Как надо понимать?

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

1. Он боялся идти (CГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 2. Лакей приходил (ПГС); звать – объектный инфинитив, обстоятельство цели. 3. Старуха ушла (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); хлопотать – обстоятельство цели. 4. Он попросил (ПГС); похлопотать – дополнение. 5. Поэт умеет заставить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение); говорить – объектный инфинитив, дополнение. 6. Я стараюсь учить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 7. Человек не сможет передать (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 8. Я не буду видеть, писать, звонить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 9. Капли начали стучать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 10. Дождь будет моросить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 11. Дождь начинает шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 12. Аллеи начинались (ПГС). 13. Слухи стали носиться (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 14. Они продолжали сопеть, дремать, зевать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 15. Море переставало шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 16. Пурга не хотела униматься (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 17. Антоненко приказал (ПГС); покинуть – объектный инфинитив, дополнение. 18. Я не позволю (ПГС); отзываться – объектный инфинитив, дополнение. 19. Тагилов не пошёл (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); завтракать – обстоятельство цели. 20. Она не успела поздороваться (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение).

Упражнение 5

1. Дверь была закрыта (СИС; именная часть выражена кратким причастием; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 2. Алёшка с Алексашкой пришли весёлые (СИС; именная часть выражена полным прилагательным в именительном падеже; знаменательная связка выражена глаголом в прошедшем времени). 3. Кабинет является Заколдованным царством (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным в творительном падеже; грамматическая связка выражена глаголом в настоящем времени). 4. Она лежала неподвижная (СИС; именная часть выражена полным прилагательным в именительном падеже; знаменательная связка выражена глаголом в прошедшем времени). 5. Муж и жена люди самые почтенные (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 6. Рыба – ваша (СИС; именная часть выражена притяжательным местоимением в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 7. Воздух чист и свеж (СИС; именная часть выражена краткими прилагательными; грамматическая связка быть в нулевой форме). 8. Уступить – позорно (СИС; именная часть выражена наречием; грамматическая связка быть в нулевой форме). 9. Я был маленького роста (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным вродительном падеже; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 10. Слово – одежда (СИС; именная часть выражена существительным в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 11. Воспоминание было некстати (СИС; именная часть выражена наречием; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 12. Явления одеты (СИС; именная часть выражена кратким причастием; грамматическая связка быть в нулевой форме).

Упражнение 6

1. Матрос шагал израненный, усталый (СИС; знаменательную связку можно заменить на грамматическую: матрос был израненный, усталый). 2. Лошадь идёт (ПГС; усталая – определение). 3. Жары стоят нестерпимые (СИС; знаменательную связку можно заменить на нулевую: жары нестерпимые). 4. Он стоял (ПГС). 5. Я родился такой (СИС; знаменательную связку можно заменить на нулевую: я такой). 6. Две девочки родились (ПГС). 7. История оказалась вздором (СИС; полузнаменательную связку можно заменить на грамматическую: история была вздором). 8. Сани оказались (ПГС). 9. Дождь шёл некрупный, тёплый (СИС; знаменательную связку можно заменить на грамматическую: дождь был некрупный, тёплый). 10. Дождик сыплется (ПГС; тёплый – определение).

Упражнение 7

Упражнение 8

1. Татьяна должна была играть (осложнённое СГС; должна была – СИС). 2. Я старался казаться весёлым (осложнённое СИС; старался казаться – СГС). 3. Она попробовала пройти босая (осложнённое СИС; попробовала пройти – СГС). 4. Человек должен быть человечен (осложнённое СИС; должен быть – СГС; должен – СИС с нулевой связкой). 5. Учёный должен ценить (осложнённое СГС; должен – СИС с нулевой связкой). 6. Мир может показаться нереальным (осложнённое СИС; может показаться – СГС). 7. Я должен был выехать (осложнённое СГС; должен был – СИС). 8. Мечта начала казаться несбыточной (осложнённое СИС; начала казаться – СГС). 9. Издевательство не должно быть прощаемо (осложнённое СИС; не должно быть – СГС; не должно – СИС с нулевой связкой). 10. Володя готов был уехать (осложнённое СГС; готов был – СИС).

Упражнение 9

1. Лететь было несложной задачей (СИС; несложной задачей – цельное сочетание). 2. Я с командиром сдать обязаны (осложнённое СГС; обязаны – СИС с нулевой связкой). 3. Товарищ предложил (ПГС; принять участие – объектный глагольный фразеологизм). 4. Я вышел (ПГС, выраженное знаменательным глаголом; умыться – обстоятельство цели). 5. Изучить не представляло труда (ПГС, выраженное фразеологизмом). 6. Часть из них может выйти (СГС; покурить, посмотреть – обстоятельства цели). 7. Завидовать незавидно (СИС с нулевой связкой). 8. Они должны отказаться (осложнённое СГС; должны – СИС с нулевой связкой). 9. Команда вправе требовать (осложнённое СГС; вправе – СИС с нулевой связкой). 10. Он приказал (ПГС; застегнуть – объектный инфинитив). 11. Другие были вынуждены причалить (осложнённое СГС; были вынуждены – СИС). 12. Я отправился (ПГС, выраженное знаменательным глаголом; побродить – обстоятельство цели). 13. Звёзды мешают (ПГС; уснуть – объектный инфинитив). 14. Печальное смешно (СИС с нулевой связкой).

Упражнение 11

1. Увы, я не пророк 2. Тишина умирающих злаков – это светлая в мире пора. 3. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. 4. Сто двадцать пять рублей – большие деньги. 5. Я как одинокая птица без гнезда. 6. Писательство не искусство наживы. 7. Критика – составляющая часть искусства. 8. Я человек не новый. 9. Поэт поэту есть кунак. 10. Уже мы больше не рабы. 11. Луна словно репа, и звёзды – фасоль. 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха. 13. Быть счастливым – это ведь и значит не бывать несчастным. 14. Дядя Лёша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны. 15. Люди мы самые обычные. 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор. 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы – как костры, бабочки – как птицы. 18. Учёный без трудов – дерево без плодов. 19. Ермолай был человек престранного рода. 20. Но в такую большую воду плыть – это безумство. 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний – дело писателей. 22. Травка – гончая собака, и дело её – гонять дичь. 23. Это их постоянный приём – заходить в спину преследующего их человека. 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды – это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь. 25. Вишнёвый сад мой.

Упражнение 12

Упражнение 13

  1. Удивительно голое место (односоставное назывное предложение). Только несколько минных воронок (односоставное назывное предложение). Ни одного окопа (неполное предложение с опущенным сказуемым нет; односоставное безличное предложение). «Будут спрашивать (односоставное неопределённо-личное предложение), – говорю Васину (односоставное определённо-личное предложение), – отдувайся за двоих! (односоставное определённо-личное предложение)». Выскакиваю из окопа и бегу (односоставное определённо-личное предложение). Ветер кидается мне навстречу (двусоставное предложение). Трудно дышать (односоставное безличное предложение). Впереди – воронка (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: находится). Только бы добежать до неё (односоставное инфинитивное предложение)! И тут словно плетью хлестнули по земле (односоставное неопределённо-личное предложение). Обстрел (односоставное назывное предложение). Не надо было шевелиться (односоставное безличное предложение).
  2. Знойно (односоставное безличное предложение). Мухи (односоставное назывное предложение). В поварне стучат ножами (односоставное неопределённо-личное предложение). Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы (двусоставное предложение). Поближе – иглы немецкой кирхи (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: видны).

Упражнение 14

Темнеет (односоставное безличное предложение). В глубине сада – костёр (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: виден). Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев (односоставное безличное предложение). Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша (односоставное предложение; по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное). Тут немного светлее (односоставное безличное предложение).

– Это вы, барчук (двусоставное предложение)? – тихо окликает кто-то из темноты (двусоставное предложение).

– Это я (двусоставное предложение). Не спите ещё, Николай (односоставное определённо-личное предложение)? А где у вас ружьё (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым находится / лежит)?

– Возьмите возле ящика (односоставное определённо-личное предложение).

Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь (односоставное предложение: по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное).

– Постращайте, постращайте, барчук (односоставное определённо-личное предложение)! – скажет мещанин (двусоставное предложение). – Опять всю дулю на валу отрясли (односоставное неопределённо-личное предложение)…

А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды (двусоставное предложение). Как холодно, росисто (односоставное безличное предложение)! Как хорошо жить на свете (односоставное безличное предложение)!

Упражнение 15

Упражнение 16

  1. Умение жить придёт само собой. Умение (какое?) жить (несогласованное; инфинитив; указывает на содержание определяемого понятия – умения).
  2. Одеяние японцев состоит из короткого платья с рукавами. Одеяние (чье?) японцев (несогласованное; сущ. в Р. п.; указывает на принадлежность; можно заменить согласованным определением – японское одеяние); из платья (какого?) короткого (согласованное; прил.); из платья (какого?) с рукавами (несогласованное; сущ. в Тв. п. с предлогом с; указывает на качественную характеристику определяемого слова – платья).
  3. Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни. Подарков (каких?) неожиданных (согласованное; прил.); подарков (чьих?) от жизни (несогласованное; сущ. в Р. п. с предлогом от; указывает на источник: жизнь дарит подарки).
  4. Мы напились воды из родника под сосной. Воды (какой?) из родника (несогласованное; сущ. в Р. п. с предлогом из; указывает на происхождение воды; можно заменить на согласованное определение: родниковой воды); из родника (какого?) под сосной (несогласованное; сущ. в Тв. п. с предлогом под; указывает на признак предмета (родника) по положению в пространстве; поскольку форма под сосной относится не к глаголу, а к существительному, она является не обстоятельством, а определением).
  5. Эти господа любят слушать щёлканье соловьёв. Господа (какие?) эти (согласованное; мест.); щёлканье (чьё?) соловьёв (несогласованное; сущ. в В. п.; указывает на производителя действия; можно заменить согласованным определением: соловьиное щёлканье).
  6. Найдутся люди смелее его. Люди (какие?) смелее (несогласованное; прил. в сравн. степ.; указывает на качественную характеристику главного слова – людей; можно заменить согласованным определением: более смелые люди).
  7. Поезд на Москву пришёл ночью. Поезд (какой?) на Москву (несогласованное; сущ. в В. п. с предлогом на; указывает на признак предмета (поезда) по положению в пространстве; можно заменить согласованным определением: московский поезд).
  8. Дни в мае длиннее ночей в декабре. Дни (какие?) в мае (несогласованное; сущ. в П. п. с предлогом в; указывает на признак предмета (день) по времени; можно заменить согласованным определением: майские дни); ночей (каких?) в декабре (несогласованное; сущ. в П. п. с предлогом в; указывает на признак предмета (ночь) по времени; можно заменить согласованным определением: декабрьские ночи).
  9. Вспоминались Подгорину длинные разговоры, весёлый смех, романсы, прогулки по вечерам. Разговоры (какие?) длинные; смех (какой?) весёлый (согласованные; прил.); прогулки (какие?) по вечерам (несогласованное; сущ. в Д. п. с предлогом по; указывает на признак предмета (прогулки) по времени; можно заменить согласованным определением: вечерние прогулки).
  10. Будет ящик для ножей, пилок, ложек, вилок (Маршак). Ящик (какой?) для ножей, пилок, ложек, вилок (однородные несогласованные; сущ. в Р. п. с предлогом для; указывает на признак предмета (ящика) по целевому назначению).
  11. На верхнем платье вышит фамильный герб величиною с большую монету. На платье (каком?) верхнем; герб (какой?) фамильный; с монету (какую?) большую (согласованные; прил.); герб величиною с монету (несогласованное; цельное словосочетание; качественная характеристика размера предмета – герба).
  12. Японские женщины до замужества носят герб отца. Женщины (какие?) японские (согласованное; прил.); герб (чей?) отца (несогласованное; сущ в Р. п.; указывает на принадлежность; можно заменить согласованным определением: отцовский герб).
  13. Голова японца не защищается ничем ни от жары в двадцать пять градусов, ни от холода в один градус. Голова (чья?) японца (несогласованное; сущ в Р. п.; указывает на принадлежность; можно заменить согласованным определением: японская голова); от жары (какой?) в двадцать пять градусов, от холода (какого?) в один градус (несогласованные; цельные словосочетания; качественная характеристика меры; можно заменить согласованными определениями: двадцатипятиградусная жара; одноградусный мороз).
  14. Скоро суда с четырёхугольными парусами замелькали по её сторонам. С парусами (какими?) четырёхугольными (согласованное; прил.); по сторонам (чьим?) её (несогласованное; мест.; указывает на принадлежность); суда (какие?) с парусами (несогласованное; сущ. в Тв. п. с предлогом с; указывает на отличительный признак предмета (наличие парусов у судов); можно заменить согласованным определением: парусные суда).
  15. На палубах не было заметно сетей или бочек для соления рыбы. Бочек (каких?) для соления (несогласованное; сущ. в Р. п. с предлогом для; указывает на признак предмета (бочек) по его целевому назначению).
  16. Нас принимает парень девятнадцати лет. Парень (какой?) девятнадцати лет (несогласованное; цельное словосочетание; качественная характеристика предмета (парня) по возрасту; можно заменить согласованным определением: девятнадцатилетний парень).
  17. На крылечке сидит пожилой мужчина в феске. Мужчина (какой?) пожилой (согласованное; прил.); мужчина (какой?) в феске (несогласованное; сущ. в П. п. с предлогом в; указывает на отличительный признак предмета – мужчины).
  18. Мы пересекли границу страны. Границу (чью?) страны (несогласованное; сущ. в Р. п.; указывает на принадлежность).

Проблема человека является центральной в философии, ибо она осмысливает не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Поэтому знание о человеке, которое дает философия, всегда ценностно нагружено. Человек для нее не вещь среди вещей, не объект среди объектов, а самосознающий субъект, способный к изменению внешнего мира и самого себя. В этом изменении всегда есть место свободе, творчеству, спонтанности.

Проблема человека была обозначена уже в философии Древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека – жизнь в согласии с этим миром.

В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек – лишь как одно из его многочисленных созданий. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым – в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в Бога.

Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний, духовный мир человека. Тем самым создавались предпосылки для отрыва человека от внешнего, природного мира и постепенного противопоставления ему.

Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного индивидуализма.

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механицизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке – это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте). История общества рассматривалась как история становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретение свободы.

Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные идеи марксизма – идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно-исторически: сущность человека – совокупность общественных отношений.

Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична, она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл истории, добро и зло – все это важнейшие темы для этой философии. Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро и другие высокие духовные, нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма.

В зарубежной философии XX в. также имел место большой интерес к теме человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной ситуацией в мире.

В 20-30-х годах XX в. в Западной Европе возник экзистенциализм как «философия человеческого существования». Основной темой в этой философии стала тема существования человека в отчужденном мире общественных отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает умереть духовно как личность. Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы творить этот мир, делая его более человечным.

Сформировавшаяся в XX веке философская антропология поставила задачу создания целостного образа человека на основе синтеза специально-научного изучения различных форм бытия человека с философским его постижением. Ею был сделан вывод о том, что человек не столько биологическое и социальное, сколько духовное существо, способное различать собственную сущность и существование.

Таким образом, философия призвана осмыслить человека как существо трех миров – природного, социального и духовного. В отличие от других существ он способен преодолевать собственную биологическую видовую ограниченность, быть частью живого мира и возвышаться над ним. Отсюда следует открытость, незавершенность человека, его постоянное саморазвитие.

Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 1947;

Исследование, проведенное доктором медицины Джеймсом Доти, показало, что пересечение стресса, осознанности и сочувствия может иметь серьезные последствия не только для здоровья отдельного человека и его взаимоотношений, но и для здоровья сообществ в целом.

Результаты исследования Стэнфордского центра исследований и образования в области сострадания и альтруизма (CCARE), которым руководит Доти, говорят о том, что лечение глобальной эпидемии апатии, изоляции и разобщенности может быть таким же простым, как обучение состраданию и сочувствию.

Как осознанность создает почву для сострадания?

Это связано с восприятием угрозы и вашей реакцией на стресс. Ваша базовая линия — это ваш режим отдыха и питания, управляемый парасимпатической нервной системой. Когда вы находитесь в привычном режиме, вы расслаблены, спокойны, и ваша пищеварительная система работает. И область вашего мозга, связанная с контролем исполнения, проницательностью и продуманным принятием решений, работает прекрасно. Этот режим способствует спокойным реакциям и интегрирует опыт и память в ваши действия.

С другой стороны, когда человек чувствует себя неуверенно или находится под угрозой, симпатическая нервная система включается, и в результате вы переходите в режим реагирования на угрозу, наиболее известный как борьба или бегство. Это приводит к увеличению частоты сердечных сокращений, смещению крови из пищеварительной системы к мышцам, чтобы вы могли убежать, и расширению зрачков. Это быстрый режим немедленной реакции. Ваши решения не зависят от прошлого опыта или воспоминаний. Вы просто в режиме выживания. И поэтому, когда вы чувствуете угрозу, вы очень быстро выносите суждения. В ситуации с выживанием это совершенно нормально и работает хорошо. Тем не менее часто, особенно в современном обществе, эти поспешные суждения и решения не всегда работают в нашу пользу.

Осознанность и правильное дыхание возникают тогда, когда вы делаете длинные, глубокие вдохи и переключаете действие нервной системы с симпатического (борьба или бегство) на парасимпатическое (отдых и переваривание). Тогда функции контроля исполнения в вашем мозге начинают работать лучше. Вы становить более вдумчивым, проницательным. Примерно через 15 минут осознанного дыхания ваша физиологическая функция начинает работать лучше: уровень гормонов стресса снижается, мышцы разжимаются, частота сердечных сокращений и давление снижается.

Мы знаем, что люди чувствуют себя наиболее комфортно, когда находятся в группе людей с общими ценностями, политическими взглядами или другими объединяющими факторами. Когда вы ощущаете комфорт и безопасность, ваша физиология работает лучше. То же самое верно и в обратном порядке. Когда вы намеренно активируете физиологическое состояние комфорта и безопасности — обычно с помощью некоторой практики осознанности, такой же простой, как глубокие вдохи, — вы чувствуете себя лучше. Кроме того, вы лучше относитесь к окружающим, даже если они не являются частью какой-либо определенной группы. Другими словами, вы проще проявляете сострадание.

Почему практика сострадания является мощным инструментом в построении отношений и сообществ?

Когда вы смотрите на мир через призму сострадания, вы испытываете не только физиологические изменения, но и социальные. У нас есть способность интуитивно чувствовать эмоциональные состояния других. Поэтому, когда кто-то смотрит на вас и видит, что вы расслаблены, открыты, заботливы, он испытывает чувство психологической безопасности. Поскольку человек не ощущает в вас угрозы, у него не возникает реакции на стресс и желания убежать или начать борьбу. Это принципиально меняет взаимодействие между вами и другими людьми.

Когда человеку дается дар психологической безопасности, его тело переходит от вовлечения симпатической нервной системы в парасимпатическую. Это приходит с чувством спокойствия, легкости и комфорта. В этом состоянии они открываются, они могут слушать, слышать и взаимодействовать. Одна из проблем современного общества в том, что люди не чувствуют такой психологической безопасности. Часто мы находимся в условиях, когда боимся, что нас оценят и осудят. В результате мы испытываем трудности с тем, чтобы показывать себя настоящими, делиться тем, что беспокоит нас или чего мы боимся. Это проблема хронического отключения от окружающих нас людей.

И наоборот, если вы посмотрите на районы мира, называемые Голубыми зонами, где люди обычно живут более ста лет, есть критически важные социальные аспекты их долголетия. В таких условиях, как правило, люди рождаются и умирают там, оставаясь в одной общине почти всю свою жизнь. И то, что происходит в таком сообществе, — ваши соседи, друзья, родственники — знают все о вас с самого раннего возраста. Ваши хорошие и плохие стороны. Абсолютно все. И, при этом, они продолжают любить вас. Они не осуждают, а принимают и помогают. В той среде, где вас любят, о вас заботятся и слышат, у вас появляется чувство психологической безопасности. И люди в этих группах обычно живут дольше, здоровее.

Для развития наших сообществ нам нужна открытость. Способность показать наши уязвимые места и слабости. Когда это происходит, когда люди открываются друг другу, тогда появляется возможность взаимодействовать по-настоящему.

Зачем нужно сострадание к себе?

Никто не станет отрицать, что в сегодняшних условиях люди стали гиперкритичными по отношению к себе. И в результате нам трудно любить себя. У многих людей в голове постоянно идет диалог, в котором они постоянно себя истязают и верят, что голос в их голове говорит правду. Неблагоприятные события в нашей жизни подвергают нас риску этого негативного разговора с самим собой, и тогда эти угрожающие голоса в нашей голове влияют на нас сильнее, чем позитивные или нейтральные. Это корень многих наших хронических стрессов.

Это то, что усугубляет наш «синдром самозванца» — в результате негативного комментария или опыта кто-то может сказать себе: «Я недостаточно хорош. Я не достаточно умен. Я действительно не должен быть на этой работе». Когда этот голос доминирует в голове, человек начинает ему верить. В этом случае очень сложно проявлять к себе сострадание.

Негативный разговор с собой сложно повернуть в другую сторону без осознания и твердого решения что-то изменить. Когда эти мысли проникают в вашу голову, вам не нужно их принимать. Вы можете выбрать реальность, а не ложные убеждения, и сменить этот вектор внутреннего диалога на позитивное самоутверждение. Это сострадание к себе.

Как сострадание к себе способствует состраданию к другим?

Когда человек практикует намеренно сострадание к себе, это не только меняет его реакцию на физиологический стресс, но также создает среду для других, чтобы они могли быть лучшими, быть более сострадательными, быть более добрыми.

Если вы постоянно мучаете и линчуете себя, трудно сохранять позитивное мировоззрение. Вместо этого вы склонны быть гиперкритичными по отношению к другим. А потом люди читают это на вашем языке тела, и чувствуют, что их оценивают. Они ставят между вами блок. Это тот же цикл реагирования на угрозу, о котором говорилось ранее.

С другой стороны, мы знаем, что когда вы сострадательны к себе, когда вы добры к себе, когда вы принимаете себя таким, каким вы есть, это оказывает глубокое положительное влияние на вашу физиологию и тогда вы смотрите на мир и на других людей более открытым, позитивным взглядом. Вы не оцениваете и не осуждаете людей, таким образом, создавая чувство психологической безопасности для других. А поскольку они чувствуют себя в безопасности и приняты, они могут открыто взаимодействовать с вами.

Какой была бы жизнь в мире с высоким уровнем сострадания?

Это был бы добрый и справедливый мир. Тот, в котором вместо того, чтобы быть сосредоточенными только на себе, люди бы стремились понять других. На самом деле, несмотря на разность культур и мест проживания, у нас гораздо больше общих черт, чем различий.

Когда мы не стремимся понять тех, кто отличается от нас, и вместо этого демонизировать и дегуманизировать их и создавать ложные рассказы об их природе, мы даем себе разрешение быть эгоистичными и жестокими. Это может иметь ужасные последствия. Это классический способ, которым тираны создают контроль над целыми обществами: постоянная информация о внешних угрозах может сплотить огромное количество людей. Эти люди будут говорить: «Нас хотят уничтожить. Благ не хватит на всех. Значит, нужно сделать все, что от нас требуется, чтобы мы выжили».

Но если вы выявите свои предубеждения в отношении других, поймете, откуда они берутся, и станете самосознательными, чтобы исправить свои ложные предположения, тогда вы сможете их преодолеть. Это сострадательная линза. С этого момента вы можете признать, что все люди заслуживают счастья. Все люди заслуживают пищи. Все люди заслуживают того, чтобы быть в безопасности. Все люди заслуживают жилья. Вы должны видеть другого как себя. Несмотря на любые различия, в конечном итоге мы все — люди.

Читайте также: Не надо о плохом: Что делать, чтобы освободиться от негативного мышления

Быть в курсе самого интересного с ZZA! — можно, подписавшись наш Telegram!

Ольга Васильевна, один из лайфхаков по эффективной домашней работе звучит совершенно абсурдно — «найдите учителя». Полвека назад такой совет вызвал бы у родителей недоумение. Что произошло?

Ольга Узорова: Была другая система обучения. Любой учитель, даже тот, который не был прилежным студентом в педвузе, мог на достойном уровне дать программу начальной школы своим ученикам. Поясню. Программа давала возможность среднему учителю дать хорошие базовые знания среднему ученику. Советская система, с помощью которой мы выучили людей, которые первыми запустили ракеты в космос, была грамотной и логичной. Изучаемая тема логично и в соответствии с возрастом школьников развивалась и применялась на практике. Многие современные авторы учебников ушли от этой классики, от грамотной подачи материала. Компоновка программ нарушилась. Пошаговость подачи материала тоже. Стало модным в третий класс вводить темы из седьмого, не отработав базовые навыки. Первый класс превратился в «два прихлопа три притопа», а на сложные темы в последующих классов часов не добавили и поэтому со второго класса для родителей начинается суровая правда жизни. Учитель в классе должен успеть отработать с учениками темы, но не успевает, потому что или идет урок-контрольная, урок-контрольная или новая тема, новая тема-новая тема. Добавьте сюда бесконечные диагностические работы, отнятые часы у математики, русского языка и чтения в пользу физкультуры, английского и т.д., да еще отсутствие времени, чтобы сделать в классе работу над ошибками. И в итоге родители в ужасе от того, что их ребенок не может выполнить домашнюю работу самостоятельно, ведь они-то когда-то делали ее сами. Именно поэтому очень важно найти грамотного и опытного учителя. И делать это нужно, когда ребенку исполняется четыре года.

Предположим, с учителем повезло. Что дальше? Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?

Ольга Узорова: Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное «надо». Не просто одноразовое «ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол». Занятие должно быть системным. С трех лет надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день. Тогда домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.

Допустим, воспитание системного «надо» было упущено. И теперь, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: «Ну, ты уже большой, давай сам».

Ольга Узорова: Увы, нельзя сказать ребенку «ты уже взрослый садись и делай». Надо научить его делать домашнюю работу. Мы не можем спрашивать с ребенка того, чему мы его не научили, а потом не отработали. Забота грамотного выполнения домашнего задания в первую очередь — зона ответственности взрослых. Учитель в классе учит, как выполнять домашнюю работу, а вы дома контролируете этот процесс. И чем быстрее взрослые научат ребенка, а не просто торжественно сообщат ему: «Все, ты теперь школьник, ты взрослый — домашнее задание на твоей совести», чем грамотнее взрослые выстроят все этапы обучения ребенка, тем раньше он станет самостоятельно выполнять домашнюю работу.

Но мы сейчас говорим о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным. Дальше нужно смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана «курица лапой».

Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?

Ольга Узорова: По рекомендациям опытных учителей-практиков в начальной школе время выполнения домашней работы не должно превышать 1-2 часа, в 5-6 классах — 2,5 часа.

Глядя на обилие заданного (одни проекты по окружающему времени чего стоят), иногда очень хочется сделать уроки за ребенка.

Ольга Узорова: К сожалению, проекты в разных школах вводят по-разному. И требования к ним очень разные. Многие требования зависят даже не от учителя, а от директора школы. Давайте тему проектов обсудим отдельно. У меня, мягко сказать, неоднозначное отношение к ним, особенно в начальной школе. Слишком много перекосов на практике.

Родители стали часто нанимать репетиторов для учеников начальной школы не для того, чтобы подтянуть предмет, а только для того, чтобы с ребенком делали домашнее задание.

Ольга Узорова: Когда я бываю в других странах, обязательно разговариваю с родителями. Недавно спрашивала у папы-американца (обычно уроками занимаются мамы), как у них в семье обстоят дела с домашней работой? Он говорит — отлично. Ребенок учится во втором классе. Спрашиваю, сколько времени он тратит? Два часа и без помощи родителей, бодро отвечает папа. В общем, в итоге выяснилось, что каждый день уроки с ребенком делает репетитор. Этот путь очень опасный. Ребенок должен научиться делать домашнюю работу сам. Взрослые должны не делать за него, а научить справляться с этой работой.

Домашняя работа — это фундамент тайм-менеджмента?

Ольга Узорова: Да, это планирование. Домашняя работа учит планировать свои действия. Но прежде всего, она проверяет знания. Если выполняя домашнее задание ребенок задает много вопросов взрослому, значит, есть пробелы. И над этими пробелами нужно поработать.

Любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок писал грамотно, умел считать и решать примеры. Но если с учителем не повезло?

Ольга Узорова: Ох, тогда маме придется сначала делать домашнюю работу, а потом закрепить пройденное упражнениями, которые дадут необходимую базу. А бедный ребенок в этом случае будет учиться в три смены — школа, домашняя работа и отработка материала дома. Повторю — в начальной школе идите на учителя. Ищите его заранее, когда ребенок еще ходит в детский сад.

Хитрые советы от Ольги Узоровой

Чтобы выполнить домашнюю работу быстро, нужно составить план, то есть распланировать, сколько времени потребуется на каждый этап работы. Например: 2 задачи решу минут за 10, на 20 примеров уйдет 5-6 минут, 2 уравнения — да это минут на 5! Отмечаете карандашом время на полях. Включаете таймер для самопроверки (или ставите песочные часы). И тогда вся математика будет сделана без никому не нужных слез всего минут за 20.

Существуют разные виды памяти, и у людей, как правило, лучше развит какой‑то один из них. …Поэтому и запоминать всем нужно по‑разному. Кто обладает хорошей зрительной памятью, все записывайте и иллюстрируйте. У кого развита слуховая память, читайте (например, басню, стихотворение, правило) вслух или пропевайте на любой подходящий мотив. У кого преобладает моторная память — рисуйте схемы; переписывайте правила, делайте наглядные пособия; басню или стихотворение не только спойте, но и спляшите.

Когда вы делаете домашнюю работу, не стоит учить похожие предметы подряд. Например, после того как выполнили задание по литературному чтению, не беритесь сразу за параграф из окружающего мира — вам будет трудно его запомнить. Так уж устроена наша память.

Работа над ошибками

В тетради ребенка много помарок?

Научитесь ценить и уважать самостоятельный труд ребенка. Помарки уйдут со временем, если их истоки — не пробелы в знаниях. (Если пробелы есть, они обязательно обнаружатся, вот тогда и начинайте с ними бороться). Если помарки появляются из‑за пропуска или замены букв, не стоит из‑за этого перечеркивать весь труд ребенка. (Однако если помарок больше 20 на работу, то это сигнал, что надо обратиться к логопеду или дефектологу).

Ребенок сам не садится за выполнение домашнего задания?

Возможные причины этой проблемы — лень, неорганизованность. В борьбе с ними поможет только режим. Старайтесь приучать ребенка к режиму дня. За уроки лучше садиться в одно и то же время. Организуйте удобное рабочее место. Поначалу сидите рядом, но не помогайте и не подсказывайте ответы. Именно сейчас вы должны жестко пресечь все детские «хочу» — «хочу пить» (в десятый раз!)… Вам нужно отвечать примерно так: «Доделаешь — будет и яблоко, и питье»…

Ваш малыш почти всегда садится за домашнее задание не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждет маму с работы)?

Срочно меняйте расписание секций и уменьшайте нагрузку ребенка. После 6 часов вечера ученик и домашнее задание — явления почти не совместимые

Лайфхак для школьника

КАК БЫСТРЕЕ ВЫУЧИТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ? Сначала надо понять материал, а затем его запомнить. Прежде чем выполнять письменное задание, пойми и выучи правило, на которые оно направлено. Ежедневно повторяй по 2-3 пройденных правила. Всю теорию надо знать всегда. Выполняй упражнения, применяя те правила, алгоритмы, которые ты выучил. Ни одно правило, ни один алгоритм не написан в учебнике просто так — потому что место осталось. Каждое правило — фундамент практического применения.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ. ОБЩАЯ ПАМЯТКА 1. Приведи рабочее место в порядок, приготовь все необходимое для работы. 2. Открой тетрадь. Сделай в тетради работу над ошибками. 3. Открой дневник, посмотри, что задано. Подумай, с какого предмета ты начнешь выполнение домашнего задания. 4. Открой учебник, прочти задание, подумай, какие правила следует применять в данном упражнении, и вспомни их. Если не помнишь, найди эти правила в учебнике и повтори. 5. Не знаешь, как оформить и выполнить задание? Просмотри классную работу, найди аналогичные упражнения, выполненные под руководством учителя, и ориентируйся на них. 6. Выполни упражнения. Если получилось грязно, перепиши. Совет: сложные задания сначала выполняй на черновике и там же исправляй ошибки и переписывай набело в тетрадь. 7. Проверь работу, аккуратно исправь ошибки. 8. Отдохни 10 минут и приступай к выполнению домашнего задания по другому предмету.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Пропиши буквы, слоги, слова, которые тебе задал учитель. 2. Повтори основные правила. 3. Отступи две строчки от предыдущей работы и напиши посередине «Домашняя работа». 4. Напиши «Работа над ошибками» и сделай ее. 5. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 6. Приступай к заданию. Запиши: «Упражнение … (номер)». 7. Прочитай задания упражнения. Прочитай текст упражнения. 8. Сначала выполни задания к упражнению устно. 9. Выполни упражнение письменно. Не забывай выделять и проверять (если есть возможность) все пройденные орфограммы ручкой с зеленой пастой или карандашом. 10. Выполни все письменные задания к упражнению. 11. Проверь работу.

КАК ПРОВЕРИТЬ ОРФОГРАММУ 1. Определи, к какой части речи относится слово с орфограммой (существительное, прилагательное, глагол…). 2. Установи, в какой части слова находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание). 3. Определи способ проверки (применить правило / проверить по словарям). 4. Подумай, как писать правильно. Сделай вывод. 5. Напиши слово правильно. 6. Проверь себя.

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ 1. Прочитай условие задачи два или три раза. Представь, о чем говорится в задаче. 2. Перескажи задачу своими словами без цифр (как ты понял сюжет задачи?). 3. Поясни, что показывает каждое число задачи. Повтори вопрос задачи. 4. Составь краткую запись условия или выполни чертеж (схему). 5. Рассуждай, думай: можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, а что потом? 6. Запиши план — цепочку решения задачи и решение по действиям (с пояснением после каждого действия или с вопросами). 7. Проверь решение. Обрати внимание на написание наименований в скобках после каждого действия. 8. Если уже умеешь, напиши решение выражением (одной строчкой, не по действиям). 9. Запиши ответ задачи.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *