Как начать читать библию

Сегодня во время случайно беседы в Сети вокруг мысли о существовании Правильного и Неправильного чтения Библии, я друг вспомнила, что уже писала об этом…
Итак, навеяно.
Совершенно экспериментальный пост.

О том, как читать Новый Завет:
(для тех, кто пытался, но не смог — хотел, но ждет случая – ознакомился с детской Библией давным-давно и почему-то решил, что полный текст ему не потянуть).
Хотелось бы осветить примерно следующее:

*с какого боку подойти, если захотелось прочитать Новый Завет впервые,

*о ложных страхах по данному вопросу

*плюс пара-тройка соображений и «лайфхаков» по теме лично от меня.

Начну с главного:

Приступая к чтению Евангелия, не плохо бы иметь осознанную цель данного действия. Задайтесь вопросом: для чего вам это? На моей практике, если вы понятия не имеете, чего желаете от прочтения любой книги – оно закончится, так и не начавшись. Опять же не стоит фантазировать, что Евангелие читают только с очень набожными целями… Перефразируя известную мысль: ах, оставьте! Даже без особой набожности, вы вполне можете читать Евангелие, так как:
-нужна некая информация для творчества
-интересуетесь историей
-интересуетесь историей Церкви
-много слышали об этом тексте и вам просто интересно
-прочитали где-то запоминающуюся цитату и хотите узнать побольше
-совершенно без понятия о сущности христианства (как вариант, не знаете, кто такой Иисус – и такое тоже случается), поэтому производите ликвидацию безграмотности
— рассматриваете Новый Завет как интересный текст для социологического, культурологического, психоаналитического и любого другого анализа
…и так далее.
А уж дальше — оставьте фантазии и просто читайте….

Текст этот ничем от прочих не отличается – и с неба он не падал, а написали его обычнейшие люди, только было случилось это много веков назад. Посему от прочтения части или целого корпуса книг Нового Завета у вас не засверкает все вокруг, не откроется мгновенно Истина и прочее, и прочее. Не стоит ждать ежесекундного чуда – и напряжение от Ответственности за прочтение тут же спадет. И не стоит также пытаться «все равно осилить», если не идет – я к тому, что некоторые думают, будто, если упорствовать в этом вопросе не понимая смысла, то «Бог все равно зачтет в плюс». Конечно же, разумнее выяснить, в чем причина сложностей или вообще оставить на время – ну, еще не пора. А может и вообще никогда не пора – кто знает, все индивидуально.

Памятуя, что этот текст написан прилично веков назад, и люди тогда говорили не так, как мы теперь привыкли, имейте в виду: части фраз или даже целые абзацы могут поначалу вызвать непонимание. Для упрощения чтения, если предложение состоит более чем из двух строчек или имеет вводные части – сразу делите его на 2-3-4 отрезка по смыслу.
Пугаться устаревших форм речи не стоит – на второй или третьей страницы вы уже быстро привыкаете к такому.

Читая Послания, имейте в виду, что это не выдуманные художественные произведения, а настоящие письма одного человека другому или целой группе людей. С этой точки зрения Послания Павла особенно интересны – представляйте, что вы читаете личную переписку человека, жившего в 1 в. н.э.! Какие проблемы его беспокоили, как он выражал радость, гнев, сомнение – это же очень впечатляюще.

При чтении Посланий, адресованных отдельным Церквям, полезно знать, что Церкви эти представляли собой не современные храмы, а крошечные общины – и да, наподобие катарских. Апостолы, проповедовали на определенной территорий, создавали общину, назначали Старшего и шли дальше. А затем писали общине, узнавая, как дела, или решая по ходу сложившиеся проблемы. Вам представляется, будто первые христиане были идеально-набожными, и все как один вдохновленными Духом Святым? Да, бросьте! Проблемы, которые «разруливает», например, апостол Павел в письмах к общинам, совершенно типичны всех людей, и современных в том числе:
— если люди в общине поссорились или начали делить имущество, нужно ли «выносить сор из избы» и обращаться суд или кто-то уважаемый может их помирить?
— как-то так получилось, что у отца и сына в женах была одна и та же женщина. Это что за извращение?
— что-то это у вас в общине не все работают? Нахлебники набожности не прибавляют!
Очень часто читаешь, и просто интерес берет – чем дело-то кончится? Все упирается, конечно, в то, как подать материал: читать через такую призму — получается неплохой экшен.

Представьте, что вам поручили сделать психологический портрет человека на основании составленного им текста. И даже с учетом того, что большинство Посланий являются полемическими, то есть мы не уверены по поводу их исторической достоверности, давайте представим: вот несколько писем разных людей, что вы могли бы сказать о них, исходя только из текста?
Ох, и тут много чего! Не будем углубляться в богословские темы, смотрите на авторов Посланий, как на личности – они жили так давно и стали так знамениты, неужели, вам не хочется узнать, какими людьми они были?
Вот Апостол Иаков – составил всего одно письмо… Все логично, четко, по существу, очень структурировано. Человек явно не любил «растекаться по древу». Нет ни намека на сумбур, а идеи такие, что цепляют сразу же, как и слова – запоминаются с лету. Странно, что Иаков (который считается родным братом Иисуса) не стал так знаменит, как Павел или Петр, ведь то, что он пытался донести – вкрадчиво и просто – явно было от сердца.
От Иоанна имеем 3 письма – витиевато, огромными сложносочиненными предложениями, в которых вложено очень много эмоционального, а не только содержательного смысла. Вот почему слова его подхватывают не слета, а еще на подлете…
— о правде перед самим собой. Иногда мы боимся даже сами себе признаться в наших поступках или сомнениях, но Бог все видит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Послание Иоанна 1:8)
— о любовь к другим, которая есть маркер нашей духовности, ненавидящий близких не может любить Бога.
«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Послание Иоанна 2:9-11). «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 послание Иоанна 3: 17).
» Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Послание Иоанна 4:20-21).
— Потрясающая квинтэссенция различия мира и Бога, а также общности между людьми: «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. (1 Послание Иоанна 3:13-14).
— о том, что страхи иногда затмевают наш рассудок, и мы боимся чего-то панически, оттого делая грех, но даже в этой ситуации нужно остановиться и прислушаться к своему сердце, в котором Бог: «И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то , потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 послание Иоанна 3: 19-22).
Узнали слова? Это все он! Послания Иоанна были крайне популярны в средние века, но и теперь его слова об отношениях между людьми и зле, которое заводится в сердцах только от пустоты, не потерял «свежести». Судя по изложению Посланий (и не забудьте про Апокалипсис, приписываемый его же «перу»), товарищ был явно визионер, холерик и впечатлительный до дрожи.
Есть еще два небольших письма от Петра и одно послание от Иуды – людей сдержанных, четко выражающих настроения и мысли. Несмотря на скромный объем, в них множество красивых пассажей и запоминающихся образов.
И тут на сцене появляется «звезда вечера» – Павел. Без его вклада корпус Посланий был бы вполовину тоньше, ибо творчество этого человека неуемно и широкомасштабно как, видимо, и самомнение. 14 писем – не больше и не меньше! Огромное по объему, поднимающие все возможные богословские и жизненные темы, содержащие все оттенки эмоций – короче, готовьтесь к долгоиграющему повествованию. Но самое интересное здесь — не объемы Посланий и даже не их смыслы, а личность автора. Павел – он же Савл, не был с апостолами в период их служения с Иисусом, то есть Иисуса он вообще не видел и не слышал, более того, «начинал» как гонитель первых христиан, но чудесным образом обратился по дороге в Дамаск – как об этом рассказывается в книге Деяний Апостолов. И дальше не только наплодил произведений больше, чем все прочие апостолы вместе взятые, но и не скупился на слова, ясно полагая, что в делах богословских и общинных краткость – не сестра таланта.

Не пребывайте в фантазиях, что предварительно следует поститься, медитировать и иже с ними. Не ждите понедельника, 1 января или чудесного знамения — просто берите и читайте. И, разумеется, не ждите, что сразу после прочтения, в процессе или на закате\рассвете\первой звезде вам явится Понимание Всего Сущего. Евангелие – это не лампа Алладина и не гримуар с заклинаниями. Чудеса случаются в сердце, а не на странице книги – даже такой, как Евангелие.
Поэтому, если хотите начать читать – просто начните. Причем с любого места.
Но! Тут есть небольшие «лайфхаки»:
— намереваетесь читать Библию в полном объеме (Ветхий Завет и Новый Завет суммарно)? Начните с Нового Завета (Он проще по стилю изложения и языку)
— намереваетесь все же читать именно Ветхий Завет? Начните с книги Бытие (и далее все будет системно и понятнее)
— интересует только Новый Завет? Начните с Деяний Апостолов, и далее переходите на все книги Посланий. Читать Евангелия после Посланий проще (уже привыкли к языку изложения). Апокалипсис Иоанна рекомендуется читать в последнюю очередь, когда уже известно содержание всех других книг и окончательно привыкли к языку изложения (из-за сложности конструкция изложения Откровения).
— интересует прочитать только Евангелия? Начните с Евангелия от Иоанна, оно дает общее понимание, затем переходи к Евангелию от Луки – история Иисуса в нем изложена коротко и очень доступным языком – подойдет для тех, кто читает впервые.
И, наконец…

Мое знакомство с текстом состоялось очень давно, и возобновлялась много раз – крошечными кусочками. Из интереса, от нечем заняться, для учебы и прочее. Я знала всю структуру и темы, но целостного ощущения не возникало, а еще меня всегда восхищали люди, которые знают Евангелие почти наизусть – я всегда думала: обалдеть, как они Его учили? Я реально считала, что они учили его как стихи в школе – долго и через силу. И ощущения у меня от этого были, как у умной собачки Сони из известного мультфильма – сколько же времени потрачено, но, собственно, зачем?
Когда же я начала очень плотно заниматься историей катаризма, то поняла, без Евангелия понять этих товарищей – дохлый номер. Открыла текст в очередной раз. И тут вошла во вкус – ведь в каждой второй или даже первой строчке там видно, откуда брались идеи Добрых Людей, как формировались моральные принципы, запреты и прочее, и прочее. Минимум интерпретации, минимум додумывания, прямая, насколько можно, трактовка и чистый смысл – вплоть до языковых выражений, которыми они пользовались. Теперь меня уже не удивляет способность некоторых цитировать Новый Завет огромными кусками – поверьте, авторы Евангелия умели так сформулировать, что понимание смысла приходит со второго прочтения, а сам собой текст начинает запоминаться где-то с 4-5го. Ничего мистического – все, как с изучением иностранных языков.
Но это исключительно мой случай, где укоренение в тонкости и сравнительный анализ – основа исследовательской работы.
Всем же, кто моей статьи хотя бы немного лишился пиетета перед Новым Заветом, одна рекомендация: захотели – читайте смело!
Осмысление и чудеса, если и придут – то позже.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *