Как понять что ребенок?

Содержание

Прорезывание зубов — это процесс, когда у младенца появляются молочные зубы, разрезающие дёсны. Многие родители естественно беспокоятся о боли, которую может испытывать младенец. Знание первых симптомов появления зубов поможет вам подготовиться к этому этапу развития.

Последовательность появления зубов

Зубы начинают резаться у большинства детей в 6 — 12 месяцев. Они появляются у младенцев попарно. Нижние передние зубы приходят первыми, а верхние передние зубы обычно прорезываются через пару месяцев. Затем появляются боковые нижние и верхние резцы, за которыми следуют первые моляры (зубы за клыками), клыки и вторые моляры. Итак, к трём годам, ребёнок будет иметь набор из 20 первичных зубов.

Возраст Типы зубов
Четыре — семь месяцев Центральные нижние резцы
Восемь — двенадцать месяцев Центральные верхние резцы
Девять — шестнадцать месяцев Боковые нижние и верхние резцы (рядом со срединными зубами)
Один год У ребёнка есть набор из восьми зубов
От тринадцати до девятнадцати месяцев Первые моляры (по два сверху и снизу)
От шестнадцати до двадцати трёх месяцев Клыки (по два сверху и снизу)
От двадцати трёх до тридцати одного месяца Вторые моляры (сначала появляются нижние зубы, а потом верхние)

Это обобщённый график роста зубов, но не все младенцы будут ему соответствовать. Некоторые будут его опережать, а у другие – отставать от него.

Когда следует беспокоиться, если не режутся зубы у ребёнка?

Средний возраст начала прорезывания зубов составляет около шести месяцев. Появление зубов до шести месяцев считается ранним. Если у малыша отсутствуют зубы до 13 месяцев, то это считается задержкой.

Не беспокойтесь, если прорезывание задерживается; оно варьируется от одного ребёнка к другому. Пока волосы вашего ребёнка, кожа и кости в нормальном состоянии, волноваться не о чем. Отсроченное прорезывание зубов не указывает на какую-либо проблему в общем развитии ребёнка.

Появление зубов может быть отложено из-за:

  • наследственного фактора;
  • плохого питания;
  • гипотиреоза (болезни щитовидной железы);
  • преждевременного рождения.

Однако, если вы полагаете, что наследственная причина отсутствует, и ребёнок получает достаточное питание, а зубы не появляются, тогда вы должны проконсультироваться с врачом. Но сначала обратите внимание на знаки, которые расскажут вам, когда может появиться зуб.

Симптомы

Уровень боли, которую ощущает ребёнок, будет разным для каждого малыша. Возможно, некоторые дети страдают больше, чем другие, когда у них прорезываются зубы. Болезненность и отёк дёсен перед появлением зуба, являются причиной дискомфорта, который испытывает младенец в течение этого изменения. Данные симптомы обычно начинаются, примерно, за три — пять дней до выхода зуба, и они проходят, когда зуб прорывает десну.

Признаки прорезывания зубов:

  1. Слюнотечение. Малыш с режущимися зубками, как правило, пускает слюни больше, чем в другие периоды, поскольку продвижение зуба и боль заставляют его держать рот открытым на более длительные сроки. В конечном итоге слюней будет больше, чем обычно. Легкая сыпь может развиваться из-за раздражения кожи вокруг рта, вызванного обильным слюнотечением. Если вы заметили, что одежда ребёнка постоянно сырая, прикрепите детский нагрудник и аккуратно вытирайте его подбородок на протяжении дня.
  2. Покусывание. Давление зубов, пробивающихся под деснами, приводит к сильному дискомфорту, который можно ослабить надавливанием с противоположной стороны (жеванием и кусанием). Младенцы с режущимися зубами будут грызть всё, что бы они ни находили, от специальной игрушки и погремушек, до материнских сосков при кормлении грудью и пальцев.
  3. Раздражение. Болезненные дёсны и режущиеся зубы вызывают дискомфорт, и вы обнаружите, что малыш раздражается слишком легко и в большинстве случаев суетливый.
  4. Опухание дёсен. Когда зубы режутся, они обычно прорезают десны, что приводит к их опуханию. Если у младенца дёсны опухли и болят, это знак, что скоро вырастет новый зуб.
  5. Хватание за уши. Ещё один признак болевых ощущений; боль во рту отдает по всей голове ребёнка, поэтому они тянут свои уши, предполагая, что это приведёт к облегчению.
  6. Плач, неспокойный ночной сон и умеренная лихорадка также ассоциированы с прорезыванием зубов. Из-за боли младенцы даже могут отказываться от еды.
  7. Зубы, видимые внутри десны. Самый очевидный знак того, что у младенцев прорезываются зубы — это их появление вдоль нижней части челюсти.

Симптомы обычно проходят самостоятельно, но врача следует уведомить, если они ухудшаются или сохраняются. При прорезывании зубов могут возникать симптомы во рту и на дёснах, но этот процесс не вызывает проблем в других частях тела.

Тип и тяжесть этих проявлений сильно варьируются у разных детей — например, у одного прорезывание зубов приносит большую боль и слёзы, а другой может пережить этот процесс без жалоб. Но вы, вероятно, можете увидеть хотя бы некоторые и, возможно, многие из выше перечисленных симптомов.

Как отличить симптомы появления зубов от признаков болезни?

Вероятно, это болезнь, если ваш ребёнок:

  • чрезмерно суетлив, что вы не можете его успокоить. Фраза «прорезывание зуба» наводит на мысль, что у младенца будет невыносимая боль, но она довольно мягкая. Немного лишней суеты — это нормально. Но, если ваш ребёнок так плачет, что не может уснуть или успокоиться, обратитесь к врачу;
  • имеет высокую температуру. Лихорадка 38°С или выше, вероятно, это указывает на инфекцию.

Ребёнок с режущимся зубом постоянно кладёт руки в рот, вследствие чего в организм может проникнуть инфекция, вызвав заболевание;

  • отказывается от любой еды (твёрдых продуктов и жидкостей). Некоторые дети избегают твёрдых продуктов, когда новый зуб пробивает себе путь. Но, если ребёнок также отказывается сосать грудь или брать в рот бутылку, поговорите с педиатром;
  • имеет насморк, кашель, рвоту или диарею. Нет никаких доказательств того, что прорезывание зубов приводит к каким-либо из этих проблем. Скорее всего, данные проявления указывают на то, что ребёнок болен;
  • имеет сыпь не только на лице. Часто обильное слюнотечение приводит к появлению сыпи вокруг рта, но если высыпания распространяются на туловище, руки или ноги, это может быть вызвано болезнью;
  • симптомы продолжаются более нескольких дней. Раздражительность, припухлость дёсен и слегка повышенная температура могут быть вызваны прорезыванием зубов, но только в дни перед и после появления зуба.

Поэтому, если ребёнок чувствует себя плохо несколько дней подряд, и вы всё ещё не видите зуб, вероятно, что-то ещё беспокоит малыша.

Исследования показывают, что насморк, рвота, диарея, высокая температура (более 38,9°С)
не ассоциированы с прорезыванием зубов. В одном исследовании установлено, что эти проявления не были в значительной степени связаны с появлением зубов. Кроме того, было обнаружено, что ни один набор симптомов точно предсказывает начало прорезывания.

Педиатры объясняют, что пассивный иммунитет ребёнка от материнских антител в это время пропадает, и малыш претерпевают воздействие широкого спектра патогенов. Таким образом, вероятно, что рвота или диарея у ребёнка имеют другую этиологию.

Средства для успокоения боли у ребёнка

Это мучительно для родителей видеть страдающего от боли ребёнка. Можно помочь ему получить некоторое облегчение с помощью этих средств:

  1. Часто, боль в дёснах облегчается при нежном надавливании на них. Поэтому многие специалисты советуют осторожно чистым пальцем потирать дёсны или дать ребёнку покусать чистую тряпочку.
  2. Если боль приводит к проблемам с кормлением, иногда соска другой формы или использование чашки могут уменьшить дискомфорт и улучшить питание.
  3. Холодные предметы также могут помочь уменьшить воспаление. Использование специальных колец для прорезывания зубов бывает полезным. Опытные родители обнаружили, что применение охлажденной влажной губки, холодной пустышки, ложки, замороженных бананов бывает эффективным в снижении дискомфорта. Избегайте долгого контакта чрезмерно холодных предметов с дёснами. Кроме того, никогда не помещайте в рот ребёнка предметы, которые могут привести к удушью (мелкие детали).
  4. Использование болеутоляющих препаратов. Существуют споры вокруг применения данных средств при прорезывании зубов:
  • хотя некоторые родители одобряют лекарства местного действия, исследования не всегда показывали их пользу. В мае 2011 года FDA (управление по надзору за качеством медикаментов и пищевых продуктов) выпустило предупреждение, призывающее избегать применение препаратов местного действия, содержащих анестетик, называемый бензокаином. Бензокаин является основным ингредиентом, который содержится во многих безрецептурных гелях и спреях. Предупреждение FDA указывает на связь с редким, но чрезвычайно опасным осложнением, называемым метгемоглобинемия. При этом состоянии значительно ограничивается способность эритроцитов доставлять кислород по всему организму, что может привести к тяжёлым последствиям и даже смерти. У детей с метгемоглобинемия появляются бледность, удушье, учащается сердцебиение. Такая реакция может появиться при первом применении или после нескольких воздействий бензокаина. Ребёнка с такими симптомами следует отвезти в приемное отделение ближайшей больницы;
  • системные препараты, такие как парацетамол или ибупрофен также помогут при боли. Проконсультируйтесь с педиатром относительно использования этих и других лекарств. Следует проявлять осторожность и не переусердствовать в их применении. Лекарство может маскировать важные симптомы, которые бывают необходимы для понимания состояния ребёнка;
  • гомеопатические средства и другие народные методы широко используются, есть ограниченное исследование их истинной эффективности. Использование гвоздичного масла, палочек солодки, фенхеля, зелёного лука, оливкового масла, корня имбиря и ромашки может быть эффективным.

Как долго длится боль?

Нет фиксированного времени для прорезывания зубов. После того, как первый резец появиться и боль успокоится, ребёнок снова почувствует дискомфорт, когда моляры будут пробираться сквозь десны. Крупные зубы могут вызывать больше дискомфорта и боли, чем передние зубы, потому что они большие по размеру и расположены в задней части альвеолярного отростка челюсти.

Способы ухода за детскими зубами

Первичные (молочные) зубы нуждаются в таком же качественном уходе, как и постоянные. Ранняя гигиена полости рта поможет предотвратить появление кариеса. Вот несколько советов по уходу за детской ротовой полостью:

  1. Очищайте линию дёсен ребёнка марлей или мягкой тканью.
  2. Предоставьте отдельные столовые приборы (миска, ложка и вилка) для вашего ребёнка. Не позволяйте другим использовать эту посуду, так как это может привести заражению инфекцией.
  3. Давайте ребёнку продукты, богатые витаминами и минералами. Ребёнку необходимы кальций, фторид, фосфор и витамин С для здорового развития зубов и дёсен.
  4. Избегайте сладких продуктов и напитков, поскольку они разрушают зубы.
  5. Приучайте ребёнка пить из стакана, а не из бутылки. Питье из бутылок приводит к разрушению зубов, так как медленный поток молока и соков накапливается во рту ребёнка и остаётся там в течение долгого времени.
  6. Как только ребёнку исполниться 18 месяцев, можно начинать приступать к чистке его зубов.

Как чистить молочные зубы?

  1. Стоматологи рекомендуют использовать фторидную зубную пасту после того, как появиться первый зуб ребёнка. Но количество пасты на щётке должно быть величиной с рисовое зерно до трёхлетнего возраста.
  2. Через три года количество можно увеличить до размеров горошины.
  3. Слишком много или слишком мало фтора может плохо отразиться на детских зубах. Его избыток может вызвать состояние, называемое флюорозом — распространённое расстройство, характеризующееся эрозией зубной эмали.
  4. Дефицит фторида приводит к кариесу зубов — состояние, при котором зуб распадается со временем из-за кислотообразующих бактерий и ферментируемых слюной углеводов. Кариес развивается в коронках и корнях зубов и воздействует на первичные зубы младенцев.
  5. Заменяйте зубную щётку ребёнка каждые три месяца, чтобы избежать бактериальной инфекции. Следование последовательной процедуре чистки поможет ребёнку привыкнуть к гигиене полости рта на ранней стадии.

  1. Для многих детей прорезывание зубов относительно безболезненно.
  2. Первый зуб может появиться в любое время от 3 до 15 месяцев, при этом у большинства младенцев прорезывание начинается от 4 до 7 месяцев.
  3. Если появление зуба вызывает симптомы, это происходит обычно примерно за 4 дня до и около 3 дней после того, как он выходит.
  4. Серьёзные признаки, особенно высокая лихорадка или рвота, обычно указывают на наличие заболевание и не ассоциированы с прорезыванием зубов.
  5. Не злоупотребляйте обезболивающими гелями и системными препаратами.

Как понять новорождённого – советы по определению потребностей грудничка

Уход за младенцем – тяжёлая задача, требующая немало знаний и усилий. Особенно тяжело приходится молодым мамам, ведь они впервые сталкиваются с заботой о ребёнке, и не осознают, как понять новорождённого. Со временем родители приобретут уверенность в своих действиях. Чтобы начать лучше понимать поведение грудничка, ознакомьтесь с нашей статьёй.

Связь между мамой и ребёнком

Каждая женщина понимает состояние своего крохи на бессознательном уровне, поскольку в период беременности мама ощущает толчки и шевеления малыша, даже может прощупать его тельце. Вся информация о внутриутробной жизни сохраняется.

Но теперь вы можете держать кроху на руках, и распознавать его желания и эмоции по звукам и мимике. Ребёнок начинает демонстрировать навыки коммуникации уже в 1.5 месяца – он улыбается, смотрит в глаза. С этого момента устанавливается диалог между мамой и малышом, и наступает полное взаимопонимание.

Почему малыш плачет?

У младенцев плач является единственной возможностью передачи информации родителям. Для того, чтобы кроха вырос психологически здоровой личностью, необходимо всегда реагировать на плач ребёнка.

Слёзы младенца всегда сигнализируют о какой-то потребности либо боли. Чем скорее мама придёт к крохе, тем быстрее выявит и предупредит возможные проблемы со здоровьем.

Как понять, что беспокоит новорождённого

К основным факторам, провоцирующим слёзы ребёнка относят:

  • голод;
  • жажду;
  • страх;
  • боль;
  • дискомфорт;
  • перегрев;
  • усталость;
  • отсутствие мамы.

Рассмотрим причины плача подробнее.

Потребность в телесном контакте

Младенцы – беззащитные создания, которые боятся оставаться одни, они нуждаются в постоянном присутствии мамы. Это даёт им чувство защищённости и стабильности.

Они часто плачут, желая, чтобы их взяли на руки. Таким образом дети чувствуют материнское тепло, которое дарит им положительные эмоции.

Первое, что нужно делать с новорождённым, когда он плачет, – взять на руки. Если малыш сразу успокоился, значит ему не хватало телесной связи с мамой.

Вы должны чаще обращаться к малышу, смотреть на него, улыбаться. Подобные действия способствуют совершенствованию слуха, зрения и речевых умений.

Дети также требуют присутствия мамы, когда чего-то пугаются: громких криков, стуков, чужого человека. При этом они громко и продолжительно плачут. В эти моменты нужно обнять ребёнка, дать почувствовать себя защищённым.

Физиологические потребности

Ребёнок постоянно плачет, когда голоден. Детей первого года жизни нужно кормить по требованию – когда они плачут. Со временем вы наладите чёткий режим кормления, и будете знать, когда малыш захочет есть.

Некоторые мамы не знают, как понять, что новорождённый наелся, и кормят его чаще и больше. Делать этого не стоит, так как можно нарушить процессы пищеварения, вызвав ряд проблем. Если ребёнок наелся, он выплюнет грудь либо бутылочку, отвернётся от неё.

Чтобы понять, что ребёнок не наедается, также не нужно иметь много опыта. Грудничок голоден, если тянет руки в рот. Кроха начинает плакать и капризничать уже через пол часа после кормления, дайте ему молока, и он успокоится.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, увеличьте объём молока для разового кормления. Также следите за прибавкой в весе: за неделю малыш должен набирать около 120 граммов.

Не забывайте про воду. Младенец может хотеть пить и сильно плакать, ведь он не способен объяснить это маме. Регулярно поите ребёнка кипячёной водой.

Малыши до полугода нуждаются в комфортном и продолжительном сне. Поэтому детские капризы могут свидетельствовать о желании отдохнуть.

Не все дети засыпают самостоятельно, мамам приходится носить их на руках и укачивать. Выберите подходящий ритуал отхождения ко сну уже сейчас, ребёнок запомнит его, и начнёт быстрее засыпать.

Также следите за состоянием подгузника. Ребёнок не сможет полноценно поспать в мокром наполненном памперсе.

Сильный плач также может свидетельствовать о том, что кроха замёрз. Потрогайте его ручки и ножки, если они прохладные, оденьте ребёнку что-нибудь тёплое.

Но не нужно кутать малыша, так как перегрев способен спровоцировать развитие заболевания либо появление сыпи. Во всём нужна мера.

Болезненные состояния

Большинство деток первых трёх месяцев жизни испытывают кишечные колики. Это объясняется недоразвитостью ферментативной системы, что ведёт к скоплению газов в кишечнике.

Понять, что у новорождённого колики, можно по сильному плачу, увеличенным параметрам живота, малыш прижимает ножки к животу, сжимает кулачки.

Чтобы облегчить состояние крохи, нужно:

  • массировать животик лёгкими движениями;
  • укладывать малыша на животик для лучшего отхождения газов;
  • поить травяным чаем;
  • давать средства, уменьшающие газообразование и стимулирующие перистальтику;
  • применять газоотводную трубку.

Если мама кормит грудью, то необходимо тщательно подбирать продукты питания для себя, чтобы не ухудшить состояние крохи.

Самой неприятной причиной плача ребёнка являются различные болезни. Молодые мамы иногда не могут определить, что младенец заболел. Поэтому при любых подозрениях на патологию обращайтесь к педиатру.

Несмотря на то, что дети до 6 месяцев редко болеют, так как «снабжены» материнской иммунной защитой, риск заразиться всё же существует. При посещении общественных мест, наличии старшего брата либо сестры, частых визитах гостей ребёнок может заболеть.

К основным признакам недомогания у грудничка относят повышение температуры тела (выше 37,5 градуса), ринит, кашель, слезотечение. Помимо простуды, высокая температура и насморк у ребёнка могут указывать на прорезывание зубов.

У некоторых детей первый зуб начинает прорезываться уже в 4 месяца. Состояние также может сопровождаться диареей, рвотой. У каждого малыша этот процесс протекает индивидуально.

Действия мамы

Первое, что должна сделать мама при плаче ребёнка, – взять его на руки. Таким образом устраняется самая частая причина капризов – желание телесного контакта с мамой.

Если малыш продолжает плакать, возможно он просит поесть, попить либо хочет поспать. Если кроха не унимается, смените ему подгузник, проверьте наличие опрелостей.

Постоянно плачущий малыш вынуждает маму испытывать стресс и напряжение. Женщина не знает, что делать, и впадает в отчаяние.

Следует быть готовыми к непредсказуемому поведению маленького человечка, ведь:

  • ребёнок может не прекратить капризничать, даже если для этого вы сделаете всё возможное;
  • некоторые малыши постоянно плачут на протяжении первого года жизни;
  • плач может так же внезапно закончиться, как и начаться независимо от предпринимаемых вами действий;
  • обычно дети начинают плакать без причины в конце дня.

Успокаивая своё чадо, важно быть уравновешенным самому. Дети чувствуют состояние взрослого человека, и могут капризничать в ответ на раздражённость и нервозность родителей.

Если малыш не унимается, вызовите педиатра на дом. Подобная реакция крохи может свидетельствовать о развитии заболевания. Чем раньше выявить источник плача, тем скорее настанет облегчение.

Психологи советуют петь новорождённым песни, колыбельные, включать классическую музыку. Успокаивающие мелодии способствуют расслаблению, снятию тревожности. Установлено, что ежедневное прослушивание классических произведений улучшает физиологическое и психологическое развитие детей.

Некоторые мамы, боясь избаловать своё чадо, не подходят к нему, если он плачет. Такое поведение неприемлемо, ведь новорождённые беспомощны.

Иногда плач может указывать на серьёзную проблему – малыш упал, срыгнул, запутался в одеяле. Вы должны полностью контролировать ситуацию, следя за состоянием младенца. А к воспитательным моментам нужно прибегать немного позже.

Если вы хотите осознать, как понять младенца, просто чаще берите его на руки, дарите ему своё тепло.

Вскоре вы научитесь понимать все желания своего малыша, ведь вы – его самые близкие люди. Помните, что груднички не плачут просто так, капризы всегда указывают на какую-то потребность.

Как научиться понимать?

Это кажется невероятным — что даже те слова, которые мы считаем всем известными и хорошо знакомыми нам, могут вызывать непонимание и путаницу. Обычная практика — в школах и при самостоятельном чтении — когда мы, читая текст, встречаем новое понятие, но даже не пытаемся выяснить что же оно значит, пробуя догадаться по контексту. Нас научили ещё в школе, что это всегда можно сделать. Так ли это?

Представьте, что вы пришли на первую лекцию для будущих фотографов по портретной съёмке. После знакомства и вступительного слова преподаватель говорит:

«На последней выставке я видел фотопортрет старика на фоне бревенчатой стены. Он получился просто превосходно, несмотря на то, что строение головы этого человека было довольно сложным для съёмки. Левая часть лица со шрамом этого старика и огромное левое ухо, которые были видны на этой фотографии, перекрыли бы всё восприятие от выражения его лица. Но фотограф использовал при съёмке французский флаг, и это решило проблему. Итак, на следующее занятие постарайтесь принести самостоятельно сделанную портретную фотографию, которая бы повторяла этот эффект. Возьмите свой французский флаг на следующее занятие, мы поработаем с ним в нашей студии. Если не найдёте в магазине, изготовьте самостоятельно. Я утром как раз проходил мимо магазинчика тут, за углом, они как раз получили подходящую ткань. До следующей встречи.»

Вероятно, вы испытаете некоторое замешательство. Надо же! Флаг Франции способен творить такие чудеса? А, может, сгодится флаг России? На самом деле у вас не возникло бы ни одного вопроса и вы могли бы с лёгкостью выполнить это задание. Но только в случае, если вы понимаете каждое слово из этого текста. Если нет — у вас будут проблемы. Слова, которые вы не понимаете, не дают вам действовать в изучаемой области. Прямо сейчас вы можете проверить это утверждение. Для этого остановитесь (не читайте статью дальше) и попробуйте выполнить задание преподавателя фотографии. Читайте внимательнее! Сосредоточтесь! (Стандартные советы школьного учителя, преподавателя в институте, родителей… Не так ли?)

Ну как, получилось?

Слова, которые вы не понимаете полностью и совершенно правильно, могут вызвать у вас определенные физические и умственные реакции вроде замешательства, головной боли, рези в глазах, и прочих. Приведённый выше отрывок не настолько велик, чтобы эти ощущения проявились в полной мере. Но вы сможете заметить за собой реакции, подобные описанным, когда будете изучать предмет, который не очень-то любите или не вполне понимаете. Если же вы испытали какие-то из этих ощущений, когда читали или перечитывали пример, то вероятнее всего вы не поняли словосочетание… «французский флаг».

На самом деле у этого словосочетания, как и у многих «обычных слов», не единственное значение. Французский флаг — это кусок чёрной (обычно хлопчатобумажной) ткани примерно 25 на 40 см, натянутой на проволочный каркас, который устанавливают над головой человека в 35−50 см от него и который приглушает свет, падающий от прожектора, чтобы сделать менее заметными какие-то части лица. Теперь перечитайте то, что говорил преподаватель и если вы пробовали выполнить его задание, вспомните, что именно вы делали и сравните с тем, что ожидал бы от вас преподаватель. Теперь вы, скорее всего, смогли бы выполнить его задание. Вы можете представить, что именно надо делать, не так ли? Как только человек правильно понимает все слова, он может действовать и действия его также будут правильными, вызывающими нужный эффект.

В технологии обучения описаны несколько способов прояснения слов, каждый из которых используется для своей ситуации. Однако, вся технология не ограничивается только этим. Она включает в себя и знание помех и препятствий в обучении, а также способы их устранения, технологию проведения демонстраций и проверок усвоения знаний, технологию подачи материала и даже организационные моменты процесса эффективного обучения. Эти инструменты очень точны. Подобно тому, как вы знаете, что если индикатор заряда батареи мобильного телефона близок к нулю, то его надо включить в сеть для зарядки, вы можете точно знать, что делать, если вы или ваш ученик вдруг начинаете усыпать за учебником, инструкцией или на лекции. И вы берёте точно тот инструмент из всего арсенала, который исправляет данную конкретную ситуацию.

Возможно, вас интересует, как появилась эта технология. Краткая история такова. Американский гуманист, философ, писатель, человек с очень широким кругом областей деятельности, которого звали Лафайет Рональд Хаббард столкнулся с тем, что не всегда мог передать свои знания людям, которые хотели у него научиться. Кто-то схватывал всё довольно быстро и тут же начинал действовать с неизменно отличным результатом, кто-то иногда почему-то получал неудовлетворительные результаты, а иногда попадались такие, у кого ничего не получалось, как их не ругай, какими словами не объясняй, хоть из кожи вон лезь.

Посмотрев на всё, что имелось на то время в области образования (это были 60-е годы прошедшего 20-го века), Хаббард не нашёл ничего, что гарантировало бы процесс усвоения информации другим человеком и появления у него способности действовать в новой области.

Тогда он занялся самостоятельными исследованиями причин неудач в образовании и вскоре проблемы были выявлены, классифицированы и даны точные способы устранения этих проблем. Технология была описана и передана в учебные классы. Позже ею заинтересовались педагоги, которые захотели применять эту технологию обучения в своих школах. Они основали организацию, которую назвали «Прикладное Образование». Со временем появились другие подобные организации, и теперь все они составляют всемирную сеть, у которой осталось то же название.

Чтобы изучить технологию обучения, достаточно обратиться в любую из организаций сети Прикладного Образования. Для первого знакомства может быть достаточно приобрести один из учебников, описывающих основы технологии обучения, но обычное прочтение этого учебника не сможет заменить хороший курс: изучение теории и практику по пройденному материалу. Точно так же, как чтение учебника математики или лекция по математике не сможет вас сделать способными вычислять — для этого нужна практика, какой бы простой не казалась теория.

Пример из математики: есть определённые правила для быстрого сложения и умножения (быстрых вычислений). Но просто прочитав их, вряд ли вы сможете сразу опередить человека, считающего на калькуляторе или компьютере. А достаточно попрактиковавшись — легко. Как это, говорят, умеют делать тайцы. Перемножить за пару секунд два 4−6-значных числа для них — пустяковое дело!

Практика очень важна. Кроме того, что это тренировка ваших способностей, практика — это способ избавиться от ложных положений в теории. Впрочем, это тема для будущих статей.

Будьте внимательны к словам. Идите по жизни с пониманием!

Елена Бабичева,
сотрудник АНО
«Прикладное Образование СНГ»

Теги: учебный центр, методы, понимание, Москва, обучение

Как научиться понимать себя (упражнение)

Начну, пожалуй, с того, что не у всех людей есть необходимость именно учиться понимать себя: этот навык складывается у ребенка в довольно раннем возрасте в процессе общения с родителями.

К сожалению, есть, конечно, люди, у которых он оказался вообще не сформирован. Как правило, это может случиться в семье с гиперопекающими и/или гиперконтролирующими родителями, которые с самого начала и вплоть до «изрядного возраста» дитя лучше него знают, чего он хочет и что он чувствует (если вообще готовы допустить, что он может что-то чувствовать). Получается, как в известном анекдоте:

  • Мама: Сынок, пора домой!

  • Сын: Мам, а я замерз или писать хочу?

Или же, наоборот, когда в словарный запас ребенка (соответственно, в лексический запас взрослых, его окружающих) вообще не входят слова, обозначающие чувства и желания. В этих случаях научиться понимать себя можно только в длительном общении с психотерапевтом или человеком, который, имея надежный контакт с самим собой, со своими истинными потребностями, чувствами и с реальностью, готов взять на себя функции родителя.

Однако, часто под влиянием тех же родителей или других важных взрослых, опыт (навык) понимания себя оказывается просто подавленным. Это может произойти, когда существует запрет на какие-то чувства в семье в целом или только по отношению к ребенку и/или какое-то особое (чаще негативное) отношение к естественному стремлению ребенка удовлетворить какие-то (или все) свои «хочу». Когда вместо того, чтобы научить ребенка осознавать и социально адекватно удовлетворять свои потребности, ребенку вообще запрещают хотеть и сосредотачиваются на «лечении его от эгоизма».

В этих случаях я обычно предлагаю одно простое-непростое упражнение. Освоив его, человек может научиться не только распознавать свои чувства (кстати, сначала было бы неплохо вспомнить, какие вообще они бывают, и пополнить этими словами свой лексикон:)) но и научиться определять истинные мотивы своих поступков, причины возникновения и особенности проявления своих эмоций и определять потребности за этим стоящие.

Упражнение нужно выполнять пять-шесть раз в день, до тех пор пока, со временем, оно не превратиться в стойкий навык. Оно состоит из пяти пунктов и представляет собой некий опыт «сканирования» себя в текущий момент. Возможно, вначале его выполнение будет требовать от вас определенной сосредоточенности и времени, специально отведенного на это, постепенно вы научитесь делать это мгновенно без отрыва от любой текущей деятельности.

Итак.

  1. «Сканирование» своих чувств: нужно (для начала обязательно проговорить) назвать словами чувства, которые есть у вас в текущий момент времени.

  2. «Сканирование» мыслей. Есть три сферы, в которых ваши мысли могут располагаться:

— сфера реальности, когда вы обдумываете непосредственно текущую деятельность или вспоминаете что-то (просто вспоминаете без додумывания деталей и оценки), или планируете что-то в ближайшем будущем (ближайшее будущее ограничивается несколькими ближайшими часами, все, что дальше — другая сфера)

— сфера иллюзий, к ней относятся все «если бы» касательно прошлого или текущего момента, все «может быть» и «наверное», типа: «наверное, он думает, что я…» и прочие мечты, планы и фантазии;

— сфера абстракций — все теоретические выкладки, опирающиеся на теоретические знания, все оценки чего бы то ни было: деятельности чьей-то и вашей, характеристик чего-то, кого-то или вас; генерализации, типа: «у всех людей обычно…» или «все продавцы всегда…» в общем, любые размышления, включающие слова «все», «всегда», «обычно»; а также мысли о том, что не имеет непосредственного отношения непосредственно к вам непосредственно сейчас, как то: размышления о политике, о спорте и пр. —

достаточно определить, в какой именно сфере и в какой её части находились ваши мысли в момент начала упражнения.

3. «Сканирование» своих телесных ощущений, включая состояние дыхания, желудка и кишечника, сердечной деятельности и те, которые могут быть вызваны переживанием определенных чувств: «кошки скребут», «сердце сжимается».

4. «Сканирование» восприятия реальности: что я сейчас вижу, слышу, ощущаю тактильно, на вкус и запах.

5. Определение, какой из выше описанных четырех пунктов явился отправной точкой для трех остальных.

Для начала, я предлагаю сосредоточиться на освоении первых четырех пунктов. Уже одно это часто приводит людей к большей осознанности и большему контакту с самим собой.

Часто, для большей наглядности, чтобы показать, как именно работает это упражнение, я рассказываю пару случаев из моей практики.

Однажды, ко мне на консультацию пришла женщина, которая с порога заявила примерно следующее: «У меня вообще-то все хорошо, и вообще, я белая и пушистая: и с людьми лажу и контакт легко нахожу…. находила…. обычно…. со всеми… Но меня повысили. И мне по должности положено, чтобы была секретарь… Но почему-то у всех коллег — секретари, а у меня — не пойми что, как «по объявлению»! Уже третью увольняю! Просто банально раздражают так, что вообще работать не могу!» После этого мы немного поговорили и я предложила ей это упражнение. Через неделю мы встретились вновь: «Я все поняла!!! Я вернула предыдущую секретаршу и она меня, представляете, не раздражает! (Заливистый смех)» На мой немой вопрос тут же последовал ответ: «Понимаете, я же кофеман! Я утром не выхожу из дома без внушительной чашки кофе… а потом два часа — в пробках… понимаете? А кофе-то мочегонный! А порядок «встречи начальника-меня» я своим секретарям сама составляла! И по этому «порядку» она (секретарь) должна входить в мой кабинет вместе со мной, ставить мне на стол уже готовую чашку кофе и одновременно рассказывать мне, кто уже сегодня звонил, о чем спрашивал и т.д…» Как вы понимаете, после большой чашки кофе и двух часов, проведенных в пробках, единственное желание человека, затмевающее все остальные желания и сводящее на нет вообще всю рассудочную деятельность — это желание скорее добежать до туалета. И когда на пути реализации этой витальной потребности возникает преграда в виде секретаря — единственное, на что эта преграда может рассчитывать, так это на то, что её не убьют… сразу.

Другая моя клиентка отыскала причину своей обидчивости. В какой-то момент она вдруг поняла, что большую часть времени её мысли находятся в фантазиях о том, как её хвалят, ставят в пример другим, как ею восхищаются. Любая встреча с реальностью, несоответствующей её фантазиям, приводила к самоуничижению, чувству вины, а затем к обиде, которая для неё была единственной возможностью избежать тяжелого переживания вины и «собственной никчемности». Позднее, постепенно она смогла усилить в себе так называемое self — ту часть личности, опираясь на которую она смогла «вернуть себе право на самооценку», и научилась внимательно относиться к своей потребности в любви-принятии и самостоятельно нести ответственность за её удовлетворение.

Единственная «опасность», которая может подстерегать человека на пути такого самостоятельного возвращения к себе, способная направить его по ложному пути и надолго лишить возможности видеть реальность — рационализация — защита, оберегающая от страха взглянуть на себя настоящего, не такого, каким вы привыкли быть для всех, оберегающая от страха встречи с собственной Тенью (помните сказку Шварца «Тень»?) Словари описывают эту защиту, как механизм, при котором «в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины.»

Научно доказано, что длительное кормление грудью — залог здоровья человека на всю оставшуюся жизнь.

Однако несмотря на многовековой опыт грудного вскармливания, всё ещё остается много вопросов. Во время приёма меня часто спрашивают, как проверить, наелся ребёнок или нет, что делать, если малыш не наедается грудным молоком?

Давайте попробуем разобраться с этими проблемами вместе.

Как понять, наедается ли ребёнок грудным молоком?

Чтобы маме легче было определить, наелся ли ребёнок, расскажу про некоторые особенности организма новорождённого. Младенец обычно спит по 2 — 4 часа. Значит, число кормлений совместно с ночными должно быть от 6 до 8 раз за сутки. Ваш малыш сосёт кулачок, вертит головой по сторонам и высовывает язычок? Он хочет кушать! Самое время предложить ему грудь.

Малыш по времени может кушать от 10 до 30 минут. Сколько он сосёт грудь, зависит от активности и аппетита крохи. Кто-то кушает быстро и торопливо, а кто-то медленно, с перерывами на отдых. Оба варианта считаются нормой и отражают индивидуальность вашего карапуза. Порция съеденного молока регулируется самим ребёнком. Наевшись, грудничок сам отпустит грудь.

Ребёнок плачет не только когда голодный. Плач может говорить о болях в животике, реакции на погодные условия, или младенец просто требует вашего внимания.

В первый год своей жизни дети интенсивно растут. Средняя ежемесячная прибавка массы тела грудничка за первый триместр (три месяца) составляет 800 граммов. Зная особенности своего малыша, внимательно наблюдая за его поведением и ежемесячной прибавкой, вы сможете определить, наедается ребёнок или остается голодным.

Два признака недоедания у малыша

Ребёнок не наедается, если:

  • он часто просыпается и мало спит, проявляет признаки беспокойства, много плачет;
  • плохо набирает массу тела за месяц.

Я, как сторонник грудного вскармливания, надеюсь, что ваш ребёнок ест достаточно. Но если родители определили, что молоком малыш не насыщается, сразу появляются вопросы, в чём причина, что же делать? Главное — не паниковать. Для благополучного вскармливания грудью необходимы правильное питание, полноценный отдых и оптимистичный настрой кормящей матери. Про питание я расскажу немного попозже.

Основные причины, приводящие к недоеданию

Причиной недоедания может быть:

  • гипогалактия — снижение выработки грудного молока;
  • неправильное прикладывание ребёнка;
  • плоские, втянутые соски;
  • лактостаз — застой молока, проявляющийся болезненным набуханием груди;
  • короткая уздечка языка.

Ещё раз напомню. Не переживайте! Все эти проблемы можно устранить.

Если истинная гипогалактия напрямую связана с наследственной предрасположенностью и образом жизни мамы, то остальные четыре причины находятся в зависимости от техники кормления грудью. Их можно скорректировать.

Гипогалактия

Гипогалактия – это состояние, при котором вырабатывается меньше молока, чем необходимо малышу.

И хотя в этом есть наследственная предрасположенность, образ жизни тоже значительно влияет.

Преодолеть эту проблему помогут несколько полезных советов:

  1. Питайтесь правильно. Есть нужно, даже чаще, чем вы ели до беременности. Предпочтительно перед каждым кормлением грудью. В списке самых полезных продуктов — мясо, творог, рыба, кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Желательно не употреблять в пищу цитрусовые и шоколад (могут вызвать аллергию); продукты, повышающие газообразование (бобовые, капуста белокочанная, чёрный хлеб, много мучного могут спровоцировать колики у малыша). Если молоко нежирное («как вода»), можно кушать в умеренных количествах сметану, орехи, свинину. От них молоко становится жирнее.
  2. Пейте больше (до 2,5 литров в сутки) жидкости. Отдавайте предпочтение простой чистой воде, зелёному чаю, компоту, морсу, кисломолочным продуктам.
  3. Отдыхайте. Кормящей матери необходим ночной сон не менее 8 часов и дневной отдых 1 — 2 часа в день. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  4. Чаще прикладывайте ребёнка. Приток молока при этом усиливается. В первые дни жизни малыша желательно кормить каждый час. Не забывайте про ночные кормления. За одно кормление давайте обе груди, заканчивайте той грудью, с которой начали.
  5. Общайтесь со своим ребёнком. Телесный контакт матери с малышом вызывает прилив молока.
  6. Обратитесь за поддержкой и помощью к мужу и родственникам. Очень важен психологический комфорт в семье.
  7. Травяные чаи для мам, содержащие тмин, укроп, фенхель, анис, предназначены для усиления выработки молока. Выпейте чашечку такого чая за час до кормления, постарайтесь расслабиться и отдохнуть. Вкус молока станет лучше, и малыш будет кушать с аппетитом.

Неправильное прикладывание ребёнка к груди

Неправильное прикладывание ребёнка приводит к неудобству и недовольству малыша, возникновению трещин на сосках, что болезненно для мамы. У крохи не получается в полном объёме сосать грудь, и поэтому малыш не может наесться.

Условия правильного прикладывания.

  1. Положение ребёнка: живот к животу, лицом к груди. Кормить лёжа или сидя, решать маме. Выбирайте положение подходящее вам обоим.
  2. Голова и тело малыша лежат на одной линии. Подбородок касается груди матери.
  3. Малыш должен захватывать сосок вместе с ареолой (пигментированная область вокруг соска).
  4. Нижняя губка малыша немного вывернута.
  5. Мама должна быть расслаблена и сконцентрирована на ребёнке.

Если у мамы плоские, втянутые соски, ребёнку тяжело сосать. Потребуется терпение и упорство. Со временем форма груди меняется, она смягчается, а соски становятся более вытянутыми. И через две недели проблема с кормлением исчезает. До этого времени можно использовать специальные накладки на грудь. Если нужно, молоко сцеживают и дают ребёнку из ложечки.

Лактостаз

Лактостаз — проблема, которая чаще возникает в первое время. Это происходит вследствие пребывания большего количества молока, и у ребёнка не получается полностью опорожнить грудь. Молочная железа набухает, становится болезненной, может повыситься температура до 38 — 38,5 градусов, но общее самочувствие при этом не страдает. При нагрубании молочных желез ребёнку тяжело сосать, и не все малыши могут справиться с этой проблемой.

При лактостазе рекомендуется следующее:

  • более частые прикладывания ребёнка;
  • перед кормлением сцеживать небольшое количество молока. Сцеживание смягчает грудь и помогает ребёнку;
  • массаж во время кормления, поглаживания от подмышечной области к соску;
  • когда закончите кормить, сцедите молоко до выделения нескольких капель;
  • носить правильно подобранный бюстгальтер, предназначенный для кормления.

Если нет эффекта от рекомендованных мероприятий (температура продолжает держаться на высоких цифрах, и вы чувствуете себя плохо) обратитесь к врачу для консультации и назначения лечения.

Короткая уздечка языка

Эта та ситуация, при которой ребёнок не может правильно захватывать и сосать грудь. Скорее всего, о короткой уздечке маму проинформируют ещё в родильном доме или позднее при осмотре участковым педиатром на дому. Эта ситуация, в которой родители сами ничего не сделают. Поэтому важно прислушаться к рекомендациям врача и следовать им.

Уважаемые мамы! Выявить и решить проблемы с кормлением вы можете самостоятельно. Но не забывайте, что участковый педиатр всегда готов прийти на помощь. Помните, кормить грудью может каждая женщина. Необходимо желание, правильный эмоциональный настрой, образ жизни и поддержка со стороны семьи.

Кормление должно приносить только радость. Успешного вам грудного вскармливания!

Противоречивые послания: ЧЕГО мы хотим от своих детей

Если вас упорно не слушается ребенок, подумайте, не получает ли он внутренне противоречивых посланий. Если ребенок не делает то, чего вы от него хотите, это не только неприятность, но и возможность. Возможность проанализировать вою жизнь, свои требования к ребенку и свои способы общения с детьми и с собой.

Большинство обращений ко мне с детьми старше 5 лет происходит по поводу инертности ребенка, нежелании учиться, заниматься спортом, что — либо полезное делать. На словах родители внушают ребенку, что нужно учиться, помогать по дому и вообще быть трудолюбивым. Но, понимаем ли мы, насколько сами способствуем тому, что дети не хотят делать усилий, к любой работе относятся негативно.

Почему вас упорно не слушается ребенок

  • Эксперимент «Чего я хочу от ребенка»
  • Ребенок должен сделать то, чего я не могу
  • Почему ребенок не следует моему примеру?

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Эксперимент «Чего я хочу от ребенка»

Выпишите 10 типичных требований, которые вы предъявляете ребенку. Среди этих требований могут быть и те, которые ребенок обычно выполняет, и те, которые он не склонен выполнять, «пропускает мимо ушей».

Пример:

1. Убирать за собой вещи

2. Выбирать для еды полезные продукты

3. Заниматься зарядкой

4. Читать полезные книги

5. Учить уроки

На втором этапе эксперимента задайте себе вопрос: делаю ли я то, чего требую от ребенка?

Не во всех случаях можно так прямо ответить на этот вопрос, но в большинстве случаев можно найти аналоги требований к детям в жизни взрослых. Так, например, вы не можете делать уроки, так как нигде не учитесь, но вы можете задать себе вопрос – не откладываю ли я дела по работе, которые должны быть сделаны? Или не избегаю ли я обучения, которое мне давно нужно пройти?

Результаты этого эксперимента могут быть самыми разными.

Ребенок должен сделать то, чего я не могу

Возможно, вы обнаружите, что требуете от ребенка того, на что сами не способны. Например, вы требуете от ребенка перестать таскать сладости, не чувствуя в себе сил отказаться от десерта. Или вы настаиваете, чтобы он читал книги, тогда как сами давно только смотрите видео в социальных сетях. Или вы требуете от ребенка усилий в учебе, тогда как годами не можете выполнить данное себе обещание подтянуть английский. Или вы выталкиваете ребенка в общение, тогда как сами болезненно стеснительны. Или вы разбрасываете свои вещи, но требуете от ребенка, чтобы он убирался.

  • Когда родители жалуются на необходимость идти на нелюбимую работу, они подают ребенку пример отношения к своим обязанностям в жизни.
  • Когда родители ничего не делают для собственного развития в профессиональной и личной областях, они учат ребенка быть пассивным.
  • Когда родители проводят за одним из многочисленных мониторов все свое свободное время, они моделируют для ребенка времяпрепровождение.
  • Когда родители недовольны большими домашними заданиями в школе или ждут, не дождутся каникул, чтобы самим отдохнуть, они учат ребенка ненавидеть свою учебу и стремиться к безделью.

В следующий раз, когда вы будете готовы отругать ребенка, что он не хочет делать свою работу «на отлично» задайте себе вопрос – а делаю ли я свою работу в жизни «на отлично»? Развиваюсь ли я в своей профессии, изучаю иностранные языки, занимаюсь спортом, читаю действительно хорошие книги, увлекаюсь искусством, поддерживаю вокруг себя гармонию и порядок, умею ли овладеть своими эмоциями? Большинство людей, если они захотят быть честными с собой, признают, что это не так. Взрослые часто пассивны в своей жизни, инертны, но они требуют наилучших результатов от детей.

Не лишне будет задаться вопросом – на каком основании ребенок будет делать то, чего не можете вы? Он такой же человек, ему тоже трудно и лень, а возможности мотивировать себя гораздо меньше, чем у вас.

Познай себя, прежде, чем ты захочешь познать детей. Прежде, чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других узнать, воспитать, научить.

Януш Корчак

Бывает так, что вся жизненная активность родителей (матери, как правило) сводится к обеспечению успехов ребенку.

Анна, мама двух девочек 10 и 13 лет была очень увлечена их развитием: кружки, музеи, книги – все было предоставлено детям. Однако, женщину беспокоила вялость девочек, всем они занимались как бы из под палки, и успехи были средние. Обидно было столько вложить в детей и получить такой блеклый результат. Сама Анна при этом не работала и признавалась, что давно махнула рукой на свою профессию (она была финансистом). Времени на работу не оставалось, все было занято детьми, да и стремления особенного не было. К своей внешности и здоровью Анна тоже относилась все равнодушнее: не было стимула хорошо выглядеть, не было времени заняться спортом и своим здоровьем.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

В этом примере дети получают два разнонаправленных послания. С одной стороны, им внушается мысль о ценности роста и достижений. Их водят на занятия и развивают самыми разными путями. С другой стороны, человек, занятый воспитанием наиболее плотно (мама) не является примером высокого развития человеческой натуры (при значительном, кстати, потенциале). Мама занимается при детях очень в сущности простым, хотя и трудозатратным делом: развозит девочек по занятиям и ведет хозяйство. Каждый, кто попробовал бы это делать, подтвердил бы, что дело это хлопотное и непростое. Но к такой ли жизни готовила Анна девочек, ради этого ли она возила их на все занятия? Конечно, нет. Однако, сама она именно такой пример взрослой жизни предлагала детям.

Подобных примеров очень много, родители как бы смещают фокус внимания со своего личного развития на развитие детей, пытаясь через них получить то, что самим получить очень трудно: успех, признание, уверенность.

Опасность тут может грозить с двух сторон:

1. Дети часто сопротивляются натиску родительских требований. Чем больше требований и чем старше ваш ребенок, тем больше вероятности, что он будет проживать «чужую» навязанную ему жизнь и сопротивляться ей. А чем меньше у родителей шансов реализоваться самим, без помощи детей, тем более настойчивыми они могут быть по отношению к детям. Это образует замкнутый круг: родители, чтобы реализовать собственные амбиции напирают на детей, заставляя их трудиться, дети в ответ на давление, становятся инертными и пассивными, что заставляет родителей быть еще активнее и круг замыкается.

2. Обычно плоды родительских усилий не вдохновляют их самих, кажутся незначительными и уж точно не могут восполнить всех потребностей взрослого человека в общественном статусе. Упрощенно говоря, наше общество не «платит» большим признанием матерям, вырастившим развитых детей. И одного того факта, что у вас прекрасный ребенок чаще всего недостаточно, чтобы почувствовать свою жизнь реализованной.

Почему ребенок не следует моему примеру?

А что, если вы обнаруживаете, что большинство требований, которые вы выставляете ребенку, вы выполняете и сами? Если дети согласны с вашими требованиями, то примите мои поздравления – это отличный результат, которым вы и сами, наверняка, довольны.

Но, бывает так, что большинство требований ребенок почему-то игнорирует, несмотря на очевидный положительный пример родителей. Давайте рассмотрим три основные причины, которые могут приводить к такой ситуации.

  • Эффект встречной ролевой дополнительности

Этот эффект проявляется сплошь и рядом в отношениях родителей и детей. Например, родители очень ответственны, включены в школьные занятия, а ребенок пассивен и безответственен. Родители в таком случае подменяют своей активностью деятельность ребенка, и его ответственность и инициатива не развиваются. Родителям, которые с энтузиазмом делают школьные проекты вместо ребенка не стоит ждать, что в один прекрасный день они увидят такой же энтузиазм у самого ребенка.

Другой пример, ребенок с задержкой развития речи часто воспитывается очень энергичными родителями, которые при любой попытке ребенка сказать нечто, стремятся пояснить, что он имел в виду, не давая ему развить новый уровень, речи, просто оберегая его от какой — либо необходимости в этом.

Примеры подмены и замещения родительской активностью деятельности ребенка можно приводить бесконечно. На днях наблюдала сцену в кафе: мама, нырнув под стол, энергично натягивала на своего ребенка (по виду, как минимум первоклассника) зимний комбинезон и ботинки. Мальчик при этом не только не помогал матери, но не проявлял даже малейшего интереса к происходящему, меланхолично разглядывая потолок. Нет никаких сомнений, что мама считала ребенка «несамостоятельным».

Если вы слишком активны, у ребенка не разовьются те качества, которые вы подменяете. Он не станет внимательнее, если пара зорких материнских глаз следит за каждой его ошибкой, он не станет ответственнее, если его все время страхуют и не дают столкнуться с последствиями его безответственности. Он не разовьет инициативу и тягу к познанию, если родители пичкают его информацией, еще им не востребованной и не принимаемой.

  • Родители на дистанции от ребенка

Если вы активны, общительны и любознательны, а ваш ребенок пассивен, замкнут и ничем не интересуется, то есть совсем на вас не похож, можно подумать о том, что все свои лучшие качества вы проявляете вдали от ребенка, а его фактически воспитывает кто-то другой. Да, вы его родитель, но НЕ воспитатель.

В семье Константина и Марины было двое мальчиков. Старшему 14, младшему 10. Оба родителя работали, имели успешную профессиональную карьеру, занимались спортом, саморазвитием, вели активную социальную жизнь. Семья обратилась к психологу с вопросом, который касался детей: младший имел социальные трудности, не мог общаться с детьми, старший был чрезмерно пассивен, имел проблемы с лишним весом. Родители были в отчаянии: дети не унаследовали ни их прекрасных качеств, ни стиля жизни. Выяснилось, что возможности непосредственно воспитывать детей у родителей никогда не было, этим занимались няни и преподаватели. Никто из нанятого персонала всерьез не был заинтересован в гармоничном развитии личности мальчиков, каждый занимался передачей своей порции знаний.

Если вы рассчитываете всерьез повлиять на развитие своего ребенка, надо быть рядом с ним, общаться, передавать свои взгляды и видение мира. Наибольшее влияние на ребенка будет иметь тот человек, кто ближе к нему. Кто это будет? Няня, бабушка, старший брат? Если вы оставили ребенка на попечение третьим лицам, то не удивляйтесь, что он будет «весь в няню». Все отговорки по поводу того, что вы были слишком заняты для того, чтобы растить собственных детей не смогут вас утешить, когда вы увидите результаты своих выборов.

  • Требования противоречивы

Бывает так, что обоснованные требования к ребенку, имеют «изнаночную сторону». Родитель на самом деле не хочет, чтобы они выполнялись. Так, родитель может требовать от ребенка самостоятельности и ответственности в школьных делах, но внутренне быть заинтересованным в сохранении своего большого влияния на ситуацию, необходимости своего деятельного участия.

Варвара Ивановна бабушка 8 летней Маши, постоянно сетовала, что ей приходится часами просиживать с девочкой за уроками. Она была пенсионеркой и посвящала всю свою жизнь, тому, чтобы как она говорила «вытянуть» ребенка. Маша, однако, была вполне нормальной ученицей и не нуждалась в том, чтобы ее страховали в любой мелочи и куда — то «вытягивали». Она училась не на пятерки, но ее уровень успеваемости никакой опасности для будущего девочки не представлял. На любое предложение чуть отступить, предоставить девочке немного больше самостоятельности Варвара Ивановна реагировала болезненно и агрессивно. Дело в том, что «беспомощность» девочки была косвенно выгодна бабушке, остро нуждавшейся в повышении своего статуса в семье и ощущении своей необходимости.

Мама обращается к психологу с проблемой неконтролируемой грубости дочери. Грубость обращена к бабушке, свекрови обратившейся. Никакие требования к девочке, угрозы и санкции не помогают. В процессе работы выяснилось, что у двух женщин (невестки и свекрови) крайне натянутые, хотя и спокойные внешне отношения. В этих отношениях масса невысказанного гнева и претензий. Девочка делает по отношению к бабушке то, чего не может позволить себе ее мать. И получает от матери невольное поощрение в этом. Внешне ее ругают за грубость, но в глубине души мать считает, что бабушка своим невыносимым характером заслуживает подобного обращения. И транслирует это дочери на невербальном уровне.

Если вас упорно не слушается ребенок, подумайте, не получает ли он внутренне противоречивых посланий.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Бывает, что требования к ребенку противоречивы и более явным образом. Например, от ребенка требуется одновременно тянуться к знаниям, побольше читать, стремиться узнать новое и «не умничать». Или ему дается установка «никуда не лезь», а потом его журят за робость. В таких случаях ребенок в очень затруднительном положении: выбрав одну тактику, он обязательно будет противоречить другой. Как правило, ребенок действительно выберет что-то одно и не сможет показать вам всю неестественность ваших противоречивых требований к нему. Но, вы можете увидеть ее сами, анализируя свои отношения с ребенком.

Если ребенок не делает то, чего вы от него хотите, это не только неприятность, но и возможность. Возможность проанализировать вою жизнь, свои требования к ребенку и свои способы общения с детьми и с собой.опубликовано econet.ru.

Каким вы хотите видеть своего ребенка? консультация на тему

Право на эмоции

Если задаться вопросом, каким вы хотите видеть своего ребенка, скорее всего многие ответят: «Послушным, спокойным, веселым, но не слишком шумным…» Гораздо проще, когда дети ведут себя спокойно — без ссор, слез и вспышек гнева.

Но в таком поведение немного пользы. Всем людям, даже самым маленьким, свойственно время от времени испытывать сильные эмоции. И если ребенок сердится или печалится, у него должна быть возможность заявить об этом. Ваша задача как родителя — научить не скрывать свои чувства, а выражать их приемлемым образом.

Гнев

Есть семьи, в которых детям запрещено высказывать свое недовольство в любой форме. Это неверно. Если ребенок сердит, он должен понимать причину своего гнева и знать, что для вас она также очевидна. Вы можете помочь ему, сказав: «Понимаю, чем ты недоволен, но все равно обзывать свою сестру — плохо».

Обязательно следите за собой. Обратите внимание на то, как вы справляетесь с гневом. Что позволяете себе «на эмоциях». Стоит ли говорить о том, что любые физические наказания, даже легкий шлепок или подзатыльник в запале ссоры будет расценен вашим сыном или дочерью как один из допустимых способов выражения эмоций?

Молчать — вредно!

Ребенок, который не может выразить чувства, не имеет возможности избавиться от них. Привычка замалчивать и прятать чувства может сохраниться и в будущем. Те, кому в детстве запрещали выражать эмоции, с возрастом накапливают все больше отрицательных переживаний, а это может привести не только к психологическим, но и физиологическим проблемам.

Неумение обсуждать переживания и эмоции часто становится причиной конфликтов и ссор, что наносит вред любым взаимоотношениям.

Если человек вырос в «ровной» атмосфере, без единой явной ссоры, он может так и не научиться понимать, что если люди ссорятся, это не обязательно означает разрыв отношений.

Тем, кто в детстве никогда не видел, как взрослые после ссоры могут жить друг с другом совершенно нормально, будет сложно наладить с кем-то прочные взаимоотношения. Такие люди боятся спорить с партнером, потому что всерьез считают, что, поссорившись, они могут расстаться навсегда.

«Замалчивание» своих переживаний и сомнений приводит лишь к тому, что все проблемы остаются необсужденными, и недовольство постепенно накапливается. Все это порой приводит к нервным срывам и сильным эмоциональным всплескам.

Плакать — полезно

Немногие родители придерживаются такой позиции. Скорее, наоборот, чаще можно услышать: «Ну что ты плачешь, не так уж это и страшно!» или «Не веди себя как маленький!». В таком случае ребенок быстро понимает, слезы — это определенно что-то неприличное и плохое. Плакать неправильно и непозволительно.

Нет необходимости переживать заранее, что малыш станет плаксой. В некоторых ситуациях слезы — естественная защитная реакция организма, поэтому куда полезнее сказать: » Ну хорошо, хорошо, поплачь. Так станет легче», чем: «Немедленно прекрати лить слезы!».

Для ребенка важно иметь возможность время от времени дать волю слезам. Кстати, как и для взрослого. Очень скоро, в садике или в школе, малыш самостоятельно научится не плакать тогда, когда в этом нет надобности.

Вы все равно его любите

Произошла ссора, и ваш ребенок провинился и показал себя не с лучшей стороны. Что дальше? Найдутся родители, которые сочтут необходимым донести до сына или дочери, в чем именно те неправы. Такое поведение только обострит ситуацию. Другая позиция — сердиться молча и не разговаривать с «виновником».

В любом из вариантов мы не позволяем ребенку освободиться от чувств, которые «давят» на него. Вероятно, он уже пожалел о том, как повел себя и готов раскаяться. Самое важное в такой ситуации — дать понять, что есть смысл попросить прощения и постараться изменить поведение. Вы все равно любите его, несмотря ни на что.

Когда спор окончен, дайте понять, что ваша любовь не исчезла и вы всегда готовы раскрыть свои объятия. Будьте великодушны настолько, чтобы принять извинения. Ведь в определенной мере обе стороны несут ответственность за конфликт.

Конечно, вы можете считать, что абсолютно правы и даже можете вернуться к обсуждению спорной ситуации еще раз. Но только не сейчас. Оставьте обсуждение на потом, когда ваши отношения снова станут ровными. Выберите момент, когда вы окажитесь с ребенком наедине. Только обязательно вдвоем, а не в присутствии людей, не имеющих к проблеме никакого отношения.

Модель — родители

Всем известен один из основных принципов воспитания: начните с себя. Всегда самой значимой моделью для ребенка служит поведение родителей — то есть вас. Если вы хотите научить детей говорить «спасибо» и «пожалуйста», не пренебрегайте этими постулатами вежливости и сами, если хотите видеть его добрым и отзывчивым, не скупитесь на щедрость и внимание к окружающим.

Так же и с эмоциями. Не бойтесь развенчать себя в глазах детей. Они и так со временем поймут, что вы несовершенны. Будет гораздо лучше время от времени давать волю чувствам. То, каким образом вы общаетесь с близкими, прочно закрепится в сознании подрастающего сына или дочери. Чем спокойнее вы будете воспринимать конфликты, тем легче ребёнку понять, что в них нет ничего страшного. Ведь даже обожаемые им взрослые время от времени могут сердиться.

Из материалов Журнала Mamsy

12 способов объяснить ребенку, что он не прав

Разумеется, мы любим своих детей, однако это не отменяет того факта, что иногда они действуют нам на нервы. Они могут быть капризными или прийти домой с ужасными оценками в дневнике. И иногда родителям просто необходимо донести до них свои мысли, поговорить с ними о том, что в их поведении нужно скорректировать. Все мы люди, и даже взрослых иногда захлестывают эмоции, которые превращаются в неаккуратно брошенные фразы, способные не только обидеть ребенка, но стать виновниками его комплексов, идей о собственной несостоятельности и нелюбви родителей. Порой мы и сами не осознаем, какой ущерб могут нанести наши слова.

Как говорит доктор Мег Микер, педиатр, мать и автор шести книг для родителей, язык, который мы используем для общения с ребенком, имеет первостепенное значение: «Я слышала множество фраз, которые родители говорят своим детям из лучших побуждений, но которые произносить вообще не стоит. Я всегда стараюсь подходить к вещам с точки зрения ребенка. Что видит ребенок, что слышит ребенок, что извлекает из этого ребенок?».

Одной из самых распространенных подобных фраз, которые говорят родители своим детям, по убеждению Микер, является: «Ты сводишь меня с ума». Возможно, в тех или иных ситуациях каждый из нас хоть раз в жизни произносил эти слова. Но, сказанные ребенку, они могут иметь наиболее разрушительные последствия. Даже если в какой-то момент ваше чадо перестает вас слушаться, начинает громко кричать и прыгать, когда вам хочется отдохнуть, плакать в очереди в магазине или хнычет и отказывается одеваться, когда вам нужно срочно отвести его в детский сад, – постарайтесь сообщить ему о своих эмоциях в правильной форме.

Существует еще одна фраза, которая кажется родителям более мягкой, но по сути ничем не отличается от вышеупомянутой: «Я люблю тебя, но сейчас ты мне не нравишься». «Это такой же способ сказать: “Ты сводишь меня с ума”, – утверждает доктор Микер. – Ребенок понимает это так: ты действительно меня не любишь».

Не стоит забывать, что именно от родителей дети узнают о том, что такое любовь и чувство собственного достоинства.

И если ребенок укрепится в мысли, что его мама и папа его не ценят, не заботятся о нем, то это может произвести на него долгосрочный негативный эффект. Казалось бы, одна фраза, но вред колоссальный.

То, как родитель общается со своим ребенком, имеет решающее значение для развития последнего. Если тот пример, который показывают детям папа и мама, отрицательный, то они будут учиться именно на нем (за неимением другого). «Я думаю, что родители не осознают, какое впечатление их поведение оказывает на детей, – считает доктор Микер. – Конечно, дети начинают им подражать. Если родитель кричит, то у ребенка это тоже входит в привычку. Если родитель постоянно критикует ребенка, то ребенок начинает критиковать сначала себя, а затем и всех окружающих». Хотя некоторым это может показаться преувеличением, родители должны помнить, что именно они формируют и направляют своих детей. Эти дети в конечном итоге вырастают и становятся взрослыми.

Как же сообщить ребенку о своих чувствах и эмоциях или попросить его о чем-то так, чтобы принести пользу, а не вред?

Один из самых главных советов детских психологов звучит так: постарайтесь исключить отрицания из советов или просьб, адресованных детям.

Они уверены, что фразы, начинающиеся с предлога «не» или слова «нельзя», детьми воспринимаются очень тяжело. Все дело в том, что маленькому ребенку приходится заниматься двойной переработкой информации. То есть, когда вы произносите фразу «нельзя делать», ребенок усваивает ее и ждет продолжения фразы о том, что делать можно. А его не следует. Поэтому все запреты необходимо излагать в положительном ключе. То есть вместо того, чтобы делать акцент на неразрешенном, говорите то, против чего вы не имеете ничего против.

Таким образом, привычные фразы («не спорь со мной», «здесь нельзя так громко кричать» и многие другие) стоит видоизменить, чтобы ребенок вас понял правильно и принял информацию к сведению. Какие еще популярные родительские советы и просьбы нужно формулировать по-другому?

Не кричи

Ребенок может не слышать себя со стороны и не знать, что говорит громко. Порой ему достаточно просто рассказать об этом. Правильным аналогом этой фразы может стать: «Говори, пожалуйста, чуть тише». Если вы добавите причину своей просьбы (например, «потому что у мамы болит голова»), то добьетесь лучшего эффекта.

Не трогай

Как правило, эту фразу произносят для того, чтобы оградить свои личные вещи от детских посягательств или для того чтобы уберечь ребенка от негативного воздействия опасного предмета. Если вы таким образом запрещаете малышу копаться в вашей шкатулке с украшениями – эти слова так и останутся для него из разряда непонятного: «Почему моей маме можно, а мне самому нельзя?». Если это попытка предостеречь чадо от того, чтобы он обжегся о горячий утюг, то она также будет не слишком плодотворной. Допустим, в этот раз малыш, испугавшись громкого звука вашего голоса, уберет руку. Но это не предотвратит подобных случаев в будущем, ведь для ребенка утюг – это один предмет, и не важно, холодный он или горячий.

Как же тогда сказать детям, что определенные предметы нельзя трогать? До определенного периода, пока ребенок не может осознать причинно-следственную связь, лучше обезопасить дом самостоятельно: убрать опасные предметы, закрыть розетки. Если вас раздражает, что он берет вашу косметику – просто не оставляйте ее там, где он может достать. После 4-5 лет стоит подробно объяснить своему чаду, что именно не стоит делать во избежание плохих последствий. Некоторые психологи советуют заменить слово «нельзя» на «опасно» – в данной ситуации оно более информативно.

Не бегай

Эта просьба, вероятнее всего, введет ребенка в замешательство, потому что он видит, как бегают другие дети на улице, и не понимает, почему он не может вести себя так же дома. Если вы спокойно объясните ему, почему не хотите, чтобы он вел себя таким образом, он будет к вам прислушиваться. Фраза «пожалуйста, ходи дома спокойно» донесет суть вашей просьбы гораздо лучше.

Не ври

Фраза «не ври» сама по себе звучит угрожающе, не так ли? Более того, она практически бесполезна. Если ребенок не хочет говорить правду своим родителям, то у него, очевидно, есть на то свои причины, на которые и стоит обратить внимание более мудрым взрослым. Если дети знают, что за то, что они сделали, их непременно накажут – захотят ли они быть честными? Ребенок не станет вам врать со зла. Если дочь использовала калькулятор в решении задач, то не потому, что хотела расстроить маму и папу. Вместо того, чтобы ругать ее, позанимайтесь с ней вместе математикой и объясните непонятную тему.

Когда вам необходимо узнать правду, то стоит быть дипломатичными и воздержаться от импульсивных угроз. Например, если вы хотите понять, участвовал ли ваш сын в школьной драке, то не нужно спрашивать у него об этом напрямую (заранее понимая, что ему проще ответить «нет»), а после этого сразу обвинять во лжи. Некоторые вещи нашим детям сложно произнести вслух, задача взрослых – помочь, сохранив доверие, а не ранить или обидеть. Попробуйте начать разговор так: «Я хотела спросить тебя об этом… Ты можешь ответить мне не сразу, ведь я понимаю, ситуация непростая. Как бы там ни было, ты знаешь, что я тебя все равно люблю и мне очень важно, что мы можем друг другу доверять».

Также стоит помнить, что дети всегда ориентируются на родительский пример. Если старшие члены семьи периодически ловят друг друга на «маленькой лжи», почему ребенок должен говорить правду и только правду?

Не пачкайся

Ребенок до определенного возраста не видит разницы между чистой и грязной одеждой. Делая обычное дело, играя в песочнице, например, он может быть неловким и делать все неаккуратно, потому что увлечен процессом. Если объяснить ему все спокойно, то в следующий раз он будет очень стараться, чтобы не расстроить маму, которая им гордится. Вместо того, чтобы ругать за нечистоплотность, попробуйте сфокусировать внимание ребенка на позитивной стороне вопроса: «Быть чистым – это красиво. Мне так нравится, когда ты у меня чистенький. Поэтому, пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз».

Не разбрасывай игрушки

Этот запрет по своей сути бессмысленный. Много ли вы видели детей, которые в процессе игры не наводили бы вокруг себя хотя бы небольшой беспорядок? Или могли бы вы сами приготовить ужин для семьи и не запачкать ни одного столового прибора, блюда или кастрюли? Разумеется, нет. Поэтому прежде всего вам самим стоит спокойнее отнестись к этому сопутствующему ущербу детских игр. Постепенно вы можете приучить ребенка к самостоятельности: превратите процесс уборки игрушек в игру и предложите ему к ней присоединиться.

Не глупи

Ребенок может решить, что он глупый, еще даже не зная подлинного значения этого слова, зато в более взрослом возрасте, это может перерасти в комплекс. Ведь этими словами вы даете оценку его умственной деятельности. Если вы хотите указать своему чаду на более разумное поведение в сложившейся ситуации, сделайте это с помощью другой формулировки: «Ты же у меня очень умный, давай попробуем сделать это вот так».

Не суй нос не в свое дело

Ребенка может сильно оскорбить то, что с ним не считаются. Он будет продолжать вмешиваться, потому что его, несомненно, заденет несправедливость ситуации. Если у вас с мужем происходит важный разговор, а дети от него только отвлекают, объясните им: «Для нас с папой очень важно ваше мнение, но сейчас мы обсуждаем скучную работу/неинтересные бытовые вопросы. Может быть, вы пока поиграете в лего или посмотрите мультфильм? Как только мы освободимся, то поиграем с вами вместе». Очень важно найти для ребенка другое занятие, пока вы заняты своими делами. Если ваш малыш находится в совсем юном возрасте, то иногда приходится корректировать свои планы под его нужды – благоразумное предложение устроить свой досуг самому тут не поможет. Если он очень устал, то лучше уложить его спать, а потом уже обсудить с мужем коммунальные счета за прошедший месяц.

Не ешь столько конфет

Ребенок не понимает того, что если съесть много конфет, то это негативно отразится на здоровье. Сладкое – это вкусно, а поэтому остановиться сложно. Постарайтесь договориться с ним другим способом: «Если ты съешь весь мармелад за один раз, то на завтра ничего не останется. Давай разделим его на две (или больше) порции?». Если он будет знать, что запасы сладкого не бесконечны, то захочет продлить удовольствие.

Не спорь

Бесполезно спорить с взрослым человеком, который вас не понимает, точно так же бесполезно спорить с ребенком. Если вы ставите ультиматум: «Мы никуда не пойдем, пока ты не наденешь шапку – и не спорь со мной», то ставите ребенка в положение без права голоса. А это не нравится всем людям вне зависимости от их возраста. Если ребенок чувствует, что к его мнению и желаниям совершенно не прислушиваются, то не только убеждается в том, что в этом мире все решает сила и власть, но и лишается возможности построить с вами доверительные отношения, а также приобрести необходимые для взрослой жизни коммуникативные навыки. Предложите ему поискать решения, которые устроят и его, и вас: «Ты не хочешь надевать синюю шапку, потому что она тебе не нравится? А как насчет красной шапки с изображением Человека-Паука?».

Или, например, бывают ситуации, когда ребенок очень хочет погулять подольше, а вам нужно вернуться домой поскорее и приготовить ужин. Вместо того, чтобы говорить: «Мы сейчас же идем домой и точка», подробно обрисуйте ситуацию своему сыну или дочери: «Я понимаю, как тебе хочется гулять, и погода сегодня чудесная. Но мне нужно успеть приготовить ужин до папиного прихода с работы. Представляешь, как расстроится наш любимый папа, если придет домой уставший и не найдет, что поесть? Давай ты сегодня поможешь мне приготовить ужин, а завтра мы с самого утра придем на эту горку?».

Не ной

Если ребенок чем-то расстроен или испытывает физический дискомфорт – дайте ему возможность рассказать вам об этом. Сам того не зная, он хочет, чтобы его пожалели, а если не достигает цели, то лишь умножает усилия. Обратите внимание на то, что его беспокоит, и предложите попробовать решить эту проблему вместе.

Не бери в рот грязные руки

Не стоит кричать и – что еще хуже – бить ребенка по рукам. Откуда он может знать, что брать в рот грязь вредно? Если вы опасаетесь за здоровье ребенка, то подойдите к этому вопросу в игровой форме. Например, разучите с ним стихотворение о вреде грязных предметов.

И никогда не забывайте о том, что именно мы – родители – являемся главным образцом для подражания для наших детей.

«Родители должны понимать, что дети всегда смотрят на них, – подводит итог доктор Микер. – Дети на самом деле не знают, кто они и какова их личность, во что они должны верить или даже что чувствовать. Поэтому они постоянно ищут подсказки относительно того, что родитель думает о них. Получая такие подсказки, они их усваивают – так и формируется их личность».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *