Как делать земной поклон?

Как подготовить себя к посещению храма. Храм, является домом Божьим, небом на земле, местом, где совершаются величайшие Таинства. Поэтому, необходимо, всегда готовится к принятию святынь, чтобы Господь не осудил нас, за небрежность в общении с Великим.* Принимать пищу, перед посещением храма, не рекомендуется, запрещено по уставу,, это всегда делается натощак. Некоторые, отступления возможны при немощи, с обязательным укорением себя.
Одежда, имеет большое значение, об этом, упоминает апостол Павел, заповедуя женщинам, обязательно покрывать голову. Он отмечает, что покрытая голова женщины, является положительным знаком для ангелов, ибо, это является признаком скромности. Не хорошо, посещать храм в короткой, яркой юбке, в вызывающе открытом платье или в спортивном костюме. Дурным, считается все, что принуждает окружающих, обращать на вас внимание и отвлекает от службы и молитвы. Женщина в брюках, в храме, явление тоже, неприемлемое. В Библии, существует, еще ветхозаветное запрещение женщинам одеваться в мужскую одежду, а мужчинам — в женское. Уважайте чувства верующих, даже если это ВАШЕ первое посещение храма.

Утром, встав с постели своей, возблагодарите нашего Господа, даровавшего нам возможность, провести ночь в мире и продлившего нам, дни для покаяния. Неспешно умойтесь, встаньте перед иконой, зажгите лампадку (обязательно от свечи), для придания молитвенного духа, приведите свои мысли в тишину и порядок, всех простите и только тогда начните читать, утренние молитвы из молитвослова. Если есть время, почитайте одну главу из Евангелия, одну из деяний Апостолов, одну кафизму из Псалтири или один псалом. При этом, необходимо помнить, что всегда, лучше прочесть одну молитву, с искренним чувством, чем все молитвы, с навязчивой мыслью, поскорее завершить. Перед своим выходом, произнесите молитву — : «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем, перекрестись и спокойно шествуйте в храм. На улице, перекрестите дорогу перед собой, с молитвой: «Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла». По пути в храм, читайте про себя молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

*Правила входа в храм.
Прежде чем войти в храм, перекреститесь, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и произнесите к первому поклону: «Боже, буди милостив мне, грешному». второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя».
К третьему: «Без числа согреших, Господи, прости мя».
Затем, проделав то же самое войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, произнесите про себя: «Простите меня, братья и сестры».
*В храме, правильно целовать иконы, следует так:
Лобызая святую икону Спасителя — следует целовать ноги,
Божией Матери и Святых — руку,
а нерукотворный образ Спасителя и главу святого Иоанна Крестителя — во власины.
И помните!!! Если вы пришли на службу, то Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу.
ПРИМЕЧАНИЕ:- если у Вас нет сил простоять всю службу, то можно посидеть, ибо как говорил святитель Филарет Московский : «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».
Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять!!!

Как ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ.
Крестное знамение совершается следующим образом.
Мы складываем пальцы правой руки: большой, указательный и средний — вместе (щепотью), безымянный и мизинец — согнув вместе, прижимаем к ладони.

Три сложенных пальца означают нашу веру в Бога, в Троице поклоняемого, а два пальца — веру в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека. Затем кончиками трех сложенных пальцев мы касаемся лба, чтобы освятить наши мысли; живота, чтобы освятить наше тело; правого и левого плеча, чтобы освятить дела наших рук. Таким образом мы изображаем на самих себе крест.

После этого мы совершаем поклон. Поклоны бывают поясные и земные. Поясной поклон состоит в наклонении верхней части тела вперед после совершения крестного знамения. При земном поклоне верующий становится на колени, наклоняясь, касается лбом пола и затем встает.

Относительно того, какие поклоны и когда следует совершать, существуют определенные обширные церковные правила. К примеру, не совершаются земные поклоны в период от праздника Пасхи до дня Святой Троицы, а также в воскресные дни и в дни великих праздников.

Креститься без поклонов: 1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.
2. В начале «Верую».
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:
1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
5. При словах «Честнейшую Херувим».
6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном:
1. В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.
2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
3. В начале пения «Достойно и праведно есть».
4. После «Тебе поем».
5. После «Достойно есть» или Задостойника.
6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».
8. В Великий пост, на Великом повечерии ,при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения
1. При словах священника «Мир всем»
2. «Благословение Господне на вас»,
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
4. «И да будут милости Великаго Бога» и
5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Креститься не положено.
1. Во время псалмов.
2. Вообще во время пения.
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов.
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

ИКОНЫ В ДОМЕ
Спас Нерукотворный

Икона слово греческое и в переводится как — «образ». Священное писание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.
Правивший, во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в сирийском городе Эдесса, царь Авгарь был тяжко болен проказой. Узнав, что в Палестине, находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет у людей любые болезни, Авгарь уверовал в Него, и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу, письмо Авгаря, с просьбой о исцелении и своем покаянии. Кроме этого, он велел живописцу, нарисовать портрет Иисуса. Но сделать портрет, художнику не удалось, «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему, пришел сам Господь. Он взял кусок ткани и приложил его, к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, Самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.
За этим чудотворным образом закрепилось название — *Спас Нерукотворный*.

Предназначение иконы
Главное предназначение иконы – помогать людям возноситься над мирской суетой, оказывать помощь в молитве. «Икона — это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».
Икона призвана, — пробуждать в предстоящем перед ней духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях и молитвах.

Какие иконы должны быть в доме православного христианина
Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Господа с благословляющей рукой и раскрытой или закрытой книгой. Также, часто для дома приобретают икону Спаса Нерукотворного.
Икону Богородицы чаще всего выбирают из следующих иконографических типов:
«Умиление» («Елеуса») — Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Толгская, «Взыскание погибших» и др.;
«Путеводительница» («Одигитрия») — Казанская, Тихвинская, «Скоропослушница», Иверская, Грузинская, «Троеручница» и др.
Обычно на Руси принято в каждом домашнем иконостасе располагаеть икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников очень часто располагают иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона. Если позволяет место, желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила.
При желании можете дополнить иконами покровителей. Например:Покровители семьи.- святые благоверные князь Петр( в иночестве Давид) и княгиня Феврония
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
— святые мученики и исповедники Гурий,Самон и Авив — известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи; им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою» –они заступники женщины в трудном браке. ПОКРОВИТЕЛЬ ДЕТЕЙ. — святой младенец- мученик Гавриил Белостокский.

Как ПРАВИЛЬНО молиться. Молитвы читаются по определенным ПРАВИЛАМ. Правилом называется порядок чтения молитв, закрепленный Церковью, их состав и последовательность. Различают: утреннее, дневное и вечернее правило, правило к Святому Причащению.
Каждое из правил имеет почти одинаковое начало — предначинательные молитвы:

Если вы, ограниченны во времени, — то воспользуйтесь, молитвенным Правилом, Серафима Саровского:
После сна, умывшись, прежде всего, надо встать перед иконами и, благоговейно перекрестившись, прочитать трижды Господню молитву *Отче наш*. Затем трижды *Богородице Дево,радуйся* и, наконец, — Символ веры.

Можно ли, молиться своими словами? Можно,- но в пределах некоторых ограничений.
Церковь не запрещает молиться своими словами. Более того, она на это указывает и предписывает, скажем, в утреннем правиле: «Кратко принеси молитву о спасении отца твоего духовного, родителей твоих, сродников, начальников, благодетелей, знаемых тебе, болящих или находящихся в печали». Таким образом, мы можем сказать Господу своими словами о том, что касается наших знакомых или нас лично, о том, что не говорилось в помещенных в молитвослове молитвах.
Однако, не достигнув духовного совершенства , молясь пришедшими на ум словами, пусть даже они исходят из глубины души, мы можем оставаться лишь на своем уровне духовности. Приобщаясь же к молитвам святых, стараясь вникнуть в их слова, мы становимся каждый раз немного выше и лучше духовно.
Пример того, как нужно молиться, дал нам Сам Господь. Молитва, оставленная Им Своим ученикам, называется Господней. Она существует, во всех молитвословах и входит, в состав церковных служб. Это молитва — *Отче наш*.

Молитва Господня(данная нам Иисусом Христом) —
Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое,
да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не дай впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.
**********

СИМВОЛ ВЕРЫ:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного до начала времени; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все было сотворено.
Нас ради людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, как предсказывали Писания. И восшедшего на небеса и царствующего с Отцом. И вновь грядущего во славе, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.
Символ Веры — краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.

ПСАЛОМ 50.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Омой меня от всех беззаконий моих, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобой одним согрешил я, и злое пред Тобою сотворил я, так что Ты прав в приговоре Своем и справедлив в суде Своем. С самого рождения моего я виновен пред Тобою; я — грешник от зачатия моего во чреве матери моей. Но Ты любишь искренних сердцем и открываешь им тайны премудрости. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и белее снега я стану. Верни душе моей радость и веселие, — и возрадуются кости мои, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего и Духом Твоим Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от преждевременной смерти, Боже, Боже спасение мое, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе. Ибо не желаешь Ты жертвы — я дал бы ее — и ко всесожжениям не благоволишь. Жертва Богу — дух сокру­шенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы праведные; тогда возложат на алтарь Твой жертвы Тебе.

*Песнь Пресвятой Богородтце:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecи душ наших.

*Молитвы Пресвятой Богородице:
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом.

*Более простая молитва —
Пресвятая Мати Божия, моли Сына Своего и Бога об откровении ума моего и о благословении начинаний моих, и ниспослании свыше помощи в делах моих, и оставлении грехов моих, и о получении вечных благ.Аминь.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ЕДОЙ и ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
Благословение пищи или Благодарственная молитва, произносится перед началом трапезы.
Молитву, возможно читать сидя или стоя. Но, если присутствуют люди, исповедующие другую веру, то молитву вслух, лучше не произносить!
Молитва, по содержанию, может быть краткой или пространной. Три, ниже приведенных варианта молитв перед трапезой, являются наиболее распостраненными, так как являются, наиболее краткими:

1. Господи, благослови нас и эти дары Твои, вкушаемые нами щедрот
Твоих. Во имя Христа, Господа нашего, аминь.

2. Благослови, Господи, эту пищу, чтобы она пошла нам во благо и придала
сил для служения Тебе и помощи тем, кто в ней нуждается. Аминь.

3. Возблагодарим Господа за даруемую нам трапезу. Аминь.

Представляем вам и другие варианты молитв, перед едой:

1. Отче наш… Или: Очи всех обращены к Тебе, Господи, и Ты всем даешь пищу в нужное время,
открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее.

2. Благодарим Тебя, Христе Боже наш, ибо Ты насытил нас земными Твоими благами. Не лиши нас и
Небесного Твоего Царства, но как некогда пришел к ученикам Твоим, мир даруя им, приди к нам и спаси нас.

Часто, верующие люди, перед и после принятия пищи, просто читают три молитвы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». «Господи, помилуй» (трижды). «Молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

А, если захотелось, перекусить яблочком или бутербродом, например, то священнослужители, рекомендуют, просто перекреститься или перекрестить съедаемое!

МОЛИТВЫ на СОН ГРЯДУЩИМ:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

*Молитва святого Макария Великого, к Богу Отцу
Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Пресвятому Духу
Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки. Аминь.

*Молитва
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

*Молитва Пресвятой Богородице
Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

*Молитва святому Ангелу хранителю
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Молитва Честному Животворящему Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Или кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

*Молитва
Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
*Молитва
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

*Исповедование грехов ПОВСЕДНЕВНОЕ:
Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Когда отходите ко сну, — обязательно произносите:

*В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.*

Спаси и сохрани Вас ГОСПОДЬ!!!

Церковные службы совершаются со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь предписывает совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и «не коснея» (т.е. не замирая, например, с рукой, воздетой ко лбу), единовременно со всеми молящимися в храме. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон. При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным уставом, а не от своего грешного самоволия. «Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя». (Мф. 6, 6) (свт. Филарет, митр. Московский)

Креститься без поклонов следует:

1.​ В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.

2.​ В начале пения или чтения «Верую».

3.​ На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».

4.​ В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

1.​ При входе в храм и при выходе из него — три раза.

2.​ При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

3.​ При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

4.​ При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».

5.​ При словах «Честнейшую Херувим…».

6.​ При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».

7.​ Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.

8.​ Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.

9.​ При окончании пения или чтения каждой стихиры.

10.​ На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

1.​ В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.

2.​ В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».

3.​ На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».

4.​ По окончании пения «Тебе поем…».

5.​ После «Достойно есть…» или задостойника.

6.​ При возгласе «Святая святым».

7.​ При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».

8.​ При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».

9.​ В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

10.​ В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».

11.​ В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

1.​ При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».

2.​ При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

— в дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения;

— при словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Крестное знамение – не просто один из религиозных обрядов; прежде всего, это – великое оружие: патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: «Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах, 35).

В «Лавсаике» (книге, написанной на рубеже IV-V веков, повествующей о жизни египетских подвижников) рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: «Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: «Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: «Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543 гг.) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Вскоре некоторые люди, которым преподобный пришелся не по нраву, решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою Святого Креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать Животворящего Креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).

Протоиерей Василий Шустин (1886–1968 гг.) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: «Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей”. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: «Ты возьми кувшин и налей воду в самовар”. – «Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть”. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: «Возьми”, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: «Ну, что, тяжелый кувшин?” – «Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий”. – «Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание”. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, Иисус Христос, по воплощении Своем, будучи Богом, стал Человеком, то есть означают Его две природы — Божественную и Человеческую. Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон. (Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земными, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли). Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу — для освящения нашего ума, к животу — для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам — для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой по воздуху или по своей груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Аудио

– Известно, что от Пасхи до Троицы земные поклоны не совершаются, но если мы видим человека на коленях, со слезами молящегося, можно ли ему сделать замечание? Как Вы считаете?

– Прежде всего отвечу на ваши добрые слова, что Вам хотелось бы почаще меня здесь видеть. Я думаю, что руководство телеканала «Союз» в данном вопросе придерживается мудрого совета святого царя Соломона. В его книге Притчи Соломона написано: «Не учащай входить в дом ближнего твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя», – то есть нечасто появляйся. Но есть и другие слова у премудрого Соломона: «…и надолго не удаляйся, чтобы не забыли тебя».

По поводу Вашего вопроса – действительно, по церковному богослужебному Уставу, составленному людьми, которые сами в Бога веровали, имели живую веру и любовь к Богу, есть регламент. Поэтому в великие и двунадесятые праздники (и, в первую очередь, от Пасхи до Пятидесятницы) земные поклоны, которые совершаются в контексте богослужения, отменяются. Это те поклоны, которые совершались в Великий пост, когда священник выходит на амвон во время великого повечерия и говорит: «Пресвятая Владычице Богородица, моли о нас грешных», и последующие поклоны, когда вместе со священником кланяются все молящиеся. Равно как на молитве преподобного Ефрема Сирина: священник выходит, провозглашает – и все молящиеся единообразно кланяются.

Что такое земной поклон? Это, как написано в Типиконе, преклонение ниц до земли, это проявление особой любви, особого благоговения к Богу. И тем не менее церковный Устав не только не запрещает, а даже предписывает и в великие праздники (и на Пасху, и от Пасхи до Троицы) на Божественной литургии совершать земной поклон во время пресуществления Святых Даров, когда после Символа веры совершается Евхаристический канон, поются особые песнопения. В этот момент на святом престоле хлеб и вино благодатью Духа Святого претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа – и все молящиеся становятся на колени и преклоняются своим челом до земли. Также во время произнесения священником слов «Святая святым», во время того, когда священник выходит из алтаря с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», молящиеся, желающие причащаться, делают земной поклон.

Очень мудро ответил на подобный вопрос один из пожилых духовников и уставщиков Киево-Печерской лавры: «Если на Пасху перед тобой предстанет Живой Христос, как ты поступишь? Ты падешь ниц к Его ногам или просто отвесишь вежливо поясной поклон и скажешь: «Прости, Господи, по-другому не могу, устав не позволяет”?»

Еще один пример приведу: во время дьяконской и священнической хиротонии, когда ставленника водят вокруг престола, он кланяется правящему архиерею до земли. Это происходит и на Пасху, и в период от Пасхи до Пятидесятницы, поэтому для того, чтобы знать церковный Устав, надо иметь духовное образование и живую веру, то есть иметь христианское воспитание и образование. Поэтому я бы не советовал делать никому замечания, потому что когда мы делаем замечание, надо сначала понять, что нами движет. Ведь нередко бывает, что мы движимы просто личной неприязнью к человеку или предубеждением. Простая аналогия: например, если над вами живут соседи, к которым вы не питаете симпатии, хороших, добрых чувств, то вас раздражает в них абсолютно все: и стук, и шум, и шаги, и детский плач, и детский смех… Потому что уже есть к ним предубеждение. То же самое, если у нас есть предубеждение к кому-то и мы видим, что этот человек встал на колени, – мы готовы его растерзать; если он стоит на ногах – тоже плохо, крестится – плохо, вошел в храм – плохо, вышел – тоже плохо. То есть надо понять, что нами движет.

Я знаю случай, когда один пожилой господин приставал к женщинам, что они неправильно писали в записках о беременных «плодоносящая», а он говорил, что нельзя так писать, это неправильно и неканонично. Уже многие из этих молодых мам благополучно родили, окрестили детей, воцерковили, но вынуждены ходить в другой храм, чтобы не встречаться с этим пожилым господином, у которого такая ревность, а может, какие-то комплексы – кто его знает, один Господь знает, что им движет, но всегда усматривается личная неприязнь. Поэтому я бы Вам советовал, когда стоим в храме, лучше следить за собой, смотреть на иконы и в своем сердце во время богослужения читать молитву Иисусову или «Боже, милостив буди мне грешному».

Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).

Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.

Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.

Отчего это?

На этот вопрос отвечает святой первоверховный апостол Павел: «Уже неси раб. Но сын» (Гал. 4:7). То есть земной поклон прообразует собою раба – человека, совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение, в глубоких смиренных и покаянных чувствах кающегося в своих грехах.

А Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, малые пасхи рядовых воскресений, святки и двунадесятые праздники – это время, когда «Уже неси раб. Но сын», – то есть Господь наш Иисус Христос восстанавливает и исцеляет в Самом Себе образ падшего человека и восстанавливает его в сыновнем достоинстве, снова вводя его в Царствие Небесное, устанавливая Новый Завет-союз между Богом и человеком. Потому земные поклоны в периоды вышеупомянутых праздников – это оскорбление Бога и будто бы отвержение человеком этого восстановления в сыновстве. Человек, делающий земной поклон, в праздник словно говорит Богу слова, противоположные стихам Божественого Павла: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». К тому же такой человек прямо нарушает каноны Церкви, установленные благодатью Святого Духа апостольскими правилами и Вселенскими Соборами.

Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.

Людям, которые не ходят в храм на вседневные богослужения (повторюсь, что это не грех. Занятого человека можно понять), я бы рекомендовал взять на себя подвиг земных поклонов в келейной домашней молитве в будничные дни. Сколько кто понесет, чтобы со временем это также не стало бременем неудобоносимым: пять, десять, двадцать, тридцать. А кто может – и больше. Установите норму с Божьей помощью для себя сами. Земной поклон с молитвой, особенно с Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – очень полезная вещь. Но, как говорится, всему свое время.

На воскресной же Литургии земной поклон делается в двух местах богослужения. Также примерно и смыслово их кладет и священник в алтаре перед Престолом. Первый момент: при окончании пения «Тебе поем», когда происходит кульминация евхаристического канона и всей Божественной литургии, – на Престоле пресуществляются Святые Дары; хлеб, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Второй момент: при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением в алтаре также делает земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными. Больше на воскресной Божественной литургии или Литургии в иной вышеобозначенный период земные поклоны не делаются.

Если же вы, дорогие братья и сестры, находитесь на Литургии будничного дня, то тогда земные поклоны разрешаются Уставом в двух уже вышеназванных случаях, а также при начале пения «Достойно и праведно»; конец молитвы «Достойно есть», или задостойника; в конце Литургии при возглашении священником «Всегда, ныне и присно», когда батюшка в последний раз на Литургии появляется с Чашей с Телом и Кровью Христовыми в руках в Царских вратах и переносит ее с престола на жертвенник (символ Вознесения Господня). На вечернем же богослужении земной поклон разрешается (на утрене), когда священник или диакон выходит с кадилом из алтаря после восьмой песни рядового канона и возглашает перед иконой Девы Марии на иконостасе «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее поется песнь преподобного Космы Маиумского «Честнейшую Херувим», во время нее тоже принято стоять на коленочках из-за любви и благоговения перед Пресвятой Богородицей, так как считается, что Она в это время пребывает в храме и посещает всех молящихся в нем.

Будем же, дорогие братья и сестры, стараться соблюдать Устав церковный. Он – наш золотой фарватер в мутной воде внешнего мира и внутреннего сердечного с его эмоциями и чувственностью. С одной стороны, он не дает нам уклониться в леность и нерадение, с другой – в прелесть и духовное заблуждение «прижизненной святости». И по этому фарватеру корабль церковный плывет в Царствие Небесное. Наше же дело на его борту – благодатное послушание. Ведь все святые отцы ставили его и ценили очень высоко. Ведь непослушанием первые люди отпали от Бога, а послушанием мы соединяемся с Ним, видя пример, конечно же, Богочеловека Иисуса, Который был послушлив до смерти и даже смерти крестной.

Иерей Андрей Чиженко

Хвала Аллаху Господу миров, благословение и приветствие пророку Мухаммаду, его семейству и всем его сподвижникам.

Отвечая на ваш вопрос, скажем следующее:

Разрешается совершать земные поклоны в добровольных молитвах в сидящем положении. Приводится в сахих Муслим от Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда молился стоя, то поясной поклон совершал тоже стоя. А когда молился сидя, то поясной поклон совершал тоже сидя. Также приводятся слова Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она никогда не видела, чтобы посланник Аллаха совершал ночную молитву сидя, пока не постарел. Тогда он прочитывал Коран сидя, а когда собирался совершить поясной поклон вставал, прочитывал около тридцати или сорока аятов, затем совершал поясной поклон. Хадис приводится в Аль-Бухари и Муслим. В другой версии этого хадиса: «Совершил поясной поклон, затем пошел на земной поклон, и подобным образом совершил и второй ракят». Некоторые ученые объясняют выполнение поясного поклона в сидящем положении, что это было по необходимости. Другие же утверждают, что такой поступок указывает на его дозволенность, а выполнение поясного поклона стоя является приоритетным. Потому что это ближе к смиренности и покорности. На дозволенность совершения поясного поклона в добровольной молитве движениями головы указывают следующие слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершение молитвы сидя засчитывается как пол молитвы». Этот хадис приводится в достоверном сборнике Муслим от Абдуллаха ибн Умара. Слово «сидя» в хадисе означает оставление стоящего положения и поясного поклона. А что касается совершения земного поклона движениями головы без необходимости, то это, по достоверному мнению ученых, не разрешается. Этого мнения придерживается большинство ученых. Потому что в хадисах нет указания на такой поступок, за исключением необходимых случаев. Также выполнение земного поклона движениями головы не соответствует его требованиям. Потому что при его выполнении лоб должен касаться земли, как это повелел совершить пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опираясь на семь частей тела. Приводится в двух достоверных источниках хадисов (Аль-Бухари и Муслим) от Ибн Аббаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей тела: на лоб и при этом он указал рукой на нос, кисти рук, колени и пальцы ног». Поэтому, совершающий земной поклон движениями головы не будет выполнять требования, упоминающиеся в хадисе. Исходя из этого можно сказать, что нельзя совершать земной поклон движениями головы, без необходимости. Аллах лучше знает.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *