Как бог наказывает?

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

Протоиерей Константин Камышанов

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай» – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи» – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

– Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива».

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.

В память о том, как друзья принесли больного ко Христу, и я прошу молитв о р.б. Сергии, которому кроме всего прочего, нужно чудо.

Что такое грех. Какое наказание за грех.

Грех – от греческого харматия – промах (спортивный термин со стрельбы из лука) означает не попасть в цель. Господь предназначил для каждого из нас план – цель – Он хочет, чтобы мы исполняли ее и как следствие попали в цель, а грех – промах…

В духовном смысле грех – несет идею отступления от Божьего плана и воли Его замысла. Согрешить – значит не попасть в Его цель, неважно, сделано это осознанно или неосознанно.

6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

(Исаия 53:6)

Господь как Творец человечества и как истинный Творец всего существующего имеет полное право устанавливать правила, руководства, законы для нашей жизни. Этим Божьим инструментам человек обязан следовать. Грех же разрушает пути Бога и отдаляет человека от «цели».

Как грех вошел в мир?

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

(Книга Бытие 1:26)

Адам и Ева были святые, через свою принадлежность к Богу. Человек создан весьма хорошо и помещен в идеальные условия и среду обитания, имея постоянное общение с Богом – правильные взаимоотношения. Человек отличался от всего иного тем, что у него был Дух и свободная воля:

  1. Дух – благодаря Духу человек имеет связь с Богом.
  2. Свободная воля – человек сам делает свой выбор, Бог не отнял у человека возможность ослушаться, то есть сделать собственный добровольный выбор.

Цель для первых людей Адама и Евы – владычествовать, возделывать и хранить Его сад.

8. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

(Книга Бытие 2:8)

Бог дал первую и единственную для Адама и Евы заповедь – не есть запретный плод.

16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

(Книга Бытие 2:16,17)

Дерево свободно стояло, и в этом проявлялась свободная воля для человека. Господь хотел, чтобы человек добровольно, сознательно и в полном доверии слушался и любил Его.

Мужчина и женщина ослушались Всевышнего и прильнули к дьяволу, отдав ему свою верность и преданность.

6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

(Книга Бытие 3:6)

Законно Бог все еще был Господом всего. Из-за того, что человек ослушался Бога и подчинился дьяволу — грех вошел в мир, со всеми его последствиями. Все люди понесли наказание за грех, они имеют природу Адама на генетическом уровне и поэтому от рождения грешны.

12. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

(Послание к Римлянам 5:12)

Человек сам разорвал связь между Творцом и собой, а по своей сути он не может без духовного мира, разорвав одну связь, он обязательно должен присоединиться к другой – греховному миру. Дьявол не забирал ничего насильно у человека, человек сам добровольно отдал свое господство ему.

16. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

(Послание к Римлянам 6:16)

Что является наказанием за грех?

Духовная жизнь происходит от нашей связи с Богом, а духовная смерть от разрыва этой связи.

23. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

(Послание к Римлянам 6:23)

С тех пор как грех стал актом неповиновения и предательства, то законным наказанием за него стала высшая мера расплаты – смерть. Смерть имеет отношение не только к физическому акту, но наиболее важное следствие – духовная смерть – разделение с Богом. Смерть в физическом ее проявлении наступила для человека после грехопадения, хотя изначально предусматривалось, что человек будет вечноживущий. Грех, смерть и дьявол добились своей власти над человечеством из-за бунта Адама. Под властью сатаны человечество испытывает болезни, смерть и войны.

Спасение от греха — это вера и покаяние!

Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзают тебе райскую дверь.
Преподобный Ефрем Сирин

Человеку во все времена было свойственно стремление к счастью. Но человеческая жизнь такова, что ее зачастую наполняют горести, болезни, скорби. Люди во все века стремились понять, почему их жизнь полна страданий, пытались понять их причину. Кто-то видел в этом роковое стечение обстоятельств, а кто-то постиг связь между грехом, совершенным человеком и воздаянием за него. С этой точки зрения, что бы ни совершал человек на земле, за все он ответит перед Верховным Судьей. За каждый злой поступок человеку воздастся Богом здесь или в будущей жизни. Такое представление свойственно многим религиям. Но христианское понимание греха и наказания сложнее и глубже.
Его выразил Сам Господь в беседе с Никодимом, одним из иудейских военачальников, тайно пришедшим расспросить о Его учении. Эта беседа приводится в Евангелии от Иоанна. Христос сказал, что Бог так возлюбил человека, что послал Сына Своего на крестные страдания и смерть, чтобы каждый, кто уверует в Его воскресение, мог спастись от рабства греха и смерти.
Человеческая история, полная бед и страданий, началась тысячелетия назад в эдемском саду. Господь, отдавая всю землю во владычество человеку, запретил ему вкушать плоды с одного дерева в раю. Он предупредил Адама, что если он вкусит от него, то станет смертным.
Адам и Ева нарушили заповедь Божию. Они вкусили плод древа познания добра и зла и стали смертными. Они обрекли себя и своих потомков на болезни, страдания, смерть. Но было ли это наказанием Божиим?
Господь не наказывает Адама и Еву, преступивших заповедь. Человек наказывает себя сам, отвергая Бога, источник жизни и бессмертия. Все беды в жизни человека происходят потому, что он отверг божественную любовь. Он отвернулся от Света, и дела его стали темны. Трагедия, разыгравшаяся в раю, открывает нам истинное понимание смерти. Истинный и самый страшный смысл смерти в разлучении человека с Богом. Физическая смерть, разлучение души и тела, — лишь следствие этого духовного выбора.
Всемогущий Господь мог Своим вмешательством остановить дальнейший ход событий. Он мог поддерживать падшего человека в бессмертии. Но делая так, Он проявил бы неуважение к свободе человека. Ведь Он создал его разумным и свободным существом, таким же, как Он Сам. И с этого момента никто, даже Бог, не может попрать свободу человека. Человек не захотел быть с Богом, не пожелал ответить любовью на любовь, и Господь склоняется перед этим выбором. Он пойдет на крестный подвиг, чтобы тот, кто пожелал отвергнуть Его, смог еще раз, также свободно сделать самый важный в своей жизни выбор. Выбрать между жизнью и смертью, между светом и тьмой.
И поэтому Господь не вмешивается в естественный ход событий. Адам и Ева теряют рай. Начинается человеческая история, полная страданий, ненависти, войн. История, в которой зачастую господствует несправедливость, а зло торжествует над добром.
И тут имеющему глаза человеку открывается вся глубина премудрости Божией. Смертность, на которую обрек себя человек, кладет конец его беззакониям, останавливает убийцу, тирана, палача. Переживая страдания, болезни, человек все больше осознает невозможность справиться с ними только человеческими силами. Он обращается к Тому, в Чьих силах облегчить страдания и исцелить болезнь. Человек приходит к познанию благой мудрости Того, Кто положил предел его греху. Кто допустил страдания, болезни, смерть для вразумления заблудшего.
С христианской точки зрения истинным наказанием за грех являются не беды и напасти, постигшие человека, а утверждение его во грехе. Человек создан благим Богом для праведной жизни. Когда же человек творит зло, он идет против своего естества. Грех, подобно невидимой язве, поражает его душу, расстраивая его жизнь и делая его несчастным.
Со временем, многократно совершенный грех утвердится в человеке и станет греховной страстью, невидимой духовной болезнью. Человек будет стремиться совершать все новые и новые грехи, порой вопреки слабеющему голосу своей совести. Страсть особенно страшна тем, что она поражает человека духовной слепотой: он перестает осознавать свои беззакония. Душа человека скорбит и мучается, но он не может понять причину своих страданий, не видит выхода из них. Только помощь Божия и глубокое, искреннее покаяние могут спасти человека от окончательной гибели – от духовной смерти и пребывания в аду.
С помощью Божией этот человек сможет исцелить свою душу от греховных язв. Он обретет совершенство и святость, в его душе воцарится счастье и покой. Он сможет постигнуть самый важный смысл всего, происходящего с человеком.
Он поймет, что для того, кто впустил в свою душу Христа, не существует бед и напастей. Болезни, страдания, лишения будут для него даром Божиим. Ибо достойно переживая их, он станет подобным Самому Богу, который терпел и страдал за нас. Смерть для него будет не пустотой, а соединением с Тем, Кто победил смерть. Он вслед за апостолом Павлом сможет сказать: «Жизнь моя Христос, а смерть – приобретение».

Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу.
Преподобный Нил Синайский

До зари я кружила без цели
В небе, полном кипучих паров,
И глазницы Вселенной чернели,
И блистал её звёздный покров,
И угрюмые силы вертели
Мириады безвестных миров.

Лавкрафт, «Немезида»

Немезида — богиня неотвратимого наказания, крылатая дочь богини ночи Никты. Справедливость по Немезиде — это неотвратимость наказания за преступления закона, она больше богиня мести, чем справедливости. Атрибутом ее были весы (а также меч, уздечка, плеть… ошейник, наручники, черный латекс…), ассоциируемые с небесными Весами. Немезиду также изображали с согнутой в локте рукой: Я, Немезида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что напоминаю всем, что не надо превышать меру.

По альтернативной версии происхождения Диоскуров их матерью была именно Немезида. Это ею овладел Зевс в виде лебедя, она снесла яйцо, которое потом или нашла Леда, или оно ей было принесено пастухом, или, наконец, было подброшено Гермесом. Версия ненадежная, а подробности — на странице Любовные утехи Зевса.

И уж совсем глупо верить, что Немезида — обожествленная Леда!

Есть мифологическая традиция, считающая Немезиду дочерью Фемиды и Зевса, и в этом случае она отождествляется с Адрастеей.

Галерея

Немезида
Альфред Ретель, 1937
Государственный Эрмитаж,
Россия, Санкт-ПетербургНемезида, богиня мести
Георге Таттареску, 1853

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат: Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец: Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат: Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец: Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием.

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали».

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа.

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150.

На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *