Как кататься на лыжах

Тестирование по основам физической культуры для учащихся 5-6 классов

Тестовые задания по физической культуре

для учащихся 5- 6 класс.

1. Спуску на лыжах надо начинать учиться:

а) на пологих склонах в основной стойке с палками;

б) на пологих склонах в низкой стойке без палок;

в) на крутых склонах в низкой стойке без палок;

г) на пологих склонах в основной стойке без палок.

2. Первой ступенью закаливания организма является закаливание…

а) водой; б) солнцем; в) воздухом; г) холодом.

3. Бег на короткие дистанции – это:

а) 200 и 400 м; б) 30 и 60 м; в) 800 и 1000 м; г) 1500 и 2000 м.

4. Способ прыжков в высоту, изучаемый в школе:

а) «согнув ноги»; б) «перекидной»;

в) «перешагивание»; г) «прогнувшись».

5. Олимпийский девиз – это:

а) «Быстрее, выше, сильнее»; б) «Сильнее, выше,быстрее»;

в) «Выше, точнее, быстрее»; г) «Выше, сильнее, дальше».

6. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть:

а) физическим развитием; б) физическими упражнениями;

в) физическим трудом; г) физическим воспитанием.

7. Строевые упражнения – это:

а) попеременно двухшажный ход; б) низкий старт;

в) повороты на месте, перестроения; г) верхняя подача.

8. Акробатика – это:

а) прыжок через козла; б) повороты, перестроения;

в) кувырки, перестроения; г) упражнения с гантелями.

9. На уроках физкультуры нужно иметь:

а) джинсы; б) спортивную форму; в) чешки; г) полотенце.

10. При проведении соревнований по баскетболу не запрещается:

а) играть без судьи; б) сидеть в раздевалке; в) быть в школьной форме.

г) быть в спортивной форме и снять все украшения.

11. Выберите родину футбола:

а) Франция; б) Англия; в) Италия; г) Бразилия.

12. Назовите, частоту сердечных сокращений (пульс) в состоянии покоя у здорового человека:

а) 50-60 ударов в минуту; б) 100-110 ударов в минуту;

в) 70-80 ударов в минуту; г) 90-100 ударов в минуту.

13. Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если учащиеся…

а) переоценивают свои возможности; б) следует указаниям преподавателя;

в) владеют навыками выполнения движений; г) не умеют владеть своими эмоциями.

14. Назовите количество человек в баскетбольной команде на площадке:

а) 10; б) 5; в) 12; г) 8.

15. Игра » Волейбол» появилась в:

а) В Великобритании; б) в США; в) В Италии; г) во Франции.

16. Одновременный бесшажный ход применяется при движении:

а) на равнине и в гору; б) в гору и под уклон;

в) под уклон и на равнине; г) с крутой горы и под уклон.

17. При спуске с горы на лыжах следует соблюдать дистанцию:

а) не менее 10 метров; б) не менее 30 метров;

в) не менее 20 метров; г) не менее 40 метров.

18. Бег на длинные дистанции – это:

а) 800 и 1000 метров; б)1500 и 2000 метров;

в) 100 и 200 метров; г) 300 и 400 метров.

19. Способ прыжков в высоту, изучаемый в школе:

а) «перекидной»; б) «волна»; в) «флоп»; г) «перешагивание».

20. Где будут проходить зимние Олимпийские игры в 2014 году?

а) в Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в Сочи; г) в Киеве.

21. Талисманом Олимпиады-80 в Москве был:

а) тигренок Ходори; б) медвежонок Миша;

в) пёс Коби; г) зверёк Иззи.

22. Что относится к гимнастике?

а) ворота; б) перекладина; в) шиповки; г) ласты.

23. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорой поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как…

а) акробатика; б) «колесо»; в) кувырок; г) сальто.

24. Сколько попыток дается участнику соревнований по прыжкам в высоту?

а) две попытки на каждой высоте; б) четыре попытки на каждой высоте

в) три попытки на каждой высоте; г) одна попытка на каждой высоте.

25. Осанкой называется:

а) силуэт человека; б) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие;

в) пружинные характеристики позвоночника и стоп;

г) привычная поза человека в вертикальном положении.

26. Чем отличается кроссовый бег от длительного бега?

а) техникой бега; б) скоростью бега; в) местом проведения занятий;

г) работой рук.

27. Приемы закаливания (что здесь лишнее)?

а) солнечные ванны; б) горячие ванны;

в) воздушные ванны; г) водные процедуры.

28. Личная гигиена включает в себя:

а) организацию рационального суточного режима, закаливание организма, занятия физической культурой, утреннюю гимнастику; уход за телом и полостью рта;

б) водные процедуры, домашние дела, прогулки на свежем воздухе;

в) уход за телом и полостью рта, закаливание организма, занятия физической культурой, утреннюю гимнастику.

29. Назовите количество человек в волейбольной команде на площадке:

а) 5; б) 6; в) 12; г) 8.

30. Смысл занятий физической культурой для школьников:

а) укрепление здоровья и совершенствование физических качеств;

б) времяпровождение;

в) в обучении двигательных действий;

г) улучшение настроения.

Ответы

к тестовым задания по физической культуре

для учащихся 5-6 классов

1-г 16-в

2-в 17-б

3-б 18-б

4-в 19-г

5-а 20-в

6-б 21-б

7-в 22-б

Экипировка

Итак, вы решили, что ваш малыш уже готов встать на лыжи. Теперь нужно правильно подобрать спортивный инвентарь, а сделать это не так просто, как может показаться. Нужно будет учесть не только параметры ребенка, но и условия для катания на лыжах.

Зимний комбинезон

На первое время подойдет обычная зимняя одежда, например, комбинезон и куртка. Но лучше выбрать не очень теплую одежду, рассчитанную до -5 градусов, даже если на улице -15. Ведь ребенок будет двигаться, потеть и в таком разгоряченном состоянии ему будет сложно заниматься обучением.

Беговые лыжи и ботинки

Многие родители сомневаются, как выбрать лыжи для ребенка. Важной характеристикой их должно быть совпадение по размеру, ведь взять их «на вырост» нельзя, малыш не сможет кататься на слишком больших лыжах.

Беговые лыжи делают из дерева и из пластика. Есть и комбинированные модели, которые имеют деревянные и пластиковые вставки. Специалисты считают, что именно они лучше всего подходят новичкам.

Деревянные лыжи

Они больше подойдут тем, кто уже более-менее умеет кататься. Для детей, которые на начальных этапах обучения нередко будут падать, деревянные лыжи придется покупать не раз, т.к. они легко ломаются. Недостаток деревянных моделей и в том, что они не скользят по мокрому снегу, и их приходится обрабатывать специальной мазью.

Пластиковые лыжи

Они намного прочнее, но также имеют свой существенный недостаток – они очень скользкие, и устоять на них бывает сложно даже взрослому новичку. По лыжне раскатанной и широкой такие лыжи будут разъезжаться в разные стороны. Сейчас многие пластиковые изделия имеют противоскользящие насечки, именно такие лыжи вам и нужны.

Лыжи с мягким креплением

Для детей раннего возраста подойдут лыжи с мягким креплением. В 3 года дети легко могут травмироваться, не говоря уже о малышах помладше. Поэтому им пока не нужны жесткие крепления и лыжные ботинки. Но и в валенках ребенку будет неудобно кататься, лучше приобрести ему удобные ботинки. А вот детям в 6-7 лет и старше, которые уже умеют держать равновесие на лыжах, можно предложить «взрослые» лыжи со спортивными ботинками.

Обратите также внимание на пяточное крепление. Малышу, впервые вставшему на лыжи, будет комфортнее, если его ноги будут зафиксированы, и пятки не будут съезжать с планок. Позже, когда ребенок освоит азы лыжного спорта, такое крепление ему не понадобится. Школьники на физкультуре вовсе обходятся без «заднего» крепления даже не умея кататься, а вот малышам до 5 лет по-взрослому ездить на лыжах намного сложнее.

Лыжные палки

Теперь обсудим длину лыж и лыжных палок. Для детей 2-6 лет лучше выбрать лыжи короче, чем для более взрослых деток. Пусть они будут длиной, равной росту ребенка. Палки должны быть короче лыж, не выше плеча малыша. В 6 лет и старше детям можно взять лыжи чуть длиннее. Для классического хода идеальная длина – рост+20 см, для конькового – рост+10 см.

Нужно обязательно покупать лыжи и пакли ярких расцветок. Очень часто для детей продаются комплекты белых палок и белых лыж с небольшим рисунком. Такие палки очень часто теряются в снегу.

Горные лыжи и ботинки

Лыжи

Для новичков в лыжном спорте нужно вбирать короткие лыжи, чтобы ребенку не было слишком тяжело двигать ими на склоне. Для этого от роста ребенка отнимаем 20 см. Например, если рост 120 см, то лыжи нужно брать ровно 1 метр.

Горные лыжи лучше покупать с платформами для крепления лыж. В этом случае вам придется менять лишь ботинки, когда нога ребенка вырастет, а лыжи прослужат несколько сезонов.

Палки

Выбирая палку, ее нужно непременно примерить. Ребенок должен взять палку за ручку, при этом изгиб локтевого сустава должен составлять 90°.

Ботинки

Ботинки нельзя покупать «на вырост. Лучше купить подороже, но раздвижные. У таких есть специальный клапан, позволяющий изменить их длину на 3-4 размера.

Защита

Очень важно защитить голову ребенка от падений и ушибов, которые неизбежны в начале обучения. Шлем одевается на шапку, поэтому его тоже нужно мерить. Лыжники вместо шапочки используют балаклаву — шапку с вырезами для глаз и носа, которая защищает лицо от холода при спуске с горы.

Другие не менее важные элементы защиты — шорты и панцирь. Лыжники падают в основном на бок, поэтому важно защитить копчик и спину. Но для начинающих лыжников эти виды защиты пока не обязательны.

Глаза тоже нужно защищать от ветра и холода. Поэтому поверх шлема надеваются очки.

Некоторое оборудование и снаряжение можно взять напрокат, хотя бы до тех пор, пока не будет осознанного и твердого желания заниматься долго и серьезно. Потом костюм и лыжи можно будет купить.

Анастасия, 35 лет, мама двоих подростков: «Когда Егору было 8 лет, а Диме почти 12, мы с мужем решили научиться кататься на лыжах, и детей научить вместе с нами. Недалеко от нашего дома находится спортивный комплекс, в котором проходят занятия для детей и индивидуальные тренировки для взрослых. Но покупать все снаряжение для семьи сразу было дорого, поэтому мы решили взять лыжи, палки и ботинки напрокат. Детям так понравилось, что они продолжают ходить к тренеру и уже очень хорошо умеют кататься на лыжах. Теперь можно покупать им хорошее снаряжение, ведь я уверена, что они будут заниматься и дальше».

Как научить ребенка кататься на беговых лыжах

Если родители решили отдать предпочтение самостоятельному обучению, стоит учесть подготовительные моменты.

Примерить костюм и лыжи

Это нужно сделать первый раз нужно дома, все правильно застегнуть и зафиксировать на ребенке. Пусть малыш попробует пройтись в снаряжении, почувствует его тяжесть и удобство.

Найти укатанную площадку или дорогу

Убедитесь, что по выбранной площадке не ездят машины. Это может быть, к примеру, парк. Снег должен лежать ровным и чистым слоем, а поверхность под снегом должна быть безопасной и без препятствий.

Научить правильно падать

Перед началом движения важно научить ребенка падать в сторону. Если упасть правильно, это будет не больно, а лыжи останутся целыми.

Этап 1. Ступающий шаг

С самого начала лучше всего ребенка научить шагать в лыжах. То есть поднимать ноги так, чтобы лыжи полностью отрывались от снега. Палки при этом ребенку ни к чему, он и не сможет пока ими управлять. Когда малыш научится ступающему шагу, не будет путаться и падать, самое время перейти к следующему этапу обучения.

Этап 2. Скользящий шаг

Палки пока остаются в стороне, а мы учимся скользить. Главная задача ребенка – не отрывать ноги с лыжей от снега, а просто скользить ими вперед. Сначала правой ногой, перемещая вес тела на эту же сторону, потом левой. Здесь уже можно подключить палки. Не забываем: правая нога – левая палка, левая нога – правая палка.

Чтобы ребенок понял технику скольжения, можно помочь ему буксиром. Поставьте лыжную палку сначала с одной стороны, пусть малыш подтянется к ней одной ногой, потом повторите с другой стороны.

Сделайте два плотных снежных валика или шара и положите их перед каждой лыжей, и пусть ребенок толкает их поочередно.

При самостоятельном обучении нужно объяснить ребенку правила классического и конькового хода. Эти две техники являются базой для любых прогулок на беговых лыжах, поэтому начинаются занятия именно с них. В дальнейшем можно освоить с ребенком горные лыжи.

Классическое катание

Для скольжения по лыжне классическим ходом нужно показать ребенку, как поставить лыжи параллельно друг другу, немного согнув ноги в коленях. Туловище при этом должно располагаться ровно. Подвинув одну лыжу вперед, ребенок должен перенести на нее свой вес, а затем подтягивать вторую.

Начало движения

Следующим видом обучения станет толчок-скольжение – техника, позволяющая набирать скорость во время движения. При этом нога делает упор не в сторону, а сверху вниз на снег. Первые шаги могут быть сложными для ребенка, дальше будет проще.

Разворот

После того как ребенок освоит скольжение с палками и без них, самое время учить его поворачивать на лыжах. Самый простой способ – переставлять лыжи, поворачивая ими в нужную сторону. Чтобы повернуть, нужно поднять лыжу так, чтобы ее конец (задняя часть) не отрывался от снега, иначе лыжа придавит вторую, и ребенок сразу же упадет. После поворота вторая лыжа становится параллельно первой, и так до тех пор, пока лыжник не повернет в нужном направлении. На снегу при этом остаются следы от лыж, которые напоминают расходящиеся солнечные лучи. Такая аналогия поможет ребенку с улыбкой обучиться новому навыку.

Коньковый ход

После обучения классическому методу можно попробовать научить ребенка коньковому ходу. Он сложнее и больше подходит для скоростного спортивного катания, поэтому лучше показывать его детям старшего возраста после 8-10 лет.

Основа конькового хода состоит из угловых рывковых движений, при которых отталкивание происходит внутренней частью лыжи и направлено в сторону.

Начинать практику лучше без лыжных палок, тренируя работу ног. Палки в дальнейшем лишь добавят скорость, но ребенок не должен перекладывать на них свой вес.

Шаг во время конькового бега должен быть широким, и направлен не только вперед, а по диагонали движения.

Учим ребенка кататься на горных лыжах

Многие родители задумываются об обучении катанию на лыжах, поскольку собираются провести отпуск в горах. Горные лыжи представляют собой особую разновидность катания, но если есть такая возможность, это стоит того, чтобы научиться. Для малышей эти техники могут быть сложными, но дети в 6 лет вполне способны научиться кататься на горных лыжах.

Стойка

Основная стойка горного лыжника – ноги согнуты в коленях, тело наклонено вперед. Катание в горах предполагает постоянные спуски со склонов, поэтому, чем ниже будет наклонен ребенок, тем быстрее он будет ехать вниз.

Учимся подниматься по склону

Даже на самом пологом склоне подняться ребенку будет очень нелегко, если он только недавно встал на лыжи. Поэтому необходимо научить его подъему. Для этого существует несколько способов, но ребенку будет достаточно знать два приема. Первый из них называется «полуелочка», а второй – «лесенка». «Полуелочный» способ подойдет для пологого склона, второй для более крутого.

Полуелочка

Полуелочный метод предполагает подъем на лыжах таким образом, чтобы одна лыжа лежала на снегу всей поверхностью, а вторая – ребром. Первая лыжа скользит прямо вверх, а вторая отводится носком наружу и переставляется вслед за первой. Получается, что одна лыжа рисует елочку, а вторая нет.

Лесенка

Это метод подъема по склону боковыми шагами. Лыжи становятся поперек склона ребрами. Сначала переставляется верхняя нога, за ней нижняя. Необходимо следить за тем, чтобы лыжа не становилась всей поверхностью на снег, иначе все старания будут напрасны. Чтобы этого не случилось, ребенку нужны передышки. Для более легкого подъема нужно научить малыша пользоваться палками.

Торможение

Научившись вовремя тормозить, ребенок легко освоит катание на горных лыжах, что является мечтой каждого начинающего лыжника.

Как говорил знаменитый французский спортсмен Жан-Клод Килли: «Горные лыжи сами по себе не являются счастьем, но вполне могут его заменить».

И ведь на самом деле спуск по горным склонам – один из самых захватывающих моментов лыжного катания.

Освоить торможение ребенку поможет образ «кусочка пиццы»: чтобы затормозить на лыжах, между ними нужно образовать угол, как треугольник отрезанной пиццы.

Этот способ у профессионалов называется «плуг». Его суть в том, что удерживая носки вместе, нужно развести задники лыж в стороны и встать на канты (ребра) лыж, с силой надавливая на них. Для того, чтобы поставить лыжи на канты, нужно свести вместе колени, не сближая ступней. Чем сильнее будет давление на задники лыж, стоящих на кантах, тем более резким будет торможение. Чтобы сохранить равновесие, необходимо с началом торможения отклоняться назад.

Повороты

Теперь можно научить маленького лыжника делать повороты на кантах лыж. Эта техника позволяет «вилять» по горному склону, увеличив длительность спуска и снизив скорость. При таких поворотах вес тела переносится то в одну, то в другую сторону.

До начала поворота снижаем скорость, встав в «плуг». Для того, чтобы повернуть, например, вправо, нужно левую ногу согнуть в колене, а затем начать ее разгибать. Лыжи, уже стоят на кантах, т.к. ребенок тормозил плугом. При разгибании левой ноги важно увеличивать на нее давление и переносить центр тяжести немного назад (т.е. вставать из позы лыжника с согнутыми коленями вверх). Эта техника поворота называется «резаный плуг».

Учимся спускаться

Вы уже понимаете, что научить ребенка кататься на лыжах не так-то просто? Но это еще не все. Что самое интереснее в лыжном спорте? Конечно же, спуск! Каждый ребенок, умеющий хоть немного управлять лыжами, мечтает прокатиться по склону, и уже не сидя в санках, а стоя на лыжах! Однако этому тоже нужно учиться, и вполне возможно, что с первого, второго и даже десятого раза это может не получиться.

Чтобы помочь на первых порах бороться со страхом, носки лыж ребенка можно соединить специальным креплением, а самим везти его вниз по склону буксиром. Ноги при этом не будут разъезжаться и положение будет устойчивым.

Перед спуском ребенку необходимо принять позу лыжника, ту, о которой мы уже говорили – согнуть колени и наклониться вперед. Затем ему нужно оттолкнуться одной ногой, вторую подтянуть параллельно первой и ехать, максимально согнув ноги. При спуске нужно делать пружинящие движения телом так, чтобы скорость не уменьшалась, а только увеличивалась. Для первого раза подойдет пологий склон, чтобы ребенок смог легко затормозить.

Дальнейшие навыки будут вырабатываться во время тренировок, и зависеть от опыта. Чем чаще и упорнее ребенок занимается, тем проще ему дается катание на лыжах. Но если у него не получается или пропало желание обучаться, не стоит настаивать. Возможно, его интересы будут лежать в другой области.

Итальянский политик и философ Джузеппе Мадзини так выразил эту мысль: «Воспитание – значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет».

>

Обучение у тренера или в спортивном центре

Учить ребенка кататься на лыжах самостоятельно можно, однако это будет лишь вид зимнего досуга, который не зайдет дальше любительского уровня. Тем более что многие родители не имеют понятия, как научить ребенка кататься на беговых лыжах.

Родители чаще всего учат детей обычному скольжению по снегу, тогда как тренер покажет ему и другие техники, например, научит кататься коньковым ходом.

Чтобы научить ребенка правильно кататься, а тем более выработать у него профессиональные навыки, лучше доверить процесс специалистам, которые знают свое дело.

Ирина, 37 лет, мама десятилетнего Данила: «Сын увлекся лыжами после просмотра олимпиады, сказал, что тоже хочет так научиться. Мы взяли напрокат экипировку, и пошли в лес. Но мы с мужем сами никогда не стояли на лыжах, хотя примерно и понимаем, в чем принцип катания. После нескольких часов и сотен попыток поехать, которые Даня так и не совершил, мы решили обратиться в спортивный центр. Всю прошлую зиму он тренировался в группе таких же ребят, а сейчас занимается индивидуально с тренером. Результаты видно после каждого занятия, и его, как и нас, это очень радует!»

Обучение в спортивном центре у профессионального тренера имеет множество преимуществ по сравнению с домашним любительским катанием:

Дисциплина

Систематичность занятий вырабатывает дисциплину, а школьникам это помогает систематизировать свое личное время.

Правильное начало

С первого занятия ребенок учится все делать правильно, ставить ноги, сгибать их, держать палки и др., что значительно влияет на легкость катания и формирование нужной техники.

Мотивация

Занятия в общей группе мотивируют ребенка, рождают дух соперничества, но одновременно с этим учат работать в команде.

Достижения

Регулярные тренировки, стремление добиться успехов могут стать настоящими спортивными достижениями подростка.

Таким образом, научить ребенка кататься на лыжах можно по-разному, важно понимать, зачем это нужно и насколько глубоким будет погружение в лыжный спорт. Тщательная подготовка и выбор правильного метода обучения дадут хорошие результаты, а главное, укрепят здоровье ребенка и его иммунитет.

Первые шаги

Вы вышли на снег. Нужно надеть лыжи. Это лучше всего сделать на утоптанном, более или менее чистом снегу. Не надевайте лыжи на лыжне — вы будете мешать проходящим лыжникам.

Развязав лыжи, их аккуратно кладут на снег так, чтобы в крепления не набилось снега. Затем, очистив подошву ботинка от снега, поставьте его на лыжу и застегните крепление.

С чего начинать? Учиться ходить? Пожалуй, нет.

Прежде всего следует научиться… падать. Это самое простое средство регулировать свою скорость, если лыжи вдруг «понесут» вас с нежелательной скоростью. Падать рекомендуется только на бок, широко раскинув руки. В момент падения ни в коем случае нельзя расслабляться.


Рис. 16. Правильное падение

Мускулы должны быть напряжены, создавая упругую защиту костей, оберегая их от ударов или даже переломов. Обычное для начинающих лыжников стремление сесть на лыжи, как правило, к добру не приводит. Движение не замедлится, и вас обязательно опрокинет на спину. В таком, совершенно беспомощном состоянии вы окажетесь во власти случайности.

Для того чтобы встать после падения, предварительно необходимо развернуться в лежачем положении. При этом лыжи должны быть расположены поперек склона. Опираясь при вставании на палки, не отставляйте их далеко от себя. Следующая ваша задача — научиться разворачиваться на месте. Это не представляет труда.

Разворот переступанием начинают разучивать на ровном месте. Отставляя в сторону палки, следя за тем, чтобы пятки лыж не перекрещивались, и слегка приподнимая носки, вы совершаете поворот на 90 или больше градусов. Нетрудно догадаться, что начинать переступание нужно с той ноги, которая ближе к направлению предполагаемого поворота. Шаги при этом должны быть обычными— не большими и не маленькими. После разворота на снегу от лыж должен остаться след в виде веера. Разворот переступанием можно выполнять как вокруг задников, так и вокруг носков лыж.


Рис. 17. Разворот на месте переступанием

Разворот махом позволяет поворачиваться значительно быстрее, чем переступанием. Кроме того, разворот махом — часто единственный способ развернуться на узкой лыжне или на крутом склоне. Для этого вес тела переносят на одну лыжу, допустим правую, левую же ногу с лыжей разворачивают носком вверх и ставят на лыжню в обратном направлении. Поворачиваясь вокруг левой ноги кругом, приставляют правую лыжу.

При выполнении этого разворота необходимо следить за тем, чтобы лыжные палки не попадались на пути ваших лыж.


Рис. 18. Разворот на месте махом

Разворот прыжком выполняется очень просто. Не опираясь палками в снег, нужно присесть, подпрыгнуть на месте и, подогнув колени, оторвав лыжи от снега, рывком повернуть их в желаемом направлении. Прыгать вверх следует ровно настолько, насколько необходимо, чтобы совершить поворот. При сильном прыжке лыжи пройдут больший путь, чем нужно, а при слабом — зацепятся за снег. В том и другом случае можно легко потерять равновесие и упасть.

Разворот прыжком на 90° можно сделать с опорой на палки, поставить их надо так, чтобы они не мешали развороту.

Для разучивания разворотов на месте необходимо выбрать ровную площадку, с более или менее утоптанным снегом, и, конечно, там, где вы никому не будете мешать.


Рис. 19. Разворот на месте прыжком

Лыжные ходы также разучиваются на ровной слегка наклонной площадке длиной 200—300 м, на которой прокладывают кольцевую лыжню.

Для передвижения по более или менее ровному месту применяются попеременные, одновременные и комбинированные лыжные ходы. Попеременный ход разделяется на двухшажный (иногда он называется «русским») и четырехшажный. Одновременно ходы бывают бесшажные, одно-, двух- и трехшажные. Начинающему лыжнику нет нужды постигать все варианты ходов, которыми, кстати, одинаково хорошо владеют далеко не все спортсмены-гонщики. Однако следует помнить, что в основе всех лыжных ходов лежит скользящий шаг, а возможен он только на правильно смазанных лыжах. Подобно полупроводнику, пропускающему электрический ток в одном направлении, лыжная мазь должна содействовать движению только вперед и не допускать при толчке ногой проскальзывания лыжи назад.

Толчок ногой — главный фактор, с помощью которого осуществляется скользящий шаг. Перенося тяжесть тела на одну из лыж и несколько подседая, лыжник энергично нажимает лыжами на снег. Этим увеличивается сцепление лыжи со снегом и создается необходимый упор. Затем выполняется энергичный толчок вперед, начинающийся с разгибания ноги в колене и заканчивающийся движением стопы и пальцев ног. Рантовые крепления, удерживающие ботинок за переднюю часть подошвы, позволяют осуществить последнее движение в полной мере.

Начинается плавное движение вперед на освобожденной лыже, которая к концу проката постепенно загружается, что позволяет вынести вперед лыжу, которой вы только что толкнулись, и осуществить толчок уже другой ногой.

Выполняя ногами попеременные отталкивания и сочетая их с движением рук, лыжник энергично продвигается вперед.

Попеременный двухшажный ход — наиболее распространенный способ передвижения по гладкой лыжне при среднем и плохом скольжении, а также при пологом подъеме в гору. Как и при обычной ходьбе, движения рук и ног здесь чередуются: с левой ногой начинает двигаться правая рука и наоборот. Каждый шаг завершается довольно длительным скольжением на выставленной вперед лыже — прокатом, во время которого мышцы рук и ног, совершившие толчок, должны быть расслаблены. Расслабление — секрет неутомляемости. Пусть оно длится только миг, но это дает возможность мышцам работать часами.


Рис. 20. Попеременный двухшажный ход

При переменном двухшажном ходе после толчка правой ногой и левой рукой лыжник скользит на левой лыже, выдвинутой вперед. Правая рука находится впереди на уровне плеча. Вся тяжесть тела перенесена на левую ногу, туловище наклонено вперед, загруженная нога согнута, коленный сустав находится впереди голеностопного. В момент скольжения на одной ноге обращают внимание на то, чтобы лыжа лежала на снегу плоско. Тогда давление у ее внутренней или наружной кромки не будет увеличиваться. В конце проката, по мере замедления движения, вынесенную вперед правую палку опускают на снег несколько впереди ботинка скользящей ноги и начинают толчок рукой. В этот момент левая рука и правая нога маховым движением выносятся вперед. Примерно в то же время, когда ноги поравняются, тяжесть тела со всей ступни левой ноги перемещают на носок. Нога сгибается еще больше, колено подается вперед, голеностопный сустав занимает наклонное положение, происходит подсед.

Далее выполняется толчок левой ногой. Чтобы толчок был эффектным, нужно сделать перекат — он заключается в том, что центр тяжести лыжника из крайне заднего положения в процессе скольжения на одной ноге переходит в крайнее переднее. Центр тяжести движущегося лыжника находится в передней части пояса, если надеть ремень, то где-то около пряжки. При крайне-заднем положении центр тяжести расположен над пяткой лыжника, при крайне-переднем — над носковым рантом ботинка.

С помощью переката создается условие, благодаря которому при выведении центра тяжести вперед относительно опоры толчок направляется вперед-вверх. Сила толчка, действующая в этом направлении, немедленно перемещает лыжника вперед.

При толчке опорная лыжа остается неподвижной. В конце его лыжник переносит тяжесть тела на выдвинутую вперед правую лыжу и начинает скользить на ней. Левая рука, пронесенная вперед, оказывается на уровне глаза. Цикл завершен.

Работа ног является основой двухшажного попеременного хода. В конце толчка ногу полностью распрямляют. При прокате и движении ноги вперед ее сгибают в коленном суставе. Тогда это обеспечит толчок за счет распрямления ноги.

На протяжении всего толчка руки действуют активно. После окончания толчка руку выносят с таким расчетом, чтобы она перед началом толчка была немного согнута в локте, кисть находилась на уровне глаза, локоть был бы опущен вниз. Приближаясь к туловищу, рука сгибается, удаляясь от него — выпрямляется.

В попеременном двухшажном ходе туловище все время наклонено вперед. При этом оно совершает малые боковые перемещения, помогающие сохранять равновесие при переносе тяжести тела с ноги на ногу.

Сгибание ног и туловища обеспечивает важнейшее условие наиболее рационального движения, при котором центр тяжести лыжника все время перемещается вперед по одной линии, с минимальным отклонением. Слишком сильные приседания и выпрямления приводят к ненужной затрате сил. Разучивать элементы попеременного двухшажного хода необходимо последовательно.

Первое упражнение — передвижение скользящим шагом без палок по накатанной лыжне — лучше всего под уклон. Вначале надо двигаться в основном за счет ног, руки помогают лишь сохранять равновесие. Затем разучивается скользящий шаг с заложенными за спину руками. Следующее упражнение — тот же скользящий шаг, но обращается внимание на энергичное движение рук. И, наконец,— движение с палками. В зависимости от индивидуальных качеств лыжника каждое упражнение разучивается в продолжение 10—15 минут.

Основные ошибки:
1) в толчке ноги не распрямляются;
2) после толчка лыжник не наклоняет туловище в сторону выдвинутой вперед ноги;
3) после толчка лыжа не отрывается от снега, нога не расслабляется;
4) при выдвинутой вперед ноге колено находится сзади голеностопного сустава;
5) палка ставится под тупым углом к переднему концу лыж;
6) не полностью выносят руку назад — толчок заканчивается у бедра;
7) рука, держащая палку, сильно напряжена;
8) ноги мало согнуты;
9) туловище сильно раскачивается, а плечи «закручиваются».

Одновременный бесшажный ход используется для передвижения по ровному месту при хорошем скольжении, на раскатанном обледенелом участке лыжни, на пологом спуске. Обычно он хорошо усваивается начинающими лыжниками и не требует подготовительных упражнений.

Передвижение происходит только за счет одновременного толчка обеими руками. Совершив толчок, лыжник, продолжая скольжение, начинает плавно выпрямляться и выносить руки вперед. Палки ставятся под острым углом (кольцами к себе) так, чтобы сразу можно было начинать отталкиваться ими. На палки нужно начинать давить сразу, как только они коснутся снега. Вначале давление осуществляется за счет сгибания туловища, а затем с помощью мышц рук.


Рис. 21. Одновременный бесшажный ход

Кисти рук проходят возле коленей. Угол отталкивания палками в процессе толчка все время должен уменьшаться. Сгибание туловища вперед-вниз при толчке проводится с силой. Нерабочие движения — вынос рук, распрямление — нужно выполнять свободно и расслабленно.

Основные ошибки:
1) во время толчка туловище повисает между палками;
2) при выносе палок вперед руки напряжены;
3) короткий незаконченный толчок руками;
4) палки ставятся слишком широко;
5) после толчка кольца палок не поднимаются над снегом;
6) перед выносом палок туловище отклоняется назад.

Одновременный одношажный ход применяется в тех же случаях, что и бесшажный ход. Здесь лыжник делает один толчок ногой, затем отталкивается руками и скользит на двух лыжах.

Толчок палками такой же, как в бесшажном ходе, отталкивание ногами — как в попеременном двухшажном ходе — правой и левой ногой поочередно.


Рис. 22. Одновременный одношажный ход

Основные ошибки:
1) толчок палками при скольжении на обеих лыжах;
2) слабый толчок ногой и короткий, торопливый шаг.

Одновременный двухшажный ход наиболее распространен у лыжников, так как позволяет удачно сочетать работу мышц рук и ног. На одно отталкивание палками приходится два толчка ногами. При скольжении на обеих лыжах лыжник делает толчок одной ногой и начинает выносить палки вперед. Подтянув ногу, совершившую толчок, он отталкивается одновременно другой ногой и руками.

Двухшажный ход усваивается легко, если лыжник уже овладел бесшажным и одношажным одновременными ходами.


Рис. 23. Одновременный двухшажный ход
Основные ошибки:
1) слабые толчки ногами, короткие шаги;
2) нога после отталкивания не расслабляется;
3) ошибки, встречающиеся в бесшажном и одношажном ходах.

Попеременный четырехшажный ход. Он известен также под названием хода «в перекидку». Удобен при движении по рыхлому снегу, когда отталкивание палками затруднено, а также в лыжном походе, когда приходится нести рюкзак. Для этого хода характерен небольшой наклон туловища вперед.

Рис. 24. Попеременный четырехшажный ход

В начале хода выполняются два последовательных скользящих шага, поочередно на одной и другой ноге. При третьем шаге подтягивается одноименная рука, и сразу после него следует толчок этой рукой. Четвертый шаг также завершается толчком соответствующей руки. Первые два шага являются своеобразным разбегом к двум длинным заключительным шагам, усиленным отталкиванием палками.

К обычным ошибкам попеременного двухшажного хода здесь, как правило, добавляются ошибки, связанные с излишним «закручиванием» туловища, разбрасыванием палок в стороны, отсутствием ритма движений.

При любом обучении всегда справедливо правило «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Поэтому начинающие лыжники, занимающиеся без тренера, кроме внимательного изучения различных книг, должны постоянно приглядываться к хорошим гонщикам. Это легко сделать во время соревнований.

Если вы, прочитав книгу, научитесь распознавать, каким ходом идет лыжник,— это уже большое дело. Об ошибках вам могут сказать ваши друзья. Но лучше всего вы увидите эти ошибки на кинопленке. Сейчас широко развивается кинолюбительство, и раз уж нет хороших и в достаточном количестве учебных фильмов о лыжах, снимайте хороших лыжников, снимайте друг друга — и вам будут ясны ваши ошибки.

Устранять ошибки вам поможет также совет опытно го лыжника или вторичное обращение к брошюре или пособию, которые вы будете уже читать другими глазами, ища четкого ответа на интересующий вас вопрос. Если же вы все-таки не найдете ответа, обратитесь к опытным лыжникам. Неплохо, если это будет тренер по лыжам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *