Как понять волю божью?

Основой этого изучения является понимание той огромной разницы, которую произвело сошествие Святого Духа касательно ежедневного познания Божьей воли. Откройте Деяния 1:24-26:

«и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам».

Поразмышляйте над этим отрывком. Спросите: что происходит в данной истории, что это за жребий был, и почему они бросают жребий, чтобы узнать волю Бога? В некоторых местах в Ветхом Завете бросание жребия было способом определения Божьей воли, поэтому это не было просто каким- то предрассудком. Бог вел Израиль через это. Два каменных предмета под названием «урим» и «туммим» бросали как кости, позволяя Божьему провидению проявить Его волю.

Итак, вопрос вот в чем, и вам стоит его задать: «Почему люди кидают жребий сегодня?»

Ответ мы можем найти в самом отрывке: прямо перед сошествием Святого Духа, записанным во 2 главе Деяний. После 2 главы книги Деяний замечается резкая перемена в рассказе, мы читаем: Филиппа восхитил ангел Господень (Святой Дух в англ. варианте) (8:39); Дух сказал ему (10:19); Дух сказал мне (11:12); быв послан Духом Святым (13:4) и т.д. Лука говорит, что могущественное присутствие Бога находится с Его людьми и знаком тому является Его водительство и раскрытие Его воли. Нет больше необходимости бросать жребий или кидать кости.

Ваши ученики должны знать, что быть христианином очень круто, потому что Бог их ведет и будет вести каждый день до конца жизни.

Конечно же, мы сегодня не слышим голос Бога в физическом смысле, поэтому спросите ваших учеников: «Как Бог раскрывает нам Свою волю?» Я бы еще спросил, помнят ли они момент, когда Бог ясно направлял их, и если такое было, то как Он сделал это?

На этот вопрос можно дать несколько ответов, а ответы даже можно разделить по категориям, но самый простой способ ответить – это использовать простую метафору: как в повседневной жизни вы определяете, куда вам идти? Вы используете ваши органы чувств, правда? (Обоняние, зрение, слух, осязание и, если лизнете асфальт, то и вкус.)

Точно так же мы определяем волю Бога, используя духовные органы чувств. Вы можете спросить, каковы эти духовные органы чувств. Одним из этих органов является Писание. Писание раскрывает нам волю Бога в целом касательно разных вопросов; нам нет необходимости молиться, чтобы узнать, Божья ли воля на то, чтобы мы ограбили банк или продавали наркотики в местном детсаде. К тому же, Бог способен обращаться лично к нам через Свое Слово. Хоть вам и нужно предупреждать своих учеников о том, что нельзя вырывать отрывок из контекста, вам также нужно быть осторожными не ограничивать способность Духа подчеркивать в отрывке некоторые идеи и принципы, которые могут нести личный характер в применении.

Второй наш орган – это мудрость, и ее можно найти в двух местах. Первое – мудрость исходит от зрелых христиан. Люди, которые живут с Христом уже много лет, научились успешно определять Божью волю и Его пути, и они могут помочь молодым христианам расшифровать то, что Бог им говорит. Второй источник мудрости – это наша собственная мудрость. На протяжении долгих лет мы накапливаем мудрость того, как нам Бог говорит и ведет нас. Спросите, могут ли они вспомнить что-то, что они приняли за волю Бога (решили начать с кем-то встречаться, потому что на светофоре загорелся зеленый свет), а теперь считают это глупым решением? Здесь вы можете рассказать парочку историй из своей личной жизни.

Третий орган – это обстоятельства. Бог также работает через обстоятельства. Спросите у своих учеников: «Через какие обстоятельства Бог проявлял к вам Cвою волю на протяжении последнего года?» Также я бы спросил: «В чем опасность простого следования за подсказками обстоятельств?»

Ответ заключается в том, что такие подсказки могут быть очень субъективными. Здесь вам хорошо сказать о соединительном принципе определения Божьей воли: равняться на наши духовные органы чувств. Часто мы используем несколько органов чувств – зрение, обоняние – для того, чтобы определиться, куда мы направляемся физически. В духовном мире ученик, ищущий Божьей воли, равняется на свои духовные органы чувств. Он ищет подсказки в обстоятельствах, мудрости зрелых христиан, а также согласованности между обстоятельствами и Писанием.

Нашим четвертым органом являются эмоции. Не секрет, что без присутствия других органов чувств на эмоции не стоит сильно полагаться, но Божий Дух не работает отдельно от наших эмоций и желаний, и то, что мы чувствуем относительно той или иной ситуации, может оказаться очень полезным в распознании Божьей воли. Если при мысли о том, чтобы стать адвокатом, вам становится не по себе, то Бог, скорее всего, не призывает вас становиться им.

И последний орган – это разум. Бог может вести нас через обычные размышления, и часто Он ведет. К примеру: если я съем две пиццы, я наберу в весе. Бог также с помощью чего угодно может давать нам мысли и идеи. Спросите своих учеников, проделывал ли когда-либо Бог с ними такое? В самом конце списка находятся также и наши сны, через которые Бог иногда может говорить к нам. Но они также имеют значительную библейскую подоплеку.

На данном этапе было бы неплохо спросить: «Есть ли какая-либо область, где вы на сто процентов уверены, что это была Божья воля?» Можно задать еще один хороший вопрос: «Как вы думаете, почему Бог не говорит яснее?» Один из ответов будет: «Потому что через это Он хочет приблизить нас к Себе».

Ладно , теперь, после того, как мы разобрались с основными духовными органами чувств, мы можем завершить одним очень важным принципом. Прочитайте Римлянам 12:1,2

«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Спросите их: «Что связано с познаванием Божьей воли?» и «Почему, представив свои тела в жертву живую, мы сможем узнать Божью волю?»

Определение Божьей воли включает в себя целый процесс обработки данных. Честно говоря, вы можете так исказить данные, что они будут говорить не то, что нужно, если вы не полностью желаете узнать Божью волю. Только то cердце, которое полностью подчинено Богу, может «переварить» информацию без попыток «подстроить» результаты. Это одна из истин, о которых говорится в этом отрывке. Хорошим примером здесь будут отношения. Вы всегда можете заставить данные указывать на «брак», если хотите. Но если вы полностью подчинились Христу, то сможете распознать и не упустить подсказок, указывающих в другие направления. Вот в чем заключается идея живой жертвы, полностью посвятившей себя следованию за волей Бога в любых обстоятельствах.

Вывод

Мы изучили пять основных духовных органов чувств, участвующих в определении того, куда Бог ведет: мудрость, обстоятельства, эмоции, разум и Слово Божье. Также есть два взаимосвязанных принципа, которые помогают нам мудро обдумать подсказки. Первое – посмотреть на соответствие подсказок и их согласованность с нашими духовными органами чувств. Не полагайтесь только на один орган чувств или один источник информации. Второе – мы должны быть полностью подчинены Божьей воле, иначе постоянно будем «подстраивать» результаты.

1 Иоанна 5:14-15 особенно подчеркивает важность соответствия наших молитвенных прошений Божьей воле:

1 Иоанна 5:14-15
«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, —знаем и то, что получаем просимое от Него».

В этом отрывке не говорится, что «когда просим чего, Бог слышит нас», здесь говорится: «когда просим чего по воле Его, Он слушает нас». А значит, чтобы наша молитва была услышана, нам необходимо молиться в соответствии с Божьей волей, которая, как сказано в Римлянам 12:2, есть «благая, угодная и совершенная». Следовательно, чтобы нам знать, чего ожидать от Бога, нам нужно знать волю Божью. Чтобы узнать чью-либо волю, необходимо, чтобы человек каким-то образом выразил ее. Точно так же и с Богом – Бог должен открыть нам, в чем состоит Его воля, либо через Библию, Слово Божье, либо через Святой Дух, данный нам при рождении свыше. Что касается Библии, если в ней, к примеру, говорится, что мы не должны заботиться о том, что нам есть, пить и во что одеться, а должны искать прежде всего Царства Божьего и Его праведности, и тогда все, что нам нужно, приложится (Матфея 6:25-34), то мы можем ясно видеть Божью волю относительно забот и расставления правильных приоритетов. Божья воля в том, чтобы Он Сам и Его Царство были нашими главными стремлениями, чтобы мы не заботились ни о чем, а вместо этого возлагали наши заботы на Него, и тогда «все остальное приложится вам» (Матфея 6:33). Тот же самый принцип действует и относительно многих других вопросов, имеющих одинаковый смысл для всех – таких, например, как спасение, исцеление и т.п. О таких вещах, которые, по Слову Божьему, однозначно согласуются с Его волей, нет необходимости ждать личного откровения от Бога. ОН УЖЕ СООБЩИЛ НАМ О СВОЕЙ ВОЛЕ В СВОЕМ СЛОВЕ!

Однако кроме вопросов общего назначения, полностью описанных в Слове Божьем, Библии, существуют некоторые вопросы, не описанные в Библии в силу своего индивидуального характера. Например, хотя Библия и дает мне некоторые общие указания1, в ней не говорится о том, какую именно работу я должен выбрать, в ней нет конкретных указаний о том, что завтра мне нужно поехать в определенное место и нести там определенное служение или о том, кто именно должен стать моим мужем или женой. Как же я могу узнать волю Божью относительно этих и подобных им вопросов? ПОСРЕДСТВОМ ДУХА, ДАННОГО НАМ БОГОМ для общения с Ним. Бог присутствует не только в Библии, вопреки мнению многих христиан. Он живет в нас Своим Духом, который Он дал нам и который имеет девять проявлений, перечисленных в 1 Коринфянам 12:8-10: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцеления, чудотворение, пророчество, различение духов, разные языки, толкование языков. Из этих девяти проявлений Духа слово мудрости и слово знания даны нам особо для получения знания и мудрости, чтобы разобраться в ситуациях, где человеческие разум и чувства бессильны. Поэтому в случае, когда я не уверен, какую работу мне выбрать или как мне поступить, я не должен обращаться к своему разуму или просто идти и пробовать, что из этого получится. Вместо этого я должен обратиться к Отцу и рассказать Ему все, что меня тревожит, а Он уже покажет мне, правильным и мудрым ли будет то или иное решение. Как написано в Иакова 1:5:

Иакова 1:5
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, —и дастся ему».

Бог на самом деле желает (это Его воля), чтобы мы обращались к Нему за мудростью и получали ее в изобилии и без упреков.

Подведем итог: вопреки распространенному мнению, Бог нигде не утверждает, что вся Его воля содержится исключительно в Его записанном Слове (Библии). Бесспорно, Его Слово дает нам указания относительно очень многих общих жизненных ситуаций и вопросов. И все же есть индивидуальные ситуации, которые не могут быть отдельно описаны в Слове. К ним относятся большинство наших ежедневных решений, о которых нельзя сказать, что Бог к ним равнодушен. У Бога есть воля относительно любого аспекта нашей жизни, и, если она не выражена в Слове Божьем, нам необходимо обратиться к Богу и попросить явить ее нам посредством Духа. Обращаясь вновь к 1 Иоанна 5:14-15, подчеркнем, что важно быть уверенным (посредством откровения Библии или духовного откровения) в том, что просимое нами соответствует воле Божьей. Если это так, мы можем быть уверены, что получим просимое, доверяя Богу. Если же то, о чем мы просим, не по воле Божьей, то, как написано в 1 Иоанна 5:14-15, …. ничего не произойдет, и это будет к лучшему.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

В течение жизни своей мы не раз оказываемся перед выбором, как нам поступить, по какому пути пойти, и не просто пойти, но чтобы этот путь соответствовал воле Божией о нас. А как узнать волю Божию? Как понять, что делаемый нами выбор правилен? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Как узнать волю Божию? В первую очередь через Священное Писание, непрестанно упражняясь в чтении его и изучая святоотеческие толкования и поучения. Еще об этом нужно много молиться, просить Господа научить Его воле.

Священник Петр Гурьянов:

– Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать.

Чтобы узнать или почувствовать волю Божию в том или ином случае, нужно много условий. Это хорошее знание Священного Писания, это неспешность в решении, это совет духовника.

Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, нужно, как говорит, апостол, не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (см.: Рим. 12: 2). По-гречески глагол «не сообразовываться» – значит: не иметь общей схемы с этим веком: то есть, когда говорят: «В наше время все думают так» – это некая схема, и с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию, необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов XVII века Френсис Бэкон называл «идолами толпы», то есть мнения окружающих.

Всем без исключения христианам сказано: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1–2); «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 17). Да и вообще волю Божию можно узнать только через личное общение с Ним. Поэтому близкие с Ним отношения, молитва и служение Ему будут необходимым условием для поиска ответа на наш вопрос.

Жить в согласии с заповедями Божиими

Священник Димитрий Шишкин:

– Как узнать волю Божию? Да очень просто: надо открыть Новый Завет, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, и прочитать: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). А освящаемся мы послушанием Богу.

Так что есть только одно верное средство узнать волю Божию – это жить в согласии с Господом. И чем более мы утверждаемся в такой жизни – тем более как бы укореняемся, утверждаемся в богоподобии, приобретаем действительный навык в осмыслении и исполнении воли Божией, то есть в сознательном и последовательном исполнении Его заповедей. Это общее, а частное вытекает из этого общего. Потому что если человек в какой-то конкретной жизненной ситуации хочет узнать волю Божию о себе и, допустим, узнаёт ее от некоего духоносного старца, но расположение самого человека не духовно, то он не сможет эту волю ни понять, ни принять, ни исполнить… Так что главное – это, вне всякого сомнения, трезвенная, духовная жизнь и внимательное исполнение заповедей Божиих.

И если у человека в жизни наступает какой-то важный период и он действительно хочет сделать правильный выбор, поступить по-Божески в той или иной непростой ситуации, то именно исходя из всего сказанного первое средство узнать волю Божию – это усилить свою церковную жизнь, то есть понести особый труд духовный: поговеть, исповедаться, причаститься, проявить большее, чем обычно, усердие в молитве и чтении слова Божиего – вот основной труд для того, кто действительно хочет узнать волю Божию в том или ином вопросе. И Господь, видя такое трезвенное и серьезное расположение сердца, обязательно даст понять Свою святую волю и даст сил для ее исполнения. Это факт, проверенный многократно и самыми разными людьми. Только нужно проявить постоянство, терпение и решимость в искании именно правды Божией, а не в угождении своим мечтам, желаниям и планам… Потому что всё названное есть уже своеволие, то есть не сами планы, мечты и надежды, а желание, чтобы всё было именно так, как нам хочется. Здесь вопрос действительной веры и самоотречения, если угодно, готовности последовать Христу, а не своим представлениям о правильном и полезном. Без этого нельзя.

Молитва аввы Исаии: «Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне»

На Руси принято просить совета в особенно важные моменты жизни у старцев, то есть у опытных духовников, наделенных особенной благодатью. Это стремление глубоко укоренено в традиции русской церковной жизни. Только, отправляясь за советом, нужно помнить, опять же, о том, что и от нас требуется труд духовный: крепкая молитва, воздержание и покаяние со смирением, готовность и решимость исполнять волю Божию – то есть всё то, о чем мы говорили выше. Но кроме того, еще обязательно и усердно надо молиться о просвещении духовника благодатью Духа Святого, чтобы Господь по милости Своей через отца духовного открыл нам Свою святую волю. Есть такие молитвы, о них пишут святые отцы. Вот одна из них, предложенная преподобным аввой Исаией:

«Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне».

Желать именно воли Божией, а не своей

Священник Михаил Гапоненко:

– Волю Божию можно узнать разными способами – через совет духовника или благословение родителей, через чтение слова Божиего или с помощью жребия и пр. Но главное, что должен иметь желающий узнать волю Божию, – это готовность беспрекословно следовать ей в своей жизни. Если такая готовность есть – Господь обязательно откроет человеку Свою волю, возможно и неожиданным способом.

Священник Святослав Шевченко:

Нужно внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов развития событий

– Мне нравится святоотеческий совет. Как правило, мы жаждем узнать волю Божию в тот момент, когда стоим на распутье, – перед выбором. Или когда мы предпочитаем один вариант развития событий – другому, менее для нас привлекательному. Во-первых, нужно постараться настроить себя одинаково по отношению к любому пути или развитию событий, то есть внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов. Во-вторых, искренне и горячо помолиться о том, чтобы Господь устроил все по Своей благой воле и сделал все так, как будет полезно для нас в плане нашего спасения в вечности. И тогда, как святые отцы утверждают, откроется Его Промысл о нас.

Быть внимательным к себе и своей совести

Священник Георгий Мерзликин:

– Будьте внимательны! К себе, к окружающему миру и ближним своим. Воля Божия открыта для христианина в Священном Писании: человек может получить ответ на свои вопросы в нем. По мысли блаженного Августина, когда мы молимся, то мы обращаемся к Богу, а когда читаем Священное Писание – Господь отвечает нам. Воля Божия есть в том, чтобы всем прийти ко спасению. Зная это, стремитесь волю свою во всех событиях жизни направлять навстречу Богу спасающему.

И «за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).

Священник Павел Коньков:

– Волю Божию узнать довольно просто: если совесть при испытании молитвой и временем не «бунтует», если решение того или иного вопроса не противоречит Евангелию и если духовник не против вашего решения – значит, воля Божия есть на то решение. Каждый свой поступок нужно рассматривать через призму Евангелия и сопровождать молитвой, пусть самой краткой: «Господи, благослови».

Доклад насельника Вознесенского Печерского мужского монастыря игумена Олега (Осипова) на межрегиональном совещании с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий

(Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 23 ноября 2018 г.)

Вновь и вновь мир бросает человеку вызов: а сможешь ли ты устоять перед соблазном и не «взять от жизни всё», сможешь ли отказаться от благ и удовольст­вий, которых всё больше и они всё доступней, сможешь ли стать себе врагом и, вопреки всеобщему мнению, развернуть течение свой жизни в противоположную сторону? Немногие же, решившись принять этот вызов, уходят из мира, дабы все­цело посвятить себя жизни по воле Божией. Но, оказавшись в уединении, вдруг обнаруживают, что вожделенной воле Божией непримиримо противостоит их собственная воля. И то, что в миру казалось гармоничным и понятным, в мона­стыре вдруг оказывается исполненным противоречий.

И вот, изо дня в день с раннего утра взывают монахи к Богу молитвой Господней: «Да будет воля Твоя!» (Мф. 6, 9–13). А вечером со слезами молят Пресвя­тую Богородицу: «Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего» (молитвы на сон грядущим). Получается, что желая и стремясь к проявлению воли Божией во всем мире, чело­век, пусть даже и монах, продолжает жить по своей собственной воле, о чем в конце и сожалеет. Откуда же берется это противоречие? В самом деле «откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю?» (молитвы на сон грядущим).

Господь создал нас по образу Своему и подобию, следовательно, наделил нас свободой и волей, поскольку Сам во всём волен и свободен (Быт. 1, 27). Но тут и возникает противоречие между свободной волей человека и волей Божества. Крайняя степень проявления человеческой свободной воли – это отрицание Само­го Бога, как говорит один из персонажей Ф.М. Достоевского: «Если нет Бога, то я бог… Если (Бога) нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие», (Достоев­ский, «Бесы», часть 3, глава 6).

Противоположная точка зрения сводится к тому, что человеческая воля полностью определена и ограничена необходимостью (объективными обстоятель­ствами, судьбой), душевным складом самого человека (например, наследственностью, сексуальностью, нажитыми в процессе жизни комплексами, маниями, фо­биями) или самой волей Божией. Казалось бы, о какой свободе человеческой воли может идти речь, если человек всецело зависит от Бога, имеющего власть жизни и смерти (Прем. 16, 13) и распоряжающегося даже «хотениями и действиями» Своих созданий? «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9, 20–21).

Подобные вопросы часто бывают камнем преткновения в рассуждениях о свободе человека и Божием Промысле. Однако они свидетельствуют о том, что задающий их смешивает разные планы бытия, исчерпывая действия Промысла исключительно сферой временной и земной. Меж тем человеку дано ещё в земной жизни «услышать глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68), и судьба его в вечности оп­ределяется его жизнью во времени. Благой Промысл Божий состоит в том, чтобы спасти каждого человека. Но в воле самого человека принять или отвергнуть своё спасение: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему» (Втор. 30, 15, 19–20). Итак, Господь всё даёт человеку для его спасения, ведёт его к жизни вечной такими путями, на которых всё, что ни случилось бы с ним, содействовало бы этой благой цели. Однако проявления Промысла Божьего далеко не всегда вписываются в земную логику человеческого разумения. Прежде всего, «благость Божия ведёт … к покаянию» (Рим. 2, 4). Это значит, что человек волен обратить любое зло, совершенное им и попущенное Богом, в покаянный плач. Даже и фараон, видя плоды своего ожесточённого сердца, мог бы положить начало своему исправлению (Исх. 7, 22–14, 8). Мог бы, но так и не покаялся.

Порой одно и то же волеизъявление Божие производит в разных людях разные действия, и это зависит уже исключительно от их воли. «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для Богу и простираемся к добродетели. Бог умножил сих пестунов, чтобы ты, осво­бодившись от них… не забыл Господа Бога твоего, не уклонился от Него и не впал в многобожие… Потому-то страданиями и страстями Бог умножил в сердце твоём памятование о Нем… Ибо откуда узнать бы тебе такую Его промыслительность и благопопечительность, если бы не встретилось тебе ничего противного?»

Скорби и страдания, посылаемые человеку, имеют промыслительный и спасительный смысл, о котором свидетельствует Священное Писание: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19); «Кого любит Господь, того нака­зывает» (Притч. 3, 12). Это, разумеется, никак не может вместить в себя куцый житейский разум. Именно он принимается роптать на Бога при столкновении с земными печалями и невзгодами. Однако Промысл Божий, даже и проводя чело­века «долиною смертной тени» (Пс. 22, 4), не оставляет Своего попечения о душе человека и не дает ему скорбей, превозмогающих его силы: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегче­ние, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13).

Ибо «Бог оставляет в пренебрежении тех, кого признает недостойными исправления… Поэтому нужно думать, что те, которые удостоились бичевания и исправления от Господа, принимаются уже в разряд сынов и удостаиваются люб­ви Божией» (прп. Исаак Сирин).

Путь спасения человека лежит через обретение им полного упования на милосердную волю Божию, веру в то, что у него «и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30). Именно поэтому «трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10, 24). И Господь порой сокрушает в человеке эти земные надежды: разоряет того, кто уповал на свой земной достаток, лишает земных по­кровителей того, кто уповал на князей, на сына человеческого (Пс. 45, 3), отни­мает талант у того, кто рассчитывал сберечь его, надежно зарыв в землю. Он низ­лагает в человеке все ложное, препятствующее спасению, и призывает его к Себе. Ибо только «уповающие на Господа наследуют землю» (Пс. 36, 9).

Творец вложил в человека свободное произволение, и это означает, что всемогущий Бог свободно ограничил Свое всемогущество ради того, чтобы сотворить свободу, которую Он пожелал даровать человеку. Свобода же лишь тогда и свобода, когда никто не властвует над ней и никто не распоряжается ею, кроме ее обладателя. Бог захотел, чтобы эта свобода свободно признала Его власть, сво­бодно припала к Его всеблагости, свободно поклонилась Его красоте. «Сын Мой! отдай сердце твоё Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои» (Притч. 23, 26). И чтобы это произошло не потому, что человек – наемник у Своего господина или послушный раб на службе у великого инквизитора, то есть не по причине челове­ческого поражения и слабости в противостоянии Божиему Промыслу и Божией власти, а по любви к Господу, по вольному избранию, по свободному признанию своего богосыновства: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Мо­ей» (Ин. 15, 10).

Однако в вопросе о взаимоотношении Бога и человеческой свободы возни­кает антиномия: Бог хочет, чтобы человек был Его рабом, и Бог не хочет, чтобы человек был Его рабом, но возлюбленным чадом (Еф. 5, 1), сыном (Мф. 5, 45), другом (Ин. 15, 14). Бог хочет, чтобы человек всецело доверился и предался Ему, и только Ему одному: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Втор. 5, 6).

И при этом Бог не попирает свободной воли человека, оставляя ему до са­мого последнего вздоха возможность свободного произволения. Поклонение Богу не превращает человека в «автомат добра», в человеке всегда при этом остается свобода предпочтения одной ценности перед другими, свобода творческого выбо­ра и решения. В этом есть и определенный риск: даже и подвижники, почти дос­тигавшие пределов совершенства, не были застрахованы от соблазнов произвола, от падений, и падений великих. Это с одной стороны.

С другой стороны, Христос сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Истина дарует человеку свободу, но не уничтожает ее.

Свобода в добре не есть самоубийство свободы по Фихте, но ее высшее осущест­вление. Человек становится тем более свободным, чем полнее он пребывает в ис­тине. Ибо, «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). И Господь сказал Сво­им ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает госпо­дин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Слышание и следование вечным глаголам освобождает чело­века, превращает его из раба в друга Христова: «Вы друзья Мои» (Ин. 15, 14). В конечном счете Божественная благодать ведет человека к обо́жению, в царство свободы из царства необходимости.

И вот призыв Спасителя к избравшим путь монашеской жизни (Ин. 8, 36): «Если Сын освободит вас, истинно свободны будете». Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *