Как должна одеваться христианка

bakhmutsky

О внешнем виде христианина

Данный вопрос является весьма актуальным по ряду причин:

  • современная мода шагнула весьма далеко от того, что было прежде
  • произошли культурные и социальные изменения в нашей стране
  • церкви наполнились людьми, не имеющими христианского воспитания

Сегодня нам предстоит ответить на ряд вопросов, найти библейские принципы и развеять некоторые предубеждения и мифы, которые сложились касательно данного вопроса.

Мы с вами будем обращаться к некоторым отрывкам Писания, которые чаще всего используются при рассмотрении вопроса внешнего вида человека и оценивать его с позиции его контекста, содержания и принципа там содержащего.

Поэтому прошу приготовиться всех к серьезному рассмотрению.

Также мы будем стараться иметь объективность и честность в данном исследовании.

Итак, обратимся к отрывкам Писания.

1.История Иакова и его семья (они закопали богов и серьги) – Быт.35:1-4

В данном отрывке мы видим следующее:

  • Иаков восстановил отношения с Богом
  • Бог повелевает ему измениться как самому так и его семье

Мы видим, что Иаков раскаявшись в своих неверных деяниях, решил полностью посвятить свою оставшуюся жизнь без остатка Богу, исповедуя свою полную зависимость от него, проявляя послушание Божьим повелениям. Именно поэтому ему необходимо было избавиться от всего того, что прежде мешало ему поклоняться и служить Богу.

И мы видим в ст.2, что это были божки (их статуи) и одежда (серьги или амулеты – ст.2 и ст.4).

Т.е. их внутреннее изменение привело к тому, что они отбросили от себя все то, что было противно и препятствовало поклонению Богу.

Какие выводы мы можем сделать из этого повествования:

  • Всякий уверовавший во Христа должен удалить из своей жизни все, что мешает ему поклоняться и жить в послушании у Бога. Так как теперь вся моя надежда и вера возложена на Христа.
  • Это место не говорит о том, что уверовавшему человеку необходимо выбросить одежду, которую он носил прежде и все серьги которые он носил до этого. Есть разница между описание и повелением. В этом тексте мы видим описание, но оно не является повелением для нас, так как нет непосредственного указания (пример, про бросание жребия в Деян.1 гл. – мы так не делаем и это неверно, так как у нас есть Дух Святой и «ум Христов». И там идет описание, а не повелением.).
  • Кроме того, их одежды, серьги (амулеты) и божки – были связаны с языческим поклонением – именно поэтому их необходимо было выбросить и заменить.

Принцип касательно одежды: Если в моей жизни, до обращения ко Христу какой либо вид одежды или украшений символизировал мое посвящение чему или кому-либо, что явно противно Богу и Его учению – мне необходимо это оставить.

Пример этого: Если я носил черный вид одежды, как приверженец всего темного (как некоторые молодые люди сегодня), то мне необходимо избегать такого же стиля в своей жизни. Если я носил свастику у себя на рукаве или какие-либо футболки с лозунгами или значки которые определенно плохие, то мне необходимо их оставить. Если я носил перстень или сережки или цепочку-амулет, полагаясь на них как на талисман – то мне необходимо их оставить и т.д.

2. Мужская или женская одежда (Втор.22:5)

Это место часто совершенно неверно толкуется как то, что женщина не имеет права одевать штаны или одежду брючного типа, при любых обстоятельствах, так как она является сугубо мужской формой одежды.

Но, в действительности такой мысли мы не находим в этом отрывке.

И вот почему.

На протяжении нескольких глав Бог через Моисея дает определенные указания израильскому народу, которые помогли бы ему отличаться от языческих народов, которые населяли ханаанскую землю, чтобы не происходило смешения евреев с язычниками.

И мы очень часто видим несколько противопоставлении того, что делалось там, и то что необходимо было делать Израилю.

Поэтому читая этот отрывок нам надо учитывать исторический контекст того времени. А именно то, что люди тогда вовсе не носили брюк в той местности. Поэтому нет никакого сомнения в том, что вопрос брюк здесь не поднимается вовсе. Иначе мы бы с вами принесли свое понимание в этот отрывок, которого Сам Бог не помещал туда.

Здесь же рассматривается вопрос того, чтобы евреи не стирали различия между полами и тем самых их ролью и ответственностью. Или говоря современными словами, чтобы среди них не процветали такие понятия как феминизм и гомосексуализм.

Иначе, если мы с вами будем рассматривать этот текст буквально с позиции нашей российской культуры, то столкнемся с такими трудностями. Например, что делать шотландским мужчинам, которые и по сей день одеваются в юбки или целым примитивным племенам, одежда которых составляет всего лишь набедренную повязку.

Более того, мы и братьев введем в грех, ибо тогда они практически все нарушают ст.11 этой же главы. Большинство пиджаков, продаваемых в нашей стране сделаны как минимум из двух сортов ткани.

Вывод:

  • Верующему человеку надо всегда помнить о различиях в ответственности, роли и функции данных Богом мужчине и женщине и не стремиться их смешивать, изменять или пренебрегать ими. Это касается как работы, одежды, поведения и прочего.

Принцип касательно одежды: Верующему человеку нельзя одеваться так, чтобы стремиться походить на другой пол, учитывая национальные и культурные особенности страны.

Пример принципа: Если мужчина одевается так, чтобы походить на женщину, подкрашивается или ведет себя как женщина, то это явное нарушение установленной Богом заповеди (например, в нашей стране певец Сергей Пенкин). Это же справедливо по отношению к женщинам, которые стремятся выглядеть как мужчины ( и сегодня это нагнетается тем, что показывают мультики, фильмы и передачи, где женщины играют главные роли, будучи сильными и мужественными и защищающие мужчин и ведут их за собой)

Именно в этом месте нам надо рассмотреть отрывок 1 Кор.11:1-16 стих о женском покрывале. Ибо именно применяя только что рассмотренный принцип Ветхого Завета ап.Павел написал в своем послании коринфянам его практическое применение.

1 Кор.11:1-16

В Коринфе, одним из самых развратных и богатейших городов того времени, возникло сильное движение феминизма (если употреблять современную терминологию). Женщины не просто говорили, что они равны мужчинам во всем, но и стремились действовать как мужчины: они устраивались на мужскую работу, стремились стать воинами и даже выходить на гладиаторские бои, стриглись как мужчины и одевались как они.

Кроме того, в этом городе находился храм Афродиты (греческая богини любви и красоты), где 1000 женщин служили ей своим телом. Поэтому город был просто наполнен женщинами легкого поведения, которые для того, чтобы выделяться из толпы носили короткие стрижки или обнажали свою голову.

Именно поэтому ап.Павел начинает свое рассуждение на данную тему следующими словами: ст.3.

Т.е. он ссылается на установленный Божий порядок и желает, чтобы и в Церкви Христовой он не нарушался. Для того, чтобы христианки, живущие в Коринфе могли отличаться от мира, он предлагает им носить покрывала на своих головах, так чтобы окружающие их люди могли видеть, что они покоряются своим мужьям, и не участвуют как в разврате, так и в движении феминизма, наоборот стремясь жить благочестиво.

Это покрывало служило бы напоминанием им о Божественном порядке и о их положении и роли в нем.

Этот отрывок также дает нам определенные принципы, касательно одежды христианина.

Принцип:

  • Нельзя стремиться к такому внешнему виду, чтобы люди подумали, что я нахожусь в движении феминизма или подражаю противоположному полу
  • Нельзя одеваться так, чтобы люди подумали о мне плохое (это касается как вызывающей одежды и внешности, так и заведомо привлекающей внимание), подражая порочной моде и увлечениям сего мира. (не всякая мода порочна, но последняя время о ней по-другому нельзя отозваться)

Применение: не надо требовать, чтобы у всех был одинаковой длины или вида платочек в церкви (там вообще сказано «покрывало»), не надо бояться выглядеть отлично и не походить на большинство окружающих людей, если они гоняться за плохим и неверным в глазах Бога с позиции внешнего вида.

3. Внешние украшения – общий взгляд (Иез.16:8-13) и (Иер.2:32)

Пророки очень часто пророчествовали о неверности Израиля по отношению к Богу-Иегове, Который избрал их, вывел из Египта, оберегал и заботился о них.

Более того, очень часто описание отношений между Богом и Израилем изображается в виде отношений мужа и жены.

Так описывает отношения пророк Иеремия и Иезекииль.

В первом отрывке Господь Бог говорит о своей жене-Израиле (в лице Иерусалима), как о той, которую Он полюбил и облагодетельствовал. И приводит в пример то, что Он ее украсил, используя различного рода украшения и сделал ее внешний вид прекрасный.

Принцип:

Это показывает для нас то, что Бог в принципе не против украшений как таковых (ибо если бы был против, то не использовал бы их в этой аллегории), и Он желает, чтобы человек выглядел приятно. Вопрос же как можно использовать определенные украшения будет рассмотрен ниже.

Тот же самый пример мы находим и у пророка Иеремии. Если бы Бог был против украшений как таковых, то Он никогда бы не использовал в положительном смысле образ девушки, которая не забывает свое украшение.

Иногда приводят в пример жену Ахава Иезавель (4 Цар.9:30), которая румянила лицо свое и украшала голову свою, чтобы повлиять на Ииуя, нового Израильского царя, который был призван Господом искоренить дом Ахава, ее мужа.

Она думала, что ее красота и привлекательность смогут сохранить ей жизнь и смягчить сердце Ииуя. Но так не вышло.

На основании этой истории мы не можем сделать вывод, что приводить свой внешний вид в порядок с помощью каких-либо косметических средств плохо, только потому что это делала Иезавель. Но в этом отрывке есть принцип.

Принцип: Не стремиться украшать себя так, чтобы повлиять на человека ради своей выгоды. Нужно выглядеть опрятно и приятно, но не доходить во внешнем украшении до того, чтобы манипулировать человеком. Тем более возлагать надежду на себя, а не на Бога.

4.Внешние украшение и внутренняя жизнь

(1 Пет.3:1-7 и 1 Тим.2:9-10)

Итак, перед нами еще два не мало важных отрывка, которые говорят о внешности христианина, в первую очередь сестер, но принципы, которые мы находим в них выходят далеко за пределы только поведения женщин.

1 Пет.3:1-7

В этом отрывке описывается конфликтная ситуация: жена верующая, а муж неверующий, причем активно не покоряющийся Слову истины.

Как практически всякая женщина, она стремиться угождать мужу, надеясь, что этим смягчит его сердце и сможет изменить его отношение к вере. Поэтому она начинает больше времени тратить на украшение себя, стараясь быть более привлекательной и красивой в глазах своего мужа, т.е. уделять все больше времени и внимания своему внешнему виду, поставив в зависимость свой внешний вид и изменение мужа.

Кроме того, она могла просто увлекаться чрезмерно своим внешним украшением и забывать самое главное – внутренняя духовная жизнь, которая имеет свое определенное выражение во внешнем поведении (чуть ниже об этом говорится).

Именно это и порицается ап.Петром. Он говорит в этом отрывке, что если женщина надеется на то, что своим внешнем видом сможет изменить сердце мужа, то она пребывает в заблуждении. Так то, что мужу нужно видеть, чтобы обратиться к вере, это «чистое, богобоязненное житие» (ст.2).

Кроме того, если она станет уделять слишком много времени внешности, то у нее совсем не останется времени на мужа.

Более того, ей нельзя забывать, что в глазах Бога эти внешние украшения не делают ее красивой, так как для Бога драгоценность имеет «сокровенный сердца человек, кроткого и молчаливого духа» (ст.4). Ибо тем самым она покажет, что уповает на Бога, а не на себя (ст.5). Здесь мы видим противопоставление в сравнении.

Вывод:

Данный отрывок на запрещает и не порицает внешнее украшение как таковое, давая рекомендации ограничивающие чрезмерное увлечение этим.

Принцип: Верующей женщине негоже быть увлеченной своим внешним видом чрезмерно, в ущерб своей духовной жизни и правильным отношениям с мужем.

1 Тим.2:9-10

В этом отрывке ап.Павел стремиться упорядочить проведение публичных собраний в церкви, включая также и внешнее поведение женщин, прежде всего, но также и мужчин.

Итак, здесь он специфически обращается к женщинам. И на это были весьма актуальные причины.

Город Эфес, где нес служение Тимофей славился своим богатством и по древним археологическим находкам нам стало известно, что местные женщины, стремившиеся выказать свое богатство делали это через свою одежды и украшение. Например, они вплетали в свои волосы много золота и жемчуга, украшали свою одежду, так чтобы всякий посмотревший на них, мог увидеть и понять, что они очень богаты.

Более того, они хотели чтобы люди знали это, именно это желание и побуждало их так одеваться и вести себя, т.е. они стремились завоевать внимание людей.

Именно это и произошло в церкви Эфеса.

Женщины, приходя на богослужения стремились стать объектом внимание, стремились выказать свое богатство. Поэтому ап.Павел пишет, что это неправильно для них так поступать. Ведь центром внимания на богослужения должен стать Сам Господь, поэтому поступая так и одеваясь и украшая себя таким образом, они вступают в конфликт с Богом, стремясь забрать внимание, которое предназначается для Него на себя.

Но, опять же ап.Павел, здесь не запрещает украшения как таковые, а приводит сравнение: внешние украшения и добрые дела.

Русская частица отрицания «не» (ст.10) переведена с греческой частицы , которая отличается от другой частицы отрицания , тем что, вторая частица представляет собой прямое отрицание. Первая же частица со смыслом колебания, запрещения, отклонения или предотвращения и переводится как «не, пусть не, чтобы не.».

Все это говорит о том, что ап.Павел не стремился запретить всякое украшение, но дать правильный принцип для их использования или отвержения каких-то по ясным причинам.

Потому что, если мы возьмем, это место как буквальное запрещение, то столкнемся с проблемой такого рода. Раз запрещено плетение волос, тогда их надо завивать, раз запрещено золото, будем использовать серебро, нельзя жемчуг, подойдут алмазы и т.д.

Но принцип, который дает ап.Павел намного более сложный и в тоже время весьма практичный.

Принцип:

Суть его заключается в том, что женщина (впрочем как и мужчина тоже) одеваясь в церковь не должна одеваться так, чтобы стать объектом всеобщего внимания. (Я не говорю здесь о опрятности или грязной одежде (это тоже плохо, так как люди и на такого человека обращают внимание)). Т.е. выбирая внешние украшения – она не должна руководствоваться неправильным желание выделиться и захватить внимание. Ведь это могла как отвратить человека от внимания Божьему Слову и даже соблазнить его в чем-то (у кого-то зависть, негодование, или вообще неправильные мысли могли возникнуть).

Если же она в действительности хочет украшать себя, то пусть делает это с помощью добрых дел, что в действительности ей и необходимо (ст.10)

Применение принципа: Если в моей родной церкви не принимаю серьги, то не стоит носить такую брошку или заколку, которые просто нельзя не заметить. Впрочем это относиться ко всем атрибутам нашего внешнего вида: прическа (или отсутствие таковой), одежда, украшения, обувь (грязная или чрезмерно блестящая или кричащая).

Потому что наша внешность может о многом сказать окружающим нас людям.

5.Стиль одежды (Тит.2:3)

Этот небольшой стих показывает, что в церквях времен апостолов уже сформировались определенные нормы, относящиеся к внешнему виду и поведению христианина, что и напоминает ап.Павел Титу в отношении стариц, которым надо было учитывать еще и возрастную особенность. (хотя вернее будет сказать — что выражение «одевалась как прилично святым» буквально на греческом звучит как «одевалась скромностью как прилично святым»)

Я думаю, что этим стихом можно заканчивать и подводить итог изучения.

Прежде всего, нам не говориться, что какое оно это приличие для святых. Но на основании этих слов мы можем вывести два генеральных принципа.

1-й принцип: Верующий человек в вопросах своей внешности должен ориентироваться на тот факт, что он призван Богом к святой и праведной жизни. Более того, он наречен дитем Божиим и имеет великое звание – быть царственным священством – все это побуждает его пересмотреть и поменять критерии выбора как одежды, так и всех остальных внешних атрибутов

2-ой принцип: Вопрос приличия изменяется с течением времени (я не говорю о крайностях) и зависит как от культурных, так и от национальных особенностей.

Например, раньше братья носили галстуки одного вида, и это считалось приличным (они были в виде бабочки), но прошло определенное время и вообще ношение галстука стало неприличным, но и опять же через некоторый период времени – без галстука стала неправильно заходить на кафедру, в наши же дни мы имеем свободу в этом вопросе.

Есть нерушимые принципы, которые нельзя переступать, но и культурный взгляд нельзя навязывать другим.

Итак, теперь мы можем суммировать и собрать воедино все принципы в виде нескольких практических принципов:

  • Мой внешний вид может прославлять моего Творца и Спасителя, а может и порочить Его.
  • Одежда должна быть удобной, полезной, опрятной и практичной. Не все то, что модно сегодня, подходит и для меня. В то же время пренебрежение своим внешним видом тоже неправильно, так как это также не прославит моего Бога.
  • Если у меня есть мои собственные воззрения на то, какой должен быть мой внешний вид, то я не имею права навязывать его другим, если только он не соответствует ясным библейским принципам
  • Не надо бояться выглядеть «белой вороной», если того требует приличие, скромность и целомудрие. (не секрет в том, что многие подражают миру из-за того, что бояться свидетельствовать о Христе, и тем самым скрывают свою веру с помощью всех этих внешних атрибутов). Или другими словами: Не надо бояться провозглашать Христа или потыкать современности с помощью своей одежды и внешнего вида.
  • Верующий человек практически всегда будет отличаться внешне от мира сего
  • На вопрос приличия в одежде и внешнем виде влияют как возрастные, так национальные и культурные особенности страны.

Tags: проповедь, церковь

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *