Как читать русскую классику?

Люди в двадцать первом веке считают, что произведения классической литературы — пережиток прошлого.

Многие или не читают совсем, ссылаясь на недостаток времени, или отдают предпочтение современным авторам. Родители больше не прививают своим детям любовь к чтению, в итоге каждое новое поколение деградирует всё больше. Виртуальный мир заменил книги. Люди стали забывать, какое значение раньше литература имела в жизни человека.

Сколько бы лет или веков не проходило, но человеческие чувства, эмоции и жизненные ситуации не меняются. Мы узнавали, какой должна быть настоящая любовь, какому поведению нужно придерживаться. Открывали для себя новый мир, где благородство и честь – не пустой звук.

Иллюстрация к Евгению Онегину

Ярким примером этого является произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна показывает нам, какой должна быть девушка, как она должна выглядеть и вести себя. Евгений же подаёт пример юношам. Герои говорят нам, что нужно быть начитанными, знать иностранные языки, не бояться учиться на своих ошибках и постоянно открывать что-то новое. К сожалению, люди стали забывать, что классическая литература даёт нам идеал, к которому нужно стремиться.

Книги дают нам возможность попасть в другой мир, эпоху. Из произведений классической литературы мы можем почерпнуть для себя знания истории. Ведь они очень тесно связаны. Мы можем узнать о восстании декабристов, битвой под Бородино, первой и второй мировых войнах, революции и о многом другом. Нам открывается жизнь похожих на нас людей, но, возможно, имеющих другие ценности, цели, идеалы.

Классическая литература учит нас никогда не сдаваться.

В произведении Шолохова «Судьба человека» мы видим мужчину, которого очень сильно потрепала жизнь. Он потерял всю свою семью: жену, дочек, сына. Война искалечила его душу, но он нашёл в себе силы жить дальше и подарил кусочек счастья мальчику, который остался без родителей. Он не сдался и мы не должны.

Классические произведения никогда не потеряют своей актуальности. Если у вас тяжело на душе, сложная ситуация в жизни, много вопросов на которые нет ответа, обратитесь за советом к классике. Вы никогда не пожалеете об этом.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Читать книги важно. Не менее важно то, как происходит этот процесс. С одной стороны, не хочется пропустить важную информацию, с другой, попытка вникнуть и осознать каждое слово растягивает этот процесс до бесконечности. Ниже я опишу мой способ чтения. С большой вероятностью он подойдет не всем, но, как показала практика, многим людям он приходится по душе.

Порядок чтения

Чтение книг часто сопровождается состоянием, когда нет сил взять очередную книгу. Часто это связано с тем, что подряд идут книги с тяжелым и требующим большой внимательности материалом. По этой причине я всегда планирую чтение на 3-4 книги вперед таким образом, чтобы те книги, где надо много думать, равномерно перемешивались с теми, которые заходят легко и быстро. Например после книги по операционными системам можно почитать Джоэля Спольски «О программировании». А еще полезно разбавлять техническую литературу художественной.

Глубина вникания

Этот пункт самый важный. Читая книгу, я никогда не пытаюсь вникнуть в нее на 100%, делать заметки на полях и вообще не двигаться до тех пока не выжал все из предыдущего материала. Дело в том, что мозг запоминает гораздо лучше то, что делается многократно и разными способами. Другими словами, я стараюсь читать по одной теме не менее двух книг разных авторов. В какой-то момент, открывая очередную книгу, я понимаю что мне знакомо практически все, о чем там говорится. Это сигнал о том, что с темой можно заканчивать и переходить к другим направлениям.

Цикличность

Чем ближе к началу карьеры я находился, тем меньше информации из книг мне было понятно. Это не значит, что я игнорировал книги, которых боялся. Нет, наоборот я с жадностью их читал, при условии что мне была интересна хотя бы часть. Самое главное, что спустя месяцы, а то и год, я возвращался к некоторым из них. В этот раз количество понятного и полезного оказывалось на порядок больше. Важно то, что нельзя пропустить первый этап и ждать сразу второго. Теория всегда должна быть чуть дальше практики. Общий подход такой:

  1. Книга по новой теме
  2. Практика
  3. Перечитывание или чтение новой книги по этой же теме

Как выбирать книги

Главное не зацикливаться на очень узких темах. Почти все книги по конкретным языкам программирования имеют мало общего с программированием. Фактически это изучение api языка, его стандартной библиотеки и, возможно, немного полезных практик в данном языке. Для практикующих программистов чтение сугубо академических трудов может принести больше разочарования чем пользы. Например, читать Кнута рекомендуют на каждом углу, но, по факту, мало кто из этих людей его прочитал. Кроме того, его книги по алгоритмам — это скорее справочники. Они не рассчитаны на непрерывное чтение от корки до корки. Я знаю реальные случаи, когда под давлением авторитетов люди мучаются и пытаются осилить подобные труды потому что «надо».

Вот список некоторых тем, которые входят в зону интересов хороших разработчиков:

  • Дискретная математика
  • Информатика
  • Операционные системы
  • Архитектура
  • Процессы (Lean, Agile)
  • Бизнес
  • Тестирование

На Хекслете существует список книг, которые мы считаем одними из лучших в перечисленных выше некоторых темах.

/ Сочинения / Сочинения на свободную тему / 11 класс / Нужна ли современному читателю классическая литература?

Тип: Свободная тема

Все чаще и чаще перед молодым поколением встает вопрос: «Нужно ли современному читателю, читателю 21 века, читать роман Толстого «Война и мир»? Или нужно ли ему читать и знать Пушкина, Лермонтова, Чехова? Есть ли надобность современному читателю в Шекспире, Бальзаке, Стендале? Одним словом, нужно ли читать классику в наше время?
Для меня этот вопрос имеет лишь один ответ – безусловно, нужно. Ведь все эти писатели потому и классики, что они в своих произведениях затрагивают очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека, смысла его жизни. Классическая литература дает ответ на многие вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. В чем смысл моей жизни? Что есть счастье? Что есть смерть? Что для меня самое главное? Решить эти вопросы-проблемы и помогает классическая литература.
Лично меня не оставил равнодушным роман-эпопея Толстого Л.Н. «Война и мир». Мне очень близка идея этого писателя о необходимости самосовершенствования человека. Я тоже считаю, что красота, физическая и душевная, не дается от природы, над ней нужно работать. В постоянном самосовершенствовании и состоит смысл жизни. И счастье, к которому все так стремятся, нужно заслужить. Оно дается лишь людям, достигшим высокого духовного уровня.
По Толстому, человек может совершать ошибки. Это неизбежно, ведь человек несовершенен. Но люди должны стремиться к развитию и совершенствованию, а не «замирать» в одном состоянии. Такие люди-«мумии» представлены в романе в лице Элен Курагиной, например, или Сони. Сонечка хороша всем: и красива, и достаточно умна, и благонравна. Но скучна, потому что «застыла» на одном месте, предсказуема и неинтересна. Поэтому-то Николай Ростов, которого она так любит, замечает красоту Сонечки, но жениться на ней не хочет. Он думает, что «теперь столько еще других радостей и занятий!»
Наташа же Ростова жаждет жить, она не прикрывается, как Сонечка, «срисовыванием узоров». Наташа с головой окунается в жизнь, стремится чувствовать, совершать ошибки. Она хочет быть счастливой и, в конце концов, ей это удается. Наташа находит свою любовь, выходит замуж, у нее появляется своя семья, любящий муж и любимые дети. По Толстому, Наташа выполнила свое природное предназначение – стала матерью, продолжила свой род, то есть обрела смысл жизни.
Таким образом, «Война и мир» отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни о способах достижения счастья. А эти вопросы – самые актуальные во все времена.
Кроме того, это произведение показывает нам, на мой взгляд, идеальную семью, рисует взаимоотношения их членов. В романе это семья Ростовых и семья Болконских. Лично мне ближе семья Ростовых. Мне нравится дух, атмосфера, царящая в этом доме, нравятся, как родители относятся к своим детям и наоборот.
Главное в семье – это любовь, любовь безоговорочная, все принимающая и всех примиряющая. Строгая, но до безумия любящая своих детей княгиня Ростова. Добрый, простодушный, мягкий князь, готовый в любую минуту поддержать каждого из своих детей. Вспомним, как он достает деньги для проигравшегося в пух и прах Николая, закладывая имение.
Но и дети поддерживают родителей в трудный момент. Когда убили общего любимца, младшего Петеньку, княгиня чуть не сошла с ума от горя. Но Наташа очень сильно поддерживала свою мать, тем самым и она сама смогла легче пережить такое тяжелое для всей семьи событие.
В своем романе Толстой проповедует, кроме «мысли семейной», «мысль народную». Это, на мой взгляд, особо актуально в наше время. Сейчас, как и в начале 19 века, идет засилье зарубежной культуры. Страна говорит на английском языке, смотрит американские фильмы, слушает американскую музыку. Даже передачи, выпускаемые, вроде бы, русским телевидением, очень четко ориентируются на Америку, не учитывая специфику русского менталитета.
В начале 19 века кумиром русской знати была Франция. Ей подражали во всем, начиная с языка и заканчивая манерой поведения. Показателен в этом плане салон Анны Павловны Шерер. Здесь собирались сливки высшего общества, говорили только на французском языке, обсуждали французскую моду. Эти люди пусты, внутренне мертвы. Они не способны к настоящему патриотизму. В этом плане показательна их реакция на войну с Наполеоном. В салоне запретили разговаривать на французском – это все, на что они были способны. Такому лжепатриотизму противопоставлен подлинный патриотизм лучших героев Толстого. Например, Наташа Ростова очень близка простому русскому народу. Ее патриотизм идет из глубины души. Благодаря ее напору семья Ростовых отдает подводы для раненых. Истинно патриотичен Кутузов, он близок простым солдатам. Толстой превозносит полководца за его доброту, искренность, житейскую мудрость.
Читая классическую литературу, Толстого, в частности, можно обогатиться духовно и нравственно. Во времена технического прогресса есть большая опасность духовного увядания. Классические произведения Толстого, как, впрочем, и вся русская литература 19 века, напоминает читателю о величии человеческой души, о необходимости беречь, ценить и бесконечно развивать свое внутреннее богатство. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что классическая литература не оставляет современного читателя равнодушным.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Вопрос: Если в школе, семье и университете, да и окружение как-то не повлияли на появление интереса к литературе, а появлилось оно недавно из-за внезапного стремления к самообразованию, то с чего следует начать? Как разобраться во всем этом культурном пласте мировой и российской литературы? Имеет ли смысл читать в хронологическом порядке, искать какие-то подборки «базовой» литературы? Сложно отталкиваться от «читай, что нравится», потому что хочется читать не только для удовольствия, но и в контексте со временем, культурой, когда эти книги написаны? Как ориентироваться новичку во всем этом объёме? Заранее большое спасибо за ответ.

Ответ: Ужасно радостно, что есть люди, которые сознательно хотят полюбить читать, и, одновременно, ужасно грустно, что школа каждому второму отбивает к этому желание. Но, как ни странно, отвечая на ваш вопрос, я первым делом отошлю вас как раз к школьной программе. Не нужно заново читать то, что уже в ней есть и что вряд ли вам, судя по всему, понравилось (тут, конечно, больше вопросов к учителям и министерству образования, чем к детям). Зато можно составить список входящих в нее авторов и прочитать по паре их произведений, которых в программе нет. Ну, например, у Достоевского не «Преступление и наказание», а «Братьев Карамазовых», у Толстого – не «Войну и мир», а «Анну Каренину» и «Смерть Ивана Ильича».

Начинать, на мой взгляд, нужно с того, что попроще (проще – не значит хуже, разумеется): с Тургенева (у него взять, например, «Дым» или «Рудина»), с Лескова («Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне»), Гончарова («Обрыв»). Что касается зарубежной литературы, то тут можно зайти на сайт какого-нибудь гуманитарного факультета и просто скачать программу. Лучше, впрочем, ориентироваться на журфаки, потому что у филологов все менее очевидно и более сложно.

Строго соблюдать хронологию, на мой взгляд, необязательно: от «Слова о полку Игореве» и «Хожения за три моря» вкус к чтению явно не проснется. «Илиаду» или «Метаморфозы» новичок тоже едва ли с удовольствием осилит. Ваш литературный период на первое время – XIX-XX века. Причем в XX лучше не залезать совсем уж в постмодерн. Спискам вроде «100 лучших книг всех времен» я бы на вашем месте не доверяла, потому что туда попадает обычно очень разношерстная литература: от философских трактатов до фантастики. Они скорее запутывают, чем дают представление о развитии литературного процесса. С другой стороны, Republic сделали отличные проект «Главные книги XXI века»: оттуда можно брать буквально любой роман, но лучше, на мой взгляд, после того, как будет освоена базовая классика. Одним словом: да – рекомендациям профессиональных критиков, нет – рейтингам Эдми.

Ну и последнее: я бы на вашем месте не отказывалась от концепции «читай, что нравится». Лучше с удовольствием читать рассказы Брэдбери, чем плеваться, продираясь через «Улисса». Опять же не сравниваю их в разрезе «лучше-хуже», но Джойс объективно намного труднее, и не за чем с ним биться до поры до времени. Я вот, например, Гофмана вообще не могу читать: ну не лезет он в меня, и все тут. Может, когда-нибудь дорасту).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *