Как очистить сердце?

Игумения Викторина (Перминова)

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Москвы регулярно публикует на своем сайте беседы настоятельницы обители игумении Викторины (Перминовой) с сестрами. Предлагаем вниманию читателей одну из бесед, проведенных в светлые Пасхальные дни.

«И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити…»

В пасхальных песнопениях, среди самых радостных и утешительных для нас слов и мыслей, слышится прошение к Богу и о том, чтобы Он помог достичь чистоты сердца. Но возможно ли это на земле? Священное Писание и Святые Отцы своей жизнью отвечают нам: да, с Божией помощью, это возможно.

Сам Христос говорил о сердечной чистоте как о блаженстве, то есть о высшем счастье человека. Если бы это было невозможно, Он не давал бы такой заповеди. Откроем жития святых и жизнеописания подвижников – и мы увидим людей, живших на земле, имевших немощи, но постепенно достигших сердечной чистоты.

Чистые сердцем – кто они? Это люди, которые не только не совершают грех на деле, но и не носят в своем сердце нечистых мыслей, желаний и чувств. Они трудятся над очищением сердца, в результате чего освобождаются от привязанностей и пристрастий к земным вещам. По любви к Богу, они продолжают бодрствовать и трезвиться до последнего мгновения жизни, всегда ходят пред Господом и помышляют о Нем. Такие люди есть и сейчас, и мы можем последовать их примеру.

Но каким образом чистые сердцем узрят Бога, если, по словам апостола Иоанна Богослова, Бога не виде никтоже нигдеже (см. Ин 1:18)? Апостол говорит о непостижимости Божества, а Господь Иисус Христос – о степени близости к Богу. Наша жизнь и восприятие мира не ограничиваются узкими рамками одного чувства, например, зрения. Человек, живущий только тем, что он воспринимает внешним зрением, не имеет полноты бытия. Господь дал человеку внутреннее, духовное зрение, посредством которого он может воспринимать Своего Создателя и Его творение иным способом, без образов и чувственных представлений. К сожалению, духовное зрение в человеке искажено страстями и грехами. Но, чем чище становится человек, избавляясь от греховной скверны, тем более исправляется и яснее становится его духовное зрение, и он, в свою меру, приближается к Богу, чувствует Его и Горний мир. Известны и такие святые, которым Бог являлся, но это происходило неизреченным образом, в духовную меру каждого угодника Божия. Мы можем также сказать о том, что Господа Иисуса Христа современники видели во плоти, которая скрывала Его Божество, однако очень немногие ощутили и узрели в Нем Бога.

Чтобы становиться ближе к Богу, необходимо очищать сердце. Как же оно очищается? Приведу слова святого праведного Иоанна Кронштадского. Эти слова могут показаться скорбными, но на самом деле они утешительны и помогают правильно воспринимать то, что посылает нам Бог, чтобы приблизить нас к себе.

«Для очищения сердца, – говорит святой праведный Иоанн, – нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым сотворен человек в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (1Пет.1:15); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной».

«Нужны великие скорби, – как бы еще раз подчеркивает Кронштадский пастырь, – потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние греха… Все святые перенесли великие скорби и труды для стяжания сердечной чистоты, и никто не был увенчан без скорбей: одни претерпели многоразличные мучения от гонителей, другие самопроизвольно томили и удручали себя постом, бдением, телесными трудами, непрестанно бодрствовали в молитве и благоуханием ее отражали всякое скверное приражение греха, часто причащались Святых Таин, как самого могущественного средства к очищению, освящению и обновлению души и тела; непрестанно поучались в Слове Божием, занимались богомыслием. Иные из святых были проповедниками слезного покаяния, например, преподобный Ефрем Сирин. Искренние глубокие слезы особенно нужны нам, ибо они очищают скверны сердца и весьма много способствуют его спокойствию и блаженству, ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего все его беззакония и несказанно милующего его» .

Поясню, что слезы, о которых говорит святой праведный Иоанн – это не обязательно те слезы, которые льются из глаз. Можно плакать от обиды, досады, уязвленного самолюбия, неудовлетворенной страсти. А духовный человек может переживать пасхальную радость, но это не препятствует ему внутренне оплакивать свои грехи и глубоко сожалеть о том, в чем он оскорбил Бога. Смотрите, какое богатство и внутреннюю свободу имеет человек, пребывающий с Богом. Радость о Господе светло озаряет его душу, и скорбь не сокрушает его. Ни тихая радость, ни скорбь не лишают его внутренней собранности и того прекрасного состояния, которое называется миром и покоем в Боге.

Очищение сердца – это многотрудное, но спасительное и плодотворное делание. Многотрудное оно потому, что требует сосредоточенности ума и воли – нужно быть внимательным и не принимать тех страстных помыслов, к которым мы подчас привыкли, а мыслить и делать противоположное страстям. В одной из проповедей Его Святейшество Святейший Патриарх Кирилл сказал: «На пути духовной жизни, к которому призывает нас Церковь и святоотеческое наследие, мы должны научиться образовывать свой ум, свою волю и свое сердце. Ум образовывается для того, чтобы изгнать из него помыслы, ибо с помыслов начинается грех. Воля же образовывается для того, чтобы в ней запечатлелись добродетели. Но, может быть, самым важным является образование сердца человека, потому что в нем сосредотачивается духовная жизнь. Целью воспитания человеческого сердца является его чистота, ибо блаженны чистые сердцем, они Бога узрят (см. Мф. 5:8) …Св. Симеон Новый Богослов, рассуждая о чистоте сердца, отмечал, что в чистоте сердца проявляются добродетели – не одна, не две, не три, не десять, а все добродетели вместе, как одна» . Воспитание ума, сердца и воли взаимосвязаны. Не принимая греховные помыслы, а настраивая себя на молитву и Богомыслие и направляя свою волю к добру, к послушанию Богу, человек очищает и свое сердце. И в этом нам споспешествует Господь, посылая обстоятельства, которые помогают в очищении сердца.

«Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышенной добродетели», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) . Как принимать эти полезные, но неприятные для нас лекарства? Лучший способ – предавать себя в волю Божию, отдавать свое сердце Богу. Вот как пишет об этом святитель Феофан Затворник: «Святой Стефан говорит: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет… какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» (Деян. 7:48–49). Только нерукотворенный храм сердца вмещает Бога, как сказал Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его; и мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Как это совершается – непостижимо для нас; но так оно есть, ибо бывает очевидно, что тогда «Бог производит» в нас «и хотение и действие» (Флп. 2:13). Не рассуждай и только отдай Господу сердце свое, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито, и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя – Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение» .

Святитель Тихон Задонский рассуждает: «Сердце – начало и корень всех деяний наших. Что бо ни делаем внутри и вне нас, делаем сердцем – или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем, сердцем прощаем или озлобляемся; сердцем примиряемся или враждуем, сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся от Него; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся… Следовательно, чего на сердце нет, того и в самой вещи нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, но есть лицемерие; смирение не есть смирение, но притворство, когда не в сердце; дружба не есть дружба, но горшая вражда, когда вне только является, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: «Даждь ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23:26)» .

Если подытожить святоотеческие высказывания, то для очищения сердца необходимо трезвение и принятие воли Божией, то есть доверие и послушание Богу во всех обстоятельствах нашей жизни. И, в завершение нашей беседы, хотелось бы вновь возвратиться к словам нашего Спасителя: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). Господь не принуждает нас к этому, но показывает, что в чистоте сердца заключается наше благо и счастье, потому что быть с Богом – это самое большое счастье для человека. И да поможет нам Господь славить Его чистым сердцем, не только в песнопениях, но и в жизни.

Св. прав. Иоанн Кронштадский. Чистое сердце // Солнце правды. О жизни и учении Господа нашего Иисуса Христа. СПб.: Типография Сибирского акционерного общества печатного дела в России, 1902. С. 77–78.

Слово Святейшего Патриарха 6 марта 2009 г., в пятницу первой седмицы Великого поста в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 5. Приношение современному монашеству. 3-е изд. СПб., 1905. С. 442.

Куриные сердца — полезный и диетический субпродукт. Правильно приготовленные сердечки нежные по консистенции, обладают насыщенным вкусом. Чтобы получить полезное и изысканное блюдо, стоит узнать о нюансах обработки субпродукта перед приготовлением.

Зачем чистить куриные сердечки

Куриные сердечки обычно готовы к последующей термической обработке в том виде, в котором продаются в магазине. Чистить их необязательно — плёнки, жир, сгустки крови, которые могут присутствовать на поверхности или внутри сердец, съедобные и не оказывают значительного влияния на вкус готового блюда. Однако истинные гурманы и профессиональные повара считают необходимым очищать продукт от всего «лишнего», чтобы он выглядел аппетитно и благородно на сервировочном блюде.

Степень очистки сердец зависит от предпочтений хозяйки

Сторонники здорового образа жизни особое внимание уделяют удалению жира и плёнки с продукта. Эти части содержат большое количество калорий и холестерина.

Многие опытные хозяйки не считают необходимым чистить сердечки. По их мнению, жир и кровь лишь придают блюду насыщенность, а тщательную обработку продукта они считают напрасной тратой времени.

Что сделать необходимо

Чтобы получить вкусное, нежное и питательное блюдо из куриных сердечек, в первую очередь, нужно выбрать качественный продукт на рынке или в магазине.

Замороженные сердечки нужно размораживать постепенно

Сердца должны иметь гладкую блестящую поверхность однородного тёмно-красного цвета, без светлых или тёмных пятен. Оптимальным вариантом считаются свежие охлаждённые сердечки, но и замороженные могут быть не хуже, если они не замораживались несколько раз. Возможно, замороженный продукт будет иметь чуть более жёсткую текстуру после приготовления. Замороженные сердца важно разморозить щадящим способом, поместив в холодильник и сливая воду по мере накопления (агрессивная разморозка в воде или в микроволновке может негативно сказаться на вкусе и консистенции продукта). Затем произведите следующие действия для первичной очистки:

  1. Переберите сердечки, отсеяв кусочки других субпродуктов и прочих посторонних компонентов, если они имеются.
  2. Замочите сердца в холодной воде на 30–60 минут.
  3. Тщательно промойте, слейте воду. После того, как сердечки постоят в холодной воде, их нужно промыть
  4. Откиньте на дуршлаг и дайте воде полностью стечь.

Это необходимый минимум работ по подготовке к приготовлению выполнен. Теперь сердца можно варить, тушить, запекать в таком виде или подвергнуть дальнейшей более тщательной очистке.

Инструкция по тщательной очистке

Чтобы получить максимально «чистый» продукт, состоящий только из мышечной массы, потребуется удалить жир и плёнку, возможные фрагменты сосудов, кровяные сгустки. Произведите следующие манипуляции:

  1. Подденьте ножом тонкую плёнку (нитевидные волокна) и срежьте.
  2. Обрежьте сгустки жира и сосуды у «основания» сердца. После удаления жира масса продукта значительно уменьшается
  3. Если в сердечках есть сгустки крови, надавите на них, и они выйдут из тканей.
  4. Разрежьте каждое сердце пополам и вычистите внутри. Наиболее тщательная очистка куриных сердец производится и снаружи, и изнутри

Учтите, что после такой обработки сердец объём и вес продукта значительно уменьшится.

Отзывы и советы опытных хозяек

Видео: правила чистки и приготовления куриных сердечек

Насколько тщательно чистить куриные сердечки — каждая хозяйка решает сама. Необходимая степень очистки может быть указана в рецепте конкретного блюда. Главное, выбрать свежий продукт и тщательно промыть в воде.

  • Екатерина

Как говорят сами священники, делать акцент на гастрономических предпочтениях не так важно. Главное — это очищение духовное. От чего действительно стоит отказаться в период Великого поста, расскажет Артем Шарипов.

Мастера ударов и бросков не бросают тренироваться. Все идет по плану. Молитва, затем разминка, потом поединок. В православном бойцовском клубе пост не отменил занятия, но послабления есть.

Михаил Лисовский, руководитель и главный тренер православного патриотического клуба рукопашного боя: «Мы стараемся не выступать на соревнованиях в Великий пост. Это большие затраты энергии. И здесь у нас не такие большие нагрузки, как в другое время».

Когда-то Великий пост проходил без тренировок. Но знатоки приемов приняли решение — поддерживать спортивную форму так же важно, как развиваться духовно. В храме согласились. Благословили.

Артём Шарипов, корреспондент: «Тренировка в православном клубе — это не только физическое развитие. Бить по груше или того гляди по сопернику, помогают бороться еще и с собственными грешными помыслами, а духовная работа и есть главный смысл всего поста. Борьба с самим собой — вот в чем вся суть».

Святослав, спортсмен православного патриотического клуба рукопашного боя: «Очень часто, что возникают греховные помыслы. Ты приходишь в зал и отдаешь всю свою негативную энергию и выходишь осветлевшим».

Очищаться духовно — главное, говорят священники. Удержаться от дурных мыслей и поступков тоже очень важно, а еще лучше самому делать полезное. Встать наконец на пост лидера добрых дел.

Отец Владимир, настоятель Князь-Владимирского собора: «В Петербурге 70 процентов называют себя православными, вы представляете, если бы каждый из них, взял бы, они проверяли свое православие через конкретную деятельность».

Рестораны города меняют меню. Пост в тренде. Из одних овощей создают вполне съедобные блюда, и пусть набор продуктов скромный. Постная — не значит простая.

Кирилл Сухочев, бренд-шеф сети ресторанов: «Пост и вегетарианство — такое дело, хочется, чтобы свежими были, и корнеплоды, но не сезон, но мы стараемся».

Кто-то борется не с грехами, а с лишним весом, а так нельзя. Не рекомендуют рассматривать пост как диету ни священники, ни главное — диетологи. Здоровью вредить нельзя. По строгим правилам в первую неделю запрещено все, кроме хлеба и воды, потом разрешаются и овощи, и растительное масло. Вполне вероятен такой расклад: сел на диету — набрал вес.

Андрей Князьков, врач-диетолог: «Во время поста можно и набирать вес, если употреблять высококалорийные продукты. Но самое опасное, что можно конечно сбросить вес, а потом резко набрать вес, выходя из поста».

Великий пост — подготовка к Пасхе. К большому празднику верующие подходят очищенными духовно. Достигают просветления самоограничением — это время отказаться от суеты и дурных привычек, чтобы стать лучше. Самое время бросить курить, отказаться от интернета, навестить близких, наконец.

Очищение начинается с поклонения

«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (Коран, 26:88-89).

Духовное очищение человека лежит в сути исламского учения. Верующий, который стремится к довольству Всевышнего, будет стремится очистить своего сердце от грехов и от всего плохого, что отдаляет его от Творца. Жизнь – это испытание, данное человека, которое он должен пройти, сохранив искренность и веру в своем сердце. Ведь только искренне чистое сердце может замирать от поминания Всевышнего, искренне верить в Его единство и со смирением отдаваться Его воле.

Духовное очищение начинается с покаяния. Совершенные нами грехи являются препятствием к сближению с Всевышним, отдаляют нас от истинной религии и лишают счастья познать вкус веры. Человек несовершенен и ему свойственно оступаться, но оступившись, нужно совершить искреннее покаяние и просить у Всевышнего прощения, обещая больше не совершать подобного. Совершите покаяние с намерением исправиться и встать на путь духовного очищения.

В Коране сказано: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2:222).

Наш пророк Мухаммад (мир ему) сказал, что лучшие творения будут стремиться к покаянию 70 раз в день. Покаяние перед грехом снижает сладость его совершения и отпугивает от его совершения.

Любое поклонение очищает нас от грехов и ставит на путь духовного исцеления. Не теряйте сокровенное время напрасно, уделите его поклонению. Приучайте себя к поминанию Аллаха — вирд, который основан на Коране и хадисах Пророка (мир ему и благословение) и его жизни, а также на жизни его сподвижников. Смысл вирда – систематическое соблюдение определённых форм поминания, усердие в их соблюдении.

Ежедневное поклонение состоит из обязательных молитв, ежедневного чтения Корана и поминания Всевышнего – зикра и прославления пророка (мир ему). Старайтесь вовремя выполнять обязательные молитвы в нужное время. Помните, что отложив ее однажды на потом, вы всегда будете стремится к этому. Коран же является руководствам для праведной жизни каждого мусульманина. Коран очистит ваше сердце и наполнит его светом веры. Людям свойственно, утопая в повседневной жизни, забывать о религии и Создателе и вспоминать о нем только перед молитвой, или в моменты невзгод. Пусть ваше сердце никогда не теряет связи со Всевышним, где бы вы не были, при каких обстоятельствах не оказались пусть ваше сердце и сознание восхваляют Всевышнего за все благословения, которые Он послал, и просят у него пристанища от бед. А прославляя нашего пророка (мир ему), мы отдаем ему должное и выражаем благодарность за то, что он стал посредником между верующими и Всевышним и благодаря нему достигли радости Корана.

Коран – это мудрость, ниспосланная человечеству в дар. Ее может овладеть любой верующий, стоит только взять ее в руки. Об очищении души и обучении мудрости сообщается вместе, так как чтение Корана человеком, не прошедшим духовное очищение, не даст ему знаний, а если и даст, то от них не будет пользы. Ведь знания и мудрость представляют собой свет и драгоценность, место хранения которых, то есть сердце, должно быть чистым и свободным от всего низменного.

Духовное очищение – это дисциплина, и она невозможна без физического очищения и дисциплины. По мнению Имама Аль-Газали, желудок и гениталии управляют нашими желаниями и если держать их под контролем, то и остальные части нашего тело будут сдержаны. Сделайте свой рацион полезным, ведь причинять вред благословению, ниспосланному Всевышним, — это высшая степень неблагодарности. Употребляйте пищу дозволенную исламом, избегайте чрезмерного употребления еды. Проявляйте умеренность в еде, и во всех других действиях.

Совершайте дуа с просьбой избегать грехов. Изложенное выше необходимо сочетать с мольбой о даровании вам чистого сердца. Избегайте, храните себя от совершения греха. Как уже говорилось выше, грехи отдаляют нас от Всевышнего и веры. Отказ от совершения грехов закрепляйте совершением благих поступков, которые стерут их. Каждый мусульманин должен анализировать свои поступки, контролировать и перепроверять свой нафс. Ему надлежит привести в порядок внутренний мир и держать под контролем все свои действия для обретения чистого сердца.

Достигая Всевышнего человек проходит духовное очищение и становится обладателем чистого и искреннего сердца. Невозможно стать ближе к Творцу, не пройдя этот путь духовного исцеления, ведь Аллах любит только то, что исходит с искренностью и чистотой.

Имам Навави о приближение к Аллаху сказал:
Человек приближается к Всевышнему Аллаху, раскаиваясь во всем греховном и оскорбительном, ища религиозное знание в необходимом размере, стараясь постоянно находиться в омовении, исполняя обязательные молитвы в начале их времени в джамаате (коллективно), а также достоверные желательные молитвы, связанные с обязательными, всегда совершая восемь ракаатов необязательной молитвы аз-зуха, шесть ракаатов между вечерней (магриб) и ночной (иша) молитвами, ночную молитву тахаджжуд, которая исполняется, когда проснулся ночью, и молитву витр (нечетное количество ракаатов в качестве последней молитвы перед рассветом), соблюдая пост по понедельникам и четвергам, а также в «дни полной луны» (13-е, 14-е и 15-е число каждого лунного месяца) и в другие дни, когда похвально поститься, читая Коран с сосредоточенным сердцем, размышляя над его смыслами, много прося прощения у Аллаха (истигфар), всегда прося у Аллаха благословения для Пророка (мир ему) (салават) и совершая утром и вечером желательный зикр (поминание Аллаха).

Пусть Аллах очистит ваши сердца и приблизит вас к Себе!

ММ

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *