Как читать каноны?

Положение тела при молитве. Позы и жесты молящегося

Важность участия тела в молитве

Труд в молитве

Как читать дома молитвы — стоя или сидя?

Коленопреклонения на литургии в православии

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Молитвенные жесты

Фото: Фотобанк Лори

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

Как читать дома молитвы — стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство…»

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.
Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагаетсяВ православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос…» совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

Для этого жеста

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

Как правильно читать каноны? 3 Августа 2018

Слово «канон» (греч. «правило», «норма», «образец») в православии многозначительно, так как затрагивает разные сферы жизни Церкви – текстовую, богослужебную, иконописную и другие. Среди прочего, это слово используется и в христианской гимнографии. В этом смысле канон – это богослужебный текст, в котором прославляется тот или иной праздник или святой. По своей структуре канон представляет собой тропари, объединенные общей темой. В связи с тем, что каноны можно читать не только в храме часто возникает вопрос, как правильно читать каноны дома?

Немного о канонах

Как жанр церковного гимна, канон появился в середине VII века по Рождеству Христову, а авторами первых канонов считаются преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Андрей Критский.
По своей структуре и правилам исполнения канон — произведение непростое. Традиционно он разделяется на песни, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя ирмос и тропарь. В русской традиции, тропари читают, а ирмосы поют, за исключением Пасхального канона, который поют полностью. При этом исполнение каждого канона подчиняется одному из существующих в церковной гимнографии восьми гласов.
Обычно каноны читаются во время молебнов в храме и вне его стен. Помимо этого, их чтение разрешается и в домашних условиях. В целом надо заметить, что канон – это больше покаянный церковный гимнографический жанр, поэтому чаще к ним прибегают, когда хотят в чем-либо покаяться, попросить о чем-то Бога или когда на душе тяжело, во время испытаний.
Традиционно самыми популярными у верующих канонами для чтения дома являются три из них: покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и канон ангелу-хранителю. Все эти три канона читаются, в частности, при подготовке к Таинству Причащения.

Когда и как читать каноны

Отвечая на такие распространенные вопросы, как читают покаянный канон или, например, как читать канон за болящего дома, стоит отметить общие правила исполнения этих церковных текстов.
Во-первых, читать каноны нужно вслух, чтобы произносимое лучше понималось самим молящимся, лучше усваивалось на духовном уровне. При этом читать тексты необходимо вдумчиво, серьезно, ни на что не отвлекаясь.
Также часто бывают вопросы о том, как правильно читать каноны — стоя или сидя? Здесь важно заметить, что в идеале вообще любую молитву лучше читать стоя, обратясь взором к иконам, это же правило относится и к чтению канонов. Исключение может быть сделано для людей, которые по состоянию здоровья не могут долго находиться на ногах.
По структуре во время чтения канона дома обычно берут традиционное начало и окончание молитв. При этом если канон читается вместе с утренним или вечерним правилом, то другие молитвы можно не читать.
Канон за болящего читается в случае, когда человек хочет помолиться и усиленно попросить Бога об исцелении кого-то из недужных родных или друзей. Также можно молиться и о собственном здравии или исцелении.
Когда верующий хочет покаяться, то хорошо прочитать канон покаянный ко Господу Иисусу Христу или Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. В частности, канон Андрея Критского читается на первой и последней седмицах (неделях) Великого поста.
Отвечая на еще одни важный вопрос — как читать каноны перед причастием правильно – отметим некоторые моменты и здесь. В течение определенного времени (три дня, а лучше — неделя) перед причастием верующему необходимо читать каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю – хотя бы по одному в день. Накануне причащения, после богослужения в храме, дома надо прочитать, кроме обычных молитв перед сном, все эти три канона.
При этом читаются они один за другим полностью или соединенные особым образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху…») и тропари, потом – тропари первой песни канона Божией Матери («Многими содержимъ…») без ирмоса «Воду прошед», а затем — тропари канона ангелу-хранителю тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Таким же образом читаются и последующие песни. При этом, в данном случае, тропари перед каноном Богородице и ангелу-хранителю, а также стихиры после Богородичного канона опускаются.
Кроме того, перед причастием надо прочитать канон ко Святому Причащению, а желающие могут еще прочитать акафист Иисусу Сладчайшему. Утром, в день причастия, надо прочитать утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, а вот канон, прочитанный накануне, можно не читать.

Ознакомиться с каталогом канонов

Поделиться статьей в социальных сетях:

Комментарии читателей Рейтинг читателей 0 / 5 5 5 1 На основе 1 оценок читателей 0% 0% 0% 0% 0% Вопросы и комментарии Прокомментировать Ваш вопрос или комментарий Замечательная статья! Комментарий* Представьтесь Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности. Для продолжения вы должны принять условия Пользовательского соглашения Я согласен на обработку персональных данных Для продолжения вы должны принять соглашение на обработку персональных данных Отправить отзыв Сортировать по: Дате Рейтингу Полезности Показать только отзывы с оценкой:

Акафист переводится как (неседален), поскольку изначально это была не форма домашней молитвы, а богослужебный жанр. Сейчас, уставом предусмотрено раз в году обязательное чтение на богослужении акафиста. Этот день так и называется — субботa акафиста (хотя на деле в пятницу вечером) на 5 неделе Великого поста, и вот тут на богослужении это важный торжественный момент, в который все стоят, в отличие от кафизм (седальны), когда на богослужении позволялось сидеть. Впоследствии жанр акафиста очень полюбился и распространился в народе. Одно время их было даже «модно» писать. Есть даже акафисты, которые недопустимы по своему стилю для богослужения, но прекрасны для домашней молитвы (напр. «Слава Богу за все»). Так что, несмотря на название в котором, как кажется, уже содержится ответ, в домашней молитве, человек МОЖЕТ читать акафист сидя. В заключение напомню слова великого святителя Филарета Московского «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о больных ногах».

Протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге

«Правило веры”

01.07.2010

вопрос-ответ

Николай, Владивосток: Честные отцы, подскажите: 1. После посещения вечерней службы необходимо ли дома читать вечернее правило, а также перед утренней службой утренние молитвы? 2. В пост необходимо ли ужесточать его, если готовишься к причастию?

— Здравствуйте, Николай. После вечерней службы или перед утренней нужно совершать молитвенное правило. В пост можно усугублять свое молитвенное правило, но только по благословению духовника или священника, к которому постоянно ходите на исповедь.

Роман, Москва: Хотел задать вопрос о новорождённых и их жизни до крещения. Можно ли читать молитвы над ними (какие), положить в кроватку икону и как вообще с ними обращаться до крещения??? И ещё вопрос об очистительных молитвах для матери ребёнка. Когда они читаются? Сразу после 40 дней очищения и прихода в храм? Как я понимаю, без очистительных молитв нельзя матери участвовать в таинствах? А присутствовать на крещении ребёнка можно или как раз до этого необходимо прочитать молитвы? Спаси Господи. С уважением, Роман.

— Здравствуйте, Роман. Молиться о некрещеных младенцах можно келейно, т. е. на домашней молитве. Икона – это не талисман, поэтому в кроватку класть ее не нужно. Молитвы на очищение читаются на 40-й день после родов. Если крещение совершается до этого срока, тогда мать не может присутствовать при совершении таинства крещения. Если же крещение совершается после 40 дней, но очистительные молитвы не читались, тогда нужно обратиться к священнику, совершающему крещение, прочитать эти молитвы над матерью до начала таинства.

Мария, Владивосток: В народе бытует выражение «Фома неверующий». Ведь оно косвенно связано с апостолом Фомой, а применяют его обычно к неверящим людям по их упрямству или невежеству. Допустимо ли православному человеку употреблять это выражение? Вот и у Михалкова есть стихотворение про мальчика Фому (который ничему не верил и попадал из-за этого в разные неприятности). Можно ли его читать ребенку?

— Здравствуйте, Мария. Слова Фомы «пока не увижу, не потрогаю – не поверю» — связаны не с его неверием, а с досадой, что он не увидел любимого Господа, и с желанием Его поскорее увидеть. Поэтому можно сделать соответствующие выводы.

Сергей, Ульяновск: Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, не плохо ли думать о себе, что ты не лучше и не хуже других, т. е. держаться золотой середины? Спасибо.

— Здравствуйте, Сергей. Попробуйте один день прожить по Евангелию и увидите себя, что хуже всех. Дело не в том, чтобы думать, а чтобы видеть. Великие святые видели себя хуже всех. Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Если бы другие знали то, что знаю я, были бы святыми, а я нерадивый грешник». Почитайте письма схиигумена Иоанна (Алексеева) и другие творения святых отцов, и тогда этот вопрос для вас прояснится.

Константин, Москва: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какому святому молятся при болезнях и какие молитвы читаются при этом? Спасибо!

— Здравствуйте! Прежде всего, давайте помолимся Господу Иисусу Христу и Божией Матери, например, почитаем канон покаянный. А затем можете обратиться за помощью к тем святым, которые в своей земной жизни известны как врачеватели, скажем, святому великомученику и целителю Пантелеимону или святой блаженной Матроне Московской. Можно почитать им акафист. Спаси Христос!

Вера, Владимир: Богородица одна, а икон, названий и праздников много, как это можно понимать? Почему так получается. Я не совсем этого понимаю.

— Здравствуйте, Вера. Существует много икон, т. е. изображений, Божией Матери, например: Смоленская, Казанская, Владимирская, Донская и т. д. Есть также церковные праздники, посвященные Богородице, например: Рождество Божией Матери, Успение Божией Матери, Покров, Благовещение.

Ольга, Приморье: Скажите, пожалуйста, как быть в данной ситуации. Можно ли после помазания на вечерней службе смывать елей? Я проживаю в сельской местности, и по субботам у нас банный день. Не является ли грехом смывать этот елей?

— Здравствуйте, Ольга. Елей нужно хорошенько растереть, чтобы он впитался в кожу, тогда смывать будет нечего. Поэтому не переживайте.

Ирина, Владивосток: Батюшка, скажите, пожалуйста, всем ли можно читать Псалтирь и как правильно это делать?

— Здравствуйте, Ирина. Псалтирь можно читать всем. Обычно в день читается одна кафизма (их всего в Псалтири 20). Кафизма включает в себя несколько псалмов и делится на 3 «славы» (части). Между «славами» читается: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь». «Алиллуйа, алиллуйа, алиллуйа, слава Тебе, Боже» – 3 раза. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь».

Мария: Батюшка, благословите! 1) Можно ли самой на себя накладывать пост (в те дни, когда разрешается скоромное), если одолевают искушения? 2) Когда закрываю глаза – всплывают какие-то картины, в подавляющем большинстве неприятные, чаще всего глаза животных. Иногда даже при открытых глазах мне чудятся эти картины. Как к этому относиться и что с этим можно сделать? 3) Правильно ли я понимаю: сорокоуст – это 40-дневное поминовение на Проскомидии? Т.е. если заказываешь сорокоуст, то в течение 40 дней за этого человека не нужно подавать на Проскомидию обычные церковные записки? 4) Что нужно отвечать, когда тебя хвалят за что-то сделанное? Можно ли говорить, что это Ангелы помогали? 5) Является ли грехом лжи подшучивание? Т.е. очевидная нелепица для создания хорошего настроения? Спаси Господи!

— Здравствуйте, Мария. Бог вас благословит.

1. Поститься можно, возьмите только благословение у священника.

2. На эти «картинки» не обращайте внимания, если они появляются, читайте Иисусову молитву.

3. Сорокоуст – это 40-дневное поминовение на проскомидии. В период сорокоуста проскомидию заказывать не нужно.

4. Когда хвалят, святые отцы советуют молчать.

5. Христос в Своей жизни никогда не шутил и не смеялся. Он говорит в Евангелии, что за каждое праздное слово люди дадут ответ Богу.

Ольга, Приморский край: Я слышала, что исповедоваться можно хоть когда. Нужно ли перед исповедью вычитывать каноны или достаточно только утреннего правила, если в этот день не идешь к причастию?

— Здравствуйте, Ольга. Бог вас благословит. Если не причащаетесь, то перед исповедью канонов читать не нужно, достаточно утреннего правила.

Анна, Владивосток: Помогите, пожалуйста, лучше понять, что такое смирение. Если меня, допустим, обманули в магазине или по зарплате на работе, я должна отстаивать свою правоту, обращаться в суд или другие инстанции – или это грех? И я должна смириться и ничего не доказывать?

— Здравствуйте, Анна. Сначала надо разобраться: ошибка была это или обман. Можно спокойно поговорить с человеком, посчитать еще раз сумму, и все мирно выяснить. До суда дело лучше не доводить, хотя взять свое не является грехом. Смирение – это добродетель (свойство души), противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Она состоит в том, что человек не высоко думает о себе, имеет в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего у него нет, а только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом, вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. Высочайший пример смирения – Христос, Который – будучи Богом – стал человеком: «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Ф-лп. 2, 8). Блаженное смирение справедливо называют страстоубийцей, ибо кто приобрел эту добродетель, тот победил все страсти. Некий старец сказал, что вся наша жизнь есть борьба за смирение. Есть три степени смирения: 1) сознание своей немощи, 2) самоукорение и 3) терпение с благодарением.

Из Владивостока: Батюшка, здравствуйте, благословите. Обычно священники благословляют поститься перед Причастием три дня, но в некоторых храмах священники благословляют однодневный пост людям, регулярно причащающимся, опираясь на предание. С чем это связано и чем руководствоваться при подготовке ко Причастию? Как поститься на сплошных седмицах перед Причастием на Богоявление и после Пасхи? Существует мнение, что на Светлой седмице можно причащаться только детям. Так ли это?

— Здравствуйте. Традиций много, поэтому найдите себе духовника и придерживайтесь его советов. На Светлой седмице причащаться можно всем, кто готовился ко причастию. Я думаю, что на сплошных седмицах во время подготовки ко причастию допустима рыба, и питаться нужно умеренно.

Ольга, Приморский край: Благословите, батюшка! Дома нет никакой возможности уединиться и спокойно прочитать утреннее и вечернее правило. Ведь на молитве надо полностью сосредоточиться и понимать то, что ты читаешь. А у меня остается одна ванная комната. Я и там пыталась читать, но почему-то становилось плохо. От того, что у меня ничего не получается, становлюсь очень раздражительной. Я не могу прочитать даже правило, не говоря уже о канонах. Что делать? Простите меня, грешную!

— Здравствуйте, Ольга. Бог вас благословит. Господь никогда не требует от человека вещей невозможных. Поэтому делайте то, что в ваших силах и не требуйте от себя невозможного. Не расстраивайтесь, что получается пока так, как получается: трудитесь, и будет получаться лучше – Господь поможет. Утренние молитвы можно читать пораньше, когда еще все спят, а вечерние – когда уже все спят. Так что, читая на кухне, никому не будете мешать. Божией вам помощи.

Елена, Владивосток: Молитвенное правило Серафима Саровского (как я поняла из литературы), это – молитвы «Отче наш», «Богородица…» и «Символ Веры»? Может, я ошибаюсь?

— Здравствуйте, Елена. Да, на чтение такого молитвенного правила необходимо благословение священника. Следует заметить, что не нужно им заменять чтение полного молитвенного правила. Оно читается только в исключительных случаях, когда человек, по определенной причине, не имеет возможности прочитать все молитвы полностью. Обычно нужно говорить на исповеди о таких случаях, поэтому вам необходимо посоветоваться со священнослужителем с вашего прихода.

На вопросы наших читателей отвечали игумен Алексий (Несмеев) и иеромонах Марк (Корнилов).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *