Как научиться правильно молиться?

Содержание

Почему христианам так трудно молиться?

23 Сакавік 2020&nbsp Катэгорыя: Публіцыстыка

Одно время я был подавлен проблемой, годами существующей в церквях, и она сильно тревожила меня. Проблема заключалась в следующем: почему христианам так трудно молиться?

Писание ясно говорит нам, что ответом на все вопросы в нашей жизни является молитва с верой. Апостол Павел пишет: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филип. 4:6). Павел говорит нам: «Ищите ответ у Господа в любых обстоятельствах вашей жизни. И заранее благодарите Его за то, что Он слышит вас!»

Здесь очень ясно написано, что апостол Павел хочет подчеркнуть: прежде всего молитесь! Мы не должны молиться, используя молитву как последний шанс, прежде идя к нашим друзьям, затем к пастору или советчику, и в конце концов падать на колени. Нет, Иисус говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матф. 6:33). Мы прежде всего должны идти к Господу, раньше, чем к кому-нибудь другому!

Сокрушает сердце чтение писем, присылаемых в наше служение множеством разбитых христиан: семьи на грани разрушения, супруги разводятся, христиане, годами ходившие верно со Христом, живут в страхе и поражении. Каждый из этих людей был чем-то побеждён: грехом, депрессией, мирскими побуждениями, завистью. И год за годом их проблемы только усугублялись.

Однако, меня более всего тревожит в этих письмах то, что лишь немногие из христиан вообще упоминают о молитве. Они обращаются к кассетам, книгам, советникам, терапии разного рода — но редко когда к молитве. День изо дня они живут в переживаниях, страхах, тучами нависшими над их головами, потому что они не имеют ответа на свои проблемы.

Почему так трудно христианам во время кризиса, в своих отчаянных нуждах искать помощи у Бога? Библия даёт неоднократное и определённое свидетельство того, что Бог слышит вопль Своих детей и отвечает им с нежной любовью:

Эти обетования и свидетельства являются могущественным доказательством Божьей заботы. И они так многоразличны, глубоки и многочисленны, что я не понимаю, как христианин может пропустить их!

Однако, когда дело доходит до молитвы, Библия даёт нам больше, чем только обещания. Она также даёт нам предупреждения об опасности небрежения молитвой: «То как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении» (Евр. 2:3). Слово «вознерадеть» здесь значит «не задумываться, относиться легкомысленно».

Контекст этого стиха выражает важность вещей, относящихся к нашему спасению – и молитва, конечно же, является одной из них. Господь спрашивает вас: Как вы надеетесь избежать крушения и поражения в наступающие трудные дни? Как вы узнаете и отличите Мой голос в те дни, если вы не научились пребывать в общении со Мной и слушать Мой голос в молитвенной комнате?

Я уверен, что Бог сегодня глубоко оскорблён пренебрежением к молитве среди Его народа. Иеремия пишет: «Забывает ли девица украшение своё и невеста – наряд свой? а народ Мой забыл Меня, – нет числа дням» (Иерем. 2:32).

Вот в чём заключается мой основной вопрос – чего я никак не могу понять: как Божьи собственные дети, находясь под постоянными атаками адских сил, встречая трудности и искушения со всех сторон, могут неделями жить, не ища Господа? И как они могут утверждать, что любят Его и верят Его обетованиям, если сами никогда не приближаются к Нему?

Автор послания к Евреям призывает нас «приблизиться к Богу»!

10-я глава послания к Евреям содержит чудесное обетование. Там говорится, что Божья дверь всегда открыта для нас, давая нам свободный доступ к Отцу: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» (Евр. 10:19-22).

Несколькими стихами ниже нас предупреждают, что День Господень быстро приближается: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25). Бог говорит: «Сейчас, когда время пришествия Христа приближается, вы должны искать Моё лицо. Сейчас время войти в вашу тайную комнату и в молитве приблизиться ко Мне!»

Я считаю, мы уже сейчас видим признаки, показывающие, что близок спад в нашей финансовой системе – насилие и аморальность усиливаются. Наше общество помешалось на поиске удовольствий. Лжепророки – «ангелы света» – обольстили многих демоническими доктринами. И в любой момент мы можем увидеть время бедствий, которое наполнит страхом человеческие сердца. Но, прежде чем всё это произойдёт, автор к Евреям говорит: «Не позволяйте истине отойти от вас! Будьте на страже и бодрствуйте. Для вас открыта дверь в святое Божие присутствие, поэтому идите к Нему с полною уверенностью, приносите Ему свои желания. Кровь Христа уже открыла для вас эту дверь и ничто не стоит между вами и Отцом. Вы имеете полное право войти во святое святых и получить всё, в чем вы нуждаетесь!»

Когда же мы легкомысленно относимся к жертве Христа, которую Он принёс, чтобы мы имели свободный доступ к Отцу со всеми нашими нуждами, мы пренебрегаем Божьей благодатью, возбуждая Божий гнев!

Однако, несмотря на все эти мощные предупреждения об опасности небрежения молитвой, христиане по-прежнему находят трудным молиться. Почему? Я верю, что на это есть четыре причины.

1. Некоторые христиане не молятся потому, что они имеют лишь теплую любовь к Господу!

Когда я использую слово «тёплый» для описания любви человека ко Христу, я не имею в виду, что он холоден к Господу. Я имею в виду, что его любовь «не дорогая» – не слишком много стоит. Позвольте привести вам пример: когда Иисус говорит к церкви в Ефесе в Откровении 2, Он прежде всего одобряет их за всё, что они сделали. Он признаёт, что они трудились усердно в вере, ненавидели грех и компромисс, не принимали ложные доктрины, никогда не изнемогали и не сдавались в гонениях, всегда стояли за чистое Евангелие.

Но Христос говорит, Он имеет нечто против них: они оставили горячую, драгоценную любовь к Нему! «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:4).

Как-то среди всех их добрых дел они отошли от прилежного хождения в любви с Иисусом, и теперь Он говорит им: «Вы оставили вашу первую любовь. Вы отказались от того, что очень дорого для меня – регулярного пребывания в Моём присутствии и общения со Мной!»

Пожалуйста, заметьте, что Иисус говорит здесь о верующих, которые начинали с пылающей любви к Нему. Он не обращается к мёртвым, холодным, номинальным христианам, которые никогда не любили Его. Но Он говорит: «Любившие Меня всем сердцем позволили своей ревности охладеть. Верный слуга, некогда ежедневно искавший Меня в своей молитвенной комнате, теперь вообще редко молится».

Подумайте только, как оскорбительно это должно быть для Иисуса, нашего возлюбленного Жениха. Каким был бы супружеский союз, если бы муж и жена не имели времени для личного интимного общения? Иисус как раз об этом и говорит здесь. Он желает личного близкого общения с вами!

Ты можешь говорить, что любишь Его, но если ты никогда не ищешь чтобы быть наедине с Ним, ты доказываешь, что не любишь Его вообще. Такое отношение не пройдёт даже с твоим возлюбленным человеком. Если ты сказал своей возлюбленной, что любишь её, но видишь её только один раз в неделю, чтобы успеть сказать: «Привет, дорогая, я люблю тебя, до свидания!» Она этого не потерпит. Почему Иисус, отдавший за тебя всё, даже Свою собственную жизнь, должен терпеть это?

Неважно, как громко ты славишь Господа в церкви, как много ты говоришь, что ты любишь Его, как много ты пролил слёз. Ты можешь щедро жертвовать, любить других, ненавидеть грех, обличать делающих неправду, но если твоё сердце постоянно не влечёт в присутствие Христа, ты просто Его не любишь. Ты относишься к молитве легкомысленно, пренебрегая ею, и, согласно словам Иисуса, это доказывает, что ты потерял твою любовь к Нему.

Все наши дела напрасны, если мы не вернёмся к ярко пылающей любви к Иисусу. Мы должны осознать, что любовь к Иисусу заключается не только в делании добрых дел. Она включает в себя ежедневное, дисциплинированное поддерживание отношений с Ним. И это чего-то нам будет стоить!

2. Некоторые христиане не молятся потому, что они изменили свои приоритеты!

Приоритет – это степень важности, которую ты определяешь для чего-то. Христиане, которые пренебрегают молитвой, изменили свои приоритеты!

Многие верующие клянутся, что они будут молиться, как только найдут для этого время. Однако, каждую неделю искание Христа становится менее важным для них, чем помыть машину, убрать в доме, посетить друзей, поесть в ресторане, сделать покупки, смотреть телевизор. Они просто не уделяют времени молитве.

Такими были люди во дни Ноя и Лота. Их главными приоритетами было есть и пить, покупать и продавать, жениться и заботиться о семьях. У них не было времени слушать слово о Божьем грядущем суде. И в результате – никто не был готов, когда наступил суд!

Очевидно, ничто не изменилось в течение столетий. Для большинства христиан Бог остаётся в самом низу в перечне их приоритетов. А наверху – доход, безопасность, удовольствия и семья. Конечно, у многих людей Бога вообще нет в списках их приоритетов. Но это не так сильно огорчает Господа, как то, что Его собственные дети так мало ценят Его!

Сегодня тысячи христиан путешествуют по стране, ища, чтобы за них помолился какой-нибудь служитель, пророк или евангелист. Эти верующие хотят пережить Божье прикосновение и иметь чувственное переживание Его близости. Но, если даже они получат то, чего хотели, то это переживание длится очень короткое время. И, странно, за всё время их поездок и искания Божьего прикосновения они не проведут и пяти минут в молитве!

Возлюбленные, Господь не хочет ваших остатков, этих небольших кусочков времени, когда вы наскоро произносите молитвенную просьбу. Это не является жертвой хвалы или молитвы. Это жертва с пороком, и она загрязняет Его алтарь!

Пророк Малахия пишет: «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или когда приносите хромое или больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю! Будет ли он доволен тобою, и благосклонно ли примет тебя? Говорит Господь Саваоф» (Малах. 1:8).

То есть, Малахия говорит: «Вы приносите в Божье присутствие любых старых животных с фермы для жертвоприношения. Но это есть небрежные, непродуманные, бывшие в употреблении дары. Попытайтесь дать такие подарки своему правителю. Он выгонит вас вон».

Бог хотел, чтобы Его народ тщательно просматривал своё стадо, проверяя каждое животное, чтобы избрать самое совершенное среди всех для жертвы Ему. Сегодня Бог ожидает от нас того же. Он желает, чтобы мы проводили время с Ним не в спешке небрежения. Мы должны отдать приоритет общению с Ним.

Однажды я встретился с пастором одной из самых больших церквей Америки. Этот человек был одним из самых занятых служителей, которых я когда-либо видел. Он сказал мне не извиняясь: «У меня нет времени для молитвы». Этим на самом деле он говорил: «Я не уделяю молитве первое место».

Когда я посетил его церковь, я не чувствовал движения Духа Божьего в собрании. Я бы сказал даже, что это была одна из самых мёртвых церквей, в которых я когда-либо проповедывал. И как там могла быть какая-то жизнь, если пастор не молится?

Ни один христианин не отведёт времени для настоящей молитвы до тех пор, пока Господь не станет на первом месте в его жизни, выше всего остального – выше семьи, карьеры, досуга, всего. Иначе его жертва не угодна Богу!

3. Некоторые христиане не моляться потому, что научились жить без молитвы!

Многие христиане думают, что всё, что требуется от них – это ходить в церковь, петь, слушать проповеди, противостоять греху, делать всё самое лучшее, что могут, и всё будет хорошо для них. Это та жертва, которую они приносят Богу – и они думают, что она Ему приятна!

Я провёл много времени у постелей умирающих христиан, верно ходящих в церковь более пятидесяти лет. Эти люди никогда не пропустили собрания. Они были хорошими семейными людьми, и могли говорить на любую духовную тему. Но они совершенно не имели молитвенной жизни. Они проводили часами время со своими семьями, или просто смотря телевизор, или занимаясь своими хобби, но у них не было времени уединиться со Христом.

Это может звучать для вас слишком жёстко, но я считаю, что эти люди ушли в вечность, не зная своего Бога. Бог никогда не приближался к ним, потому что они никогда не приближались к Нему!

Я боюсь за каждого христианина, который научился уютно жить без ежедневной молитвы, кто никогда не имел близкого общения с Господом. Такие люди в конце концов становятся чужими Богу. И они будут среди тех, кого Христос обличит в день суда: «Да, вы много великих дел сотворили, вы исцеляли людей, вы совершали чудеса, вы многих привели в Моё царство, но Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, Я не знаю вас!»

Как мы можем избежать Божьего гнева и недовольства, если мы небрежём Его самым дорогим даром – даром спасения? Как мы встретимся с Ним в день суда, когда будут открыты книги, чтобы показать, что мы не проводили время с Ним? Мы можем сказать: «Господи, я сознаю, что мало времени уделял Тебе. Я всё его потратил на себя, мою семью, мою карьеру. Но сейчас я готов провести вечность, чтобы узнать Тебя». Ты думаешь, Он примет это? Нет – никогда!

Дело в том, что вы можете легко провести всю жизнь без молитвы. Я даже знаю некоторых очень «успешных» пасторов и евангелистов, научившихся совершать служения полностью без молитвы. Они могут забавить вас, рассказать вам замечательные истории, и заставить вас смеяться. Но они не могут убедить вас, изменить вас, или побудить вас искать Божьего лица!

Пройдёт время, и эти люди падут в великое отчаяние. Почему? Они всё более и более полагаются на руку человеческую, чем на Божью. И их жизни наполняются неуверенностью во всём. Немолящиеся проповедники – бессильные проповедники!

Точно также немолящиеся христиане очень мелки в своей вере, они – лёгкая добыча для лжеучителей, быстро уводятся с пути истинного Евангелия. Это христиане «всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины».

4. Некоторые христиане не молятся потому, что они не верят, что Бог слышит их молитвы.

Временами многие христиане разочаровываются из-за неотвеченных молитв, и в конце концов они сдаются. Они думают: «Может мне просто не достаёт веры? Я вижу, что молитва не помогает мне, зачем тогда я должен молиться, если это бесполезно?»

Израильтяне во времена Исаии были в подобном состоянии. Исаия пишет: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно… они вопрошают Меня… желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Исаия 58:2-3). Эти люди упрекают Бога в отсутствии заботы о Его народе! Они говорят: «Я люблю Бога, я всё делаю правильно, избегаю греха. И до недавнего времени я был верен в искании Бога в молитве. Но, знаете что? Он никогда не ответил мне! Почему я должен смирять душу свою перед Ним? Он никогда не замечал моих молитвенных прошений!»

Многие незамужние христианки склонны так думать. Они говорят: «Многие годы я искренне искала Господа, прося Его послать богобоязненного человека в мою жизнь. Я молилась более десяти лет. Но ничего не произошло!» После этого они достигают замужества своими усилиями и их настигает бедствие.

Недавно один пастор написал мне тревожное письмо. Он пишет: «Брат Вилкерсон, на прошлой неделе я закрыл церковь, где был пастором несколько лет. Я просто распустил собрание и покинул кафедру. На протяжение многих лет мы молились за пробуждение, но это так и не случилось. Мы молились за здание, и ничего не получилось. За несколько лет мы уменьшились до тридцати человек. У нас ничего не получилось. И сейчас я ухожу, чтобы найти другую работу».

Мне жаль этого подавленного человека. Да, я согласен, ему нужна другая работа, потому что, возможно, он не был призван к служению. Вы видите, наше призвание не в том, чтобы видеть пробуждение, иметь здание церкви, или иметь внушительное число людей в собрании. Нет, но в том, чтобы служить Господу верно, а это включает в себя нашу молитвенную жизнь!

Иаков пишет, что Бог не отвечает на молитвы тех, кто просит чего-то просто для удовлетворения самих себя: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иаков 4:3). Другими словами: «Вы просите не по воле Божией. Вы не готовы подчиниться тому, что Он имеет для вас. Вместо этого вы стараетесь диктовать Ему то, что удовлетворит ваше сердце!»

Иисус сказал: «И всё, чего не попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21:22). Просто говоря, Христос говорит: «Если вы действительно верите, вы будете ожидать ответа от вашего Небесного Отца. И для вас не важно будет, как долго придётся ждать. Вы будете стоять в вере, что Он ответит!»

Если Бог задержал ответ на какую-то вашу молитву, будьте уверены, что Он проверяет вашу веру. Он хочет, чтобы вы доверялись, когда кажется, что Он молчит. И Он проверяет вас, чтобы увидеть, скажете ли вы: «Я сдаюсь, Он не отвечает!» В конце концов Он хочет, чтобы ваша вера вышла как чистое золото, чтобы вы были приготовлены принять много ответов и для себя, и для других!

Однажды я прочитал историю о благочестивом человеке, дорогой пожилой сестре, которая близко ходила с Иисусом много лет. Её молитвенная жизнь была очень сильной, люди отовсюду просили её молиться за них. Однажды её подруга написала ей, прося помолиться за неё, и она согласилась.

Несколько недель спустя эта благочестивая женщина получила второе письмо от той же подруги, говорящее: «Спасибо тебе за молитвы, я получила исцеление». Но эта женщина вдруг осознала, что она забыла помолиться! Она обрадовалась, что её подруга была исцелена и, однако, недоумевала: «Господи, она говорила, что её вера была слаба. Почему Ты исцелил её, ведь я даже забыла помолиться о ней?»

Бог ответил ей: «Я исцелил её потому, что ты познала Меня! Ты настолько приблизилась ко Мне, что Я исполнил твоё желание о твоей подруге, даже без твоей молитвы».

Входи в твою тайную молитвенную комнату постоянно и ищи Его всем твоим сердцем. Там ты найдёшь ответ для исцеления твоей семейной проблемы, спасения твоих близких и на все твои жизненные нужды. Ответы могут не прийти на следующее утро, но Бог сделает Свою работу в Своё время и Своим образом. Твоя задача верить, что Он ответит, потому что ты Его возлюбленное дитя! Аминь.

ДОПУЩЕНО К ПУБЛИКАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ИС Р16-605-0207

На обложке – фрагмент картины «Призвание Евфросинии Полоцкой» (1989 г.) игумена Рафаила (Симакова).

Сила молитвы

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Из книги «Моя жизнь во Христе»

1. Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене (Мф. 15, 8). Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23, 26); потому что сердце – главное в человеке, жизнь его; больше – сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем – тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души – то же, что земля. Помните, что предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум.

2. Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и – соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся.

3. Так как Бог есть зиждительная, живая и животворящая Мысль, то весьма согрешают те, которые мыслями своего духа отклоняются от этой ипостасной Мысли и занимаются только предметами вещественными, тленными, овеществляя чрез то дух свой; особенно грешны те, которые во время Богослужения или домашней молитвы совсем отклоняются своими мыслями и блуждают в разных местах вне храма. Они крайне оскорбляют Божество, в которое должна быть вперена наша мысль.

4. У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия. Весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце – лукавое маловерие или неверие, устами как будто близок человек к Бэсподу, а сердцем далек. А во время молитвы лукавый все меры употребляет к тому, чтобы охладить и излукавить наше сердце самым незаметным для нас образом. Молись да и крепись, сердце свое крепи.

5. Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! Вся, сказал Господь, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете (Мф. 21, 22), и, значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не приимете. Аще имате веру, и неусумнитеся, еще говорит Он, то и горы можете переставлять (Мф. 21,21). Значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Да просит же (каждый человек) верою, ничтоже сумняся, говорит Апостол Иаков… да не мнит сумняйся, яко приимет что от Бога. – Муж двоедушен неустроен во всех путех своих (Иак. 1, 6–8). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, – что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? – Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! (ср. Мф. 9, 28) И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: я прошу у Бога 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее – от Бога получило бытие, потому что без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3), и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, – и во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того. Он нарицает и не сущая, яко сущая (Рим. 4, 17); значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его. 2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное – возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины: вера – средство сообщения духа с духом, а рассудок – духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та – дух, а этот – плоть.

6. Меру достоинства своей молитвы будем измерять мерою человеческою, качеством отношений наших к людям. Каковы мы бываем с людьми? Иногда мы холодно, без участия сердца, по должности или из приличия высказываем им свои просьбы, похвалы, благодарность или делаем для них что-либо; а иногда с теплотою, с участием сердца, с любовью или иногда притворно, иногда искренно. Так же неодинаковы мы бываем и с Богом. А не так надо. Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо всегда от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить Его и надеяться на Него.

7. Молитву старается лукавый рассыпать, как песчаную насыпь, слова хочет сделать, как сухой песок, без связи, без влаги, т. е. без теплоты сердечной. Молитва – то бывает храмина на песце, то – храмина на камне (Мф. 7,24,26). На песке строят те, которые молятся без веры, рассеянно, с холодноетью, – такая молитва сама собою рассыпается и не приносит пользы молящемуся; на камне строят те, которые во все продолжение молитвы имеют очи вперенные в Господа и молятся Ему, как живому, лицом к лицу беседующему с ними.

8. Слово благодатное, писания святых отцев, молитвы, особенно же слово Самого ипостасного Слова, – истинно вода живая; вода текуча, и слово течет, как вода; вода освежает и оживляет тело, и слово благодатное оживляет, проникает миром и радостью в душу или умилением и сокрушением о грехах.

9. Наша надежда на получение просимого во время молитвы основывается на вере в благость и щедроты Божии, яко Бог милости и щедрот и Человеколюбец есть, и при этом мы вспоминаем о прежних бесчисленных опытах благости и милости как на других людях (в Священном Писании и в житиях святых), так и в нас. Потому для успеха молитвы надобно также, чтобы молящийся уже получал прежде просимое и твердо веровал в это сердцем. Часто мы получаем по молитве своей просимое, особенно же ко спасению душ наших прошения; надо восписывать это прямо Господу, Его благодати, а не случаю какому-либо. Где можно дать место случаю в Царстве Вседержавного Бога? Без Него ничто по истине не бывает, как без Него ничтоже бысть, еже бысть – (Пн. 1,3). Многие не молятся потому, что им кажется, будто они не получили от Бога молитвою никаких даров, или считают молитву ненужным делом; Бог, говорят, все знает прежде нашего прошения, и забывают, что сказано: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется ва-м (Мф. 7,7). Наши прошения (молитвы) нужны именно для усиления нашей веры, которою одною мы и спасаемся: благодатию бо есте спасены чрез веру (Еф. 2,8); о жено, велия вера твоя (Мф. 15,28)! Спаситель для того и заставил женщину усиленно просить, чтобы возбудить ее веру, усилить ее. Такие люди не видят того, что они не имеют веры – самого драгоценного достояния христианина, которое необходимо как жизнь, – что они лжа творят (1 Ин. 1,10) Бога неверием и суть чада диавола, недостойные никаких милостей Божиих; что они – погибающие. Нужно также, чтобы сердце горело во время молитвы желанием благ духовных, любовью к Богу, ясно созерцаемому сердцем в Его крайней благости к человеческому роду и готовому слушать с отеческой любовью все его молитвы. Аще убо вы лукавы суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7,11)?

10. Во время молитвы бывают иногда минуты убийственного мрака и стеснения сердечного, происходящих от неверия сердца (неверие – мрак). Не малодушествуй в эти минуты, но вспомни, что если пресекся свет божественный в тебе, то он сияет всегда во всем блеске и величии в Боге, в Церкви Божией, небесной и земной, и в мире вещественном, в котором видимы Его присносущная сила и Божество (Рим. 1,20). Не думай, что изнемогла истина: она никогда не изнеможет, потому что истина – Сам Бог, и все существующее в Нем имеет свое основание и причину, – изнемогает в истине только твое слабое, грешное, темное сердце, которое не всегда может переносить напряжение света ее и не всегда способно вместить чистоту ее, – только тогда, как оно очищается или очищено от греха, как первой причины духовного мрака. Доказательство тому всего ближе взять от тебя самого. Когда свет веры или истины Божией живет в твоем сердце, тогда оно покойно, твердо, сильно, живо; а когда он пресечется, тогда оно беспокойно, слабо как трость, ветром колеблемая, безжизненно. Не обращай внимания на этот сатанинский мрак. Прогоняй его от сердца знамением животворящего Креста.

11. Не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах. Не вознеради нимало на святой молитве, всю скажи Господу от сердца, виждь, она – дело Божие. Взялся за гуж, не говори, что не дюж; «возложив руку на рало, не зри вспять» (ср. Лк. 9,62). Допустивши молитву нерадивую, не от всего сердца, не заснешь (если на ночь молитвы), пока не выплачешь своего греха пред Богом. Не со всеми это бывает, а с усовершившимися. Смотри же, выше Бога плоти своей не ставь, а пренебреги для Него и покоем телесным. Какое молитвенное правило взялся исполнить (если длинное молитвенное правило, то исполняй хорошо все правило; если короткое – тоже), исполни его со всею добросовестностию, и не исполняй дела Божия сердцем раздвоенным, так чтобы одна половина принадлежала Богу, а другая плоти своей. Ревность Господа Бога не потерпит твоего лукавства, твоего самосожаления. Предаст Он тебя диаволу, и диавол не даст покоя сердцу твоему за пренебрежение к Тому, Кто есть истинный покой твоего сердца и Кто будет всегда делать это для твоей же пользы, для того, чтобы удержать твое сердце в близости к Богу, потому что каждая неискренняя молитва удаляет сердце от Бога и вооружает его на самого человека и, напротив, каждая искренняя молитва приближает сердце человеческое к Богу и делает его присным Богу. Итак верь слову: поторопишься на молитве для покоя телесного, чтобы отдохнуть скорее, а потеряешь и телесный покой и душевный. Ах! какими трудами, потом и слезами достигается приближение сердца нашего к Богу; и неужели мы опять будем самую молитву свою (небрежную) делать средством удаления от Бога, и Бог ли не возревнует об этом? Ведь Ему жаль и нас и наших трудов прежних, и вот Он хочет заставить нас непременно обратиться к Нему Опять от всего сердца. Он хочет, чтобы мы всегда принадлежали Ему.

12. Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, – для этого единственное средствосамая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно.

13. Мысленными очами сердца вижу я, как мысленно вдыхаю в сердце свое Христа, как Он входит в него и вдруг упокоевает и услаждает его. О, да не пребуду я един, без Тебя Жизнодавца, дыхания моего, радования моего! Худо мне без Тебя.

14. Можно ли молиться с поспешностью, не вредя своей молитве? Можно тем, которые научились внутренней молитве чистым сердцем. В молитве надобно, чтобы сердце искренно желало того, чего просит; чувствовало истину того, о чем говорит, – а чистое сердце имеет это как бы в природе своей. Потому оно может молиться и с поспешностью и в тоже время богоугодно, так как поспешность не вредит истине (искренности) молитвы. Но не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце каждого слова молитвы. А это не всегда скоро дается человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском.

15. Как человек недобрый, приходя с просьбою к человеку доброму, кроткому и смиренному, для лучшего успеха своей просьбы сам старается уподобиться ему, так христианин, приступая с молитвою к Господу, или Пречистой Его Матери, или Ангелам, или святым – для успеха своей молитвы должен уподобиться, по возможности, Самому Господу, или Пречистой Его Матери, или Ангелам, или святым. И вот в этом-то и состоит тайна приближения и скорого услышания молитв наших.

16. Видит и слышит меня Трисиятельный Бог: вот самая животворная для сердца уверенность, проникающая миром и радостью мое сердце. Видит меня и Благосердая Матерь Бога Слова и слышит мои молитвы и воздыхания к Ней – другая утешительная уверенность, оправдывающаяся постоянно на деле. Буду же я ходить в чувстве вез деприсутствия и всеведения Божия!

17. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце крепко привязаны к чему-либо плотскому, например к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть к другим, потому что страсти обыкновенно связывают сердце, как Бог расширяет его, доставляет ему истинную свободу.

18. Что это за высокое лицо – священник! Постоянно у него речь с Господом, и постоянно отвечает на его речь Господь; что ни треба, что ни молитва, то речь с Господом; что ни треба, что ни молитва, то ответ на нее Господа. Как при находе страстей не помнить священнику, что страсти низки, нечисты, особенно для него, чтобы допускать их до своего сердца, которое всегда должен наполнять всецело един Иисус Христос. Священник – ангел, не человек; все житейское он должен далеко оставить за собою. Господи Иисусе! «Священницы Твои да облекутся правдою» (Пс. 131, 9), да помнят они всегда о высоте своего звания и да не запутываются они в сетях мира и диавола, да отбегут от сердец их и печали века сего, и лесть богатства, и о прочих похоти входящая (Мк. 4,19) в их сердце.

19. Люди впали в безверие от того, что потеряли совершенно дух молитвы или вовсе не имели и не имеют его, короче – от того, что не молятся. Князю века сего простор для действия в сердцах таких людей; он господин в них. Молитвою они не испрашивали и не испрашивают себе у Господа росы благодати Божией (а только просящим и ищущим подаются дары Господни), и вот сердца, испорченные по природе, без живительной росы Духа Святого пересохли и от крайней сухоты наконец запылали адским пламенем неверия и различных страстей, а диавол знает только воспламеняет страсти, поддерживающие этот ужасный огонь, и торжествует при виде погибели несчастных душ, искупленных кровью Того, Кто попрал его державу.

20. Молитва утренняя. Боже! Творче и Владыко мира! Призри милостиво на создание Твое, украшенное Твоим божественным образом в сии утренние часы: да живит, да просветит Твое Око, тьмами тем крат светлейшее лучей солнечных, мою душу темную и умерщвленную грехом. Отыми от меня уныние и леность, даруй же мне веселие и бодрость душевную, да в радовании сердца моего славлю Твою благость, святость, Твое беспредельное величие, бесконечные Твои совершенства на всякий час и на всяком месте. Ты бо еси Творец мой и Владыка живота моего, Господи, и Тебе подобает слава от разумных созданий Твоих на всякий час, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

21. Как удобно и скоро может спасать нас Господь! Мгновенно, неожиданно, неприметно. Часто днем я бывал великим грешником, а вечером после молитвы отходил на покой оправданным и паче снега убеленным благодатью Святого Духа, с глубочайшим миром и услаждением на сердце! Как легко Господу спасти нас и в вечер нашей жизни, при закате дней наших! О, спаси, спаси, спаси меня, преблагий Господи, приими мя во Царствие Твое Небесное! Все возможно Тебе. Своему Господеви стоим или падаем, станем же: силен бо есть Бог поставити нас (Рим. 14,4).

22. Как после недостойного Причащения, так и после недостойной, холодной молитвы, бывает одинаково худо на душе. Это значит: Господь не входит в наше сердце, оскорбляемый нашим сердечным неверием и холодностью, и попускает в сердце нашем возгнездиться духам злым, дабы дать нам почувствовать разницу между Своим и их игом.

23. Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучить). Чем доказать это? Это с очевидностью доказывается настоящим состоянием некоторых грешников и свойством самого греха – держать человека в плену своем и заграждать ему все исходы. Кто не знает, как трудно без особенной благодати Божией обратиться грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели! Как глубоко грех пускает в сердце грешника и во всем существе его корни свои, как он дает грешнику свое зрение, которое видит вещи совсем иначе, чем как они есть в существе своем, представляясь ему в каком-то обаятельном виде. Потому мы видим, что грешники весьма часто и не думают о своем обращении и не считают себя великими грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза; если же почитают себя грешниками, то предаются адскому отчаянию, которое разливает глубокий мрак в их уме и сильно ожесточает их сердце. Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха – омрачать нас, связывать нас по рукам и по ногам. Но время и место для действия благодати – только здесь: после смерти – только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви. Нераскаянные грешники – несомненные сыны погибели. Что говорит мне опыт, когда я бываю в плену греха? Я целый день иногда только мучаюсь и не могу обратиться всем сердцем, потому что грех ожесточает меня, делая для меня недоступным Божие помилование: я горю в огне и добровольно остаюсь в нем, потому что грех связал мне силы и я – как закованный в цепи внутренно – не могу обратиться к Богу, пока Бог, видя мое бессилие и мое смирение, и мои слезы, не умилосердится надо мною и не пошлет мне благодать Свою! Недаром человек, преданный грехам, называется связанным пленицами грехопадений (2 Пет. 2, 4).

24. О оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений, когда они, поражая скорбью и теснотою душу твою, побуждают тебя с болезнованием, сокрушением сердца и со слезами умолять Бога о помиловании; равно и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других, потому что Сам Он, Всесвятый Дух, всячески хочет спасти всех нас, только бы мы не противились Ему, не ожесточали сердец своих. Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8,26).

25. Истина – основа и многоразличие всего, что ни сотворено, и в твоих делах (внутренних и наружных) истина да будет основою всего, особенно – основою молитвы; пусть на истину, как на основу, нанизывается вся жизнь твоя, все дела твои, все мысли и желания твои.

26. Духом и истиною покланяйтеся Богу. Истиною – например, ты говоришь: да святится имя Твое. Есть ли в тебе действительно желание, чтобы имя Божие святилось добрыми делами людей и твоими? ты говоришь: да приидет царствие Твое; желаешь ли ты в самом деле наступления Царствия Божия, желаешь ли быть селением Духа Божия, а не селением греха; не охотнее ли ты желаешь жить во грехах? говоришь: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; не ищешь ли ты скорее своей воли, чем Божией? Ей, так! Говоришь: хлеб наш насущный даждь нам днесь; не говоришь ли ты в сердце своем другое: мне не нужно просить у Тебя этого; я имею без прошения, пусть так взывают неимущие; или с жадностью ищем многого и не довольствуемся малым или тем, что Бог дал нам, не благодарим за то, что имеем, а надо благодарить; просишь в молитве Бога: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; а сам не думаешь ли: я не Бог знает какой грешник; я, кажется, живу не хуже других и нет мне нужды просить оставления долгов моих или грехов; или, молясь, не имеешь ли ты какого неудовольствия, гнева и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу; говоришь: не введи нас во искушение; а сам не натыкаешься ли, не устремляешься ли без искушений на всякие грехи? говоришь: избави нас от лукавого; а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник – диавол? – Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем; не лги же, смотри, Господу на молитве твоей. Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы; наблюдай, согласно ли сердце твое с тем, что произносит язык?

27. Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами: сами мы больше портим дело своими собственными страстями, например гордостью и происходящею оттуда раздражительностью; но «возверзи печаль на Господа» (Пс. 54, 23) и помолись Ему, испытующему наши «сердца и утробы» (Пс. 7, 10), от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца и ты вскоре же скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься; «сия измена десницы Вышняго» (Пс. 76, 11).

28. Противоестественное господство плоти над духом выражается, между прочим, в том, что дух как будто погребен в плоти, связан плотью. Это особенно видно тогда, когда дело касается служения Богу: тогда человек скорее приближается к Богу только устами, плотию, ложно, а не сердцем, не духом, не истиною кланяется Ему. В самом деле, мы часто живем так, как будто нет в нас духа и высшая степень человеческого развращения обнаруживается тем, что дух совсем подавляется и человек становится как бы одною плотию. «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 3). Присмотритесь хорошенько к делам богопочтения человеческого: вы увидите, как тут плоть усиливается взять перевес над духом. В святых перевес духа над плотию виден в том, что они живут духом и во всем мире видят дух, во всем – премудрость, всемогущество и благость Божию; во всех явлениях, во всех делах они видят отпечаток духа; в людях чувственных перевес плоти над духом открывается из того, что они во всем видят только то, что представляется их чувствам и дальше своего носа, как говорится, не видят; человек чувственный, плотяный смотрит на мир и видит его, почти как животное неразумное, не удивляется в нем премудрости, присносутцной силе и благости Творца; читает священную книгу – и видит в ней только букву; молится ли: механически пробегает умом молитвы и не проникает в дух их, не знает искусства кланяться духом и истиною. Плоть господствует и в образовании людей. (Смотрите, научаются ли в заведениях важнейшему христианскому делу – молитве, научаются ли зреть Бога?) Плоть будет господствовать в мире до скончания века, так что Господь, пришед судить, обрящет ли (си) веру на земли? (Лк. 18,8), а неверие – дело плоти, как у людей первого мира.

29. Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Ее – достойно и праведно. Она – Всемилостивая Матерь Всемилостивого Бога Слова и о Ее милостях, неисчетно великих и бесчисленных, возглашают все века и все церкви христианские; Она точно есть бездна благостыни и щедрот, как говорится о Ней в каноне Одигитрии (Канон, песнь 5, ст. 1). Потому приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого. Как спешат за милостию к какому-либо высокому и богатому человеку, милости коего все знают, который милость свою доказал многочисленными опытами? Обыкновенно с самою покойною уверенностью и надеждою получить от него, чего желают. Так надо и в молитве не сомневаться, не малодушествовать.

30. Чтобы не раболепствовать ежедневно страстям и диаволу, надо задать себе цель, постоянно иметь ее в виду и стремиться к ней, побеждая именем Господним все препятствия.

Какая же это цель? Небесное Царство, божественный чертог славы, уготованный верующим от сложения мира. Но как цель достигается известными средствами, то необходимо иметь в своем распоряжении и эти средства. Какие же это средства? Вера, надежда и любовь, особенно же любовь. Веруй, надейся, люби, особенно люби, несмотря ни на какие препятствия, Бога больше всего, а всякого ближнего, как себя. Нет сил у тебя сохранить в сердце эти бесценные сокровища духа человеческого, припадай чаще к Богу любви, проси, ищи, толцы: приимешь, обретешь, отверзется (Мф. 7,7–8), – верен Обещавший. Ходя, сидя, лежа, собеседуя, занимаясь, во всякое время, молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще, как следует, с жаром и постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се начах.

31. Здесь, в мире суеты, в мире прелюбодейном и грешном, непрестанно и часто незаметно души и тела наши червь и тля тлит, и татие мысленные подкапывают и крадут… сокровища (Мф. 6, 19) души, правду и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17). Какое же верное средство от этого постоянного растления греховного, от этих мысленных татей? Молитва покаяния и веры. Она оживляет, воскрешает истлевающую в обольстительных похотях душу нашу, прогоняет мысленных татей; она бич их, а для нас – источник силы, жизни и спасения. – Слава о сем Господу! Молитва и предохраняет, избавляет нас от греха. С молитвою веры хорошо живется, ибо при молитве живем с Господом, Который просящим обещал всякие блага: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7, 7–8). – Слава, Господи, словесем Твоим всеистинным. Господи! Даждь всем просящим у Тебя, чрез мое недостоинство, благ различных, прошения сердец их. Аминь – буди!

32. Дух силен, мощен, оттого он легко носит тяжелое вещество; а плоть косна, бессильна, и потому ее легко подавляет родное ей вещество. Поэтому Бог, яко ничтоже, носит весь мир сильным Словом Своим (ср. Евр. 1, 3); потому же и дух человека благодатствованного легко, с Божией помощью, покоряет свою плоть, даже плоть других – их духу (как видим на святых), легко на молитве справляется с буквой слова, претворяя ее всю в дух; а плотской человек на каждом шагу подчиняется своей плоти и тяготится буквою молитвы, которой он не в силах обратить в дух, будучи сам плоть, или – проникнуть нечистым, оплотянившимся духом своим в чистый, святой дух ее.

33. Человек постоянно погибает от греха, и ему нужен постоянный ежедневный спаситель. Этот спаситель – Иисус Христос, Сын Божий; воззови только к Нему внутренне с живою, ясновидящею верою о спасении, и Он спасет тебя! Так Он чудесно спасал меня бесчисленное множество раз; это спасение было так явно, как, например, явно приходит в темницу какой-либо избавитель и изводит из нее заключенного. Священнику нужно самому испытать и силу веры, и сладость молитвы, и оставление грехов, и то, когда она бывает безуспешна, и скорби душевные, когда они постигают, и утешения благодатные, чтобы в молитве к Богу о верующих говорить так: даруй им такое же благо, как даруешь Ты его всегда мне недостойному, – чтобы обо всем просить с собственного опыта.

34. Молитва принужденная развивает ханжество, делает неспособным ни к какому занятию, требующему размышления, и делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих. Это должно убедить всех, таким образом молящихся, исправить свою молитву. Молиться должно охотно, с энергией, от сердца. Ни от скорби, ни от нужды (принужденно) молись Богу, – доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9, 7).

35. Слава Тебе Спасителю, Сила всемогущая! Слава Тебе Спасителю, Сила вездесущая! Слава Тебе, Утроба преблагосердая! Слава Тебе, Слух присноотверзающийся на услышание молитвы мене окаянного, во еже миловати мене и спасати от грех моих! Слава Тебе, светлейшие Очи, выну на меня зрящии любезно и презирающие вся моя сокровенности! Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Сладчайший Иисусе, Спасе мой!

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Подход к молитве должен быть не утилитарный, а, как говорится, феноменологический. Чтобы правильно оценить ее «результативность», смотреть стоит не на то, что произойдет в будущем (осуществление желания), а на сам процесс. Потому что в разговоре участвуют две стороны.

Почему мы не слышим и не видим Бога? В Ветхом Завете Он говорит прямо, что невозможно увидеть Его и остаться в живых. Причина – приобщение человека к смерти через принятие зла (наравне с добром: именно это произошло с первыми людьми в Эдеме). Христос как раз и пришел на землю, чтобы человека отнять у смерти – и дать возможность вернуться к жизни. Естественно, без воли человека это невозможно. А она должна отречься от смерти – греха. Лишь тогда мы снова сможем говорить с Ним лицом к лицу.

Поскольку нам до полного отречения от греха далеко, мы и не готовы услышать утвердительный или отрицательный ответ. Хотя в реальности он есть всегда, кроме случаев, когда мы тарабаним текст, не задумываясь о смысле. На заклинания ни Бог, ни Его святые не отвечают.

Впрочем, даже из греховного состояния ответ услышать можно. Из церковного опыта известно, что часто до общения с грешником снисходит Божия Матерь (поэтому мы Ее почитаем как «Скорую Помощницу», «Ходатаицу», «Надежду и Предстательство»): история Мария Египетской, иконы «Нечаянная Радость» и многие другие. Кроме того, отцы-аскеты разрабатывали свою «технику молитвы».

Ее главная составляющая – внутренняя тишина. Это значит, что надо отвлечься от посторонних мыслей. Такая рекомендация содержится в любом молитвослове в начале утренних молитв: «немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Это трудно, но было бы желание – постепенно получается.

Не стой под стрелой: техника безопасности

Когда человек начинает погружаться в аскетику, он неизбежно увлекается и теряет чувство меры. Часто, начитавшись афонских подвижников и отцов-пустынников, он пытается практиковать молитву Иисусову «по правилам»: определенная поза, четки, непрестанное произнесение… Но пустынники на то и пустынники, что уже имеют внутреннюю молитву или как минимум нацеленность на нее. Для тех, кто живет в условиях, где полная тишина и постоянное сосредоточение на своем внутреннем мире рискуют привести в лучшем случае к рассеянности в выполнении обязанностей, в худшем – к повреждению психики, «техника» даже не вторична, а вообще не имеет особого значения.

Святитель Феофан Затворник напоминает, что молитва Иисусова – это только способ достижения молитвы непрестанной. От того, что ты перестанешь думать, а только будешь повторять молитву Иисусову, ты просто разучишься думать. Господу это совершенно не нужно. Тот же святитель Феофан призывает к «Богомыслию» – то есть размышлению о Боге, которое в себя включает и серьезную тренировку разума богословием.

Вообще вникать в смысл молитвы – необходимо, это касается не только молитвы Иисусовой. Механическое повторение – грубая ошибка. Именно это Господь в Евангелии называет «многоглаголанием» и предупреждает, что так человек уподобляется язычникам, которые думают, что «в многословии своем будут услышаны».

Радикально неправильный подход – искать в молитве наслаждения. Этой проблеме целые страницы посвятил святитель Игнатий (Брянчанинов), за что часто подвергается осуждению как якобы «борец с радостью». На самом деле речь о предохранении от экзальтации.

Радость – это не задача и цель молитвы, а ее результат. Цель молитвы – достигнуть постоянного памятования о Боге, взрастить веру и иные добродетели.

Задача – настроиться на достижение этой цели. Можно достигнуть и наслаждения, и радости, и даже созерцания Фаворского света. Но если вы начали молиться для этого – лучше остановитесь, а то в конечном итоге очнетесь в кабинете психиатра. Либо увидите не то что «нетварный свет», а «все ангельское воинство», либо впадете в жесточайшее уныние, переходящее в депрессию, потому что не сможете увидеть вообще ничего.

Кому помолиться, чтобы отомстить?

Церковница в нашем соборе рассказывает:

– Подходит женщина и спрашивает: «Кому мне помолиться? Мне отомстить надо». Я отвечаю: «У нас таким не занимаются». Она обиделась и ушла, даже слушать не стала.

Человек слаб и, претерпевая обиду, хочет, чтобы злодей получил по заслугам. Принципиально молитва против обидчика – явление не уникальное. Вот 108-й псалом: «Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою…» Но это текст ветхозаветный.

Нет, отказываться от Ветхого Завета, а тем более от Псалтири – не стоит. Христианские толкователи обычно объясняют эти строки как проклятия бесам.

Митрополит Антоний Сурожский не соглашался и считал, что такие слова естественным образом просятся на ум от обиды. Действительно, мы возмущаемся несправедливостью как неправедностью. Поэтому мы ужасаемся новостям об отнятых у матери-инвалида детях или о террористических актах. Но несправедливость в свой адрес адекватно оценить сложно, потому что «своя рубашка ближе к телу», мы субъективны.

Ветхозаветная рефлексия была проще евангельской. Человек умел отличать хорошее от плохого, а при должном внимании мог оценить, где пострадал за дело (покаяние Давида), а где – просто так (Иов), но мудрости у него было меньше. Заповеди любви к врагам не могло быть, пока человек не научился воспринимать соперника как «равноправного другого», то есть – понимать ограниченность своей оценки.

Нельзя молиться о мести не потому, что в идее воздаяния самой по себе есть нечто неправильное, а потому, что мы не знаем мотивов, внутреннего состояния и душевных возможностей обидчиков.

Пример: несколько месяцев назад соцсети взорвались гневом против депутатки, заявившей, что нельзя сокращать зарплату ее коллегам, потому что ей и так зарплаты (около 130 тысяч рублей) еле хватает. Хотя ее реплика может показывать не столько цинизм чиновницы, сколько искреннее непонимание ситуации. Возможно, она не воспринимает, что бывают и зарплаты по двадцать тысяч, а кто-то и на десять выживает. То есть формально знает, а в душе не укладывается: «Наверное, они подрабатывают или им помогают».

Так что молиться «против» кого-то нельзя потому же, почему нельзя осуждать: какой мерой судишься, той же будешь осужден. Молиться надо о восстановлении справедливости, а не о наказании виноватого. А там Господь разберется.

Трезвость – норма жизни

У знакомого священника есть выражение: «Промаливать ситуацию». В смысле, если что-то запуталось – начать просто молиться и ждать разрешения или ответа от Бога. Если это срабатывает, то срабатывает именно так: либо проблема сама по себе рассасывается, либо находится на нее адекватный ответ. Причем иногда ответ рождается уже в процессе молитвы.

И здесь надо четко отдавать себе отчет в нашей поврежденности. Нет, речь не о том, что мы обязательно находимся в состоянии духовной прелести или вот-вот в него ввергнемся. Мы просто часто слышим то, что хотим услышать. А хотим мы услышать не всегда правильные вещи. А иногда нам просто лень, вот и придумываем, что попроще. Поэтому если вдруг вы молились о понимании химии перед экзаменом и вам прямо на молитве или в тонком видении после нее явился периодический закон – лучше запишите его и разберите, что называется, на трезвую голову. Дабы не выдать какой-нибудь галиматьи.

Трезвомыслие на молитве необходимо. «Я молился, и на ум пришло…» – можно услышать как от неофита, так и от человека с огромным церковным стажем. Иногда действительно пришло на ум в результате молитвы. А иногда – вопреки ей. Например, читал человек вечерние молитвы, клюнул носом и в полудреме вспомнил последний телефонный разговор с другом. И обдумывать его стал не по причине большой душеполезности разговора, а потому что отвлекся. Поэтому рожденную на молитве мысль стоит отложить на несколько часов – если эта мысль такая мудрая, то она вернется еще более ясная.

К посторонним, да даже и не очень посторонним мыслям, родившимся на молитве, стоит относиться как к снам. Если они смущают или отвлекают – игнорировать. А вот если они предлагают какие-то великолепные решения – верифицировать.

Иными словами, тщательно проанализировать, помолиться еще раз, спросить совета у опытных людей – и только тогда осторожно протестировать. Лучше сначала «на черновике». Ровным счетом ничего не потеряете, а вот риски сильно снизите. Если нет времени на проверку – хотя бы просто помолитесь, но очень сосредоточенно и целенаправленно. И не жалуйтесь, если не сработало – это не Бог обманывает ожидания, это мы можем обмануть сами себя.

  1. Вопросы и советы мужчинам начинающим делать намаз
  2. Где найти правильные видео
  3. С чего начинать
  4. Из скольки ракаатов состоит намаз
  5. Порядок в молитве в два ракаата
    1. Икамат
    2. Намерение
    3. Такбир
    4. Кыям
      1. Чтение суры Фатиха
    5. Руку
    6. Выпрямление из поясного поклона
    7. Саджда
    8. Первое сидение
    9. Второе саджда
    10. Поднятие с первого ракаата
    11. Второй ракаат
    12. Второе сидение второго ракаата
    13. Завершение молитвы
  6. Намаз в три и четыре ракаата

Как правильно делать намаз мужчине, который является новичком в Исламе – в этом вопросе слабо ориентируются очень много мужчин даже среди этнических мусульман, а среди тех, кто недавно вступил в Ислам, желающих узнать, как делать намаз мужчине новичку, еще больше. Незнание того, как правильно читать намаз мужчинам, для некоторых мусульман служит оправданием того, почему они не начинают молиться – многим мужчинам мусульманам новичкам кажется, что они начнут молиться сразу же, как только научатся это делать правильно, и быстро наверстают упущенное.

Многие начинающие мусульмане откладывают совершение молитвы на потом, потому что не знают суры Корана и опасаются того, что сделают что-то не так. Не следует думать так, но стоит узнать как можно быстрее, как читать намаз для начинающих мужчин, так и для женщин, и приступить к молитвам, поскольку может и не наступить это «потом». Жизнь скоротечна, и человек может откладывать совершение намазов, и так и не дожить до этого момента, и не оказаться среди тех мусульман, которые войдут в Рай!

Много времени намаз не отнимает, но помыслы человека, совершающего молитву, очищаются, сердце его светлеет, и совершенный намаз становится той преградой, которая отделяет человека от шайтана и даст приблизиться мусульманину на пути к Всевышнему. Об этом сказано в суре «Аль-Анкабут»: «…Воистину, намаз отстраняет от мерзости и явного греха…».

Совершение намаза является одной из основных обязанностей каждого мусульманина любого мазхаба, и по тому, как человек совершает намаз, будут судить и о том, как он совершает свои дела: в хадисе сказано, что молитва – это будет первое, за что человек будет отчитываться перед Всевышним в Судный день, муж будет отчитываться и за то, как он научил молитвам свою жену, за молитву в первую очередь будет совершен с мусульманином расчет. Если молитва мусульманина будет хороша, то и об остальных его деяниях будут судить также, но если негодной окажется его молитва, а остальные деяния будут хороши, то и об остальных деяниях будут судить как о негодных. Поэтому начинающему мужчине следует научиться как можно раньше совершению намаза. Сделать это можно самым простым и очевидным путем: посещать мечеть и смотреть, как это делают молящиеся и повторять за ними. Это не самый быстрый способ, но эффективный, поскольку не все аяты и суры произносятся четко и громко. Но это верный путь к тому, чтобы мужчина мусульманин начал регулярно совершать намаз, хотя он пока только учится.

Где найти правильные видео

Если же человек работает, и он не в состоянии посещать мечеть регулярно, то ему нужно искать другие способы научиться, как правильно читать намаз мужчине. Для таких занятых мужчин самым правильным вариантом и доступным, с помощью которого они смогут узнать о совершении намаза для начинающих, является обучающее видео. В связи с тем, что в youtube появилось достаточно много обучающих роликов как совершать намаз, начинающему мусульманину будет сложно разобраться в достоверности и правильности информации, поэтому мы рекомендуем обратиться к проверенным источникам, в которых обучают квалифицированные преподаватели с высшим исламским образованием, в этом начинающему помогут видео курсы академии Медина раздела Шафиитский фикх, посредством которых можно пройти весь курс начиная с омовения, заканчивая молитвой.

В обучающем видео подробно показывается, как совершать намаз мужчине и чем может быть сложен намаз для начинающих мужчин. Особенность видео в том, что все хорошо слышно и видно. Однажды увидев, как правильно читается молитва, будет в несколько раз легче потом сделать все самостоятельно. В обучающем видео не только все подробно показано: по ходу демонстрации того, как совершать намаз мужчине, даются необходимые объяснения, показывается, в каком положении должно находиться тело и какие действия следует совершать в определенные моменты намаза. Видео поможет тем, кто желает закрепить правильное произношение слов, также для обучающихся есть возможность задать вопрос учителю и получить компетентный ответ, а также читать комментарии и вопросы других учащихся.

С чего начинать

Учиться прочесть намаз правильно следует с заучивания наизусть времени совершения намазов, также нужно выучить правила Гусль (большого омовения или купания) и Вуду (малого омовения), а потом выучить в первую очередь наизусть из Корана суру «Фатиха» и затем две какие-либо короткие суры. Далее следует запомнить те дуа и слова, из которых состоит намаз, а также тот порядок, в котором совершается намаз.

Поначалу возможны ошибки, но их наличие не будет означать то, что молитва не будет принята: мусульманин всегда должен надеяться на то, что Милостивый Аллах простит, благословит, поэтому стремиться совершать молитву следует от всего сердца.

Из скольки ракаатов состоит намаз

Ракаат — полный цикл молитвы с порядком действий и слов, начиная с вступления в намаз словами «Аллаху Акбар», до поднятия из второго земного поклона. В один ракаат включается: один руку или поясной поклон, два саджда или земных поклона.

Намазы могут состоять из двух ракаатов, трех и четырех.

Порядок в молитве в два ракаата

Начинающим мусульманам следует начать ознакомление с обязательного фард-намаза. Чтобы совершить фард-намаз, нужно, чтобы мужчина совершил сначала вуду или гусль, если есть такая необходимость, и находился в состоянии ритуальной чистоты.

Затем он должен встать лицом в направлении к Каабе.

Икамат

Далее мусульманин может прочитать Икамат, который читают только для фард-намазов. Дважды произносят «Аллаху Акбару Аллаху Акбар», затем дважды произносят «Ашхаду алля иляха илляллах», затем дважды читают «Ашхаду анна Мухаммадар расулюллах», дважды читают «Хаййа ‘аля ссалях», потом читают дважды «Хаййа ‘аляль фалях» и также два раза читают «Кад каматиссалях». Далее вновь произносят «Аллаху Aкбару Aллаху Aкбар», «Ля иляха илляаллах». В переводе с арабского это означает: «Аллах превыше всего. Свидетельствую я, что никого и ничего нет сопоставимого с Единым Богом. Свидетельствую я, что Мухаммад является Посланником Всевышнего Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Молитва начинается. Аллах превыше всего. Нет бога, кроме Аллаха».

Текст икамата не является обязательным для совершения намаза, но является очень желательным поступком, благодаря которому мусульманин заслужит еще большую награду за совершаемую молитву.

Намерение

Далее начинающему мусульманину следует всем сердцем выразить то, что у него есть намерение совершить намаз здесь следует обозначить, какой именно намаз он намеревается совершить. Не обязательно произнести намерение вслух. Намерение или ният является обязательным условием намаза, без него молитва не будет действительна! Об этом вы можете ознакомиться в данном видео.

Такбир

Далее мусульманин должен поднять к ушам согнутые в локтях руки так, чтобы в сторону Каабы были обращены ладони. Концы больших пальцев должны коснуться мочек ушей или идти параллельно мочкам ушей. Пальцы остальные должны быть направлены прямо вверх. В сторону ушей ладони поворачивать нельзя, как нельзя и прикрывать руками уши, также нельзя руки поднимать символически, то есть не поднимать их полностью до ушей – такие действия намазу по сунне Пророка Мухаммада ﷺ не соответствуют.

После того, как молящийся поднимет руки, он должен выполнить такбир начальный — Такбир ифтитах: «Аллаху Акбар», что в переводе означает «Аллах велик!». Во время произнесения такбира человек должен стоять прямо, а взгляд его должен быть устремлен на то место, где он будет выполнять земной поклон или саджда. Нежелательно или макрух во время произнесения такбира склонять шею, подбородок класть на грудь. Ноги молящегося должны стоять параллельно друг к другу на определенном расстоянии.

Кыям

Правильное расположение ног при кыяме

После того, как мусульманин произнес такбир, он должен встать на кыям – так называется стояние после такбира. С этой целью он кладет на левую руку правую, обхватывая большим пальцем и мизинцем кисть левой руки, и так опускает на живот руки. Глаза все также направлены в то место, где он будет при выполнении саджда касаться лбом пола или земли.

Чтение Фатихи

Далее молящийся приступает к первому ракаату – читает суру «Фатиха», оставаясь в том же положении. И далее, не меняя положения, молящийся читает другую любую суру. Подойдет такая сура, как «Аль-Каусар».

Если мы рассматриваем намаз для начинающих мужчин мусульман, то начинающие могут прочитать только суру «Фатиха», и после нее перейти к совершению поясного поклона. Но нужно поскорее выучить и другие суры и пользоваться такой отсрочкой недолго.

Руку

Правильный поясной поклон — руку’

После прочтения сур совершается руку (поясной поклон). Молящийся сгибается в поклоне, оставляя спину прямой, держа ее параллельно полу, и произнося во время совершения поклона «Аллаху Акбар». Далее разводит пальцы на руках, кладет их на колени, продолжая держать ноги и спину прямо – в результате образуется прямой угол, а взгляд должен быть направлен на пальцы ног или место совершения земного поклона.

Далее нечетное количество раз произносится фраза «Субхаана Рабияль Азыым» (в переводе на русский язык «Слава Господу Могущественному») — от трех раз и более. По словам ибн Мас‘уда, Пророк Мухаммад ﷺ упоминал произнесение фразы «Субхана Рабби-аль-Азым» три раза как самое малое количество раз.

Выпрямление из поясного поклона

Далее верующий из поясного поклона выпрямляется и при выпрямлении произносит: «Сами‘аллаху лиман хамидах», что в переводе означает, что Всевышний услышал тех, кто восхваляет его, и выпрямившись говорит «Раббана уа лякаль хамд» ( в переводе на русский язык «Господь наш вся хвала Тебе!»).

Саджда

Правильное положение при земном поклоне

После полного выпрямления молящийся должен выждать 2-3 секунды и совершить саджда (земной поклон), во время склонения в земной поклон произносят такбир — «Аллаху Акбар». Совершают саджда по следующему порядку: опускаются на колени и затем руки, или можно и наоборот, затем к полу прижимается нос и лоб, а голову ставят между руками. Пальцы ладоней, лежащие на полу, следует держать вместе и направить в сторону Каабы. Произносят нечетное количество раз: «Субхана Раббияль А‘ля» («Слава Господу Всевышнему»).

Первое сидение

После этого следует сесть, произнося такбир «Аллаху Акбар», в положение сидя, когда колени согнуты, кисти рук положены на них. Оставаться в этом положении следует так долго, чтобы можно было произнести: «Субханаллах», в этом положении необходимо произнести слова прощения, к примеру, самое короткое такое «Рабби гъфир ли» («Господи прости меня»).

Второе саджда

После этого произносят такбир «Аллаху Акбар», и снова опускаются в саджда и снова произносят «Субхана Раббияль А‘ля» нечетное количество раз.

Поднятие с первого ракаата

Далее молящийся поднимается в кыям (стояние) произнося слова «Аллаху акбар», и складывает руки на животе, как в кыяме.

Это окончание первого ракаата.

Второй ракаат

При совершении второго ракаата все действия с того момента, как молящийся читал суру «Фатиха», повторяют. Перед чтением этой суры во втором и всех последующих ракаатах читают «Бис-ми Лляяхи-Ррахмани-Ррахим». После этого читают другую суру, к примеру, «Ихлас».

В одном намазе одинаковые суры читать не следует, но не возбраняется, но это не касается суры «Фатиха», которая читается в каждом ракаате.

Далее совершается руку и саджда так же, как это делалось в первом ракаате до того момента, когда совершается второй поклон саджда.

Второе сидение второго ракаата

Затем верующий садиться читать дуа. Мужчинам нужно сесть на левую ногу, а пальцы правой ноги должны быть направлены в сторону Кыблы, а взгляд устремлен на колени.

Оставаясь в таком положении, верующий должен прочитать дуа Ташахуд. В этом же положении читают дуа «Салават». После этого читается дуа от фитны и мучений могилы «Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин ‘азаби джаханна-ма, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжали», в переводе на русский язык: «О Аллах, поистине я прибегаю к Тебе от мучений могилы и от мучений Ада и от смуты мирской жизни и смерти и от злой смуты антихриста Даджяля».

Завершение молитвы

После этого произносится приветствие, при котором поворачивается голова в правую сторону, взгляд направлен на плечо, и во время этого произносят: «Ассаляяму ‘aлейкум ва рахмату-ллаах». Затем голова поворачивается в левую сторону, направляется взгляд на плечо и произносят «Ассаляяму ‘aлейкум ва рахмату-Ллаах».

Это окончание намаза в два ракаата.

Намаз в три и четыре ракаата

Научиться совершать магриб-намаз в три ракаата можно , намаз в четыре ракаата совершается аналогично намазу в два ракаата за исключением того, что при втором сидении второго ракаата читается только дуа Ташахуд, и только во втором сидении четвертого ракаата читаются по порядку (как в намазе двухракаатном): дуа Ташахуд и Салават, а затем дуа от фитны и защиты от мучений могилы и произноситься заключительное приветствие как при завершении молитвы.

Также необходимо учесть, что в третьем и четвертом ракаатах в кыяме читается только сура Фатиха, без дополнительных сур.

Как делать обеденный намаз-зухр в 4 ракаата можно ознакомиться .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *