Как бороться с эгоизмом

Содержание

Как избавиться от эгоизма и полюбить себя — это самое противоречивое высказывание современности. Тем не менее эгоисты — это очень несчастные люди. Почему можно сделать такой вывод?

Терминология

Исследовав самые популярные словари современности, можно сделать вывод, что же такое эгоизм. Это не качество, а скорее жизненное убеждение, которое позиционирует себя как стремление человека любыми способами со всего получать выгоду. Эгоистичный человек сосредоточен исключительно на своих чувствах, потребностях и переживаниях. Внутреннее эго таких людей ненасытно и постоянно требует большего. Про эгоиста нельзя сказать, что он скромен или доволен жизнью. Он постоянно хочет обладать тем, что есть у других.

Всегда ли эгоизм — это плохо?

Некоторые утверждают, что эгоисты — это люди, которые по-настоящему любят себя. Но так ли это на самом деле? Увы. Быть полным эгоистом — это постоянно испытывать напряжение от мысли, что тебе чего-то недостает, ты обделен, у окружающих все лучше и нужнее. Стремление к покою и комфорту, которое постоянно преследует себялюба, не приносит ему желаемого. По факту, эгоист не любит ни других, ни себя самого. Зачастую такие люди одиноки и глубоко несчастны. В тенденциях современного мира знать, как избавиться от эгоизма, жизненно необходимо.

Однако стоит отметить, что доля этой черты характера присуща каждому живому созданию. Это является одной из обязательных граней психологически здорового человека. Важно уравновесить это качество с другими и вести себя соответственно. Но о том, как это сделать, мы поговорим в конце. Сейчас же нужно понять, почему избавиться от эгоизма так сложно.

Борьба, которую выдерживают немногие

На самом деле задаться вопросом, и эгоизма, — это уже половина успеха. Человек должен признавать, что ему срочно нужно начать работу над собой. Однако борьба с этой гранью личности начинается с расширения сознания. Это сложно, ведь придётся научится думать прежде всего о нуждах окружающих. Более того, нужно осознать, что проблемы человека не являются самыми важными, и есть более серьезные вещи, нуждающиеся во внимании. К тому же эгоисту придется принять тот факт, что не все его действия принесут ему выгоду. Последнее, пожалуй, является наиболее сложным.

Проявление эгоизма

Согласно подсчетам психологов, эгоизм в современном мире — это не порок, а тенденция моды. Этим словом названо бесчисленное количество ресторанов, ночных клубов и различных магазинов. На Украине, например, есть даже особая программа лояльности для постоянных посетителей ресторанов быстрого питания, которая так и называется «ЭГОисты». В чем ее посыл? Есть ради своего эго. Кстати, это и есть лозунг этой программы.

Наиболее ярко рассматриваемое качество раскрывается в семейных отношениях, ведь дома люди становятся такими, какие они есть. Эгоисты в семье являются настоящими царями, которым все всё должны. Нередко со временем в семье появляется тирания.

Если в человека закрадывается подозрение, что он слишком сосредоточен на себе, стоит задуматься над тем, насколько часто он готов поступиться собственными желаниями в пользу других, как много и часто он говорит о себе и умеет ли он делиться последним. Кстати, эгоизм нередко сравнивают с жадностью.

Если говорить о том, как избавиться от эгоизма, советы психолога будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют делать это в четыре этапа.

  1. Перестаньте ограничивать свое сознание . Границы, которые ставит внутри себя эгоист, не дают ему жить в полной мере, ведь они едва выходят за пределы его собственного носа. По сути, себялюб не имеет представления, что могут испытывать другие люди. Так как расширить собственное сознание? Научитесь слушать других и слышать их трудности. Подумайте о том, что именно приятного можно сделать для близких вам людей.
  2. Общайтесь без местоимения «Я». Лучший способ, как избавиться от эгоизма, — это научить себя как можно меньше разговаривать о своей персоне. Важно перестать навязывать людям свое мнение и искренне интересоваться происходящим в жизни людей.
  3. Полюбите кого-то помимо себя . Психологи рекомендуют для начала завести себе домашнего питомца. Главная трудность этого шага состоит в том, что от животного никуда не денешься. О нем постоянно нужно заботиться — кормить, убирать и играть с ним.
  4. Найдите удовлетворение от того, что имеете . Если говорить о себялюбии, то самая большая проблема — это научиться довольствоваться всем, что имеешь.

В поисках того, как избавиться от эгоизма, советы можно найти разные, но стоить помнить, что сама работа над собой будет долгой и трудоемкой. Откуда берется эгоизм?

Истоки

До того, как избавиться от эгоизма в отношениях, нужно найти причину его возникновения, чтобы не допустить рецидива. Как говорилось ранее, эго — это часть подсознания, которая помогает оставаться психически здоровым. Она корректирует восприятие внешнего мира путем оценивания, планирования и сопоставления с прошлым опытом. По сути, эго прекрасно формирует внутреннего человека. Важно только не давать ему полную власть. Почему?

Временами эго влияет так, что человек начинает желать того, что ему на самом деле и ненужно, а с необходимым ситуация меняется в корне. Это можно проиллюстрировать на простом примере с телефоном. Сейчас магазины техники полны различных гаджетов, и за небольшие деньги можно приобрести самый обычный кнопочный телефон для звонков и смс. Отличный вариант, не так ли? Но вот у друга сенсорный брендовый смартфон. Вам-то по факту нужно просто делать звонки, и вы знаете, что другие функции использоваться не будут, но внутреннее эго негодует — купи такой, как у друга, а лучше даже на модель выше. Вот она разница между тем, что нужно, и тем, что навязывает эго.

Зная, как избавиться от эгоизма, можно порядком облегчить свою жизнь. И пример с телефоном служит тому доказательством.

Отсутствие эгоизма — это возможно?

К сожалению, есть те, кто неверно понимают принцип работы над себялюбием, и вместо того, чтоб научится в равной мере любить себя и окружающих, начинают жить в пользу других. Конечно, важно думать о пользе для людей, которые вас окружают, но и о и эго забывать не стоит. Помните, что именно уравновешенное отношение ко всему дает возможность оставаться психически уравновешенной личностью.

Выводы

Конечно, все описанное выше — это огромный труд и постоянный самоконтроль. Но на самом деле усмирить своё эго не так уж и сложно — нужно просто посмотреть на мир шире. Любой человек, даже самый близкий, может быть интересным, если постоянно его узнавать. Умение ставить на первое место интересы других тоже не так сложно приобрести. Главное — иметь непреодолимое желание этому научиться. Вспомните, как реагируют окружающие, когда видят, что с ними делятся и о них думают. Если выделить всего один день и полностью посвятить его родному человеку, можно увидеть, как он расцветает, а вам становится светлее и радостнее на душе.

Как избавиться от эгоизма, должен думать каждый член семьи. Не должны между любящими людьми (а в семье других быть и не должно) звучать фразы «я не говорила, что со мной легко», «ты должна мне», «я лучше знаю, не лезь», «без твоей помощи справлюсь» и все в этом духе. Любые признаки эгоизма будут лишь портить отношения между близкими людьми и отражаться на остальных членах семьи. Помните, что себялюбие должно быть в каждом человеке, но в равном соотношении со скромностью, самопожертвованием и любовью. В противном случае счастье не будет гостем в доме гордых людей.

Психологи характеризуют понятие гордыня, как гипертрофированное чувство своей значимости. Такое качество человеческого характера с точки зрения религии является страшным грехом. Люди с таким пороком встречаются в обществе довольно часто. Им свойственно упрекать в чрезмерном высокомерии всех окружающих и при этом не замечать негатива в себе.

Высокомерие мешает личности адекватно воспринимать жизнь, этот порок сопровождается постоянным тревожным состоянием души и, как следствие, не позволяет человеку просто наслаждаться происходящими событиями. Так как избавиться от гордыни самостоятельно практически невозможно, таким людям для борьбы с ней может потребоваться квалифицированная помощь психолога.

Как зарождается высокомерие

Тщеславие и заносчивость являются производными понятиями чрезмерного высокомерия. Появляются такие черты характера чаще всего в тот период, когда у человека в жизни всё хорошо. Успех, благополучие, знаменитость способствуют разрастанию внутренней гордыни. Причём в этот период жизни этот порок трудно убрать, так как иллюзия собственного величия не позволяет личности правильно оценить обстановку. Следствием такого поведения, как правило, становится дистанцирование от общества и неминуемое разочарование.

Со временем тщеславие приводит к формированию внутреннего эгоизма. Высокомерное отношение ко всему обществу приводит к тому, что с человеком перестают общаться сослуживцы и даже близкие люди. Таким личностям стараются не доверять ответственных дел. По причине того, что от гордеца может последовать неадекватная реакция, люди не ведут с ним доверительных бесед и не делятся своими достижениями. Общение с тщеславным человеком нередко заканчивается непониманием и завистью.

Заявляя на весь мир о своей исключительности, человека совершено не беспокоит вопрос о том, как побороть гордыню. Наоборот, он стремится подняться в своём убеждении на самую высоту и оттуда повелевать миром.

Признаки проявления гордыни

Определить горделивого человека в обществе довольно просто. Надменность и зазнайство постепенно выстраивают в сознании человека определённую иерархическую систему, по которой происходит оценка всего окружающего. Себялюбие проявляется в каждом человеке достаточно индивидуально, но всё-таки такое явление имеет общие характерные признаки:

  • обвинение всех окружающих в своих проблемах и неприятностях;
  • необоснованная раздражительность и неуважительное отношение к людям;
  • непереносимость критики, неадекватная реакция на указываемые недостатки;
  • стопроцентная уверенность в своей правоте;
  • необходимость постоянного соперничества;
  • удовлетворение собой постепенно снижается, также происходит потеря внутренних ценностей;
  • эгоистичный человек постоянно даёт всем советы, пытаясь доказать свою исключительность

Горделивые люди не умеют искренне благодарить, оказанная услуга воспринимается как должное. Они считают такую необходимость унизительной для собственного самолюбия. Для повышения своего достоинства высокомерные люди стараются искать слабые места у других.

Эгоизм: как с ним бороться

При решении вопроса о том, как бороться с эгоизмом или как победить гордыню, в первую очередь необходимо активное участие человека, страдающего таким пороком. Признание в себе негативной черты характера значительно ускоряет процесс выздоровления.

Избавление от гордыни должно начинаться с осознания ответственности за свою жизнь. Как только человек усмирит своё высокомерие, он перестанет винить всех окружающих в своих бедах. Гордыню можно считать психическим заболеванием, потому излечение от такого недуга напрямую зависит от внутреннего стремления и желания.

Чтобы ускорить процесс избавления от эгоистической черты характера, нужно научиться извлекать пользу даже из негативных событий. Ко всему следует иметь философский подход.

Для того чтобы преодолеть психологический барьер, характеризуемый тщеславием и эгоизмом, необходимо научиться воспринимать людей такими, какие они есть. Человек должен осознать своё предназначение в обществе и тщательно проанализировать своё поведение.

Человеку, попавшему в глубокую зависимость от собственного эгоизма, обязательно необходима профессиональная помощь, так как бороться с гордыней в одиночку довольно сложно. Для формирования адекватной самооценки необходимо взглянуть на себя со стороны и постараться убрать обнаруженный негатив. Очень важно при корректировке расстройства сохранить золотую середину и не потерять уважение к себе.

Проявление гордыни в семейных отношениях

Чрезмерное чувство своей значимости нередко встречается в семейных отношениях, причём наблюдается такой порок не только у мужа или жены, но и у детей. По статистике, половина всех разводов происходит по причине того, что супруги не смогли своевременно расставить приоритеты в семье, в результате чего произошёл социальный дисбаланс авторитетов.

Если изначально в семье большую часть мужских обязанностей выполняет женщина, то потеря мужского авторитета будет неизбежной. Для того чтобы семейной паре не пришлось со временем решать вопрос о том, как избавиться от эгоизма в отношениях, необходимо с самого начала совместной жизни иметь чёткое распределение обязанностей. Кроме того, без взаимного уважения справиться с проблемой семейного эгоизма будет практически невозможно.

Довольно часто высокомерие и тщеславие мужчины растёт по причине того, что женщина имеет статус домохозяйки. Занимаясь материальным обеспечением, муж постепенно занимает привилегированное место в семье, в свою очередь жена становится своеобразной жертвой.

Для того чтобы остановить программу разрушения семейных отношений одному из партнёров нужно преодолеть свою гордыню и скорректировать поведение. Женщина должна внимательно изучить свои обязанности и постараться поднять авторитет мужа. В свою очередь мужчина, по мере роста уважения автоматически приступит к своим семейным обязанностям и пересмотрит своё отношение к супруге. В борьбе с эгоизмом очень важно взаимное желание.

Ошибки воспитания детей

Детский эгоизм является не лучшей чертой характера маленькой личности. Основная проблема такого поведения заключается в том, что с эгоизмом ребёнка довольно сложно справиться. Малыш с самых первых дней жизни пытается ставить свои интересы превыше всего. Если такая требовательность не будет своевременно скорректирована воспитанием, то справляться с гордыней и высокомерием в более старшем возрасте будет сложнее. Эгоизм дочери или сына не является врождённым, в психологии такое явление характеризуется как приобретённое, причём нередко причиной детского высокомерия становится чрезмерная опека любящих родителей.

При решении вопроса о том, как бороться с детским эгоизмом, потребуется применение различных тактик. В первую очередь родители должны понять, как вести себя с ребёнком, у которого проявляются негативные черты характера. С раннего детства необходимо приучать малыша к проявлению заботы. Кроме того, все близкие родственники должны соблюдать определённые правила поведения:

  • Собственным примером взрослые должны внушить ребёнку, что все члены семьи являются отдельными личностями, заслуживающими определённого уважения. Такая тактика ведёт к тому, что малыш начинает понимать, что в семье все равны и перестаёт стремиться к привилегированному положению.
  • Отношения в семье должны строиться на принципах взаимного уважения и заботы. Родители должны в общении с малышом быть максимально естественными.
  • Постепенно нужно помогать ребёнку развивать в себе самостоятельность. Внутренняя уверенность малыша поможет ему в дальнейшем справиться с чрезмерной гордостью.
  • Взрослеющая личность должна постоянно чувствовать поддержку и защиту со стороны родителей. Вера в свои силы способна победить любые трудности.
  • Бороться с возможным эгоизмом можно путём формирования в подсознании ребёнка правильных ценностей. Для этого родители должны научить малыша читать правильные книги и смотреть добрые фильмы.
  • В семье должна сохраняться здоровая эмоциональная атмосфера. Не стоит выяснять отношения в присутствии детей. Также нежелательно прилюдно осуждать и критиковать посторонних.

Бороться с гордыней нужно в любом возрасте, так как этот порок способен нанести непоправимый вред психике человека. Победить такой порок легче всего в самом начале развития, поэтому такая проблема требует своевременной диагностики.

Слово эгоизм принадлежит к той категории слов, смысл которых понимает практически каждый член нашего общества. В самом простом своём понимании эгоизм — это позиция человека, которая целиком и полностью ориентированная на перед ними, а также на удовлетворение абсолютно всех своих желаний.

Вместе с тем, необходимо отметить, что понятие «эгоизм » достаточно часто путают с понятием «себялюбие», что не мудрено: на первый взгляд, это одно и то же с одной лишь небольшой, но всё-таки важной деталью – эгоист всё делает на своё же благо, несмотря на то, принесёт ли это вред окружающим его людям. Человек, который себя любит, также стремится достичь поставленных перед собой целей, однако если это будет каким-либо образом вредить дорогим ему людям, он найдёт в себе в силы прекратить дальнейшее движение.

Всем известный лозунг «Цель оправдывает средства » — это своего рода жизненный лозунг эгоистов, которые в этой жизни искренне убеждены в том, что всё на свете существует только лишь для их личного блага. Впрочем, как и всё в этом мире, эгоизм не появляется из ниоткуда. В большинстве случаев семена столь скаредного восприятия окружающего мира в человеке старательно высаживают его родители ещё в детском возрасте. Посудите сами: сколько раз вам приходилось слышать житейские истории, в которых родители ни в чём не отказывали своему любимому чаду и всячески баловали его, начиная с самых пелёнок, дорогими подарками и постоянно хвалили его, даже если не было повода для этого? Как правило, такое чересчур хвалебное и любвеобильное отношение родителей к своему ребёнку делало из последнего настоящего эгоиста, который в этом мире везде и всегда на первом месте видит только лишь своё Высочестве.

По прошествии многих лет родители, которые хотели как лучше, а получилось как всегда (да-да, Виктор Черномырдин в своё время всё же стал автором гениальной фразы) в один прекрасный день неожиданно обнаружат для себя, что их дитё, кроме удовлетворения своих собственных потребностей и желаний больше ничего в жизни не замечает. Отсюда и нередкое жестокое равнодушие и безразличие к проблемам родителей, которые в своё время вложили в эгоиста всё, что они только могли дать. Даже зачастую добровольно отказываясь от определённых благ. Поэтому такие люди, часто не знают дабы не причинять им лишнего вреда. Бороться с эгоизмом достаточно сложно, если вообще возможно. Поэтому, лучше не допускать, чтобы ваше мировоззрение было столь ограниченным.

У древних людей был жесткий подход к решению проблем — всех, кто отличался, был слаб или болен, стоило убивать. Сейчас это кажется варварским, а люди все равно продолжают придерживаться прежних привычек. Только вместо топоров они уничтожают других людей эгоизмом. Эта черта характера питается страхом, первобытным испугом, который есть в каждом из нас. В таком состоянии люди готовы вести себя, как животные. Полностью избавиться от эгоизма практически невозможно, но контролировать себя вполне реально. Вам могут помочь восемь простых способов.

Вы можете справиться с эгоизмом, если примете свой характер

Есть определенные модели поведения, которые характерны для любого человека. Многие из них были необходимы для выживания. Но в обычных ситуациях вам не следует позволять себе выйти из-под контроля. Веками люди пытались изменяться соответственно социальным нормам. Генетический код одомашненных собак и котов меняется, то же происходит и с людьми. Так что вы не должны опасаться врожденных наклонностей — бороться и справляться с ними совершенно естественно.

Начните разрушать в себе эгоиста

Приручить человека можно, справившись со всеми его недостатками. Обуздывая свои инстинкты и дикие наклонности, вы контролируете ваше эго. Когда эгоизм начинает проявляться в характере, постарайтесь сдерживать его появление, делая вид, что такой черты у вас нет. Впрочем, сопротивление дурным наклонностям может оказаться невероятно мощным. Вы должны тренироваться сохранять контроль в любой ситуации. Весь смысл социализации и приручения себя в том, чтобы всегда сохранять лицо и оставаться человеком.

Не пытайтесь отрицать свои недостатки

Что происходит, когда кто-то подмечает ваши недостатки и начинает вас критиковать? В вас пробуждается все самое первобытное. Вы возвращаетесь к нецивилизованному состоянию, когда все проблемы решались агрессией. Если вы чувствуете, что чьи-то идеи или само присутствие вам угрожают, вы становитесь агрессивными. Даже если кто-то вам нравится, но не испытывает тех же чувств, агрессии не избежать. То же происходит и в ситуациях, когда вы чувствуете себя слабее. Ваш эгоизм приводит к такой неадекватной реакции. Если вы будете подавлять негатив, однажды вы можете сорваться. Нужно учиться избавляться от напряжения правильно.

Вы можете справиться с эгоизмом, если поймете, что это естественная часть любого человека

На самом деле, некоторое количество эгоизма необходимо вам для выживания. Когда вы решаете полностью его подавить, вы забываете о естественных частях своей личности. Вы ограничиваете себя, вы не можете расслабиться и действовать спонтанно. Если у вас серьезные проблемы с контролем над эгоизмом, отпустите ситуацию. Научитесь жить моментом. Со временем вы поймете, что беспорядок и хаос тоже могут быть источником вдохновения. Не стоит их бояться, стоит использовать их как преимущество, если уж избавиться от хаоса невозможно практически ни в каких условиях.

Вы можете справиться с эгоизмом, если не будете контролировать все вокруг

Эгоизм вынуждает вас контролировать все, что вас окружает. Маньяк контроля пытается найти себе не друзей, а послушных питомцев. Он пытается удерживать людей на поводке, не давая им права на собственную волю. Эгоист заставляет людей подчиняться собственным желаниям и любить его таким, какой он есть. Но в реальности мало кто готов быть питомцем. Вы должны учиться не только брать, но и отдавать. Принимайте людей такими, какие они есть. Ваш опыт общения может служить прекрасным жизненным уроком. Со временем вы станете лучше, чем были, даже если не сможете навсегда забыть об эгоизме и сохраните прежние черты характеры.

Вы можете разрушить эгоизм, разучившись осуждать людей

У тех, кто любит все контролировать, есть и привычка постоянно всех осуждать. Они чувствуют себя в безопасности только тогда, когда все складывается соответственно их мнениям и вкусам. Если вы хотите избавиться от такой склонности, переставайте осуждать и критиковать всех вокруг. Научитесь принимать всех такими, какие они есть, не меняйте их соответственно собственным убеждениям — это все равно невозможно, так вы только портите себе и своим близким или друзьям жизнь.

Вы забудете про эгоизм, если научитесь сами себе противостоять

В каждом из нас есть хулиган. Возможно, вас обижали родители, друзья или родственники. Теперь любой конфликт вы воспринимаете как повод для агрессивного поведения. Вы сразу же злитесь и воспринимаете собеседника как угрозу. Вами движет страх. Находиться в постоянном состоянии агрессии и страха ненормально, вы просто не сможете адекватно мыслить. Контролируйте собственные вспышки эгоизма, пытайтесь определить, что заставляет вас так поступать.

Ваш эгоизм может быть вашим другом

Если у вас проблемы со вспышками гнева, вы импульсивны, о чем часто сожалеете, и постоянно ссоритесь с людьми, попробуйте взглянуть своей проблеме в лицо. Она возникает из-за страха. Причиной этого страха является чувство незащищенности. Вы можете позволить себе быть слабым только тогда, когда вы уверены в своей безопасности. Разберитесь, что вызывает в вас опасения. Почему вы постоянно ощущаете угрозу? Начните мыслить иначе, представляйте, что вас окружают спокойствие и комфорт. Эгоизм — это естественное чувство, его трудно контролировать, потому что им движут инстинкты. Но если вы научитесь принимать его и правильно контролировать себя, жизнь может измениться невероятным образом.

Все мы от рождения чуть-чуть эгоисты. И это нормально. Но иногда это может стать проблемой. По статистике, чаще проявляется мужской эгоизм в отношениях, чем женский.

А заметить вы это можете далеко не сразу – просто он весь такой самодостаточный, решительный и принципиальный.

Вы всегда несетесь сломя голову ему на помощь, говорите мы» вместо «я», никогда не покупаете мяса и молока, потому что он вегетарианец и страдает непереносимостью лактозы, не озадачиваете его домашними делами после работы, ведь он так устал.

А любимый привык решать все за вас двоих: на какой фильм вы сегодня пойдете, где проведете выходные и отпуск, как обставите квартиру и ответите день рождения ребенка. И все бы ничего, при условии, что он учитывает ваше мнение.

А если нет, и еще он забывает то и дело дату вашей годовщины, не перезванивает сообщить, что задерживается, считает, что мнения бывает два: его и неправильное, требует и капризничает, как ребенок – с этим уже нужно что-то делать: это обыкновенный мужской эгоизм.

Что с этим делать?

Итак, ваш мужчина- эгоист . Задайте себе вопросы: «Насколько мне комфортно рядом с ним? Хочу ли я быть с этим мужчиной несмотря ни на что? Есть ли у него положительные качества, за которые я его обожаю и горжусь им»?

Если ответ на все вопросы ДА, ситуация поддается «лечению». Но изменить в корне своего мужчину не получится. Да и не стоит.

Ведь вы полюбили его именно таким, вот и принимайте его с достоинствами и недостатками. Можно только смягчить его и слегка «переформатировать» отношения, или вызвать в нем самом желание измениться. Если же вы не уверены, что это вообще ваш мужчина – лучше просто не тратить свое время и искать счастья в других отношениях.

Можно оставить все как есть, и постараться смириться и приспособиться. Но вряд ли это сделает вас счастливыми. Можно зеркалить его поступки, думать только о себе и не считаться с его мнением. А можно найти компромисс и пробудить в нем качества, которые победят его эгоизм.

Посмотрите, как он ведет себя со своими родными и близкими. Если с ними он чуткий и внимательный, то тут проблема не в его эгоизме, а в его отношении конкретно к вам. Это повод задуматься, рассматривает ли он ваши отношения как серьезные.

Почему он такой?

Проанализируйте, откуда растут ноги и что могло привести к проявлению эгоизма. Психологи выделяют несколько типичных причин:

  • воспитание в родительской семье

Если мама воспитывала сына одна, если он поздний или единственный ребенок в семье – он привык с детства к повышенному вниманию в своей персоне и не привык ни с кем считаться.

Либо наоборот: родители были слишком заняты и не уделяли сыну достаточно внимания. Жизнь в свое удовольствие компенсирует в данном случае недостаток заботы родителей в детстве.

  • низкая самооценка, комплексы

Мужское самолюбие – очень тонкая материя. Если в жизни мужчины случилась какая-то травмируящая ситуация (в детстве, в прошлых отношениях – там, где ему нанесли удар по самолюбию ), он замещает эгоизмом свои страхи, фобии, неуверенность в себе.

Как завышенная, так и заниженная самооценка могут стать причиной эгоизма.

  • ваше поведение

Возможно, вы его сами провоцируете. Позволяете садиться себе на голову. Если вы ведете себя как его заботливая «мамочка», излишне опекаете, заботитесь о нем, забывая о своих собственных желаниях и предпочтениях – вы поощряете его эгоизм.

  • Привычка, выработанная годами одинокой жизни

Эгоист и заядлый холостяк – почти синонимы. Они не нуждаются ни в ком (или думают, что это так), обеспечивают свои нужды и потребности самостоятельно, но при этом никому ничего не должны.

Если вы строите отношения с человеком, для которого это вообще впервые так серьезно – он просто еще не научился быть другим.

Как это можно исправить?

Приучайте его заботиться о вас.

Буквально шаг за шагом, постепенно . Просите помочь везде, где только можно: с сумками из магазина, с выбором платья для вас, с домашними хлопотами, играть и гулять с детьми, водить собаку к ветеринару.

И обязательно благодарите. Искренне и от души. Увидите, как он расцветет! И будем стараться делать для вас больше и больше, чтобы увидеть эти светящиеся благодарностью глаза.

Прибегайте к помощи семьи

Если вы женаты, всегда можно обратиться к благоверному через просьбу не вашу лично, а, например, ваших или его родителей – мол, так и так, ты нам нужен (съездить помочь на дачу, забрать детей от бабушек, забрать из аэропорта и т.д.). Общими усилиями гораздо быстрее приучить его к заботе о других.

Хвалите его, а не пилите

Акцентируйте внимание на том, что он делает, а не на том, чего пока не делает. Цените это и не забывайте хвалить мужчину и восхищаться им, обнимать, целовать и всячески поощрять.

Не предъявляйте ему претензий на каждом шагу, не вспоминайте прошлых неудач, не впадайте в истерики и не задевайте его мужское самолюбие , поддерживайте его и своим примером показывайте, как важно заботиться о второй половинке.

Займитесь своей самооценкой

Научитесь очерчивать свои личностные границы и декларировать это окуржающим, мужчине в первую очередь. Дайте четко понять, как с вами можно поступать, а как нельзя, займитесь своим внутренним миром и саморазвитием.

Будьте самодостаточной, но при этом не переусердствуйте в образе сильной женщины – иначе у мужчины не возникнет желания помогать и покровительствовать.

Примените его оружие против него

А что, если начать поступать также, как он? Не считаясь с его мнением, думая только о себе и о своем удовольствии? Не факт, что это сработает, но хотя бы поиграть в это ведь можно? Пусть почувствует себя в вашей шкуре.

Поговорите с ним откровенно

Да, мужчины это ой как не любят, но иногда по-другому нельзя. Найдите удобный момент, когда вы оба не спешите и в хорошем настроении. Заведите разговор о ваших отношениях, расскажите откровенно все, что у вас на душе и что вас беспокоит.

Может, он и не подозревал, что чем-то задевает вас? А может вы узнаете о нем что-то, о чем тоже не имели понятия? Не зря ведь мы с Венеры, а они с Марса.

Любите и принимайте его таким, какой он есть

Иногда этого достаточно. Если ваша любовь искренняя. И она подчас до неузнаваемости меняет людей. Как правило, в лучшую сторону.

Пару слов в защиту эгоизма

Иногда эгоизм полезен. Когда это индивидуализм, когда есть приоритет личных интересов над интересами других, когда нужно отстоять свое мнение или не дать себя использовать. Когда умеешь наслаждаться жизнью. Когда тебе нужно личностное пространство и свобода. В меру, конечно.

  • Таблица: греховные страсти: развитие и классификация
  • Самолюбие Библейский словарь
  • Самолюбие Сокровищница духовной мудрости
  • Себялюбие Энциклопедия изречений
  • О любви к ближнему свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Самолюбие свт. Тихон Задонский
  • Самолюбие схиархим. Иоанн (Маслов)
  • Самолюбие прп. Амвросий Оптинский
  • Любовь — сущность христианства свмч. Александр Миропольский
  • Самолюбие вместо самоотвержения прот. Е. Попов
  • Коренные страсти. Введение в аскетику свящ. Сергий Дергалев
  • О любви человека к себе самому епископ Никанор (Каменский)
  • О самолюбии преп. Никодим Святогорец
  • «Христианское» самолюбие А.А. Бронзов

***

Самолю́бие — 1) греховная страсть, которая составляется из полноты всех прочих разнообразных греховных страстей; извращенная, горделивая любовь, замкнутая на самого себя в ущерб любви к Богу и ближним.

***

Должен ли христианин любить себя?

Любовь есть одно из существенных Божеских свойств (см. подробнее: Сколько у Бога свойств?). Это значит, что Бог от вечности пребывает в Любви к Самому Себе. Выражаясь иначе, все Божественные Ипостаси пребывают во взаимной, проникновенной любви, и при этом Каждая из Них питает любовь по отношению к Себе.

Человек создан по образу и подобию Божьему (см.: Образ и подобие Божии). Способность к любви есть одна из черт этого пренебесного образа.

Стало быть, в любви человека к самому себе нет ничего предосудительного, правда, если речь идёт именно о любви в правильном понимании этого слова, а не о горделивом, эгоистическом чувстве, самолюбии.

Любовь человека по отношению к собственной личности не просто допускается Богом, но и возводится Им в образец любви к ближнему: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39).

Но что означает выражение «любить себя»? Любить себя — жить полнотой богоподобной жизни, любить саму жизнь как Божественный Дар, иметь радость о Господе, стремиться осуществить своё высшее призвание и предназначение. Ежели Бог любит человека, то неужели сам человек вправе относиться к себе с нелюбовью (действуя наперекор Вседержителю)?

Между любовью к себе и любовью к ближнему (ближним) усматривается много общего, в частности следующее.

Как любовь к ближнему подразумевает желание ему счастья, так и любовь к себе подразумевает движение к счастью. Человек ведь и создан для счастья, причём не кратковременного, как это бывает в условиях нынешней жизни, а для вечного и непрестанного блаженства.

Путь к этому блаженству лежит через приобщение своей жизни к жизни Вселенской Церкви, к жизни Христа. Кто не стремится к вечному счастью о Господе, тот не любит себя.

Таким образом, любить себя означает (помимо прочего) делать то, что способствует приобщению к вечной блаженной жизни. Способствует же этому исполнение Божьих заповедей, любовь к Богу и Его творению.

Как любовь одного человека к другому бывает сопряжена с желанием уберечь его и не потерять, так и любовь к себе подразумевает стремление не потерять себя для вечного Небесного Царства: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк.8:35).

Как любовь вообще подразумевает жертвенность, так и любовь к себе требует взять свой крест и последовать за Христом (Лк.9:23).

Заповедью «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) указывается, что в идеале любовь к ближнему не должна уступать той любви, которую человек питает к себе.

Этим отвергается мысль о любви к себе как о самолюбии, ведь самолюбие подразумевает обратное: эгоистическое, а часто и пренебрежительное отношение к людям.

Нередко спутниками самолюбия (или его производными) выступают: тщеславие, зависть, превозношение и даже гнев.

***

«Чтоб возлюбить ближнего как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе. Самолюбие — стремление к безразборчивому исполнению пожеланий падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью».
свт. Игнатий (Брянчанинов)

Святые Отцы выделяют три основных вида самолюбия: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие, основываясь на словах св. ап. Иоанна о трех искушениях мира: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15-17). Отцы сластолюбие отождествляли с похотью плоти, сребролюбие — с похотью очей, а славолюбие — с гордостью житейскою.

Многие из нас обожают быть в центре внимания, но порой эта привычка граничит с эгоизмом. Кому-то нравится быть эгоистом, а кому-то — нет, это мешает отношениям, карьере и развитию себя как личности.

Однако, если просто задаться вопросом о том, как избавиться от эгоизма, то вряд ли ответ будет найден — это не самый легкий процесс, который подразумевает определенную личностную трансформацию. Побороть в себе это негативное чувство можно в том случае, если есть желание и возможность прилагать к этому некоторые усилия.

Как понять, есть ли в вас эгоизм

Сразу оговорюсь, эта формулировка не совсем верна — эгоизм в той или иной мере присутствует в каждом из нас, это отличительная черта здоровой психики. Другое дело, что эгоизм может принимать гипертрофированную форму, и тогда это поистине становится проблемой. Определить её можно при помощи следующих наблюдений:

  • как часто вы делаете добрые дела;
  • прислушиваетесь ли вы к другим людям;
  • способны ли вы в принципе ставить чьи-то интересы выше своих.

Если начать анализировать собственное поведение, то можно обнаружить массу интересного. Так, например, убежденные в собственной правоте люди со временем портят любые отношения — они просто безапелляционно обрывают собеседника на полуслове и навязывают ему свое мнение.

Проявлений эгоистичной натуры может быть очень и очень много. Задайте себе несколько вопросов. Например:

  1. Приходит ли вам в голову поделиться последним кусочком пирога со своими близкими?
  2. Готовы ли вы сдержаться от критики, когда от вас требуется сочувствие?
  3. Умеете ли вы интересоваться жизнью и проблемами своих близких людей?

Да, на первый взгляд этим вопросы кажутся слишком пафосными и возвышенными, но это происходит всегда, когда речь идет о более или менее важных вещах.

Одной из причин возможного эгоизма может быть и недостаток внимания. Попытайтесь убедиться в том, что лично вам достаточно того количества внимания, которое вам оказывают. В противном случае, вы не сможете окончательно понять, как избавиться от эгоизма — эта проблема будет возвращаться к вам снова и снова.

Ищем причины

Допустим, вы обнаружили у себя признаки эгоистичного человека, и теперь хотите их побороть, но совершенно не представляете, как перестать быть эгоистом. Это не делается за пару часов — в конце концов, убить часть своего эго не так-то просто. А эгоизм — это ни что иное, как непомерно разросшееся эго. И для того, чтоб побороть его, нужно понимать в целом природу его возникновения.

Эго — эта та часть подсознания, которая отвечает за психологическую сохранность и здоровье. Другими словами, она всячески препятствует каким-то неприятным решениям, переменам и любым изменениям.

Победить собственное эго — значит, облегчить себе жизнь. Дело в том, что эго ведет нас ложным путем — мы начинаем хотеть не того, что нам на самом деле нужно, а того, что кажется нам попросту привлекательным. Для того, чтоб понять это на себе, попробуйте представить следующую картинку — у вас в детстве не было велосипеда, вы чувствовали себя несчастным, и теперь можете его купить.

Но эго будет убеждать вас в том, что взрослый человек и велосипед — не слишком хорошее сочетание, а все сверстники давно меняют иномарки как перчатки. Чувствуете разницу? Хотите вы велосипед, а эго говорит об автомобиле. И так во всем. Представьте себе, сколько проблем с самим собой можно избежать, если научиться обуздывать эго.

Находим решение

Итак, что нужно сделать для усмирения своего эго и как перестать быть эгоистом?

  1. Видеть собственные проявления эгоизма.
  2. Научиться интересоваться другими людьми.
  3. Уметь ставить чьи-то интересы выше своих.
  4. Научиться щедрости.
  5. Быть отзывчивым в отношениях.

Видеть в себе эгоизм не сложно — как только вы говорите «я, мне, моё» — это эгоизм. Как только эти слова становятся более значимыми и часто употребляемыми — это эгоизм. Конечно, речь не идет о разговорном языке — вы вполне можете употреблять эти слова в речи. Но когда одно из них становится привычным ответом на любой вопрос со стороны — это тревожный звоночек.

Интерес к окружающим развить в себе очень легко — просто попробуйте присмотреться к тем людям, которых вы встречаете каждый день. У эгоистов частенько не хватает широты взгляда, и они зачастую думают, что окружающие их люди (в том числе семья и близкие) не столь интересны, как они сами. Это ошибочное мнение, интересен может быть любой человек, если узнать его поближе.

Умение превозносить чужие интересы приходит с годами само собой, но если вдруг по каким-то причинам оно вас миновало, имеет смысл его в себе развить. Для этого учимся безусловному служению другим. Это может быть забота о младших или пожилых родственниках (конечно, не за деньги или наследство, а просто в качестве обучения и развития личности), это может быть волонтерский труд. Если даже выделить один день, и полностью посвятить его любимому человеку, вы заметите, как что-то меняется к лучшему в отношениях.

Щедрость в наше время аналогична роскоши, но речь не обязательно должна идти о щедрости материальной, хотя и она тоже необходима. Научитесь быть щедрым. Примите участие в благотворительных сборах или марафонах, попробуйте от души уделить внимание тому, кто в нем нуждается. Вы удивитесь тому, как быстро вы можете преобразиться.

Отношения — важнейшая часть жизни человека. Как не быть эгоистом с любимым человеком? Нужно учиться слушать и быть отзывчивым на все пожелания и замечания вашей второй половинки. Справиться с самим собой можно всегда. Только не стоит думать, что простое согласие во всем с любимым человеком вас спасет — важно именно начать реагировать, предпринимать какие-то шаги, действовать, тогда вы сможете вылечить себя от равнодушия и эгоистичных выходок.

Если вы задались целью побороть свое эго и научиться быть отзывчивым, добрым и щедрым человеком, то вам предстоит большой путь. Как известно, любая дорога начинается с самого первого шага — попробуйте прямо сегодня победить какое-то мелкое эгоистичное желание, и вместо него сделать что-то приятное своему близкому или коллеге. И вы увидите, как изменится что-то в вас и в ваших отношениях с миром.

*при копировании материала ссылка на источник www.mirpozitiva.ru обязательна

«Для того чтобы душа духовно воскресла, человек должен распяться, чтобы умерли его душевные страсти и прежде всего эгоизм – бесчинное дитя гордыни, которое препятствует Божественной благодати и разбивает человеку лицо». (Преподобный Паисий Святогорец).
«В душе человека, не познавшего совершенной любви, две заповеди Христа нередко становятся в резкое взаимное противоречие. Любящий Бога уходит от мира и погружается в некоторый духовный эгоизм, и как бы равнодушный к совершающемуся в мире, спасает свою душу. Страстно любящий человеческий мир, живет его страданиями. Нося в себе скорбь о мире, он восстает на Бога, считая Его виновником тех страданий, которыми залит весь мир; и восстает иногда до сильной вражды». (Преподобный Силуан Афонский).

«Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой, так же как раскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Петр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия». (Преподобный Паисий Святогорец).

«За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие». (Преподобный Паисий Святогорец).
«Истинная жизнь человека как личности принуждает человека к умерщвлению его эгоизма. Итак, проблема состоит в том, чтобы найти силы обнаружении способности к преодолению эгоизма и развитии неразрушимого общения личности». (Святитель Григорий Палама).

«Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит, он победил свой эгоизм». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Где налицо холодное слово «мое», там, говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их». (Святитель Григорий Палама).

«Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства». (Старец Дионисий).
«Начало добра есть смиренномудрие, а начало зла – эгоизм». (Старец Ефрем).

«Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело – когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело – истина. Истина открывается в искушениях». (Старец Дионисий).

«Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас». (Старец Дионисий).

«Необходимо быть очень внимательными в своих делах, трудиться над искоренением эгоизма, который, как страшный зверь, гложет нас изнутри. Наше «я», непомерно разрастаясь, заставляет нас раздражаться и гневаться, осуждать, смотреть на других людей, как на своих должников, оскорблять и унижать их. Оно подталкивает нас к осуждению, надмевает помысел, наполняет мыслями о величии наших дел, высоте добродетелей». (Старец Ефрем).

«Стоит мне с кем-то повздорить, как тут же во мне поднимает голову эгоизм, помысел говорит мне: «Виноват другой: это ведь он стал на меня гневаться, ведь это он говорил оскорбительные слова — он и должен смириться. Если бы, в конце концов, он говорил со мной по-другому, помягче, то я бы, конечно, перетерпел, не стал бы ему отвечать на оскорбление. Значит точно: виноват не я, а он». Вот тебе и страсть эгоизма!». (Старец Ефрем).

«Ннадо сказать себе так: «Нет-нет, если бы во мне не было эгоизма, то я бы не поддался на искушение. Значит, виноват я, а не брат. Если бы у меня было смирение, то я бы подумал о том, что этот человек для меня – виновник венцов, что этим человеком, как калёным железом, Иисус выжигает мою страсть, чтобы я стал здоровым. Значит, брат оказывает мне благодеяние, потому что выжигает во мне страсть. Он – мой благодетель!». (Старец Ефрем).

фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

Эгоизм есть предпочтение своих интересов перед интересами другого. Это начало, сходное с порядком природного мира, когда права на делёж добычи, жизненное пространство и самку достаются сильнейшему. «Закон джунглей» нередко проявляется внутри человеческого общества. На протяжении веков и тысячелетий столкновение интересов, интриги и зависть, распри за богатство и первенство, эгоизм правителей, наций и государств наполняли историю, являясь как бы естественным ее фоном. Но история включает в себя немало достижений, в ней кроме «закона джунглей» действуют начала добра и солидарности. Человеческий род наделен разумом и способностью управлять инстинктами. Весь путь цивилизации в положительном значении может рассматриваться как ретроспектива преодоления эгоизма.

КАИНОВА ПЕЧАТЬ

Библейское повествование о первых людях указывает на истоки разделения. Адам и Ева желают самостоятельности, они срывают запретный плод, и в тот же момент единство их нарушается. Познание добра и зла оборачивается осознанием одиночества, незащищенности, «наготы», и отлучением от рая.
Такую свободу правильней назвать индивидуальной автономией. «Адам, где ты?» — взывает Бог. Вместо местоимения «вы» стоит «ты», поскольку Адам один, а не вместе с женой, как прежде. Между мужским и женским пролегает недоверие; со стороны мужчины проявляется желание властвовать, женщина получает собственное «эго» и противится мужской власти. «Сатана рассеял нас», — пишет святитель Кирилл Александрийский. «И теперь мы терзаем друг друга, как дикие звери», — заключает преподобный Максим.

Портрет Эдварда Джеймса. Рене Магритт. 1937

Еще более красноречив сюжет с убийством Авеля Каином. Имя Каин происходит от древнееврейского «кана», что означает «приобретать собственность». Имя Авель (Гевель) в свою очередь связано со словом «гаваль» — «дуть», «дышать». Привязанность к земному вступает в конфликт с устремленностью к Небу. Авель чист, как бы воздушен; брат же его всё более омрачается лицом. До того, как Каин совершает убийство, Бог говорит ему: «Грех лежит у твоих дверей, господствуй над ним». При этом используется особый глагол «равац» («лежать»), который в древнееврейском относился к животным, а не к людям. Грех изображается в виде «мысленного животного», низшего начала, которое лежит «у входа» в сознание человека и стремится овладеть разумом и чувством. Но страсти влекут Каина напасть на Авеля и утвердиться над ним. Его поведение впервые может быть названо эгоистичным.

Животная ненависть застилает Каину разум и толкает совершить насилие над Авелем. Аго­ния брата, предсмертные муки и печать тления на его теле открывают правду о том, что человеческий род смертен.

Бог спрашивает об Авеле, и Каин отвечает: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» С преступлением Каина связана первая смерть на земле. Каждый раз, когда мы раздражаемся, «каинова печать», родословная эгоизма дает знать о себе. Всякое эгоистическое побуждение содержит в себе эхо древнего братоубийства.

Ответ Каина звучит удивительно «по-сов­ремен­ному». «Разве я сторож брату своему?» — в этих словах прочитываются и издёвка, и злобный юмор, и определенная, говоря современным языком, «креативность». Такова сниженная «правда жизни», хорошо знакомая нам из повседневности и носящая название цинизма.

ЦИНИКИ

Циники (киники) первоначально — философы в Древних Греции и Риме, бродяги, находившие удовольствие в том, чтобы проповедовать простоту жизни и обличать неправду. Первым из них был Антисфен (IV-V вв. до Р. Х), учивший, что жить надлежит в естественных условиях, «подобно собаке» и довольствоваться малым. Прозвище «собаки», («kyon»), стало символом направления. Облаченные в грубый плащ, с котомкой и посохом киники переходили от селения к селению, из полиса в полис, привлекая всеобщее внимание своим видом и эксцентричными выходками.
Кинизм считал источником зла плохой социальный порядок и лицемерную мораль. В знак протеста киники вели себя как опрощенцы и маргиналы, называя себя космополитами (kosmopolitis) — гражданами мира, а не какой-либо отдельной страны. Само понятие «космополит» впервые возникло в лоне кинизма и связано с его философией.

Совесть. Франсуа Шиффляр (1825–1901)

Наиболее известен Диоген Синопский (около 404—323 до Р. Х.). О чудаковатом бородаче сложено множество исторических анекдотов. Вряд ли их можно считать исторически достоверными, но они довольно точно передают суть кинических воззрений. Задачей своей Диоген называл «переоценку ценностей», в других случаях определяемую им как «перечеканка монет». Жилищем в Афинах Диоген имел глиняную бочку-пифос вблизи Агоры. Здесь собирались философы, и Диоген часто вступал в споры, например, с Платоном, великим своим современником.
Одни поступки Диогена были смешны и относительно безобидны. Случалось, например, что Диоген средь белого дня ходил по Афинам с зажженным фонарем, крича: «Ищу человека!» Другие выходки носили оскорбительный характер. Как-то, приняв приглашение посетить роскошный дом знатного гражданина, он сплюнул на хозяина со словами: «Что же делать, если вокруг нет никакого места хуже». Кинизм — первая идеология, неотъемлемой частью которой был демонстративный эгоизм. Презрение к правилам поведения и нравственным нормам, отрицание и сарказм представляют полемически выигрышную позицию. В различные эпохи встречался особый тип l’enfant terrible — любителей «резать правду-матку» и демонстрировать брутальный характер. Есть что-то в нас, что отзывается на сниженный стиль и мрачную иронию, что принимает их как бы по-особенному достоверными и убедительными.

Александр Македонский испытывал нищего философа и не смог превозмочь диогеновых упорства и свободолюбия.

Полагая, что Диоген оригинальничает, надеясь, как и все, в конце получить какую-нибудь выгоду, царь прибег к последнему средству, сказав: «О, Диоген, ты меня победил. Проси у меня всё, что хочешь». На то время Александр имел титул Великого, подвластная ему империя простиралась до Средней Азии и Индии, великолепию и могуществу ее не было предела. Любой бы на месте Диогена воспользовался случаем, чтобы устроить свою судьбу, приобрести влияние и славу. Но Диоген коротко ответил: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце». Александр был потрясен и, как говорят, позавидовал мудрецу: «Если бы я не был Александром, я бы хотел быть Диогеном». По иронии судьбы оба, и великий властитель, и нищий философ, умерли в один день 10 июня 323 г. до Р. Х. На могиле Диогена установили мраморный памятник в виде собаки. Стихотворная эпитафия гласила:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживет века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Увы, сила духа и самоограничение так и остались философским мечтанием, тогда как стремление к легкой жизни и наслаждениям распространялось всё больше. Кинический призыв опроститься, чтоб «жить по-собачьи», открывал дверь проявлению страстей и инстинктов. В соединении с политическими интригами позднеантичной эпохи, языческими оргиями и неверием кинизм становился цинизмом в значении законченного эгоизма и скепсиса.

ЭГОИСТИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВИСТЫ

Тем временем на другом конце Средиземноморья, в Иудее, разыгрывалась своя драма — драма стагнации и порчи коллективистского идеала. Закон пронизывал все сферы жизни древнееврейского народа, что давало поводу Иосифу Флавию не без гордости заявлять: «Из нас кого о законах ни спроси, тому скорее труднее будет назвать свое собственное имя, чем рассказать их все. Равным образом и в повседневных отношениях все дела мы делаем сообща, с единой мыслью о Боге. А что в повседневной жизни все должно сводиться к одному — к благочестию, о том можно услышать даже от женщин и прислуги». Иудей свято верил, что Тора несет в себе наилучшее, совершенное знание, которое, если следовать ему точно и постоянно, даст благо и ему самому, и всем единоплеменникам. Он был далек от того, чтоб изобретать новые правила или улучшать их. Что в системе эллинистических ценностей считалось узостью взглядов, по соседству, у израильтян имело противоположную трактовку — верности долгу и одобряемой всеми добродетели.
За много столетий перед тем еврейский народ получил Пятикнижие (Тору). В последующий период времени Тора подверглась многократному комментированию. Вся жизнь древнего еврея «от и до» — начиная с молитвы и жертвоприношений и кончая приготовлением обеда и уборкой жилища — оказалась охвачена культовыми предписаниями. Возник принцип «изгороди вокруг закона», имеющий целью предотвратить даже случайное его нарушение. Например, поскольку по субботам запрещалось выполнять любую работу, в том числе ломать ветки для разведения огня, то на всякий случай стало запрещаться ездить на лошади, дабы даже нечаянно человек не мог пожелать сломать ветку, чтобы погонять лошадь. Всерьез обсуждали, можно ли есть яйцо, снесенное курицей в субботний день.

Идея избранничества по крови, передающегося по праву рождения составляла важное психологическое обоснование иудейства. Человек считался ценен не сам по себе, но именно как еврей, член своей нации, представитель еврейской семьи, своего рода, религиозной общины.

Личное самосознание и ответственность затушевывались. Не соблюдающий Закон позорит народ и, наоборот, ревностный исполнитель приближает торжество Израиля. Филон пишет: «Каждый мудрый человек является выкупом за глупца. Когда я слышу о смерти мудреца, мое сердце скорбит не о нем. Нет, я оплакиваю тех, кто пережил его. Без сильной руки, которая их защищала, они обречены на невзгоды, которые суть их пустыня».
На первый взгляд, такой коллективизм хорош, особенно если сравнить его с индивидуализмом греков. Однако Евангелием данный «идеальный религиозный порядок» раскрывается в совершенно ином свете — как застывший и чёрствый, не оставивший в себе ничего от заповеданной Моисею праведности и любви к Богу и ближним. Множества подробнейших требований держался иудей у себя в быту, но при этом из поля его зрения ускользало важнейшее в законе: суд, милость и вера (Мф 23:23). Иудейские нравы оказались по-своему циничны и жестоки. Религиозность соединилась с культом земного благополучия, упорядоченности и достатка. Казуистическая мораль самооправдания заняла место «сердца сокрушенного и смиренного», которое воспевает псалмопевец Давид.
Столкновение индивидуальных интересов и мнений — не единственный род эгоизма. Возможен эгоизм нации, эгоизм семьи, эгоизм стаи и стадности. Новый Завет содержит множество характерных зарисовок быта и нравов Израиля. Обличение эгоизма и мнимой праведности, самопревозношения в силу принадлежности к избранному племени составляет главный предмет общественной проповеди Сына Божия. Конфликт Его с иудеями развивается именно в этой плоскости. Христос открыто называет заблуждениями, учениями человеческими большинство иудейских обычаев. Истинная праведность имеет мало что общего с мелочными торгами. Израилю, если он желает войти в Царство Божие, вменяется в необходимость превзойти праведность книжников и фарисеев (Мф 5:20).

НОВОЕ Я

Христианство является противоположностью эгоизма. Преодоление автономии и индивидуализма в некотором смысле составляет всю его суть. Когда Иисуса Христа просят в лаконичной форме передать содержание заповедей и писаний пророков, Он говорит: «Возлюби Бога всем сердцем своим и ближнего, как самого себя» (Мф 22:37–40).
Каким же образом проблему эгоизма предлагает решать христианство? Необходимый минимум нравственного поведения описывает симметрия: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк 6:31). Это правило, называемое также «золотым правилом нравственности», лежит в основании многих этических систем. В книге «Беседы и суждения» Конфуция (ок. 551 до Р. Х. — 479 до Р. Х.) читаем: «Ученик спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе»».
«Золотое правило» само по себе не исключает эгоизма. То, что одна эгоистичная натура может, «как для себя», пожелать другой эгоистичной натуре не обязательно является благим и правильным. Моральная симметрия не учитывает многообразия характеров и потребностей. Люди разные и нуждаются в разном, выбирать для другого всегда точно то, чего хочется тебе, означало бы прямолинейность и отсутствие чуткости. Есть ряд ситуаций, не предполагающих простой однородности, но «сложносочиненность и сложноподчиненность» в решениях. Таковы отношения иерархии либо антагонизма. По понятным причинам родитель не всегда может желать для ребенка того, что желает себе; начальник с подчиненными стоят на разных ступенях ответственности, преступник в свое оправдание не может использовать аргументы моральной симметрии по отношению к судьям и жертвам. Естественная справедливость имеет множество недостатков и оборотных следствий, одно из которых — «симметрия мщения», взыскующая с обидчика «око за око, зуб за зуб». Смысл данного «правила» в том, что если тебе сделали плохо, то ты имеешь право отплатить тем же.

«Золотое правило» — это своего рода как бы «страховочный трос» нравственности, удерживающий общество от падения в пропасть. Оно призывает человека не считать собственные мысли и желания за единственную отправную точку, а соизмерять поступки с поступками других.

Иначе говоря, находить общую меру своих и чужих поступков и учитывать общую меру в своем поведении. Кроме того, через него вводится важное начало благодарности или долга. То доброе, что другие сделали для меня, я должен в силу симметрии и из благодарности «возместить» или уравновесить собственным добром. Но и в том, и в другом случаях противоречие автономных «я» остается, единодушие представляет труднодостижимую цель. В дополнение к «золотому правилу» в проповеди Христовой присутствует и нечто другое: Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:21–22, 27-28).

Ищу человека (Диоген Синопский). Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн. Ок. 1780

Это правило христианской нравственности проводит однозначную связь между грехом мысленным и грехом совершённым. Вспомним, как Каин омрачился лицом еще прежде совершения убийства. «Каинитские» поползновения ума и чувств предшествуют любому преступлению, любому проступку. Чистота сердца — вот та высота, на которую нацеливает христианство. Чистые сердцем узрят Бога (Мф 5:8) и тем же самым они избавляются от эгоизма, приобретая мир и незлобие в отношениях с ближними. У старца Паисия существует концепция «доброго помысла». «Пустим в ход фабрику добрых помыслов», — говорил он по своему обычаю, когда известия о чьих-нибудь порочных поступках или недоброжелательстве достигали его. Намерения таких людей старец истолковывал всегда в лучшую сторону и таким образом избегал вражды.
Существует и еще одна причина христианину не иметь эгоизма: христианин критичен к себе и не привязан к мимолетным и быстро меняющимся чертам индивидуального «я». Его представление о себе включает осознание своего несовершенства и необходимости изменений. Самолюбие и самомнение, спутники эгоизма, учат принимать за свое собственное и отстаивать как свою собственную всякую наклонность в характере, любое исходящее изнутри намерение или пожелание.

Но христианин живет в перспективе самосовершенствования, он отделяет черты ветхого «я» от нового в себе самом. Ветхое «я» есть искажение настоящего образа, которое подлежит исправлению и расчистке.

В текущем состоянии личность недораскрыта, имеет как бы промежуточную форму. В ней много наносного. В одном из посланий апостол Иоанн говорит «еще не открылось, что будем», апостол же Павел упоминает о «сокровенном человеке сердца», скрытом под грубой и переменчивой наружной оболочкой.
Внутренний прогресс в Боге имеет следствием новое органическое единство. Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27). Авва Дорофей излагает следующую притчу: есть круг на земле и прямые линии, идущие по радиусам от центра к окружности. Круг — это мир, люди мира. Центр круга — Бог, радиусы же — пути жизни человеческой. Насколько люди приближаются к Богу, входят внутрь круга, настолько они становятся ближе и к Богу, и друг к другу. В какой мере они удаляются от Бога, в той мере удаляются и друг от друга. «Таково естество любви, — заключает авва Дорофей, — насколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Ветхое «я» противится изменениям, и в полной мере красота нового человека раскрывается в немногих примерах. И всё же ретроспектива святости, история Церкви дают замечательный пример единства и жертвенности, собирания человечества, этого разбитого драгоценного сосуда, воедино.

ВРЕМЯ ПРАГМАТИКОВ

Новое время меняет представление о нравственности, целях и ценностях жизни. Самосовершенствование, внутренний прогресс сменяется прогрессом знаний и технологий. Рынок и конкуренция взращивают новый тип прагматического поведения с предпочтением собственных интересов и выгод. Современностью эгоизм воспринимается как обыденное явление. О нем снимают телепрограммы, и книги о «добродетели эгоизма» выдерживают десятки переизданий.
Человек постиндустриальной эпохи ощущает себя вполне самодостаточным. Как «человек в коконе», он сопротивляется близким отношениям и отталкивает любого, кто вторгается в его личное пространство. В сравнении с эгоизмом природным, натуральным, самодостаточность современности представляет собой как бы превосходную степень: «эгоиссимо». Общество проваливается в цинизм. В каком-то смысле оно само становится маргинальным антиобщественным течением. Этика эпохи победившего эгоизма имеет перевернутый вид. Ценности терпения, миролюбия и скромности не занимают в ней видного места. Положительное ощущение жизни «эгоиссимо» подпитывается лестной самооценкой, а страдания неудачников вызывают социал-дарвинистское высокомерие в свой адрес.
Иоанн Златоуст говорил: «Бог, провидя, что люди будут самолюбивы, связал их взаимными нуждами и сим, как уздою, обуздал их самолюбие». Сохранять качества открытости и взаимопомощи, способности к приятию и доверию к ближним, отказавшись следовать общему эгоистическому правилу, — таково во многом содержание христианского подвига сегодня.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *