становится страшно и он признает свою вину, тоже возможно. Но то, что он за свою трусость еще и награждается орденом, который его защищает и нагоняет страху на всех других, это все же довольно странно.

— Правда, — сказал я заинтересованно: это начинало меня занимать. — Но как же объяснить эту историю иначе?

Он похлопал меня по плечу.

— Очень просто! Существовала и положила начало этой истории печать. Был некий человек, и в лице у него было что-то такое, что пугало других. Они не осмеливались прикасаться к нему, он внушал им уважение, он и его дети. Но, наверно, и даже наверняка, это не была в самом деле печать на лбу, вроде почтового штемпеля, такие грубые шутки жизнь редко выкидывает. Скорей это была какая-то чуть заметная жутковатость, чуть больше, чем люди к тому привыкли, ума и отваги во взгляде. У этого человека была сила, перед этим человеком робели. На нем была «печать». Объяснить это можно было как угодно. А «угодно» всегда то, что удобно и подтверждает твою правоту. Детей Каина боялись, на них была «печать». Вот и усмотрели в печати не то, чем она была, не награду, а ее противоположность. Говорилось, что парни с этой печатью жутки, а жутки они и были. Люди мужественные и с характером всегда очень жутки другим людям. Наличие рода бесстрашных и жутких было очень неудобно, и вот к этому роду прицепили прозвище и сказку, чтобы отомстить ему, чтобы немножко вознаградить себя за все страхи, которые пришлось вытерпеть. Понимаешь?

— Да… то есть… получается, что Каин вовсе не был злым? И значит, вся эта история в Библии, в сущности, не правдива?

— И да, и нет. Такие старые-престарые истории всегда правдивы, но не всегда они так записаны и не всегда их так объясняют, как надо бы. Словом, я думаю, что Каин был замечательный малый, и только потому, что его боялись, к нему прицепили эту историю. История эта была просто слухом, чем-то таким, что люди болтают, а истинной правдой обернулась постольку, поскольку Каин и его дети и в самом деле носили на себе своего рода «печать» и были не такие, как большинство людей.

Я был изумлен.

— И ты думаешь, значит, что и эта история насчет убийства — неправда? — спросил я взволнованно.

— О нет! Это наверняка правда. Сильный убил слабого. Был ли то действительно его брат, на этот счет могут быть сомнения. Это неважно, в конце концов все люди братья. Итак, сильный убил слабого. Может быть, это был геройский поступок, а может быть, и нет. Во всяком случае, другие слабые пребывали теперь в страхе, они всячески жаловались, и если их спрашивали: «Почему же вы просто не убьете его?», они не говорили: «Потому что мы трусы», а говорили: «Нельзя. На нем печать. Бог отметил его!» Так, наверно, возник этот обман… Однако я задерживаю тебя. Прощай!

Он свернул в Старую улицу и оставил меня в одиночестве, удивленным, как никогда. Как только он удалился, все, что он говорил, показалось мне совершенно невероятным! Каин — благородный человек, Авель — трус! Каинова печать — награда! Это было нелепо, это было кощунственно и гнусно. Что же тогда Господь Бог? Разве не принял он жертвы Авеля, разве не был Авель угоден ему?.. Нет, глупость! И я решил, что Демиан потешался надо мной, дурачил меня. Да, он был чертовски умный малый и говорить он умел, но такое… нет…

Как бы то ни было, никогда еще я так много не размышлял ни о какой библейской или другой истории.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Тут есть над чем работать!
В этой статье не хватает сведений. Вы можете помочь Сверхъестественное Wiki, дополнив её в соответствии с рекомендациями по оформлению статей.

Что нужно сделать:
Посерийное описание появлений

» Я могу передать тебе печать, однако с ней ты получишь тяжкое бремя.
— Каин Дину

Метка Каина (каинова печать, первое проклятие) — мощнейший магический символ, которым Люцифер отметил Каина после совершения с ним сделки.

Описание Править

Метка является своеобразным ключом к одному из самых мощных демонических артефактов — Первому клинку: древнему костяному орудию, с помощью которого Каин некогда убил своего брата Авеля (запустив тем самым в наш мир саму идею убийства).

Метка даёт своему носителю ряд преимуществ:

  • Бессмертие — человек с Меткой Каина живёт вечно, а при насильственной смерти превращается в демона. После превращения в демона владельца не сможет убить даже Смерть. Единственный шанс носителя умереть — передать Метку другому, после чего он может быть убитым.
  • Неуязвимость — после превращения в демона носитель становится практически неуязвимым, но пока он сохраняет человеческий облик, даже обычное оружие способно причинить ему вред. К тому же, физическую оболочку демона всегда можно повредить или даже уничтожить.
  • Сверхсила — человек с Меткой Каина обладает большей физической силой, чем у обычного человека. Дин Винчестер в одиночку справлялся со множеством опасных врагов. Демон с Меткой (такой, как Каин) также превосходит по силе всех себе подобных.
  • Использование Первого клинка — Метка позволяет использовать Первый клинок. В руках же обычного человека он — всего-навсего древний обломок кости.
  • Убийство сверхъестественного — Первый клинок в руках носителя Метки в состоянии убить любого монстра, демона, языческого бога и ангела.

Однако носитель, получив её однажды, уже не может ни избавиться от неё, ни умереть, будучи обречённым вечно испытывать неудержимую тягу к убийствам. Так что по сути Метка Каина — самое первое в истории и самое опасное проклятие, известное человечеству.Надёжный способ избавиться от Метки всё же есть, но если сделать это, предварительно не передав её другому, будет освобождена Тьма — величайшее первородное зло.

Метку может снять только Бог, создавший её, Смерть — при условии, что Метка останется у кого-то другого. Также Метку можно снять с помощью ритуала, описанного в Книге проклятых. Для его проведения необходимо собрать три компонента: нечто созданное Богом, но запрещённое человеку (запретный плод); нечто созданное человеком, но запрещённое Богом (золотой телёнок); и «сердце» того, кто проводит обряд (нужно убить того, кого больше всех любишь).

История Править

Несмотря на связь с именем Каина, на самом деле Метка появилась задолго до него. В незапамятные времена, ещё до сотворения Вселенной, мироздание населяла Тьма — чудовищная разрушительная стихия, являющая собой изначальное зло. Когда в мироздании наступила эра Бога, Он заточил Тьму и создал Метку — своеобразный «замок», не позволяющий ей вырваться. Но Метка нуждалась в живом существе — носителе, поэтому Бог доверил её Люциферу.

Но, как оказалось, даже из заточения Тьма могла воздействовать на носителя через Метку. Именно из-за неё Люцифер возгордился и поднял мятеж против Бога, после чего Бог низверг его с Небес.

Одержимый жаждой мести, Люцифер ходил по Земле и искушал людей, пытаясь тем самым доказать своему Отцу, насколько несовершенны Его творения. Авель, один из первых людей, общался с Люцифером. Чтобы спасти брата, Каин заключил сделку с Люцифером: Авель отправится в Рай, а Каин в Ад. Люцифер согласился, но при условии, что Каин сам убьёт Авеля. В знак сделки Каин получил от Люцифера Метку. Взяв первое, что попалось под руку — обломок челюсти осла — Каин убил своего брата. Первое убийство превратило обычную кость в Первый клинок и связало его с Меткой. Не в силах вынести тяжесть проклятия, Каин покончил с собой с помощью этого же Клинка. Но Метка, разумеется, не дала Каину умереть: он возродился одним из самых могущественных демонов — Рыцарем Ада (все остальные Рыцари были его учениками, которых он сам же впоследствии перебил Первым Клинком).

Одному из Рыцарей — демонице по имени Абаддон — удалось уцелеть. Когда она благодаря перемещению во времени объявилась в наши дни, этой проблемой занялись братья Винчестеры. Совместно с Кроули они разыскали Каина, усилием воли смерившего жажду убивать и все эти тысячелетия ведущего мирную жизнь среди людей. Каин согласился передать Дину свою печать, но предупредил его, что это чрезвычайно тяжкое бремя. Также он поставил Дину условие: убить его, когда он однажды попросит.

Таким образом, следующим истинным владельцем Клинка стал Дин Винчестер. С его помощью он убил Абаддон, но так и не смог избавиться от Метки. Вскоре после этого Дин получил смертельную рану в поединке с Метатроном, но, как и следовало ожидать, не умер, а превратился в сильнейшего демона — Рыцаря Ада. После этого его личность изменилась: он стал жесток, хладнокровен, потерял все человеческие чувства и ушёл в самоволку, посвящая всё своё время алкоголю, сексу, дракам и убийствам. Сэму, однако, удалось остановить Дина и насильно исцелить его с помощью обряда крови праведника. Дин снова стал человеком, но не избавился от Метки.

Метка продолжала влиять на него, провоцируя на ярость и непреодолимое желание убивать. Дин отчаянно сопротивлялся, но при этом всё яснее осознавал, что не сможет держаться вечно. После того, как братья вновь столкнулись с Каином, который сорвался, не в силах дальше бороться против Метки, Дин вступил с ним в неравную схватку и убил Первым Клинком, таким образом выполнив своё обещание. Это происшествие только подтвердило худшие опасения Дина: в любом случае Метка рано или поздно победит.

Видя, что метка делает с братом, Сэм Винчестер ещё настойчивее стал искать способ избавиться от метки, и узнал от Ровены, что Печать Каина — это первое проклятие, и, как любое другое проклятие, его можно снять. Описание ритуала, позволяющего снять метку, было найдено в Книге проклятых, но ценой за это стало освобождение Тьмы. После ритуал снятия Печати Каина Метка появилась на теле новорожденной девочки, которую Тьма избрала быть своим сосудом. Но поскольку Метка всегда оставляет след, Дин Винчестер, как последний живой её носитель, получил некоторую связь с освободившейся Тьмой. В результате Дин не мог как-либо навредить Амаре и ощущал её присутствие поблизости, а последняя испытывала к старшему Винчестеру некое подобие романтических чувств и тоже не желала наносить ему вред.

Появления Править

9.11 «Первенец» Править

После убийства демонов, Дин бьёт ножом Руби Каина, но это не приносит ему никакого вреда. Каин рассказывает правду о смерти Авеля. Его брат попал под влияние Люцифера, и тогда Каин заключил сделку: он добровольно попадает в Ад, а Авель — на Небеса. Чтобы Авель попал в Рай, Каин должен был сам убить его. В Аду Каин стал первым Рыцарем Ада. Именно он тренировал других Рыцарей. И именно он, а не архангелы, убил всех рыцарей с помощью Первого Клинка.

Каин показывает метку, оставленную Люцифером. Она является ключом к Первому клинку, и без неё это лишь древняя кость. Он предлагает Дину взять её, а после достать Клинок со дна океана и убить Абаддон. Дин соглашается.

9.12 «Острые зубы» Править

Сэм замечает метку Каина на руке Дина, и спрашивает что это, на что Дин отвечает, что метка не от известного рестлера Кейна, а от того самого, и что получил он её в результате сотрудничества с Кроули. Это очень возмущает Сэма.

9.17 «Маленький помощник матери» Править

9.19 «Алекс Энни Алексис Энн» Править

9.23 «Ты веришь в чудеса?» Править

10.03 «Уцелевшая душа» Править

10.06 «Спросите Дживса» Править

10.09 «То, что мы уже прошли» Править

10.11 «Нет места лучше дома» Править

10.13 «Остановись и гори» Править

10.18 «Книга проклятых» Править

Сэм, видя страдания брата, всеми силами старается найти средство. Единственную надежду даёт Книга Проклятых, содержащая информацию о всех самых жутких проклятиях, какие только известны человечеству. Вместе с Ровеной он берётся за её расшифровку.

10.21 «Тёмная династия» Править

10.23 «Сторож брату своему»Править

Дину приходит в голову неожиданная идея, как можно покончить со своим бременем: он должен попросить саму Смерть убить его. Только так Земля останется в безопасности. Однако Смерть, откликнувшись на зов, не стал убивать Дина. Он рассказал ему о том, что Метка — это своего рода «замок», созданный Богом, чтобы удерживать Тьму. На Земле всегда должен быть хотя бы один живой носитель Метки, иначе Тьма вырвется на свободу, и Вселенная будет уничтожена. Поэтому убить Дина не под силу даже Смерти: единственный шанс Дина умереть — это передать Метку другому, тогда он станет смертен. Но это не гарантирует, что новый носитель сможет ей сопротивляться. Смерть предложила Дину такое решение проблемы: отправить его на другую планету подальше от Земли, где он точно никому не навредит, но с одним условием: Дин должен убить Сэма, чтобы тот не стал его спасать. Для этой цели Смерть дал Дину свой Серп. Дин согласился, вызывает Сэма на встречу и уже готовился его убить, но в последний момент одумался и вместо этого убил Смерть с помощью его же оружия.

Дин освобождается от Метки

В это же самое время Ровена с Кастиэлем и Кроули нашли последний компонент и провели обряд по снятию Метки. Молния, с небес поразившая Дина, навсегда стёрла каинову печать с его руки. Но радовались братья недолго: Метка перестала существовать, и прямо на их глазах из-под земли начинает вырываться Тьма…

11.02 «Форма и пустота» Править

11.06 «Наш маленький мир» Править

11.11 «Дьявол кроется в деталях» Править

11.22 «Горсточка счастливцев» Править

Интересные факты Править

  • В эпизоде 10.12 «О мальчике», когда Гензель превратил Дина в 14-летнего мальчика, Метка с его руки исчезла. Тьма при этом на свободу не вырвалась. Возможно, это объясняется тем, что тогда ещё был жив Каин.
  • По-видимому, метка источает некую тёмную энергию. Такой вывод можно сделать из слов Кроули, когда тот, подъехав к дому Каина, сказал Дину, что чувствует что-то тёмное.
  • Даже после передачи метки её бывший владелец продолжает испытывать влияние Тьмы, как Каин, передавший Метку Дину, так как Каин вновь стал испытывать тягу к убийствам, причем тягу гораздо большую, чем обычные демоны, вроде Кроули или даже Азазеля.

Господь не сразу наказывает Каина, но сначала призывает к покаянию, подобно тому, как призывал Адама и Еву в Эдеме:

9. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?



 «Разве я сторож брату своему?» — Каин, как и его родители, не признается в преступлении, но дерзко отвечает Богу, как бы обвиняя Его за неуместный вопрос.
И только после того, как Каин не захотел покаяться и принять прощение от Бога, Господь объявляет Каину его о наказании — последствии его греха.

10. И сказал : что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 
11. и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 
12. когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

«голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» — это часто употребляемое в Библии обозначение тяжких преступлений, которые по разным причинам остаются безнаказанными у людей, но находят должное возмездие у Бога (Быт 18:20–21; 19:13; Исх 3:9; Иов 24:12; Иак 5:4; Евр 5:7).

При осуждении Адама проклинались только дьявол и земля (Быт 3:17), причем последняя из-за человека (Быт 3:17); теперь же сама земля, обагренная кровью невинно пострадавшего праведника, превращается в орудие наказания для убийцы и лишает его своих даров. Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом для жилища, то и проклятие от нее состоит не только в бесплодии почвы, но и в бездомном скитании по лицу земли. Стоит заметить, что это не безусловное проклятие, а проклятие изгнания, в силу которого земля, не давая своих плодов Каину, должна была принудить его удалиться его земли, в которой жила его семья.

13. И сказал Каин Господу : наказание мое больше, нежели снести можно;
14. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

В ответе Каина мы видим малодушие, обиду и отчаяние.
 Как каждый закосневший в грехе человек, Каин не только не раскаивается в своем поступке, но и ставит в упрек Богу чересчур суровое, по его мнению, наказание.

Под «лицом земли» в еврейском тексте понимается, очевидно, населенная людьми и культивированная земля, т.е. страна, в которой поселились Адам и его семья после изгнания из Эдема. Подобно тому, как Адам и Ева были изгнаны из Рая, Каин также изгоняется из земли, где проживает его семьи. 

Как человек, совершивший преступление, Каин наверняка боялся возмездия от своих настоящих или будущих родственников. Можно допустить, что ко времени братоубийства Каина, семья Адама не исчерпывалась только двумя сыновьями, но состояла и из других сынов и дочерей (Быт 5:4).

В ответ на малодушный ропот Каина, Господь дает ему неприкосновенность, обещая тяжкое наказание каждому, кто покусится на его жизнь. Этими словами Бог, с одной стороны, показывает огромную тяжесть греха убийства, а с другой — вновь проявляет Свое неистощимое милосердие, не желая смерти грешника, но открывая ему возможность покаяться в своем грехе в течение последующей жизни.
Существует множество толкований знамения, положенного Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, но они в основном объясняют только то, что Каин мог быть узнан, но не то, что его строго воспрещалось убивать.

Опираясь на библейские аналогии, можно предположить в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным образом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности, по подобию того, как впоследствии радуга послужила знамением того, что потоп уже не повторится (Быт 9:13, 15), а возвращение солнца на пятнадцать ступеней — знамением выздоровления царя Езекии (Ис 38:5–7).
Основываясь на похожем месте в Иез. 9:4–6, можно предположить, что само определение Бога было знамением, запрещавшим убивать Каина, и это определение было известно всем — возможно, потому, что было полностью начертано на лице Каина.

16. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Эдема.

Итак, по велению Бога, Каин покидает землю, которую Бог благословлял своим присутствием, и превращается в скитальца. Место нового, кочевого обитания Каина и его потомства — земля Нод. По мнению некоторых толковников, это не собственное имя какой-либо страны, а нарицательное обозначение кочевья каинитов, как земли изгнания и страны бедствия, расположенной на восток от Эдема — «страны блаженства».

КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).

Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема.

Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову, Иосифу или Давиду; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.

Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве. Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.

Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа. С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.

В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.

Здравствуйте!

Об этой печати, а точнее, знаке, упоминается в иудаизме — в Торе (Берешит 4:15). Каин наказан за убийство брата: земля, впитавшая кровь Эвеля, не даст ему своих плодов, он не сможет больше оставаться на одном месте, ему придется скитаться по миру. Кроме того, совершив преступление, он теряет «Образ Б-га», который внушает страх всем созданиям. Проклятый, изгнанный со своей земли, потерявший защиту Всевышнего, Каин начинает опасаться, что с ним может случиться несчастье. Он чувствует себя беззащитным перед дикими зверями, которые утратили страх перед ним. Каин обращается к Творцу: «Вот, велик мой грех и велико наказание, но защити меня от смерти, ведь Ты не вынес мне смертный приговор. Я буду скитаться по земле, и нигде не будет мне пристанища, и звери, которые встретятся мне на пути, растерзают меня, ведь я лишен Твоей защиты». В ответ на просьбу Каина Всевышний отмечает его знаком («печатью»), чтобы защитить от всех, кто может причинить ему зло.

В Торе не сказано, какой именно это был знак. Раши объясняет: это была одна из букв имени Всевышнего, начертанная у Каина на лбу. Она должна была вернуть зверям страх перед ним. Ибн-Эзра приводит мнение, что этот знак призван был избавить самого Каина от страха и вернуть уверенность в себе. Сам же Ибн-Эзра считает, что Всевышний сотворил для Каина чудо: тот ощутил, поверил, что ему ничего не угрожает. В этом смысле слово «знак» («от») означает «чудо», «знамение». Ор а-Хаим объясняет: такой знак появляется на лице человека, исполнившего заповедь, и охраняет его от опасности. Какую заповедь исполнил Каин? — Он признал, что целиком зависит от защиты Всевышнего.

Рассказывают, что после этой истории Каина повстречал Первый Человек, Адам. Он спросил, какой Каину был вынесен приговор. «Я раскаялся, и Всевышний не стал меня строго наказывать», — ответил Каин. Услышав это, Адам воскликнул: «Как велика сила раскаяния! А и не знал об этом…» и сложил песню, которая позже стала 92-ой главой в книге Тэилим: «Псалом, песнь на день Субботний. Как хорошо благодарить Б-га!..» Интересно, что Каин, который так боялся быть убитым, прожил необычайно долгую жизнь. Согласно одному из мнений, он пережил Адама на 726 лет и умер только во время Потопа (Шмот Рабба 31:17).

С уважением, Арье Гальчук

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *