Как читать псалтирь

Содержание

Что такое Псалтырь о здравии и упокоении, как читать дома

Чтение Библии занимает особое место в жизни Церкви. О том, что такое Псалтырь, известно практически каждому христианину. Это единственная книга Ветхого Завета, написанная задолго до прихода Иисуса Христа, которая в полном объёме вошла в богослужебный устав православной церкви. Она непрестанно читается во всех храмах, монастырях и домах верующих мирян.

Оглавление:

  • Псалмы для чтения в различных случаях (требник)
  • Монастырское чтение Неусыпаемой Псалтири
  • Келейное чтение
  • Советы священников и святых отцов
  • Надписания перед каждым Псалмом
  • Авторство Псалтыри
  • Использование в богослужениях
  • Отзывы прихожан

Афанасий Великий, один из наиболее почитаемых греческих Отцов Православной Церкви, архиепископ Александрийский, который жил в IV веке, говорил, что все книги Священного Писания изобилуют наставлениями и поучениями, но при этом в любой из них ощущается определённая дистанция между повествующим и читателем. Книга Псалтырь написана совершенно иначе. Во-первых, псалмопевец составил тексты от первого лица, благодаря чему читающий может использовать их как молитвы, обращаясь к Господу и рассказывая обо всех своих переживаниях. Во-вторых, в этой книге содержатся различные случаи обращения к Богу, применимые во всех случаях жизни.

Келейное чтение

Эта часть Библии — одна из самых важных. Поэтому домашнему чтению хотя бы небольшого отрывка желательно уделять каждый день. Некоторые монахи ежедневно прочитывают эту часть Священного Писания целиком. Но также можно заучивать отдельные отрывки книги Псалтирь, читать по кафизмам или по главам.

Кафизма (кафисма) — стихословие, определённая часть Псалтири, охватывающая одну или несколько глав.

Порядок чтения

Помимо приведённых псалмов рекомендуется читать дополнительные молитвы. Несмотря на отсутствие строгих уставов, очень важно настроиться, сосредоточиться и отрешиться от всяких суетных помыслов.

  • Обязательно читаются молитвы перед началом книги Псалтирь.
  • После кафизмы должны следовать тропари и молитвы, а также «Господи, помилуй» 40 раз.
  • А также по желанию можно прочесть любые молитвы: «Отче наш», «Богородица, Дева радуйся» и др.
  • После окончания — молитвы по прочтении кафисм или всей Псалтири.
  • В конце всех чтений — обращение к Матери Божьей «Достойно есть».
  • Если к чтению основного утреннего и вечернего правила прилагается один или несколько псалмов, можно читать только эти тексты (без тропарей).

Вся книга делится на 20 кафизм, каждая из которых включает несколько псалмов. Исключение составляет 117 кафисма, включающая самую длинную песнь — 118 псалом. Всего насчитывается 150 или 151 псалом. Вся книга делится на три части, между которыми проговариваются слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Советы священников и святых отцов

Строгого устава, как правильно читать Псалтырь дома, Церковью не предусмотрено. Но за много веков в православной традиции сформировались определённые правила и условия.

  • Для совершения любого молитвенного правила желательно взять благословение у священника. А также можно посоветоваться о том, сколько времени посвящать чтению и как часто приступать к совершению этого молитвенного подвига. Возможно, он порекомендует читать по главе или же разделить на месячный промежуток времени (по полторы кафизмы в день) и т. д.
  • Можно зажечь свечу или лампадку. Это поможет создать спокойную умиротворяющую атмосферу и настроиться на молитву.
  • Если человек опасается негативного воздействия бесов и порчи, рекомендуется читать псалом 90.
  • Лучше приобрести сборник псалмов с расставленными ударениями. Поскольку неверные акценты могут исказить смысл слов.
  • Если человеку трудно стоять, разрешается чтение сидя. Вставать нужно во время молитв перед началом кафизмы, после окончания, а также во время чтения «Слава».
  • Батюшка Серафим Саровский рекомендовал читать вполголоса. Это помогает лучше воспринимать тексты не только разумом, но и слухом.
  • Нельзя допускать лишних эмоций. Чтение должны быть ровным, бесстрастным и спокойным.
  • Начинающие часто впадают в уныние из-за сложности восприятия церковнославянского языка. Не стоит отчаиваться, древние тексты обладают поистине непревзойдённой красотой и глубоким смыслом, что со временем будет открываться. К тому же существуют толкования Священного Писания, написанные святыми отцами и богословами.
  • Если не хватает времени читать, можно начать хотя бы слушать. В интернете достаточно аудиоматериалов. Безусловно, такой метод не сможет всецело заменить живую молитву, но польза для души будет в любом случае.
  • Желательно упражняться не только в чтении, но и стараться выучить тексты псалмов наизусть. Начинать можно с 50-го и 90-го.

Надписания перед каждым Псалмом

Надписания к псалмам не всегда вносят ясность при попытке установить исторический фон, авторство, происхождение, значимость и пояснения для исполнителей. Значительные сложности возникают при интерпретации, поскольку древнееврейский язык, с которого переведён сборник Псалмов, изобилует полисемантизмами, то есть, многозначными словами.

В некоторых случаях и вовсе не удалось установить точный перевод отдельных слов. В результате встречаются разные варианты. Например, в Септуагинте и масоретском тексте есть существенные различия. При сравнении с церковнославянскими текстами также можно заметить некоторые особенности. Именно в этом переводе появилось указание «Псалом Давида», что отразилось и в многочисленных русских интерпретациях, в том числе и в синодальном переводе.

Жанр и указания для музыкантов

Перед каждой песней добавлены специальные указания, поясняющие характер исполнения, жанр и музыкальный инструмент для сопровождения.

  • Мизмор (этимология — от корня слов древнееврейского языка «петь», песнь) — именно это слово и переведено на русский как «псалом». Такое обозначение присуще трети всех псалмов. Они являлись частью богослужебных текстов и исполнялись в Иерусалимском Храме.
  • Шигайон — вид напева, подразумевающий боль утраты и неразделённую любовь, а также музыкальный инструмент. Такое надписание присуще только седьмому псалму. В Септуагинте и церковнославянской Библии эта песнь надписана «Псалом». В Синодальном же варианте она обозначена как «Плачевная песнь».
  • Тфила — в переводе означает «молитва». Приводится в пяти псалмах, а именно: 16, 85, 89, 101, 141.
  • Михтам — корень слова имеет значение золото, но объяснения нет. В Септуагинте дана интерпретация «надпись на камне», в Церковнославянском варианте — «столпописание», а в Синодальном — «Писание» и «Песнь». Такое надписание предшествует Псалмам 15, 55, 56, 57, 58, 59.
  • Шир — чаще всего употребляется в словосочетании «Мизмор шир», что означает «Песнь».
  • Маскиль — происхождение слова берёт своё начало от корня «сехель», имеющего значение «ум», «понимание». Именно такой перевод приводит в Септуагинте и славянской Библии — «разум». В Синодальной версии предложено указание «учение». Значение древнееврейского слова приобретает различные оттенки в зависимости от контекста.
  • Тегила — в переводе значит «Хвала» и встречается только в Пс. 144.

Отзывы прихожан

Многие люди почувствовали помощь Господа, пришедшую в ответ на молитвенные обращения к Нему. Они с радостью делятся своими историями, чтобы поддержать людей, впавших в уныние и помочь обрести и укрепить веру. Несколько примеров приводится ниже:

Хочу поделиться своей историей. Я человек верующий, но в церковь хожу редко. Раньше часто заказывала в храмах сорокоуст о здравии, но о чтении псалтири узнала лишь недавно. В нашу семью пришло несчастье — мои родители начали часто ссориться, а затем и вовсе приняли решение о разводе.

Я решила посоветоваться с одной знакомой прихожанкой из нашего храма. Она порекомендовала обратиться в монастырь и заказать чтение неусыпаемой псалтири. А на следующий день позвонила одна моя подруга и предложила совершить паломническую поездку в Дивеево. Я, не раздумывая, согласилась.

Место, в которое мы прибыли, были поистине благодатным. К тому же сразу ощутилась молитвенная поддержка монахинь. На душе сразу поселился покой и умиротворение. Появилась уверенность, что Господь нас не оставит. Так и случилось. Наши молитвы были услышаны и через год мои родители помирились. С благодарностью вспоминаю сестёр Дивеевского монастыря и всех, кто нас поддерживал. Слава Господу Богу и Богородице за всё.

Елена

Мне стала часто сниться моя бабушка, которая умерла 5 лет назад. Казалось бы, на это можно не обращать внимания, но сны повторялись всё чаще, а после пробуждения на душе было очень печально и неспокойно. Я зашла в ближайшую церковь поставить свечку за упокоение. Богослужения в этот день не было, но мне удалось встретиться со священником. Он объяснил, что поминовение усопших очень важно.

Христианин должен молиться за своих близких и родных — не только за живых, но и за тех, кто перешёл в мир иной. Можно писать записки (списки имён), которые затем читаются во время службы или на панихиде. Или же обратиться в монастыри, где читается псалтырь по усопшим. Цены вполне приемлемые.

Всё это помогает душе упокоиться и мирно перейти к вечной жизни. Лучше всего, если молитвы совершаются за новопреставленного, то есть, за недавно умершего (менее 40 дней). Сила молитвы очень действенна. Даже когда молишься за других, меняешься сам. Последнее время мне стало легче и спокойнее, ушли тревожные мысли и сны. Если обратиться к Богу с искренним сердцем, Он проявит милость.

Мария

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», — говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.
Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.
Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:
«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».
Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.
Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».
Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.
Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».
Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй (12 раз)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)
Господи, помилуй. (3 раза)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее читаются следующие псалмы.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
См. тж.: О чтении Псалтири по усопшим

Как правильно читать о упокоении 17-ю кафизму

Псалтирь

Псалтирь пророка и царя Давида на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский язык

Псалтирь в русском переводе П. Юнгерова

Молитвенное правило преп. Амвросия Оптинского

Молитвы, читаемые в опасности

Молитвы в духовной брани
Молитвы, читаемые от уныния

Молитвенное правило о потерянной вещи
Псалом 50 с толкованием

Рекомендации по келейному (домашнему) чтению Псалтири

Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.

Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

На Славах:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

Господи помилуй (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
(здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)

и ныне и присно и во веки веков. Аминь

После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме

И в конце:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.

Молитвы о здравии и упокоении на Славах

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

В воскресенье – Пс. 23

В понедельник – Пс. 47

В среду – Пс. 93

В пятницу – Пс. 92

В субботу – Пс. 91

Чтение псалтири на всякую потребу

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании «0 Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

  • 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.
  • 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
  • 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.
  • 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
  • 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
  • 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.
  • 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
  • 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
  • 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
  • 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
  • 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
  • 12. Страдающим болезнями печени.
  • 13. От беса читать трижды в день три дня.
  • 14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.
  • 15. Да найдется потерянный ключ.
  • 16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
  • 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
  • 18. Да разродится роженица.
  • 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
  • 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
  • 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
  • 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
  • 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.
  • 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
  • 25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.
  • 26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
  • 27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
  • 28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
  • 29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
  • 30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
  • 31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
  • 32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.
  • 33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
  • 34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
  • 35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
  • 36. Израненным разбойниками.
  • 37. При зубной боли.
  • 38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
  • 39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
  • 40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
  • 41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.
  • 42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
  • 43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
  • 44. Страдающим болезнями сердца или почек.
  • 45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
  • 46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.
  • 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.
  • 48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
  • 49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
  • 50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).
  • 51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
  • 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
  • 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
  • 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
  • 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
  • 56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
  • 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
  • 58. Немым, да даст им Господь дар речи.
  • 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.
  • 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
  • 61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.
  • 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
  • 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.
  • 64. Да процветают купцы.
  • 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.
  • 66. Благословение да будет на домашнем скоте.
  • 67. Да излечится страдающая выкидышами.
  • 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
  • 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
  • 70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
  • 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
  • 72. Да покаются разбойники.
  • 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.
  • 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
  • 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
  • 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
  • 77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
  • 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.
  • 79. Да исцелит Господь больного водянкой.
  • 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
  • 81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.
  • 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
  • 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
  • 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.
  • 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.
  • 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
  • 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
  • 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
  • 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.
  • 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
  • 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.
  • 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)
  • 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
  • 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
  • 95. Да исцелит Господь глухих.
  • 96. Да рассеются чары.
  • 97. Да утешит Господь удрученных горем.
  • 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг — прим. переводчика.)
  • 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
  • 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
  • 101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
  • 102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
  • 103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
  • 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
  • 105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
  • 106. Да исцелит Господь бесплодную.
  • 107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.
  • 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.
  • 109. Дабы младшие уважали старших.
  • 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
  • 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
  • 112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
  • 113. Да исцелит Господь слабоумных детей.
  • 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
  • 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
  • 116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.
  • 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
  • 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
  • 119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
  • 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
  • 121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
  • 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
  • 123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
  • 124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
  • 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.
  • 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
  • 127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
  • 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.
  • 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
  • 130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.
  • 131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
  • 132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
  • 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.
  • 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.
  • 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.
  • 136. Да умирит Господь вспыльчивого.
  • 137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
  • 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.
  • 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
  • 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
  • 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
  • 142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
  • 143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.
  • 144. Да благословит Бог труды людей и примет их.
  • 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
  • 146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.
  • 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
  • 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его. (Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два — отцу Паисию со Святой Горы Афон)
  • 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
  • 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

Предметный указатель псалмов

Сельское хозяйство: 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

Животные враждебные: 63, 123, 147.

Дети: 22, 76, 109, 113, 114.

Смерть и усопшие: 33, 150.

Бедствия: 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.

Здоровье телесное: 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

Здоровье душевное: 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

Здоровье женщины: 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

Законы и правительство: 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

От нечистых духов: 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

Мир и война: 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

Мир в семье и между друзьями: 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

Имущество: 14, 15, 23, 47, 83, 124.

Защита: 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.

Общественные вопросы: 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

Духовные вопросы: 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

Путешествия: 28, 29, 31, 92, 135, 150.

Работа: 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

Благодарственные и хвалебные: 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

Прославляющие Бога: 8, 17, 92, 102, 103.

Назидательные: 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

Изливающие скорбь: 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

Выражающие надежду на Бога: 53, 85, 90, 111, 120.

С просьбой о защите и помощи: 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

Покаянные: 38, 50.

Выражающие радость: 32, 83, 114.

Псалмы на всякую потребу, по советам и наставлениям святых отцов

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

Псалмы, употребляемые на богослужениях

Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.

Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.

Вечерня: Предначинательный: 103. «Блажен муж»: 1. На «Господи, воззвах»: 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (только Великим постом).

Повечерие: 4, 6, 12, 69, 90, 142.

Перед причащением: 22, 33, 115.

Литургия: 102, 145.

Погребение: 118.

Молебны: о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.

Чтение Псалтири по усопшим

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый — это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине — например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших — таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона — «Достойно есть..» и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

«При чтении Псалтири при гробе усопшего, — пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», — нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой «Славы:», и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего», причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой».

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй «Славе:» кафизмы, читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Последование при чтении Псалтири по усопшим

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш…”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды);

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Тропари

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)
(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *