Как полюбить врага?

Владыко Человеколюбче Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты, по неизреченной любви Своей к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, сияеши солнце Свое на злыя и благая, дождиши на праведныя и неправедныя; Ты, Преблагий, заповедуеши нам любити врагов наших, добро творити ненавидевшим и обидевшим нас, благославляти клянущих нас и молитися за творящих нам напасть и изгонящих нас. Ты, Спасителю наш, вися на крестном древе, и Сам прощал еси врагов Своих, хульно ругавшихся Тебе, и молился за мучителей Твоих; Ты дал еси образ нам, да последуем стопам Твоим. Ты, о дражайший Искупителю наш, научивый нас прощати врагов, повелел еси вкупе и молитися за них; молюся убо Тебе, Иисусе Прещедрый, Сыне и Агнче Божий, вземляй грехи мира, прости отшедшаго (-ую) к Тебе раба твоего (рабу Твою) (имя) и приими его (ю) не яко врага моего, соделавшаго ми злая, но яко согрешившаго (-ую) пред Тобою, Молю Тя, безпредельный в милостех, Господи Боже наш, приими с миром, пресельшагося (-уюся) к Тебе от мира сего без примирения со мною; спаси и помилуй его (ю), Боже, Твоею великою и богатою милостию. Господи, Господи! Да не яростию Твоею, ниже гневом Твоим накажеши раба Твоего (рабу Твою), творившаго ми напасть, оскорбление, поношение и злохуление; молю Тя, не помяни сих прегрешений его (ея), но отпусти и прости ему (ей) вся сия по человеколюбию Твоему, и помилуй по велицей Твоей милости. Молю Тя, о Преблагий и Прещедрый Иисусе, яко уз адовых Решителя, смерти Победителя, грешных Спасителя, разреши рабу Твоему (рабе Твоей) сии согрешения, имиже, яко пленицами ада, связася усопший (-шая). Ты бо, Господи, рекл еси: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших»; о, да не будет сего! Со умилением и сокрушением сердца умоляю Тя, Спасителю Премилостивый, разреши ему (ей) сии узы злых наваждений и козней диавольских, не погуби усопшаго (-ую) гневом Твоим, но отверзи ему (ей), Жизнодавче, двери милосердия Твоего, да внидет во святый Твой град, хваля всесвятое и великолепое Имя Твое и воспевая неизреченную любовь Духа Твоего Святаго к погибающим грешникам. И якоже Ты, Благость вечная, помянул еси на кресте благоразумнаго разбойника, с Тобою распята, путесотворив ему вход в рай, сице, молю Тя, Всещедрый, помяни во Царствии Твоем и отшедшаго (-ую) к Тебе раба Твоего (рабу Твою) (имя) не затвори, но отверзи и ему (ей) двери милосердия Твоего, Твое бо есть, еже миловати и спасти ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Анна Валентиновна Кирьянова
24 января 2020, FB
Кто нас любил — можно понять иногда на закате дней.
Кто по-настоящему нас любил. Но лучше бы раньше понять, конечно, пока ещё можно что-то исправить или просто слова сказать. Нужные слова в нужное время самому нужному человеку. Только иногда его уже нет. Люди куда-то уходят в порядке очереди; а нам этот порядок неведом…
Девочку очень любил отец. А отчим противный был, мордастый и с усиками. Вечно прилизанный и аккуратный, чисто гробовых дел мастер или лакей. И девочка его терпеть не могла, этого отчима. Он к ней лез с наставлениями. Лез в дневник нагло. Заставлял делать уроки и часами разжевывал задачи. Бубнил и бубнил. Ловил на лжи, требовал быть честной, поучительные случаи рассказывал, как идиотке какой-то. Провожал в школу, потому что девочка-подросток иногда прогуливала занятия. Заставлял заниматься музыкой, хотя у самого слуха не было. И проверял посещения музыкальной школы.
Даже мама смеялась раздраженно и говорила, мол, отстань ты от неё. Что привязался? Пусть гуляет с друзьями, зачем ты поехал ее искать по дворам? Придёт, никуда не денется! А бабушка вообще называла отчима «козлом» и «мордой», — за глаза, конечно. Только при девочке.
А папа девочку любил. И раз в полгода она ездила к папе в большой город на недельку. Вот с папой было здорово! И с его новой женой. Они жили богато и сами были веселые. Можно было делать все, что угодно, хоть на голове ходить или курить в форточку. И папа тоже называл противного отчима «козлом», и ещё по-всякому, когда девочка жаловалась. Папа-то вынужден был уйти из семьи, так уж жизнь распорядилась, он встретил Анжелу. Но он девочку свою очень любил. И иногда давал ей деньги или покупал модную вещь; раз в полгода. Алименты, правда, не платил, доход был такой, неустойчивый. Но два раза в год, регулярно, приглашал дочку к себе и они весело проводили время.
Все девочку любили, только отчим был гадкий и противный, отравлял жизнь. Мама тоже сокрушалась, что совершила ошибку. И бабушка ее всячески поддерживала.
Однажды девочка так разозлилась на отчима за навязчивое вмешательство в ее жизнь, что даже пожелала «сдохнуть». Ну, всякое бывает. Отчим весь покрылся пятнами, побледнел, потом махнул рукой и ушёл. А потом снова взялся за своё. Прилез насчёт курения и вытряхнул из сумки учебники — искал сигареты…
Это долгая история. Девочка выросла и получила образование — отчим заставил поступить. И умер он, когда она закончила академию; успел оплатить учебу. Девочка особо и не переживала, не плакала. Отчим казался ей старым сорокашестилетним чужим дядькой, изрядно надоевшим…
Девочка поняла потом. Когда ей самой стукнуло сорок. И когда она стала думать о тех, кто ее в жизни любил. По-настоящему любил. Как умел, но любил. И, знаете, только отчима и вспомнила. Как он стоял а своём аккуратном костюме, при галстуке, и смотрел: дошла она до дверей школы или нет? Может, он ждал, что она оглянется и помашет ему. Ну, просто махнёт рукой на прощанье. Но она не махала никогда. Так и не попрощалась ни разу…
Тот, кто искренне любит, тот заботится. Но почему-то этот простой признак не видят и не ценят. Только потом понимают, кто в жизни любил по-настоящему…
Анна Кирьянова

главная → МОЛИТВА → Зачем и как молиться за врагов?

Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто огонь в керосин льешь пламя всё больше и больше разгорается.

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: Не ведят бо, что творят. Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься.

Люби же врага; не ему ты чрез это благодетельствуешь, а себе самому. Как? Делая это, ты уподобляешься Богу. Тот, если будет любим тобою, получит от того небольшую пользу; — он будет любим подобным себе рабом; а ты, если будешь любить подобного себе раба, то получишь великую пользу — ты сделаешься подобным Богу… Но что, скажешь, если он зол? Тем большая готовится тебе награда…
Такое расположение ко врагам более всего поможет нам и будет величайшим выкупом грехов наших в тот страшный день (суда).

Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имя рек), прости, Господи Человеколюбче, не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам недостойным.

Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов.
Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы — создание Твое; пожалей рабов твоих, и обрати их на покаяние», и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать.
Как любить тех, кто гонит Церковь Святую?
Когда Господь шел в Иерусалим, и самяряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришел погубить, а спасти» (Лк. 9, 54-56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись.

Возможно ли полюбить своего врага? И почему это так важно? Четвертая книга иеромонаха Григория, ученика преподобного Паисия Святогорца отвечает на эти вопросы и на примере святых отцов учит истинной любви. Любви, которая не делает различий на друзей и врагов, и, как ничто другое, приближает человека к Богу.

Часто, когда мы хотим оправдать себя, мы задаемся вопросом: «Разве возможно простить, и даже более, полюбить наших врагов?» Да, возможно! Первый, кто этому научил нас и доказал это Своей жизнью, — Христос, Который явил любовь Свою и Своего Отца, послужив даже до смерти на благо врагов, а не друзей, как говорит апостол Павел: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5: 8).

«Благой и справедливый Бог не дал бы заповеди любить врагов, если бы не даровал нам и силы это исполнить», — пишет святитель Василий Великий.

Жизнь святых — это дополнительное доказательство того, что с помощью благодати Христа возможно полюбить наших врагов. Апостол Павел, к примеру, так полюбил своих врагов, как мы не любим даже своих друзей. Потому что кто из нас отдал бы свою жизнь, или еще более, предпочел бы попасть в ад за своих друзей?

Но апостол, который любил Христа как никто другой, готов был отделиться от Христа, лишь бы спаслись те, кто его бичевал и забрасывал камнями (см. Рим. 9: 3).

Блаженный Златоуст дает нам практический совет, как можно легче прощать наших братьев: смотреть на свои грехи и осуждать самих себя за них. Используя такой метод, мы оправдываем других и одновременно исправляем самих себя.

И еще важно помнить, что человек, делающий нам зло, влечется к этому дьяволом. Архимандрит Софроний (Сахаров) также рекомендует:

«Когда кто-либо делает тебе зло, не смотри на него, но на беса, который им двигает. Весь свій гнев направь на него, а не на человека, который им руководится и которого пожалей».

Преподобный Силуан Афонский пишет по своему опыту о любви к врагам: «Сначала понуждай сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем… Без благодати Божией мы не сможем любить врагов».

Некий святой старец сказал: «Если услышишь, что кто-то ненавидит тебя и обзывает, отправь ему какой-нибудь подарок, чтобы иметь дерзновение пред Христом во время Суда». Потому что «ничто так не умилостивляет Бога, как любовь ко врагам и благотворение обижающим нас», напоминает Златоуст.

Однажды спросили авву Зосиму: «Как достигнуть того, чтоб не гневаться, когда унижают и злословят другие?» Он ответил: «Кто в сердце своем считает себя ничтожнейшим, тот никаким унижением не возмущается».

Преподобный Аммон советует нам в похожих случаях: «Внимай тщательно себе, чего ради вышел ты из мира и зачем ты здесь, — и всячески старайся, когда кто-либо причинит тебе скорбь, молчать и отнюдь ни одного слова не произносить. Молчи, пока сердце твое не успокоится непрестанной молитвою, и потом уже помоги брату, который огорчил тебя».

Лучшая помощь брату, который нас огорчает и обижает, — это незлобное отношение к нему и молитва за него.

«Какой труд будет для тебя молиться за врагов? — спрашивает преподобный Зосима. — То же ли, что копать землю? Или идти дальним путем? Или потери имущественные? Благодари за обесчещение. Потому что таким образом ты становишься учеником святых апостолов, которые, возвращаясь из судилища после побоев, радовались, что сподобились за имя Христово бесчестие принять (см. Деян. 5: 41). И они, как чистые и святые, за имя Христово приняли бесчестие… мы же должны с благодарностью принимать бесчестие, исповедуя, что справедливо терпим за худые дела наши. Но наша окаянная душа, которая, зная свои нечистые дела и видя, что достойно терпит то, что терпит, сидит и, обманывая совесть свою, сплетает помыслы, говоря: он мне то и то сказал, он оскорбил меня и поносил… Что удобнее, как любить всех, и что приятнее, как быть любимым всеми? И какого утешения не имеют заповеди Христовы? — Но произволение не устремляется к исполнению их; ибо если бы устремлялось, то при помощи благодати Божией все было бы для него легко».

Святые смотрят на каждого человека глазами Любви, даже на того, кто враждует против них. Однажды, сидя во дворе своей бедной каливы, старец Паисий заметил неизвестного, который прятался в лесу и следил за ним. Было похоже, что этот человек ищет удобного случая, чтобы обворовать келью старца. Подумав, старец сказал себе: «Должно быть, несчастный испытывает нужду». Не медля ни минуты, он ушел из каливы, оставив дверь открытой. Вор свободно зашел внутрь, но, к своему огорчению, не нашел в жилище старца ничего достойного воровства, а лишь соломенный матрац и несколько предметов самой ничтожной стоимости. «Хотя, — рассказывал старец, — вор и был человек дикий, неотесанный, но увиденное тронуло его сердце. Потом он уже сам принес мне продуктов». Раскаявшись, вор попросил у отца Паисия прощения, и тот простил его от всего сердца.

***

Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Не питай ненависти к человеку, делающему тебе зло… Не проклинай обижающего тебя; иначе причинишь вред себе и плода лишишься… Ты скажешь: «Но как это возможно?» Ты видишь, что Бог для тебя сделался человеком, что Он так уничижил Себя и так много пострадал за тебя, и еще ли спрашиваешь и недоумеваешь, как можешь ты прощать обиды равным себе? Не слышишь ли, что говорит Он на Кресте: Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *