Как дети должны вести себя с родителями?

Требовательность родителей к детям — не право сильного, а обязанность старшего. Если родители не знакомят детей с тем, что такое требования и требовательность, дети оказываются не готовы к требованиям взрослой жизни. Сочетающаяся с заботливостью, разумная требовательность родителей работает на повышение их авторитета, дает им возможность выполнить свои обязанности родителей. С другой стороны, авторитет родителей пропадает, когда родители своей нетребовательностью приучают детей к тому, что со старшими можно не считаться.

Фильм «Век помрачения»

Игнорирование отца — «Успокойся, ты делаешь мне больно, псих!»

Смотри видео «Век помрачения»: отец приучил детей к тому, что его распоряжения можно игнорировать, что на отца можно не обращать внимания. См.→

Какие требования к детям работают по повышению авторитета родителей?

Дети должны знать, что такое формат общения со старшими, и этот формат соблюдать.

Дети должны быть приучены к тому, что на родителей нельзя повышать голос. В разговоре с родителями нельзя кривляться и гримасничать, и этот навык детьми должен быть усвоен. Разговаривая с родителями, нужно подбирать слова и выражения — то есть вести себя, как ведут себя дети с уважаемыми людьми. Естественно, это не исключает того, что в других ситуациях с родителями можно играть, шуметь и ездить на них верхом — просто всему время и место. О возникающих здесь проблемах см.→

Детей нужно приучить выполнять распоряжения родителей.

Распоряжения родителей обязательны для исполнения. Дети должны привыкнуть, что родители могут давать им распоряжения, и эти распоряжения нужно выполнять без задержек и комментариев. Если сейчас время заниматься уроками, а не телевизором — дети это делают. Если пора ложиться, детям сказано — они идут и ложатся. Если же вы приучили детей к тому, что ваши распоряжения можно игнорировать, что на отца и мать можно не обращать внимания — с вами считаться не будут. Как приучать детей вас слушаться? Об этом мы уже писали, напоминаем: Приучайте ребенка вас слушать и слушаться.

Детей нужно научить сотрудничать, а не воевать с родителями.

Если родители достойные, то детям с родителями не нужно ссориться, не нужно против них бунтовать, а в ситуации проверки ребенком родительской устойчивости родителям нужно проявить твердость. Если же родители нехороши, ситуация особая…

Требовательность к ребенку и контакт с ним

Многие мамы бояться начинать быть требовательными с детьми: «Я боюсь, что если я с ним начну говорить строго, требовательно, у меня с ним будет потерян контакт, он перестанет меня слушать и убежит». Опасения понятны, но точнее будет сформулировать по-другому: не безлично, не «контакт будет потерян», а «ребенок, недовольный строгостью мамы, начнет совершать действия, чтобы теплое общение с мамой прекратилось». И что делать? См.→

Родительский авторитет — сочетание заботы и требовательности

​​​​​​​Авторитет родителей растет, когда родители сочетают в своем подходе заботливость и требовательность. Требовательность без заботливости воспринимается как давление, заботливость без требовательности не вызывает уважения: дети быстро «садятся на шею». См.→

Молчание.

Варвара. Знаешь что, Катя! Как Тихон уедет, так давай в саду спать, в беседке.

Катерина. Ну зачем, Варя?

Варвара. Да нешто не все равно?

Катерина. Боюсь я в незнакомом-то месте ночевать.

Варвара. Чего бояться-то! Глаша с нами будет.

Катерина. Все как-то робко! Да я, пожалуй.

Варвара. Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не пустит, а мне нужно.

Катерина (смотря на нее). Зачем же тебе нужно?

Варвара (смеется). Будем там ворожить с тобой.

Катерина. Шутишь, должно быть?

Варвара. Известно, шучу; а то неужто в самом деле?

Молчание.

Катерина. Где ж это Тихон-то?

Варвара. На что он тебе?

Катерина. Нет, я так. Ведь скоро едет.

Варвара. С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина. За что же?

Варвара. Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.

Катерина. И на воле-то он словно связанный.

Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей.

Входят Кабанова и Кабанов.

Явление третье.

Те же. Кабанова и Кабанов.

Кабанова. Ну, ты помнишь все, что я тебе сказала? Смотри ж, помни! На носу себе заруби!

Кабанов. Помню, маменька.

Кабанова. Ну, теперь все готово. Лошади приехали, проститься тебе только, да и с богом.

Кабанов. Да-с, маменька, пора.

Кабанова. Ну!

Кабанов. Чего изволите-с?

Кабанова. Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Этика почитания родителей в Исламе.

Религия Ислам украшает жизнь человека со всех сторон. Она учит мусульман проявлять милосердие к слабым, делать пожертвования бедным, уважать старших, заботиться о своей семье, помогать тем, кого притесняют или кто попал в трудное положение. Она учит нас и этике почитания родителей, этике почитания друзей и коллег, этике почитания братьев и сестёр.

В Коране многочисленные аяты требуют почитания родителей, совершения по отношению к ним добрых деяний. Даже если родители неверующие, Коран требует, чтобы с ними обходились по доброму, вежливо и сохраняли с ними дружеские, уважительные отношения (сура «Анкабут», аят 8; сура «Лукман», аят 19). Но если родители требуют отказаться от веры в Аллаха или не выполнять предписания Творца — в таком случае не следует им подчиняться.

В Коране, после того, как Всевышний повелевает не придавать Ему никого и ничего в сотоварищи, Он требует от нас делать родителям добро, уважать их и хорошо относиться к ним (сура «Ан-Ниса», аят 36). Это показывает, как высоко ценится и как важно в Исламе почитание родителей.

Согласно хадисам, переданным аль-Бухари и Муслимом, непочитание родителей, их оскорбление, притеснение, доставление им мучений и обид считается тягчайшим грехом. Этот грех упоминается в одном контексте вместе с приданием Аллаху сотоварища и убийством человека.

В Судный день Аллах не одарит Своей милостью притесняющего родителей — он даже не почувствует аромата Рая, ему Рай становится запретным, не принимаются его хорошие деяния, а бедствия и печали быстрее настигают его, Аллах проклинает его.

Последствия ослушания родителей он испытает ещё в этом мире, а в момент смерти не сможет произнести формулы свидетельства Единобожия (шахада). Так говорится во многих хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Желающий более подробно познакомиться с ними, может обратиться к книге достоверных хадисов аль-Хафиза аль-Мунзири «ат-Таргиб ва ат-тархиб» (Том 3, стр. 252-267).

Поэтому каждый, кто верит в Аллаха и Судный день, должен приложить все усилия для соблюдения следующих этических норм почитания родителей:

1. Человек никогда не должен забывать, с каким трудом родители, особенно мать, его воспитали, сколько боли и неудобств они пережили и сколько сил, душевной энергии и нервов на него потратили.

В Коране говорится:

وَوَصَّيْنَا الْإِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا (الأحقاف، 15)

Смысл: «Я завещал человеку, т. е. обязал его во всех отношениях — помочь, быть полезным для родителей, ведь мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его» (Коран, 46:15).

2. Человек всегда должен молить Аллаха о прощении грехов своих родителей, просить Всевышнего быть милостивым по отношению к ним. В Коране говорится:

Смысл: «Пожалей их, будь перед ними скромным, простым и покорным, и проси: «О мой Господь Аллах, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я был маленьким!» (Коран, 17:24).

3. Нельзя совершать ничего, что показывало бы, что ты обижен на них, нельзя повышать на них голос, необходимо говорить с ними мягко, вежливо, смиренно и стоять перед ними с чувством милосердия. Это нам велит Коран в 23 аяте суры «Аль-Исра»:

Смысл: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Коран, 17:23).

4. Во всех вопросах дети должны подчиняться родителям, если они не требуют такое, что может привести к неверию (куфр) или ослушанию Всевышнего. Подчинение родителям и является признаком любви к ним, а невыполнение их требований – их огорчением и притеснением. О грехе их притеснения мы говорили выше.

Однажды Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Какое деяние Аллах любит больше всего?». «Вовремя совершённый намаз» — был ответ. «А за ним какое?» – спросили его. «Подчинение родителям и старание делать им добро» – ответил он и добавил, что после этого идёт газават — сражение на пути Ислама (достоверный хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом).

В этом благородном хадисе подчинение родителям ставится перед газаватом, выше него!

5. Дети не должны говорить при родителях повышенным тоном. Нельзя показывать, что они надоели им, необходимо принимать их советы, а то, что дети хотят им сообщить, следует рассказывать мягким, приятным голосом. Нельзя смотреть на родителей сердито и хмуро.

В хадисе говорится: «Кто смотрит на родителей сердито — не подчиняется им» (Дарукутни).

6. После смерти родителей следует продолжать читать мольбы за них, просить Аллаха о милости и прощении их грехов.

В хадисе говорится: «Если человек, который притеснял родителей, искренне раскаиваясь в этом, будет после их смерти просить Аллаха о милости к ним, т. е. будет часто делать о них дуа, просить прощения их грехов, то Аллах напишет его имя в ряду тех, кто был послушен родителям» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ибн Хаббан).

7. Следует дарить родителям полезные и необходимые для них вещи, покупать для них одежду, обувь и т. д. Это входит в содержание аята , где говорится:

وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا (الإسراء،23)

Смысл: «Ваш Господь повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а своим родителям — делали добро» (Коран, 17:23).

8. После смерти родителей следует выполнить их завещание, надо укрепить дружбу с их друзьями и любить тех, кого они любили. В достоверном хадисе говорится: «Изо всех добрых дел по отношению к родителям, самым лучшим считается поддержание связей с людьми, которых они любили» (Муслим).

9. При родителях необходимо всегда вести себя почтительно. Громко смеяться, лежать, петь песни, оголять тело в их присутствие, вызывающе вести себя — считается непочитанием родителей. Если дети из любви к родителям целуют им руки, обнимают их — то это не считается их непочитанием.

10. Дети должны помочь родителям в их делах: как могут и чем могут. Не подобает ходить сыну налегке рядом с отцом, когда он несёт тяжёлую сумку или другую ношу. Нельзя возлагать на мать всю работу по наведению порядка в доме, но следует ухаживать за одеждой и обувью, мыть посуду и т. д.

Дочь должна помогать матери по мере сил и возможностей. Взрослые дети должны ухаживать за младшими братьями и сёстрами — и заботиться о них. Почитанием родителей считается и хорошая учёба детей в школе, в медресе и т. п. В хадисе говорится: «Довольство Аллаха – в довольстве родителей» (Ат-Тирмизи, Хаким, Ибн Хаббан, Табарани).

11. Дети обязаны хранить честь и достоинство родителей. Нельзя совершать такое, из-за чего люди могут плохо отозваться о родителях, обвинить их в чём-то.

В хадисе говорится: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком порочных слов в адрес своих родителей». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей?». Он ответил: «Бывает, один человек ругает, порочит родителей другого, а он, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого» (Аль-Бухари и Муслим).

12. Непочитанием родителей в Шариате считается нахождение в пути впереди родителей. Также нельзя садиться раньше, чем они сядут, обращаться к ним, называя их по именам. К ним необходимо обращаться уважительно, со словами: папа, мама, отец, мать и т. д.

13. При необходимости выехать куда-нибудь, детям, прежде всего, необходимо посоветоваться с родителями — и только после их согласия разрешается ехать.

Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) подбежал некий молодой человек и сказал: «Я пришёл, чтобы присягнуть тебе насчёт Хиджры (переселения из Мекки в Медину), тогда как родители мои не понимают этого решения и плачут». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Возвращайся, заставь родителей смеяться так же, как ты заставил их плакать!» (Абу Давуд).

14. Считается сунной при раздаче пожертвований отдать вознаграждение за упокой души родителей. В хадисе говорится: «А разве вам плохо, если вы дадите милостыню, а вознаграждение за это посвятите своим родителям?» (Ат-Табарани).

15. Считается сунной в каждую пятницу посещать могилы родителей. В хадисе говорится: «Кто бы ни посещал в каждую пятницу могилы своих родителей или могилу одного из них – знайте, что Аллах смоет его грехи и запишет его среди тех, кто почитал и повиновался родителям» (Ат-Табарани).

16. Если родители позовут — следует отозваться сразу же.

17. Старших братьев и сестёр следует почитать так же, как и родителей. В хадисе говорится: «Долг старших братьев перед младшими — подобен долгу отца перед детьми». (Байхаки).

Одним словом, как мы говорили выше, так же как притеснение, мучение родителей считается несчастьем и бедствием, те, которые почитают родителей, стараясь добиться их довольства, помогая им — приобретают великое счастье обеих миров.

Как разъясняют нам хадисы, тот, кто делает добро для родителей, получает столько вознаграждения, сколько получают люди, совершающие большое и малое паломничество или участвуют в газавате. Доброе отношение к родителям – одно из лучших качеств человека, которое больше всего любит Аллах.

Забота о родителях и их довольство – залог приобретения Райских благ, продления жизни, приобретения жизненных благ. Дети, заботящиеся о родителях, получают во всём содействие и помощь Аллаха, приобретают путь истины, облегчается их жизнь, они приобретают спасение. Довольство родителей тесно связано с довольством Аллаха.

В хадисе говорится, что Рай находится под ногами матерей. Всё, что мы перечислили выше, взято из хадисов. Желающий может обратиться к книге «Ат-Таргиб ва ат-тархиб» (Том 3, стр. 252-262).

Да поможет нам Аллах вести себя так, чтобы были нами довольны родители. Амин!

11. Ershova N. M. Vospitanie detei v nepolnoi sem’e . Moscow: Progress, 1980.

13. Podlasyi I. P. Pedagogika: v 2-kh kn. Kniga 2. .

14. Klemantovich I. Vospitanie shkol’nikov. 1998. No. 4. Pp. 2-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Makarenko A. S. Lektsii o vospitanii . Vol. 4. M., 1957. S. 347.

17. Azarov Yu. P. Semeinaya pedagogika . SPB.: Piter. 2011.

18. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika . SPB: Piter. 2000.

21. Volkova E. M. Trudnye deti ili trudnye roditeli . Moscow: Profizdat, 1992.

22. Gaisin F. A. Dukhovnost’, sushchnost’ cheloveka . Ufa, 1995.

23. Goncharova T. Narodnoe obrazovanie. 2009. No. 6.

24. Grebennikov I. V. Sem’ya: vospitatel’nye vozmozhnosti . Moscow: Znanie, 1985.

27. Gurov V. N. Sotsial’naya rabota shkoly s sem’ei . Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2002.

28. Druzhinin V. N. Psikhologiya sem’I . Ekaterinburg, 2009.

31. Igosheva K. E. Sem’ya, deti, shkola . Moscow: Yurid. lit., 1989.

32. Kovalev S. V. Psikhologiya sovremennoi sem’I . Moscow: Prosveshchenie, 1988.

33. Kulikova T. A. Semeinaya pedagogika i domashnee vospitanie . Moscow: Akademiya, 2000.

34. Levi V. L. Nestandartnyi rebenok . Moscow: Levi tsentr, 1996.

36. Likhanov A. Deti bez roditelei . Moscow: Prosveshchenie, 1987.

37. Makarenko A. S. Izbr. Ped.soch . Vol. 2. M., 1977.

38. Malenkova L. I. Pedagogi, roditeli i deti . Moscow: IntelTekh; Znanie, 1994.

39. Markova E. Vospitanie detei v nepolnoi sem’e . M., 1980.

40. Markovskaya I. M. Semeinaya psikhologiya i semeinaya terapiya. 2009. No. 2. Pp. 35-43.

42. Min’kovskii G. M. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1982. No. 2. Pp. 105-113.

43. Mikhalkov S. V. Vse nachinaet-sya s detstva . Moscow: Pedagogika,1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Nikov G. P. Nravstvennoe vospitanie detei v sem’e . Ufa: BKI, 1983.

47. Pavlov I. V. Sovremennaya sem’ya i ee problemy: respubl. nauch.-prakt. konf. Cheboksary, 1994. Pp. 98-101.

48. Rakhimov A. Z. Psikhologiya sem’i. Ufa: BashGPU, 1999.

49. Samoukina P. V. Semeinaya psikhologiya i semeinaya terapiya. 2008. No. 1.

50. Satir V. Kak stroit’ sebya i svoyu sem’yu . Moscow: Pedagogika — Press, 1992.

51. Sukhomlinskii V. A. Dukhovnyi mir shkol’nika . M., 1961.

56. Khomentauskas G. Sem’ya glazami rebenka . Moscow: Pedagogika, 1989.

58. Tseluiko V.M. Psikhologiya sovremennoi sem’i . Moscow: Gumanit.izd.tsentr VLADOS, 2006.

59. Tseluiko V. M. Psikhologiya neblagopoluchnoi sem’i . Moscow: VLADOS-PRESS, 2003.

60. Shneider L. B. Psikhologiya semeinykh otnoshenii . Moscow: Aprel’-Press, 2009.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *